В 2021 году половина российских компаний планирует нанимать временный персонал для привлечения к проектной деятельности. Это показал опрос Hays, в ходе которого высказались почти 5 тысяч респондентов. 15% из них планирует за счет аутстаффинга оптимизировать свои расходы. 7% опрошенных испытывают сложности с поиском подходящих сотрудников в штат.  

Компании Holyweb, которая специализируется на аутстаффинге ИТ-персонала, стало интересно, что стоит за этими цифрами. Они решили задать вопросы непосредственно тому, кто принимает такие решения — руководителю разработки на стороне клиента.

Глеб Корсунов, CBDO Holyweb, обсудил с Михаилом Кебичем, руководителем разработки публичного облака Mail.ru Cloud Solutions, какие существуют опасения относительно аутстафф-подрядчиков, как безболезненно подключить внешних специалистов к инхаус-команде и как влиять на их мотивацию. 

Приятного чтения!

Стоит ли бояться, что подрядчик выйдет из проекта или заберет половину команды?

Функция аутстаффинга — дополнять, усиливать или заменять команду заказчика. Это рабочий инструмент, у которого есть свои плюсы и минусы. Мы в Mail.ru Cloud Solutions им пользуемся — и нам он помогает. 

Страха, что подрядчик уйдет и кого-то заберет с собой, у нас нет. Этого стоит опасаться, если аутстафф-команда — основная или вообще единственная часть разработки. Иными словами, когда у вас либо нет собственных разработчиков, либо их меньшинство и они выполняют только поддерживающую функцию. 

Совет тут один: не складывайте все яйца в одну корзину, работайте с разными поставщиками. В конце концов, люди могут исчезнуть просто потому, что поставщик аутстафф-услуг обанкротился, и вы на это никак не повлияете. 

Кажется, что работать с одним подрядчиком удобнее, чем с несколькими сразу — ты уже видел людей в деле, знаешь на что они способны и доверяешь им. Но ты не можешь управлять внешними факторами, поэтому необходимо диверсифицировать риски.

С помощью аутстаффинга мы решаем задачи управления ресурсами — быстро привлечь под задачу дополнительные руки и так же быстро сократить этот ресурс, если он не нужен здесь и сейчас. Если кто-то из аутстафферов уйдет, на наш бизнес это никак не повлияет. У нас своя разработка: все, кто отвечает за предоставление сервиса в режиме 24/7, работают во внутренних командах Mail.ru Cloud Solutions. На аутстафф мы стараемся отдавать полностью отчуждаемые задачи, чтобы они находились в зоне ответственности одной команды разработки от и до. Это могут быть сложные и объемные проекты на нескольких месяцев. Впрочем, мы всегда стремимся уменьшать циклы разработки — стандартный спринт для инхаус-команды составляет две недели, и аутстафф двигается в том же ритме.

Как строить долгосрочные отношения с поставщиком и его командой? Опираясь на наш опыт, могу сказать, что внешнюю команду нужно тщательно встроить в рабочий процесс и обучать, так же как и собственных сотрудников. Для разработчиков это будет полезным опытом, а подрядчику мы таким образом показываем серьезные намерения и желание работать вдолгую — и можем рассчитывать на то, что они заложат резервные ресурсы на случай форс-мажора.

Как отношение инхаус команды к аутстафферам влияет на качество сотрудничества? 

Отношение внутренней команды разработчиков к аутстафферам может серьезно сказаться на продолжительности сотрудничества. Важно отслеживать, как они взаимодействуют. Момент притирки внешних и внутренних команд очень важный — мы тоже это проходили и в каком-то смысле до сих пор привыкаем друг к другу, хотя и работаем вместе с внешними членами команды довольно давно. У меня не было откровенно негативного опыта, но я могу представить, что в некоторых ситуациях действительно могут возникнуть трудности. 

Например, саботаж со стороны внутренних разработчиков, причиной которому может стать банальная ревность. Представьте: команда месяцами или годами пилит продукт, и вдруг приходят разработчики со стороны и начинают предлагать новые идеи, добавляют свой код (и критикуют существующий), требуют к себе внимания. Главное здесь — заранее донести до команд всю ценность их взаимодействия и убедиться, что все одинаково понимают общие цели. И, конечно, не пускать взаимоотношения на самотек, а держать их под контролем и вовремя реагировать на тревожные звоночки. 

Еще противоречие, которое может привести к конфликту, — команда внутренних разработчиков ориентирована на стабильность и долгосрочное развитие сервиса, а аутстафф-команда, наоборот, заточена на скорость доставки новых фичей здесь и сейчас. Разрешить его можно правильной постановкой задач и едиными требованиями к разработке.

Очень важно, чтобы все понимали задачи друг друга. Конечно, синхронизироваться за неделю не получится — это долгий процесс, и к этому нужно быть готовым. 

Например, мы делали несколько подходов с кросс-приемкой работ и постоянным ревью кода, много раз проговаривали особенности архитектурного подхода. 

Как доверять, но проверять? 

Универсальный совет — выделите сотрудника, который следит за загрузкой специалистов и администрирует всю работу аутстафф-команды.

Но, честно говоря, не думаю, что стоит внедрять специальные практики для контроля над внешними сотрудниками. Есть ключевые параметры — цена, качество кода и скорость работы. Меня, как заказчика, волнует, сколько денег я потратил и что за них получил. 

Если для эффективной работы программисту нужно играть на балалайке или в Dota — пожалуйста. Оценивать мы будем результат. 

Эта позиция в той же степени распространяется и на внутренних сотрудников Mail.ru Cloud Solutions.

Аутстафф-сотрудники не такие мотивированные, как штатные? Так ли это и как можно на это влиять? 

Мотивация зависит от множества факторов, в том числе от микроклимата во внешней команде, наличия переработок и в целом от того, как выстроены бизнес-процессы в компании-поставщике. Поэтому важно на этапе подбора подрядчика оценить не только скиллы отдельных специалистов, но и общую атмосферу в компании. 

При правильной организации процессов и хорошем онбординге вовлеченность и мотивация аутстфферов сопоставима с мотивацией штатного специалиста. 

Если проблемы с мотивацией внешней команды все-таки возникают, нужно незамедлительно общаться с руководителем команды со стороны поставщика. 

Нам приходилось менять как компании-подрядчиков, так и самих специалистов внутри проекта, если они не подходили нам по софт-скиллам. Под ними я, в том числе, понимаю возможность самостоятельно выполнять задачи и давать качественную обратную связь о проблемах на проекте.

Когда можно делать первые выводы об эффективности аутстафферов? Первый месяц работы самый важный? 

Оценка эффективности зависит от того, работает специалист внутри нашей команды или речь идет о полностью внешней выделенной команде.

Если аутстаффер работает внутри команды, то мы в Mail.ru Cloud Solutions оцениваем его точно так же, как и штатных сотрудников. Онбординг новых специалистов занимает столько же времени, они полностью интегрируются в команду и работают по той же системе и с теми же KPI, что и инхаус-разработчики. КПД каждого отдельного разработчика измеряется в зависимости от сложности сервисов и задач, с которыми работает его команда. Быть эффективным и попадать в сроки команды невозможно без качественной коммуникации.

Как правило, первый месяц работы не всегда дает объективную картину по эффективности. Разработчик на аутстаффе должен полностью погрузиться в предметную область, внутренние рабочие процессы — спринты, планирование, груминг бэклога, созвоны и обсуждения — корпоративную культуру и атмосферу заказчика. 

При оценке внешней команды мы смотрим на ее результативность. Качество коммуникации можно оценить уже в начале работы. Через 2-3 недели становится понятно, насколько аутстафферы проактивны, самостоятельно инициируют обратную связь или нет, сразу ли сообщают о возникшей проблеме, предлагая собственные пути решения.

Как найти баланс при подборе разработчиков — не перегнуть палку и не проглядеть подходящих кандидатов? 

Мы проводим полноценное техническое интервью — такое же, как для сотрудников Mail.ru Cloud Solutions, которых берем в штат. Обязательно уделяем внимание софт-скилам разработчика и его кругозору. Кроме того, устраиваем собеседование с руководителем команды и продуктовым менеджером. 

Этапы отбора не отличаются для аустафферов и членов инхаус-команды, ведь требования и для тех, и для других у нас одинаковые. 

Важно обсудить видение и требование к подходам, ожидания от результатов работы, а после того, как специалист попал в команду, грамотно провести процесс онбординга — без этого качественный результат не получить.


Аутстаффинг — относительно новая форма взаимоотношений между клиентом и поставщиком, и правила игры только формируются. Если тема вас заинтересовала, рекомендуем почитать другие статьи Holyweb об аутстаффинге: почему это выгодно и как успешно обходить подводные камни

Остались вопросы? Пишите в комментарии или Глебу в Facebook — ответим всем. 

Если вы хотите присоединиться к команде Mail.ru Cloud Solutions: прямо сейчас открыты вакансии Python/Go-разработчика в команду PaaS и Go-разработчиков в команды объектного хранилища и IAM.

Полный и актуальный список вакансий MCS.