Всякая дичь случается в жизни программистов. Кидают на деньги, таскают на допросы в налоговую, угрожают арматурой, обещают испортить репутацию. Сейчас, конечно, как-то покультурнее стало, но нет-нет да и случится какая-нибудь история, достойная публикации.
Сегодняшний герой – Сергей, имя вымышленное. Добро пожаловать в клуб анонимных обиженных программистов, устраивайтесь поудобнее, в комнату входит человек и говорит:
«Здравствуйте, я – Сергей. Мне запрещают разговаривать с клиентами. Но я в этом не виноват.»
Кто такой?
Сергей называет себя программистом, потому что его так научили. На первой работе в трудовой ему сделали запись: инженер-программист. С тех пор как-то привык. Современное деление на разработчиков, тестировщиков, аналитиков и кого-бы-там-ни-было не принимает, ну да и фиг с ним.
Работал во всяких местах, лет 15-20, в основном – на заводах. И программистом, и начальником программистов, и ИТ-директором. Знает автоматизацию бизнеса вдоль и поперёк, потому что долго сидел внутри и делал эту самую автоматизацию каждый день. Много работал с директорами, собственниками, подрядчиками, разными платформами и решениями. Большой специалист по эксплуатации и развитию систем. И зачем-то попёрся, на старости лет, во франч.
Франч – это фирма-партнёр 1С, которая занимается продажей, внедрением, доработкой и сопровождением программных продуктов 1С. С виду примерно то же, чем занимался Сергей, только на аутсорсе. Деньги примерно те же, но работа сильно разнообразнее, т.к. работать надо со множеством продуктов – ради этого и пошёл.
Первый обет молчания
У начальства были опасения, справится или нет. Как известно, заводских программистов обычно считают ленивыми толстозадыми упырями, которые только и умеют, что в носу ковыряться. А тут – новые современные продукты, постоянное развитие, драйв, ещё какие-то слова, которые на собеседовании сказали. Сергей сказал, что справится, на том и порешили.
Первую неделю к Сергею все присматривались. В первую очередь, из-за возраста – ему уже под 40, а вокруг – одни хипстеры. Дали одну задачу – сделал. Вторую – тоже. Быстро, красиво, сдал с первого раза. Вроде начало получаться, все ограничения были убраны: Серёга – наш чувак. Никакого поводка.
И тут повезло – обратился клиент с проблемой и программным продуктом, с которыми Сергей хорошо знаком ещё с завода. Устроили скайп, послушали, обсудили. Раздался первый звоночек – Сергей попросил сначала базу посмотреть, типа аудит сделать. Вообще, так не принято было, и все собравшиеся испытали смешанные чувства – радость и опасение. Клиент согласился.
Но опасения подтвердились. Сергей, как приличный инженер, посмотрел не только то, что относится к задаче, но и всё остальное. Устроили второй скайп, Сергей взял слово и полчаса рассказывал клиенту, как у него всё плохо в учёте, организации взаимодействия служб, говнокод местами пованивает и мозгов нет (он это называл «нет заведующего учётом – человека, отвечающего за правила работы в программе и понимающего их»). Да, в конце Сергей добавил, что задачу решить можно, но толку будет ноль – из-за остальных проблем клиент просто не получит удовольствия.
Клиент расстроился. Менеджер расстроился. Начальник Сергея расстроился. Сергей только не расстроился – думал, что здорово помог людям. Клиент ушёл думать. В тот же день позвонил менеджеру и сказал, что не будет работать с такой компанией.
Сергею устроили выволочку. Загоняли про клиентоориентированность, win-win-переговоры, «мы же тут деньги зарабатываем», ограничение контекста задачи и т.д. Сергей оправдывался, рассказывал про свой опыт работы на заводах, защищался, но ошибку так и не признал. Сказал, что не будет менять стиль общения с клиентами.
Сергей предложил, в качестве альтернативы, запретить ему с клиентами разговаривать. Начальство подумало-подумало, и согласилось. В конце концов, есть кому потрындеть – целый отдел менеджеров. В том, что Сергей – отличный программист, они уже успели убедиться – пусть этим зарабатывает на хлеб для себя и компании.
Так появился у Сергея короткий поводок. Никаких разговоров по телефону, скайпу, зуму или любым другим средствам голосовой и видеосвязи. Только электронная почта, и только через менеджера, чтобы тот мог рецензировать письма.
В принципе, Сергей был даже рад. Сел и начал просто решать задачи. В первый месяц по результатам он был на втором месте в компании. И почти все работы были сделаны по незнакомым ему программным продуктам – гипотеза «толковый программист в любом говне разберётся» подтвердилась.
Первая индульгенция
Но тут случилось неожиданное – к менеджеру обратился тот самый «сбежавший» клиент, и предложил возобновить переговоры. Причём, не на тему одной задачи, а решать весь список, предложенный Сергеем. По секрету признался, что походил по другим фирмам, и заметил большую разницу. Во-первых, только одна контора из всех захотела посмотреть их базу. Во-вторых, после этого они ни слова не сказали о каких-либо проблемах. А клиент часть этих проблем уже успел расковырять и убедился, что они существуют.
Пару дней была неразбериха – Сергей не знал, можно ли ему разговаривать с клиентом. Запретили же. Поэтому писал большие письма, а клиент требовал видеосвязи (не любит читать и писать). В итоге разобрались, поводок отпустили, Сергей начал работать.
Взялся, сделал, всё чики-чики. Не потому, что молодец, а потому, что уже такое делал на заводе. Там это называлось «навести порядок в учёте», и развлекаться таким образом приходилось после каждой смены главбуха или директора. Дела попёрли.
Появились ещё несколько клиентов, на разговор с которыми отправляли Сергея – лично или через средства связи. Определённые уроки Сергей всё-таки извлёк, и втихаря стал более вежливым – перестал тыкать клиента носом в его позорный учёт, просто невзначай упоминал, что есть ряд проблем, которые Сергей тоже может решить. Эта ненавязчивость была воспринята очень хорошо, и пресейлы с участием Сергея стали быстро превращаться в сейлы. Но пришла беда, откуда не ждали.
Поговорив с несколькими клиентами, Сергей всем им продал какие-то работы. И вот настал момент, когда эти работы надо делать. Как положено, все – одновременно, срочно, важно и «вы же обещали».
Второй обет
Сейчас лёгкое отступление. Во франче были: менеджеры, разработчики, консультанты и аналитики. Менеджер – это роутер между клиентом и всеми остальными. Сам ничего не знает и не умеет по существу проблемы, занимается только организацией работ, переговорами и т.д. Разработчик умеет писать код, но плохо представляет, зачем этот код нужен, поэтому работать может только по ТЗ. Это самое ТЗ может написать аналитик – он не умеет программировать, не знает программные продукты, но научился рисовать схемы, слушать заказчика, задавать уточняющие вопросы и что-то записывать в блокноте. Консультант знает программу, не умеет программировать, не умеет писать ТЗ, но может объяснить бизнес-задачу.
Сергей же умел всё вышеперечисленное, плюс понимал бизнес, знал проблемы эксплуатации системы и т.д. Не потому, что молодец, а потому, что на заводе по-другому никак. Это и стало проблемой – Сергей напродавал клиентам работ, которые мог сделать только он сам.
Чисто теоретически, наверное, можно было бы декомпозировать эти работы между аналитиками, разработчиками и консультантами, если бы не парочка трудностей. Во-первых, декомпозиция работы стоила дороже, чем сама работа (словами Сергея «это им сначала целый мир объяснить надо»). Во-вторых, эту декомпозицию мог сделать только сам Сергей (т.е. проблема нехватки времени Сергея не решилась бы, а лишь усугубилась). В-третьих, клиенту-то как объяснить увеличение стоимости работ в 2-3 раза?
Опять велели Сергею заткнуться. С горем пополам, нарушив все сроки, работы он сделал, в полном молчании. Когда цейтнот прошёл, вернулись к теме общения Сергея с клиентами, но начальство ничего путного предложить не могло. Решение принял сам Сергей – он будет ездить с менеджерами на пресейлы, но сразу будет обозначать, что работы будет делать кто-то другой. Ну и оценивать работы будет исходя из их распыления на разработчиков, аналитиков и консультантов – кушать всем надо.
Пресейлы
На том и порешили. Стал Сергей гонять на встречи, трындеть по скайпу, анализировать базы клиентов, предлагать решения. Но быстро всплыла проблема – а кто будет руководить этими небольшими проектами? Менеджер не может, он ни в зуб ногой. Вспомнили, что в компании есть каста т.н. «руководителей проектов». Вот их и натравили на клиентов после пресейлов. Однако, стал с пугающей точностью повторяться один и тот же сценарий.
Сергей приезжает, разговаривает, анализирует, предлагает – клиент в восторге. Сергей передаёт всю информацию руководителю проекта, тот «организовывает работы», едет к клиенту – и тот отваливается. По разным причинам, но всегда отваливается.
Сели, подумали, и решили, что виноват всё равно Сергей. Слишком велика разница между тем, что и как говорит клиенту Сергей, и что на другой день «повторяют» руководители проектов. Наверное, Сергей какую-то чушь несёт, отчего клиент радуется, а когда ему «нормально озвучивают» - почему-то отваливается.
Ну, чего делать… Опять запретили Сергею с клиентами разговаривать. Теперь и на пресейлы перестали брать. Однако, не хотели просто посадить его на программирование – видно же, что человек-то хороший. Решили дать ему программистов в подчинение, чтобы научил их быть, как он.
Новый виток
Сергей вспомнил, чему его учили собственники бизнесов, в которых он работал – нишу искать. Голубой океан, а не в красный лезть. Подумал денёк, и понял – надо заниматься сопровождением. Да и начальство к тому же выводу пришло.
Сопровождение – это когда у клиента уже есть программный продукт, неважно кем внедрённый, но нет своих программистов. Одним клиентам нужна небольшая поддержка каждый месяц, другим – развитие системы, третьим – решение массы накопившихся проблем. В компании этот процесс был организован очень просто. За каждым клиентом закреплён менеджер, он первично принимает задачи – и бегает по офису, ищет исполнителя (разработчики сидят в разных отделах, у каждого свой начальник и, соответственно, в каждой избушке свои погремушки). Исполнитель решает задачу, сдаёт клиенту, ждёт следующего бегающего менеджера.
Сергей, конечно, сделал немного иначе. Когда менеджер приносил задачу, Сергей «делал инвестицию» - подключался, смотрел всё остальное, находил проблемы, предлагал обсудить (или сразу решить). Три четверти клиентов не хотели выходить за рамки задачи (т.к. денег нет), поэтому Сергей просто отдавал задачу кому-то из своих программистов.
Однако, четверть клиентов, оценив компетенции и рвение Сергея, требовали встречи и обсуждения их проблем. Сергей честно сходил к начальству и спросил, можно ли ему разговаривать с клиентами. Начальство ушло думать и советоваться с менеджерами.
Менеджеры в той компании, в принципе, люди несчастные. Они не знают ни бизнеса, ни продукта, не понимают ни слова из задачи, не разбираются в квалификации специалистов (поэтому каждый раз вынуждены давать полный круг по офису, чтобы найти исполнителя). А получают процент с продаж.
И тут такая тема: большой специалист предлагает поехать к клиенту и нарыть ещё задач. Менеджеру, в принципе, можно даже никуда не ехать – он просто получит потом деньги за работы Сергея и его людей. Ни один менеджер не отказался. Начальство дало добро, но с учётом известных ранее проблем – не генерировать сложных задач, не отдавать потом клиента руководителю проекта, быть вежливым.
Сергей и поехал. От этих встреч он прям удовольствие испытывал, потому что попадал в абсолютно понятную, знакомую ему атмосферу: завод, стоит 1С, всё через жопу, но как-то крутится, надо навести порядок и развивать. Ровно так обстояли дела на всех заводах, куда он приходил устраиваться в штат. Ну и везде получалось.
И опять
И тут стало получаться. Клиенты радовались, сыпали задачи, Сергей раздавал их своим программистам, что-то делал сам (если сильно сложное), всё чики-чики. Но начали раздаваться тревожные звоночки – клиенты отказывались общаться с менеджерами. Задачи ставили напрямую Сергею и его людям. От менеджера требовалось лишь в конце месяца документы сделать и проконтролировать оплату.
Менеджерам-то всё нравилось, а вот их начальнику – нет. И тому, что над продавцами и программистами – тоже. Главный продавец быстро понял, к чему идёт – менеджер, в общем-то, не нужен таким клиентам. По сути, он просто принёс Сергею лид. За лид, вроде, правильно один раз заплатить, а не отстёгивать каждый месяц. Та же мысль пришла в голову главному начальнику – зачем держать менеджера, платить ему деньги, если работа программистов и клиента ведётся напрямую?
Главный начальник соображал медленно, а главный продавец – быстро. И решил «вытащить своих сотрудников из мутных схем» - по сути, практически запретил работать с Сергеем, отдавать ему клиентов целиком. Только разовые задачи, под неусыпным контролем менеджера. И, разумеется, без общения лично Сергея с клиентами.
Однако, ситуация уже вышла из-под контроля продавцов. Клиенты ведь, увы, не терпилы затюканные. Ещё вчера они общались с человеком, который понимал их с полуслова, а сегодня вынуждены снова «надиктовывать» задачи менеджеру, как на диктофон. Клиенты взбунтовались.
Особенно люто бесились те, что начали работать с компанией недавно, и только потому, что поговорили с Сергеем – никакой менеджер, включая главного продавца, их до того окучить не мог. Посыпались угрозы расторжения договоров. Пришлось снова снимать с Сергея обет молчания.
Новая надежда
Поняв и приняв опасения менеджеров, Сергей понял: надо сделать вид, что менеджер во взаимодействии с клиентом очень-очень нужен. Попробовал поговорить об этом с самими менеджерами, но увидел лишь беззастенчивое непонимание в юных хипстерских глазах. Из полутора десятков менеджеров выбрал двух, с которыми, по его мнению, можно было хоть о чём-то договориться.
Ну и договорился. Наделил их очень важными обязанностями, типа организации встреч и переговоров, отслеживания исполнения задач, разговоров по несвязанным с задачами поводам и т.д. И не просто попросил делать всё это – сказал, что сам никогда всего этого делать не будет, ни при каких обстоятельствах. А делать-то надо. Вот и острая необходимость в менеджере. Ну и начали работать.
И опять попёрло. Сергей работает с клиентом и его задачами, раздаёт их своим программистам, те быстро растут, т.к. работают в понятном контексте и под руководством человека, который понимает, что надо сделать и почему. Менеджер тоже всё время чем-то занят – или вопросы по текущим клиентам решает, или новых ищет, чтобы затащить их к Сергею.
Но, как мы помним, Сергей взял только двух менеджеров, а тринадцать остались, где были. Сергей с ними тупо не работал – так, по мелочи, разовые задачи брал для стажёров. Появилось неравенство среди менеджеров. Причём, не связанное с клиентами или личными заслугами менеджера. Единственным критерием успеха была работа с Сергеем и его командой.
Одних менеджеров, которые ничего не могли продать, увольняли. На их место нанимали новых, «с высоким потенциалом и горящими глазами», но через несколько месяцев выгоняли. Сергей даже не пытался уже их имён запоминать – смысла не было.
Начальство, наблюдая за всем этим, периодически спрашивало или требовало, чтобы с остальными менеджерами Сергей тоже работал. Тот, в принципе, был не против, и давал шанс какому-нибудь новому, или старому менеджеру.
Но счастливчик упускал свой шанс за 1-2 дня. Сыпались на мелочах – не ответили на письмо, не согласовали время встречи, не озвучили стоимость работы и т.д. Не потому, что люди плохие – просто работать не умели. И, увы, не хотели учиться – после каждого своего косяка прибегали и пытались устроить скандал на тему «программисты совсем охренели». Тут же попадали в блэклист, и вся команда Сергея получала приказ никогда с этим менеджером не работать.
Вообще дичь какая-то
Однако, долго там продолжаться не могло. Сергей понимал, что когда-нибудь ему перестанет хватать двух менеджеров – его команда росла быстро. На тех, кого нанимают в продавцы, он без слёз смотреть не мог. Но продавцы нужны.
Сергей подумал и решил, что будет сам их растить. Пусть нанимаются и числятся они в другом отделе, он просто выберет одного человека, «подпустит» к своей команде, всё объяснит и будет новому менеджеру помогать стать профессионалом. Так и сделал.
Но опять столкнулся со старой проблемой, только на новый лад. Менеджер, принимая задачу от клиента, естественно, ни слова не понимал. Высшей степенью развития навыка продаж являлась передача информации без искажения – по сути, надо было догадаться включать запись звонков. Из-за искажения информации менеджером Сергей был вынужден включаться в диалог с новыми клиентами, чтобы не дать продавцу-падавану всё испортить.
У Сергея лучше получалось поговорить с клиентом. Естественно, клиент в следующий раз хотел разговаривать только с программистом. Менеджеры уже побаивались звонков от клиентов, и всё чаще просили, а потом и требовали, чтобы Сергей участвовал в переговорах.
Тот честно попробовал. И увидел, что тратит на эти переговоры почти всё своё время. А ему надо команду развивать, да и своими руками продолжать программировать. И решил, что ему действительно пора замолчать, насовсем.
Так и сказал менеджерам: пока я разговариваю с вашими клиентами, вы этого делать так и не научитесь. То же самое повторил своим программистам (в этом не было необходимости, но Сергей, наверное, любил всё повторять).
У менеджеров была ломка несколько месяцев. Они не хотели слушать увещевания Сергея в том, что его участие – медвежья услуга, которая только всё портит в перспективе. Однако, Сергей, как всегда, встал в позу и вообще, наотрез отказался разговаривать с какими-либо клиентами. Даже с любимыми, даже с директорами и собственниками.
Оставил одну лазейку – электронная почта. И, вроде, пока держится. Менеджеры привыкли, и «пытаются» уже не чаще раза в месяц.
Fen1kz
Странные дела, казалось бы я всего на 10 лет моложе Сергея, а менталитет уже другой.
Объясните "js хипстеру", что всего за десяток лет поменялось, что уже вот такие кадры вызывают не восхищение, а недоумение и… презрение какое-то?
К человеку который и говорить, и делать может, но при этом ему обязательно нужен начальник. И, обязательно, злой и тупой. А ещё надо быть честным и с клиентами, и с менеджерами, стоически терпеть "теперь тебе можно говорить. А теперь нельзя. А теперь можно". Не, правда,
Ощущение, что если Сергея по должностным обязанностям заставят себя палкой бить — тот только статью на хабр очередную напишет. О том какие все вокруг дураки, один он в белом пальто стоит умный, красивый, листинги кода на ветру развеваются. Как будто это единственное что ему в жизни надо — терпеть тупость, неоптимальность и тупые приказы, лишь бы потом приходить домой и думать что вот он-то самый умный.
Не, правда, в советское время Сергей пожил всего 10 лет, ну девяностые больше чем я помнит, но почему такая разница?
frog
Может, ему просто неинтересно руководить (даже если и мог бы). Он хочет спокойно программировать, но этому мешают внешние факторы, на корректировку которых он вынужден отвлекаться.
Paskin
Тут или шашечки — или ехать. Хотите «спокойно программировать» — будьте готовы, что программировать придется не то что нужно клиенту, а то как понял это менеджер. Хотите разобраться во внешних факторах — становитесь архитектором, менеджером продукта или проекта, но будьте готовы к тому что программировать станет некогда. Все виденные мной «hands-on managers» умудрялись довольно быстро развалить работу при росте группы выше 5-6 человек (из-за чего их менеджерами и назначили).
katzen
Дело в том, что программировать нужно так, как нужно клиенту, а не как придумал и не понимает менеджер.
Sabbone
В статье во первых сквозит обида, вообще я бы сказал обида здесь стержень.
Второе что даже если начальник не прав, то случай не особо интересный для нормальной статьи на хабре.
И даже у меня эмоционально довольно тупого человека, есть понимание того что нельзя честить в хвост и гриву сторонних клиентов. Может быть потом будет можно, но сразу нужно критиковать надо нежно а не уничтожая все на корню
. Даже я понимаю что люди не криптонцы, негативное влияние критики в такой форме, от «незнакомца» может перевесить всю логику даже если ты будешь 10000% прав в критике. Поэтому статья просто ужас
AzIdeaL
Не-е. Рассказ от Неба. Даже тень увидел)
Paskin
В треугольнике программист-менеджер-клиент есть три мнения о том как надо. И каждое из них при тех или иных обстоятельствах может оказаться самым правильным. К тому же «как надо правильно» и «как заработать денег» — далеко не всегда одно и то же.
vladob
del
edogs
Сами с удовольствием ушли бы в офис из фриланса, если бы это было возможно. Поэтому хотя история и кажется нам дикой (в фирме вообще процессы кто-то умеет налаживать?!), но полезность начальника мы очень даже понимаем.
Fen1kz
А не процитируете, где в посте полезность начальника для Сергея? У меня создалось впечатление, что они ему только и делали что мешали.
svob
Вы никогда не работали на заводах?
Подумайте вот в какую сторону: заводской ИТР запросто может попасть под ответственность вплоть до уголовной. А зарплаты зачастую выше как раз у «работяг» (там дефицит кадров, их берегут). Плюс всякие льготы вроде доплат за вредность или досрочного выхода на пенсию также по сложившейся традиции отходят именно рабочим.
В общем, карьерные мотивы там у людей тоже есть, но работает система совершенно не так, как вы предполагаете (кажется, судя по вашим комментариям) само собой разумеющимся.
А человек 20 лет крутился-варился внутри. Что-то усвоил, какие-то выводы для себя сделал. И уж точно успел обмозговать пути собственного движения, хорошие и плохие.
untilx
На заводах далеко не всё так радужно, как вам кажется: вредность дают далеко не всем, чтобы зарплаты были выше, нужно рвать задницу и работать в выходные (многие и не против, «а то, чё дома делать»), но рано или поздно начальство (они ж там тоже не совсем дураки) начинает понимать, что может за эту же зарплату нанять двух (и нанимает).
D01
Не надо искать клиентов. Можно просто решать проблемы.
Muzzy0
Wendor
Компетенция человека в определенной сфере оказалась выше типовых задач франча. Руководство жаждит потока задач от клиентов, тем более что конкуренты не могут предложить таких компетенций. Получается что у Сергея есть компетенции тянуть весь процесс, у остальных нет. По итогу либо Сергей ведет клиентов, либо совсем не ведутся данные задачи. Как бы аналогию провести. Вот есть веб-студия, и наняли они разраба, который умеет еще добротный десктопный софт писать. А клиентам понадобился как раз такой софт. И понеслась, руководству нужны деньги, но в данном направлении их может приносить только разраб. И общение с разрабом напрямую всегда более продуктивное. Пример грубый, но аналогия примерно такая же.
Я все ждал когда Сергей уйдет и откроет свой франч)
LexaZ
Кстати, да. Тоже думал поначалу что Сергей сделает свой франч. Однако, надо ли ему, простому работяге с завода столько геморроя с управлением?
У него, похоже, другие цели. ИМХО, ему нравится быть руководителем среднего звена — умею как надо, все могу (делаю на совесть), но только в рамках того, что мне нравится — хочу.
Причем, всю соль ситуации, он, похоже, понимает: и про нежелание людей расти и про то, что нужно бизнесу и какая он кость в горле некоторых.
Встал вопрос: а не искал ли другое место Сергей? Или, может обратно, на завод? Хотя, на заводе явно не так весело,… во всех смыслах.
Nilpferd
Ну с чего вы взяли, что это текущее положение дел? На другие статьи тоже интригу надо же оставить
LexaZ
Туше, согласен.
Muzzy0
DMGarikk
а может он был там когдато?
частое заблуждение что человек осознает что ему начальство не нужно и начнет работать сам на себя и станет счастлив
Это на самом деле большой геморрой, я через похожее проходил я когдато был одинесником, и владел франчем потом… и нуегонафиг… мне гораздо спокойнее работать 5/2 'на дядю' под управлением тимлида и… и не 1Сником ;))
MockBeard
человек с BusFactor=1?
terrapod
Потому Сергей — фикция. Этакий идеал-Д'артаньян, с которым все себя или уже, или хотят отождествлять. Вот я умный, но мне рот закрыли, и я молчу. А вот если бы не закрыли… Я бы… Я бы, как Сергей, вот. Но на деле как Олег.
vervolk
Сергей старается "сделать хорошо", а не "решить case". В этом и разница.
Muzzy0
Сергей видит, что кейс — это локольная заплатка. Видит первопричину, объясняет заказчику. Заказчик соглашается и переоткрывает кейс.
Mes
Нет, не фикция. Сергей — явно 1сник (на это намек о франчайзи в статье). И Сергей умеет не только в код, но в целом в процессы. Поэтому такие проблемы.
FreeNickname
Как и в большинстве остальных статей этого автора. Досадно, что это почти каждый раз выходит в топ.
balamutang
Ну это потому что автор молодец, прочувствовал тему которая здесь хорошо заходит и окучивает ее:
Жила была фирма и шли у нее дела не шатко не валко.
Но тут пришел неприметный технарь в свитере, там подкрутил, здесь подвертел — потому что опыт у него огого: работал он технарем на всех заводах мира, во всех офисах ада и даже в небесной канцелярии, стаж у него 10000 лет от рождества Христова и это в одном только 1С, а про Галактику ERP и SAP молчу даже, нет столько звезд на небе сколько лет он правит кривой софт своим прямым патчем, который он скомпилировал в Блокноте, одним взглядом исцеляет процессоры от Meltdown, а если нахмурится — то и от Spectre тоже.
Сначала дело не шло, ругались на него манагеры, презирали и ноги вытирали, а потом пошла от его улучшений фирме невиданная прибыль (или экономия великая, тут смотря где дело происходит) и директор устал прибыли считать и экономии удивляться — технаря рядом с собой посадил, братом назвал, красавицу-дочь за него замуж выдал и полцарства в придачу дал, а глупых менеджеров выгнал на мороз.
Закатили тогда они пир на весь мир и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
Nikita001
А лучше и не скажешь
sumanai
Глупые, да богатые.
katzen
Ой ладно. Докажете свою реальность? :-)
vladob
Не, не фикция.
Есть такие люди, которые понимают проблемы клиента, что надо делать и, в принципе, обладая техническими навыками МОГУТ сделать ВСЕ нужное клиенту САМИ — «в одно рыло». И делают.
Наводить порядок в фирме, выстраивать процессы… Зачем?!
Менеджеры считают, что они самые.
Вот пусть.
А я на дачу после работы.
Вот я сейчас опять работаю в некотором роде «сергеем». И ранее тоже был в «сергеевских» ситуациях. Пяток «сергеев» у меня среди моих друзей (и ни одного джи-эс хипстера) посему привык.
Нужна ли такая статья на Хабре?
Не знаю.
andreosh
К сожалению, система управления работает так как описано и не потому что кто-то желает ей подчиняться, а потому что система подчиняет и наказывает бунтарей. Может у этого программиста семья и дети, которых надо кормить. Охотиться за деньгами вне стаи сложнее. Пока стая, не смотря на свои недостатки в управлении платит стабильно, то таким программистам приходится находиться в стае.
jetcar
Есть много примеров где создав команду и имея доступ к клиентам, просто уходят всем отделом в свою фирму. В конце концов делая 90% работы отдавать половину дохода никто не хочет.
andreosh
Если начальству не хватает ума вовремя разрушить такую команду. Не всегда это получается и не всегда это выгодней, так как могут и на фирме платить хорошо, обеспечивая заказами.
Muzzy0
Её не надо разрушать, её надо холить и лелеять.
skyogre
Таинственный менталитет состоит в том, что дело надо толкать вперёд, невзирая на то, что люди разные и менеджмент слабый (а в провинции зачастую иного и не найдёшь). Люди в соседней конторе вряд ли будут сильно отличаться. Можете назвать это модным словечком «инвестиция» в людей. Привычка спрыгивать за мало мальскую обиду, на мой взгляд, выглядит во первых странно, а во вторых возможна только в больших городах.
ReaderReader
Потому что человеку, вероятно, хочется заниматься только и исключительно технической стороной задачи. Он не хочет в менеджеры, он хочет программировать. За счет огромного технического багажа со всех сторон он видит задачу так, как ее не видит ни один менеджер, и может ее решить вместо менеджера. Но ему это абсолютно неинтересно.
У меня была очень похожая ситуация, правда не настолько хардкорная, как описано в статье. Мне помимо собственно программирования была интересна сама индустрия, где крутился софт, который я пишу. Я охотно общался с заказчиками «на вторых ролях» в качестве подхвата для менеджера, если тот что-то не поймет. Потом договорился с начальством об «экскурсиях» к основным заказчикам: меня там водили по всем местам, показывали, каким образом используется мой софт. Рассказывали свои видение, как и что они бы хотели сделать в нем под себя, но отдельным заказом такие вещи выходили бы дорого и т.п.
В результате получилось, что я мог понимать желания клиентов сформулированные чуть ли не в виде «сделайте нам красиво», т.к. знал всю кухню с обеих сторон: как все организовано на месте (что хочется получить на выходе), и как все написано в коде (и насколько это сложно и/или вообще реализуемо). Еще одним побочным эффектом стало, что при разработке я мог попутно вставлять небольшие разнообразные опции, которые пусть не полностью, но хотя бы частично совпадали с теми самыми вышеописанными нереализуемыми желаниями.
Клиентам понравилось: пожелания стали выполняться чуть ли не телепатически. Менеджерам понравилось: исчезли непонимания в процессе формулирования, что же именно хотят клиенты, и сроки стали гораздо точнее. Ко мне напрямую пошли разнообразные звонки технического характера, т.к. зачем что-то объяснять менеджеру, когда я все прекрасно пойму с полуслова? Пока это было максимум раз-два в неделю, особо не доставало. Потом звонки пошли чаще, и это стало уже конкретно напрягать, т.к. сидишь в раздумьях, в голове вавилонская башня из всякого, и тут ТАДАМ!!! Звонят по совершенно другой теме, надо на лету переключиться, вспомниь, о чем речь, прикинуть возможное решение, ответить… Здрасте-досвидания о чем я там думал раньше перед звонком? Что хотел задизайнить? Здесь непереводимая игра 9-этажных слов. Начинаем все сначала.
Потом в какой-то момент обнаружилось, что у меня на такие разговоры иногда уходит до 50% рабочего времени. А я не хочу столько говорить. Я хочу программировать. Пусть менеджеры столько говорят: им за это платят. Понятно, что есть необходимые совещания, обсуждения и т.д, но ведь не на 50% рабочего времени.
В общем пошел к начальству, объяснил ему ситуацию, и совместно решили, что спонтанно клиентами я больше напрямую не общаюсь. Только на сильно заранее запланированных встречах и только по конкретным вопросам (никаких часовых обсуждений).
А на экскурсии к клиентам я по-прежнему периодически езжу: мне по-прежнему интересно, как используется софт, который я пишу. Клиенты как и ранее рассказывают, чтобы такого необычного они хотели, что напрямую не заказать, а я это по возможности тем или иным образом реализую. Предваряя логичный вопрос: начальство, разумеется, об этом знает и полностью одобряет, т.к. речь не о том, чтобы неделю пилить что-то специальное, а о том, что при выборе возможных вариантов развития (условно пойти влево или вправо) по возможности я иду туда, куда хотелось бы клиенту.
Muzzy0
Важный момент — «заводской программист». Я тоже через это прошёл и во многом узнал себя. Что-то вроде лесковского Левши. В какой-то мере, как чемодан без ручки: и нести тяжело, и бросить жалко. Неудобен там, где всё должно быть строго по линейке. Но, умеет решать весьма запущенные задачи.
Немного обо мне: почти 40, скверный характер, мой тимлид младше меня. Пару раз намекал, что, с одной стороны, начальство мной не очень довольно — с другой, ему бы ещё пару-тройку таких не помешало. Недовольное начальство подняло зарплату и всегда отмечает опыт и «техническое видение». Примерно 30% времени (порой больше) трачу на поддержку коллег. Код-ревью периодически обзывают «индивидуальными уроками». Я иногда говорю: хочешь, чтобы кто-то заплакал — позови меня на код-ревью :)))
Научился следить за базаром: говорить поменьше, помягче, и — побольше с глазу на глаз.
Занимаюсь автоматикой. Производство не любит прощать ошибки, приходится разбираться в процессе. Представители заказчика, с которыми приходится работать непосредственно — люди простые, радеют за свои полимеры. Если не шаришь — и, правда, просто не захотят с тобой работать.
Руководить — не хочу. Не умею и здоровья для этого нет.
посмотрите Райкина, «кто сшил костюм?»
Опыт показал, что писать код умеют даже недопрограммисты. Читать его умеют далеко не все. RTFM, дебажить чужой код, читать и понимать логи — меньшинство.
AzIdeaL
Классный монолог-размышление. Понятно изложено. Не понятны минуса. Вы никуда не уходите: спущусь по ветке, пошарюсь, может аргументы нарою)
scarab
Вот именно, что менталитет. Его объяснить очень сложно.
Ну вот представьте, что в годы молодости Сергея IT было искусством. Там практически не было случайных людей, там были фанатики. Люди, которые «just for fun» паяли себе компьютеры (не потому, что не могли купить, а «потому что могу»). Которые просто на энтузиазме создали огромную сеть Fidonet, с файлообменниками, конференциями. Для которых кодить или админить было не работой, а призванием.
Всё изменилось примерно в нулевые-десятые года. Растущий рынок сначала пылесосом высосал всех IT-шников старой закалки, потом высосал их учеников, потом высосал учеников учеников. А потом высасывать стало некого — но зато весь остальной народ понял, что «программистам много платят». И пошло — «я три года после армии разгружал вагоны, а тут узнал, что компьютерщики дохрена зарабатывают, подскажите, какой язык выучить первым».
В IT пришли ремесленники. Лучшие из них даже кое-чему научились, но у них не горят глаза, для них кодить — это работа. Но стало так.
Под них пришлось прогибаться. Наплодили кучу менеджеров и аналитиков, которые ставили программистам задачи, потому что программисты сами анализировать не умели — они же на 80% вчерашние грузчики и слесари, ну или просто выпускники технических кафедр. Я разговаривал с такими — они гордо заявляют «моя задача — тикеты закрывать в джире, а их важность пусть начальник оценивает». Это оторванные от бизнеса люди, они не понимают смысла своей работы.
А такие, как Сергей — они понимают. Они любят своё дело, они программируют, потому что им в кайф, а не потому что за это платят. Они понимают, что их задача — сделать мир чуть-чуть лучше, а не накодить N строк кода. И они легко разбираются в бизнесе.
А вот быть начальником им неинтересно. По той же самой вышеописанной причине — они любят программировать, а не «руками водить». Их можно сравнить с художниками или композиторами. Композитору нужно сочинять, ему нафиг не надо быть директором студии звукозаписи.
В этом вот и разница менталитетов.