Всем привет, меня зовут Роман. Мне 40 лет. Из них примерно 25 лет я в ИТ. Первая моя должность - техник программист. Получил я ее в 17 лет. Без образования. В небольшом городке в глубинке России.
К тридцати годам я достиг “пика” карьеры ИТшника. Я стал ИТ директором в крупной, международной компании. Внезапно у меня возникала проблема. Проблема диалога с бизнесом.
Вы знаете, что бизнесу не нужны хорошо работающие программы? А то, что ему не нужны своевременно завершенные проекты? Вам может показаться странным, но бизнес больше ценит вашу лояльность, чем стремление причинить ему добро.
И это странно. Каждый день ИТшникам говорят обратное. Их эффективность оценивают через качество и сроки. Требуют план и точную смету проекта. Я не могу припомнить более затраханного планированием направления, чем ИТ. Возможно производство. Но, не уверен.
ИТ директор - расстрельная должность
Эту шутку я слышал не раз до того, как стать ИТ директором. И улыбался. Осознание глубины сарказма я понял только став им. Один из примеров, которых была масса:
Мне ставится задача - сдать проект заказчику в срок. Длительность проекта - квартал. Одновременно с проектом нужно реорганизовать работу департамента. Как оказалось, пока никто не выполнял поставленную цель в срок.
Это было очень интересное время. Мы с командой смогли сделать все, чтобы решить задачу. Были применены все лучшие практики управления проектами. С трудом, но мы получили подпись на акте. Закатили заслуженный праздник.
Буквально через неделю меня попросили на выход. Знаете какая аргументация?
- Роман, у вас нет чуйки.
Т.е. я выполнил план, сформировал успешный коллектив, и это никто не отрицает. Но… спасибо, до свидания. Парадокс?
А все дело в том, что заказчик не хотел, чтобы акт был подписан. Не хотел. Причин не подписывать акт не было. Он вынужден был подписать. Иначе нес юридические риски. Но, он НЕ ХОТЕЛ. По своим причинам. И поэтому, он намекнул моим боссам, что больше не хочет работать с компанией, где “такой” ИТ директор.
Может показаться, что я мог использовать лучшие практики включающие шантаж, угрозы, торг и это вызвало отторжение. Но, нет. Те, кто принимал проект также как мы искренне радовались успеху. Они ожидали поощрения за хорошо сделанную работу.
Этот пример не единственный. Но, очень яркий. Если раньше я думал - ну, бывает. То теперь, я отчетливо понял, что-то тут не так. Чего-то я не понимаю глубинно. Такие случаи, в конце-концов, привели меня к выгоранию. Я плюнул на погоны. Тем более, что не ради них я лез вверх. Мне хотелось участвовать в создании крутых систем. И я пошел в архитекторы.
ИТ директор это еще не конец
Вы замечали, что ИТ директор всем, все, всегда должен? Он находится в постоянном конфликте интересов со всеми руководителями подразделений. Подавляющее большинство времени он тратит на отчеты и встречи. Став архитектором я внезапно получил уйму времени на подумать…
Когда я вышел из системы, мне удалось взглянуть на нее “сверху”. Проектируя, я смотрю на процессы компании в совокупности. Это необходимо для выявления потенциальных зон автоматизации. Только теперь я смог погрузиться в продукт. Т.е. в то, что в действительности выпускает компания для своего клиента. В его действительную ценность. И тут… началось прозрение.
Ценность продукта это, внезапно, не код. И не люди, которые пишут этот код. Это удовлетворение потребностей клиента. Именно за это он платит. Именно тут начинается бизнес.
Бывает так, что удовлетворить потребность клиента может код. Для написания кода нужны люди. На базе этого вырастают ИТ компании. Но как проста и тривиальна мысль, что он будет готов платить за удовлетворение своих потребностей и без кода!
Вы задумывались, кто ваш клиент? Еще одно очевидное открытие для меня - клиент тот, кто платит. Какая очевидная очевидность, которую я почему-то 10 лет знал, но не осознавал.
Понимаете, вы можете работать в компании, которая строит дома сиротам и задаваться вопросом - почему сирот никто не спрашивает хорошо ли им в этих домах жить? Ответ банален и прост - платят не они. И все процессы компании подчинены не удовлетворению их потребностей, а удовлетворению потребностей того, кто платит.
Тут и начинаются те самые “странные” грабли, по которым я с лихвой набегался. Когда дом сдан в срок, а не надо было так делать... Парадокс в том, что никто из бизнеса тебе открытым текстом этого не скажет. Потому что “Мы строим дома ДЛЯ СИРОТ!”.
Забавно, но только став архитектором, я смог нормально общаться с бизнесом на такие темы. Может я чему-то наконец научился, а может роль ИТ директора это “черная метка” для бизнеса. Он реагирует на нее как на команду “фас!”.
Когда ты точно знаешь, чего не знаешь
Через какое-то время, поработав в должности архитектора, я понял, что автоматизация многих процессов неэффективна. У меня начал складываться пазл, который раньше я совершенно не мог сложить. Слишком многих сегментов недоставало. И сейчас недостает. Пока. Но возникло осознание каких именно.
Достаточно быстро я понял, что мне нужна академическая бизнес-база. Да, я уже много лет говорю с бизнесом. И вроде слова у нас одинаковые. Но ценность этих слов, как оказалось, у нас разная.
Например, для рядового сотрудника ЗП это все, а для бизнеса это просто увеличение себестоимости продукта. Увеличение твоей ЗП на 10% отражается на стоимости продукта как 0.001% к цене. Но, он не увеличивает тебе ЗП… думаешь из жадности?
На самом деле за этим скрывается уйма причин. Ключевая из которых - резерв средств мотивации. Работодатель хочет иметь возможность увеличивать твою производительность через мотивацию. Твоя личная мотивация обязательно со временем падает. Так устроен человек.
Самая бестолковая (по мнению работодателя) и краткосрочная это мотивация деньгами. Уже через 1-3 месяца ты будешь считать, что твой новый оклад это норма. Именно поэтому создаются системы премирования и оценки твоих результатов. Чтобы ты осознавал ценность денег. На постоянной основе.
Т.е. когда ты говоришь с работодателем о ЗП, ты говоришь о деньгах, а он с тобой о твоей производительности. Отсюда и разговор часто не клеится.
В общем, получив тяжкий дар осознания своей беспросветной глупости, я решил пойти на MBA.
EMBA это вам не MBA
“Они разбираются в PowerPoint, а не в том, как делать отличные продукты”
Вот такое нелестное высказывание дал элите бизнеса (MBA) Маск. Лично у меня есть свое мнение о Маске, которое, уверен, лучше держать при себе. Но во многом, тут я с ним согласен.
Дело в том, что MBA это базовое образование магистра делового администрирования. Для его получения не нужна практика. Есть различные версии этого курса. Но главное, еще раз - для поступления на эти курсы не требуется практика.
Т.е. получив высшее образование любой, совершенно любой может пойти на курс MBA и получить навыки делового администрирования. Туда люди идут НЕ ПРОДУКТЫ делать. Они идут учиться работать в успешных компаниях.
Очевидно, что ожидать от них умения делать хорошие продукты не имеет смысла. Если у вас есть хороший продукт, и ваш бизнес вырос настолько, что вам нужны зрелые процессы в компании, в этом случае их стоит привлекать. И то, с оговоркой.
Если человек получил MBA, это конечно серьезно. С этим нужно считаться. У него был шанс узнать много успешных практик. Но, кто гарантирует, что он сможет их применять? Ровно так же как нельзя гарантировать, что корочка инженера делает из программиста сеньора.
Надеюсь, объяснил понятно. MBA многих триггерит. И не по делу. За ним стоит не гарантия, а подтвержденные теоретические навыки. Это всё. Вопрос успешности выпускника MBA это сугубо его личный путь.
Теперь, что такое EMBA (Executive MBA). Этот курс подразумевает обязательную бизнес-практику. У разных школ свои требования, но в среднем ты должен занимать лет 10 руководящие должности среднего и высшего звена.
Т.е., ты уже имеешь опыт. Имеешь реальные знания. Ты уже “сеньор”.
Так зачем курс? Абитуриенты этого курса столкнулись с проблемой роста своего бизнеса. По-моему опыту, это люди (как и я) осознавшие, что они что-то не понимают. И им нужны новые академические знания, чтобы расти дальше.
У самурая нет цели, только путь
Проведя анализ своих потребностей и ожиданий, а также оценив возможности, я с удовольствием отметил, что могу претендовать на курс EMBA. Процесс поступления я опишу позже, если тема окажется интересной.
Уверен, вы встречали упоминания о некотором снобизме выпускников MBA. Не скрою, такая картина действительно наблюдается и мной. Но, ничего уникального в этом явлении нет. Я могу позволить себе проводить параллели с ИТ. У нас его хватает тоже.
Парадокс в том, что чем больше знает ИТшник, тем меньше у него проявляется этот самый снобизм. Мне кажется, что такие черты проступают в период неуверенности в своих силах. Когда ты вроде и знаешь, что нужно делать так, но почему… объяснить не можешь. И мы слышим что-то типа - так делают в гугле! Вот ровно тоже вы услышите от “начинающего” MBA.
Что интересно - EMBA (емба) иная. Как я уже писал, сюда приходят состоявшиеся менеджеры. И предмет разговора у них совершенно иной. Сложнее всего приходится преподавателям. Им, внимание, нужно объяснить, почему успешный опыт такого слушателя в действительности не имеет ценности. Представляете задачку?
Занятия у нас проходят 5 дней в месяц. Это называется модуль. Я от души сочувствовал нашим преподавателям первые модули. Мало того, что мы все были с разным опытом, так почти каждый старался объяснить почему преподаватель неправ. И версий было минимум три. Но, об этом тоже позже.
Сейчас я прошел уже 10 модулей. Я не жалею ни времени, ни денег. Каждый модуль я погружаюсь все больше и больше в реальный бизнес. Подчеркиваю - реальный. Не то, что тебе говорят пара человек в твоей компании. Я имею шанс пообщаться с менеджерами крупных компаний. Могу за обедом услышать реальные ожидания владельцев бизнеса от ИТ. Спросить у них то, что никогда не спрошу у своих боссов.
Если честно, я отдаю себе отчет, что меняется мое мировоззрение. Сегодня я задумываюсь - а смогу ли я применить все то, что получу на практике? Ответа на этот вопрос у меня нет. Но желание узнавать все больше только растет.
Уже сегодня я проектирую системы совершенно иначе. Мне нравится то, что я ощущаю при этом. Я чувствую, что мы начинаем говорить с бизнесом на одном языке. Я точно знаю как влияю на ценность продукта. Впервые я осознаю как могу его улучшить.
davaeron
Спасибо, держите в курсе.
ivankudryavtsev
Я думаю, что дао, постигнутое автором, сложно поддается описанию. Вот, к примеру, кто испытал чувство смерти может говорить об этом словами, но не испытывавшим его это не передаст глубинное ощущение. Мне кажется, здесь как-то так же.