Представьте себе такую картину — ваш самолет потерпел аварию где-то в море. Вам удалось спастись благодаря жилету и спасательной шлюпке. Сейчас это не очень большая проблема — можно достать спутниковый телефон (если он уцелел, конечно) и позвонить в соответствующую службу. Но во время Второй мировой таких телефонов не было. Зато у военных были специальные аварийные радиостанции.

Речь сейчас о военных США и Великобритании, которые взяли идею у немцев (прим. перев. — если в то время у СССР было нечто подобное — напишите в комментариях, пожалуйста). Несмотря на то, что этим системам чуть не век, мы все же можем видеть, как разработчики того времени старались решать возникающие проблемы. Как, например, сидя в той же лодке, можно развернуть антенну длиной в 90 метров? Ответ — при помощи воздушного змея. Ну или шара с водородом.

Зачем такая длинная антенна?


В те дни аварийной частотой была радиочастота в 500 кГц. Это решение позволяло размещать простые передатчики с искровым разрядником на спасательных шлюпках даже в 1920-х годах. Но вот длина волны такого диапазона составляла около 600 метров. Четвертьволновая антенна, способная работать с таким диапазонам, имела длину 150 метров.


После гибели «Титаника» аварийная частота в 500 кГц стала стандартом. Даже после того, как вышли из массового употребления искровые разрядники их продолжили оставлять в инвентаре спасательных шлюпок — просто в силу их простейшей конструкции. К началу войны именно частота 500 кГц стала аварийной.

Немного истории



Немецкая система NS2 (или NSG2) представляла собой двухламповый передатчик на 500 кГц с кварцевым генератором. Уже после начала Второй мировой войны англичанам удалось захватить один из них. Изучив NS2, военные Великобритании создали собственный передатчик, который получил название Т-1333. Американцы получили второй экземпляр той же системы примерно в то же время. Они разработали на базе немецкого устройства SCR-578 и его «потомка» — BC-778. И вот как раз у 578-й модели был специальный металлический каркас для подготовки коробчатого воздушного змея. Более того, американцы добавили еще и специальный воздушный шар, с генератором водорода для него.


Коробчатый воздушный змей, используемый немецкими военными для подъема антенны на необходимую высоту
Генератор позволял получить водород прямо из воды — об этом чуть ниже. Водородом наполняли шар, тот поднимался и за собой тянул антенну. Радиус действия передатчика мощностью 4,8W с антенной длиной 90 метров составлял 320 км. Для того, чтобы передатчик работал хоть как-то, достаточно было антенны длиной в 53 метра.


Змей и шар были единственным возможным решением для подъема антенны на высоту почти в 100 метров. Антенна наматывалась на катушку, она же служила инструментом для управления воздушным змеем. Все было отлично продумано — очевидно, что разработчики этой системы неоднократно ее испытывали, представляя себе, в каких условиях оказывается человек в покачивающейся на волнах шлюпке. Форма корпуса радиопередатчиков была такой, чтобы девайс можно было зажать между коленями во время работы — она напоминала песочные часы. У системы благодаря такой форме было даже собственное имя «Девушка Гибсона». Более того, устройства были водонепроницаемыми и держались на воде, а не тонули при попадании в нее.

Варианты систем были разными. Так, NSG2 выдавал 8 Вт с помощью кварцевого генератора. А вот версия от военных США не имела кристалла и, соответственно, была маломощной. Британская модель T1333 имела специальную сигнальную ракету в комплекте для первоначального запуска змея. Она поднималась на высоту примерно в 60-70 метров, где раскладывался змей. Воздушного шара у этой модели не было.

Весило все это удовольствие немало — около 15 кг. Но, как и говорилось выше, радиопередатчики не тонули. В комплекте у передатчиков США была сигнальная лампа, два воздушных шара, два водородных генератора, два комплекта антенн и парашют, чтобы все это можно было сбросить с самолета.


Надежно, как швейцарские часы


Разработчики систем старались предусмотреть все. Понятно, что военный, попавший в аварию и вынужденный как-то выживать в открытом море, был бы очень расстроен тем фактом, что батареи радиопередатчика сели. По этой простой причине там не было батарей, зато был генератор электричества — достаточно было покрутить рукоятку, чтобы «завести» девайс. Если сил хватало для кручения рукояти, можно было подать сигнал бедствия.

Кстати, генератор работал не на электролизе. В нем был гидрид лития, который реагировал с водой с выделением водорода в качестве продукта химической реакции. Система также передавала SOS в автоматическом режиме, причем, естественно, без какой-либо электроники или микроконтроллеров, до изобретения которых было еще много десятков лет.

Конструкция получилась настолько надежной и прочной, что военные и гражданские самолеты оснащались SCR-578 или его прямым потомком AN / CRT-3 вплоть до 1970-х годов. Новая модель умела работать с частотой в 8364 кГц.

Все для пользователя


Радиосистема, которая описывается в этой статье, была практически идеальной — в ней было продумано все, до мелочей. К сожалению, неизвестно, кто именно из немецких инженеров разработал оригинальный NS2, но это был человек или команда, разбиравшиеся в практических вопросах использования подобных систем. Форма устройства позволяет без проблем удерживать его на шаткой шлюпке, рукоятка генератора позволяет получать энергию, радиосистема действует безукоризненно. Интересно, какие еще были варианты для подъема антенны, прежде, чем разработчики остановились на комбинации воздушного шара и воздушного змея. Кроме того, интересно, почему британские военные решили остановиться на сигнальной ракете и ракетнице.

Можно сказать, что NS2 был одной из наиболее продуманных систем своего времени. К слову, предтеча NS2, система которая называлась NS1, оснащалась неудобной антенной, которой предполагалось пользоваться без вспомогательных инструментов. Кроме того, она получала энергию от батарей. Скорее всего, разработчики NS1 получили отзывы о своей системе и после этого смогли спроектировать NS2, которая является примером практичности и в наше время.