Эта статья посвящена геттерам и сеттерам в C++. Приношу свои извинения, но речь пойдет не о корутинах. К слову, в ближайшее время появится вторая часть про пулы потоков.
TL;DR: геттеры и сеттеры не очень хорошо подходят для структуроподобных объектов.
Введение
В этой статье я лишь высказываю свое личное мнение, я не преследую цели кого-нибудь обидеть или задеть, я просто собираюсь объяснить, почему и когда стоит или не стоит, использовать геттеры и сеттеры. Буду очень рад любым дискуссиям в комментариях.
Следует сразу прояснить, что когда я говорю о геттере, я подразумеваю функцию, которая просто что-то возвращает, а когда я говорю о сеттере, я подразумеваю функцию, которая просто изменяет одно внутреннее значение, не выполняя никаких проверок или других дополнительных вычислений.
Производительность и геттеры
Допустим, у нас есть простая структура с обычными геттерами и сеттерами:
class PersonGettersSetters {
public:
std::string getLastName() const { return m_lastName; }
std::string getFirstName() const { return m_firstName; }
int getAge() const {return m_age; }
void setLastName(std::string lastName) { m_lastName = std::move(lastName); }
void setFirstName(std::string firstName) { m_firstName = std::move(firstName); }
void setAge(int age) {m_age = age; }
private:
int m_age = 26;
std::string m_firstName = "Antoine";
std::string m_lastName = "MORRIER";
};
Сравним эту версию с версией без геттеров и сеттеров.
struct Person {
int age = 26;
std::string firstName = "Antoine";
std::string lastName = "MORRIER";
};
Она намного лаконичнее и надежнее. Здесь мы не можем, например, верну фамилию вместо имени.
Оба кода полностью функциональны. У нас есть класс Person с именем (firstName
), фамилией (lastName
) и возрастом (age
). Однако предположим, что нам нужна функция, которая возвращает некоторую сводку по конкретному человеку.
std::string getPresentation(const PersonGettersSetters &person) {
return "Hello, my name is " + person.getFirstName() + " " + person.getLastName() +
" and I am " + std::to_string(person.getAge());
}
std::string getPresentation(const Person &person) {
return "Hello, my name is " + person.firstName + " " + person.lastName + " and I am " + std::to_string(person.age);
}
Версия без геттеров выполняет эту задачу на 30% быстрее, чем версия с геттерами. Почему? Из-за возврата по значению в геттере. При возврате по значению создается копия, что снижает производительность. Давайте сравним производительность person.getFirstName()
; и person.firstName
.
Как видите, прямой доступ к полю имени без геттера эквивалентен noop.
Геттер по константной ссылке
Однако можно использовать возврат не по значению, а по ссылке. Таким образом мы получим такую ??же производительность, как и без использования геттеров. Обновленный код будет выглядеть так:
class PersonGettersSetters {
public:
const std::string &getLastName() const { return m_lastName; }
const std::string &getFirstName() const { return m_firstName; }
int getAge() const {return m_age; }
void setLastName(std::string lastName) { m_lastName = std::move(lastName); }
void setFirstName(std::string firstName) { m_firstName = std::move(firstName); }
void setAge(int age) {m_age = age; }
private:
int m_age = 26;
std::string m_firstName = "Antoine";
std::string m_lastName = "MORRIER";
};
Так как мы получаем ту же производительность, что и в лаконичной версии, мы можем на этом успокоиться, не так ли? Прежде чем отвечать на этот вопрос, попробуйте выполнить этот код.
PersonGettersSetters make() {
return {};
}
int main() {
auto &x = make().getLastName();
std::cout << x << std::endl;
for(auto x : make().getLastName()) {
std::cout << x << ",";
}
}
Вы можете заметить некоторые странные символы, выведенные в консоли. Но почему? Что произошло, когда мы сделали make().getLastName()
?
Вы создаете экземпляр Person.
Вы получаете ссылку на фамилию.
Вы удаляете экземпляр Person.
И вот у нас есть висячая ссылка! Это может привести к крашам (в лучшем случае) или чему-то еще более худшему, чему-то, что можно найти только в фильмах ужасов.
Чтобы предупредить это, мы должны ввести ref-qualified
функции.
class PersonGettersSetters {
public:
const std::string &getLastName() const & { return m_lastName; }
const std::string &getFirstName() const & { return m_firstName; }
std::string getLastName() && { return std::move(m_lastName); }
std::string getFirstName() && { return std::move(m_firstName); }
int getAge() const {return m_age; }
void setLastName(std::string lastName) { m_lastName = std::move(lastName); }
void setFirstName(std::string firstName) { m_firstName = std::move(firstName); }
void setAge(int age) {m_age = age; }
private:
int m_age = 26;
std::string m_firstName = "Antoine";
std::string m_lastName = "MORRIER";
};
Вот новое решение, которое будет работать везде. Вам нужно два геттера. Один для lvalue
и один для rvalue
(как xvalue
, так и для prvalue
).
Проблемы с сеттерами
Тут особо нечего сказать. Если вы хотите добиться максимальной производительности, вы должны написать один сеттер, который принимает lvalue
, и один, который принимает rvalue
. Однако, как правило, достаточно иметь всего один сеттер, который принимает перемещаемое значение. Тем не менее, вам придется расплатиться за это дополнительным move. Однако таким образом у вас не получится производить небольшие изменения в переменных. Вы должны заменять всю переменную целиком. Если вы просто хотите заменить одну букву A в имени на D, то вы не сможете сделать это с помощью сеттеров. Однако с помощью прямого доступа так делать можно.
А как насчет иммутабельных переменных?
Кто-то может посоветовать вам просто сделать атрибут члена const. Однако меня это решение не устраивает. Создание константы предотвратит move-семантику и приведет к ненужному копированию.
У меня нет волшебного решения, которое я мог бы предложить вам прямо сейчас. Тем не менее, мы можем написать обертку, которую мы можем назвать immutable
<T>. Эта обертка должна быть:
Constructible
Так как она
immutable
, она не должна бытьassignable
Она может быть copy
constructible
илиmove constructible
Она должна быть конвертируемой в
const T
&, будучиlvalue
Она должна быть конвертируемой в
T
, будучиrvalue
Она должна использоваться, как и другие оболочки, с помощью оператора
*
или оператора->
.Получить адрес базового объекта должно быть легко.
Вот небольшая реализация:
#define FWD(x) ::std::forward<decltype(x)>(x)
template <typename T>
struct AsPointer {
using underlying_type = T;
AsPointer(T &&v) noexcept : v{std::move(v)} {}
T &operator*() noexcept { return v; }
T *operator->() noexcept { return std::addressof(v); }
T v;
};
template <typename T>
struct AsPointer<T &> {
using underlying_type = T &;
AsPointer(T &v) noexcept : v{std::addressof(v)} {}
T &operator*() noexcept { return *v; }
T *operator->() noexcept { return v; }
T *v;
};
template<typename T>
class immutable_t {
public:
template <typename _T>
immutable_t(_T &&t) noexcept : m_object{FWD(t)} {}
template <typename _T>
immutable_t &operator=(_T &&) = delete;
operator const T &() const &noexcept { return m_object; }
const T &operator*() const &noexcept { return m_object; }
AsPointer<const T &> operator->() const &noexcept { return m_object; }
operator T() &&noexcept { return std::move(m_object); }
T operator*() &&noexcept { return std::move(m_object); }
AsPointer<T> operator->() &&noexcept { return std::move(m_object); }
T *operator&() &&noexcept = delete;
const T *operator&() const &noexcept { return std::addressof(m_object); }
friend auto operator==(const immutable_t &a, const immutable_t &b) noexcept { return *a == *b; }
friend auto operator<(const immutable_t &a, const immutable_t &b) noexcept { return *a < *b; }
private:
T m_object;
};
Таким образом, для иммутабельного объекта Person вы можете просто написать:
struct ImmutablePerson {
immutable_t<int> age = 26;
immutable_t<std::string> firstName = "Antoine";
immutable_t<std::string> lastName = "MORRIER";
};
Заключение
Я бы не сказал, что геттеры и сеттеры - это зло. Однако, когда вам не нужно делать что-либо еще в геттере и сеттере, достижение максимальной производительности, безопасности и гибкости подводит вас к написанию:
3-х геттеров (или даже 4-х):
const lvalue
,rvalue
,const rvalue
и, по вашему усмотрению, для неконстантногоlvalue
(даже если это уже просто очень странно звучит, так как проще использовать прямой доступ)
1 сеттер (или 2, если вы хотите выжать максимальную производительность).
Это по большому счету шаблон, который подходит практически для всего.
Некоторые люди могут вам сказать, что геттеры и сеттеры обеспечивают инкапсуляцию, но это не так. Инкапсуляция - это не просто делать атрибуты приватными. Речь идет о сокрытии внутренностей от пользователей, а в структуроподобных объектах вы редко хотите что-либо скрывать.
Мой совет: когда у перед вами структуроподобный объект, просто не используйте геттеры и сеттеры, а используйте публичный/прямой доступ. Проще говоря, если вам не нужен сеттер для поддержания инвариантности, вам не нужен приватный атрибут.
PS: Для людей, которые используют библиотеки с поверхностным копированием, влияние на производительность менее важно. Однако вам все равно нужно написать 2 функции вместо 0. Не забывайте, что чем меньше кода вы напишете, тем меньше будет ошибок, проще поддерживать и легче читать этот самый код.
Ну а что думаете вы? Используете ли вы геттеры и сеттеры? И почему?
Перевод материала подготовлен в рамках курса "C++ Developer. Basic". Всех желающих приглашаем на двухдневный онлайн-интенсив «HTTPS и треды в С++. От простого к прекрасному». В первый день интенсива мы настроим свой http-сервер и разберем его что называется «от и до». Во второй день произведем все необходимые замеры и сделаем наш сервер супер быстрым, что поможет нам понять на примере, чем же все-таки язык С++ лучше других. Регистрация здесь
HemulGM
А есть смысл обсуждать переведенную статью? Ответ от автора мы не получим.
PiaFraus
Как мне кажется основная цель обсуждений — не диалог с автором. Это добавление информации к статье. Если вы не согласны с чем то и пишете это — вы пишете это не для автора, а для других людей, прочитавших статью и дальше пошедших читать обсуждения. Может они согласятся с вами и теперь под статьей будут контрпримеры и это дополнит статью. Либо они не согласятся с вами и, возможно, ответят на ваши аргументы своими в поддержку статьи или просто полезными знаниями/дополнительными примерами.