Начнем

Задача снижения стоимости вывода полезной нагрузки в данный момент остро стоит во всем мире. Уже сейчас за рубежом активными темпами набирает популярность организация частных космических предприятий, благодаря которым наблюдаются позитивные тенденции в области снижения стоимости пусков на международном рынке по выведению на орбиту космических аппаратов (КА). Если рассматривать КА с точки зрения средств выведения, то есть как полезную нагрузку ракеты-носителя (РН), то КА будет классифицироваться по массогабаритным характеристикам и высотой опорной орбиты, на которую его необходимо вывести. Наблюдаемая в настоящее время тенденция к уменьшению веса и габаритов космических аппаратов наряду с увеличением количества малых космических аппаратов (МКА) [1] объясняется не только низкой стоимостью изготовления и запуска, но и сравнительно малыми сроками разработки, а также возможностью решения разнообразных задач в интересах бизнеса и науки [2]. Общее понятие МКА довольное широкое: в него входят все искусственные спутники массой от 0.5 кг. до 1 тонны. Наиболее перспективным и в данный момент активно развивающимся направлением является формат МКА типа CubeSat. В настоящий момент выведенное, а также прогнозируемое количество CubeSat приведено на рисунок 1

Рисунок 1. Тенденции развития МКА [3]
Рисунок 1. Тенденции развития МКА [3]

Необходимо также принимать во внимание планы развертывания многоспутниковых группировок, прежде всего низкоорбитальных космических систем широкополосной связи, которые в ближайшие 10 лет могут насчитывать более 16 000 малых космических аппаратов класса мини, массой до 300–400 кг. Для осуществления поддержания группировок будут необходимы легкие РН [4], рассчитанные на выведение на низкую околоземную орбиту полезной нагрузки массой от единиц килограммов до 500 килограммов. К таким носителям будут предъявляться требования минимальной стоимости и высокой оперативности пуска. Отличительная особенность группировок малых КА – низкие сроки жизни отдельных спутников на НОО из-за ускоренного по сравнению с более тяжелыми спутниками затухания орбиты и постепенной деградации применяемой при их создании промышленной и потребительской электроники. Поскольку все проектно-конструктивные параметры РН взаимосвязаны, минимизация стоимости пуска РН с технико-экономической точки зрения может быть достигнута за счет использования более современных технологий изготовления элементов РН (применение аддитивных технологий), применения доступных на рынке потребительских и промышленных узлов и агрегатов (особенно это актуально при разработке систем управления) повышением энергомассового совершенства, частичной замены натурных испытаний виртуальными при изготовлении конструкции, а также повторным использованием агрегатов РН.

На основе анализа рынка спутников сформированы следующие требования к перспективной РН:

  • масса полезной нагрузки: 250 кг;

  • целевая орбита: 500 км.

Кроме того, с учётом опыта ведущих зарубежных частных космических компаний (Space X, Blue Origin и др.) а также, исходя из интересов долгосрочного перспективного развития космической отрасли, требующих кардинального снижения стоимости запуска полезной нагрузки, было решено рассматривать вариант частично-многоразовой РН. Варианты полностью многоразовой системы, такие как воздушный старт + воздушно-космический самолёт и одноступенчатая РН, были отброшены в связи с высоким техническим риском. Более перспективными были признаны варианты системы с возвращаемой первой ступенью.

Рассмотрим варианты компоновок РН см. рисунок 2.

  • Тандемная схема (у которой ступени расположены одна за другой и работают в полёте поочерёдно)

  • Пакетная схема (несколько блоков, расположенных параллельно и относящихся к разным ступеням, работают в полёте одновременно)

Рисунок 2. Варианты компоновок РН
Рисунок 2. Варианты компоновок РН

Вариантов реализации "многоразовости" для данных компоновок немного, как правило, рассматривается тандемная схема с многоразовой первой ступенью (как у Falcon 9), или пакетная схема с многоразовыми боковыми блоками (как у гипотетической Энергии – 2), Однако, нам показалось, что при решении такой нетривиальной задачи стоит смотреть на вопрос более широко не ограничиваясь только классическими вариантами компоновки одноразовых РН. И в пакетной, и в тандемной схеме вторая ступень при выведении нагружается аэродинамическими усилиями и нагревом, хотя ее рабочий участок пролегает в разреженных верхних слоях атмосферы. Можно выиграть в массовых характеристиках, отказавшись от теплозащитного покрытия и уменьшив толщину обшивки баков и адаптера, если разместить вторую ступень в отсеке первой ступени, защитив конструкцию второй ступени от теплового и силового воздействия атмосферы. Проанализировав в первом приближении баллистические и массовые характеристики РН для траекторий выведения полезной нагрузки массой 250 кг на опорную орбиту 500 км мы пришли к выводу, что оптимальная масса второй ступени для двухступенчатой ракеты с такими характеристиками составляет менее 5-ти тонн, а её максимальные линейные размеры с учетом полезной нагрузки не превышают 6,5 метров в длине и 1,7 метра в ширине, что даёт некоторую свободу в выборе компоновки. Было решено отказаться от использования сбрасываемого обтекателя и полностью разместить вторую ступень внутри специального отсека первой ступени. Первую же ступень решено делать конической формы, так как такая форма, как известно, обеспечивает приемлемые аэродинамические характеристики в широком диапазоне чисел Маха. Для повышения аэродинамического качества и управляемости см. рисунок 3 у РН имеется цельноповоротное оперение, размещенное в носовой части, а также дополнительные аэродинамические поверхности, размещенные в хвостовой части.

Рассмотрим далее основные параметры и некоторые результаты.

Тактико-технические характеристики РН СЛК

На основе баллистического расчёта, сначала по формуле Циолковского, а потом по методике описанной в [8] проведены расчёты траектории выведения для указанной выше орбиты и ПН, получены следующие опорные характеристики РН СЛК:

Характеристики РН СЛК:

  • Количество ступеней: 2

  • Стартовая масса: 24,2 тонн

  • Топливо: керосин-кислород

  • Длинна: 15 метров

  • Максимальный мидель: 2,8 м.

Двигательные установки предлагается реализовывать методом аддитивных технологий (3D-печать из металла методом лазерного спекания тут описано) На первой и второй ступени используются одни и те же двигатели (широкодиапазонные), однако на второй ступени стоит вариант двигателя с увеличенным соплом. Основные характеристики двигательной установки:

  • Тяга 110,3 кН.

  • Удельный импульс 315 с для I ступени и 335 с для II ступени.

Массогабаритные характеристики РН СЛК

Изначально хотели расписать более подробно, как и из каких соображений оценивалась масса того или иного агрегата, элемента РН, но получается очень много текста, поэтому рассмотрим только систему управления, поскольку тут более творческий процесс, в плане поиска, подбора и закупок комплектующих. Бортовая цифровая вычислительная машина (БЦВМ) собирается на готовых технических решениях (серверная платформа класса 2U c установкой двух дублирующих процессоров), масса с учетом комплектующих - 25 кг (взята базовая модель 2U SuperMicro 2029P-C1R c начальным весом 17 кг). В качестве навигационной системы - БИНС с лазерными волоконно-оптическими гироскопами. Система посадки может включать в себя лазерный дальномер, комбинированный с FLIR-установкой

Источник тока. При удельной массе Li-ионных аккумуляторов в ~ 180 Вт-ч/к, номинальной длительности работы в 1 ч, потребляемой мощности БЦВМ в 800 Вт масса основного источника тока составляет 4.44 кг. Аккумулятор дублирован (+4.4 кг) плюс сделан запас на питание вспомогательных бортовых систем и подачу командных сигналов. Итого - 10 кг. Массы компонентов СУ округлялись до большего для учета непредсказуемых расходов массы (кабели и шлейфы, элементы закрепления в корпусе).

Теперь перейдем непосредственно к массовой сводке.

Составляющая РН

Масса кг.

ПН (КА)

250

СУ

25

Источники тока

10

Антенны

5

Адаптер (+ системы отделения спутника)

15

Приборный отсек

15

Система ориентации (баллоны, клапаны, сопловые блоки)

15

Газ системы ориентации

3,75

Топливо (RP + LOX) (II ступени)

3725

Топливные баки и система подачи (II ступени)

149

Маршевый ЖРД (II ступени)

170,5

Расходуемое топливо (II ступени)

3650,5

Масса в начале работы (II ступени)

4383,3

Масса в конце работы (II ступени)

730,9

Топливо (RP + LOX) (I ступени)

17500

Топливные баки и система подачи (I ступени)

787,5

Маршевый ЖРД (I ступень)

687,175

Расходуемое топливо (I ступени)

17150

ХО + оперение

250

Корпус с ТЗП (aeroshell)

650

Масса в начале работы

24258

Масса в конце работы

7107,9

Основные моменты рассмотрели, перейдем к трехмерной геометрической модели (было рассмотрено несколько вариантов аэродинамической компоновке, остановились на «утке» поскольку цельноповротные передние аэродинамические поверхности более эффективны на больший числах Маха, чем элевоны), а также рассмотрим некоторые результаты имитационного моделирования РН.

Рисунок 3. Облик РН СЛК
Рисунок 3. Облик РН СЛК

Расчёт аэродинамических характеристик (АДХ) возвращаемой ступени численными методами на основе сформированной 3D модели

Рисунок 4. Аэродинамические характеристики РН СЛК
Рисунок 4. Аэродинамические характеристики РН СЛК

Метод решения задач аэрогазодинамики основан на решении уравнений Навье-Стокса, которые описывают законы сохранения массы, импульса и энергии для потока жидкости. Решение уравнений проводится с помощью дискретного численного метода, основанного на методе конечного объёма. При расчёте аэродинамических характеристик (АДХ) использовали различные программные пакеты, в том числе и OpenFOAM, для получения более точного итогового результата АДХ, все полученные значения были усреднены. Расчет АДХ происходил в связанной системе координат при следующих условиях М = 0,5 h = 5 км, М = 4 h = 30 км, М = 8 h = 40 км (М - число Маха, h - высота). Результаты расчетов приведены на рисунке 4.

Циклограмма функционирования РН СЛК

  1.  РН стартует вертикально и начинает набор скорости до M~0.4 - 0.5.
    В это время выполняется маневр по крену (за счет отклонения аэродинамических органов управления) для достижения заданного азимута пуска рисунок 5.

  2. Спустя 15 секунд после отрыва от стартового стола начинается маневр в плоскости тангажа с отрицательным углом атаки, который продолжается 10секунд.

  3. После завершения маневра продолжается полет с набором высоты, скорости и уменьшением угла наклона траектории к местному горизонту. На110 секунде полета производится выключение 2 из 4 ЖРД первой ступени, чтобы снизить величины перегрузок в конце участка работы первой ступени.

  4. К 157 секунде полета ДУ первой ступени завершает работу, и начинается участок баллистической паузы (когда ракета летит по инерции) вплоть до выхода в точку отделения 2-ой ступени (~ 11 секунд).

  5. После отделения 2-ой ступени возвращаемая первая ступень совершает маневр ухода от второй ступени рисунок 8 на тяге двигателей ориентации, после чего ориентируется в направлении входа в атмосферу с большим углом атаки.

  6. После ухода на безопасное расстояние (еще ~ 5 секунд) вторая ступень выполняет первое включение ДУ и переходит на переходную эллиптическую орбиту. Второй импульс подается перед апогеем (~900-1000 секунд после старта) переходной орбиты и переводит ее в круговую рисунок 6.

  7. Первая ступень после краткого участка баллистического полета входит в плотные слои атмосферы с большим углом атаки (~ 20 градусом) и начинает аэродинамическое торможение. Боковой промах относительно платформы приземления выбирается маневром по крену. Поглощение излишней энергетики реализуется увеличением угла атаки до 40 - 50градусов (при этом снижается качество и в разы увеличивается коэффициент лобового сопротивления).

  8. Достигнув района размещения посадочной платформы, первая ступень совершает переворот с гашением скорости тягой ДУ и совершает посадку.

Рисунок 5. График выведения РН СЛК
Рисунок 5. График выведения РН СЛК
Рисунок 6. График выведения РК СЛК
Рисунок 6. График выведения РК СЛК
Рисунок 7. Боковой маневр I ступени
Рисунок 7. Боковой маневр I ступени
Рисунок 8. Траектория возврата I ступени
Рисунок 8. Траектория возврата I ступени
Рисунок 9. Аэродинамический нагрев
высота - 40 км Мах - 8
Рисунок 9. Аэродинамический нагрев высота - 40 км Мах - 8

Поскольку в атмосферу входит израсходовавшая большую часть топлива первая ступень без полезной нагрузки, она имеет малую нагрузку на единицу площади в результате чего эффективно тормозится в верхних слоях атмосферы и к тому же малую по сравнению с возвращаемым орбитальными челноками скорость вхождения (V ~ 2,3 км/с) в плотные слои атмосферы в результате чего имеет сравнительно небольшие тепловые силовые нагрузки (далее приведены). В отличие от «классических» одноразовых РН, первая ступень воспринимает также интенсивные аэродинамические и тепловые нагрузки при возвращении в плотные слои атмосферы, выполняя серию маневров гашения избыточной скорости и наведения на точку посадки. Дополнительные аэродинамические нагрузки воспринимаются внешней обшивкой (aeroshell), разделенной на носовой наконечник, корпусную часть и хвостовой отсек. Рассмотрим далее какой же нагрев на поверхности аппарата у нас возникает при возврате I ступени рисунок 9.

Теплозащита состоит из наружной стальной панели и слоя теплоизоляции на основе минерального волокна. Совместно со стенками топливных баков и соединительных отсеков такая конструкция воспринимает аэродинамические нагрузки. Предварительная площадь защищаемой поверхности ~ 60 м2

Параметр

Нижняя поверхность

Верхняя поверхность

Площадь, м2

30,2

30,2

Сталь, мм (7800 кг/м3)

1,75

1,5

Теплоизоляция, мм (300 кг/м3), мм

7,5

Для сравнения - обшивка скоростного самолета SR-71 составляла 0.5 - 1.0 мм - design and development of SR-71 BlackBird. NASA (https://ntrs.nasa.gov/api/citations/20090007797/downloads/20090007797.pdf)

В качестве теплоизоляции рассматривались минерально-ватные панели типа ISOROC с плотностью 175 - 300 кг/м3

P.S.

Дамы и господа, кому публикация понравилась или вас заинтересовало, приглашаю принять участие в данном проекте, кто, как и чем может, бывает даже банальный совет помогает решить сложный технический вопрос, всех готовы выслушать и обговорить более детально.

P.P.S.

Мы не хотели превращать данную публикацию в научно-технический отчет, на овер много листов и писать все строго научно-техническим языком, старались описать все максимально просто, чтобы даже самый рядовой боец диванных войск все осознал.

Если говорить серьезно, то процесс проектирования РН или ракетных комплексов довольно системный и вы можете найти в любой книге по проектированию РН ( как вариант [7]) блок схему всей системы (как, что и в какой последовательности по этапам зачем идет и т.д.), в данной работе рассмотрены только самые основные моменты, сама же проделанная работа более сложная, нежели тут расписано.

Список литературы
  1. Макриденко Л. А., Волков С. Н., Ходненко В. П., Золотой С. А. Концептуальные вопросы создания и применения малых космических аппаратов // Вопросы электромеханики. 2010. Т. 114.

  2. Прокопьев В. Ю., Кусь О. Н., Оссовский А. В. Малые космические аппараты стандарта CubeSat. Современные средства выведения // Вести. науки Сибири. 2014. № 2 (12).

  3. www.nanosats.eu

  4. Клюшников В.Ю. Ракеты-носители сверхлегкого класса: ниша на рынке пусковых услуг// Воздушно-космическая Сфера 2019

  5. Куренков В. И. Конструкция и проектирование изделий ракетно-космической техники Часть 2. Основы проектирования ракет-носителей

  6. Космонавтика: Энциклопедия / Гл. ред. В. П. Глушко; Редколлегия: В. П. Бармин, К. Д. Бушуев, В. С. Верещетин и др. — М.: Сов. энциклопедия, 1985. — 528 с., ил., 29 л. ил.

  7. Егерь С. М., Мишин В. Ф. и др. Проектирование самолетов: Учебник для вузов/. Машиностроение, 1983

  8. Мухамедов Л.П. Основы проектирования транспортных космических систем

Комментарии (29)


  1. javax
    16.08.2021 17:17

    А почему никто раньше не размещал вторую ступень внутри первой?

    Может это сильно увеличивает сухую массу первой ступени?


    1. sshikov
      16.08.2021 20:49
      +1

      А тож. Створки же нужно открывать, нужны шарниры, и привод, да и требования по прочности к створкам становятся другими. Ну в общем, вопросы тут очевидно есть. Даст ли это эффект (ведь экономия предполагается на второй ступени) — фиг знает.


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


    1. dcoder_mm
      18.08.2021 02:08
      +1

      Даже если у них не получится сделать, разве плохо, если этапы и детали разработки будут описаны публично, причем в доступном формате?


  1. propell-ant
    16.08.2021 17:53

    Раз у вас есть распределение температуры, то есть и расчет теплового потока - сколько там прилетает на квадратный метр?


  1. count_enable
    16.08.2021 18:17
    +5

    Зачем вам на борту БЦВМ с вычислительной мощностью большей чем вся вычислительная мощность США в 1969 году? Для ракеты за глаза хватит одноплатного компьютера на современной СнК. Есть семейства с упором на функциональную безопасность с аппаратным дублированием (например Hercules от Texas Instruments). Думаю можно спокойно массо-габаритные характеристики поделить на 10, а мощностные в 100 раз. 1.7 кг и 8 Ватт.


    1. Gudzenko Автор
      16.08.2021 22:35

      Спасибо, правильно заметил, слабовато проработали.

      Поможешь с СУ?)


      1. count_enable
        16.08.2021 23:47
        +1

        Давайте отложим эту дискуссию к моменту когда пройдут хотя бы стендовые испытания двигателей для макета.

        Кстати, почему не взять какой-то существующий двигатель? Их достаточно много построили. Зачем себе усложнять задачу создавая вообще всё с нуля?

        Какая скорость планируется для первой ступени? 2.3 км/с? Маловато честно говоря.


  1. demon416nds
    16.08.2021 22:22

    В том виде что на рендере идея выглядит сомнительно.

    В моих изысканиях по этой тематике кроме самого логичного шага - перехода к активно-реактивному способу вывода, я придумал и другой путь - увеличение количества ступеней с "отстрелом" ступеней начиная сверху, что позволяет уменьшить количество двигателей и увеличить полезную нагрузку.

    Жаль специалистов по гиперзвуку знакомых нет чтобы прикинуть хотябы плюс минус лапоть возможность работы придуманного двигателя для ssto.


    1. Gudzenko Автор
      16.08.2021 22:32

      Супер идея. Разберём ее?!

      Увеличение количество ступеней это увеличение двигателей, это снижение надежности всей системы в целом, масса может снизится, но какой выигрыш экономической составляющей? Тут основная идея - это спасти большую часть конструкции.

      В части полезной нагрузки. Тут проведён анализ, нет смысла делать большую полезную нагрузку, просто зачем? Для этого есть другие носители.

      На счёт рендеров. облик просчитан в первом приближении, с точки зрения аэродинамики мы определились далее будем определяться с ксс. у нас в части ксс есть небольшие проработки, они требуют полной оптимизации, так что внутри все измениться инфа 100, обводы останутся.

      Если хочешь пиши в почту буду рад если поучаствуешь, контакты есть ​)


      1. the_stucky
        16.08.2021 23:07
        +1

        В части облика мы пока очень вольно обошли вопрос со скруглением носка, на остром шпиле может вылезти повышенная тепловая нагрузка. Стабилизаторов и передние кромки крыльев тоже касается


        1. Bedal
          17.08.2021 11:44

          а вопрос максимальной аэродинамической нагрузки — решали? Снижение тяги на соответствующих высотах/скоростях предусматривается? Да и в конце работы ступени тоже надо бы снижать, чтобы не превысить перегрузку для полезной нагрузки (или расширить список ПН, которые можете выводить для привлечения клиентов).


          1. Gudzenko Автор
            17.08.2021 16:00

            Да, решали.

            Часть вопросов описана в циклограмме. В части нагрузок не стали расписывать.


    1. flx0
      16.08.2021 23:12

      Сами двигатели очень тяжелые. У Falcon 9 из 22 тонн сухой массы первой ступени на двигатели приходится 4 — 4,5 (при том что Мерлин имеет рекордную тяговооруженность среди всех ракетных двигателей). То есть сбросив полбака, вы останетесь с сухой массой 13 тонн. А вторая ступень вся весит 4.
      Отстрел лишних баков имеет смысл даже не на верхних ступенях, а на орбитальных разгонных блоках, которым не вообще нужна большая тяга. Да и то не факт. Все-таки обыкновенная сфера может вместить значительно больше топлива, чем несколько состыкованных баков той же сухой массы, и намного проще конструктивно.


  1. MyshinyjKorol
    17.08.2021 00:56
    +2

    Меня давно интересует один вопрос, на который вы, проведя такой анализ рынка, наверняка нашли обоснованный ответ. Почему Маск закрыл проект Фалкона-1?


    1. Bedal
      17.08.2021 11:40

      у него производство, которое будет выгодно при массовом выпуске одинаковых изделий. Оставить другую РН в производстве — это практически вдвое повысить расходы без заметного увеличения прибыли.


  1. Imbecile
    17.08.2021 05:50
    +1

    Метод решения задач аэрогазодинамики основан на решении уравнений Навье-Стокса, которые описывают законы сохранения массы, импульса и энергии для потока жидкости.

    ЕМНИП, эти уравнения не работают для ударной волны, которая у вас перед ступенью. То есть, фронт ударной волны будет граничным условием. Но, поскольку динамика ступени меняется, то и интенсивность, и геометрия фронта будет меняться. Это у вас учтено? Можно глянуть все уравнения, по которым считали?


  1. Lazy_66
    17.08.2021 11:13

    В качестве теплоизоляции рассматривались минерально-ватные панели типа ISOROC с плотностью 175 - 300 кг/м3

    Вы это серьёзно? :)


    1. the_stucky
      17.08.2021 20:26

      Вполне серьезно с учетом аналогов подобных суборбитальных ЛА. Например X-15 с теплоизоляцией на базе кварцевого фетра QFelt.Кроме того, минеральная вата контактирует с потом не напрямую, а через внешнюю панель из жаропрочной стали


      1. Lazy_66
        17.08.2021 20:31

        А когда сталь прогорит - что делать станете?


  1. Bedal
    17.08.2021 11:38
    -2

    Как насчёт управления изменением стреловидности ПГО? В авиации это пару раз применялось.
    Плюсы:
    — шарнир и привод оказываются в защищённой корпусом зоне
    — уменьшается сопротивление на высоких скоростях, потому что на сверхзвуке ЦД уходит назад, устойчивость растёт.
    — на малых скоростях можно получать большую подъёмную силу, создавая практически биплан-тандем.

    Но это так, к слову. Куда больше меня интересует вопрос: когда экологи наберутся, наконец, сил прихлопнуть все массовые запуски вообще? Ведь всё это аэрозоли в верхних, самых нежных, слоях атмосферы. До последнего времени масштаб был мал, но сейчас, с выходом на тысячеспутниковые группировки…


  1. AirLibra
    17.08.2021 13:06
    +1

    Откуда такая уверенность в коммерческой востребованности сверхлегких ракеток? На мой взгляд это узкая и специфическая область. Узкая из-за высокой стоимости килограмма полезной нагрузки (на порядок (примерно) выше чем у средних ракет). Специфическая из-за требований военного заказчика по скорости запуска и простой стартовой площадки.


    1. Gudzenko Автор
      17.08.2021 13:30

      Хороший вопрос.

      Ответ простой - это тренд.

      Приведу пример, есть такой «персонаж» Лебедев, который сказал, что телефонами без кнопок никто пользоваться не будет (это было после презентации apple).

      На текущий момент такая ракета была бы не особо востребована электрон пример, однако ближайшая перспектива это спутниковые группировки, а там придётся менять спутники, и уже не пачками, собственно это написано выше. (Нужно было ярче выделить предпосылки)

      Касаемо стоимости, сейчас нельзя сказать, хотя не правильно. До этапа РКД про стоимость нет смысла говорить яркий пример тому LauncherOne где планировании стоимость запуска ниже электрона


      1. count_enable
        17.08.2021 15:49

        Рынок и мотивация клиентов космических запусков несколько отличаются от простых людей.

        По стоимости за кг ПН лёгкая ракета всегда будет дороже тяжелой, это просто физика, закон квадрата-куба.

        Главное конкурентное преимущество в сверхлёгких ракет в минимальной наземной инфраструктуре. А это позволяет делать запуски там, где строить полноценный космодром неразумно. Сверхлёгкие ракеты могут быть интересны менее богатым странам, которым нужны независимые средства выведения. Внеблоковым странам типа Египта, Бразилии, Пакистана, Мексики... Но увы, есть два больших "но": во-первых, международный рынок РН очень сильно зарегулированный, продавать РН просто так нельзя. Во-вторых, какой смысл в орбитальной ракете для страны у которой нету технологий постройки спутников? Поэтому страны не из "космического клуба" покупают не ракеты, а услуги по выведению + постройку спутников "под ключ" + постройку наземной инфраструктуры. Тот же Рокет Лабс сейчас предлагает свою собственную спутниковую платформу для заказчиков.

        Это не означает что ракету строить не надо. В процессе постройки можно приобрести бесценный опыт и возможно найти рабочую прибыльную нишу. Но не надо обольщаться: сверхлёгкие ракеты это как малая авиация. Оно развивается и даже продаётся, но по масштабам никогда не сравняется с магистральными лайнерами типа 737 или А320.


        1. MyshinyjKorol
          18.08.2021 15:45

          Рокет лаб в убытках?


          1. AirLibra
            18.08.2021 20:23

            Если брать по 6 млн за 100 кг спутник - будет прибыль:)


      1. AirLibra
        18.08.2021 20:22

        Отработают технику и бизнес-процесс миссий радшеринга на средних ракетах - никто не будет переплачивать за мелкоракетки.


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00