Это продолжение цикла статей о разгадке шумерского царского списка. В первой части было объяснение важности этой загадки для понимания всей древней истории и описание тех астрономических инструментов, что были созданы по ходу исследования. Во второй рассказ о вавилонском звездном каталоге MUL.APIN и предположение, что названиями звезд и созвездий в нем была зашифрована вечная, циклически повторяющаяся история борьбы смысла и закона. Но цепочка переводов аккадских имен, хотя она и создает стройный рассказ, не может быть доказательством сама по себе. Нужны дополнительные, более строгие подтверждения. В этой части мы их и рассмотрим.

Что вы знаете об астрологии? Название “астрология” происходит от древнегреческого ἀστήρ «звезда» и λόγος «мысль, причина». Сама астрология — это некая древняя практика, которая позволяет гадать по звездам. Дескать, звезды влияют на судьбы людей и по положению звезд можно предсказывать будущее.

Как вы относитесь к астрологии? Здравомыслящий человек понимает, что астрология — это, как и всякое гадание, шарлатанство. Положение Солнца, планет и созвездий выступает генератором случайных сочетаний, которым астрологи дают свои толкования. Люди, склонные к мистицизму, готовы платить за это деньги. Спрос рождает предложение.  Все так?

Что такое знаки зодиака? Есть двенадцать созвездий, лежащих на годичном пути Солнца. То, в каком знаке родился человек, по мнению астрологов определяет его характер и судьбу. Зодиак придумали греки, поместив на небо героев своих мифов.

Нам сейчас хорошо понятно, что астрология — квазинаука и что звезды не могут определять судьбы людей. Но вот что интересно: в Древней Месопотамии, где и родилась астрология, предсказания делались не на судьбы отдельных людей, а на события, относящиеся к целым государствам. И тут невольно вспоминается вавилонский каталог MUL.APIN. В той последовательности звезд и созвездий, встречающихся на пути Луны, мы увидели описание этапов, которые в своем развитии неизбежно проходит любое общество. Это значит, что действительно, поняв, где мы находимся сейчас, можно по звездному небу предсказать, что будет дальше.

То есть, получается, что не небо диктует судьбы людей, а люди, вычислив законы, по которым развиваются социальные системы, поместили эти законы на небо, зашифровав в названия созвездий. Если это так, то тогда древняя астрология должна восприниматься не как мистическое гадание, а как вполне реальная наука, которая смогла и понять, и описать циклический ход истории.

"Звезды определяют судьбы людей" — говорят астрологи. Какая ирония, действительно определяют. Но только не так, как это принято считать сегодня. И не потому, что есть мистическая связь людей и космоса. А потому, что сами люди создали такое звездное небо к которому можно обращаться за предсказаниями.

И тут уже можно предположить почему в MUL.APIN описаны несколько путей. Основные — это пути Ану, Энлиля и Энки. Получается, что изучая историю, шумеры вычислили основные встречающиеся в ней паттерны и описали их. Ничто не ново под Луной, все в мире повторяется и это дает возможность, зная прошлое, достаточно точно предсказывать будущее. По-моему, я сейчас сказал нечто совершенно очевидное.

Но если все так, то у нас возникает уникальный шанс это проверить. Мы знаем знаки зодиака, созданные греками, мы знаем созвездия, лежащие рядом с зодиаком. И мы знаем мифы, которые стоят за теми героями, что дали названия этим созвездиям. Имея дело с шумерскими созвездиями, мы опирались только на расшифровку их имен, что давало нам короткие фразы, которые можно было по-разному интерпретировать. Но в случае греческих мифов перед нами целые истории со множеством удивительных деталей. В каждом мифе множество "лишних" подробностей без которых вполне можно было бы обойтись. И либо эти истории вместе с их "лишними" деталями должны в точности лечь на вычисленную нами последовательность, либо мы получим опровержение нашей теории.

И еще один инструмент проверки. И в шумерских мифах, и текстах Танаха (Ветхого Завета) — все имена говорящие. То есть расшифровка любого имени всегда соответствует аллегории, стоящей за персонажем. Подробно об этом все в той же книге. Было бы странно, если бы греческие мифы нарушили эту традицию. Поэтому будем дополнительно сверяться с именами и использовать их и как подсказки, и как дополнительные подтверждения.

Напомню соответствие греческих и вавилонских созвездий.

Чтобы не привнести в мифы ничего своего, я буду цитировать их пересказ по Википедии, выделяя текст Википедии курсивом. После каждого мифа последует моя интерпретация его аллегорий. В конце же каждого рассказа для сравнения будет приведено толкование соответствующего вавилонского созвездия.

Плеяды

Плеяды не зодиакальное созвездие, а группа близкорасположенных звезд, но сделаем для них исключение поскольку они есть в MULL.APIN и сама их их аллегория достаточно интересна.

Согласно мифу, охотник Орион стал преследовать сестёр Плеяд. Плеяды обратились с мольбой о защите к богам. Чтобы защитить их, Зевс превратил их в голубок, которые обязаны были носить Зевсу амброзию. Когда голуби пролетали мимо сталкивающихся плавучих утёсов Планктов, одна из голубок погибала, и Зевс оживлял ее (вариант — заменял новой). Однако это не помогло избавиться от Ориона он не прекратил своих преследований. Тогда Зевс превратил Плеяд в звёзды и поместил их на небо в виде одноименного астеризма в созвездии Телец, а Орион в наказание за свою дерзость тоже был превращен в группу звёзд и помещён на небо в виде созвездия Орион недалеко от Плеяд. Вышло так, что теперь Орион обречен до скончания веков безуспешно преследовать Плеяд по небосклону.

«Плеяды», И. Веддер (1885)
«Плеяды», И. Веддер (1885)

Плеяды — это слова. Семь сестер — это фраза. Превращение в голубок — произнесение слов. Два сталкивающихся утеса мимо которого они пролетают — губы человека, эту фразу произносящего.

Так устроен язык, что все, что можно опустить, опускается. Произнося фразу мы пропускаем все то, что и так ясно из контекста. Поэтому, пролетая мимо Планктов, одна голубица всегда погибает.

Фраза несет мысль — это и есть божественный нектар, амброзия. Амброзия дает богам молодость и бессмертие. Кстати, амброзию по ночам в темноте производит Луна.

Зевс — аллегория смысла. Когда неполная фраза достигает собеседника, именно смысл позволяет понять ее контекст и восстанавить пропущенные слова. Убитая голубица вновь оживает.

По MUL.APIN 14 день от весеннего равноденствия. “Звезда звезд”. Время баланса дня и ночи. Баланс смысла и закона. Мысли описываются фразами. Фразы строятся из слов. Используемые слова неоднозначны, некоторые могут быть опущены. Но выбор правильного контекста позволяет восстановить мысль.

Телец

Древнегреческий миф утверждает, что Телец — это Зевс, превратившийся в белого быка, чтобы похитить Европу и перевезти её на остров Крит. По другой версии, — это критский бык, побежденный Гераклом в седьмом подвиге, возможно, тот самый, в которого превратился Зевс, после чего этот бык был помещен среди созвездий. Есть версия, связывающая название со свирепыми огнедышащими быками, прирученными Ясоном в Колхиде.

Конечно, трудно понять греческие мифы, не разобравшись в том, кто такой главный олимпийский бог Зевс. Мы уже обмолвились, что Зевс — это смысл, но смысл смыслу рознь. Требуются уточнения. Чтобы не утонуть в богатой биографии Зевса ограничимся самым необходимым.

Мы уже говорили о трех главных шумерских богах. Главный — Ан, бог неба, аллегория смысла. Он рождает Энки — бога земли и пресных подземных вод, то есть письменность. И Энлиля — бога ветра, устное слово.

В еврейской Библии, которая стала в христианстве Ветхим Заветом, есть только один единый Бог. Но у этого бога несколько имен. Главное — Яхве. Другое имя — Элохим. И третье — сочетание Яхве Элохим. На русский это переводят, как “Господь”, “Бог” и “Господь Бог” соответственно.

Яхве — имя непроизносимое, при чтении его надо заменять, например, на Элохим. Дословный перевод — “он есть”. Элохим — это множественное число слова “бог”, то есть “боги”.

Яхве — аллегория невидимого смысла. Смысла который всегда “он есть”, но который никогда не проявляет себя напрямую. Элохим — это, напротив, все внешние проявления этого смысла, в том числе письменные. Яхве Элохим — внешнее проявление, передающее смысл, то есть устное слово.

Именно это зафиксировано в концепции триединства Бога, принятой в христианстве.

Никео-Цареградский Символ веры, зафиксировавший догмат о Пресвятой Троице, занимает центральное место в богослужебной практике многих христианских церквей и является основой христианского вероучения. Согласно православному учению:

  • Бог Отец ни от кого не рождается и ни от кого не исходит

  • Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца

  • Бог Святой Дух предвечно исходит от Бога Отца

Все три Лица (Ипостаси, Личности) Троицы существуют в полном единстве, которое творит мир, промышляет о нем и освящает его.

За каждым понятием стоит его смысл — Бог Отец. Внешние формы, которыми смысл себя проявляет — Бог Сын. Слова, соответствующие понятиям — это Святой Дух. Одно это заставляет посмотреть на церковь настороженно и задуматься все ли мы понимаем в ватиканских тайнах.

Что интересно, Святой Дух — это точная калька шумерского Энлиль, “святой ветер”.

Кстати в самой Библии все это написано прямым текстом, Евангелие от Иоанна начинается так:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

Конечно, мы пробежались по самым верхам. Кому интересны подробности смотрите мою книгу “Происхождение смысла”. 

Все сказанное относится и к Зевсу, который у греков также был аллегорией смысла в его триединстве. В зависимости от обстоятельств Зевс представал либо золотым дождем, либо быком, либо лебедем. Дождь — это сам смысл, не имеющий конкретной формы, бык — его внешнее проявление или определение, лебедь — летящее по воздуху слово.

«Похищение Европы», Валентин Серов (1910)
«Похищение Европы», Валентин Серов (1910)

В созвездии Тельца мы как раз и видим Зевса, принявшего форму определения-закона. Но Телец-Зевс это не просто голые правила, а правила, пока еще единые с породившим их смыслом. И от этого обладающие невероятной силой.

Наиболее вероятна связь интересующего нас созвездия Быка с мифом о похищении Европы. Именно в честь этой греческой Европы и названа современная часть света Европа. Однако, сейчас понимание того, что стоит за  этим именем утеряно. Это добавляет интриги — поймем суть мифа, узнаем и о сути названия целого континента.

В изложении Н.А. Куна миф можно прочитать, например, здесь. Отметим основное, что поможет в понимании его аллегорий. 

У царя богатого финикийского города Сидона, Агенора, было три сына и дочь, прекрасная, как бессмертная богиня. Звали эту юную красавицу Европа. Приснился однажды сон дочери Агенора. Она увидела, как Азия и тот материк, что отделен от Азии морем, в виде двух женщин боролись за нее. Каждая женщина хотела обладать Европой. Побеждена была Азия, и ей, воспитавшей и вскормившей Европу, пришлось уступить ее другой. В страхе Европа проснулась, не могла она понять значения этого сна.

… Недолго пришлось наслаждаться прекрасной Европе беззаботной жизнью. Увидел ее сын Крона, могучий тучегонитель Зевс, и решил ее похитить. Чтобы не испугать своим появлением юной Европы, он принял вид чудесного быка.

Похитив Европу бык приплыл с ней на Крит. Так, Европа, стала женой Зевса. Она родила ему трех сыновей: Миноса, Радаманфа и Сарпе Дона. Потом она вышла замуж за бездетного критского царя Астерия, который усыновил и воспитал ее детей от Зевса.

При расставании Зевс подарил своей возлюбленной волшебного пса Лайлапа, от которого не мог убежать ни один зверь и могучего бронзового великана Талоса, который должен был охранять Крит, трижды в день обходя остров.

Имя Европа происходит от древнегреческого εὐρύς (эурюс), "широкий, просторный, широко охватывающий" + ὤψ (опс), "взгляд, вид, лицо". Получается “широкое лицо”. Пока не очень понятно.

И тут надо объяснить одну очень распространенную аллегорию. Возможно, самую распространенную аллегорию в мифах, да и в аллегорической литературе, вообще. Многие века основными носителями текстов были свитки. Свиток, когда он развернут и готов для чтения состоит из двух половин и соединяющей их страницы. Когда свиток в начале, одна часть свитка толстая, а другая тонкая. Такой перекос ведет к тому, что при перематывании тонкая часть вращается крайне быстро, а толстая еле двигается. Аллегорически описывая свиток, многие авторы очень любят обыгрывать именно этот момент.

Теперь можно вернуться к “широколикой” Европе. Ее аллегория — страница между двумя частями свитка. Охраняют Европу быстрый пес Лайлап и бронзовый великан Талос. Лайлап — тонкая быстрая часть свитка. Талос — толстая, содержащая основной текст. Точнее все это даже не части, а взгляды на свиток с соответствующих сторон.

Мораль мифа в том, что, когда Зевс, то есть, смысл предстает в форме быка свитки с мифами становятся понятны и почитаемы. Европа, страница свитка, в эту пору самая красивая из женщин. Она постоянно посещаема Зевсом. В этот момент она его жена.

Но аллегория со свитком — это только один уровень прочтения этого мифа. Кроме срединной части свитка Европа — это и серединный путь. В прошлой части мы уже говорили и про Ханаан, и про Нибиру. На этом уровне аллегорий Европа символизирует гармонию между смыслом и законом. И именно эту гармонию крадет Зевс и на какое-то время становится ее супругом.

Кстати, произошедшее во сне Европы сражение за нее имеет прямую аналогию в ветхозаветных аллегориях. Ханаан — “идеальная” территория куда согласно воле Бога должны стремиться все евреи. Число евреев, вышедших из Египта, если учитывать гласные совпадает с числом букв в свитке Торы. Для букв же вполне уместно стремиться оказаться на странице, где они будут прочитаны. И при этом сама земля Ханаан находится между Месопотамией с ее городами-государствами и Египтом, находящимся под единой властью фараона. Смысл начинается после исхода из Египта и расцветает в Ханаане, балансируя между Египтом и Месопотамией. Подробнее о евреях-буквах в видео.

По MUL.APIN 28 день. “Бык небесной стелы”... Если небо — это смысл вообще, то можно предположить, что небесная стела — это смысл некого отдельного явления. Этот смысл можно попробовать передать фразой естественного языка и тогда мы получим “Плеяды”. Но язык нечеток, его слова многозначны. И всегда возникает желание сузить слова до однозначных терминов, а затем, используя их, дать явлению строгое определение. Такое строгое определение и есть “бык”, который заменяет собой смысл явления.

Орион

От Посейдона он получил дар ходить по волнам, как по земле (Гесиод). Охотился в Сидейских лесах. Женился на Сиде, которую Гера низвергла в Тартар.

Сватался на Хиосе к дочери Энопиона Меропе , по требованию Энопиона истребил на Хиосе диких зверей своей железной дубиной, но Энопион откладывал брак. Тогда Орион украл Меропу и силой овладел ею. За это Энопион ослепил Ориона.

Восстановил зрение, совершив путешествие к месту восхода Гелиоса, в котором провожатым ему служил Кедалион, один из учеников Гефеста, которого Орион нёс на плечах. Орион подставил лучам солнечного бога слепые глаза, и Гелиос вернул ему зрение. Там же он был замечен богиней Эос и стал её возлюбленным.

По делосской версии, Эос влюбилась в Ориона и доставила на Делос. Возлюбленный Эос, убит Артемидой. На Делосе был застрелен Артемидой из лука, когда пытался изнасиловать деву Обида, по другой версии, погиб, когда приглашал Артемиду состязаться с ним в метании диска, либо пытался обольстить Артемиду и был ею убит. По ещё одной версии, был возлюбленным Артемиды, чем был недоволен Аполлон, предложив ей выстрелить до черной точки, видневшейся в море. Она выстрелила, и оказалось, что она попала в голову Ориону, Артемида оплакала его и поместила среди созвездий.

Ещё один вариант: он охотился вместе с Артемидой на Крите и пообещал истребить всех зверей, за что Гея наслала на него скорпиона.

По хиосской версии, он полюбил Артемиду, но по воле Артемиды скорпион явился из горы Колоны на Хиосе и ужалил его. Он похвалялся перед Артемидой и Лето, что может истребить всё живое (либо потому, что был влюблён в Энопиона и похвалялся перед ним как охотник), а Гея наслала скорпиона, чтобы тот укусил Артемиду, но Орион сам был укушен, и Артемида вознесла его к звёздам.

Орион — это попытка дать всему определения. Можно сказать, что Орион — это аллегория современной науки. Там, где реальный мир — это бушующее море разнообразия, Орион способен ходить по волнам, как по земле.

Орион — охотник за дикими зверями, то есть, охотник за явлениями реального мира. Определения убивают эти явления, создавая внешне похожие на них безжизненные чучела.

Путь науки во все времена начинается с древних мифов, которые ее “ослепляют”. Слепота — это традиционная аллегория попыток не обращать внимание на все внешнее и пытаться проникнуть в невидимую суть. Именно поэтому слепыми были и Гомер, и Фемида. Но наука всегда стремится к определенности. Поэтому она берет Кедалиона и с ним на плечах идет к Солнцу. Кедалион — это циклоп. Его единственный глаз — аллегория одной единственной выбранной точки зрения. Чтобы создать термины приходится отказаться от многозначности слов и выбрать для каждого слова только один взгляд на него, которому дальше и следовать. 

«Слепой Орион ищет Солнце», Пуссен (1658)
«Слепой Орион ищет Солнце», Пуссен (1658)

Солнце возвращает Ориону зрение — наука начинает руководствоваться внешними признаками наблюдаемых явлений и из них строить свои описательные модели. Напомню, что само Солнце - аллегория единой истины, которая своим светом делает остальные звезды невидимыми.

Артемида — судя по всему, аллегория греческих мифов. Именно мифы пытаются через философию смысла описать многие явления и именно в этом они соревнуются с Орионом. И именно они возносят Ориона на небо.

Гибнет же Орион от укуса огромного скорпиона. Теория гибнет от эксперимента, который ее опровергает, вскрывая ее противоречия с реальным миром.

Теперь становится понятно, почему Орион всегда безуспешно гоняется за Плеядами. Фраза на естественном языке недоступна для понимания в системе жестких однозначных терминов. Любая попытка свести эту фразу к строгому высказыванию неизбежно приводит к потере части ее смысла. Бежать за Плеядами Ориону можно, догнать нельзя.

Сказанное про науку в равной степени можно отнести к любой развивающейся системе. Что к государству, уповающему на силу законов, что к коммерческой компании, которая, добившись определенных успехов, пытается формализовать все свои бизнес процессы.

По MUL.APIN 34 день, мы на пути к летнему солнцестоянию. “Пастух восходит на небесную стелу”. Сила и понятность определения запускают неизбежный процесс становления и совершенствования системы определений. Простые поначалу идеи превращаются в целое учение. Теперь уже не один бык показывает свою силу, а целое стадо. Но смысл не забыт и продолжает маячить где-то за их спинами.

Возничий

В греческой мифологии созвездие Возничего часто связывалось с мифологическим героем — Эрихтонием, хтоническим сыном Гефеста, выращенным Афиной. Эрихтонию приписывали изобретение квадриги, двухколёсной колесницы с четырьмя конями, которая была использована в битве с узурпатором Амфиктионом и в результате которой Эрихтоний стал царем Афин. Считается, что квадрига была создана по образу солнечной колесницы. Эрихтоний затем посвятил себя Афине, и вскоре после этого Зевс поместил его на звёздное небо за изобретательность и героические подвиги.

Согласно древнеримским авторам, Эрихтоний родился у Гефеста без матери; по свидетельству Нонна, он родился от связи Гефеста и Геи. При рождении Афина дала ему в кольце капли крови одной из горгон (две капли жизни и смерти).

Был воспитан Афиной, которая передала младенца в закрытом ящике дочерям Кекропса — Герсе, Аглавре и Пандросе. Она запретила девушкам заглядывать в ящик, так как Эрихтоний был обвит змеей (или имел змеиную нижнюю половину тела). Царевны нарушили этот запрет и открыли ящик: за это Аглавра и Герса были поражены безумием и покончили с собой, бросившись с акропольской скалы (по другой версии мифа, были задушены змеёй). После этого Афина сама воспитала его в своём храме.

Повзрослев, Эрихтоний изгнал из страны Амфиктиона и воцарился в Афинах. Был женат на наяде Праксифее, от которой имел сына, Пандиона.

Был похоронен сыном на священном участке храма Афины; его гробница располагалась в храме Афины Полиады.

По смерти стал созвездием Возничего.

Похоже, что Эрихтоний — это логика. Квадрига наподобие солнечной колесницы вполне может быть аллегорией той возможности быстрого продвижения в рассуждениях, что она, логика, и предоставляет. Две капли крови горгон, капли жизни и смерти, данные Эрихтонию в кольце - это, образующие замкнутое кольцо два значения, которыми оперирует логика - “истина” и “ложь”.

Закрытый ящик Эрихтония — абстрагирование логики от смысла понятий, которыми она оперирует. Все логические выводы делаются исключительно на основе формальных признаков. Змея, обвивающая Эрихтония — однозначность толкования этих признаков. 

Безумие дочерей, открывших ящик — это аллегория неприменимости логических выводов в реальном мире. Применение законов логики там, где понятия и признаки обладают многозначностью неизбежно приводит к “безумию” результата.

Подтвердить суть Эрихтония может его отец Гефест.

Когда Гефест появился на свет, он оказался больным и хилым ребёнком, к тому же хромым на обе ноги. Гера, увидев своего сына, отказалась от него и скинула с высокого Олимпа. Но море не поглотило юного бога, а приняло его в своё лоно. Приемной матерью Гефеста стала морская богиня Фетида. До своего совершеннолетия Гефест жил на дне моря и занимался своим любимым делом: ковал. Прекрасные изделия выходили из кузни Гефеста, не было им равных ни по красоте, ни по прочности. Словно живые летали изображенные птицы, реально жили люди, и даже ветер обретал жизнь в прекрасных творениях Гефеста.

Узнав о том, что он сын Зевса и Геры, и о преступлении матери, Гефест решил отомстить. Он создал кресло (золотой трон), равного которому не было в мире, и послал на Олимп в качестве подарка для Геры. Гера пришла в восторг, никогда она не видела такой великолепной работы, но стоило ей сесть в кресло, её обвили невидимые ранее оковы, и она оказалась прикована к креслу. Никто из пантеона богов не смог разомкнуть путы кресла, поэтому Зевс был вынужден отправить Гермеса, посланца богов, чтобы приказать Гефесту освободить Геру. Но Гефест отказал. Тогда боги послали Диониса, бога виноделия, к Гефесту. Дионису удалось напоить Гефеста и доставить его на Олимп. Будучи в опьяненном состоянии, Гефест освободил свою мать.

Гефест — аллегория описания, построенного на признаках. Такие описания могут “ковать” образы людей и животных и при этом будут обладать “удивительной прочностью”.

Его мать Гера — это греческий язык. Что примечательно, главная черта Геры - она всегда спорит с со своим супругом Зевсом поскольку язык всегда в споре с мыслью. “Мысль изреченная есть ложь”, Ф. Тютчев.

Золотой трон для Геры — это система строгих однозначных терминов. Сев на него, речь оказывается скована из-за того, что исчезает присущая ей естественная гибкость. Чтобы вернуть Гере гибкость Гефест должен испытать опьянение, то есть слова должны перестать быть ограниченными терминами и приобрести былую “хмельную” многозначность.

Хромые ноги Гефеста — ущербность любой системы, где понятия определяются друг через друга. В такой системе неизбежно возникают базовые понятия, принимаемые без определения. Они то и есть те самые “хромые ноги” могучего кузнеца.

Примечательно, что Гефест — это тот, кто после циклопов стал ковать молнии своему отцу Зевсу. Очень похоже, что гром Зевса — это раскаты речи, а молнии — это появляющиеся у нас подобно вспышкам молнии мысли. И это хорошо согласуется с тем, что именно фразы-описания и кует Гефест.

По MUL.APIN 36 день. Там, где появляется “твердая рука”, неизбежно возникает и ее надежная опора, ее “посох” — формальная логика. Она позволяет забыть о природе самих явлений и чисто по формальным признакам получить богатый набор следствий.

Близнецы

«Леда и лебедь», Леонардо да Винчи (1510—1515)
«Леда и лебедь», Леонардо да Винчи (1510—1515)

Созвездие известно с древнейших времён. Название «Великие Близнецы» окончательно закреплено за созвездием в текстах персидского и селевкидского периодов. По версии В. В. Емельянова, оно связано с ритуалами третьего месяца шумерского календаря (май-июнь) из города Ниппур. В одном из поздних месопотамских астрономических текстов говорится, что «Великие Близнецы = Лугальгирра и Месламтаэа = Син и Нергал». Исследователь считает, что ритуально-календарным смыслом ниппурского месяца был культ родства-двоичности, символизирующего единство явного и тайного.

Греки считали созвездие помещёнными на небо близнецами Диоскурами Кастором и Поллуксом (по основной версии; есть и альтернативные версии). Созвездие включено в каталог звёздного неба Клавдия Птолемея «Альмагест».

Начнем с близнецов Диоскуров (en).

Впервые Кастор и Полидевк упомянуты в «Илиаде» Гомера. В «Одиссее» представлены сыновьями спартанского царя Тиндарея и Леды. Согласно другим античным произведениям они дети Зевса. Наиболее распространённой версией мифа о рождении братьев стала история о том, как Зевс, прельщенный красотой Леды, превратился в лебедя и овладел ею. Ночью в покои Леды вошёл и законный супруг Тиндарей. В результате у женщины родилось двое сыновей и двое дочерей (Елена и Клитемнестра). Кастор и Клитемнестра были детьми спартанского царя, в то время как Полидевк и Елена — олимпийского бога. В связи с этим Кастор был смертным, а Полидевк — бессмертным. Забеременев от Зевса в образе лебедя, Леда снесла яйцо, из которого вылупились её дети. Впоследствии, став взрослыми, носили заостренные шапки-пилосы в виде яичной скорлупы.

Неразлучные братья выросли и стали гордостью своей родной Спарты. По преданию их братские чувства были настолько сильны, что они все дела начинали вместе, никогда не споря о первенстве. Кастор стал знаменитым воином, бегуном и непревзойденным укротителем лошадей, а Полидевк лучшим кулачным бойцом. О воинских навыках Кастора свидетельствует тот факт, что он обучал Геракла сражаться в полном вооружении. Оба они выигрывали призы на Олимпийских играх.

Сестра Кастора и Полидевка Елена отличалась необычайной красотой. Её похитил Тесей. Когда афинский герой находился в Аиде, братья вторглись в Аттику и освободили сестру, заодно взяв в плен мать Тесея Эфру.

Участники калидонской охоты, в числе других самых храбрых воинов Эллады.

Вместе с Гераклом, Ясоном и другими знаковыми персонажами древнегреческой мифологии совершили путешествие в Колхиду на корабле «Арго»… По возвращении из похода построили храм Афины в лаконском городе Лас.

Когда Кастор погиб его брат Полидевк не смог перенести одиночества.

Установив на спартанском ипподроме трофей в честь своей победы, Полидевк взмолился Зевсу, чтобы тот не дал ему пережить брата. Так как Полидевк, как сын Зевса, был бессмертным, а Кастор — смертным, то выживший брат был вознесен на небо. Однако он отказался жить на небесах один без брата. Поэтому Зевс был вынужден разрешить проводить им обоим один день на небе, а другой в Тартаре. В награду за столь искреннюю братскую любовь образ Кастор и Поллукса поместили на небо в созвездие Близнецы.

Кастор и Поллукс неизменно ассоциируются с лошадьми в искусстве и литературе. Их широко изображают в виде всадников в шлемах, несущих копья.

Монета с Диоскурам, II век до н.э.
Монета с Диоскурам, II век до н.э.

Можно предположить, что братья близнецы Диоскуры — это аллегория двух половин одного свитка, причем свитка с греческими мифами.

Появление Диоскуров начинается с того, что Зевс-смысл в виде лебедя, то есть, устного слова спускается к Леде. Леда — это одна из реинкарнаций образа Херувима. Есть группа символов, относящихся к разным религиям, которые передают основную идею построения священных текстов. Суть этой идеи в том, что одно и то же, в зависимости от выбранной точки зрения, может представать совершенно разным по своей сути. Как посмотришь, то и увидишь. Например, в шумеро-аккадской традиции таким символом был шеду, существо с головою человека, телом льва, ногами быка и крыльями орла. Подробнее о Херувиме и его тайнах можно прочитать в статье.

Шеду
Шеду

Идея построения аллегорических текстов опирается на идею Херувима. Одни те же слова могут передавать разный смысл в зависимости от того какую они получат трактовку. Именно так мы сейчас с вами трактуем греческие мифы, мы заменяем людей на стоящие за ними аллегории и получаем отличное от прямого аллегорическое прочтение.

В великих текстах, лежащих в основах разных религий, зашифровано четыре уровня прочтения. Одно поверхностное и три аллегорических. Это может показаться невероятным, но именно в этом и заключается величие этих текстов. Например, подробный разбор трех уровней для библейского “Генезиса” приведен в книге. Отмечу только, что три аллегорических смысла не случайны, а образуют вложенную систему, где каждый следующий уровень есть обобщение предыдущего. Собственно, это и позволяет упаковать три аллегории в один текст. Например, первый скрытый уровень может относиться к самой книге (свитку, табличке) — ее строение, написание, чтение. Второй уровень к языку и письменности вообще. А третий уровень к мышлению и философии смысла, которые во многом опиаются на язык.

Понять, вычленить и описать все три уровня задача непростая. Поэтому не будем пытаться объять необъятное и в этой статье будем говорить только о самых очевидных аллегориях.

Итак, когда смысл со своей философией (Зевс) сталкивается с приемом написания аллегорических текстов (Леда), тогда на свет появляется свиток с мифами. Тут вспомните рассказ о похищении Европы и описанные там аллегории. Свиток состоит из двух половин. Это и есть братья Кастор и Полидевк.

У них есть двое сестер — Елена и Клитемнестра. Елена — это Елена Прекрасная. Она аллегория скрытого смысла. Именно из-за нее и разгорается Троянская война. Клитемнестра, ее сестра — возможно, поверхностный смысл. Она была выдана замуж за микенского царя Агамемнона, возглавившего греческое войско в походе на Трою. Кстати, именно Клитемнестра в итоге убьет и мужа, и его любовницу Кассандру. Ту самую Кассандру, что была награждена даром предвидения и при этом наказана тем, что никто ей не верил.

“Став взрослыми братья носили заостренные шапки-пилосы в виде яичной скорлупы”. Длинный свиток для удобства чтения крепился к двум валикам, на концы которых ставились ограничители. Можно предположить, что эти ограничители и есть шапочки-пилосы.

Изображение свитка
Изображение свитка

“По преданию их братские чувства были настолько сильны, что они все дела начинали вместе, никогда не споря о первенстве”. Когда свиток перематывается обе его половины вращаются всегда только вместе.

“Кастор стал знаменитым воином, бегуном и непревзойденным укротителем лошадей, а Полидевк лучшим кулачным бойцом”. Один бегун, другой кулачный боец. Это уже знакомые нам аллегории. В начальном положении весь текст намотан на один валик отчего он выглядит толстым и мощным. Когда начинается чтение этот валик вращается медленно в отличии от второго валика, который из-за малого диаметра должен вращаться гораздо быстрее. В итоге один валик получается “мощным бойцом”, а второй непревзойденным “бегуном”.

Кстати, сами имена братьев — это, скорее всего, тоже подсказки. Кастор — возможно, от древнегреч. κάστωρ (кастор) — "бобр". Свиток на деревянном валике может напоминать бобра, грызущего ветку. Полидевк — древнегреческое имя Πολυδεύκης в значении — «много сладости». В свитке много текста, который интересен, то есть “сладок”.

“Кастор и Поллукс неизменно ассоциируются с лошадьми в искусстве и литературе”. Любой свиток обладает удивительным свойством. Перематывая текст свитка, можно моментально оказаться в любом городе или стране, которые описываются в этом свитке. Поэтому половинки свитка во многих аллегорических произведениях сравнивают с быстрыми лошадьми. Отсюда, кстати, и аллегории и ковра-самолета, и сапогов скороходов. В этом и разгадка знаменитого щита Ахиллеса. Согласно Гомеру на щите по спирали были изображены различные сцены, последовательность которых удивительно напоминала сам сюжет Илиады. И пользуясь этих щитом, Ахиллес мог перенестись в любой город, описанный в поэме. Очень похоже, что щит — это взгляд на свиток с его торца и последовательность сцен — это содержание самого свитка. Кстати сам Ахиллес и его история очень напоминают охранника Елены Талоса и его судьбу.

“Их широко изображают в виде всадников в шлемах, несущих копья”. Всадники — смотри выше. Копья же — это длинные валики на которые были намотаны половины свитка.

“По возвращении из похода построили храм Афины в лаконском городе Лас”. Афина — это, предположительно, греческая письменность. Не удивительно, что храм в ее честь строят именно, олицетворяющие свиток с текстом братья Диоскуры.

“Когда Кастор погиб его брат Полидевк не смог перенести одиночества… Поэтому Зевс был вынужден разрешить проводить им обоим один день на небе, а другой в Тартаре”. Когда текст дочитан до конца, то один из братьев “умирает”. Поэтому свиток в начальном и конечном положении — это и есть пребывание для смертного брата “один день на небе, а другой в Тартаре”.

Что интересно один брат — сын человека, другой — сын бога Зевса, который смысл.  Получается, что сам свиток одновременно и сын человеческий, и сын божий. Это понятно, свиток написан людьми, но содержит в себе рассказ о смысле. Примечательно, что именно так “сын божий и одновременно сын человеческий” позиционировал себя и Иисус Христос.

А теперь вернемся к месту Близнецов на пути солнца. Приближаясь к летнему солнцестоянию, писать и говорить вещи, связанные со смыслом, становится и опасно, и бесполезно. Нахождение смысла всегда основано на использовании разных точек зрения и конкуренции между этими взглядами. Для закона, который знает истину и полагается на однозначность — это выглядит явным экстремизмом и подрывом устоев. Причем люди, уверовавшие, что своим благосостоянием они обязаны закону, обычно, просто не хотят слушать речей, которые идут вразрез с их убеждениями.

И чтобы сохраниться, смысл должен уйти в подполье. Разговоры о смысле, о разных взглядах, о конкуренции приобретают аллегорическую форму. Появляются мифы, которые несут скрытый аллегориями рассказ о смысле и его принципах. Эти аллегории оказываются непонятны большинству людей и мифы воспринимаются ими “как есть”. А чтобы эти мифы не были забыты им специально придается форма рассказов о богах. И люди начинают относиться к таким мифам, как к священным текстам. В результате, именно религия, сама не зная того, становится главным хранителем смысла. И в этом и есть сам замысел. Использовать стремление людей к простым объяснениям для сохранения рассказа о природе смысла.

Кстати, стоит вспомнить, что в истории с Ледой, Зевс в образе лебедя летел к ней не случайно. Великий и всемогущий Зевс, летя к ней, спасался от преследовавшего его орла. Само по себе это кажется странным и нелогичным. Кого может бояться всемогущий бог? Но все встает на место в аллегорическом прочтении этой истории.

По MUL.APIN 48 день от весеннего равноденствия. “Двойственная коза становится величием“. Приближаясь к солнцестоянию, закон все сильнее подминает под себя смысл. Окрыленные успехами формализации, люди начинают забывать о былых рассуждениях о смысле. Более того, они перестают считать, что своими достижениями они обязаны смыслу, они воспевают закон. Предки кажутся наивными и не особо образованными.

Многие древние и не очень древние тексты — это аллегорические произведения. Но считая себя умнее предков, люди либо вообще перестают видеть эти аллегории, либо видят нечто примитивное, что не имеет никакого отношения к исходной сути. Часто люди даже не допускают мысли, что авторы этих текстов были гораздо мудрее их современных читателей. Уверенность в прогрессе играет злую шутку.

Все это в первую очередь относится к религиозным текстам. Задуманные изначально, как глубокие аллегории — “двойственная коза”. Они становятся банально трактуемыми священными книгами — “становятся величием”.

Рак

Две тысячи лет назад, когда складывалась астрономическая терминология, точка летнего солнцестояния находилась в созвездии Рака, вследствие чего Северный тропик Земли называется тропиком Рака. В древнегреческой мифологии Рак отождествляется с раком из второго подвига Геракла. Согласно мифу, во время борьбы с Лернейской гидрой все звери были на стороне Геракла, и лишь рак осмелился выпрыгнуть из болота и укусить Геракла за ногу, за что был тут же раздавлен ногой. Богиня Гера, ненавидевшая Геракла, в благодарность превратила рака в созвездие. Считали, что звезды γ и δ Рака, называемые «Ослята», и туманность Ясли поместил на небо Дионис, чьими священными животными были ослы.

Чтобы понять Рака нам придется разобраться и с тем, кто такой Геракл, и с тем, какая аллегория скрывается за Лернейской гидрой.

Гера́кл (др.-греч. Ἡρακλῆς, букв. — «слава Гере») — персонаж греческой мифологии, сын Зевса и Алкмены (жены Амфитриона). Он появился на свет в Фивах, с самого рождения демонстрировал необыкновенную физическую силу и храбрость, но при этом из-за враждебности Геры должен был подчиняться своему родственнику Еврисфею. В юности Геракл обеспечил родному городу победу над Эргином. В припадке безумия он убил собственных сыновей, а потому был вынужден пойти на службу к Еврисфею. По приказу последнего Геракл совершил двенадцать подвигов: победил немейского льва и лернейскую гидру, поймал керинейскую лань и эриманфского вепря, убил стимфалийских птиц, очистил авгиевы конюшни, укротил критского быка, завладел конями Диомеда, поясом Ипполиты, коровами Гериона, привёл к Еврисфею Цербера из загробного мира и принес яблоки Гесперид. Эти подвиги, ставшие наиболее известной частью биографии Геракла, происходили по всему известному грекам миру и за его пределами. Совершая их, сын Зевса превзошел всех остальных героев силой и отвагой и фактически приравнял себя к богам. Помимо подвигов, Геракл совершил множество других славных дел: принял участие в походе аргонавтов, разрушил Трою, освободил Прометея, вывел из царства мёртвых Алкесту, воздвиг «Геркулесовы столпы» на западном краю света, принял участие в битве с гигантами. Из-за убийства Ифита ему пришлось провести несколько лет в рабстве у царицы Лидии Омфалы. Вернувшись в Грецию, Геракл поселился в Этолии, на родине своей второй жены Деяниры, но после очередного случайного убийства ушёл в изгнание в Трахин. Из-за коварства кентавра Несса и легковерия супруги он живым взошел на погребальный костер, потом был вознесен на Олимп и причислен к богам, однако его смертная тень при этом была обречена скитаться в царстве мёртвых.

Мифы о Геракле и о его подвигах составляют целую книгу. Сейчас у нас не хватит ни времени, ни сил разобрать их все. Но яркость и фундаментальность этого героя позволяют понять его аллегорию даже по самым первым фактам его биографии. Очень похоже, что Геракл — это и есть философия смысла. Учение, что описывает и что есть смысл, и свойственные ему проявления. Эта философия одновременно и дитя самого смысла, то есть Зевса, и людей, создавших это учение.

Имя Геракла “посвященный Гере” характерно для философии смысла. Гера — это язык. Слова языка и стоящие за ними смыслы являются основой этой философии. Примечательно, что при этом сама Гера не любит Геракла. Причина та же почему Гера постоянно спорит с Зевсом. Речь в разладе с философией смысла поскольку склонна к невольному обману и искажению сути.

Нельзя не упомянуть, что воспитателем Геракла был кентавр Хирон.

Хиро́н (др.-греч. Χείρων, Хейрон; от χείρ «рука») в древнегреческой и фессалийской мифологиях — кентавр, сын Кроноса и Филиры, изначально наделенный бессмертием. Гесиоду приписывалась поэма «Наставления Хирона». Его женой была Харикло, а дочерью — Гиппа.

В отличие от большинства остальных кентавров, славившихся буйством, склонностью к пьянству и враждебностью к людям, Хирон был мудрым и добрым. Он жил на горе Пелион. Был учеником Аполлона и Артемиды. В свою очередь учил очень многих героев — Ясона (для путешествия которого изготовил первый небесный глобус), а также Диоскуров, Ахилла (считавшегося его потомком), которого он кормил львиным мясом, возможно, Орфея и других. Обучал медицинскому искусству Асклепия и Патрокла, а охотничьему — Актеона. Участник индийского похода Диониса. Подарил Пелею копье из ясеня.

Был другом Геракла. Охваченный любовью, к нему пришел Геракл и жил в пещере. Хирон был смертельно ранен отравленной стрелой, случайно пущенной Гераклом. Либо Геракл невзначай сразил его выстрелом из лука, ранив его в колено, либо его ногу задела выроненная им стрела Геракла. По некоторым авторам, он поселился у Малеи, где погиб от стрелы Геракла. Малея — это либо мыс в Лаконике, либо город в Фессалии.

Испытывая страшные мучения, отказался от своего бессмертия, передав его Прометею.

Предположительно, Хирон — это аллегория бога Энки, то есть шумерской клинописи. Вообще, похоже, что кентавры - это и есть шумерские боги. И что своим образом получеловека полулошади кентавры обязаны тому самому Шеду.

Поскольку шумерская клинопись описала философию смысла, то не удивительно, что Геракл и любил Хирона, и был, как и многие другие герои воспитан им, и жил у него в пещере, то есть, в шумерских глиняных табличках.

Смерть бессмертного Хирона и передача бессмертия Прометею — это, судя по всему, смерть просуществовавшей тысячи лет клинописи и передача “бессмертия” пришедшему на смену иероглифам алфавитному письму.

Но нам сейчас в истории Хирона особенно интересно то, что он для путешествия Ясона изготовил первый небесный глобус. В прошлой части мы сами “путешествовали” по записанному клинописью пути Луны, разгадывая аллегории шумерских созвездий. Похоже, что небесный Глобус Хирона имеет к этому прямое отношение, как, собственно, и путешествие Ясона.

Для понимания сражения Геракла с Гидрой нам понадобится еще Ификл и его сын Иолай.

Ификл (др.-греч. Ἰφικλῆς) — персонаж древнегреческой мифологии, брат-близнец Геракла и отец Иолая. Участвовал в плавании аргонавтов в Колхиду и в калидонской охоте. Погиб, сражаясь на стороне брата против сыновей Гиппокоонта или Молионидов и Авгия.

Ификл принадлежал к роду Персеидов. Он был сыном Амфитриона (внука Персея, бывшего царя Тиринфа, вынужденного жить в изгнании в Фивах) и Алкмены. Последняя стала возлюбленной Зевса и через девять месяцев после этого родила двух сыновей, причём один из них, Алкид, получивший впоследствии имя Геракл, был сыном бога, а второй, Ификл, сыном смертного. В науке существует мнение, что античные авторы изначально придумали Ификла, чтобы подчеркнуть силу и храбрость Геракла. Гесиод пишет, что Алкмена родила «худшего вместе с воистину многодостойнейшим мужем». В подтверждение этого тезиса источники рассказывают, в частности, что, когда на лежавших в колыбели восьмимесячных близнецов напали змеи, Ификл испугался, а его брат задушил змей.

Имя Ификл происходит от древнегреч. ἴφιος (ифиос), "сильный" + κλέος (клеос), "слава". “Сильный и славный” брат Геракла — это, похоже, классическая наука. Все различие этих братьев в отношении к змеям. Змеи — это аллегории однозначного выбора. Наука пасует перед многозначностью слов и вводит систему однозначных терминов. Философия смысла же, напротив, преодолевает этих змей и продолжает работать с многозначностью.

Иолай (др.-греч. Ἰόλαος) — в древнегреческой мифологии сын Ификла и Автомедусы, возничий и сподвижник Геракла. Именуется возлюбленным Геракла.

Оказал серьезную помощь Гераклу при его борьбе с лернейской гидрой, почему Еврисфей и не хотел принять в расчет этот подвиг, как не принадлежащий одному Гераклу.

Аргонавт. Участник Калидонской охоты.

Когда Геракл взял Элиду, он устроил Олимпийские игры, и Иолай стал победителем в состязании колесниц на кобылах Геракла. Победитель на состязаниях колесниц на играх в честь Пелия. Победил на них Главка.

Во время западного похода Иолай оживил умершего тир­ско­го Геракла, тело помог отыскать перепел. Геракл соорудил ему святилище в городе Агирии. Жители города не стригут волос, посвятив их Иолаю. Во главе Феспиадов основал поселение на Сардинии. Афиняне отправили с ним войско на Сардинию. Воздвиг толос на Сардинии. На Сардинии его называли «отец Иолай». Фиванцы соглашались, что Иолай погиб в Сардинии, в Фивах был героон Иолая и гимнасий Иолая. На Сардинии выстроил город Ольвию, афиняне же построили город Огрилу.

Укрылся от Еврисфея в Марафоне вместе с сыновьями Геракла. Командовал войском в бою, где был разгромлен Еврисфей (Тесей и Гилл уступили ему это право). Геракл и Геба вернули ему юность на этот день, он пленил Еврисфея у Скиронских скал. Геба вернула ему юность.

«Иолаев курган» упоминается Пиндаром. Считался богом, его именем клялись в международных договорах. Ему соответствует этрусский Вила. Действующее лицо трагедии Еврипида «Гераклиды».

Имя Иолай, возможно, от древнегреч. ἰός (иос), "стрела, дротик" + λαός (лаос), "народ, люди, войско".

Сын “науки” и любовник философии смысла, более того, ее возничий, имя которого “войско стрел” — это научный метод. Главное в научном методе — это использование всех фактов без какого-либо исключения. То есть, изначально гипотеза может быть выдвинута на основе только части известных фактов. Но затем для ее проверки должен использоваться весь доступный арсенал наблюдений. И если хотя бы один факт противоречит гипотезе она должна быть отвергнута. Похоже, что “войско стрел” — это и есть весь полный набор проверок, который должен быть применен ко всякому предположению.

Кстати, фраза о том, что Иолай был любовником Геракла часто подталкивает к рассуждениям о распространенности в Греции гомосексуальных отношений. Надо сказать, что везде в мифах, где мне приходилось сталкиваться с подобным это были чистые аллегории. Если же учесть, что многое из того, что мы воспринмаем "подлинной" историей тоже зачастуе иносказание, то не стоит воспринимать древних греков излишне "радужными".

Теперь, пожалуй, мы готовы сразиться с Лернейской гидрой.

Лернейская гидра была одним из чудовищ, которых родила Ехидна от Тифона. Вскормила ее сама богиня Гера. У гидры было множество голов, по разным версиям мифа 7 или даже 100 шей со змеиными головами вырастали из одного туловища.

Средняя голова чудовища была бессмертной, остальные смертными. Она поселилась в болотах Лерны под платаном у истоков Амимоны. Оттуда гидра выползала на равнину, похищала скот и опустошала окрестные земли.

Гидра была настолько ядовита, что одно ее дыхание убивало все живое вокруг.

Еврисфей дал задание Гераклу убить чудовище. Тогда Геракл на колеснице, которой управлял возница Иолай, отправился в область Лерны. Прибыв к месту обитания чудовища, он заставил гидру вылезти, метая в её логово горящие стрелы. Однако победить её он не мог. Стоило Гераклу срубить одну голову, как на её месте сразу же вырастало ещё две или три.

На помощь гидре вылез огромный рак Каркин и ухватил Геракла за ногу. Герой в гневе раздавил рака.

Увидев, что в одиночку ему не справиться с гидрой, Геракл позвал Иолая. Тот стал прижигать горящими головнями основания срубленных голов, не давая им вырасти вновь. Таким способом Геракл срубил все головы гидры, включая бессмертную. После он смочил наконечники стрел смертоносной желчью гидры. Стрелы стали смертельными, даже незначительное ранение становилось гибельным. После этого Геракл закопал тело и головы гидры, привалив это место огромным камнем.

Родители гидры Ехидна и Тифон — это, судя по соответствующим мифам, многозначность и простое неверное объяснение. Сама же Лернейская гидра — это множество неполных объяснений.

Геракл служит Еврисфею. Когда у Алкмены должен был родиться Геракл, сын Зевса, Гера получила от Зевса клятву, что сегодняшний новорожденный из рода Персея будет верховным царем. Геракл был персеид, но Гера задержала роды у его матери, а Еврисфей появился на свет первым недоношенным.

Имя Еврисфей переводится “смотреть широко”. Еврисфей — это философия вообще. Она рождается до понимания природы смысла, рождается “недоношенной”, но именно она задает те вопросы, на которые потом должна будет ответить философия смысла.

Геркулес, служа Еврисфею, должен решить главные вопросы, стоящие перед философией. Это и есть совершаемые им по приказу Еврисфея знаменитые подвиги Геракла. Один из таких подвигов — сражение с гидрой.

“Прибыв к месту обитания чудовища, он заставил гидру вылезти, метая в её логово горящие стрелы”. Горящие стрелы освещают явление. Рассматривание же явления и порождает Гидру. Любому явлению можно найти сотню правдоподобных объяснений и из них только одно истинное. Эти объяснения и есть сто голов гидры среди которых только одна бессмертная. Каждая ложная голова появляется тогда, когда игнорируется часть фактов. Что-то пропустили и вот — простая и понятная версия. Опровержение этих версий ничего не дает. На любой опровергающий довод можно придумать еще пару версий, его учитывающих. Поэтому на месте срубленных голов гидры обязательно вырастают по две новые. Единственный, кто может помочь в этом сражении — это Иолай, то есть, научный метод.

Когда срубается голова гидры, то есть, отвергается очередная неполная гипотеза, Иолай прижигает отрубленное место. Прижигая, он требует при создании нового объяснения учитывать все известные факты, что и не позволяет появляться новым половинчатым версиям.

И наконец Рак. В этой борьбе на стороне Геракла все звери. Звери — это факты, то есть, естественные наблюдения полученные от природы. Рак же известен своей способностью одинаково легко как ходить вперед, так и пятиться назад. Рак — это аллегория откровенного вранья. Отбрасывание части фактов бывает неумышленным. Человек может чего-то не знать или что-то упустить. Но порою, защищая свою позицию, люди сознательно игнорируют все то, что им неудобно. Это и есть откровенная ложь, это и есть тот самый огромный Рак, которого давит ногой Геракл.

По MUL.APIN 78 день. Пятнадцать дней до солнцестояния. “Стать зрелой ложью”. При всей силе формального подхода всегда надо учитывать, что вся его мощь в единстве правил и стоящих за ними сути. Однако, чем ближе к солнцестоянию тем сильнее упование на формальную сторону закона. Смысл изгоняется практически отовсюду, повсеместно царит вера в торжество формальной логики. Попытки говорить о том, что голые правила не работают и надо смотреть на все “по сути“ называются “двойными стандартами”. Фраза “вы не понимаете, это другое” становится мемом, которым высмеивают тех, кто не признает силы единой истины.

Лев

В Древней Месопотамии созвездие было известно со II тыс. до н. э. и имело название mulUR.GU.LA (букв. «Большая Собака»). Включено в каталог звёздного неба Клавдия Птолемея «Альмагест». Классический миф связывает Льва с убитым Гераклом Немейским чудовищем.

Немейское чудовище — это Немейский лев.

«Геракл и немейский лев», П. Рубенс
«Геракл и немейский лев», П. Рубенс

Существует несколько версий мифа о происхождении немейского льва. Согласно Гесиоду его родила Ехидна от двуглавого пса Орфа, по Аполлодору отцом льва был Тифон. Ещё по одной версии немейского льва родила в судорогах богиня Луны Селена и сбросила на землю.

Лев поселился в пещере с двумя входами в окрестностях городов Немея, Клеоны и посёлка Бембина и в наказание людям, чьи жертвы были отвергнуты богами, стал опустошать окрестности.

Первым заданием Геракла у микенского царя Еврисфея было убийство немейского льва. Прибыв в Клеоны Геракл был радушно принят бедным жителем города Молорхом. Когда Молорх захотел принести в жертву богам жертвенное животное, Геракл остановил его словами: «Подожди тридцать дней! Если я благополучно вернусь, принеси жертву Зевсу Спасителю, а если не вернусь, принеси жертву мне, как герою!».

Геракл долго ходил в поисках льва. Одним вечером он заметил животное, которое возвращалось в свое логово. Геракл укрылся в ближайшем кустарнике и выстрелил в него из лука. Стрела попала в лапу, но не причинила вреда. Второй стрелой он попал льву в грудь. Шкура льва была непробиваемой и второй выстрел из лука также оказался безрезультатным. Когда лев ринулся на Геракла, то он вырвал с корнем рядом стоящее дерево, использовал его как дубинку, и ударил животное по голове. Палица оглушила льва. По одной из версий мифа изложенной у Феокрита Геракл сразу же после этого задушил животное. По другой версии лев после удара по голове побежал в свою пещеру. Геракл, убедившись, что оружие против льва бессильно, последовал за ним. Один из входов он завалил камнями. Войдя в логово льва он сумел задушить животное голыми руками.

На обратном пути Геракл зашёл к Молорху и вместе с ним принёс жертвы Зевсу Спасителю. В Микенах царь Еврисфей так испугался вида убитого льва, что впредь запретил Гераклу вступать в город, а добычу повелел показывать перед городскими воротами. Более того он приказал выкопать в земле яму, в которую поставили медную бочку. Впоследствии, когда Геракл был поблизости Еврисфей прятался в ней и передавал свои слова через Копрея.

При снятии шкуры в качестве рабочего инструмента Гераклу пришлось использовать острые когти самого льва. Впоследствии, во время выполнения следующих подвигов, Геракл носил неуязвимую для оружия шкуру льва, которая стала неотъемлемым атрибутом героя.

Любая теория начинается с неких достаточно простых постулатов. Из них выводится система следствий. Эта система может быть достаточно сложна и в ней уже бывает трудно разобраться. Но, давая всему объяснения, такая теория начинает претендовать на истину. Появляется тот самый всесильный Немейский Лев.

Простые постулаты — это, отец Льва, уже известный нам Тифон. Термины теорий — результат разрешения многозначности Ехидны. Тот факт, что новую теорию при рождении не затмил свет старой теории символизирует темнота Селены.

«Подожди тридцать дней! Если я благополучно вернусь, принеси жертву Зевсу Спасителю, а если не вернусь, принеси жертву мне, как герою!». Чтобы понять потенциал теории требуется время. Ни о чем нельзя судить по первым результатам. Нельзя преждевременно отделять зерна от плевел. Пока видны только первые всходы, уничтожая сорняки, легко выдернуть и все колосья. Сначала надо дать взойти посевам и только потом собирать и сжигать плевелы, а сами всходы следует отдать Богу. Это, кстати, краткий пересказ новозаветной притчи, рассказанной Иисусом Христом. Предположу, что ожидание, о котором просит Геракл перед принесением жертвы, — о том же. Если в схватке с теорией победит Геракл, то спасибо смыслу. Если победит теория, то спасибо, проверившему ее на прочность герою.

Развившись, теория, она же идеология, приобретает силу льва. Основанная на собственных терминах и выстроенная на системе формальной логики теория оказывается неуязвима для стрел Геракла. Доводы смысла формулируются на естественном языке и формальная теория просто не воспринимает их. Эти доводы не способны проникнуть через львиную шкуру.

Чтобы победить, Геракл вырывает с корнем дерево и оглушает им льва. Практика — основа познания. Чтобы проверить теорию ее надо столкнуть с реальным миром.

Многозначность слов языка создает проблемы в интерпретации терминов всякой теории. Чтобы начать проверку теории приходится перейти на ее язык, “залезть к ней в пещеру”. При этом чтобы исключить игру слов надо “засыпать второй выход”. Далее начинается “удушение” теории. Когда теория не может вырваться из рук Геракла, то в этот момент и проступают все ее недочеты.

Но мало задушить льва, то есть, показать противоречия с реальностью. Надо выявить природу ошибок. И тут примечательно, что Геракл смог разорвать шкуру льва только когда воспользовался когтями самого льва. Теория, построенная вокруг базовых идей, всецело от них зависит. Последующие построения нельзя опровергнуть, если не обратиться к исходной сути. Но когда в “фундаментальных когтях” обнаруживается уязвимость, то именно она и “вспарывает” все остальное тело.

Кстати, аналогичная история была с царем Гордием, который поставил свою убогую повозку в центре храма, а вокруг построил целый город. И чтобы никто не смог украсть эту повозку он постоянно обвязывал ее все новыми и новыми узлами, создавая знаменитый гордиев узел. Секрет узла был в том, что Гордий, пряча все внутри, не оставлял снаружи ни одного конца за который можно было бы зацепиться. 

“В Микенах царь Еврисфей так испугался вида убитого льва, что впредь запретил Гераклу вступать в город, а добычу повелел показывать перед городскими воротами. Более того, он приказал выкопать в земле яму, в которую поставили медную бочку. Впоследствии, когда Геракл был поблизости, Еврисфей прятался в ней и передавал свои слова через Копрея.”. Классическая философия сама держится на системе базовых аксиоматических понятий и созданных из них определений. Поэтому вид убитого льва пугает ее, поскольку демонстрирует ее, философии, уязвимость. Чтобы побороть страх перед смыслом Еврисфей создает себе бочку из которой и наблюдает за подвигами Геракла. Бочка — это аллегория системы философских определений, которые надежно защищают философию от смысла и не позволяет ему подойти к классической философии слишком близко. Кстати, аналогичный смысл был и у бочки, в которой жил Диоген, подробнее об этом тут.

“Впоследствии, во время выполнения следующих подвигов, Геракл носил неуязвимую для оружия шкуру льва, которая стала неотъемлемым атрибутом героя”. Чтобы сохраниться, философия смысла должна принять форму аллегорических мифов. Со стороны такая мифология выглядит, как стройная религиозная система, описывающая происхождение мира и рассказывающая о судьбах богов. То есть, внешне она не отличается от любой научной теории или все той же классической философии. Похоже, что это и есть аллегория львиной шкуры в которую одет великий герой.

По MUL.APIN 94 день. Наступает пик, случается солнцестояние. “Единая линия устанавливается”. Единая солнечная истина затмевает все. Остается только одно правильное мнение, одна генеральная линия партии. И даже неважно, какая это линия, главное, что она единая.

На половине зодиака прервемся. Оставим остальное для следующей части.

Продолжение следует.

Алексей Редозубов (2021 год)

Комментарии (7)


  1. abbyyit
    18.08.2021 23:00
    -1

    Нам сейчас хорошо понятно, что астрология — квазинаука и что звезды не могут определять судьбы людей

    западная астрология ведь больше о влияниях планет говорит, чем звездах,например, ведическая учитывает звездный фактор vedic-astrology.ru/pushya-ayanamsha/

    подробное исследование этого феномена на основе данных о координатах звёзд осуществлял Гиппарх u.wikipedia.org/wiki/Гиппарх#Прецессия

    в 2017 спецы нейронных сетей,следуя нейротренду, подвергли анализу астрологию,
    cyberleninka.ru/article/n/astrologiya-pod-prizmoy-neyronnyh-setey

    хорошо прослеживается ограничение на долгожительство в пределах 100 лет(плюс\минус20)

    Отмечается, что нейронной сети при тестовых испытаниях удивительным образом удалось разделить людей на тех, кому «суждено» прожить долго, а кому нет. Вызывает особое удивление обнаруженная в ходе экспериментов способность нейронной сети с высокой точностью предсказывать гибель людей от случайны факторов, таких как террористические акты, ограбления, преднамеренные и непреднамеренные убийства


    1. MasterOgon
      19.08.2021 00:27
      -1

      Вообще то астрология начинается с того что солнце то заходит то выходит и это ого как влияет). Потом, планеты гиганты учитываются в сложных климатических моделях т.к. вызывают приливы и активность на солнце. Ну а если в нейроны вкопаться там и Альфа Центавра будет и что угодно наверняка. Все-таки зодиакальный дом это как бы не энергия какого-то существа а положение Земли относительно всего остального и его магнитных полей. И поэтому не может не влиять. Вот насчет точности прогнозов можно спорить а о факте влияния думаю смысла нет. Интересная в общем тема эта астронейрология или как там ее


  1. abbyyit
    19.08.2021 01:29
    -4

    астрология начинается с того что солнце то заходит то выходит

    это в нынешние времена обычно принято подразумевать под Солнцем звезду( греко-римская космология обычно рассматривала семь планет, включая в список и Солнце с Луной (традиционно так же поступает современная астрология), возможно с подачи Платона

    webcitation.org/66XEzSlC1?url=http://classics.mit.edu/Plato/timaeus.html

    если в нейроны вкопаться там и Альфа Центавра будет и что угодно наверняка

    насчет существенного влияния столь отдаденных обьектов неуверен, но думаю планета между Марсом и Юпитером (Фаэтон) на тогдашних обиталей влияла сильно, незря астероиды имеют осколочную форму и строение, свидетельствующее о действии сильнейшего взрыва(


  1. Duder1001
    19.08.2021 13:21
    -1

    "Плеяды — это слова. Семь сестер — это фраза. Превращение в голубок — произнесение слов. Два сталкивающихся утеса мимо которого они пролетают — губы человека, эту фразу произносящего." или "Он рождает Энки — бога земли и пресных подземных вод, то есть письменность."

    Чтобы такое выдумать нужно что-то забористое покурить!


    1. Ilya81
      21.08.2021 18:27

      Я хоть язык шумеров не знаю вообще, а древнегреческий - самую малость, знаю, что как минимум многие легенды пришли от финикийцев, и при этом имена персонажей переосмысливались греками по-своему. Так что, вероятно, не только от финикийцев, а шедевры перевода и не только и нанче в изобилии.


  1. dvchern
    19.08.2021 15:00
    +3

    С каждой частью статьи архитектура знаний древних людей о звездах и философии смысла проступает все грандиознее. Мне раньше и в голову не приходило подумать, почему созвездия так названы. Считается, что их рисунок на что-то похож. Но достаточно непредвзято посмотреть на небо, чтобы понять, что это ни в какие ворота. Бьет по мозгам и тот факт, что греческие и шумерские названия соотносятся друг с другом по смыслу, а значит, греки не слепо взяли их, а именно переняли вместе со стоящим за ними смыслом. И то, что на небо помещены вечные законы - это невероятное открытие. Блестяще!


  1. amuralex
    21.08.2021 12:05
    +1

    Часто люди даже не допускают мысли, что авторы этих текстов были гораздо мудрее их современных читателей. Уверенность в прогрессе играет злую шутку.

    Осознание этого, убеждает меня больше всего, что у древнегреческих мифов, как и у некоторых других древних текстов, далеко переживших своих авторов, есть более глубокий смысл. Ведь раньше люди были не глупее, и поверить в то, что за иногда даже глупыми с первого взгляда мифами нет других смыслов становить очень сложно. А раскрытие этого смысла, делает эти мифы более интересными, многогранными, стоящими изучения.

    Спасибо за проделанную работу.