Продолжаем разгадывать тайны списка шумерских царей - тайны глиняной призмы с клинописным текстом, созданной четыре тысячи лет тому назад. В первой части было описание самой загадки и рассказ о тех астрономических инструментах, которые пришлось создать, чтобы подступиться к решению. Если вы пропустили начало, то можете читать сразу отсюда. Хотя я, конечно, рекомендовал бы заглянуть в первую часть, чтобы узнать историю самого списка и понять, почему его разгадка принципиально важна для понимания всей шумерской истории.

Итак, посмотрим на начало царского списка, на тех царей, что правили до потопа.

Мы видим 8 царей и 5 городов, в которых они царствовали. В оригинальном шумерском тексте сроки правления записаны с использованием знаков “сар” и “нер”. Один сар - это 3600 лет, нер - 600. Соответственно, если мы возьмём 8 саров, то получим 28800 лет и так далее. Теперь должно стать понятно, почему сроки правления такие круглые.

Пересчитаем все в неры. Коэффициент сара к неру - один к шести. Умножим сары на шесть, добавим неры и получим время правления в нерах. Сложим полученные сроки. В общей сложности у нас получилось 402 неры. Число не круглое, число ни о чем.

Естественно, шумерологи многократно производили такие же расчеты, складывали эти же цифры, получили те же 402 нера и так же озадачились. 

Давайте подумаем, что может связывать эти 402 нера с чем-то, что для шумеров имело особое значение. Естественно, мы попытаемся искать ответ в области астрономии. Более того, ранее мы уже предположили, что имеем дело с ночным небом, видимым с момента заката Солнца (царство спустилось на землю) до его восхода (а затем наступил потоп).

Поскольку речь в списке идет о том, что новый царь правил в царстве, которое было наследником царства, спустившегося с небес, мы можем предположить, что речь идет о созвездии, оказавшемся на том месте, где недавно зашло Солнце.

На том месте, где Солнце ушло, появилось созвездие, причем мы видим на месте захода то самое зодиакальное созвездие, которое лежит на эклиптике.

Что произойдет дальше? Из-за вращения Земли это созвездие постепенно уйдёт за горизонт, и на его месте останется следующее зодиакальное созвездие. И так будет продолжаться до тех пор, пока не наступит утро и не взойдет Солнце. Восход Солнца зальет все синевой и в этом потопе исчезнут вообще все созвездия.

Чтобы проверить такое предположение, нам надо понять, о каком именно дне года идет разговор в шумерском списке. Каждый день года имеет свое соотношение продолжительности дня и ночи. За исключением двух дней равноденствия. Каждый день имеет свое время заката и, соответственно, свое положение звезд на закатном небе.

И тут можно сделать, скажем так, обоснованное предположение. Дело в том, что во всех культурах и во всех религиях был один особо избранный день - день зимнего солнцестояния.

Напомню очевидные вещи. Есть два дня равноденствия - весеннее и осеннее, в эти дни день равен ночи. Также есть летнее и зимнее солнцестояние. Летнее солнцестояние - самый длинный день, самая короткая ночь. И наоборот, зимнее солнцестояние - самая длинная ночь, самый короткий день. В этот день происходит перелом, начинает удлиняться солнечный день и сокращаться ночь.

Несложно представить, почему именно этот день во всех культурах имел особое значение. Сначала побеждала тьма, Солнце “умирало”, и вот с этого момента начиналось его возрождение.

Дополнительный довод для нас рассмотреть именно этот день - то, что царей в списке целых восемь. Если цари действительно созвездия, то чтобы увидеть за ночь их все, нужна очень длинная ночь.

Еще надо учесть один момент. Созвездия после захода солнца на горизонте в месте захода можно увидеть не сразу. Сначала мы увидим зарево, потом сумерки и только где-то через 18-20 минут после того, как солнце скроется за горизонтом, мы увидим созвездия.

 

Попробуем, учтя сумерки, посмотреть, как будут выглядеть график заката созвездий. Для расчета выберем территорию Шумера на широте Ларсы, там была найдена призма wb444. Положение звезд возьмем на 1840 год до н.э. Получим такой рисунок.

Надо иметь в виду, что получившийся рисунок не соответствует видимому расположению звезд на небе. По оси x отложено звездное время захода. А по y отклонение от направления на запад при заходе. А это совсем не то же, что координаты на небе. В скобках рядом с именами царей указано соответствующее время захода.

Цветом на рисунке обозначены звезды, входящие в современные зодиакальные созвездия. 

Считается, что эти созвездия были введены греками в IV веке до н.э. Соотнесение их с тем, как видели созвездия шумеры, - вопрос открытый. Но как бы то ни было, современные созвездия помогут нам далее ориентироваться в положении на эклиптике.  

Красные вертикальные линии обозначают границы дня и ночи. Правая линия - закат, левая - следующий за ним восход. Черная горизонтальная линия - время ночи. Границы дня и ночи однозначно определяются выбором конкретного дня конкретного года для конкретной широты. В нашем случае это день зимнего солнцестояния, 276-ой день от весеннего равноденствия, 1840 г. до н.э., широта Ларсы, то есть 31 гр. северной широты.

Синие вертикальные линии - границы правления царей. Правление Алулима начинается через 18 минут после захода Солнца. Потоп начинается на рассвете за 18 минут до восхода Солнца. При этом сетка царей специально отмасштабирована так, чтобы укладываться в эти границы.

И тут нас ждет сюрприз. Для дня зимнего солнцестояния на выбранной широте ночь за вычетом сумерек длится 13 часов 24 минуты. Это соответствует суммарной продолжительности правления царей, которая составляет 402 сара. Приняв это, несложно рассчитать продолжительность суток.

(402 / (13 + 24/60)) * 24 = 720

И оказывается, что она получается ровно 720, то есть два раза по 360. А 360 - это сакральное шумерское число, число, на котором держится вся шумерская система счисления. Мы хорошо знаем про 60 секунд в минуте, 60 минут в часе и про 360 градусов в окружности.

Причем в астрономии именно 720 воспринимается по-особому. Дело в том, что угловой размер Солнца, как и Луны, приблизительно полградуса. Поскольку орбита Земли эллиптическая, и мы то приближаемся, то удаляемся от Солнца, то угловой размер Солнца колеблется вокруг этих полуградусов. Если выстроить из солнечных дисков окружность эклиптики, то получится как раз 720 таких дисков. Поэтому, когда при описании суточного вращения Земли вдруг появляется число 720, это стоит воспринимать как очень хороший знак.

Теперь можно уточнить аллегорическое прочтение исходного текста.

После того, как царство, Солнце, сошло с небес, царство пришло в Эриду. В Эриду Алулим стал царем, он правил 28800 лет, то есть 1 час 36 минут. Потом правили другие и закончилось все тем, что наступил потоп, то есть случился восход солнца.

На всякий случай уточним, откуда получился 1 час 36 минут. Полностью сутки - 720 неров. Один нер в шумерской системе счисления - это 600 единиц. 720 умножаем на 600 - это продолжительность суток в условных годах. В сутках 24 часа, поэтому делим на 24 и получаем, что на 1 час приходится 18000 лет. Теперь, чтобы узнать, сколько правил Алулим, надо 28800 поделить на 18000.

Еще интереснее, если считать сразу в нерах. В сутках 720 нер, делим на 24 часа и получаем 30 нер в часе. Как именно мерили время в древней Месопотамии, точно неизвестно. Из реконструкции, основанной на базисе 360, есть предположение о 12 двойных часах и 30 единицах в таких часах.

Из найденных текстов следует, что перед тем, как прийти к привычной нам системе с 24 часами и 60 минутами, использовались разные варианты, основанные на все той же шестидесятеричной системе. Возможно, что полученные нами 30 нер в часе - это следствие принятого на момент создания wb444 варианта, когда нер и соответствовал одной “минуте”.

Такое предположение интересно тем, что объясняет двукратное различие в сроках правления, обнаруженное в разных вариантах царского списка. Для вариантов наподобие wb62 в часе как раз и получается 60 привычных нам минут.

Ночь в wb62 длится 760 неров, или 760 минут. В нашей призме wb444 - 402 местных нера, или 804 минуты. Разница в 44 минуты дает по 22 минуты на закате и рассвете. Интересно, что именно такая разница отличает продолжительность гражданских сумерек от продолжительности навигационных. Получается, что различия в разных версиях царских списков можно объяснить тремя причинами:

  • разные используемые “минуты”

  • разные принятые границы сумерек

  • разные представления о границах созвездий

Но вернемся к нашей версии списка и посмотрим, что еще может подтвердить наши предположения. У нас есть имена царей, которых мы подозреваем в родстве с зодиакальными созвездиями. Было бы логично, если бы эти имена как-то соотносились с самими созвездиями.

С чем можно свериться? Мы уже упоминали вавилонский каталог  MUL.APIN. Самая ранняя из известных нам версий относится к 686 году до нашей эры. Но по тому, как описаны там

положения звезд, есть подозрение, что он был составлен приблизительно в 1000 году до нашей эры, а может быть, и на несколько столетий раньше.

MUL.APIN содержит описания видимых на звездном небе событий. Возможно, потому, что звезды на фоне Солнца не видны в каталоге, нет прямого описания зодиака. Но есть описание «пути Луны». При этом в самом же MUL.APIN утверждается, что пути всех планет и Солнца относительно звезд одинаковы и совпадают с «путем Луны». И действительно, орбита луны отклонена от эклиптики всего на 5 градусов и проходит практически через те же созвездия.

Конкретные дни прохождения луны по созвездиям в каталоге не указаны, там есть только сама последовательность созвездий. Но этого вполне достаточно, чтобы их идентифицировать и сопоставить с современными созвездиями. Вот таблица с таким соотнесением.

“О происхождении системы 12 зодиакальных созвездий в Древней Месопотамии”. Г.Е. Куртик
“О происхождении системы 12 зодиакальных созвездий в Древней Месопотамии”. Г.Е. Куртик

Теперь ненадолго отвлечемся от астрономии и поговорим о письменности. В шумерском царском списке имена царей написаны клинописью по-шумерски. В MUL.APIN названия созвездий написаны клинописью по-аккадски. Чтобы понять, как их соотносить, нам понадобится хотя бы немного узнать основы клинописи.

Клинопись придумали шумеры. Сначала они выцарапывали на глине знаки линейного письма, пиктограммы, в которых хорошо угадывались картинки. Так было за три тысячи лет до нашей эры, когда только была изобретена развитая письменность. Потом оказалось удобнее выдавливать на влажной глине те же знаки прямыми клиньями. Сходство с картинками было утеряно. Но идеологически клинопись так и осталась построена на наборе пиктограмм.

У каждого клинописного знака есть свое значение, понятие, которое стоит за знаком. Всего было порядка 600 таких знаков, каждый со своим значением. Этими знаками шумеры и записывали свои тексты. Но делали они это хитро.

Шумерская письменность в своей основе была фонетической. Как и у нас, в алфавитном письме, она передавала звучания слов. Но при этом одни и те же знаки могли передавать разное звучание.

Шумерские слова имели префиксы, корни и суффиксы. Если знак записывал префикс или суффикс, он передавал только звук, и этот звук соответствовал звучанию того слова, что стояло за знаком. Но если знак передавал корень, то он становился идеограммой. Идеограмма передавала уже не одно слово, а множество слов, связанных общей идеей. Чтение корня определялось выбранным для знака значением. Поскольку правильный выбор был не всегда очевиден, исходя только из контекста, в шумерской письменности существовали определенные приемы, позволявшие уточнять правильное прочтение. Но не будем в них углубляться. Кстати, иероглифическое письмо и сегодня устроено похожим образом, к примеру, японская письменность.

Соседи шумеров, говорящие по-аккадски, переняли шумерскую письменность. При этом они оставили прежние звучания знаков и те же их смысловые значения. В итоге, записывая что-то чисто фонетически, они читали знаки как есть, используя их шумерское звучание. А когда надо было прочитать идеограмму корня, произносили соответствующее смыслу знака аккадское слово.

Это привело к необходимости аккадским писцам в определенном объеме знать шумерский язык. При этом сам шумерский язык перестал быть разговорным в конце третьего тысячелетия до нашей эры. Но, несмотря на это, в аккадской письменности он продолжал жить еще очень долго.

А теперь фокус, вытекающий из вышесказанного. Слова, записанные клинописными знаками, можно всегда прочитать двояко. Можно фонетически по стандартным правилам письма. А можно каждый знак по отдельности как идеограмму. Тогда каждый знак превращается в самостоятельное слово, а из исходного слова выходит целое предложение.

Такой прием активно использовался шумерами при написании аллегорических текстов. Наша команда разобрала достаточно много шумерских мифов, и мы обнаружили, что очень часто за счет такого приема в текст закладывался дополнительный смысл. Кроме того, в шумерских мифах все имена “говорящие”, и правильное прочтение этих имен позволяет легче понять аллегории, стоящие за персонажами мифов.

Кстати, именно так читались и имена египетских фараонов, записанные близкими по духу к шумерской письменности египетскими иероглифами. Прочитаешь фонетику знаков - получишь звучание имени. Прочитаешь посимвольно - получишь его смысл.

Чтобы иметь возможность читать шумерские тексты, нам пришлось создать соответствующий инструментарий. Заслуга в его написании принадлежит члену нашей команды Дмитрию Шабанову (@shabanovd). Само описание переводчика заслуживает отдельной статьи. Но если кратко, то мы взяли замечательный проект ETCSL - электронный текстовый корпус шумерской литературы и воспользовались созданным там каталогом клинописных знаков. В каталоге собраны и звучания знаков, и их значения, и информация о временах, когда какие знаки употреблялись, и статистика употребления. Выучили и запрограммировали правила шумерского языка, что позволило корректно находить и интерпретировать приставки и суффиксы. Собрали корпус текстов. И сделали интерфейс, позволяющий и с пониманием смотреть на существующие переводы, и создавать свои варианты переводов, в том числе с познаковым разбиением слов.

Но вернемся к шумерским царям и аккадским созвездиям. И имена царей, и названия созвездий можно прочитать знак за знаком как идеограммы. Инструмент есть, готовы читать.

Для примера расшифруем смысл названия созвездия Гу-ла из MUL.APIN. Есть два варианта шумерского прочтения. Сочетание знаков gu-la дает распространенное выражение “большая чаша”. 

А знаки, прочитанные по отдельности, в своем самом распространенном значении дают “шнур равновесия”.

Созвездие Гула соответствует Водолею.

Водолей (Aqr)
Водолей (Aqr)

Форма созвездия, действительно, напоминает большую чашу. Что, возможно, и дало изначальное название созвездию. И похоже, что именно “большая чаша” позже превратилась в греческого Водолея.

Часто можно встретить прочтение gu.la в значении “большой человек”, но это уже достаточно широкое толкование шумерских идеограмм. Надо сказать, толкование идеограмм - дело тонкое. Взяв редкие значения знаков, можно получить любые чудеса. Судить о распространенности значения можно по приводимым вместе со знаками числам. Например, знак ???? встречается в текстах ETCSL 683 раза, при этом в звучании “gu” и значении “шнур” в 98% случаев. 

Поэтому далее мы будем использовать только основные, наиболее распространенные значения знаков. Поступая таким образом, получим расшифровки имен шумерских царей и аккадских названий созвездий.

Выберем те созвездия из MUL.APIN, что соответствуют предполагаемым созвездиям из царского списка, и сведем все это в одну таблицу.

Для шумерских царей приведем день на пути Солнца, с которого начиналось правление. То есть тот день, отсчитанный от весеннего равноденствия, когда Солнце в ту эпоху оказывалось в этом созвездии.

Аналогично поступим и с созвездиями из MUL.APIN. Отнесем MUL.APIN приблизительно к 1200 году до н.э. Отнесение позволит нам понять, когда именно в то время было весеннее равноденствие. Заметим, что вследствие прецессии земной оси дата равноденствия постоянно смещается. Между 1800 и 1200 годами этот сдвиг составил 8 дней. Поэтому для MUL.APIN приведем две даты. Одну, показывающую путь Солнца на 1200 год до н.э.. Другую, где находилось солнце за 600 лет до этого. Первая говорит о том, как видели движение Солнца создатели каталога. Вторая позволяет сопоставить одни созвездия другим.

 

Зодиакальные созвездия. По горизонтали день на пути солнца. По вертикали отклонение от эклиптики. 1200 год до н.э.

Попробуем понять, что мы получили. Переводы имен выглядят странно, что для шумерских царей, что для созвездий из каталога. Дать им разумное толкование на первый взгляд кажется затруднительным. Но, даже не давая толкования, можно заметить, что между именами и названиями есть определенная связь.

Алулиму (оленьи рога) соответствует Гула (величие / большая чаша / линия равновесия). Оленьи рога - величие оленя, их форма напоминает форму большой чаши.

Затем царь Эн-Сипадзидана (en-sipad-zid-an-na) оказывается очень созвучен созвездию Сипазианна (SIPA.ZI.AN.NA). Они совпадают и на небе, и по звучанию, и по смыслу. “Господин пастух поднимается на небесную стелу” против “Пастух, взошедший на небесную стелу“.

И, кроме того, завершающий царский список Убар-Туту оказывается очень похож по смыслу на соответствующее ему созвездие Аллул. Царь переводится как “хмельной праздник устанавливается” или же в другом прочтении “пьяных песен стояние”, созвездие же дает варианты “краб”, “созреть до музыки”,  “стать законченным лжецом”.

Конечно, совпадения интересны, особенно в случае Эн-Сипадзиданы. Но для доказательства соответствия их явно недостаточно.

Если внимательнее посмотреть на Эн-Сипадзидану и Сипазианну, то можно заметить, что их положения на небе несколько различается - 37-ой день против 26-го (в днях 1840 г до н.э.). Но если же сопоставить их по тому, когда через них проходило Солнце в соответствующие эпохи, то разница исчезнет и получается 37-ой день против 34-го. Из этого можно сделать осторожное предположение, что и для создателей царских списков, и для составителей MUL.APIN, возможно, была особо важна фаза движения Солнца, и все названия были привязаны именно к ней. Оттого и совпадение получается не по позиции на небе, а по отношению к солнечному циклу.

Проводя исследования шумерского царского списка, я уже имел за плечами большой опыт изучения древних текстов. Даже написал книгу “Происхождение смысла”, в которой исследовал тайны Ветхого Завета и родство этих тайн с шумерскими мифами. Соответственно, встретив здесь солнечный цикл, я уже догадывался, о чем, скорее всего, пойдет разговор.

Чтобы понять загадку шумерских царей, посмотрим с пристрастием на созвездия MUL.APIN. Ниже таблица, где перечислен весь путь Луны. Вместе со странно выглядящими переводами в таблице есть расшифровка соответствующих знаков, которая позволяет понять происхождение самих переводов.

По отдельности каждый из переводов выглядит достаточно безумно, но вместе в них определенно угадывается некая система. Попробуем ее понять.

Проходя по эклиптике полный круг, Солнце спустя год возвращается в исходное положение. Конечно, это движение не имеет ни начала, ни конца, но условно за начало цикла можно принять день весеннего равноденствия. В равноденствие день равен ночи и между светом и тьмой наступает баланс. Затем начинается “правление” Солнца. Кульминация происходит в день летнего солнцестояния, приходящийся на 93 сутки от весеннего равноденствия. Наступает самый длинный день и самая короткая ночь. После этого день идет на убыль и на 186 сутки происходит осеннее равноденствие. Потом “правит” ночь и на 276 сутки случается зимнее солнцестояние. Приходит самая длинная ночь. После чего длина дня начинает расти и снова случается весеннее равноденствие.

Вместе с изменением длины дня происходят и сезонные изменения. Весна, лето, осень, зима. Расцвет природы проходит через свою кульминацию и сменяется увяданием.

Нашими предками давно было замечено, что такая цикличность свойственна не только природе. Многое в человеческом обществе также развивается по циклическим законам. Но удивителен для древних оказался не сам этот достаточно очевидный факт, а обнаруженная ими причина - вечное противостояние смысла и закона.

Все начинается с вопроса о сути вещей, к ответу на который есть два разных подхода. Один говорит, что за каждым явлением кроется смысл, который не сводим ни к каким определениям, даваемым через перечисления признаков. Другой, напротив, утверждает, что правильное определение и есть описание сути. Подробнее об этом есть, например, в этом видео и в этой статье на Хабре.

У обоих подходов всегда есть и будут и свои сторонники, и свои противники. Но больше сторонников обычно у подхода, ратующего за то, что определение и есть смысл. Вот, к примеру, словарь Даля, вот в нем толкования всех слов языка. А значит, можно всему дать определения. Вот математика, вот программирование, вот нейронные сети. А значит, определения работают.

Масла в огонь подливает и то, что всякая модель, основанная на определениях, проста и понятна. В ней работает формальная логика, и можно быть уверенным в результате. В крайнем случае, можно перейти к разговору о вероятностях, что чуть сложнее, но тоже хорошо формализуется. Ну и, конечно, всегда можно сослаться на то, что исключения только подтверждают правила. Со смыслом же, если предположить, что он не сводится к определению, одна беда. Непонятна ни стоящая за ним формальная модель, ни что с ним делать.

Но оказывается, модель, описывающая смысл, существует, и она принципиально отличается от модели, основанной на определениях. Смысл оказывается не перечислением признаков, а точкой зрения. Подробнее об этом опять же отправлю к статье.

Важно, что время от времени люди переоткрывают для себя природу смысла. Они начинают понимать, что слова многозначны, что “мысль изреченная есть ложь” и что у любой фразы могут быть разные толкования. Что любое явление можно увидеть с разных сторон, что определить, какая точка зрения лучше, можно только в сравнении. Что истина рождается в споре и что истина может быть не одна. И что то, что было истиной вчера, сегодня может перестать ею быть.

Руководствуясь смыслом, людям удавалось строить великие цивилизации, побеждать в войнах, создавать сильные экономики, развивать науки. Но смысл, который рождается в голове человека, - субстанция тонкая. И смысл в помощь себе всегда создает правила и законы. И только тогда смысл приобретает настоящую мощь.

Но всегда была важна одна деталь. Чтобы в законах сохранялась суть, смысл должен стоять над законом. Как принято говорить: “Дух закона превыше буквы закона”. На этом построена, точнее, должна быть построена вся юриспруденция. И, кстати, это основной принцип Википедии.

Но всегда баланс между смыслом и законом рано или поздно приводил к торжеству закона. Люди всегда хотят простого и понятного решения, простых и доступных ответов. Когда благосостояние людей возрастает, они начинают благодарить за это не смысл, который к этому привел, а законы. Смысл невидим, законы всегда на виду. Люди всегда покупаются на одну и ту же ошибку: “после того - значит вследствие того”. Работают законы, и жизнь становится лучше. Значит, это благодаря законам. А то, что за законами стоял смысл, так это все от лукавого.

И постепенно законы начинают замещать собой смысл. Вместо конкуренции начинается ее имитация. Появляется великая истина, скрепы и весь набор сопутствующих радостей. И если где-то написано про два срока, то убираем смысл, оставляем букву, делаем упор на слово “подряд”, и вот уже формально все верно и придраться не к чему.

“Формальное верно” начинает властвовать во всем. Маразм крепчает. А дальше протест, закручивание гаек и неизбежный финал. Учебник истории для начальных классов шумерской школы, третье тысячелетие до нашей эры. Нет ничего нового под луной.

Самоназвание шумеров было черноголовые (sag-gig-ga).  

Идеограмма “яйцо” несет значение “основа”. Идеограмма “молоко” - вскармливание. Дословно получаем: “темная голова - основа развития”.

Именно шумеры придумали аллегорию борьбы смысла и закона как борьбу света и тьмы. Солнце они отождествляли с единым верным мнением. Когда восходит Солнце, оно потопом - от края до края - заливает светящейся синевой небо, и в этой синеве тонут все звезды. И напротив, когда Солнце заходит, то при тусклом лунном свете проступает все многообразие звездного неба, становятся различимы созвездия, появляется возможность увидеть все то, что ранее затмевало Солнце.

А теперь посмотрим на последовательность из MUL.APIN. И попробуем сопоставить ее с циклом противостояния света и тьмы, заданным соотношением длин дня и ночи.

14 день от весеннего равноденствия. Время баланса дня и ночи. Баланс смысла и закона. Мысли описываются фразами. Фразы строятся из слов. Используемые слова неоднозначны, некоторые могут быть опущены. Но выбор правильного контекста позволяет восстановить мысль.

Плеяды - это звездное скопление, видимое как одна большая звезда. Предположим, что “Звезда звезд” - это аллегория фразы, несущей законченную мысль, состоящей из отдельных слов, за каждым из которых также стоит определенный смысл. Это может показаться неочевидным, но позже я покажу обоснованность именно такого предположения.

Звездное скопление Плеяды

28 день. “Бык небесной стелы”. Тут требуется серьезное отступление. В шумерской системе богов главный бог - Ан, бог неба. Его имя и пишется знаком “небо”. Ан - это аллегория смысла. Смысл, действительно, похож на небо, он есть всегда, везде и во всем, но никогда не виден непосредственно.

Именно Ан рождает двух других главных шумерских богов - Энлиля и Энки. Энлиль - бог ветер. Его аллегория - это устная речь, то дуновение воздуха, что возникает при произнесении фразы. Энки - бог земли и пресных подземных вод. Энки - это шумерская письменность. Шумеры выдавливали клинописные тексты на сырых глиняных табличках, “на земле”. При этом на месте оттиска проступала “подземная пресная вода”.

Подробнее о системе шумерских аллегорий можно прочитать тут и тут. Уточню, что это не общепринятое мнение, а мои предположения. Я, конечно, полагаю, что мне удалось найти этим предположениям веские доказательства, но на слово верить никому нельзя.

Если небо - это смысл вообще, то можно предположить, что небесная стела - это смысл некого отдельного явления. Этот смысл можно попробовать передать фразой естественного языка и тогда мы получим “Плеяды”. Но язык нечеток, его слова многозначны. И всегда возникает желание сузить слова до однозначных терминов, а затем, используя их, дать явлению строгое определение. Такое строгое определение и есть “бык”, который заменяет собой смысл явления.

В зависимости от контекста “бык” может предстать в разных обличиях. Если мы говорим о государстве, то это приход простых и понятных правил, ложащихся в основу государственного устройства. Если о науке, то речь о появлении новой теории, которая вводит свои термины и с их помощью выстраивает закон, который и описывает некое явление.

Ниже одно из изображений того самого быка с египетской палетки Нармера. Городская стена символизирует границы определения. Бык-определение изгоняет человека, символизирующего смысл, за пределы ограниченного стеной города.

Фрагмент палетки Нармера
Фрагмент палетки Нармера

34 день, мы на пути к летнему солнцестоянию. “Пастух восходит на небесную стелу”. Сила и понятность определения запускают неизбежный процесс становления и совершенствования системы определений. Базовые идеи начинают обрастать системой. Поначалу  простые идеи превращаются в целое учение. Теперь уже не один бык показывает свою силу, а целое стадо. Но смысл не забыт и продолжает маячить где-то за их спинами.

Государство обрастает бюрократией, сводами законов, множеством правил и инструкций. Все становится регламентировано и заорганизованно. Расцветает вера, что любые вопросы можно решить, следуя инструкциям, проводя совещания, создавая комиссии.

В науке идет бурное развитие. Теория которая еще недавно была новой и описывала только базовые принципы начинает усложняться и обрастать следствиями. При этом продвижение вперед идет, во многом благодаря, логике и математике.

35 день. Совершенствование правил создает мощную систему и “твердая рука” закона неумолимо наводит порядок во всем до чего может дотянуться.

 

36 день. Там, где появляется “твердая рука”, неизбежно возникает и ее надежная опора, ее “посох” - формальная логика. Она позволяет забыть о природе самих явлений и чисто по формальным признакам получить богатый набор следствий.

Для государства логика превращается в идеологию. Когда набор исходных догматов с неизбежностью начинает диктовать как относиться к тем или иным явлениям и событиям.

В науке начинает усиливаться стремление к формализации всего и вся. Появляется ощущение, что усиливая формализм скоро удастся объяснить вообще все. Ровно складывая кирпичики рассуждений получится “построить башню до небес” и дотянуться до того самого небесного смысла.

48 день от весеннего равноденствия. “Двойственная коза становится величием”. Приближаясь к солнцестоянию, закон все сильнее подминает под себя смысл. Окрыленные успехами формализации, люди начинают забывать о былых рассуждениях о смысле. Более того, они перестают считать, что своими достижениями они обязаны смыслу, они воспевают закон. Предки кажутся наивными и не особо образованными.

Тут я должен сказать неочевидную вещь, но из песни слова не выкинешь. Многие древние и не очень тексты - это аллегорические произведения. Собственно, существенная часть и этой статьи, и всего исследования в рамках которого она написана именно об этом. Но считая себя умнее предков, люди либо вообще перестают видеть эти аллегории, либо видят нечто примитивное, что не имеет никакого отношения к исходной сути. Часто люди даже не допускают мысли, что авторы этих текстов были гораздо мудрее их современных читателей. Уверенность в прогрессе играет злую шутку.

Все это в первую очередь относится к религиозным текстам. Задуманные изначально, как глубокие аллегории - “двойственная коза”. Они становятся банально трактуемыми священными книгами - “становятся величием”.

Сильное утверждение. И, конечно, сейчас оно выглядит странно. Позже мы вернемся к нему с куда более серьезными доказательствами.

– Закидываем невод и ловим. Ищем истинные версии легенды, отпарываем обшивку и подкладку, простукиваем сундук, надеясь найти второе дно. А что, если второго дна не существует? При всем уважении к тебе, Нимуэ, я должна сказать: мы не первые на этой рыбалке. Откуда такая уверенность, что какие-да-нибудь подробности, какой-то штришок упущен теми, кто занимался легендой до нас? Что они оставили нам хотя бы одну-единственную рыбешку? – Оставили, – убежденно сказала Нимуэ, расчесывая мокрые волосы. – То, в чем они сами не разобрались, чего не поняли, они заштукатурили выдумками и красивой ложью. Либо обошли молчанием.

“Ведьмак. Владычица Озера”, А. Сапковский

78 день. Пятнадцать дней до солнцестояния. “Стать зрелой ложью”. При всей силе формального подхода всегда надо учитывать, что вся его мощь в единстве правил и стоящих за ними сути. Однако, чем ближе к солнцестоянию тем сильнее упование на формальную сторону закона. Смысл изгоняется практически отовсюду, царит вера в торжество формальной логики. Попытки говорить о том, что правила не работают и надо смотреть на все по сути называются “двойными стандартами”. Фраза “вы не понимаете, это другое” становится мемом, которым высмеивают тех, кто не признает силы единой истины.

Такова уж природа этого мира, формальные правила в отсутствии смысла не справляются с многообразием реального мира. Собственно, формальный закон хорошо работает только в вымышленном формальном мире. И начинает править Оруэлл: “Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила”. Закон, заменяя смысл явлений их определениями, искажает суть настолько, что отовсюду начинают лезть противоречия с реальностью. Но закону наплевать на реальность. Закон живет в своем абстрактном мире. И система неизбежно начинает врать. Врать бесстыдно и беспощадно.

Причем внутри формальной системы все остается складно. К словам и выводам невозможно придраться. Хорошие юристы способны оправдать и О. Джей Симпсона. Но только на реальность это уже никак не похоже. “Фактов не существует, есть только интерпретации фактов”.  Фридрих Ницше.

В науке это выливается в то, что красивая формальная теория сталкивается с противоречиями при ее экспериментальной проверке. Начинается разговор о границах применимости теории. А еще, чтобы оправдать непогрешимость фундаментальных предположений, начинается невольное манипулирование результатами экспериментов и их интерпретацией. “Если факты противоречат моей теории — тем хуже для фактов“. Георг Гегель.

94 день. Наступает пик, случается солнцестояние. “Единая линия устанавливается”. Единая солнечная истина затмевает все. Остается только одно правильное мнение, одна генеральная линия партии. И даже неважно, какая это линия, главное, что она единая.

136 день. “Святые заветы”. В шумерской записи игра слов. “Борозда” - это образное название клинописного текста, который выдавлен на глиняной табличке. И в этом тексте спрятаны “святые заветы”, которые аллегорически и рассказывают о смысле. Кстати, клинописный текст MUL.APIN - пример этого.

На фоне царящих противоречий древние аллегории становятся актуальными. Люди вновь вспоминают о смысле. 

186 день. Все проходит и день идет на убыль. Наступает осеннее равноденствие. Смысл в свое время породил летнее благосостояние. Приход закона какое-то время пожинал плоды, посеянные смыслом, но эти плоды не вечны. И с приходом осени наступает упадок, который порождает протест. Против “знающих истину” выступают “кипящие от злости”.

201 день. “Скорпион”. Рано или поздно по системе правил наносится решающий удар, который однозначно вскрывает ее противоречия с реальностью.

В науке это может быть эксперимент, показывающий ошибочность в фундаменте теории и требующий ее радикального пересмотра. Например, для теории эфира таким ударом был опыт Майкельсона, что в результате привело к созданию теории относительности Эйнштейна. Кстати именно Альберт Эйнштейн позже вместе с Леопольдом Инфельдом написал книгу “Эволюция физики”, где описал этапы смены научных парадигм удивительно похоже на то, как описываем их сейчас мы, глядя на названия древних созвездий.

231 день. “Вождь горячих голов”. Закон уже не воспринимается однозначным благом. Видны все его противоречия со смыслом. Усиливается протест, появляется вождь. “Кипит наш разум возмущенный и смертный бой вести готов”.

266 день. Десять дней до зимнего солнцестояния. “Коза-рыба”. Сила тьмы подходит к пику. Казалось бы причем здесь коза-рыба?

Есть один общий сюжет, который прослеживается во всех религиях. Поясню его на примере современной Библии. Согласно Ветхому Завету, Бог создал Левиафана, рыбу которую любит и с которой постоянно разговаривает. Но именно эту рыбу он принесет в жертву, когда придет Мессия.

Мидраш Вайикра Рабба: «Левиафан вступит с “диким быком” в бой, в котором погибнут оба».

Трактат Бава Батра: «Из мяса Левиафана, убитого архангелом Гавриилом, Бог устроит пир праведникам, которым они будут наслаждаться, сидя в шатре, сделанном из кожи Левиафана».

Левиафан в переводе с иврита означает “свернутый”, что является достаточно прозрачным отсылом к некому свитку. В данном случае речь идет о свитке Торы, который объединяет первые пять книг Ветхого Завета. И, конечно, этот свиток не прост, все его тексты глубоко аллегоричны. И внутри этих аллегорий рассказ о смысле, его формах и судьбе. Конечно, это сильное утверждение, тем более, что оно затрагивает основы веры, а это всегда очень тонкая тема. Опять же, подробности и доказательства в книге. Но, не упомянув этого, козу-рыбу не объяснить.

Идея Левиафана в том, что пока властвует закон, то есть продолжается то время, что шумеры назвали потопом, свиток должен превратиться в рыбу и безмолвно жить в заливших все водах. Аллегорическая форма, заключенного в него повествования, делает этот свиток защищенным на время господства закона над смыслом.

Но когда наступит момент и смысл снова вернется, свиток должен будет “умереть”. Его аллегории станут понятны, его защита исчезнет. Но перед смертью он успеет побороться с тем самым быком, который олицетворяет закон.

Свиток Торы пишется на пергаменте, то есть на выделанных шкурах, которые сшиты между собой. Отсюда и шатер, сшитый из кожи Левиафана. А наслаждение мясом - это о чтении, содержащегося в “шатре” текста.

Рыба, должна быть принесена в жертву. Принесена, как жертвенная коза. Отсюда и коза-рыба. Кстати, эта же коза всплывает, как коза Амалфея, которая когда-то спасла Зевса и из которой Зевс сделал свою легендарную накидку. Рыба же появляется в истории Иисуса-Христа, которого по-гречески еще называли Ихтис, что, как раз, и означает “рыба”.

276 день. День зимнего солнцестояния. “Линия перелома”. Тьма достигает апогея. Происходит “великий перелом”. Старые законы сметаются и всем теперь правит вырвавшийся на волю смысл.

309 день. “Последние начинают говорить”. Каждый приобретает право голоса. Наступает гласность. Звучат мысли, которые при власти закона были отъявленной крамолой. Запретов нет. “Сбивая прошлого оковы, Рабы восстанут, а затем Мир будет изменён в основе: Теперь ничто — мы станем всем!”, Интернационал. И Интернационалу вторит Евангелие: «Многие же будут первые последними, и последние первыми».

321 день. “Великая судьба”. Наступает время больших надежд. Старый мир рушится и на его обломках строится новое здание. Опыта в таком строительстве немного, но надежды зашкаливают.

334 день. “Воды нет, масло становится злым”. В шумерских мифах часто встречаются упоминания и воды, и масла. Вода - аллегория понятного и прозрачного закона. Масло - аллегория непрозрачного, но ценного, в отличие от воды, смысла.

Разгул свободы имеет неприятную обратную сторону. Достаточно быстро приходит осознание, что наступившая анархия может быть куда страшнее былого унылого застоя. И весна с ее изменчивой погодой уже не кажется счастливым избавлением от зимы.

350 день. Приближается весеннее равноденствие, цикл замыкается. “Человек арендует клетку”. От пришедшей поры безвластия люди начинают искать спасения в “корзине”, в той границе, которая должна ограничить смысл. Создаются новые законы и институты их применения. Эти законы должны ограничить наступившую анархию. Но над законами пока еще стоит породивший их смысл. Наступает весеннее равноденствие, время идеального баланса смысла и закона. Впереди цветущее лето, но обратный отсчет уже начат.

Спите себе, братцы, — все начнется вновь,
Все должно в природе повториться:
И слова, и пули, и любовь, и кровь…
Времени не будет помириться.

Б. Окуджава

Конечно, все сказанное только предположение. И если в подобном духе, опираясь только на расшифровку имен, мы истолкуем и шумерские царские списки то особой доказательности в этом не будет. Но фундаментальность рассказанной истории позволяет надеяться, что кроме записей в MUL.APIN она должна была оставить и другие убедительные следы. И оказывается, все, что нам надо, лежит практически на поверхности…

Конец второй части.

Продолжение следует (Тайна списка шумерских царей. Часть 3. Зодиак).

Ниже видео с сокращенным рассказом о разгадке на случай, если кто захочет узнать продолжение, не дожидаясь следующей части.

Алексей Редозубов (2021 год)

Комментарии (20)


  1. Melaeg
    02.08.2021 14:42
    +2

    Прочитал, интересно. Но очень много допущений и слабо обоснованных догадок, на которых строятся новые догадки, на которых, в свою очередь, строятся новые предположения. Оккам бы не согласился.


    1. AlexeyR Автор
      02.08.2021 14:48

      Именно так. Поэтому в следующей части будут доказательства, которые подтвердят догадки.


    1. MisterSmith
      03.08.2021 10:33
      +3

      Это «мягко» сказано. Чего только стоит фраза «он правил 28800 лет, то есть 1 час 36 минут».
      Если написано 28800, значит 28800 лет. Экология понимаешь ли, отсутствие ГМО…


    1. SADKO
      15.08.2021 22:25

      Таки вроде бы всё предыдущие как раз о том, что текст про допотопных царей был "заклят небом", и разумеющий его уразумел и сочтил. Так что случайное совпадение тут мало вероятно. Уж больно та сова напоминает глобус :-)


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


    1. AlexeyR Автор
      02.08.2021 15:04

      Посмотрим. По-настоящему интересно начнется со следующей части, когда пойдут доказательства.


  1. AH89
    02.08.2021 16:25
    +1

    А если вкратце, Алексей, смысл Ваших исследований в том, что расшифровка шумерских письменных источников имеет прямое отношение к астрономии? Или что-то ещё помимо этого? Если предварить цикл статей набором кратких тезисов, полагаю, это облегчило бы понимание со стороны читателей.


    1. AlexeyR Автор
      02.08.2021 16:43
      +3

      Если предварить, то, во-первых, вы просто не поверите. Во-вторых, история во многом детективная и хочется отчасти сохранить интригу. Относительно «не поверите». Разгадка шумерского царского списка позволяет расшифровать текст Ветхого Завета. И сделать это доказательно. Но если я начну со слов «я расшифровал Библию», то это будет вызывающе и пафосно и скорее всего вызовет ощущение шарлатанства. Поэтому я пишу осторожно, объясняя каждый шаг рассуждений и понимая тонкость затронутой темы.


  1. MasterOgon
    02.08.2021 19:43

    Интересные люди шумеры. Были у них даже рассчеты змеевидных орбит и все циклы смены зодиакальных эпох, и до сих пор никто не знает как они это вычислили и какая у них была теория. Ведь все что до нас дошло это неизменные формулы, которыми просто пользовались вавилонские астрономы. И при этом шумеры даже не знали что Земля это шар.


  1. ommunist
    02.08.2021 21:09

    Стражи делили время от восхода до заката и от заката до восхода, поэтому они были неравномерными и зависели от широты местности. Зимние ночные стражи поэтому дольше летних, и хотя численно равны, имеют разную продолжительность. Эта система была у арамейских жрецов, у египтян, у древних греков и римлян, и у древних ариев. И греки и арии в свое время пили из ассирийских источников. Не было ли сходной системы и у шумеров? У ариев и их потомков сутки считаются от восхода до восхода. В священное пограничное время предрассветное и послезакатное, совершались литургии.


  1. AlexeyR Автор
    02.08.2021 21:33

    Как измеряли время шумеры никто толком не знает. Прямых записей нет, а судить по аналогиям тяжело. Тем более, что, возможно, могли одновременно использоваться сразу две системы: привязанная к восходу-закату и равномерная.


  1. PereslavlFoto
    03.08.2021 01:20

    Вас послушать, так окажется, что мир цельный и всё связано со всем, всё отражается во всём.

    Да полно!


  1. dvoeglazyi
    04.08.2021 05:50
    +1

    Алексей, финал истории про Зиусудру - очень грамотно. Вообще, неожиданно и круто, что кто-то занимается этими темами вот так, в меру серьёзно, при этом даже не производя впечатления фрика.


    1. AlexeyR Автор
      04.08.2021 14:41

      Зиусудра и правда хорош. И поучения Шуруппака показательны.


      1. SADKO
        15.08.2021 22:07

        Да, но не слишком ли они банальны, надо будет поглядеть, вдруг там ещё смыслов обнаружится.

        Тот же Зиусудра, может быть и немного о другом, но у вас же пока с убеждениями работать низя, так что мы это пока оставим и затаримся попкорном.


        1. AlexeyR Автор
          15.08.2021 22:56

          Практически во всех текстах три вложенных смысла.


  1. SADKO
    15.08.2021 22:38

    А у меня в свою очередь вопрос такой, уж коли вы шумеров раздуплили, не приметили случайно каких аспектов эволюции религиозных текстов?

    Ведь в отличии от цеховых, текстов, медиков, навигаторов, писцов, которые могут быть иносказательными в наглую. Религиозный текст должен быть функционален и в буквальном смысле и комплекс идей нести подходящий, религиозный.


    1. AlexeyR Автор
      15.08.2021 22:59

      Религиозные тексты писались не ради религии. Это была обертка для передачи философских текстов. Без этой обертки идеи философии смысла были обречены. Этот принцип сохранен во всех религиях. Подробнее meanings.farm.


      1. SADKO
        16.08.2021 23:04

        Ой-ли? Одно дело просто обёртка кажущаяся важной, авось перепишут, про царя или богов, ну как вы в ролике объясняете это...

        И совсем иное, вирусный текст, заражающий читателя поверхностным или подповерхностным смыслом, так что носитель будет стремиться не то что к защите, а к распространению заразы, близко не понимая о чём она на самом деле :-)

        Я о технологической разнице, а не о полезной нагрузке.


        1. AlexeyR Автор
          16.08.2021 23:23

          Аллегорический текс становится загадочным при прямом прочтении. Эта загадочность сильно вставляет читателей. От этого и вера в божественное происхождение текстов, уж очень они необычны. В результате именно такой сплав и работает.