Сегодня вышел специальный выпуск моего подкаста Frontend Weekend, где я (его бессменный ведущий Андрей Смирнов) поговорил с Алексеем Картынником, который на своем мега-популярном YouTube-канале представляется как Лекс АйТиБорода.

Ну а здесь частично решили расшифровать подкаст в формате классического интервью, из которого вы сможете узнать, зачем разработчику создавать свой YouTube-канал, сколько он может приносить денег и кем лучше быть: сеньором или миддлом. 

Ты много раз рассказывал на своем канале, что сначала был разработчиком и потом в какой-то момент завел YouTube-канал, чтобы обучать джунов. А где ты обучался сам? 

Начинал я с того, что делал сайты. Тогда, в конце 2008 года в каждом хуторе Беларуси появился широкополосный интернет. И я начал шерстить профильные форумы. Тогда они были сверх токсичными. Тем не менее, когда я туда приходил и писал: «Как сделать сайт?», человек пять меня посылали, а один все-таки давал ссылку, и можно было чему-то научиться.

До 2012 года я просто писал сайты на HTML/CSS. Получается, четыре года я пытался минимально применить JavaScript, работал с CMS на PHP и разбирался, как они устроены. Но это было условное программирование. Чтобы сделать какой-то модуль, я просто пользовался инструкциями с форумов, типа: «Заходишь в такой-то файл, в 21 строке меняешь такую-то буковку, такое-то ключевое слово — у тебя все работает». 

Мне не хотелось становиться программистом. Я видел, насколько сложно все эти CMS допиливать и настраивать. Казалось, что программирование — это мир для нереально умных людей. 

Потом в 2009 я поступил в универ на физический факультет. На третьем курсе к нам пришла одна компания и сказала, что будут набирать на физфаке будущих программистов. И мне предложили прийти к ним на стажировку.

Там я начал всерьез учить программирование. Синьоры хотели вырастить из меня сразу миддла, чтобы я уже через полгода мог пилить офигенные веб-приложения на .NET. Но за время стажировки я не успел стать настолько крутым специалистом, как они замыслили, и меня попросили уйти.

Затем удалось устроиться джуном в небольшую продуктовую компанию. В следующие полтора года мои задачи были относительно простыми, и у меня на работе было много времени для учебы.  Плюс появились хорошие менторы, которым можно было задать любой вопрос.

Таким макаром я за полтора года и 4 месяца вкатился в .NET. Только через 2 года такого самообразования в рабочее время по книжкам я смог сказать, что да, я уже крепкий джун и могу даже на миддла претендовать.

Потом я решил поменять работу, ушел в большую белорусскую аутсорс-компанию и получил квантовый скачок в знаниях: Scrum, Agile, даже местами Waterfall. Через четыре года работы программистом я начал писать тесты, понял, что такое code review и зачем оно нужно, также стал разбираться в паттернах. Потому что в культуре той компании было заложено, что ты с разработчиками разговариваешь на уровне паттернов.

В новой компании я вышел из зоны комфорта, и мне пришлось добирать много знаний. Одновременно я участвовал в стартапах, и снова, как во времена джуниорства, захлебывался новыми книгами и статьями. Что примечательно, никогда в моем опыте не было обучения по видео. Сейчас ребята, которые младше меня, говорят, что учатся по видосам на YouTube. Я до сих пор не понимаю, как это делать.

А как появился твой канал?

В одной из компаний, куда я перешел, я случайно попал на курсы по самопрезентациям. Нас научили, как правильно составлять презентации и выступать на сцене. Но я страдал синдромом самозванца и считал, что для выхода на сцену нужно быть гуру своего дела, знать все досконально и отвечать на все вопросы. Поэтому сцена не была для меня вариантом реализации новых знаний. 

Но я понял, что можно что-то сделать на YouTube. Встал вопрос: что записывать? Решение пришло быстро. Мои знакомые задавали одни и те же вопросы около разработки: какие примеры красивых подходов для хорошего кодирования используете, как работают команды? 

Часто разработчики, приходя в команду, хорошо знают матчасть, понимают синтаксис и знают, как писать код, но плохо ориентируются в том, как работает команда. Нас не учили этому в университетах. И я решил снимать видео, обучающие базовым вещам. 

Сколько времени ушло на то самое, первое, видео?

Немного. Я никогда не составлял сценарий, делал все исключительно опытным путем, писал прямо на ходу. Поэтому времени ушло около трех часов: 40 минут на запись, еще два часа на монтаж. Цели набрать много просмотров не было. Я хотел давать ссылки знакомым, чтобы они посмотрели видео и после этого задавали более целенаправленные вопросы.

Почему тебе казалось, что это проще, чем отвечать на эти вопросы?

О том, куда лучше всего загрузить резюме, меня спрашивал практически каждый знакомый. Наверное, видели, что у меня в LinkedIn все хорошо, и я много компаний поменял. В какой-то момент мне надоело отвечать на одни и те же вопросы.

Сейчас я понимаю, что с ростом аудитории это неизбежно. Но тогда мне это было непонятно. Мне хотелось сделать единую базу знаний, и отправлять туда людей, чтобы не тратить свои силы и нервы.

Были ли проблемы, с которыми ты сталкивался по ходу своей YouTube-карьеры? Были  моменты, когда ты хотел это все бросить?

Нет, не было ничего такого. YouTube у меня всегда шел параллельно работе и занимал примерно столько же времени. Я, в принципе, такой человек, который заполняет все свое свободное время. И это что-то должно приносить какой-то профит, причем не обязательно мне. До YouTube я целый год вел крупнейшее в Беларуси на тот момент сообщество в Telegram. 

Для меня наличие свободного времени значит, что я что-то где-то недорабатываю. Поэтому мне всегда нравилось, что я занимаюсь YouTube. Но это иногда конфликтует с личным временем, и я стараюсь за этим следить.

Если посмотреть на SocialBlade мои показатели на канале — мы увидим прямую. Иногда смотришь на каких-нибудь ютуберов, у них скачок, падение, скачок. Я иногда им завидую, потому что у меня почти линейная зависимость. С точки зрения развития канала каких-то всплесков не было. 

Канал всегда занимал много времени, но я рассчитывал, что так и будет. Когда начали приходить первые рекламодатели (через полтора года существования канала), я осознал, что это превращается в подобие СМИ. 

Сколько тогда у тебя было тысяч подписчиков?

Не помню, то ли 10, то ли 50, небольшая разница между этими показателями. Тогда было сложновато. Я не понимал, а зачем делать рекламу, кому это надо? Первую рекламу я вообще сделал бесплатно. А когда за второй пришли, подумал, что на нее уходит довольно много времени, и назначил цену.

Ведение канала чем-то похоже на программирование. И там, и там ты создаешь что-то: видео- или программный контент. А когда приходят рекламодатели, приходится думать как бизнесмен, как формировать цену. Этим мне никогда особо не хотелось заниматься, и, пока цены на рекламные интеграции не устаканились, было тяжко. Иногда были прямо сделки с совестью. Мне казалось, что это совсем не нужно: пилил контент бесплатно и буду дальше пилить. Это был тяжелый момент, когда я понял — да, это СМИ.  

Но мне никогда не хотелось бросить этим заниматься.

Ты говорил, что уделял примерно одинаковое время работе и каналу, и при этом у тебя было небольшое количество свободного времени. Каким образом сбалансировать это и не потерять ни одну из точек опоры?

Важно понимать, что для меня такой режим — когда есть основная работа и хобби, которое занимает все остальное время, — давно считается нормальным. В универе я учился и работал. Потом параллельно с основным местом трудоустройства участвовал в стартапе, который был полноценной восьмичасовой работой. Как я все успевал? Вы в PlayStation играете в свободное время, а я код писал. Сейчас в свободное время занимаюсь каналом, так же как раньше код писал после работы.

Мои хобби всегда доставляли мне удовольствие, хотя для кого-то они выглядят как работа: писать код в стартапе, заниматься микросервисной архитектурой с кучей тестов. 

Поэтому у меня никогда не возникал вопрос, как успевать. Я занимал время, которое мог бы потратить на книжки. Да, я жалею о том, что стал мало читать книги. Люблю художественную литературу, сейчас читаю только в отпуске. Но мне нравится то, чем я занимаюсь, поэтому я не ощущаю проблем.

Что тебе нравится в монтаже?

Переслушивать людей. Сам процесс монтажа — это рутина. Цель канала АйТиБорода в последнее время — сделать выпуски про все языки программирования и все профессии. Плюс подсветить каких-то интересных людей. Естественно, тем про языки программирования и про технологии больше, чем людей, который очень известны. В IT вообще мало известных людей. 

В какой-то момент монтаж выпуска про очередной язык программирования превратился в дикую рутину. Сложно слушать человека второй раз, когда ты все это уже знаешь.

В то же время у меня есть новые проекты. Например, канал на околонаучные темы Темный лес. Я снял для него три выпуска, один выложил. Недавно монтажил второй выпуск и обалдел от того, что не заметил, как пролетели три часа. Мы говорили с собеседником про запуск спутников, и мне было безумно интересно слушать об этом. 

То есть процесс монтажа рутинный, потому что ты там нажимаешь пять кнопок, и все. Если параллельно смотреть неинтересный контент, нужно просто вовремя нажимать эти кнопки два часа. А когда контент нравится, не замечаешь, как жмешь эти кнопки. Поэтому какие-то выпуски мне до сих пор интересно монтажить, и я делаю этом сам. А остальные последние два месяца отдаю специальному человеку. 

Ты снимаешь выпуски в АйТиБороде наперед?

Да. Уже сейчас отсняты все видео до января и распланированы до марта.

Как ты выстраиваешь свой график?

Сейчас Борода — это мой основной источник финансов. На график съемок влияют два фактора. Во-первых, рекламодатели. Они либо хотят встроиться в интеграцию уже завтра, либо планируют далеко на будущее. И часто хотят понимать, в какой выпуск ты будешь их встраивать. С этой точки зрения удобно иметь видео, отснятые на месяца три вперед, чтобы было что предложить.

Во-вторых, я живу в Минске. Здесь осталось мало айтишников, которые представляют серьезный интерес. В основном они либо в России, либо в Украине, некоторые в Европе. Чтобы сделать интересный выпуск, нужно куда-то выехать, а сейчас это сложно. Например, уезжая в Москву, я планирую сразу несколько интервью, некоторые из которых могут выйти после Нового года, просто потому что я с этим человеком еще раз в ближайшие месяцы встретиться не смогу. Три месяца назад я снял новогодний выпуск.

Я побаиваюсь, что в какой-то момент может получиться так, что был снят выпуск про технологию, которая к моменту его выхода уже канула в Лету. Но на практике такого еще не было.

Как ты думаешь, почему именно твой канал смог выстрелить? 

Я начал первым выкладывать IT-интервью на постоянной основе. Наверняка до меня были ребята, которые делали интервью. Но они не были основной миссией канала. Кроме того, сложно найти человека, который серьезно относится к YouTube и тратит на свой канал по шесть часов  в день. 

Есть и свои особенности в построении интервью. Я сейчас смотрю на статистику подкастов, которые слушает моя аудитория. Никто не выбирает Радио-Т. Как так вообще?! Вы слушаете подкасты, которые появились две недели назад, но не Радио-Т, у которого самая большая аудитория среди русскоязычных подкастов?

Аудитория из не сеньоров не знает звезд из нашего мира. Они пока не пришли в их жизнь. Поэтому делать интервью вокруг человека менее выигрышно, чем вокруг технологии. 

В то же время мне всегда было интересно послушать человека. Поэтому внутри моих интервью половина времени отданы на знакомство с героем, а еще половина на технологию, которую он использует. Меня за это часто хейтят: интервью называется «Все про JavaScript», но целый час я рассказываю про человека. Тот, кто пришел послушать про JavaScript, сделает это. Но разработчикам выше middle-уровня про JavaScript не интересно! И мне тоже не особо. Мне хочется послушать, как человек развивался, и что-то почерпнуть из его опыта.

Поэтому мои интервью всегда составные. Но фантик про технологию делать выгоднее — она более популярна, чем человек.

Ты находишь какую-то тему и под каждую из них пытаешься найти классного эксперта. Как ты отбираешь своих героев? Ведь для одной темы можно найти несколько специалистов.

У меня есть список тем, которые я бы хотел осветить на канале. У меня нет цели делать выпуск про язык программирования или технологию с его создателем или человеком, который может разложить все вплоть до процессорных команд. Потому что такой выпуск не поймет большинство аудитории.

Мне часто задают вопрос, почему ты пригласил на выпуск про Kotlin чувака, которому 21 год с четырехлетним опытом работы? Да потому что этот человек прямо сейчас с этим работает и сможет объяснить свою технологию на базовом уровне.

Поэтому в моих выпусках либо хорошие знакомые, которых я отбираю по выбранной теме. Либо я просто общаюсь с кем-то, вижу, что он классно шарит, и иду от человека.

Мне нужны не именно эксперты, а люди, разбирающиеся в том, что они делают. Например, Андрей Бреслав до сих пор пишет код, с ним бы я сделал выпуск. Но это не значит, что я буду искать выходы на Страуструпа, чтобы сделать про С++. 

Кстати, ты рассматриваешь вероятность интервью с англоязычными IT-звездами?

Это сложный вопрос, хотя есть интересные кандидаты. Во-первых, моего английского не хватит для small talk. Во-вторых, интервью на английском, которое зайдет моей аудитории, должно быть с синхронным переводом. А это очень дорого. 

В-третьих, англоязычное интервью — это сложности с логистикой. Я принципиально не делаю интервью удаленно. Мне важно, чтобы человек сидел прямо напротив меня. 

Четвертый момент — в моей идеальной системе мира правильнее делать англоязычный канал на глобальную аудиторию, а не только на русскоязычную. Как так — сделать интервью со Страуструпом и оно не будет понятно англоязычным ребятам? Нет, они его лучше знают, они его больше ждут, чем наши. Поэтому навряд ли я такое сделаю.

Наверняка у тебя была ситуация, что есть какой-нибудь прямо очень крутой эксперт. С ним хочется сделать выпуск, но при этом на ту тему, которой он владеет, уже выходило видео с кем-то другим. Как ты обычно решаешь такие ситуации?

Андрей Бреслав еще не знает, что я за ним слежу, и, может быть, никогда не узнает. Я бы с удовольствием сделал с ним интервью в следующем году, но у меня уже был выпуск про Kotlin. Позвать еще одного разработчика просто потому, что он популярный, было бы нечестно. Но если я сделаю акцент на опыте нового эксперта, диалог с ним может стать уместным. 

Когда я вижу, что есть человек, который может подать взгляд с другой стороны на технологию, вопросы которой я уже освещал, делаю новый выпуск и называю его, например, «Еще раз про .NET». Но больше двух раз на одну тему все равно говорить не стоит, иначе сложно будет совладать с собственной совестью.  

А еще очень важно сделать контент, который не повлияет на предыдущего гостя, иначе он может расстроиться. Нужно думать над структурой, над тем, про что ты расскажешь, чтобы не было 100% пересечения. 

Допустим, про .NET я делал выпуск с прекрасной девушкой Катей, тимлидом. Она рассказывала в основном про разработку под мобилки и десктоп. А в шуточном интервью с самим собой я говорил про веб. Конфликта интересов не было, потому что под первым видео комментаторы прямо попросили осветить эту тему. 

У тебя есть IT-ютуберское сообщество, которое ты сам собрал, придумал, поддерживаешь там маленьких ютуберов. Расскажешь о нем?

Это не мое сообщество. Просто года два назад я понял, что есть еще ребята, которые делают что-то айтишное на YouTube. Мы с ними никак не общаемся, но было бы прикольно поделиться опытом, может, даже встретиться. Я начал потихоньку общаться с этими ребятами. Это были Вика Проблог, канал Victoria Borodina, Дима (Senior Software Vlogger) и Женя (S0ER).

Мы с ними говорили о ютуберских вопросах, а потом я предложил создать чатик в Telegram и общаться там. Потом туда добавились другие ребята, с которыми мы общались, и понеслось. Стало очень удобно выходить друг на друга, мы запилили свой манифест, я сделал бота, чтобы чат был закрыт.

Сейчас это сообщество успешно живет. Нас 140 человек, все друг друга знаем. Получилось очень лампово. 

Хотел поговорить с тобой о работе. Насколько я понимаю, ты примерно 3 месяца назад принял решение уволиться. Можешь вспомнить, что стало финальной точкой?

Тут все достаточно просто. Я наконец-то вышел на тот уровень заработка, когда на карточке в конце месяца что-то остается. Раньше постоянно нужно было что-то делать. А теперь базовые потребности оказались закрыты прибылью от YouTube, я немного расслабился и захотел получать больше удовольствия от жизни.

Хотя от YouTube заработок очень нелинейный. Если в программировании ты каждый месяц получаешь определенную сумму, то в YouTube в один месяц можешь получить очень много, продав рекламу на два месяца вперед, а следующие два месяца лапу сосать. Поэтому первый год я особо не ощущал, что канал может меня поддержать, если я останусь без работы.

Но в этом году я посмотрел статистику и понял, что YouTube приносит мне столько же, сколько и работа. И если последняя надоест, я могу спокойно уйти в саббатикал. Собственно, это я и сделал.

Последние 2,5 года я работал в продуктовых компаниях на должности синьора и в основном занимался Proof Of Concept в абстрактном вакууме, без команды. От такой работы я очень мало кайфа получал, поскольку нужно было 90% времени общаться и только 5% уходило на код. 

И я решил, что посижу немного на YouTube, а потом вернусь в миддлы, чтобы получать понятные задачи. Я хотел вернуться в кодинг и получать от него кайф.

Я пытался уйти, но через месяц после моего увольнения ко мне пришел EPAM и предложил помочь им построить своё сообщество айтишников. Сейчас параллельно Ютубу я консультирую эту компанию. 

Ты уже второй раз говоришь, что вышел на доход ютубера, соразмерный доходу разработчика. Можешь назвать точные цифры? 

Давай прикинем: YouTube приносит от тысячи долларов в месяц и выше. Максимум, когда получилось продать много рекламы наперёд, было 12 тысяч долларов, но в среднем где-то 3 в месяц.

Не будет ли тебе скучно просто вернуться к работе и делать задачки?

Для меня миддл — это пока самый понятный уровень. Когда на работе особо не наседают, ты делаешь четко поставленные задачи, а в свободное время отдыхаешь, ездишь в отпуск и т.д. Это идеальная картинка. Но я навряд ли ее реализую. 

Потому что вряд ли у меня иссякнет количество новых идей и новых возможностей к тому возрасту, когда я действительно смогу себе сказать, что добился всего, чего хочу, и могу пойти работать миддлом. Скорее всего, я просто уеду в какую-нибудь страну, где холодно и нет людей, и буду там жить на пенсии. 

У тебя был тезис, что каждому программисту нужен свой YouTube-канал. Ты действительно считаешь, что это пошло бы им на пользу?

Конечно! В канале очень много плюсов. Я исхожу из того, что большинство разработчиков интроверты по своей натуре. А интровертам сложно развивать коммуникационные навыки через взаимодействие с публикой вживую. В этом разрезе YouTube-канал — бесконечная возможность для развития своих навыков в отложенном режиме.

Говоря, что каждому разработчику нужен свой канал, я имею в виду, что стоит попробовать запилить контент, который будет не стыдно показать друзьям-айтишникам. Это позволит систематизировать знания и научиться работать с фидбэком.  И это будет отложенная работа. То есть тебе напишут, что ты сделал не так, и можно неделю спокойно думать, что именно не получилось. Можно погуглить профиль обругавшего тебя комментатора, посмотреть, действительно ли он компетентен в этом вопросе. А потом дать адекватный фидбэк и самому изменить восприятие того, что ты делаешь.

Кроме того, на YouTube можно абсолютно безболезненно и очень качественно повысить разговорные навыки. Когда ты смотришь на себя со стороны, подчеркиваешь многие неудачные моменты в речи, в манере подачи, даже во внешнем виде иногда. Взглянуть на себя со стороны очень полезно.

Если ты идешь выступать на конференцию, то далеко не факт, что потом посмотришь себя в записи. Когда ты пришел на YouTube, придется монтировать видео, и хочешь-не хочешь, оценивать себя. 

Кроме того, это хорошая проверка на токсичность. Анализируя хейт у себя на канале, я вижу, что самые душераздирающие вещи, которые меня триггерят, оставляют опытные разработчики. 

Когда приходишь на YouTube, какого бы ты уровня не был, найдется кто-то, кто выше тебя. Ты можешь жить в Воронеже и не знать вообще разработчиков, которые круче тебя. А тут к тебе приходит русскоязычный человек из Америки или из Израиля и разбирает твои ошибки по полочкам. Начинаешь ему отвечать в своем любимом токсичном стиле, а на тебя налетает еще куча человек.

После этого начинаешь замечать за собой, что местами резок на поворотах. После открытия канала я стал толерантен ко многим вещам, и считаю, что это хорошо. Это, может быть, пока что не нужно для русскоязычного сегмента IT, но это помогает работать с заказчиками из Америки и Европы. 

Есть ли что-то в российском сообществе разработчиков, что тебе нравится больше, чем, например, в англоязычном?

Мне нравится то, что у нас в компаниях не бывает увольнений из-за того, что ты кого-то ущемил. Токсичность — это плохо, но толерантность не равна токсичности. Толерантность ко многим вещам в европейских компаниях иногда удивляет: «Мы нанимаем вам в команду еще 5 девушек, потому что у вас 10 пацанов». И ничего не поделаешь, существуют соответствующие метрики. Такое иногда подбешивает, в российском сообществе этого нет.

Кроме того, мы находимся в одном ментальном пространстве и информационном поле. Нам легче понимать друг друга, чем погрузиться в проблемы человека из Индии.

Напоследок назови трех самых недооцененных, на твой взгляд, IT-ютуберов, которые достойны большего числа подписчиков.

Я просматриваю немного айтишного контента, поэтому оценка может быть необъективной. 

Есть канал @Флесс, который ведет Виктор Рогуленко. Он начинал с того, как пройти собеседование в крупной консалтинговой компании и как решать логические задачки. Сейчас Виктор пришел к тому, что делает крутые масштабные шоу с математиками и физиками. 

Они играли в «Что? Где? Когда?», создавали свой «Форт Боярд», недавно всем скопом решали задачи на время. Я жду каждый его выпуск с нетерпением, и мне очень жаль, что большого количества подписчиков у канала нет, хотя выпуски просматриваются. 

Также я очень люблю ребят из «Мы обречены». В принципе, у них все нормально, но хочется, чтобы развитие шло быстрее, чтобы в какой-то момент они стали топовыми ребятами.

Кроме того, я чувствую неловкость от того, что ребята, которые делают интервью, похожие на мои, не добирают по просмотрам и медленно растут. Пусть это будет третий ютубер: совокупность каналов с интересными интервью. 

Лекс АйТиБорода на FrontendConf 2021 выступит с докладом, в котором расскажет о том, зачем айтишнику пилить видосы.

Встречаемся на конференции в Москве или онлайн по всему миру 11-12 октябряРасписание готово, поэтому вы уже сегодня можете выбрать себе доклад по душе.

А до 31 августа билеты можно купить по выгодной цене.

Комментарии (5)


  1. RiddickABSent
    29.08.2021 15:14
    +2

    Пс-с-с.. Айтишечка н-нада?


  1. imater
    30.08.2021 11:09
    +2

    Кейси Неitстат нашей сферы, спасибо за выпуски


    1. iamitbeard
      30.08.2021 13:50

      Ох... Очень ответственное сравнение, на самом деле, спасибо!) Ну и надеюсь, что и дальше буду радовать)


  1. alexeyinn
    30.08.2021 12:04
    +2

    Если Лекс будет читать тут комменты, хочу передать ему большое спасибо.
    Когда только учился разработке, при этом работал совершенно в другом направлении, не от куда было взять информацию "а чем вообще дышит проф область, в которую я хочу перейти". О чем говорят, какие технологии реально используются в продакшене, в правильном ли направлении я двигаюсь и тд. И с помощью этих интервью, я мог хоть как то касаться этих вопросов.

    Да даже сейчас, работая в ИТ, интересно "посмотреть по сторонам" и послушать как там у коллег, которые пишут даже на совершенно других языках, или вообще работают в другом направлении.


    1. iamitbeard
      30.08.2021 13:51

      Хехе, ради таких вот кейсов стоит продолжать)) Спасибо!