image

На наших игровых площадках RC Land мы используем боевой квадрокоптер Drone Fighter от компании Byrobot. На хабре уже был обзор этого квадра, поэтому я не буду повторять детальное описание управления, системы боя и т.д. Это обзор с точки зрения фирмы, которая использует данный квадрокоптер в коммерческих целях в качестве аренды.


Заранее прошу прощения за качество фотографий ниже. Снято на телефон, не обработано — не успел вывезти даже пару квадров в студию, чтобы снять нормально, слишком высокая загрузка игровой площадки.

Боевая система



Первый пункт, на который мы обратили внимание. Уникальная особенность, не имеющая аналогов у квадрокоптеров. И это то, что нужно для коммерческого успеха.

1-й плюс — выстрелы имеют определенное направление в пространстве. Да, за счет рассеивания ИК-лучей в воздухе, зона охвата оказывается достаточно велика. С двух метров можно одним выстрелом поразить 3-4 соперников, если они находятся близко друг к другу. Этакий “мультикилл”. Но попасть в того, кто сзади игрока, нереально. Вроде очевидная вещь, но имеющая огромное преимущество — игроку нужно маневрировать и нацеливаться на противника, чтобы победить. Просто взлететь и палить в пространство не эффективно.



2-й плюс. “Жизни” конечны. Тоже кажется элементарным, но именно ограниченное количество ХП и явность победы/поражения дают игроку понимание, что он может как победить, так и проиграть. Это мотивирует на активные действия, заставляет постоянно просчитывать траекторию полета себя и противника, чтобы вовремя нанести удар, не попав при этом под вражеский огонь. В рамках сражения 5 на 5 это крайне сложно, значит, сильнее удовольствие в случае успеха.

3-й плюс. Командная игра. Система боя Drone Fighter не имеет возможности устроить deathmatch. Нет “дружеского огня”. Это сплачивает команду, заставляет действовать сообща. Игроки, которые ходят к нам постоянно, уже начинают продумывать стратегию. Конечно, пока это все достаточно примитивно, в стиле “ты лети в тот угол, а мы вдвоем обойдем их сбоку”, но дает перспективу на развитие спортивной дисциплины из этих боев. К тому же, достаточно часто встречается явление “команда родителей против команды детей”. В случае с подростками, у которых в голове только две мысли: как самоутвердиться и почему родители меня не понимают, такие игры способствуют взаимопониманию в семье. После боя игрокам обеих сторон есть, что обсудить.



4-й плюс. Спец-способности. Это сочетания клавиш, которые дают квадру какую-то уникальную способность на 10 секунд. Например, полная неуязвимость. Или возможность инвертировать управления соперника. Всего этих “перков” пять штук, каждый из них можно использовать только один раз за бой. Благодаря этим штукам становится невозможно постоянно использовать одну и ту же тактику, к тому же, численное превосходство команды не является залогом победы. Однажды у меня на глазах игрок, оставшийся один из своей команды, сумел победить четверых противников, грамотно использовав эти самые спец-способнсти. Из-за них каждый бой уникален.

Конструкция



Важная особенность, на которую мы сначала не обратили особого внимания. Drone Fighter модульный. Он легко разбирается без каких-либо инструментов за одну-две минуты. Что это значит на практике? Легко заменить вышедшую из строя деталь. Мотор потерял тягу? 5 секунд, и игрок взмывает под потолок с новым мотором. Сломалась лопасть? Не беда, у нас их воз и маленькая тележка. Возможность быстро починить квадрокоптер, использовав родные запчасти, стоящие копейки, очень и очень важна для предприятия, особенно на старте, когда бизнес пока не приносит прибыли.

Прочность

Тут особая песня. Первая партия квадрокоптеров, которую мы заказали прямо перед запуском, оказалась обычным рыночным вариантом. За 20 дней работы у нас вышло из строя 5 аппаратов. Под этим подразумевается, что накрылась самая главная часть — плата, которая также является и основой для квадра. После каждого умершего квадрокоптера начиналась легкая паника. Легко было просчитать, что через полтора месяца мы остались бы вообще без аппаратов. Да и работать с 5-6 рабочими квадрами тоже не вариант.

Связались с производителем, обрисовали ситуацию. Данная поломка подходит под гарантийный случай, поэтому нам выслали бесплатно 10 усиленных плат, предназначенных именно для коммерческого использования. Оказалось, что рыночный вариант не особо вынослив, рассчитан на два-три часа полета в неделю в руках одного человека, а не на постоянное использование клиентами разной степени адекватности. Есть те, кто летает четко и аккуратно, а есть такие, кто старательно прикладывает квадры то к потолку, то к стенам. Поэтому обычный вариант платы и не выдерживал — слишком велика нагрузка. Однако, у производителя оказался другой вариант платы с усиленной распайкой и более прочной основой. Они сделали его для себя, потому что на всяких выставках нагрузка тоже превышает норму. Теперь у нас договоренность на эксклюзивные поставки этих усиленных плат. Они есть только у нас, и у самого производителя. Что несколько приятно. Прошло больше месяца с начала использования этих плат, и ни одна еще не сломалась. Тьфу-тьфу. Расходность оборудования снова приняла нормальные значения.

Слева обычная плата, справа — усиленная. Найди 10 отличий, ага.

Остальные детали имеют достаточно высокую прочность. Защита лопастей вообще ломается по большим праздникам, всего четыре штуки за 2 с лишним месяца. Винты получают сколы чаще, около 2-3 в неделю.

С моторами тоже особая ситуация. Они достаточно быстро теряют свой момент вращения, аппарат становится менее резвым. Когда доходит до того, что он вообще не взлетает, моторы меняются. Но весь нюанс в том, что стоит им “отлежаться”, как они снова начинают работать нормально. Поэтому в столе у нас есть специальная коробочка с надписью “Спят усталые моторы”, где они ждут своего часа. Полностью из строя с момента запуска вышло только 6 моторов.

Индикация



Это тоже имеет огромное значение. 40 светодиодов — не шутка. Цветовые обозначения передней части и хвоста квадрокоптера прекрасно помогают ориентироваться в воздухе, когда не видно, где там длинная часть корпуса, а где короткая. Цвета команд позволяют отличать соперников от коллег по команде. Ну, и индикация различных состояний — выстрел, попадание, спец-способность — все это дает возможность игрокам в реальном времени понимать, что происходит с ними и с противником.

И приятная мелочь — ярко светящиеся и жужжащие квадрокоптеры отлично привлекают внимание тех, кто идет мимо нашего бокса в ТЦ.

Внешний вид



Когда на столе стоят 12 абсолютно одинаковых аппаратов — это довольно скучно. Поэтому мы сразу думали о том, как их персонализировать.

К счастью, у производителя оказались наборы защит и лопастей разных цветов. Мы заказали полный спектр, за исключением, синего, его не было в тот момент в наличии. Затем стали думать над наклейками.

В комплекте с квадрами идут четыре стикера разных цветов. К сожалению, их визуальный стиль слишком однообразен. Поэтому мы разработали собственный дизайн наклеек на корпус, и еще дали каждому квадрокоптеру свое имя. В нашей эскадрилье есть и Звезда Смерти, и Оптимус Прайм, и бог войны Арес, и даже Эбола.

Главная модель этого поста — Марс собственной персоной.

Индивидуальные названия у квадров облегчают коммуникацию тренера с игроками. Гораздо проще крикнуть “Аманита — поражение!”, чем запоминать имена игроков, а потом бесконечно извиняться, потому что перепутал. И у самих игроков появляются их “личные” квадрокоптеры — приходя снова, они выбирают тот же аппарат, на котором летали в прошлый раз. Хотя, конечно, мы стараемся все-таки знакомиться с клиентом, потому что личное обращение всегда приятнее.

И, самое важно, из-за разной окраски аппаратов у игроков не возникает путаницы, где чей квадр. Они всегда видят свой, не возникает забавного эффекта, когда смотришь на чужой квадр, а думаешь, что управляеь своим.

Время работы

Бич всех мультикоптеров — малая длительность полета на одной батарее. Разные производители решают этот вопрос по-разному, если вообще решают. В большинстве случае ситуация такая — летаешь 15 минут, потом час заряжаешь аккумулятор. Byrobot решили проблему изящнее.

В стандартную комплектацию входит зарядный кредл на один аккумулятор, подключаемый через USB компьютеру. Но дополнительно можно купить зарядное устройство на четыре аккумулятора сразу, работающее от сети. Конечно, для нас такой вариант предпочтительнее.



Время полета на одной батарее — 10-12 минут. Пока квадр летает, четыре аккумулятора заряжаются. Как только батарея разрядилась, за пару секунд ставится новая — и полет продолжается. Фактически, это позволяет летать бесконечно. На 12 квадров мы закупили 20 зарядных устройств, подключено же всего 12, и этого хватает с лихвой на обеспечение непрерывного полета 12 игрокам. Еще один плюс в копилку производителя.

И еще нюанс, связанный с аккумуляторами — они используются также и в пультах ДУ. Нет необходимости захламлять пространство отработанными пальчиковыми батарейками, а потом везти это все в ближайший пункт утилизации. Аккумулятора в пульте хватает примерно на 5 часов работы, и меняются они так же просто и быстро, как и в квадрах. Единая система питания “решает”.

Управление



Механизм управления квадрами я расписывать не буду, как и обещал. Но если рассматривать управление в общем плане, то становится ясно, что оно несколько сложнее, чем у аналогичных по размеру квадрокоптеров. Все дело в том, что при наличии контроллера и гироскопа, игроку отдается больше контроля. Процессор регулирует обороты двигателей при маневрах, но ограниченно — при сильном заносе аппарат сам не выправляется. Зато игрок может это сделать. Более того, квадр даже не держит сам высоту, её приходится постоянно корректировать вручную. Все это усложнят управление в целом, но при этом дает чуть больше свободы игроку. Не смотря на все эти сложности, игроки привыкают к управлению за 10-12 минут. Мы выделили этот этап, назвали его “обучение” и предоставляем бесплатно. То есть абсолютно каждый может зайти к нам и полетать 10 минут бесплатно. Ограничение — обучение делается только один раз. Поэтому в следующий раз уже приходится раскошеливаться.

Важным фактором является и возможность калибровки квадрокоптера. При замене аккумулятора иногда происходит как будто сбой — аппарат начинает явно сносить в сторону. Это происходит из-за смещения центра тяжести после замены батареи, и в этом случае аппарат можно откалибровать, повысим или понизив “холостые” обороты двигателей. Решается это просто — батарею мы задвигаем до упора, поэтому калибровка требуется только в том случае, если кто-то из игроков случайно сбил настройки.

Drone Fighter также обладает двумя режимами управленя — Начинающий и Эксперт. Последний отличается тем, что используется без защиты лопастей, дает квадру большую скорость и маневренность, а также открывает доступ к сальто. Сейчас наши игроки летают в первом режиме, второй мы даем только тем, кто получил определенное достижение. О них чуть ниже.

Статистика

На сайте Byrobot доступно специальное ПО, с помощью которого можно обновить прошивку в квадрах или пультах ДУ, полетать на симуляторе, а также посмотреть статистику по определенному квадру. Там отображается только количество боев, побед и общее время полета.

Во время разработки проекта мы очень долго тестировали этот механизм сбора статистики, но так и не поняли, как он работает. Время засекается как-то странно, мы делали ручные измерения, а потом сверяли их с данными в программе. Даже с учетом человеческого фактора и связанной с этим погрешности измерений, показания все равно были слишком далеки друг от друга. Система не учитывает ни общее время работы квадрокоптера, ни чистое время полета. Такое ощущение, что она берет среднее значение, но коэффициент определить не удалось. В конце концов мы плюнули на эту внутренню систему сбора статистики, и разработали свою.

Для мотивации клиента к повторной игре мы создали систему достижений. Эти достижения выдаются на основе статистики, которую собирает тренер во время игры клиентов. Собирается статистика только для тех, кто заказал карту Пилота — фактически, клиентская карта, которая, однако, не дает вначале никаких бонусов, кроме учета статистики. Но чем больше игрок набирает налетанных часов, побед, поражений и других данных, тем больше бонусов он получает. Бесплатное время полета, постоянная скидка, доступ к режиму управления Эксперт — это лишь некоторые из них. Встроенная система сбора статистики в этом плане менее удобна — для проверки данных нужно подключать квадрокоптер к компьютеру, не учитывается количество использованных спец-способностей, к тому же, иногда приходится делать квадрам factory reset, что стирает все данные. Сборы статистики тренером надежнее и дают больше возможностей как нам, так и игрокам.

Заключение

Конечно, Drone Fighter сейчас вне конкуренции с точки зрение игровой площадки со сражениями на дронах. Хотя бы потому, что аналогов ему нет. При этом он обладает рядом минусов, которые приходится либо компенсировать чем-то другим, либо просто терпеть. Byrobot сейчас разрабатывает вторую версию боевого квадрокоптера, но не могут назвать даже примерные сроки релиза. Если вдруг вам известны другие модели боевых дронов, укажите их в комментариях — мы вполне могли просто пропустить их, когда искали другие варианты. Будет интересно взглянуть.

P.S. Я помню, что в опросе предыдущего поста большинство проголосовало за продолжение истории о нашем открытии. Материал готовится, я хочу рассказать побольше интересных вещей, поэтому публикация запланирована на ноябрь. Пока же буду рассказывать о вещах попроще. Чуть ниже вы найдете новый опрос о теме следующего поста, где есть как старые темы, так и парочка новых. И на этот раз можно выбирать несколько вариантов. Спасибо за внимание!

Если Вам нравится идея нашего проекта, и Вы считаете, что было бы классно открыть похожую игровую площадку в Вашем регионе, то у нас есть для Вас интересная штука — франшизное предложение. Мы готовы делиться опытом и идеями. Мы хотим, чтобы каждый мог летать вне зависимости от места проживания. Присоединяйся к нам, Люк!
О чем лучше писать в следующий раз?

Проголосовало 85 человек. Воздержалось 39 человек.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Комментарии (16)


  1. uterr
    05.10.2015 13:20
    +1

    А как же статья про продолжение эпопеи об открытии, за которую проголосовали в прошлом посте? Х)
    Хотя и эта статья интересная, спасибо


    1. exnce
      05.10.2015 13:21
      +1

      Как и написано в постскриптуме — готовится к публикации. :) Планируем на ноябрь, чтобы побольше интересных штук рассказать.


  1. edogs
    05.10.2015 15:46

    По поводу ИК пушек вопрос
    Направленные это понятно, но нет ли данных…
    Угол охвата, насколько широко палят
    Расстояние, на каком расстоянии попадание в цель
    Отражение, отражается от стен или от других дронов
    Кодирование, достаточно самого факта ИК сигнала (ну например с ТВ пульта) или сигнал кодированный (хотя бы от ТВ пульта не поймает) или сигнал дифференцированный (в смысле дрон поймет кто в него попал).


    1. exnce
      05.10.2015 15:54
      +2

      Официальных данных нет. По собственным наблюдениям выяснили следующее — дальность поражения до трех метров. Угол охвата на таком расстоянии — около 20 градусов. Субъективно, с транспортиром мы не бегали. Отражение — нет, на ура поглощается даже белыми стенами. Внешнее освещение не мешает — тестировали с люминесцентными лампами, с вольфрамовыми и со светодиодными лентами. И да, сигнал кодируется. Во-первых, квадр понимает, поймал он сигнал «своего» или вражеский. Во втором случае засчитывается попадание. Во-вторых, различные спец-способности также кодируется в выстреле, поскольку пораженный аппарат понимает, какой именно дебаф на него «накастовали». И, судя по всему, обработка этих сигналов происходит не в квадре, а в пульте. То есть квадр только ловит частоту и скидывает значение на пульт ДУ. Мы такой вывод сделали из того, что если включить какой-то перк, например, Щит, а затем выключить пульт, то светодиоды на квадрокоптере будут бесконечно (пока хватит заряда) отображать индикацию Щита. Небольшой минорный баг, который никак не влияет на игровой процесс. Зато в съемке помогает — когда было нужно снять квадрокоптеры для постеров, я просто включал на всех Щит, а затем отключал пульт. Индикация этого перка — яркое мерцание всех светодиодов, что отлично подходит для съемки на длинной выдержке. В обычном режиме светодиоды горят почти в два раза тусклее.


  1. aronsky
    05.10.2015 16:43
    -1

    А вы не переживаете, что кто-либо из прочитавших эту статью просто так откроет подобный сервис? Может даже учтёт ваши ошибки и сделает лучше? Просто уже были преценденты.


    1. exnce
      05.10.2015 17:07
      +2

      Не переживаю. Мало кто рискнет самостоятельно открывать бизнес, с которым не ясно, насколько он прибыльный. Это во-первых. Во-вторых, греет душу эксклюзив на поставки усиленных плат. Гипотетический владелец площадки-клона может закупить эти квадры в рознице в России, или даже заказать от производителя напрямую, как сделали мы, и благополучно обанкротится через полгода. Рыночные квадры не приспособлены к постоянному использованию, они быстро введут фирму в убыток. В-третьих, прямые конкуренты все равно появятся, когда наш бренд выйдет на оборот более миллиона евро, но при правильной политике они сыграют на руку и принесут своей деятельностью нам доход. Спросите Макдональдс, сильно ли они переживают от присутствия на рынке БургерКинг или Хесбургер. Их ответом будет Нет. Потому что при одинаковой сфере деятельности у них разные продукты. В их случае — по вкусу.
      Я буду только рад, если кто-то возьмется делать автономную игровую площадку со сражениями на дронах. Он будет за свой счет её раскручивать, популяризовать этот вид услуг, а получать профит будем мы оба. Рынок большой, клиентов на всех хватит.


      1. edogs
        06.10.2015 17:37

        когда наш бренд выйдет на оборот
        фраза наводит на мысль («наш бренд» вместо «наша компания») о том, что цель раскрутки выйти на предоставление франчайзинга?


        1. exnce
          06.10.2015 19:21

          Именно так. Мы хотим распространиться на наибольшую площадь (на весь мир в мечтах), но при этом трезво оцениваем собственные возможности. Самостоятельно открывать и контролировать представительства в разных странах — нереально. Франшиза в данном контексте — наилучший выход. Поэтому мы не просто нацелены на предоставление франшизы, мы уже работаем с первыми заявками.


          1. edogs
            06.10.2015 20:50

            А как Вы позиционируете нужность/полезность франшизы на данном этапе?
            Есть ощущение, что 90% успеха тут правильный выбор места, а остальное по большому счету вторично, поэтому пользы по построению бизнеса в франшизе вроде не особо. При этом нам с трудом представляется ситуация, когда кто-то специально поедет погонять дроны именно в каком-то конкретном бренде, если рядом будет похожий дронодром, но безбрендовый, так что и в брендированности смысл тоже как-то не виден.
            Мы не оспариваем ценность франшизы, просто пытаемся понять ее преимущества применительно к данному типу бизнеса, можете развернуть?


            1. exnce
              06.10.2015 21:02

              90% успеха — правильное позиционирование в рекламе и индивидуальная работа с клиентом. Как раз местоположение вторично. Мы на старте сделали ставку на расположение — и чуть не прогорели.
              Ценность бренда в наших глазах — это единый игровой опыт вне зависимости от региона. Вы сможете приехать в Москву, Питер, Минск, Таллин или еще куда, и полетать на одних и тех же дронах, используя свою карту Пилота.
              Почему сейчас, фактически, в самой ранней фазе развития? Аналогов нет. Это самая главная причина. Именно сейчас удобный плацдарм для создания того самого бренда. Пока что RC Land — это просто торговая марка, зарегистрированная в Эстонии на фирму Drone Land OU. Путь франшизы — это возможность создать бренд одновременно с популяризацией такого вида развлечения. Открывшись, мы создали собственную нишу на рынке. И наша задача сейчас — максимально укрепить позиции до появления прямых конкурентов.
              В понятие «бренд» входит не только логотип, но и отдельный игровой процесс, взаимодействие с клиентом, визуальный стиль. Сейчас, при появлении двух «дронодромов» в теории, юзер выберет тот, что ближе. Мы же хотим, чтобы он выбирал то, что ему нравится больше — как в самой игре, так и в подходе со стороны персонала. Именно поэтому — монополия на поставки, франшизное предложение и довольно жесткие условия в нем. Все это — необходимые решения сейчас, на текущем этапе. Что будет дальше, как мы будем разиваться и в каком направлении — покажет время.


              1. Koobeton
                07.10.2015 08:18

                монополия на поставки

                Зависимость от одного поставщика конкретных дронов не станет вашим слабым местом? Что если этот поставщик внезапно накроется медным тазом, что тогда станет с франчайзинговой сетью? Вы просчитывали такой вариант развития событий?


                1. exnce
                  07.10.2015 08:46

                  Зависимость от одного поставщика уже является нашим слабым местом. Так что да, риск того, что мы накроемся вслед за производителем, очень явно витает в воздухе. Мы об этом думали еще с момента начала работы над проектом. В итоге нашли только одно решение — при первой же возможности организовать производство собственного квадрокоптера. А до этого момента риск остается в поле зрения. Хоть и велика опасность, она маловероятна. Волков бояться — в лес не ходить, верно? :)


  1. opanas
    05.10.2015 16:57

    Интересная статья, спасибо.
    Показатели статистики тренер все вручную считает (По количеству побед/поражений и финтов), автоматизировать не удалось?
    Если дрон кпал и перевернулся — игрок раунд проиграл, или кто-то бежит к дрону и переворачивает его? Хочется видео такого поединка посмотреть, если у вас есть на youtube


    1. exnce
      05.10.2015 17:09

      Благодарю. Да, считает вручную. Автоматизация будет тогда, когда мы начнем производить собственные квадры, заточенные конкретно под наши задачи. Пока что используем то, что есть.
      К сожалению, видео поединка нет. Пока нет.
      Если дрон упал и сразу же взлетел — нет, поражение не засчитывается. Если упал и перевернулся — игрок проиграл, а дрон переворачивает тренер между боями.


  1. KOLANICH
    05.10.2015 17:53
    -2

    Если честно, я не совсем понимаю, зачем это нужно, и почему нельзя обойтись компьютерной симуляцией. Эффект почти тот же, зато дешевле.


    1. exnce
      05.10.2015 17:57
      +3

      Извините за пошлость, но что вы предпочтете — реальный секс или просмотр порнографии? Тут такая же ситуация. Компьютер — это, конечно, дешевле, прямо дома, да и красочнее будет — можно ведь лазерные лучи нарисовать и все такое… Но сражение на реальном аппарате — это совершенно другие ощущения. Точно так же, как Need for Speed мало походит на управление реальным автомобилем. Как ни крути, а физика в «реале» решает.