Разработчики позиционируют свою программу как профессиональную. Этим обзором я хочу выяснить, потянет ли на самом деле Designer на такой статус.
В качестве примера я использую иллюстрацию «Destroyer» авторства Pocketstudio
Интерфейс
Что-то среднее между Пиксельматором и Иллюстратором.
Все привычно: слева панель инструментов, сверху контекстная/действия, справа панельки… не знаю, как они общим словом называются. Панельки, в общем. «Темноту» интерфейса можно настроить, но диапазон небольшой — от темно-серого до очень-темно-серого.
У программы есть три режима («персоны»): векторный режим (Draw Persona), пиксельный (Pixel Persona) и режим экспорта (Export Persona). Я опишу элементы «Tools» для каждого режима отдельно.
Общее по инструментам
Мне нравится у некоторых дизайнерских программ возможность настраивать количество и порядок элементов в панели «Tools». Такая штука есть у Пиксельматора, у Иллюстратора (там можно сделать свою панель, натаскать туда что надо, а «предустановленную» вырубить) и теперь вот у Дизайнера.
Это все находится в меню View->Customise Tools…
Максимально можно сделать 8 колонок инструментов.
Инструменты перечисляю в порядке по умолчанию. В скобках клавиши выбора по умолчанию.
Инструменты «режима рисования» (Draw Persona)
1. Move Tool (v)
Выбор/растягивание/повороты объектов. При зажатом Шифте поворот работает с шагом 15°. В принципе, больше нечего сказать. Курсор как курсор, точно такой же во всех программах есть.
2. Node Tool (a)
Всяческие манипуляции с точками и кривыми. При наведении на точку или кривую меняет свой вид, что удобно (потому что иногда в сложных картинках случается месиво из точек и сходу не поймешь, что куда тащить). Умеет добавить точку на кривую простым кликом (в Иллюстраторе для этого надо зажать-не-помню-что-и-кликнуть или выбрать-плюс-и-кликнуть).
У инструмента есть свои действия на контекстной панели:
- Sharp — превращает «округлую» точку в угол;
- Smooth — делает наоборот;
- Smart — работает как Smooth, только вроде бы как-то умно подбирает скругления и рычаги. Но как только вы потащите за рычаг, точка из «smart» превратится обратно в «smooth», так что мне не очень понятно, зачем эта третья штука нужна.
- Break Curve — разбивает кривую в выбранной вами точке;
- Close Curve — закрывает выбранную кривую
- Smooth Curve — сглаживает выбранную кривую; работает примерно как Simplify в Иллюстраторе — если много точек, убирает лишние на свое усмотрение; может и добавить точек, если ему покажется, что как-то маловато — лишь бы плавнее получился контур;
- Join Curves — соединяет кривые в одну; это на случай, если вы рисуете контур в несколько подходов;
- Reverse Curves — развернуть направление кривой (конец кривой отмечается красной точкой там, где вы заканчиваете ее строить); может пригодиться, если рисуете кистями, чтобы развернуть направление мазка в другую сторону.
- Snap to selected curves — привязка точки к другим точкам на этой же кривой;
- Snap off-curve nodes — привязка рычага к противоположной точке (между точками получится прямая линия);
- Snap all when dragging — не делает ничего; то ли баг, то ли надо очень внимательно и долго смотреть.
Вообще, в группе Snap ни по иконке, ни по подсказке нельзя понять, что делает переключатель. Такая штука в интерфейсе встречается кое-где.
Есть еще внизу слева небольшая подсказка по выбору точек.
3. Corner Tool
Инструмент «радиус угла». Делает скругление в выбранной точке (или сразу в нескольких). И умеет выбирать точки, соответственно.
Кнопка Bake Corners превращает скругления углов в кривые:
4. Pen Tool (p)
Перо. Стандартный инструмент. Ставит точки, гнет кривые, при зажатом Команде работает как Node Tool.
Параметры и действия:
- Pen Mode — «стандартный» режим, перо работает как обычное перо в любой другой программе;
- Smart Mode — вы просто ставите точки, где надо, а программа вроде как автоматически сама все загибает; мне ни разу не пригодился за все время пользования;
- Polygon Mode — режим «многоугольной фигуры», без искривлений;
- Line Mode — перо рисует прямые линии; почти как Polygon Mode, только вам нужно не просто ставить точки, а именно провести пером в нужном направлении.
5. Pencil Tool (n)
Карандаш. Имеет параметр Controller — толщина линии может регулироваться пером «вакома».
Работает небольшое сглаживание, когда рисуете (т.е. делает линию плавнее, чем вы на самом деле проводите). Не умеет, как последние версии Иллюстратора, автоматически соединять точки в процессе, поэтому, если вы делаете контур в несколько подходов, потом придется склеить все разрывы, чтобы получилась цельная фигура.
6. Vector Brush Tool (b)
Кисть как кисть. Реагирует на нажатие (если у вас планшет), есть режимы наложения мазков, разные рисунки мазка. Одно плохо: рисунок кисти пиксельный (но в высоком разрешении) и преобразовать его в кривые нельзя, только растрировать.
7. Fill Tool (g)
Вообще-то по умолчанию это градиент, но залить можно и сплошным цветом (потому и «Fill», видимо). Есть 6 типов заливки: solid (тот самый сплошной цвет), linear, elliptical, radial, conical, bitmap (заливка картинкой-паттерном).
У Заливки-Градиента есть две особенности:
- приятная — может заливать несколько объектов одновременно;
- неприятная — если поправить точку в градиенте непосредственно на холсте, сам переключается на Corner Tool; это баг программы, обещались исправить.
8. Transparensy Tool (y)
Это такой градиент, который заливает не цветом, а прозрачностью. Так же, как у градиента, можно добавлять сколько угодно точек.
9. Place Image Tool
«Поместить изображение». Точно такая же функция есть у программ Адоби. Поместить можно не только картинку, но и .ai, .eps или .psd. Документ помещается как смарт-объект, который можно открыть тут же, отредактировать и сохранить. В общем работает здесь все точно так же, как у больших конкурентов.
10. Vector Crop Tool
Несмотря на то, что иконка инструмента явно про обрезку холста, это на самом деле немного не то. Vector Crop Tool — это прямоугольная маска для векторного объекта на холсте. Такого же результата можно добиться простым вложением объекта в прямоугольную фигуру (т.е. сделать из фигуры маску), поэтому я не совсем понял, зачем отдельный инструмент для этого.
11. Rectangle Tool, Ellipse Tool, Rounded Rectangle Tool (m)
Прямоугольник, овал, скругленный прямоугольник. Все как у людей.
12. Heart Tool и все, что внутри
Это «умные» фигуры: после того, как вы что-то нарисовали, можно потаскать за определенные точки и изменить какие-нибудь параметры фигуры. Параметры зависят от самой фигуры. Если кто пользовался Пиксельматорными векторными инструментами, то вот здесь такое же.
13. Artistic Text Tool (t)
Просто текст в одну строчку. Умеет делать текст по контуру кривой и, по-моему, проще в использовании, чем такой же в Иллюстраторе.
14. Frame Text Tool (t)
Все просто — обычная текстовая область. Работает как везде и ничего особенного не умеет.
15. View Tool (h)
Рука для перетаскивания/панорамирования. Как у всех.
16. Zoom Tool (z)
Масштабирование. Работает как (если ничего не путаю) в Фотошопе: приближает/удаляет по ходу движения мыши. Не скажу, что бесполезный инструмент, но попользовался я им только в процессе написания статьи, чтобы проверить, что как. Для масштабирования мне удобнее Opt+Space и потащить мышкой.
Индикатор цветов
Тут все как у всех. У меня инструменты в одну колонку, поэтому я этот индикатор никогда не вижу. По всей программе хватает где посмотреть, что каким цветом покрашено.
Инструменты «пиксельного режима» (Pixel Persona)
Вообще «пиксельная персона» — это набор минимально необходимых инструментов, чтобы добавить растровую обработку или эффекты в вашу векторную картинку. Здесь еще есть хорошие кисти.
1. Move Tool (v)
Описывать нечего, такой же «мув тул» как в режиме рисования.
2. Инструменты выделения (m): Rectangular Marquee Tool, Elliptical Marquee Tool, Row Marquee Tool, Column Marquee Tool
Первые два стандартные — выделение прямоугольником, выделение овалом. Зачем вторые два, я не очень понял, поэтому рассуждать не берусь. Row Marquee Tool — рамка высотой в 1 пиксель по умолчанию и шириной на весь холст. Column Marquee Tool — рамка высотой на весь холст и шириной в 1 пиксель по умолчанию.
Выделенную область можно перетаскивать курсором, если кликнуть «внутри» нее.
3. Free hand Selection Tool (l)
Это лассо. По умолчанию «свободное», с зажатым Шифтом работает как полигональное. Выделенную область можно перетаскивать курсором.
4. Selection Brush Tool (w)
Кисть, рисующая, пардон, выделением. Работает изменение радиуса, как и у всех кистей. По умолчанию добавляет новую область, с зажатым Альтом — вычитает.
5. Pixel Tool (b)
Это такой карандаш размером в один пиксель. Работает изменение размера — будет увеличиваться/уменьшаться квадратик, которым вы рисуете. Если кто пользовался — точно такой инструмент есть в Пиксельматоре.
Параметры:
6. Paint Brush Tool (b)
Кисть для рисования. Хорошо взаимодействует с планшетом — реагирует на силу нажатия, поворот, угол и все остальное. Имеет настройки прозрачности (opacity), количества краски (flow), жесткости (harness), мокрые края (wet edges), «защиту прозрачности» (protect alpha).
Параметры:
7. Erase Brush Tool (e)
Резинка. Тут ничего необычного, такая есть везде.
8. Flood Fill Tool (g)
Заливка цветом. Есть настройка порога и заливки смежных/несмежных пикселей.
9. Dodge Brush Tool (o)
Высветление. Есть настройки, как и в кистях, плюс тоновой диапазон (tonal range) и «защита оттенка» (protect hue). Думаю, всем знакомый инструмент.
Параметры:
10. Burn Brush Tool (o)
Затемнение. Как Dodge Bush Tool, только работает наоборот.
У этих двух инструментов есть приятная особенность: предпросмотр внутри курсора, что получится после нажатия. Как в «штампе» Фотошопа, например.
11. Smudge Brush Tool
Палец. Есть настройки «flow» и «strength». Палец как палец, у других такой же.
12. Blur Brush Tool
Размытие. Настройки как у обычной кисти.
13. Sharpen Brush Tool
Резкость. Настройки как у кисти плюс выбор режима работы (mode): clarity, unsharp mask, harsh.
14. View Tool (h)
15. Zoom Tool (z)
Пиксельные инструменты работают только с тем, что вы нарисуете. Если вставить в макет фотографию и попробовать что-нибудь поделать в пиксельном режиме инструментами, ничего не сработает. Оно и понятно: надо фотки править — идите, типа, за отдельным приложением.
Инструменты «режима экспорта» (Export Persona)
1. Slice Tool (s)
Рисует фрагменты для дальнейшего экспорта. Ничего необычного, работает как похожие инструменты в других программах.
Фрагмент нельзя никак скопировать: если вам нужно несколько одинаковых, придется нарисовать каждый вручную.
2. Slice Selection Tool (l)
Похож на обычный курсор (как в предыдущих «персонах»), но на самом деле не он. Эта стрелка умеет только выбрать объект на холсте и создать вокруг него фрагмент (slice) из контекстного меню. Больше ничего.
3. View Tool (h)
4. Zoom Tool (z)
Общее впечатление от инструментов
Минимальный набор для выживания есть, даже чуть сверху. Рисовать иллюстрации и иконки вполне хватит. Делать что-то сложное техническое (чертежи или там проекты зданий) в теории тоже можно, но наверно слишком много придется возиться вручную.
Инструменты, как мне кажется, вполне себе профессиональные, но ниша этих профессионалов немного поуже будет, чем у Иллюстратора.
В качестве бонуса я записал процесс рисования персонажа для личного проекта:
В следующий раз разберемся, как работают панельки у «Дизайнера». Не переключайтесь.
Комментарии (20)
semenyakinVS
05.10.2015 23:44Несколько вопросов:
— У них есть функция выделения области рамкой и перетаскивание попавшей в рамку области (именно области, а не векторных примитивов целиком)?
— Есть ли магнитное привязывание примитивов при рисовании?
— Возможно ли создание шаблонов из примитивов для лёгкой подмены их содержимого? Например, создать такой шаблон для колеса машины и потом меняя шаблон — менять все колёса такого типа.
Спрашиваю потому, в данный момент большинство 2D вещей рисую в Macromedia Flash 8 (в старом добром доадобовском редакторе). Там все перечисленные выше штуки есть, они очень удобные и именно из-за них не перелажу на другие редакторы.
Если Affinity Designer существует под винду и умеет такие штуки — посмотрел бы, интересно. В любом случаи за статью спасибо.
Минутка ненависти к AdobeКак по мне, это Adobe превратили Flash в тормознутого монстра и вообще во многом виноваты в смерти этой технологии. Купили — и слили, гады. Вот так. Возможно, ошибаюсь.reznik_e
05.10.2015 23:57Под Винду нет и пока вроде бы не планируется. Что жаль, конечно — на винде дизайнерам часто приходится страдать, потому что выбрать почти не из чего. Сам помню.
По пунктам:
1) вы про пиксели? про точки? простите, не понял; выделение рамкой и перетаскивание того, что попало в рамку есть, но у вас, видимо, какой-то хитрый случай?
2) есть привязывание ко всему видимому и невидимому; гибко настраивается;
3) немного через неправильное место: рисуете колесо отдельным файлом -> сохраняете -> импортируете в основной документ -> копируете импортированное куда сколько нужно -> теперь работает как шаблон (правите одну копию — обновляются все).olegkrasnov
06.10.2015 00:34У флеша особенный сорт вектора, с ним можно работать как с растром. Кроме флеша я нигде такого не видел.
semenyakinVS
06.10.2015 00:46Ясно. Спасибо. По пункту 1 — я имею в виду что вот вы нарисовали, например, замкнутую безьешку-линию (каплю, например). Залили её. А потом можете выделить рамкой часть этой безьешки вместе с заливкой (например, кончик капли) и перетащить куда угодно. И получите теперь две безьешке — одну в виде верхушки капли, а вторую в виде кончика капли. Во флеше часто эту возможность использую — удобно. Работаешь с вектором почти как с растром.
olegkrasnov
06.10.2015 00:46Последний Flash Professional CC 2015 совсем плох? Мне кажется продукты Adobe с каждой версией становятся всё лучше. Например в иллюстраторе добавили графическое ускорение и на порядок увеличили зум. Работать стал действительно быстрей. Раньше он был глючный и тормозной.
По поводу флеша, имхо проблема была не в самом флеше как технологии, а в тормознутости плеера. И да, адопь как голодная собака — пытается поглотить как можно больше кусков, но не всё успевает усвоить (Fireworks, Freehand). Надеюсь с флешем не будет та же история и он мутирует в какой-нибудь Adobe Animate.semenyakinVS
06.10.2015 00:57Не знаю. 2015-ый не использовал. Был очень не доволен тормознутостью и запутанностью (на мой вкус) их редактора.
Про флеш от Adobe говорил не только в контексте графики, но и в контексте программирования. Adobe допустил несколько грубых ошибок в разивитии Action Script. Чего только история с провалом возможности использования Flash для Unity стоила.
Конечно, Adobe не со зла утопила Flash. Думаю, дело в том, что они больше дело с графикой имели, и когда возникла необходимость поддерживать и развивать полноценный язык программирования Action Script, они не сумели сделать это правильно.olegkrasnov
06.10.2015 01:02Ну попробуйте последний флеш. Я вот боялся обновлять святую троицу (PS, AI, ID), пощупал сначала на виртуалке и не пожалел. Все нужные мне скрипты и плагины работают, Приложения летают.
olegkrasnov
06.10.2015 00:59Affinity Designer молодой редактор. Поэтому тормозной, глючный и малофункциональный. Но идея объединить вектор и растр — красива. Самый большой минус — OS X only (такой же как у скетча).
Лет 10 назад был очень популярен Textmate, но появился кроссплатформенный аналог (Sublime) и где теперь текстмейт?sayber
06.10.2015 01:27Помимо Sublime, сейчас еще порядка 3-4х редакторов.
По моему всегда так было, сначала продукт выпускается под OS X, если продукт пошел в массы, то делают его и под другие платформы (в основном под windows).
Самый наверное яркий пример в этой стези, продукция Adobe и в частности Photoshopolegkrasnov
06.10.2015 07:00Адопь вовремя портировала фотошоп, чтобы не упустить рынок писи. Затем купила альдуса и макромедию, похоронив целую кучу их виндового софта и закрепив своё лидерство.
Мне кажется в современных реалиях разумней сразу проектировать кроссплатформенное приложение. Важно понимать, что массы это 76% винды, а не 7% маков.reznik_e
06.10.2015 08:43Проектировалось, видимо, на ту часть массы, у которой маков больше, чем винды :-)
SilenceAndy
06.10.2015 14:36+3Sketch и Affinity делается Mac OS X only по причине того, что всю отрисовку берет на себя Quartz 2D и разработчику редактора не нужно брать на себя огромную техническую работу по написанию рендера. У адоба на разработку их кроссплатформенного рендера ушли сотни тысяч человеко-часов, а тот же Sketch благодаря такому подходу смог выйти на рынок с очень маленькой командой разработчиков.
fundorin
07.10.2015 00:26В Autodesk Designer эта идея была отлично реализована, пока проект не закрыли зачем-то.
kopch
06.10.2015 10:30Мне ещё очень нравится функция мгновенной смены шрифта, как в Corel. В Иллюстраторе этого не хватает очень. Не нравится работа с цветами и пипетка — вообще не удобная реализация. В целом же мне нравится Дизайнер. Но он всё же больше для иллюстраторов, чем для дизайнеров. Ну вы поняли..))…
sashabeep
Спасибо за подробный обзор!
Лично для меня, видимо, покрываются все мои задачи, что делал в Corel Draw