Рынок электронной коммерции и в мире и в рунете очень активно развивается, не смотря на кризисы и другие негативные явления. В мире в год средние темпы роста по данным eMarketer составляют около 18-20% в год, в России и Украине темпы роста доходят до 17-18%. Это примерно 3-4% от общего ритейла в России (в Украине чуть меньше, рынок развит меньше и сейчас глубокий кризис) и до 10-12% в США и других развитых странах. Средний уровень в мире составляет примерно 6%. Единственное исключение, в прошлом году в Украине из-за глубокого экономического кризиса рынок не вырос в долларовом эквиваленте, но для местных компаний это шанс нагнать упущенное раньше. Самое интересное, что мы все еще находимся в стадии зарождения рынка. По многим прогнозам доля электронной коммерции в общем ритейле достигнет 20% в ближайшие несколько лет. Для компаний данного сектора игнорирование этого рынка сегодня равносильно смерти завтра.
Интересен также и тот факт, что многие крупнейшие игроки электронной коммерции в США имеют оффлайн-корни, а США – это некая лакмусовая бумажка, катализатор рынка, который нам показывает, что произойдет на наших рынках в этом же сегменте через 3-5 лет. Этому уже есть подтверждение: в России ряд крупных интернет-магазинов уже давно принадлежат крупным оффлайн-сетям и поглощения продолжаются. В Украине с этим сложнее, хотя это процесс активно идет, так несколько месяцев назад компания «Фокстрот» выкупила 100% интернет-магазина Sokol.ua
Mobile commerce
Несколько лет назад в мире появилась группа покупателей, которые покупают товары только с мобильных устройств. Тогда это было исключением из правил. Сейчас доля покупателей этого сегмента стала скорее правилом, чем исключением. Сегодня доля мобильных покупок достигает от 10% в развивающихся странах, типа России и Украины, до 25% в развитых странах, типа США и Канады. Ежегодно данный сегмент растет быстрее всех остальных, а это значит, что если сегодня магазин не оптимизирован под мобильные устройства – он теряет до 25% покупателей!
Кроме того, несколько месяцев назад Google объявил новых правилах в своем алгоритме, которые предусматривают понижение сайтов, не оптимизированных под мобильные устройства. Получается, что сайты без оптимизации сначала получают меньше трафика, а потом, те, кто все же попали на сайт, не могут совершить покупку. Двойная потеря клиентов.
Данные тенденции выделили один из сильнейших трендов 2015-2016 годов в области электронной коммерции – Mobile commerce. Как минимум это оптимизация под мобильные устройства, как максимум это использование мобильных технологий на более глубоком уровне, включая геолокацию и другие интересные идеи.
Мультиканальность
В последнее время этот тренд набирает особую популярность в Украине и России, в развитых странах он уже давно является нормальным. Компании стали задействовать все каналы и делать этот системно. Причем как исконно офф-лаин бизнесы, так и он-лаин. Традиционные офф-лаин бизнесы стали обзаводиться большими интернет-магазинами, а он-лаин бизнесы открывать пункты выдачи товаров или даже небольшие магазины в офф-лаине.
Если посмотреть на крупнейших игроков рынка электронной коммерции США, то мы увидим там много представителей офф-лаин бизнесов, таких как Walmart, а все он-лаин ритейлеры уже очень тесно успели интегрировать в офф-лаин. Если смотреть на рынок России и Украины, у нас компания обычно представлена, либо в одном сегменте, либо в другом, хотя тенденция мультиканальности на лицо.
В ближайшие несколько лет бизнесы либо пойдут путем мультиканальности, либо будут постепенно умирать.
Big Data
Данное понятие уже несколько лет активно обсуждается в профессиональных кругах и в 2015 году это мировой тренд не только в электронной коммерции, но и во многих других сферах. Сегодня почти все крупнейшие магазины собирают и анализируют много разных данных о покупателях. Тренд скорее заключается не в факте использования больших данных, а в усилении роли этих данных. Их становится все больше, а связи между ними все сложнее. Это ценнейшая информация для маркетинга и если правильно собирать и использовать эти данные, мы можем повысить конверсию и средний чек в разы. Это и товарные рекомендации, и реклама, и всеобщая персонализация. Все строится на основе Big Data и в каждом крупном проекте часто свой путь, нет единого рецепта величия.
Сегодня мы можем собирать информацию с разных источников: компьютер, телефон, внешние сайты и т.д. С каждого из источников мы можем собирать очень разнообразные данные: история посещения, поведение, средний чек, частота покупок, предпочтения и сотни других параметров. Далее, все эти параметры мы можем связать в единую систему, продумать алгоритмы прогнозирования и выдавать ту информацию пользователю и в том момент, когда она ему нужна. Это огромная многогранная система, которую можно совершенствовать вечно и каждый раз она будет приносить все больше и больше денег. Если немного пофантазировать и заглянуть в будущее, то в скором времени магазин будет нас понимать лучше, чем самый близкий родственник! Ведь данные о нас ежедневно остаются в сети и накапливаются в разных местах. Немного математики и психологии могут сделать чудеса с этими данными.
Данный тренд позволил также эффективно проработать следующий – персонализацию.
Персонализация
Это такой себе инструмент личного мерчендайзинга и даже больше. Ранее персонализировать магазины было довольно трудно. Обычно для этих целей использовалась информация, прямо предоставленная человеком в личном кабинете: указал регион – магазин поменял товары и цены под этот регион или подобные простые механики. Сегодня, с развитием Big Data, любой магазин можно очень тонко настроить под каждого потребителя. Технологии уже умеют не просто понимать человека, а и предсказывать его поведение.
Для этих целей в мире и рунете есть специальное ПО и сервисы, которые можно интегрировать с сайтом интернет-магазина. Крупные игроки обычно разрабатывают свои механизмы, так как это весьма уникальный и трудоемкий процесс.
В некоторых магазинах за счет персонализации уже происходит значительная часть продаж. Так, в Оzon.ru этот показатель уже превысил 25% в прошлом году.
Социализация e-commerce
Это нарастающий тренд последних нескольких лет. Электронная коммерция становится социальной, когда люди влияют на других людей для покупки, сознательно или бессознательно. Тренд можно проследить от простых механик в области интеграции социальных сетей с сайтами интернет- магазинов (вход через социальные сети, виджеты, like и share) до социализации самих интернет- магазинов и использование данных полученных в социальных сетях для персонализации.
Отдельно стоит заметить, что электронная коммерция стала развивать в рамках классических социальных сетей. От продаж прямо на страницах сетей или приложений-магазинов до интеграции целых маркет-плейсов в социальные сети.
В ближайшие несколько лет мы увидим возникновение новых типов проектов, которые будут являть собой смесь интернет-магазинов и социальных сетей.
Глобализация
Это страшный сон многих региональных интернет-магазинов, в том числе в рунете. Крупные мировые игроки проникают во многие страны по средствам открытия представительств или партнерских соглашений. Например, чуть больше года назад eBay заключил партнерское соглашение с Wikimart для ускорения доставки на рынок России. А доля китайских и американских интернет-магазинов в рунете приблизилась к 25-30% всего рынка. Если вспомнить, лет 5 назад мало кто покупал в китайских магазинах в рунете, сейчас это правило.
Для выживания местным магазинам нужно: снижать издержки и цены, улучшать сервис, расширять ассортимент, улучшать логистику, работать над сайтом, оптимизировать затраты на маркетинг, предоставлять выгодные условия гарантии и возврата.
Интеграция стороннего ПО и сервисов
Еще один тренд – это подключение стороннего ПО и сервисов к существующим магазинам. Этому способствовало появление разнообразного программного обеспечения для электронной коммерции в последние годы. Сегодня мелкие и средние магазины подключают бухгалтерские программы, складские, логистически и подобные им. Крупные чаще пишут свои решения, которые максимально эффективно работаю с их специфическими задачами.
Впрочем, это тренд также относится не только к электронной коммерции. На рынке появляется все больше коробочных решений, которые позволяют без труда работать малому бизнесу.
Логистика
Быстрая и бесплатная доставка – это норма жизни в развитых странах. В России с этим существенные проблемы, логистическая структура развита до сих пор плохо. Я не зря написал только про Россию из всего рунета, так как, например, в Украине такой проблемы нет и в любую точку страны товар можно доставить за 1-2 дня.
Но потребителя не интересуют проблемы, его интересует скорость доставки и цена, поэтому в этой точке уже сейчас идет активное развитие и многие проекты электронной коммерции борются друг с другом за «место под солнцем». Сейчас мы можем наблюдать активное строительство пунктов выдачи по всей России, думаю, в течение следующих 3-5 лет эту проблему удастся эффективно решить.
Автоматизация
С развитием технологий развивает и автоматизация. Многие товары сегодня можно купить автоматически, особенно это касается информационных продуктов и услуг, в этой сфере мы уже давно наблюдаем повсеместную автоматизацию. С реальными товарами сложнее, пока только мировые гиганты типа Amazon внедряют автоматизированные склады и доставку роботами.
В ближайшие 10 лет этот тренд будет точно развиваться. Сначала мировые гиганты, а затем и компании рунета, перейдут на автоматическую или полуавтоматическую торговлю, включая выбор товара, оплату и доставку.
Тренды роста по регионам
В мировом масштабе быстрее всего растут развивающиеся страны, такие как Китай, Индонезия, Индия, Аргентина, Мексика, Бразилия, Россия и другие. По темпам роста рынка в процентном соотношении, лидерство у развивающихся стран и мы, постсоветские страны, относимся к последней группе. А это значит, что рынки наших стран быстрее всего масштабируются, хотя мы при этом не самые богаты.
Основной драйвер роста рынка внутри страны несколько последних лет удерживают регионы, порядка 70-80% от всего роста.
Тренды роста по нишам
Основную долю рынка электронной коммерции в мире составляет электроника (в том числе и компьютеры), одежда и аксессуары. Доля этих товаров рунете доходит до 50%. В развитых странах чуть меньше, 40-45%. Также активно покупают книги, товары для дома и офиса, мебель и ряд других категорий.
Одними из самых быстрорастущих сегментов по данным eMarketer можно считать продукты питания, напитки и автозапчасти.
В сухом остатке
Конечно, есть еще много стандартных для электронной коммерции трендов, типа работы над ассортиментом, сервисом, подключение новых способов оплаты и доставки, а также многое другое. Я это не выделял в тренды, это обычные бизнес-процессы в этом сегменте, над которыми все работают из года в год.
Рынок растет и очень быстро развивается. Развитые страны показывают высокую технологичность, внедряются новые подходы, которые затем меняют весь сегмент. Рынки стран постсоветского пространства до сих пор сильно недоразвиты, тут до сих пор можно успешно стартовать новые проекты, хотя конкуренция уже велика.
P.S. Приглашаю на наши авторские курсы в бизнес-школе «Digitov»: Маркетинг для интернет-магазина и Все о создании интернет-магазина — на курсе преподаю я (автор статьи) и мои коллеги, обещаю много интересной и практической информации.
P.P.S. Чтобы получать наши новые статьи раньше других или просто не пропустить новые публикации — подписывайтесь на фан страницы SECL Group: Facebook, VK, и Twitter.
Оригинал статьи: http://seclgroup.ru/article_trends_global_e-commerce_market_in_the_2015_2016.html
Автор:
Никита Семенов
Президент
Компания SECL Group
Интересен также и тот факт, что многие крупнейшие игроки электронной коммерции в США имеют оффлайн-корни, а США – это некая лакмусовая бумажка, катализатор рынка, который нам показывает, что произойдет на наших рынках в этом же сегменте через 3-5 лет. Этому уже есть подтверждение: в России ряд крупных интернет-магазинов уже давно принадлежат крупным оффлайн-сетям и поглощения продолжаются. В Украине с этим сложнее, хотя это процесс активно идет, так несколько месяцев назад компания «Фокстрот» выкупила 100% интернет-магазина Sokol.ua
Mobile commerce
Несколько лет назад в мире появилась группа покупателей, которые покупают товары только с мобильных устройств. Тогда это было исключением из правил. Сейчас доля покупателей этого сегмента стала скорее правилом, чем исключением. Сегодня доля мобильных покупок достигает от 10% в развивающихся странах, типа России и Украины, до 25% в развитых странах, типа США и Канады. Ежегодно данный сегмент растет быстрее всех остальных, а это значит, что если сегодня магазин не оптимизирован под мобильные устройства – он теряет до 25% покупателей!
Кроме того, несколько месяцев назад Google объявил новых правилах в своем алгоритме, которые предусматривают понижение сайтов, не оптимизированных под мобильные устройства. Получается, что сайты без оптимизации сначала получают меньше трафика, а потом, те, кто все же попали на сайт, не могут совершить покупку. Двойная потеря клиентов.
Данные тенденции выделили один из сильнейших трендов 2015-2016 годов в области электронной коммерции – Mobile commerce. Как минимум это оптимизация под мобильные устройства, как максимум это использование мобильных технологий на более глубоком уровне, включая геолокацию и другие интересные идеи.
Мультиканальность
В последнее время этот тренд набирает особую популярность в Украине и России, в развитых странах он уже давно является нормальным. Компании стали задействовать все каналы и делать этот системно. Причем как исконно офф-лаин бизнесы, так и он-лаин. Традиционные офф-лаин бизнесы стали обзаводиться большими интернет-магазинами, а он-лаин бизнесы открывать пункты выдачи товаров или даже небольшие магазины в офф-лаине.
Если посмотреть на крупнейших игроков рынка электронной коммерции США, то мы увидим там много представителей офф-лаин бизнесов, таких как Walmart, а все он-лаин ритейлеры уже очень тесно успели интегрировать в офф-лаин. Если смотреть на рынок России и Украины, у нас компания обычно представлена, либо в одном сегменте, либо в другом, хотя тенденция мультиканальности на лицо.
В ближайшие несколько лет бизнесы либо пойдут путем мультиканальности, либо будут постепенно умирать.
Big Data
Данное понятие уже несколько лет активно обсуждается в профессиональных кругах и в 2015 году это мировой тренд не только в электронной коммерции, но и во многих других сферах. Сегодня почти все крупнейшие магазины собирают и анализируют много разных данных о покупателях. Тренд скорее заключается не в факте использования больших данных, а в усилении роли этих данных. Их становится все больше, а связи между ними все сложнее. Это ценнейшая информация для маркетинга и если правильно собирать и использовать эти данные, мы можем повысить конверсию и средний чек в разы. Это и товарные рекомендации, и реклама, и всеобщая персонализация. Все строится на основе Big Data и в каждом крупном проекте часто свой путь, нет единого рецепта величия.
Сегодня мы можем собирать информацию с разных источников: компьютер, телефон, внешние сайты и т.д. С каждого из источников мы можем собирать очень разнообразные данные: история посещения, поведение, средний чек, частота покупок, предпочтения и сотни других параметров. Далее, все эти параметры мы можем связать в единую систему, продумать алгоритмы прогнозирования и выдавать ту информацию пользователю и в том момент, когда она ему нужна. Это огромная многогранная система, которую можно совершенствовать вечно и каждый раз она будет приносить все больше и больше денег. Если немного пофантазировать и заглянуть в будущее, то в скором времени магазин будет нас понимать лучше, чем самый близкий родственник! Ведь данные о нас ежедневно остаются в сети и накапливаются в разных местах. Немного математики и психологии могут сделать чудеса с этими данными.
Данный тренд позволил также эффективно проработать следующий – персонализацию.
Персонализация
Это такой себе инструмент личного мерчендайзинга и даже больше. Ранее персонализировать магазины было довольно трудно. Обычно для этих целей использовалась информация, прямо предоставленная человеком в личном кабинете: указал регион – магазин поменял товары и цены под этот регион или подобные простые механики. Сегодня, с развитием Big Data, любой магазин можно очень тонко настроить под каждого потребителя. Технологии уже умеют не просто понимать человека, а и предсказывать его поведение.
Для этих целей в мире и рунете есть специальное ПО и сервисы, которые можно интегрировать с сайтом интернет-магазина. Крупные игроки обычно разрабатывают свои механизмы, так как это весьма уникальный и трудоемкий процесс.
В некоторых магазинах за счет персонализации уже происходит значительная часть продаж. Так, в Оzon.ru этот показатель уже превысил 25% в прошлом году.
Социализация e-commerce
Это нарастающий тренд последних нескольких лет. Электронная коммерция становится социальной, когда люди влияют на других людей для покупки, сознательно или бессознательно. Тренд можно проследить от простых механик в области интеграции социальных сетей с сайтами интернет- магазинов (вход через социальные сети, виджеты, like и share) до социализации самих интернет- магазинов и использование данных полученных в социальных сетях для персонализации.
Отдельно стоит заметить, что электронная коммерция стала развивать в рамках классических социальных сетей. От продаж прямо на страницах сетей или приложений-магазинов до интеграции целых маркет-плейсов в социальные сети.
В ближайшие несколько лет мы увидим возникновение новых типов проектов, которые будут являть собой смесь интернет-магазинов и социальных сетей.
Глобализация
Это страшный сон многих региональных интернет-магазинов, в том числе в рунете. Крупные мировые игроки проникают во многие страны по средствам открытия представительств или партнерских соглашений. Например, чуть больше года назад eBay заключил партнерское соглашение с Wikimart для ускорения доставки на рынок России. А доля китайских и американских интернет-магазинов в рунете приблизилась к 25-30% всего рынка. Если вспомнить, лет 5 назад мало кто покупал в китайских магазинах в рунете, сейчас это правило.
Для выживания местным магазинам нужно: снижать издержки и цены, улучшать сервис, расширять ассортимент, улучшать логистику, работать над сайтом, оптимизировать затраты на маркетинг, предоставлять выгодные условия гарантии и возврата.
Интеграция стороннего ПО и сервисов
Еще один тренд – это подключение стороннего ПО и сервисов к существующим магазинам. Этому способствовало появление разнообразного программного обеспечения для электронной коммерции в последние годы. Сегодня мелкие и средние магазины подключают бухгалтерские программы, складские, логистически и подобные им. Крупные чаще пишут свои решения, которые максимально эффективно работаю с их специфическими задачами.
Впрочем, это тренд также относится не только к электронной коммерции. На рынке появляется все больше коробочных решений, которые позволяют без труда работать малому бизнесу.
Логистика
Быстрая и бесплатная доставка – это норма жизни в развитых странах. В России с этим существенные проблемы, логистическая структура развита до сих пор плохо. Я не зря написал только про Россию из всего рунета, так как, например, в Украине такой проблемы нет и в любую точку страны товар можно доставить за 1-2 дня.
Но потребителя не интересуют проблемы, его интересует скорость доставки и цена, поэтому в этой точке уже сейчас идет активное развитие и многие проекты электронной коммерции борются друг с другом за «место под солнцем». Сейчас мы можем наблюдать активное строительство пунктов выдачи по всей России, думаю, в течение следующих 3-5 лет эту проблему удастся эффективно решить.
Автоматизация
С развитием технологий развивает и автоматизация. Многие товары сегодня можно купить автоматически, особенно это касается информационных продуктов и услуг, в этой сфере мы уже давно наблюдаем повсеместную автоматизацию. С реальными товарами сложнее, пока только мировые гиганты типа Amazon внедряют автоматизированные склады и доставку роботами.
В ближайшие 10 лет этот тренд будет точно развиваться. Сначала мировые гиганты, а затем и компании рунета, перейдут на автоматическую или полуавтоматическую торговлю, включая выбор товара, оплату и доставку.
Тренды роста по регионам
В мировом масштабе быстрее всего растут развивающиеся страны, такие как Китай, Индонезия, Индия, Аргентина, Мексика, Бразилия, Россия и другие. По темпам роста рынка в процентном соотношении, лидерство у развивающихся стран и мы, постсоветские страны, относимся к последней группе. А это значит, что рынки наших стран быстрее всего масштабируются, хотя мы при этом не самые богаты.
Основной драйвер роста рынка внутри страны несколько последних лет удерживают регионы, порядка 70-80% от всего роста.
Тренды роста по нишам
Основную долю рынка электронной коммерции в мире составляет электроника (в том числе и компьютеры), одежда и аксессуары. Доля этих товаров рунете доходит до 50%. В развитых странах чуть меньше, 40-45%. Также активно покупают книги, товары для дома и офиса, мебель и ряд других категорий.
Одними из самых быстрорастущих сегментов по данным eMarketer можно считать продукты питания, напитки и автозапчасти.
В сухом остатке
Конечно, есть еще много стандартных для электронной коммерции трендов, типа работы над ассортиментом, сервисом, подключение новых способов оплаты и доставки, а также многое другое. Я это не выделял в тренды, это обычные бизнес-процессы в этом сегменте, над которыми все работают из года в год.
Рынок растет и очень быстро развивается. Развитые страны показывают высокую технологичность, внедряются новые подходы, которые затем меняют весь сегмент. Рынки стран постсоветского пространства до сих пор сильно недоразвиты, тут до сих пор можно успешно стартовать новые проекты, хотя конкуренция уже велика.
P.S. Приглашаю на наши авторские курсы в бизнес-школе «Digitov»: Маркетинг для интернет-магазина и Все о создании интернет-магазина — на курсе преподаю я (автор статьи) и мои коллеги, обещаю много интересной и практической информации.
P.P.S. Чтобы получать наши новые статьи раньше других или просто не пропустить новые публикации — подписывайтесь на фан страницы SECL Group: Facebook, VK, и Twitter.
Оригинал статьи: http://seclgroup.ru/article_trends_global_e-commerce_market_in_the_2015_2016.html
Автор:
Никита Семенов
Президент
Компания SECL Group