В 1912 году Георгий Седов организовал экспедицию по покорению Северного полюса. По плану должны были летом на корабле дойти до Земли Франца-Иосифа, перезимовать там, а весной двинуться к полюсу на собачьих упряжках.
Туда-обратно, приключение на шесть месяцев, осенью 1913 участники экспедиции уже должны были вернуться домой героями.
В реальности зимовать на корабле пришлось целых два раза. А попытка идти к полюсу закончилась почти сразу же — Седов в пути умер от цинги и был похоронен на одном из островов архипелага. То есть они даже не успели отойти от берега. Двое его попутчиков повернули обратно. А летом 1914 года корабль наконец-то вернулся в Россию.
Причинами провала стали неадекватное планирование, плохая организация похода и тяжёлые погодные условия.
Велико искушение назвать Седова нашим Робертом Скоттом. Действительно, в двух экспедициях можно найти много общего. А из этого общего можно делать выводы — например, с каким руководителем не стоит идти в поход или участвовать в проекте.
Если заметили такие признаки («красные флаги») — лучше отказаться. В экспедиции Седова этих красных флагов накопилось изрядно. Но если сравнивать с результатом других русских полярных экспедиций — то вышло даже неплохо. По крайней мере, седовцы смогли вернуться живыми (за минусом трёх человек).
Пройдёмся по биографии. До 1912 года поводов упрекать Седова в неадекватности не было. Карьера — на зависть каждому. Пробился во флотские офицеры из бедноты, это редкий случай.
В 13 лет он подросток из многодетной семьи бедного рыбака. Внезапно мальчик решает учиться. За два года заканчивает трехлетний курс школы, затем уходит из дома и поступает в мореходное училище в Ростове. Дальше служба в торговом флоте, потом поступил вольноопределяющимся в военный флот, дослужился до прапорщика запаса (это моложе мичмана даже).
А потом он стал готовиться сдавать курс Морского корпуса. И у него получилось — сдал экзамены экстерном и получил назначение в гидрографическое управление. Дальше было восемь лет экспедиций (включая Чукотку и Новую Землю), к 1911 году он дослужился до капитана по адмиралтейству. Женился на девушке из высшего общества.
И вот настаёт март 1912 года. Георгий Седов подаёт руководству рапорт с планом похода к Северному полюсу. Дескать, Амундсен покорил Южный, а теперь собирается на Северный — надо его опередить. А для этого отплывать нужно срочно уже в этом году.
Комиссия план не одобрила, сочла непродуманным и нереалистичным. Соответственно, денег из бюджета не выделила. Но если Седов хочет организовать частную экспедицию — пожалуйста. Даже одобрили ему отпуск на два года с сохранением содержания.
Седов не сдался — объявил о своих планах в прессе и начал собирать пожертвования. Даже удостоился аудиенции у Николая II и получил от него взнос в 10 тысяч рублей. К лету собрали сто тысяч, на них Седов стал закупать оборудование и припасы.
И вот тут кроется основная проблема экспедиции — спешка. Эмпирическое правило: сколько экспедиция продлится, столько времени желательно потратить на подготовку, не меньше. А Седова было всего несколько месяцев, ведь надо успеть выйти в море в летнюю навигацию. Если отложить старт, то придётся переносить на следующий год, а значит нарушить обещание.
В июне Седов арендовал в Архангельске судно — паровую шхуну «Святой Фока». Корабль был подходящим для полярных условий, но требовал ремонта и подготовки, а на это времени не было. Стали грузить припасы.
Часть оборудования прислали спонсоры. Например, фирма Маркони предоставила станцию беспроволочного телеграфа. Но прямо перед отплытием радисту отменили отпуск, нового найти не удалось, в результате радиостанцию оставили на берегу. Ещё спонсоры прислали рояль (фирма Шредер) и ящики с коньяком (фирма Шустова).
Из-за загруженных припасов и оборудования осталось мало места для пресной воды и топлива — угля взяли всего на 25 ходовых дней. Кто-то скажет: может не надо было рояль брать? Спорный вопрос — во-время зимовки развлечения это важный фактор (а на обратном пути через два года рояль благополучно пошёл в топку).
Ещё проблема — у Седова не было нормального завхоза, который бы отвечал за приёмку и учёт припасов. А сам он, видимо, этим не смог заниматься. В итоге эту роль пришлось на себя брать судовому врачу Кушакову, причём уже после отплытия.
«Где примусы, почему их всего два?»
«Должны быть, я вроде заказывал больше...»
Ящики с вареньем погрузили вверх ногами, в результате оно вытекло .Солонину в бочках архангельские купцы продали тухлую — а выяснилось это только во время зимовки.
Ездовые собаки были заказаны, но только 30 из них были сибирскими лайками из Тобольска. Остальные 45 — дворовые псы из Архангельска, не приспособленные к полярным условиям. Через год в живых оставалось 29 собак.
И вот интересный вопрос — кто отвечает за эти ошибки? «Седову подсунули некачественные припасы, его обманули, ему не помогли?». Или он сам обманулся, не проверил, не озаботился, не добился?
Незадолго перед стартом с корабля уволился капитан и ещё четверо членов команды. Пришлось срочно набирать новых людей. Это к вопросу, что делать, если руководитель проекта не внушает вам доверия и вы предчувствуете провал — разве у вас есть выбор? Если вы ещё на берегу — выбор есть.
А после прибытия на Новую Землю уволились ещё пятеро матросов. В Крестовой Губе было поселение, куда дважды в год заходил рейсовый пароход. Матросы остались там. По другой версии — Седов списал их на берег за профнепригодность. Там же Седов оставил письма и просьбу к комитету экспедиции прислать пароход с углём (просьба исполнена не была).
И первое важное расхождение с планом — в летнюю навигацию до Земли Франца-Иосифа кораблю дойти не удалось, помешали льды. Седов принимает решение вмерзать в лёд у Новой Земли и зимовать там (изначально планировалось построить зимовье на берегу, а корабль отправить обратно).
И началась первая зимовка — когда ещё хватало топлива, а все люди были здоровы. Жили на корабле, на льду поставили баню и обсерваторию. К берегу Новой Земли выносит много плавника, так что было чем топить печки. Экспедиция начала исследования Северного острова, тренировали езду на собаках и совершали «экскурсии». Прошли весь остров, нанесли уточнения на карты. И если бы миссией Седова было исследовать Северный остров — на этом можно было бы считать задачу экспедиции выполненной.
Наступило лето 1913, а льды всё не таяли. В июне Седов отправил капитана шхуны и четверых членов экипажа на юг (у людей уже проявились признаки цинги). Пятерка сначала тащила шлюпку по льду, а как выбрались на чистую воду — доплыли до поселения, откуда их забрал пароход. На большой земле обрадовались, что экспедиция цела, но отправить в помощь пароход с углём не сумели.
Сентябрь 1913 — поворотный момент. Судно освободилось ото льда — куда идти? Седов настаивает на первоначальном плане — плыть на север до Земли Франца-Иосифа, оттуда двигать к полюсу. Всем остальным в команде ясно, что цель утопическая, а идти нужно на юг, пока снова не встали льды.
К тому же помощь не пришла, подкрепление не прислали — угля нет, чем обогреваться зимой?
Седов приказывает идти на север. Через несколько дней подошли к мысу Флора, в южной части архипелага Франца-Иосифа. Там несколько дней разбирали постройки от предыдущих исследователей — так получили запас топлива. Отплыли дальше на север, но уже через пару дней встали на зимовку в бухте, которую назвали Тихая.
Началась вторая зимовка, без топлива и со скудным рационом. Цингой заболели почти все. В дневнике Седов бодро пишет, что они едят зелёный винегрет и консервированные фрукты — но такая еда подаётся по праздникам. В остальное время пищей служат макароны и крупы. Медвежатину тоже удаётся добыть реже, чем в первую зимовку. В каютах на потолке и стенах намерзает лёд, топят остатками снастей, потихоньку начинают разбирать переборки и внутреннюю обшивку корабля.
Зимой капитан болеет, распухли ноги. Тем не менее, он приказывает готовить полюсную партию. В феврале они стартуют: Седов и двое матросов-добровольцев, на трех нартах с 24 собаками.
В первые дни Седов шёл впереди и прокладывал дорогу. В пути он надеялся выздороветь — не выздоровел. Кроме цинги развился бронхит. Ещё несколько дней матросы шли на север, а капитан ехал лёжа на нартах, сверяя направление по компасу. И наконец, Георгий Седов умер. Матросы дотащили тело до ближайшей суши и похоронили его, заложив могилу камнями. И пошли обратно к кораблю.
На судне в это время от цинги умер механик Зандер. Остальные члены команды стали поправляться — наступала весна, появились медведи и птицы, можно стало питаться свежим мясом. Экспедиция продолжала научную работу до июля 1914 года, пока не показалась свободная вода.
Раскочегарили машину и добрались до мыса Флора (это ещё на архипелаге), с мыслью добыть ещё дров. И обнаружили там людей! Это были участники экспедиции Брусилова, единственные двое выживших.
Ещё через месяц судно добралось до Кольского берега.
Потери экспедиции: если не считать Седова, счёт равный. Двое погибли от цинги (механик Зандер во время зимовки и матрос Катарин после прибытия в Россию), но зато двоих спасли.
Если бы после первой зимовки Седов принял решение вернуться — экспедицию вообще можно было бы назвать удачной, а капитана — расчётливым и здравомыслящим руководителем. Останься он жив — спустя годы благополучно бы примкнул к числу выдающихся советских полярников. А может — стал бы одним из лидеров белого движения, кто знает?
Касательно вопроса в заголовке — были ли шансы достичь полюса. Нет, не было. Не вижу ничего зазорного, чтобы это признать. До этого не получилось у Нансена (хотя стартовал ближе к полюсу). Не получилось у итальянской экспедиции Умберто Каньи (у них была даже система промежуточных складов). У Седова не было никаких преимуществ, только шапкозакидательские настроения. Количество собак и припасов не позволило бы дойти даже в одну сторону.
Но он обещал за неудачу расплатиться своей жизнью и сдержал обещание (при этом подвергнув людей риску — дескать, возвращайтесь теперь сами, это уже не мои проблемы).
Героическая смерть это прекрасно, но вернись Георгий Седов живым, принёс бы гораздо больше пользы стране.
Культ Седова начался ещё до революции — в 1916 его имени назвали ледокольный пароход. А в советское время он оказался популярен как благодаря заслугам полярника, так и происхождению из бедноты.
Символично, что Седов причастен к вхождению Земли Франца-Иосифа в состав нашей страны. В 1914 спасательная партия на судне «Грета» искала пропавшие русские экспедиции — и капитан установил русский флаг на одном из островов. А в 1929 году уже советская экспедиция организовала полярную станцию в той самой бухте Тихая. Руководителем экспедиции был Отто Шмидт, заместителем — Владимир Визе (из седовцев), а привёз их туда героический ледокольный пароход «Георгий Седов». С этих пор архипелаг вошёл в состав СССР уже фактически.
Если бы в своё время Седов подготовился лучше, если бы перенёс старт на следующий год, то по плану на Земле Франца-Иосифа заработала бы полярная радиостанция — и присоединение архипелага к России произошло бы раньше.
На этом всё, берегите себя, ешьте больше свежих овощей и всегда берите с собой топлива с запасом.
Материалы:
1. Дневники Седова
2. П.Г. Кушаков. Два года во льдах.
(Врач Кушаков после ухода Седова был руководителем экспедиции. В книге много фактического материала, документов. При этом Кушаков не стесняется в выражениях и критикует Седова за неправильные решения. Впрочем, остальные члены экспедиции самого Кушакова недолюбливали).
3. Н.В. Пинегин. Записки полярника
Пинегин был художником, а также фотографом и КИНООПЕРАТОРОМ экспедиции. Да, из этой экспедиции есть видосики, см. фильм на ютубе:
Автор: Юрий Деточкин
Комментарии (26)
YouHim
27.11.2021 14:15-2Как можно за год заболеть цингой? Чем они питались в походе? Даже в голодовку люди умирают от голода а не от цинги.
TokarLimadze
27.11.2021 23:49При скудном питании и если пить растопленный лед, то
Цинга накрывает за 3-5 месяцев
запросто.
balu736
27.11.2021 16:11+8Работал в электроэнергетике. Однажды сильный ветер повалил в бору дерево на линию электропередачи. Место повреждения искали двое суток. Когда обнаружили, восстановили за пару часов.
Главный инженер на разборе полетов потом спрашивал: ну, почему вы сразу туда не пошли.
Так и с Седовым - по прошествии десятилетий разбирается организация экспедиции и выявляются огрехи. Скоро будут задаваться вопросом, почему не пользовались навигацией ГЛОНАС.
GeorgKDeft
27.11.2021 18:46+1Касательно вопроса в заголовке — были ли шансы достичь полюса. Нет, не было. Не вижу ничего зазорного, чтобы это признать. До этого не получилось у Нансена (хотя стартовал ближе к полюсу). Не получилось у итальянской экспедиции Умберто Каньи (у них была даже система промежуточных складов). У Седова не было никаких преимуществ, только шапкозакидательские настроения. Количество собак и припасов не позволило бы дойти даже в одну сторону.
Но он обещал за неудачу расплатиться своей жизнью и сдержал обещание (при этом подвергнув людей риску — дескать, возвращайтесь теперь сами, это уже не мои проблемы).
Героическая смерть это прекрасно, но вернись Георгий Седов живым, принёс бы гораздо больше пользы стране.
Вот никогда не понимал зачем он поперся на север... родившись на берегу теплого азовского моря.
А по поводу "возвращайтесь теперь сами"... да это аргумент в пользу альтернативной версии его гибели (Суть версии: вскоре после возвращения шхуны «Святой великомученик Фока» в Архангельск в их квартиру пришли матросы Г. Линник и А. Пустошный, сопровождавшие Г. Я. Седова. Линник и Пустошный рассказали, что они вынуждены были пойти на крайнюю меру — расчленив тело покойного начальника экспедиции, они стали скармливать его собакам, которые смогли дотащить траурную упряжку до мыса Аук острова Рудольфа. Чтобы в дальнейшем как-то оправдаться перед людьми за содеянное, матросы соорудили подобие захоронения из собранных камней, но часть их разбросали поблизости — в надежде на то, что всё это в дальнейшем даст повод тем, кто обнаружит место «захоронения» Г. Я. Седова, свалить всю вину на белых медведей). Прям русский КУК))
Left2
28.11.2021 12:23+1В школе где я учился был музей Седова - крохотный, но зато, наверное, единственный в мире - он родился в соседнем селе, которое сейчас так и называется - Седово. Фотки из статьи знакомые - они на стендах висели, я их постоянно на переменах видел.
pae174
28.11.2021 00:16-1"Ящики с вареньем погрузили вверх ногами, в результате оно вытекло". Напомнило Протон с его перевёрнутым датчиком.
MarksMan09
28.11.2021 00:54+2С удовольствием читал и смутно силился понять, где уже читал подобное ... Почему Скотт пришёл к Южному Полюсу вторым, а Амундсен предпоследним / Хабр (habr.com) И прочитанное лишний раз подтверждает - тщательная подготовка любых экспедиций всегда половина дела, а спешка и некомпетентность оплачивается кровью. Впрочем, похожее есть и в теме ИТ - на одной из конференций Ларри Эллисон(ORACLE) говорил, что 50 % проекты проваливается вне зависимости от вложенных в них времени и средств ...
Exchan-ge
28.11.2021 01:34Эмпирическое правило: сколько экспедиция продлится, столько времени желательно потратить на подготовку, не меньше
Лето 1983 года.
Весенняя проверка закончилась и в части наступил расслабон — дембеля готовились на дембель, часть солдат отправилась в отпуск ( в том числе и я).
Возвращаюсь обратно — все тихо, дембеля уехали, молодых солдат еще не прислали, численный состав на четверть меньше положенного.
И вдруг — бац, срочный приказ (лето 83, обстановка в мире сложная, ракеты средней дальности в Европе и проч) — готовность номер 1, выезжаем на полевые учения, продолжительность учений не менее 10 суток (может больше).
Грандиозный шухер по всем частям военного городка, вечером сидим в кабинах своих Уралов и ждем приказа. И, с наступлением темноты — приказ получен и наша колона начинает движение (место новой дислокации — в 350 км от части).
Добрались, развернулись, поучаствовали в процессе учений, две недели спустя вернулись обратно, без потерь :)
Это все к тому, что при должной организации — процесс сборов, даже внезапный, с ограниченным числом задействованных людей — не должен занимать слишком много времени.
А ведь Седов был офицером, человеком военным…Pavel1114
28.11.2021 06:01+1Тут наверно разница в том что Седов до этого не имел опыта подготовки такой сложной экспедиции
Exchan-ge
28.11.2021 13:52Тут наверно разница в том что Седов до этого не имел опыта подготовки такой сложной экспедиции
«Трудно с тремя, а когда трёх научишься организовывать, дальше число уже не имеет значения» (с) МСНВ
«Направлен в гидрографическую экспедицию Северного Ледовитого океана, проводившую в 1902 году изучение района острова Вайгач, а также гидрографические работы в устье реки Кары и около Новой Земли. Выполнял обязанности помощника начальника гидрографической экспедиции.
В 1903 году выполнял обязанности помощника начальника экспедиции уже под руководством Ф. К. Дриженко по описанию Карского моря. В этом же году в Архангельске Седов встретил судно «Америка» и познакомился с его капитаном Энтони Фиала, который готовился к экспедиции на Северный полюс, что впоследствии подтолкнуло Г. Я. Седова к организации собственной экспедиции.
Во время русско-японской войны Седов служил в соединении миноносок Сибирской военной флотилии. Первоначально был назначен ревизором миноноски № 17, затем ревизором соединения и командиром миноноски № 48.
В 1905 году Георгий Яковлевич был назначен помощником лоцмейстера Николаевской-на-Амуре крепости. В 1906 году под руководством Седова были проведены лоцмейстерские работы по улучшению условий судоходства на Амуре. В 1906 и 1907 годах в газете «Уссурийская жизнь» он опубликовал статьи «Северный океанский путь» и «Значение Северного океанского пути для России», где обосновывал дальнейшее освоение Северного морского пути.
В 1908 году Седов в чине штабс-капитана направлен в экспедицию Каспийского моря Ф. К. Дриженко, где выполнял обязанности помощника начальника экспедиции и проводил рекогносцировочные работы для составления новых навигационных карт
С 3 марта по 15 декабря 1909 года Седов участвовал в Чукотской экспедиции И. П. Толмачева, в ходе которой руководил партией, исследовавшей устье реки Колымы и морских подходов к ней. Экспедиция получила высокую оценку, Седов избран действительным членом Русского географического и Русского астрономического обществ.
21 июля 1910 года на пароходе «Великая княгиня Ольга Константиновна» Седов во главе гидрографической экспедиции отправился к Новой Земле, где подробно картографировал и гидрографировал Крестовую губу, на берегу которой недавно был заложен Ольгинский посёлок.
В 1911 году Георгий Яковлевич вновь был направлен на Каспий для работы над картами и лоцией Каспийского моря. Осенью, по возвращении из экспедиции, получил чин капитана.»
Т.е. у Седова был большой практический опыт, в том числе и организационной работы.Pavel1114
28.11.2021 14:14Да, похоже я не прав. Но я больше хотел указать на то, что сравнивать военные учения с экспедицией на северный полюс как не правильно
Exchan-ge
28.11.2021 14:45сравнивать военные учения с экспедицией на северный полюс как не правильно
Напротив, это весьма близко по сути.
Выезд на учения=обеспечение людей питанием, жильем, отоплением и лечением.
Плюс обеспечение работоспособности самой техники (а следовательно — и возможности ее оперативного ремонта в полевых условиях).
Плюс топливо для работы собственно установок (для передвижных электростанций, на тот момент — 93 бензин)
Плюс транспорт и его техническое состояние, плюс топливо для транспорта (уже 76 бензин), плюс солярка для работы отопителей станций.
Плюс необходимость срочного перераспределения личного состава — кто-то должен остаться в части, нести караульную службу и стоять в наряде. При том, что людей катастрофически не хватает (мне, например, пришлось дополнительно выполнять функции уличного регулировщика на ночных улицах довольно крупного города. При том, что делать это пришлось впервые в жизни:)
И весь процесс подготовки крайне ограничен по времени — он продолжался с 8 до 20 часов. Только одна заправка техники заняла несколько часов.
Естественно, множество задач пришлось решать параллельно.
Включая и совершенно незапланированные — например, когда выяснилось, что на нашем складе ГСМ начисто отсутствует солярка, мне лично пришлось отлавливать солдат и организовывать ручную доставку солярки в канистрах из соседней части.
(отлавливать — так как каждый боец к тому времени получил минимум по пять разных приказов («бегом!») от начальства всех уровней :)
Кстати, полученный опыт позволил мне в последующий гражданской жизни спланировать и провести восемь крупных ремонтов, включая и четыре капитальных :)
Areek
28.11.2021 10:39Зимой капитан болеет, распухли ноги. Тем не менее, он приказывает готовить полюсную партию. В феврале они стартуют: Седов и двое матросов-добровольцев…
Матросы дотащили тело до ближайшей суши и похоронили его, заложив могилу камнями. И пошли обратно к кораблю…
Но он обещал за неудачу расплатиться своей жизнью и сдержал обещание...
Я, наверное, слишком циничен, но мне почему-то кажется, что умереть он мог вовсе не естественной смертью.
iberisoft
28.11.2021 21:32Собственно, факт невозможности добраться тогда до СП доказало время. Из Википедии:
Первой экспедицией, добравшейся до полюса без внешней поддержки (то есть без сбрасываемых с самолёта или вертолёта припасов), стала Международная полярная экспедиция Уилла Стигера в 1986 году.
NadezhdaBaranova
28.11.2021 23:54+1Да, достаточно сравнить уровень подготовки с экспедицией Нансена на Фраме и говорить становится не о чем: бардак, безумие и гибель. А Нансен вернулся аж в 1896! С полным, заметим, успехом, живой-здоровой командой и огромным научным материалом.
Книжка Нансена потрясаюшая, если бы все проекты готовились так основательно! Вместо рояля, например, спонсоры выдали им ветряной генератор, и полярная ночь освешалась электричеством! В 1894-1895 гг!
В обшем, западный прагматизм победил русскую духовность.
907
29.11.2021 09:29Как ни крути, а раздолбайство у нас , русских , неискоренимо... Ну кто мешал проверить качество солонины ? Любому матросу из числа участников экспедиции поручили бы проверить , и он бы сразу обнаружил что солонина с душком...
teecat
04.12.2021 10:37А то.
Благодаря преступной затяжке и дезорганизации доставки грузов (вина управления снабжения) ледокол «Красин» и морские суда экспедиции вышли из Архангельска с двухнедельным опозданием (8 августа). По условиям Арктики это обстоятельство в сочетании с прочими отрицательными явлениями в пути (частные аварии пароходов, отвлечение ледокола на помощь другим судам), оказало решающее влияние на исход экспедиции. Уверенность, что придется зимовать, создалась у участников экспедиции еще в начале похода.
Хаотическая погрузка грузов на пароходы в Архангельске (без документов, в битой таре, со следами хищений, в беспорядке: пакля, спиртные напитки, 20 баллонов с водородом были погружены в один трюм парохода «Сталин» вместе с продуктами и оборудованием для полярных станций) и отсутствие надзора за их сохранностью в пути привели к пожару на пароходе «Сталин». Огнем и водою уничтожено до 400 т ценных грузов.
И далее и далее1. Пребывание Ландина в Красноярске и весь путь мотобота «Гыдоямо» до Диксона (место встречи с «Белухой») характеризовалось разнузданным пьянством и оргиями, во время которых:
а) в Красноярске в гостинице проституткам сплавлялся экспедиционный шоколад и пр., младший состав устраивал попойки в местном притоне «Дыра»;
б) по пути на о. Диксон в результате безудержного пьянства бот неоднократно садился на мель. Командный состав бота в лице Ландина, капитана Потапова, боцмана Некрюхина и журналиста «Известий ЦИК и ВЦИК» Врио в пьяном виде заставляли рулевого водить «Гидоямо» вокруг «Сталинца». В результате бот прибыл на о. Диксон с угрожающей течью.
На о. Диксон пьяный разгул продолжался. Он привел к тому, что в ночь на 17 августа на боте возник пожар, во время которого экипаж бота был пьян настолько, что не мог разобраться в происходящем. Катастрофа была предотвращена (на борту судна находились взрывчатые вещества и горючая смесь) и пожар был локализован командой бота «Сталинец». Лишь после этого сократилось потребление спирта.
Рекомендую
Exchan-ge
29.11.2021 11:58+1Как ни крути, а раздолбайство у нас, русских, неискоренимо…
У Джека Лондона есть замечательный рассказ — «Тысяча дюжин».
Как раз в тему…
Dekmabot
Согласен, человеческая жизнь ценнее, однако многие великие открытия держались на вере и духе лидера, потому и свершились. Или не свершились. Осуждать сейчас глупо, но выводы сделать можно.
funca
Согласен. Мотивы и поступки нужно рассматривать в историческом контексте и системе ценностей того времени. Дать слово, сдержать или погибнуть это считалось достойным. Седов был по жизни довольно крутым парнем и остался в истории героем.
С точки зрения современного проджект менеджмента, где прочно укоренились принципы Agile, все это может выглядеть нелепо, как ресурсы на ветер. Такая точка зрения тоже имеет право на жизнь. Купеческая этика поменялась не сильно.
Sergey-Aleksandrovich
А если человек принял решение, пусть даже и ценой своей жизни, но добиться поставленной цели, выполнить задачу - будете его спасть (т.е. препятствовать достижению цели, выполнению задачи)?