Этой осенью Самат Галимов пригласил меня в свой подкаст «Запуск завтра», и мы очень продуктивно поговорили о сложностях, с которыми сталкиваются ребята из IT при взаимодействии внутри команды, с руководством и бизнесом. В этой статье я постаралась коснуться основных тем нашего разговора.

Как выжить в среде программистов

Как бы мне ни хотелось, не получится избежать слова «токсичный». Потому что программистская тусовка всё ещё остаётся такой. В ней много обесценивания и искусственной патриархальности, и эту культуру поддерживают люди, которые сами от неё настрадались, пока росли в IT-сфере.

Юмор внутри команды перетекает в троллинг, а троллинг – в травлю. Всё начинается с неумения давать обратную связь. Неловко сказать, что коллега сделал неправильно, я пытаюсь это с шуткой подать, коллеге будто бы должно быть легче от этого. Кто-то засмеялся над шуткой, и моё эго воспламенилось: меня заметили! Что если я ещё раз так пошучу? А тот, против кого шутка направлена, страдает.

А переход в травлю – это когда я игнорирую, что человек страдает от того, как я с ним обращаюсь. Или я это вижу и говорю: «Индустрия вся такая, давай, терпи».

Перестать себя так вести – большая работа. Нужно развивать эмоциональный интеллект, эмпатию. Запрашивать обратную связь. Токсичный человек не задумывается о том, что кому-то делает плохо. Возможно, ему никто не говорил об этом. Тимлид и команда боялись сказать, что с ним некомфортно.

Если член моей команды не реагирует на мою обратную связь, то хорошо бы обратиться к тимлиду. А если это сам тимлид, если это сам руководитель, если это вообще компания такая? Тогда я себя спрашиваю: «А зачем я здесь?» Возвращаю себя на первое место. 

Если ты начинающий и становишься объектом шуточек, нужно понять: ты имеешь право выбирать, как с тобой обращаться, сказать: «Со мной так нельзя». Это может быть трудно и страшно, и придется с этими страхами встретиться.

Начинающего может ранить любая критика. Но есть разница: получить ее в формате «кое-что надо доделать, но ты хорошо постарался» или «ты все сделал плохо». Эмоциональное воздействие обратной связи может быть таким, что я не смогу работать. Или начну работать по 17 часов в день, чтобы стать лучшим разработчиком, которому не будут такое говорить.

Как не перерабатывать

Переработки появляются, когда в жизни нет ничего, кроме работы. Человек, который хорошо себя чувствует, работая 17 часов в день, может не считать, что перерабатывает.

И если я тот самый человек, то я себя спрашиваю: а как оно мне? Эти 17 часов связаны с тем, что мне здесь хорошо, или с тем, что я одинок, что мне страшно начать жить? Что я не знаю себя, не знаю, что мне нравится? И тогда удобно ничего не менять.

Если ты руководитель, ты не можешь взять на себя ответственность за такого сотрудника. Ты можешь создавать качественные условия труда и регулярно с ним встречаться на one-to-one и спрашивать: «Как ты себя чувствуешь? Я обратил внимание, что ты работаешь 17 часов в день, тебе как оно? Ты что-то не успеваешь?» Не нарушая границы, конечно.

Но выбор будет за ним. Потому что ответственность – это фундаментальная история про взросление. А взрослеть страшно и сложно, ведь если я беру ответственность за свою жизнь, то я и решаю, где и сколько часов работать. Если я ответственно посмотрю на переработки, то увижу: в моей жизни нет партнера, друзей, интересов – ничего нет, кроме работы. Я не создал ни одной устойчивой взаимосвязи.

Пока я говорю, что перерабатываю, потому что у нас много задач, меня руководитель попросил, команда сказала, что без меня не справится, я передаю ответственность за это решение другим людям. И мне как будто безопасно, можно дальше так и продолжать.

Но если я признаю, что сам ни с кем не познакомился, забил на свои увлечения, то мне придется что-то делать. И я, возможно, обнаружу, что я не умею ни с кем разговаривать, что я не уверен в себе. Обнаружу, что кому-то не нравлюсь. Что в новых отношениях я могу быть отвергнут. Это страшно.

И чтобы в эту точку не смотреть, я говорю: «Не, ну так складывается, потому что компания меня заставляет перерабатывать».

Может ли классный программист быть классным тимлидом

Спроси себя: мне вообще откликается быть руководителем? Или мне просто кажется, что там прикольно и больше денег? Смогу ли я нести ответственность за решения, которые мне не нравятся, но необходимы бизнесу? Смогу организовать команду так, чтобы она чувствовала причастность даже к нудным задачам?

Пойми, какие у тебя отношения с оценкой. Как я воспринимаю, когда меня оценивают, могу ли оценивать других? Если мне страшно, что меня покритиковали, или я не умею воспринимать похвалу, то велика вероятность, что я все время буду только критиковать. Обращаю ли я внимание на точки роста, на то, что мешает работать? Я в состоянии  выдержать, если кто-то в команде скажет: «Да ты там ничего не делаешь, YouTube целый день смотришь»?

Для выбора руководителя в команду я рекомендую привлечь внешнего специалиста – провайдера, ментора, чтобы уйти от субъективной оценки. И попросить его провести собеседование с тем, кого ты видишь будущим тимлидом. Важно понимать, кого ты ищешь, составить описание и соотнести с ним полученную оценку.

Должен ли тимлид быть классным программистом

Есть много примеров, когда хороший программист становился плохим менеджером. В компании думают: раз ты в этом хорош, то и здесь справишься. Я считаю, тимлиду нужно фокусироваться на освоении менеджерских навыков.

Да, какая-то база будет полезна, чтобы глазами совсем уж не хлопать при разговоре с командой. Но если считаешь, что нужно быть и технически сильным специалистом, значит, есть опасение, что иначе команда не воспримет всерьёз. Это не так. Можно завоевать авторитет качественной постановкой задач технарю, который в этом разбирается.

Бывает, технический специалист уверенно себя видит на позиции тимлида, потому что у него есть мотивация на власть, и он ее пытается реализовать. Он хочет не организовывать эффективные условия труда, а заполучить лидерство в команде и чувствовать себя самым важным. И нужно изучать, что человеком движет, что он хочет получить, что готов отдавать. В обратной связи кандидата на тимлида важно услышать, что он готов к взаимообмену. А если слышим только «я сделаю», «я стану», «я смогу», то это больше про власть и в меньшей степени про внутрикомандную реализацию. 

Как просить о большем

Это сложно не только ребятам из IT. Просить денег "стыдно", "зарабатывать деньги стыдно". Тебе вменяют чувство вины за то, что твоя индустрия успешна. И чтобы не быть в этом чувстве, ты не подсвечиваешь эти вопросы.

Тут и культурный аспект, и рынок не совсем зрелый; мы все еще заработную плату формируем, только глядя на конкурентов. Часто компания говорит: не будем озвучивать цифру, послушаем, какую кандидат назовет. Вдруг мы это не можем предложить. Но тогда и звать его не надо. Вы его сейчас уговорите на меньшие деньги, но потребности его никуда не денутся. В итоге больше потеряете.

И кандидаты то же самое делают. Вдруг я скажу сумму меньшую, чем они мне могли бы заплатить. Говори столько, сколько ты чувствуешь и знаешь, что ты стоишь. А чтобы понять, сколько ты стоишь, оцени рынок. Если самому сложно, сходи в хорошие кадровые агентства, в компании, к менторам.

Я не рекомендую спрашивать, что тебе сделать, чтобы получить больше. Нужно иметь ответ внутри. Когда ты сам себя оценил, то видишь, на что можешь претендовать. Понимать, сколько ты стоишь, – классная прививка от манипуляций. И не надо ничего фантазировать.

Что делать с синдромом самозванца

Важно понимать: он бывает у всех. Нам сложно объективно оценить себя. Тебе говорят, что ты хороший, а тебе сложно это присвоить. Ты думаешь, что они ошибаются. Собери наибольшее количество объективной обратной связи, оценки твоего уровня как специалиста. Именно метрики, данные, что тебе наращивать, а что уже хорошо.

Второй путь – спросить себя: почему я считаю этих людей некомпетентными? Обычный ответ на это: я так не считаю. Почему же я не доверяю их мнению?

Вот и подсветились твои отношения с другим человеком. Умеешь доверять или дистанцируешься, выстраиваешь границу, говоришь: нет, он меня не знает, не понимает. Так что же, он хороший, или он не знает, не понимает? Такая беседа с собой – профилактика синдрома самозванца.

Как конфликтовать

Убери из своего резюме слово «неконфликтный». Руководителю нужно уметь конфликтовать и управлять конфликтами. Конфликт – это не когда все друг на друга орут и ненавидят, это противостояние двух мнений, в котором присутствует негативные эмоции. Когда ты не согласен с чьей-то позицией, ты все стороны оценил? Мы не всегда знаем, какова цель и ценность той или иной задачи.

Или у нас романтические фантазии про лучший продукт, необходимый пользователям. Забываем, что компания делает продукты, чтобы зарабатывать деньги. Классика: выпустить продукт качественно или выпустить быстро, но с костылями. Часто бизнес идет по второму пути, думая о материальной составляющей. А разработчик часто про эту составляющую забывает.

Как давать честный фидбэк и не быть токсичным? Подготовься, обоснуй, будь контактен своей обратной связью, дай человеку что-то сказать в ответ, будь готов его услышать. Тогда твоя позиция – про отношения: я готов тебя выслушать, узнать, почему так.

Еще важный вопрос к себе: а человеку действительно надо услышать мою обратную связь? У меня что-то болит, так может, мне нужно на себе сфокусироваться, почему у меня это болит?

А если я интроверт

В IT-индустрии много интровертов. Позиция разработчика мифически представляется как вакансия, с которой нет коммуникации. Это не так.

Но интроверсия не имеет отношения к неумению коммуницировать. Интроверт может быть восхитительным спикером, душой команды. Ему просто нужно больше ресурсов на восстановление. Отсюда вопрос: я не умею разговаривать или не хочу уметь? Мне удобно сказать, что я интроверт, поэтому не умею. Люди в IT часто обосновывают это своим темпераментом.

Но если нас не научили, что делать?

Моё любимое упражнение – почитать русскую классику. Вслух, с интонацией. Возьми Куприна, Бунина, где много эмоциональной окраски, где чувства описываются. И твой вокабуляр, и твой речевой аппарат, и твои чувства – всё здесь. Ребята из IT зачастую ненавидит это упражнение. Оно бесит неимоверно. Но помогает восхитительно. Другое упражнение – то, что мы в школе не любили: заучивание стихов.

Ну, и невозможно научиться коммуникации, не начав коммуницировать. Разговаривай с людьми. На one-to-one, на митапе, в кафешке. Бармену задай чуть больше, чем один вопрос. Чуть-чуть говорить, раз за разом. Это мои любимые фундаментальные упражнения. 

Более подробно мои мысли раскрыты в подкасте, который так мастерски ведет Самат.
Надеюсь, что статья с краткой выжимкой будет для вас не менее полезна!

Берегите себя!

Комментарии (7)


  1. t13s
    13.12.2021 11:40
    +3

    Наверное, в статье есть много интересных, полезных и здравых мыслей.

    Но вот это вот "юмор внутри команды перетекает в троллинг, а троллинг – в травлю" в самом начале отбивает всякое желание читать дальше.
    Извините, но это самое что ни на есть классическое "Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст".

    Да, для того, чтобы не обидеться на едкую шутку, нужен мозг. Но, вроде, у индивидов, идентифицирующих себя программистами, он должен в каком-то количестве присутствовать.

    И давайте не забывать Стругацких: "Саваоф Баалович стал всемогущ. Он мог всё. И он ничего не мог. Потому что граничным условием уравнения Совершенства оказалось требование, чтобы чудо не причиняло никому вреда. Никакому разумному существу. Ни на Земле, ни в иной части Вселенной. А такого чуда никто, даже сам Саваоф Баалович, представить себе не мог."


    1. InstaHeat
      13.12.2021 12:56

      Согласен. Нормальную идею испортила подача и очень странная однобокая идеология. Зато натолкнуло на идею написать статью о некоторых вопросах психологии


      1. dolovar
        13.12.2021 13:23
        +2

        Какую из идей? В данной статье винегрет из очень разных, причем не связанных друг с другом постулатов, опирающихся на нечеткие термины и фактоиды с бесполезными выводами «нужно» и «учитесь». Практически каждый абзац спорный. Заголовок «Психология в IT» выглядит иронично — именно таков уровень психологии в околоайтишных сферах, да, здесь разнокалиберные «популяризаторы» раз за разом повторяют и перемешивают популярные точки зрения и рецепты. Инженерный и системный подходы даже рядом не стоят, но выглядит мотивирующе, поэтому народу нравится.


        1. InstaHeat
          13.12.2021 17:38

          свою, и одну. просто на мысль натолкнули)


  1. Shaz
    13.12.2021 13:17
    +5

    Самое токсичное в IT это постоянные обвинения в токсичности, патриархальности и тд.

    Давайте, соберите компанию своей мечты без вот этого всего, покажите результаты.

    А то пока только навешивание ярлыков и завуалированные оскорбления комьюнити.


    1. iiopy4uk_mck
      13.12.2021 17:28

      Опять же определить манеру общения в коллективе можно за месяц наверняка, и сделать соответствующие выводы о том, как в нее вливаешься, и что лично тебе с этим делать.


  1. third112
    13.12.2021 23:31

    Читаем в Гугле:


    Team Leader
    Название должности
    Переведено с английского языка.-Лидер группы — это человек, который обеспечивает руководство, инструктаж, направление и лидерство для группы лиц с целью достижения ключевого результата или группы согласованных результатов. Руководитель группы отслеживает количественные и качественные достижения команды и сообщает о результатах руководителю.

    ИМХО тимлид часто путают с админом. Последний должен решать вопросы найма, увольнения, поощрения ("отгулы за прогулы":), наказывать за задержку отчета, принимать больничные, утверждать требования на аппаратуру и карандаши, разруливать конфликты, общаться с заказчиком и т.д. У одной группы — один тимлид, а админ может руководить несколькими группами с совершенно разными задачами.