Четырёхсотметровый контейнеровоз Maersk класса Triple-E перевозит 18 тысяч контейнеров на 11 тысяч морских миль между Европой и Азией, а вся его команда легко поместится в московской маршрутке

Как бывший морской архитектор, а ныне консультант по маркетингу стартапов, уверенно вам скажу: если команда из тринадцати человек способна без поломок провести через полмира самый большой на планете контейнеровоз, то нет вообще никаких невыполнимых задач для маленького стартапа.

В простых системах меньше даунтайм.

На кораблях максимально простые системы. До боли понятные интерфейсы. Всё многократно дублируется. Если систему легко понять и ей легко управлять, то будет легко и чинить, что уменьшает время простоев. Это очень важное качество для корабля, где «даунтайм» может означать аварию за тысячу километров от ближайшей помощи.

К примеру, система управления. Металлические стержни двигают руль влево или вправо. Сами стержни работают под действием гидравлического давления. Давление контролируется гидравлическим насосом. Насос управляется электронным сигналом из рулевой рубки. Сигнал управляется автопилотом. Не нужно быть физиком-ядерщиком или морским архитектором, чтобы понять причину и найти решение любой проблемы:

  • Если не работает автопилот, управляем судном вручную из рулевой рубки.
  • Если не проходят электронные сигналы, переходим на ручное управление насосом, подавая команды на мостик по аналоговому телефону с питанием от голоса (то есть без внешнего источника питания; здесь микрофонный преобразователь преобразует звуковое давление голоса в ток, который преобразуется обратно в звук на стороне приёмника).
  • Если отказала гидравлика, используем аварийный руль с механической связью.
  • Если не работает механическая связь, зацепим руль цепью и просто потянем в нужном направлении!



Как и корабли, стартапы не могут позволить себе даунтайм. Длительные простои в системах продаж, маркетинга, бэкенда, поддержки клиентов, найма, поддержки продукта нанесут непоправимый ущерб на старте, когда у нас экспоненциальный рост каждый день по всем показателям.

(Хотя на современных судах многие системы автоматизированы, это сокращает только время выполнения действий, но не количество времени для контроля этих систем. Судовые пропульсивные и вспомогательные системы сегодня просты как никогда, благодаря современным дизельным и электрическим двигателям, которые заменили паровые установки с трубами).

Почему простота уменьшает время простоя


1. Быстрое обучение


Если ответственный за систему сотрудник уволился, выпал за борт, попал под автобус или ушёл на другой проект, коллега возьмёт на себя его обязанности без особого обучения или подготовки. Это означает, что больше людей могут подключиться к решению проблем и устранению неполадок. То есть у нас становится больше профессионалов.

Например, аналитическая панель Tableau работает проще, чем панель на множестве пользовательских скриптов и API. Соответственно, решить проблему в ней способно большее количество сотрудников. Никто не будет отрывать высококвалифицированных аналитиков, дата-сайентистов или программистов, чтобы исправить простенькую гистограмму.

2. Быстрое устранение неполадок


Если поведение каждого компонента и их связи между собой полностью ясны, то становятся интуитивно понятны первопричины любой неисправности, тупо методом исключения.

Например, если у компании на сайте много документов PDF для скачивания, и все они закрыты общей формой (а не отдельными), то в случае сбоя загрузки потребуется устранить неполадки только в одной форме и одном рабочем процессе автоматизации.



3. Больше альтернативных решений


Если в системе у каждой части чёткая функция, то легче найти альтернативные решения.

Например, процесс Salesforce использует мешанину из автоматизации и сторонних инструментов для оценки, фильтрации, классификации, назначения новых лидов (потенциальных новых клиентов). Если процесс выйдет из строя, то очевидной замены нет. Всё остановится, пока процесс исправят или заменят аналогичным сложным решением.

Теперь представьте процесс, в котором отдел продаж просто получает уведомление о каждом новом лиде вместе с соответствующими деталями для принятия решения, продолжать ли работу с этим лидом. Если уведомления Salesforce перестали работать, легко придумать сотню других способов донести эту информацию до отдела продаж: отчёты, уведомления в Slack, экспорт списков, ручной мониторинг или Zapier для отправки оповещений практически по любым каналам. Время простоя продлится максимум несколько минут.



История стартапа


У одного моего клиента в устаревшей платформе автоматизации маркетинга Marketo за несколько лет накопилось 629 процессов. Когда что-то ломалось или требовало доработки, то среди полутора сотен сотрудников все искали одного-единственного компетентного парня. На устранение каждой проблемы уходило несколько дней или недель, а маркетинговые кампании простаивали. И с каждым патчем система только усложнялась.



Когда тот парень уволился, управлять системой стало некому. Каждую неделю возникали новые проблемы. Мы не успевали их устранять.

Чтобы не допустить остановки работы, я поспешил перевести компанию с Marketo на более простую платформу HubSpot.

Переход занял всего неделю. Однако по пути мне на глаза попалась ещё одна сложная система — Salesforce. Там был десяток автоматизированных процессов с более чем сотней комбинированных операций, и все они зависели от различных тонко рассчитанных по времени автоматизаций в Marketo. На понимание и интеграцию этих процессов в новую маркетинговую платформу ушло две недели — вдвое больше, чем на миграцию.



В целом, две эти сложные системы (Marketo и Salesforce) вызвали шесть недель простоя отдела маркетинга и три недели отдела продаж. Чтобы полностью оценить ущерб, добавьте многие недели простоя за последние несколько лет и многие недели в будущем.

Я внедрил новую систему с 20 процессами вместо 629, которая обеспечивала все те же возможности. Когда через несколько дней нашли баг, его исправили за четыре минуты.

Этот опыт заставил меня задуматься о принципах работы стартапов, чтобы избежать ловушек сложных систем.

Принципы простых систем


Апгрейд системы и миграция дорого обходятся, даже если долгосрочные преимущества того стоят. У многих стартапов, как у кораблей, нет времени и ресурсов для капремонта.

Вот три принципа, которым я следую при оценке или внедрении новых систем:

  • Фичи — не оправдание для сложности. Что хорошего в навороченной системе управления полётом, если она выводит из строя все самолёты? Или в корпоративной маркетинговой платформе типа Marketo, если после сбоя никто не может провести маркетинговую кампанию? Выбирайте простые инструменты, а не максимальную функциональность. Я часто рекомендую стартапам в качестве маркетинговой платформы HubSpot вместо Marketo, Eloqua или Pardot.
  • Сложные идеи ведут к сложным реализациям. Если на объяснение или понимание идеи уходит много времени, то и реализация будет сложной. А когда что-то неизбежно сломается, потребуется слишком много времени на исправление. Например, если презентация нового процесса продаж заняла целый час, то его поддержка станет кошмаром, каким бы умным процесс ни казался.
  • Лучше исправить, чем добавить. Когда появляются новые требования, возникает искушение добавлять слои поверх существующей системы — дополнительные шаги или интеграции. Вместо этого посмотрите, можно ли изменить ядро системы, чтобы она соответствовала новым требованиям. Поначалу изменения могут вызвать (запланированные) простои, как в моём примере миграции с Marketo на HubSpot, но в долгосрочной перспективе (незапланированный) даунтайм будет меньше.

Лёгкое плавание


«… Чем проще вещь, тем труднее её испортить и тем легче её исправить, когда она испорчена». — Томас Пейн, «Здравый смысл», 1776 г.

Конечно, во время путешествия в стартапе всё будет ломаться, как и на корабле, пересекающем земной шар. Но если бортовые системы просты и понятны, то стартап не бросят беспомощно дрейфовать посреди океана.

Комментарии (12)


  1. zVadim
    27.12.2021 08:58
    +9

    Размер контейнеровоза впечатляет, но "размер" ≠ "сложность". Полагаю, что в обязанности команды входит только управление, а не обслуживание агрегатов. Этим занимаются специально обученные люди у берега. Разумеется, такая ответственная система спроектирована с дублированием всего, что только можно, и проработаны инструкции по действию команды при всяческих отказах. Более того, плавания могут занимать несколько дней, а людям свойственно спать. Скорее всего, из этих тринадцати человек, 1 - капитан, и 3 смены по четыре человека, т.е. одновременно работают всего 5 человек.

    А теперь, представьте круизный лайнер того же масштаба на N-тыс. человек на борту. Сразу становится понятно, что 13 человек там не справятся. Вывод (неправильный): лайнер - сложная система, значит строим контейнеровозы. Но если присмотреться к лайнеру, то огромная команда занимается обслуживанием потребностей ̶г̶р̶у̶з̶а̶ людей. Именно управлением занимаются всё те же 13 человек.

    Это же применимо к программным системам. Разумееется, если можно сделать что-то просто или сложно, то лучше просто


    1. jMas
      27.12.2021 09:53

      Обслуживанием груза клиентов занимается саппорт. Аналогия с кораблём отличная.


      1. zVadim
        27.12.2021 14:12

        Мне видится посыл статьи в том, что если вы стартап, то делайте все как можно проще, иначе маленькой командой не вытяните своё творение. И это верно.

        Но сравнение спорное. Если контейнеровоз является аналогией программной системы, то аналогией команды должны быть менеджеры, руководители и др. её пользователи, но никак не программисты. Служба порта, осуществляющая регулярное плановое обслуживание - это админы. А программисты сидят на судостроительной верфи, и их там много больше тринадцати.

        Другое дело, что в стартапах один человек может быть и программист, и админ, и саппорт в одном лице.


  1. kasiopei
    27.12.2021 10:04
    +2

    У кораблестроение большая история. Большинство кораблей имеет типовую архитектуру. В училищах учат типовых специалистов.... Стартап это что-то новое. Вам вначале надо этот корабль создать, наладить, запустить.


    1. AlexSpaizNet
      27.12.2021 10:42
      +5

      А еще при построении кораблей нет продукт манагеров которые вдруг решают что теперь для бизнеса им нужны летающие контейнеровозы, а для очень важных клиентов чтобы еще и в космос мог залетать на пол шишечки =))


      1. yukon39
        27.12.2021 18:05

        Ой ли?

        Корабль «Васа» должен был стать главным боевым кораблем шведского флота...

        habr.com/ru/company/itsumma/blog/336398


  1. SwingoPingo
    27.12.2021 11:01
    +6

    В чем практический смысл этой статьи применительно к реальным стартапам? Какое отношение корабли, тысячный раз делающие один и тот же маршрут преимущетвенно на автопилоте имеют к венчурному инвестированию? Если хотите аналогий с кораблями, сравните с тем же Куком, Колумбом, Магеланом. Для начала Вы не сможете механику гарантировать что машинное масло будет доступно через тысячу миль, а коку - что будет пресная вода. И что Ваши контейнеры кому то вообще окажутся нужны на том берегу. Согласитесь ситуация заиграла новыми оттенками и возникли вопросы поважнее чем оптимизация сложных процессов.


  1. MentalBlood
    27.12.2021 11:15
    +3

    Сложные идеи ведут к сложным реализациям

    Это еще ладно, иногда даже простые идеи реализуют сложно )


  1. ivangermes
    27.12.2021 17:54
    +3

    Меня по этой причине весьма напрягает хайп по Kubernetes.
    Если что-то идет не так, там очень сложно понять, что происходит.


    1. ciuafm
      27.12.2021 19:41
      +1

      Если в Kubernetes что то идёт не так и вы не можете понять, что происходит, это значит что вы не поставили и не настроили эластик+кибану+графану ????.

      Сам ненавижу вот это все...


  1. 5oclock
    28.12.2021 08:49

    Если систему легко понять и ей легко управлять, то будет легко и чинить

    "Это не есть факт, месье Дюк".

    За интерфейсом (пользователя или программным - раз уж мы тут многие программисты) может скрываться очень сложная система, возможно недоступная даже для понимания пользователем этого интерфейса, не говоря уже о ремонте.


  1. Nehc
    28.12.2021 11:46

    >>> Как бывший морской архитектор, а ныне консультант по маркетингу стартапов, уверенно вам скажу

    Мне одному такая «Экспертиза» кажется как минимум сомнительной? ;)