Мы в Playrix с 2015 года перешли на систему, когда сотрудники могут сами выбирать, где им удобнее работать — в офисе или удаленно. В 2020 году на дистанционную работу перешли все, уже имеющийся успешный опыт работы с удаленными сотрудниками стал для нас огромным преимуществом. 

В этой статье мы расскажем, как организовать удаленную техподдержку и обеспечить пользователей ИТ-оборудованием в 130 городах мира — от Владивостока в России до Сантьяго в Чили.

Обеспечение техникой

Каждый новый сотрудник компании в первый день работы получает полностью оснащенное необходимым оборудованием рабочее место — это может быть системный блок или ноутбук и вся необходимая для работы периферия. Если сотрудник работает удаленно, мы готовим и отправляем комплект оборудования на домашний адрес, если нет — рабочее место будет ждать его в офисе.А вот так выглядит наш офис и типовые рабочие места в open space:

При выборе конфигурации мы ориентируемся на стандарт компании, чтобы характеристики оборудования отвечали всем требованиям проекта, должности и задач сотрудника.

Стандарт поддерживаем в актуальном состоянии, регулярно обновляя, добавляя новое и исследуя новинки рынка. Кроме того, наша команда постоянно работает с вендорами оборудования и перед выбором конкретной модели получает новинки на тестирование.

Приведу для примера наш минимальный комплект, который мы предлагаем любому новичку:

  • два монитора с диагональю 24” или 27”; 

  • ноутбук или системный блок ( i5-i7 не ниже 8-го поколения, 16 Гб оперативной памяти, SSD 512 ГБ) либо аналогичный по производительности MacBook. Как правило, поколение процессоров меняем сразу после их выхода на рынок, тут указана самая низкая актуальная версия процессора, используемая в компании, минимальный объем ОП и SSD;

  • офисный ИБП;

  • комплект клавиатура+мышь;

  • веб-камера;

  • гарнитура;

  • кабели, зарядные устройства, подставки и т. д. опционально:

  • графический планшет;

  • смартфон или планшет для отсмотра билдов.

Стандартный день нашего админа начинается примерно так, готовим оборудование для отправки:

Как говорилось в одном известном фильме, «кодекс — это просто свод указаний, а не жестких законов», так и у нас стандарт оборудования — это только ориентир. Не всегда на старте работы сотрудник знает, какое оборудование может ему понадобиться. Поэтому как только появляется потребность в чем-то дополнительном или сверх стандарта, то мы внимательно ее изучаем, привлекаем менеджера сотрудника и выдаем необходимую технику или делаем адресные закупки, если потребность действительно актуальна. 

Дополнительные возможности

Мы не ограничиваемся отправкой оборудования и каких-либо расходных материалов только из наших офисов. Если удаленному сотруднику нужна техника или расходники, которых нет на складе или их доставка будет длительной и нерентабельной, он может самостоятельно приобрести все, что ему необходимо, на месте. А компания компенсирует потраченную сумму — для этого необходимо только предоставить чеки.

В этом случае мы дополнительно обговариваем варианты приобретения и консультируем по характеристикам или моделям.

Подготовка и отправка оборудования

Все выдаваемое оборудование мы предварительно настраиваем, устанавливаем ОС и все необходимые программы. Отмечу, что мы используем только лицензионные продукты и следим, чтобы все сотрудники компании соблюдали лицензионную чистоту. Если у нас нет необходимого ПО или лицензии, достаточно оформить запрос, мы его рассмотрим и предложим имеющуюся альтернативу или приобретем, что нужно.

Мы максимально автоматизировали процесс подготовки устройств и используем для этого WDS (Windows Deployment Services), поэтому проблем с параллельной подготовкой большого количества оборудования у нас нет. Мы готовы к любым вызовам и своевременно обеспечиваем подготовленным оборудованием новичков. Ну а наша служба логистики быстро доставит это оборудование в любую локацию сотрудника в самые сжатые сроки.

Конечно, в процессе работы с большим количеством удаленных сотрудников случаются ошибки и сложности. Был случай, когда обычная отправка макбука растянулась на два месяца — все это время мы вели переписку, обменивались документами, пока, наконец, оборудование не добралось до своего нового владельца. Если ошибка случается с нашей стороны — например, отправили пользователю заблокированный ноутбук — то ее легко можно исправить, доставив замену на такси и прихватив с собой кофе и завтрак из офиса. Так мы и проблему пользователя решим, и настроение ему поднимем. Одновременно с этим нам не составляет никакого труда оснащение сотрудников из Якутска, Находки или даже Австралии.

Сопровождение

Работа с большой распределенной командой накладывает отпечаток и на варианты удаленного сопровождения. В компании много сотрудников работают в разных городах и странах, где не всегда есть ИТ-администраторы, поэтому именно удаленная онлайн-поддержка пользователей для нас в приоритете. 

Тут мы не будем оригинальными и скажем, что используем самые стандартные средства для удаленного сопровождения. Если возникает проблема или потребность в оборудовании, ребята создают заявку на портале сотрудника в разделе «Сервисная служба», где можно найти любой необходимый шаблон, в том числе касающийся ИТ. Заполнение заявки занимает считанные секунды, а описать проблему можно своими словами — дежурный при получении задачи уточнит всю недостающую информацию. 

На этом же портале есть и помощник — наш чат-бот. Это всплывающий виджет, где можно задать вопрос и быстро получить ответ или ссылку на статью из базы знаний, чтобы самостоятельно найти необходимую информацию.

Чат-бот помогает нам оперативно отвечать на типовые вопросы, консультировать пользователей и решать простые задачки без оформления заявки.

Ремонт

Что делать, если корпоративному оборудованию требуется техническое обслуживание? У нас есть несколько вариантов на выбор сотрудника:

  • передать/отправить оборудование в офис, где наш ИТ-администратор сможет провести профилактику, диагностику или крупноузловой ремонт;

  • обратиться в локальный сервисный центр, с которым у нас заключен договор. Сотрудники СЦ сами заберут технику, выполнят работы и вернут оборудование сотруднику. Все вопросы по согласованию работ и оплате наша команда берет на себя;

  • обратиться в любой СЦ, который есть в населенном пункте, выполнить работы за свой счет и получить компенсацию, оставив заявку через личный кабинет.

Если сотрудник выбирает последний вариант, то мы обязательно проконсультируем по стоимости и объему необходимых работ.

Все эти варианты нужны для того, чтобы обычная чистка ноутбука от пыли не превратилась на бумаге в полноценный, дорогостоящий и совсем не нужный ремонт.

Реальный пример работы не очень добросовестного СЦ:

Если на время ремонта требуется подменное оборудование, то мы доставим его максимально оперативно, чтобы сотрудник мог без проблем вернуться к своим задачам. Важно, что весь ремонт корпоративного оборудования оплачивает компания. Да, именно 100% стоимости, даже если сотрудник сам случайно что-то уронил, разбил или залил водой.

И как показала практика работы с более чем тремя тысячами ребят в команде, этот подход не увеличил общее количество заявок на ремонт. Ребята стараются быть ответственными и бережно относиться с выданному оборудованию.

Где работать: дома или в офисе? 

Наши сотрудники могут выбирать, где им работать: дома, в офисе или в гибридном формате. Для тех, кто хочет приходить в офис пару раз в неделю, мы запустили систему коворкингов и подготовили сервис, в котором можно забронировать свободное место на один или несколько дней, выбрать вариант оснащения и даже его расположение, если хочется сидеть у окна или рядом с коллегой.

Места могут быть оснащены полным комплектом оборудования или только мониторами — для тех, кто планирует приходить в офис с ноутбуком. Если сотрудник выбирает гибридный формат работы, мы предоставляем ему рабочее место по запросу, а дальше он сам решает, чем пользоваться в офисе — своим оборудованием или подготовленным. Так мы соблюдаем правило одного рабочего места каждому сотруднику, но расширяем его на общие рабочие места в офисах.

Что же происходит дальше… Инвентаризация

Работа в распределенной компании довольно сложна с точки зрения учета активов. А тут речь пойдет о той самой инвентаризации, с кучей инвентаризационных ведомостей, сканеров, инвентарных номеров, недостач и излишек!

Мы доверяем нашим сотрудникам, поэтому инвентаризацию проводим не с целью поиска и наказания виновных, а для получения актуальной информации о парке оборудования. А еще это удобный инструмент для сбора данных об актуальности и достаточности оборудования у ребят.

Конечно, мы не стоим на пороге у каждого нашего сотрудника и, как и другие наши процессы, инвентаризацию мы организовываем онлайн. Каждому сотруднику приходит информационная задача, в которой указано все оборудование, которое ему было передано. Ребята самостоятельно сверяют остатки и информируют о результатах в задаче. Если в итоге мы получаем расхождения, то производим анализ.

Вторая жизнь оборудования

Мы постоянно следим за актуальностью используемого оборудования, чтобы наши сотрудники могли с максимальной самоотдачей выполнять свои задачи, не отвлекаясь на технические вопросы. Поэтому мы запустили процесс обновления парка техники. Мы приходим к ребятам с устаревшим оборудованием, уточняем текущие потребности и выдаем актуальное.

Как же поступаем с высвободившейся техникой? Мы стараемся дать всему оборудованию вторую жизнь: передаем его на благотворительность различным локальным фондам, школам и садикам, технологичное оборудование передаем в колледжи. Приведу в пример нашего постоянного партнера, общественную организацию «Созидание» и их проект «Компьютеру — вторую жизнь». Ребята занимаются очень полезным делом – собирают и готовят оборудование для различных социальных организаций и малообеспеченных семей.

Отмечу, что на благотворительность мы передаем только работоспособное оборудование, например, системные блоки i5 4460/16Gb/256GB и мониторы 24” ViewSonic. Такая техника еще несколько лет точно сможет выполнять свои базовые функции, в то время как для решения наших задач она уже не подходит. Часть оборудования, конечно, мы оставляем у себя, например, передаем старые модели мобильных устройств в команды тестировщиков, для поиска багов на разных платформах.

Что в итоге? 

Когда в твоей команде больше трех тысяч человек, и все они находятся более чем в 130 городах в разных точках планеты, своевременная поддержка становится серьезным вызовом. Благодаря всем этим процессам наша команда IT Operations может достаточно легко, оптимально и, что самое приятное, максимально быстро организовывать доставку нужного оборудования и оказывать техническую поддержку всем сотрудникам Playrix. А еще может по пути делать добрые дела :) 

Надеюсь, наш опыт организации удаленной и гибридной работы будет полезен всем, кто сейчас испытывает трудности из-за частых переносов работы из привычного офиса на удалёнку. Если у вас есть вопросы, буду рад ответить на них в комментариях. 

Комментарии (11)


  1. a_kokorev Автор
    11.01.2022 14:36

    @foma2120 к каждому случаю мы стараемся подходить индивидуально, где-то действительно таможенные платежи и бюрократические моменты заставляют нас приобретать оборудование непосредственно в стране нахождения сотрудника, но в ближнее зарубежье, как правило, проблем с отправками не бывает.


    1. RVB_by
      11.01.2022 17:57

      Не подскажете,какое ПО используете для бронирования переговорок? Очень интересно выглядит


      1. a_kokorev Автор
        11.01.2022 18:00

        В статье мы говорим про наш внутренний сервис бронирования мест во внутренних коворкингах, его разрабатывала наша автоматизация. Для бронирования переговорок мы используем систему резервирования Evoko Liso и интеграцию с календарем.


  1. foma2120
    11.01.2022 14:57
    +1

    Насколько удобна такая централизованная отправка в международном формате? Мы сталкивались дополнительными таможенными платежами даже когда нужно было разово выслать ноут сотруднику, плюс работа UPS оказалась намного хуже чем мы привыкли.


    1. a_kokorev Автор
      11.01.2022 18:00

      @foma2120 к каждому случаю мы стараемся подходить индивидуально, где-то действительно таможенные платежи и бюрократические моменты заставляют нас приобретать оборудование непосредственно в стране нахождения сотрудника, но в ближнее зарубежье, как правило, проблем с отправками не бывает.


  1. Ion_Storm
    12.01.2022 10:46
    -1

    Какая-то мимишная история рассказанная сторонним от ИТ человеком. Хотелось бы деталей от брутальных админов в свитерах.

    1) Что именно сотрудник делает с полученным оборудованием, для чего оно используется? Только для доступа к рабочему месту внутри компании (впн/рдп что-то иное) или на нем развернуты все инструменты для работы сотрудника?

    2) Если работа происходит прямо на выданном оборудовании какие средства защиты от нсд/кражи применяются?

    3) Как происходит установка ПО/учет лицензий?

    4) Есть ли централизованное управление оборудованием, мониторинг состояния оборудования?

    5) Какой итоговый SLA по рабочим местам, как он вырабатывался, как отслеживается его выполнение?

    Вопрос к юристам:

    1) Есть ли договор о неразглашении, с учетом разницы в законодательной базе разных стран?


    1. a_kokorev Автор
      12.01.2022 13:04
      -1

      История как раз написана админами, постарались изложить ее на максимально понятном для всех языке, не уходя в детали.
      1. На полученном оборудовании сотрудник выполняет все необходимые рабочие задачи. Там устанавливается необходимое ПО, антивирус, VPN для доступа к корпоративным ресурсам и сервисам. Это именно рабочая машина.
      2. Используются различные механизмы обеспечивающие безопасность как самих устройств, так и аккаунтов для работы. Больше информации рассказать не можем, запрещает команда Security.
      3. Установку ПО производим при подготовке оборудования, то что устанавливается в профиль, делает сотрудник или мы удаленно подключаясь.
      Учет выданных лицензий мы ведем в самописном решение.
      4. Единого инструмента для управления оборудованием и мониторинга его состояния у нас нет.
      5) У нас есть SLA на обеспечение сотрудников оборудованием, но тут есть сложность с его расчетом, мы свои работы выполняем, но не можем отвечать за работу курьерской службы. Поэтому у нас есть договоренности с HR, задачи на выход новых сотрудников нам выставляют не менее чем за 5 рабочих дней, этого как правило хвататет на саму подготовку и доставку в большинство НП. По всем задачам мы фиксируем факт закрытия задач ИТ, а доставка осуществляется в задачах на логистику.

      NDA подписывают все сотрудники компании при подписании трудового договора. Региональные и национальные особенности конечно же соблюдаются.


      1. Ion_Storm
        12.01.2022 17:48

        1) Как вы следите за тем, а антивирус обновляется или вообще работает?

        2) Как-то это плохо сочетается с п 4.

        3) Все равно не понятно. Допустим у группы сотрудников из 30 человек нужно обновить один програмный пакет, вы будете руками подключаться к каждому ПК? Звучит не очень...

        4) Т.е. о приближающемся отказе вы узнаете по факту его наступления? Или у вас есть группа инструментов выполняющих эти задачи?

        5) Я имел в виду SLA на весь комплекс по сопровождению удаленных рабочих мест, первичная настройка и передача оборудования это начало его жизненного цикла. Зайдем с другой стороны, какой у вас допустимый простой сотрудника по причине ремонта его РМ или обновления ПО?

        ИМХО статья названа не правильно, из всего компекса технической поддержки описана только начальная стадия первичной настройки и отправки оборудования. Собственно никакой новизны уловить не получилось.

        ЗЫ Минусую комменты не я.


        1. a_kokorev Автор
          12.01.2022 18:12
          +1

          1. Получаем данные с консоли управления антивируса, все не актуальное обновляем в рамках задач.
            2. Мы обеспечиваем необходимый нам уровень безопасности, необходимыми инструментами, в чем не сочетание?
            3. Мы говорим о ПО устанавливаемом в профиль сотрудника или из личного кабинета. При возможности распространения централизованно делаем именно так. Сотрудники сами могут выбрать нужный пакет в Choko и установить, мы следим за их актуальностью.
            4. Используем актуальное оборудование, и стараемся своевременно обновлять парк. Случаев массовых выходов из строя у нас в принципе нет. Поломки бывают мы их решаем как приоритетные задачи. Не уверен, что мониторинг смог бы нам от их избавиться. К тому же на его сопровождение так же нужны ресурсы, а профит достаточно сомнителен.
            5. Как уже писал ранее, у нас есть утвержденный SLA, по всему каталогу услуг, в том числе и на восстановление РМ. Допустим это 1 день, если это стандартное место в офисе, то тут проблем нет, но если это удаленный сотрудник, мы оперативно отправляем ему подмену в рамках того же SLA, либо организуем ремонт на месте в СЦ, доставка к сожалению не в нашей компетенции
            Конечно, в таких случаях срок восстановления будет немного больше нашего SLA, но это одно из ограничений распределенной компании. Наша компания достаточно гибкая, мы готовы и к временному небольшому простою, все эти моменты решаем с сотрудником или его менеджером.


          1. Ion_Storm
            12.01.2022 18:53

            Воот, становится интересно, получается что мониторинг отдельных компонентов у вас есть. Такое ощущение от комментария, что прогнали от клавиатуры HR-a и PR-а и пустили таки кого-то из ИТ.

            1. Ок, понятно.

            2. Просто из текста статьи и начальных комментариев складывалось ощущение что после передачи оборудования пользователю оно начинало жить в standalone режиме без связки с системами управления и конфигурации. В таком режиме большинства систем безопасности основанных на сигнатурном анализе очень быстро теряют свою актуальность.

            3. Под Choko понимается Chocolatey? Или что-то другое?

            4. Под отказом опять же имеет смысл рассматривать не только проблемы связанные с аппаратной частью но и такие банальности, как обновления и торренты медленно, но неумолимо, забили весь винт. Ок, в целом ответ целиком устраивает.

            5. Со стационарным ПК в кабинете всё предельно понятно. Как раз интересна работа с удаленным оборудованием. Особенно, когда теряется возможность к нему подключиться. Расскажите по-подробнее как организована работа в разных часовых поясах, есть ли языковые барьеры, какой штат поддерки, как она разнесена по линиям?


          1. Ion_Storm
            12.01.2022 19:27

            Как решаются спорные вопросы по возврату оборудования и ремонту? На ум приходит такой кейс - увольняется человек, отправляет обратно коробку в которой лежит старый Acer с флоппи дисководом. На вопросы отвечает, что отправлял все честь-по-чести, наверное на почте подменили! Или приходит отчет из сервисного центра, и на его основании складывается уверенность, что подобные повреждения оборудование могло получить только, если на него наступили/сели. Сотрудник утверждает, что ничего не было, оно само.

            Сталкивались ли вы с ситуациями когда сотрудник выдумывал проблемы с оборудованием (оно не загружалось/не подключалось/не включалось) для оправдания своего безделья под видом вынужденного простоя?