Сегодняшний цифровой мир, управляемый данными, предлагает большое количество новых возможностей и ресурсов как для потребителей, так и для бизнеса. Можно даже сказать, что во многих ситуациях нам предоставляется излишне большой выбор.
Избыток вариантов часто приводит к параличу выбора — люди застревают в бездействии перед лицом большого количества вариантов. В то время как для частных лиц это неудобно, для коммерческого сектора это просто катастрофично, особенно при попытках составить успешный бизнес-план.
Поэтому бизнес-аналитики являются важным элементом для выживания и развития организации. Используя различные методы структурированного бизнес-анализа, они помогают компаниям выявлять потребности, находить недостатки и отфильтровывать потоки данных и опций так, чтобы находить верное рабочее решение.
В этой статье мы рассмотрим самые популярные методы бизнес-анализа и то, как они применяются для развития компании. Проверенных методов бизнес-анализа для решения проблем существует множество. В статье же пойдет речь о наиболее часто используемых — позволим себе сделать вывод, что их популярность связана с их эффективностью.
Представляем список из десяти методов бизнес-анализа:
Бизнес-моделирование (BPM)
Мозговой штурм
CATWOE
MoSCoW (Must or Should, Could or Would)
MOST (Mission, Objectives, Strategies, and Tactics)
Анализ PESTLE
SWOT-анализ
Шесть шляп мышления
5 «Почему»
Анализ нефункциональных требований
Прежде чем углубиться в рассмотрение этих методов, давайте оставим определение бизнес-анализа.
Бизнес-анализ — это обобщающий термин, описывающий совокупность знаний, методов и задач, используемых для того, чтобы выявлять бизнес-потребности, предлагать изменения и решения, которые должны принести пользу для заинтересованных сторон. Хотя значительное количество сегодняшних решений для бизнес-анализа включает специализированный софт и основанные на данных цифровые элементы, многие специалисты в этой области могут также в конечном счете заниматься консультированием по вопросам организационных изменений, улучшения процессов, разработке новых политик, а также участвовать в стратегическом планировании.
Таким образом, бизнес-аналитики стимулируют изменения внутри организации путем оценки и анализа потребностей и уязвимостей, с последующей разработкой и внедрением наилучших решений. Большая часть информации, используемая для получения полезных выводов, получается путем сбора больших данных.
А теперь перейдем к рассмотрению методов бизнес-анализа.
Что такое методы бизнес-анализа?
Методы бизнес-анализа — это процессы, используемые для создания и внедрения планов, необходимых для выявления потребностей компании и поставки наилучших результатов. Не существует единственного универсального метода, потому что каждый бизнес и компания — разные.
Лучшие методы бизнес-анализа
Ниже представлены топ-10 методов бизнес-анализа. Бизнес-аналитики, которые намереваются стать проектными менеджерами, должны быть знакомы с большинством, а то и со всеми из них.
Моделирование бизнес-процессов (BPM)
BPM часто используется, чтобы понять и проанализировать расхождения между текущими бизнес-процессами и любым будущим процессом, к которому стремится бизнес. Этот метод включает четыре задачи:
Стратегическое планирование
Анализ бизнес-модели
Определение и проектирование процесса
Технический анализ сложных бизнес-решений
Многие индустрии, особенно IT-индустрия, предпочитают использовать этот метод, потому что это простой и однозначный способ представить шаги процесса выполнения и показать, как это будет работать в разных ролях.
Мозговой штурм
Нет ничего лучше старого доброго мозгового штурма для генерации новых идей, выявления коренных причин проблем и поиска их решений. Это техника групповой активности, которая также часто используется и в других методах, таких как PESTLE и SWOT.
Техника принятия решений CATWOE
С помощью CATWOE можно определить ведущих игроков и бенефициаров, собирая мнения разных заинтересованных сторон на одной платформе. Бизнес-аналитики используют эту технику для тщательной оценки того, как любое предполагаемое действие повлияет на разные стороны. Раскроем подробнее этот акроним:
Клиенты (Customers): кто получает выгоду от этого бизнеса?
Действующие лица (Actors): кто является игроками в этом процессе?
Процесс трансформации (Transformation Process): что представляет собой процесс трансформации, лежащий в основе системы?
Глобальный взгляд (World View): какова общая картина?
Владелец (Owner): кто владеет этой системой и какие у них взаимоотношения?
Внешние факторы и ограничения (Environmental Constraints): каковы ограничения и как они влияют на решения?
MoSCoW (Must or Should, Could or Would)
Этот метод помогает приоритезировать требования путем оценки каждого требования по сравнению с остальными. По отношению к каждому из элементов задаются вопросы об их фактической необходимости. Этот пункт обязателен или нет? Это требование поспособствует улучшению продукта или это просто хорошая идея, которую стоит учесть в будущем?
MOST-анализ (Mission, Objectives, Strategies, and Tactics)
Мощный фреймворк бизнес-анализа, который считается одним из лучших методов для определения возможностей и целей организации. Техника включает в себя проведение детального и полного внутреннего анализа целей организации и способов их достижения. Раскроем акроним:
Миссия: какова цель организации?
Цели: каковы ключевые цели, которые помогают выполнить миссию?
Стратегии: какие возможны варианты для достижения целей?
Тактики: каких методов организации следует придерживаться, чтобы осуществить стратегию?
PESTLE-анализ
Бизнес-аналитики используют PESTLE-модель (также иногда называется PEST) для определения факторов внешней среды, которые могут оказывать влияние на компанию, и того, как лучше учитывать их при принятии бизнес-решений. Среди таких влияний:
Политические: финансовая поддержка и субсидии, инициатива со стороны государства, политика.
Экономические: трудо- и энергозатраты, инфляция, процентные ставки.
Социологические: образование, культура, СМИ, жизнь, население.
Технологические: новые технологии информационных и коммуникационных систем.
Юридические: местные и национальные правительственные постановления и стандарты занятости.
Окружающая среда: отходы, переработка, загрязнения и погода.
Анализируя и изучая эти факторы, аналитики получают лучшее понимание того, как они влияют на концепцию организации. Это понимание, в свою очередь, облегчает аналитикам разработку стратегий их решения.
7. SWOT-анализ
Один из самых популярных методов в индустрии. С помощью SWOT можно выявить сильные и слабые стороны в корпоративной структуре, представить их в виде возможностей и угроз. Это знание помогает аналитикам принимать обоснованные решения относительно распределения ресурсов и предложений об организационных улучшениях. Четыре составляющие SWOT:
Сильные стороны: качества проекта или бизнеса, которые дают ему преимущество над конкурентами.
Слабые стороны: характеристики бизнеса, которые ставят проект или организацию в невыгодное положение по сравнению с конкурентами или другими похожими проектами.
Возможности: элементы из внешней среды, которые проект или бизнес может использовать себе во благо.
Угрозы: элементы среды, которые могут помешать проекту.
SWOT-анализ это простая универсальная техника, которая одинаково эффективна как при быстром, так и при глубоком анализе организации любого масштаба. Также она полезна при оценке других объектов, например, группы, функции или даже отдельные лица.
8. Шесть шляп мышления
Этот процесс бизнес-анализа направляет мышление группы, поощряя их к рассмотрению разных идей и точек зрения. «Шесть шляп» включают:
Белую: фокус на данных и логике.
Красная: взгляд через призму интуиции, эмоций и ощущений.
Черная: расчет потенциальных негативных результатов, критическая точка зрения.
Желтая: фокус на позитивных моментах, взгляд с оптимистичной точки зрения.
Зеленая: креативность, новые идеи и взгляд на вещи.
Синяя: общая картина, рефлексивное мышление.
Метод шести шляп мышления часто используется в связке с мозговым штурмом, служа средством управления умственными процессами команды и заставляя их учитывать в корне разные точки зрения.
9. «5 почему»
Этот метод встречается часто как в методологии «Шесть сигм» (Six Sigma), так и в бизнес-анализе. Этот метод представляет собой серию наводящих вопросов, помогая бизнес-аналитикам определить первоисточник проблемы. Суть в том, что сначала задается вопрос, почему возникла проблема, и следом еще четыре «почему?» цепочкой, итого получается пять вопросов. Например:
Проблема: клиент отказывается принимать некоторые поставленные 3D-принтеры.
Почему клиент отказывается принимать принтеры? - Потому что были поставлены неверные модели.
Почему были поставлены неверные модели? - Потому что информация о продукте в базе данных была некорректной.
Почему в базе данных была некорректная информация? - Потому что на модернизацию программного обеспечения базы данных выделяется недостаточно ресурсов.
Почему выделяется недостаточно ресурсов? - Потому что наши менеджеры не считают это приоритетной задачей.
Почему этот вопрос не считается приоритетным? - Потому что никто не был в курсе, как часто возникала эта проблема.
В этой ситуации можно прийти к таким выводам: необходимо улучшить отчетность об инцидентах; убедиться, что менеджеры читают отчеты; выделить средства из бюджета на модернизацию программного обеспечения базы данных.
10. Анализ нефункциональных требований
Аналитики применяют этот метод к любому проекту, где технологические решения менялись или создавались с нуля. Анализ определяет и фиксирует характеристики, необходимые для новой или модифицированной системы, и зачастую имеет дело с такими требованиями, как хранение данных или производительность. Анализ нефункциональных требований обычно покрывает:
Сбор данных
Производительность
Надежность
Безопасность
Материал подготовлен в рамках специализации «Системный аналитик».
Всех желающих приглашаем на бесплатное demo-занятие «Самые важные навыки аналитика». На занятии обсудим:
— Какие вообще функции выполняет аналитик.
— За какие функции платят больше денег.
— Какие функции самые важные для аналитика.
Регистрация на занятие здесь.