Сегодняшний цифровой мир, управляемый данными, предлагает большое количество новых возможностей и ресурсов как для потребителей, так и для бизнеса. Можно даже сказать, что во многих ситуациях нам предоставляется излишне большой выбор.

Избыток вариантов часто приводит к параличу выбора — люди застревают в бездействии перед лицом большого количества вариантов. В то время как для частных лиц это неудобно, для коммерческого сектора это просто катастрофично, особенно при попытках составить успешный бизнес-план.

Поэтому бизнес-аналитики являются важным элементом для выживания и развития организации. Используя различные методы структурированного бизнес-анализа, они помогают компаниям выявлять потребности, находить недостатки и отфильтровывать потоки данных и опций так, чтобы находить верное рабочее решение.

В этой статье мы рассмотрим самые популярные методы бизнес-анализа и то, как они применяются для развития компании. Проверенных методов бизнес-анализа для решения проблем существует множество. В статье же пойдет речь о наиболее часто используемых — позволим себе сделать вывод, что их популярность связана с их эффективностью. 

Представляем список из десяти методов бизнес-анализа:

  1. Бизнес-моделирование (BPM)

  2. Мозговой штурм 

  3. CATWOE

  4. MoSCoW (Must or Should, Could or Would)

  5. MOST (Mission, Objectives, Strategies, and Tactics) 

  6. Анализ PESTLE

  7. SWOT-анализ

  8. Шесть шляп мышления

  9. 5 «Почему»

  10. Анализ нефункциональных требований

Прежде чем углубиться в рассмотрение этих методов, давайте оставим определение бизнес-анализа.

Бизнес-анализ — это обобщающий термин, описывающий совокупность знаний, методов и задач, используемых для того, чтобы выявлять бизнес-потребности, предлагать изменения и решения, которые должны принести пользу для заинтересованных сторон. Хотя значительное количество сегодняшних решений для бизнес-анализа включает специализированный софт и основанные на данных цифровые элементы, многие специалисты в этой области могут также в конечном счете заниматься консультированием по вопросам организационных изменений, улучшения процессов, разработке новых политик, а также участвовать в стратегическом планировании. 

Таким образом, бизнес-аналитики стимулируют изменения внутри организации путем оценки и анализа потребностей и уязвимостей, с последующей разработкой и внедрением наилучших решений. Большая часть информации, используемая для получения полезных выводов, получается путем сбора больших данных.

А теперь перейдем к рассмотрению методов бизнес-анализа.

Что такое методы бизнес-анализа?

Методы бизнес-анализа — это процессы, используемые для создания и внедрения планов, необходимых для выявления потребностей компании и поставки наилучших результатов. Не существует единственного универсального метода, потому что каждый бизнес и компания — разные.

Лучшие методы бизнес-анализа

Ниже представлены топ-10 методов бизнес-анализа. Бизнес-аналитики, которые намереваются стать проектными менеджерами, должны быть знакомы с большинством, а то и со всеми из них.

  1. Моделирование бизнес-процессов (BPM)

BPM часто используется, чтобы понять и проанализировать расхождения между текущими бизнес-процессами и любым будущим процессом, к которому стремится бизнес. Этот метод включает четыре задачи:

  • Стратегическое планирование

  • Анализ бизнес-модели

  • Определение и проектирование процесса

  • Технический анализ сложных бизнес-решений

Многие индустрии, особенно IT-индустрия, предпочитают использовать этот метод, потому что это простой и однозначный способ представить шаги процесса выполнения и показать, как это будет работать в разных ролях.

  1. Мозговой штурм

Нет ничего лучше старого доброго мозгового штурма для генерации новых идей, выявления коренных причин проблем и поиска их решений. Это техника групповой активности, которая также часто используется и в других методах, таких как PESTLE и SWOT.

  1. Техника принятия решений CATWOE

С помощью CATWOE можно определить ведущих игроков и бенефициаров, собирая мнения разных заинтересованных сторон на одной платформе. Бизнес-аналитики используют эту технику для тщательной оценки того, как любое предполагаемое действие повлияет на разные стороны. Раскроем подробнее этот акроним:

  • Клиенты (Customers): кто получает выгоду от этого бизнеса?

  • Действующие лица (Actors): кто является игроками в этом процессе?

  • Процесс трансформации (Transformation Process): что представляет собой процесс трансформации, лежащий в основе системы?

  • Глобальный взгляд (World View): какова общая картина?

  • Владелец (Owner): кто владеет этой системой и какие у них взаимоотношения?

  • Внешние факторы и ограничения (Environmental Constraints): каковы ограничения и как они влияют на решения?

  1. MoSCoW (Must or Should, Could or Would)

Этот метод помогает приоритезировать требования путем оценки каждого требования по сравнению с остальными. По отношению к каждому из элементов задаются вопросы об их фактической необходимости. Этот пункт обязателен или нет? Это требование поспособствует улучшению продукта или это просто хорошая идея, которую стоит учесть в будущем?

  1. MOST-анализ (Mission, Objectives, Strategies, and Tactics)

Мощный фреймворк бизнес-анализа, который считается одним из лучших методов для определения возможностей и целей организации. Техника включает в себя проведение детального и полного внутреннего анализа целей организации и способов их достижения. Раскроем акроним:

  • Миссия: какова цель организации?

  • Цели: каковы ключевые цели, которые помогают выполнить миссию?

  • Стратегии: какие возможны варианты для достижения целей?

  • Тактики: каких методов организации следует придерживаться, чтобы осуществить стратегию?

  1. PESTLE-анализ

Бизнес-аналитики используют PESTLE-модель (также иногда называется PEST) для определения факторов внешней среды, которые могут оказывать влияние на компанию, и того, как лучше учитывать их при принятии бизнес-решений. Среди таких влияний:

  • Политические: финансовая поддержка и субсидии, инициатива со стороны государства, политика.

  • Экономические: трудо- и энергозатраты, инфляция, процентные ставки.

  • Социологические: образование, культура, СМИ, жизнь, население.

  • Технологические: новые технологии информационных и коммуникационных систем.

  • Юридические: местные и национальные правительственные постановления и стандарты занятости.

  • Окружающая среда: отходы, переработка, загрязнения и погода.

Анализируя и изучая эти факторы, аналитики получают лучшее понимание того, как они влияют на концепцию организации. Это понимание, в свою очередь, облегчает аналитикам разработку стратегий их решения. 

7. SWOT-анализ

Один из самых популярных методов в индустрии. С помощью SWOT можно выявить сильные и слабые стороны в корпоративной структуре, представить их в виде возможностей и угроз. Это знание помогает аналитикам принимать обоснованные решения относительно распределения ресурсов и предложений об организационных улучшениях. Четыре составляющие SWOT:

  • Сильные стороны: качества проекта или бизнеса, которые дают ему преимущество над конкурентами.

  • Слабые стороны: характеристики бизнеса, которые ставят проект или организацию в невыгодное положение по сравнению с конкурентами или другими похожими проектами.

  • Возможности: элементы из внешней среды, которые проект или бизнес может использовать себе во благо.

  • Угрозы: элементы среды, которые могут помешать проекту.

SWOT-анализ это простая универсальная техника, которая одинаково эффективна как при быстром, так и при глубоком анализе организации любого масштаба. Также она полезна при оценке других объектов, например, группы, функции или даже отдельные лица. 

8. Шесть шляп мышления

Этот процесс бизнес-анализа направляет мышление группы, поощряя их к рассмотрению разных идей и точек зрения. «Шесть шляп» включают:

  • Белую: фокус на данных и логике.

  • Красная: взгляд через призму интуиции, эмоций и ощущений.

  • Черная: расчет потенциальных негативных результатов, критическая точка зрения.

  • Желтая: фокус на позитивных моментах, взгляд с оптимистичной точки зрения.

  • Зеленая: креативность, новые идеи и взгляд на вещи.

  • Синяя: общая картина, рефлексивное мышление.

Метод шести шляп мышления часто используется в связке с мозговым штурмом, служа средством управления умственными процессами команды и заставляя их учитывать в корне разные точки зрения.

9. «5 почему»

Этот метод встречается часто как в методологии «Шесть сигм» (Six Sigma), так и в бизнес-анализе. Этот метод представляет собой серию наводящих вопросов, помогая бизнес-аналитикам определить первоисточник проблемы. Суть в том, что сначала задается вопрос, почему возникла проблема, и следом еще четыре «почему?» цепочкой, итого получается пять вопросов. Например:

Проблема: клиент отказывается принимать некоторые поставленные 3D-принтеры.

  • Почему клиент отказывается принимать принтеры? - Потому что были поставлены неверные модели.

  • Почему были поставлены неверные модели? - Потому что информация о продукте в базе данных была некорректной.

  • Почему в базе данных была некорректная информация? - Потому что на модернизацию программного обеспечения базы данных выделяется недостаточно ресурсов.

  • Почему выделяется недостаточно ресурсов? - Потому что наши менеджеры не считают это приоритетной задачей.

  • Почему этот вопрос не считается приоритетным? - Потому что никто не был в курсе, как часто возникала эта проблема.

В этой ситуации можно прийти к таким выводам: необходимо улучшить отчетность об инцидентах; убедиться, что менеджеры читают отчеты; выделить средства из бюджета на модернизацию программного обеспечения базы данных.

10. Анализ нефункциональных требований

Аналитики применяют этот метод к любому проекту, где технологические решения менялись или создавались с нуля. Анализ определяет и фиксирует характеристики, необходимые для новой или модифицированной системы, и зачастую имеет дело с такими требованиями, как хранение данных или производительность. Анализ нефункциональных требований обычно покрывает:

  • Сбор данных

  • Производительность

  • Надежность

  • Безопасность


Материал подготовлен в рамках специализации «Системный аналитик».

Всех желающих приглашаем на бесплатное demo-занятие «Самые важные навыки аналитика». На занятии обсудим:
— Какие вообще функции выполняет аналитик.
— За какие функции платят больше денег.
— Какие функции самые важные для аналитика.
Регистрация на занятие здесь.

Комментарии (0)