Погребение в Гокстаде, как и многие другие, ограблено давным-давно — еще в эпоху викингов. Могучий и свирепый воин, похороненный здесь, лишился не только всего своего золота и серебра, но даже верного меча, непременного атрибута любого павшего воина, пирующего в Вальхалле. Но все усилия грабители не могли лишить его главного и великолепного оружия, которое стоило в сотни раз больше чем любой самый дорогой изукрашенный золотом меч — его корабля.

Реконструкция корабля из Гокстада. Фото Softeis.
Реконструкция корабля из Гокстада. Фото Softeis.

Да, именно корабль – самое совершенное оружие викингов, сделавшее их непобедимыми воинами раннего средневековья. Корабль из Госкстада –  эталонный образец такого оружия, вершина эволюции сотен лет развития кораблестроения, воплотивший в себе высокое мастерство и знания многих поколений мастеров-корабелов.

Гостадское судно не годится ни для каких иных целей, это вовсе не прекрасная прогулочная «яхта» королевы из Осеберга, это великолепный в своей абсолютной функциональности и убийственной красоте воинский корабль. Он совершенно не годится в качестве рыболовецкой посудины, его невозможно использовать как купеческое судно – в нем просто нет места для большого количества грузов. Быстроходный корабль с потрясающими мореходными качествами создан лишь для одной цели – войны.

Давайте задумаемся, что же делало викингов ужасом раннего средневековья, почему молитва «A furore Normannorum libera nos, Domine» (Спаси нас от ярости северян, Господи! – лат.) звучала по всей Европе – от Англии и до Италии, от Испании до островов Средиземного моря и побережья северной Африки. Неужели армии Европы, ведомые лучшими воинами той эпохи – рыцарями, не могли сокрушить и остановить каких-то морских разбойников? Ведь остановив самые первые набеги северян Европа спаслась бы от завоевания Англии, Шотландии, Ирландии, Нормандии, Северной Италии и Сицилии, где потом возникли государства норманнов.

Ответ очевиден – нет, не могли. В руках викингов находилось самое совершенное оружие того времени – их корабли. Быстроходные ладьи с ватагами викингов пересекали моря, поднимались вверх по рекам и наносили молниеносные удары, от которых не было спасенья. Малочисленные в те времена отряды викингов проиграли бы бой любой мало-мальски организованной армии великих государей Европы. Но вот только в планы викингов до поры до времени такие эпичные битвы не входили. Получив сообщение о набеге король созывал вассалов, вооружал ополчение – на то, чтобы собрать и организовать армию, способную дать отпор нескольким сотням вооруженных до зубов северян, уходили недели. К этому времени викинги, вдоволь ограбив местные монастыри, села и даже города, исчезали, растворяясь в бескрайних просторах моря. Их корабли давали им невиданную по тем временам мобильность и скорость передвижения, которой в ту эпоху не могла похвастать ни одна армия мира.

Корабль из Гокстада не был самым большим и быстроходным кораблем викингов, позднее строили боевые суда заметно больших размеров, с большим количеством гребцов и, следовательно, обладающие большей скоростью. Но в целом все же считается, что именно такой корабль был оптимален в эпоху викингов – малая осадка, маневренность, быстрый ход под парусом, все это давало заметное преимущество перед судами викингов более позднего времени, построенных в большей степени ради престижа и запугивания врагов, чем для реального боевого применения.

Гокстадский корабль нашли в 1880 году в погребальном кургане викингов в местечке Конгсхауен, Гокстад (Норвегия). По местным легендам здесь был похоронен один из конунгов (королей). Курган длинной 45 метров и высотой 5 метров из голубой глины и торфа прекрасно сохранил и погребение, и сам корабль. Вот только, разумеется, сама могила оказалась ограблена еще в глубокой древности.

Гокстадский курган

Автор фото EsP72
Автор фото EsP72

Погребальная камера в форме деревянного сруба с наклонной крышей находилась ближе к корме корабля и снаружи покрыта несколькими слоями бересты, изнутри ее обшили шелковыми тканями с золотыми нитями.

Мужчина в возрасте 40 лет лежал на деревянной кровати, он погиб от ран, полученных во бою. Мертвеца богато одели, но ни оружия, ни драгоценностей не нашли, все это унесли мародеры. В дополнение к самому кораблю нашли так же множество даров умершему: три небольшие лодки, сани, кухонная утварь, 6 кроватей, 12 лошадей, 8 собак, 2 ястреба и даже 2 павлина.

Реконструкция погребения в Гокстаде

Фото погребальной камеры и трех лодок из погребения в Гокстаде

Впрочем, подробнее об умершем мы поговорим позднее, а пока давайте продолжим рассказ о самом корабле.

Лето 1880 года выдалось необычайно жарким для Норвегии, что облегчило работу в ходе раскопок, но явно не пошло на пользу кораблю. Дерево стало высыхать, изгибаться и крошиться, в ходе работ его постоянно поливали водой и прикрывали ветками и брезентом, защищая от высыхания. Вскоре судно установили на опоры прямо в яме, подготовив его к транспортировке.

Фото с раскопок

Корабль построен полностью из дуба по клинкерной технологии – доски бортов идут в нахлест, покрывая частично друг друга.

Длина судна 23.8 метра и 5.25 метра в ширину. Вес судна с полным оснащением составлял чуть больше 20 тонн. Осадка судна при полной загрузке не превышала одного метра. Киль вырублен из одной массивной дубовой балки. Каждая из боковых сторон корабля состоит из 16 досок. Швы между досками забиты тщательно просмоленной скрученной веревкой из шерсти. Самая верхняя доска немного толще, на ней подвешивались щиты, по 32 с каждой стороны окрашенные в желтый и черный цвет. Отверстия для весел указывают на 16 пар весел, значит мы имеем 32 гребца плюс еще 32 человека, которые могли грести попеременно, учитывая общее количество щитов, которые, конечно же, не просто украшение бортов.

Чтобы построить такой корабль, требовалось срубить целую рощу дубов, каждое бревно раскалывалось вдоль волокон для получения досок. Представьте, из ствола высокого дуба получали лишь несколько досок для обшивки судна. На современной лесопилке получили бы, как минимум, несколько десятков таких же досок. Таких же? Вовсе нет, полученные из расколотых вдоль волокон ствола доски на порядок более прочные чем аналогичные, выпиленные на лесопилке. Трудозатраты на постройку такого корабля - огромны. Даже знаменитый полосатый парус викингов на такое судно – это ежедневный труд нескольких пряльщиц и ткачих в течение 2-3 лет.

Посмотрите на фотографии и убедитесь сами, как по своему красив и совершенен корабль.

Фотографии корабля из Гокстада в музее кораблей викингов

Обратите внимание на прорезь в уключинах, позволяющая вынимать лопасть весла

Взято с Викимедиа
Взято с Викимедиа

Корабль из Гокстада сегодня считается эталонным образцом «длинного корабля» викингов эпохи их расцвета. Сегодня он находится в музее кораблей викингов в Осло, как и корабль из Осеберга.

Радиоуглеродный анализ, а затем и более точные данные дендрохронологии указали на дату постройки судна – примерно 890 год нашей эры. Судно активно использовалось явно не один или два года, сохранились следы износа, а так же ремонта и замены нескольких досок.

За более чем столетие отделяющие нас с вами от находки не раз строились реплики данного корабля, и все они показали выдающиеся мореходные качества.

Так судно «Викинг» (точная копия) пересекло Атлантику в 1893 году в честь 500-летия открытия Колумбом Америки. В гонке с копией флагмана флотилии Колумба «Санта-Марии» «Викинг» показал среднюю скорость под парусом 9.5 узлов, в то время как «Санта-Мария» давала всего 6 узлов, и значительно опередил ее прибыв в Нью-Йорк первым. Под веслами «Викинг» шел со скоростью более 12 узлов. Поразило путешественников как "Викинг" плавно изгибался на волнах, не теряя при этом прочности и не давая даже намека на течь.

«Викинг» на всемирной выставке в Чикаго 1893 год

Конечно же, корабль из Гокстада не предназначался для пересечения океана, для этого существовал другой тип корабля – кнорр, более короткий и широкий, с меньшей командой и большим местом для груза в столь дальнем путешествии. Но, тем не менее, это путешествие доказало всем великолепную мореходность гостадского судна.

Настало нам время поговорить и о владельце корабля.

Как мы уже сказали – дата постройки корабля 890 год. Деревья, использованные при постройке погребальной камеры, рублены в 901 году. Анализ деревянных артефактов в насыпи и рядом с кораблем дают даты от 900 до 905 года.

Первоначальная гипотеза, что погребение принадлежит королю Олафу Гейрстаду, дяде знаменитого короля Харальда Прекрасноволосого, сегодня уже отвергнута, поскольку тот умер значительно раньше.

Кости скелета знатного викинга из Гокстада

Наш викинг — могучий воин, погибший в возрасте примерно 40 лет, ростом около 184 см, что значительно выше среднего роста того времени. При этом его кости весьма массивны, для сравнения, современный мужчина такого же роста будет иметь гораздо более тонкие кости. Он погиб в бою с несколькими врагами – раны нанесенные ему, говорят о трех видах оружия – боевой топор, меч и нож. Антропологи насчитали 7 ран, оставивших следы на скелете.

Последний удар был нанесен ножом в верхнюю часть бедра, где проходит бедренная артерия, скорее всего, он очень быстро истек кровью. Но сначала его свалили на землю ударами по ноге: меч рассек колено, а топор практически перерубил голень другой ноги. Вполне обычная тактика того времени против противника в доспехах. Учитывая большой рост соперника, и то, что врагов было несколько, такая тактика принесла убийцам успех.

Исследование костей черепа показало, что возможно, у нашего викинга присутствовала опухоль гипофиза, что привело к акромегалии – большому росту, к грубым чертам лица – большой подбородок, надбровные дуги, массивные кости. Он был очень силен и наверняка считался выдающимся воином.

Кто он был на самом деле, удастся ли нам когда-нибудь узнать его имя?

Возможно, хотя и не слишком вероятно. Ясно, что этот воин погиб в бою в то время, когда король Харальд Прекрасноволосый в яростных битвах отстаивал свое право быть королем всех норвегов. Но сегодня мы даже не знаем, на чей стороне бился похороненный поистине с королевской роскошью в Гокстаде все еще безымянный для всех бесстрашный ярл или конунг викингов, лишенный алчными потомками меча и всех своих богатств...

Автор Лысый Камрад (@LKamrad)

Предыдущие мои публикации на хабре по теме истории, археологии:

Самый абсурдный способ выбора главы государства в истории человечества?

Самый древний и один из самых красивых кораблей Европы, сохранившийся до наших дней. Загадка корабля из Осеберга.

Загадка корабля из Осеберга. Часть 2.

Расчетный листок, полученный римским солдатом X легиона. 2000 лет пролетело — ничего не изменилось…

«Инопланетный артефакт» — диск Сабу возрастом более пяти тысяч лет. Что же это такое на самом деле?

Загадка Нефертити или все, что вы хотели и НЕ хотели знать о великой царице

Чьи останки возрастом 2 тыс. лет с массой золотых украшений, найдены на берегу моря? Жертвы Везувия. Помпеи и Стабии

Загадка древнеегипетской мумии.

Славная смерть короля Эрика

Послание потомкам отправленное 120 лет назад. Капсула времени.

Смерть легионера. Серия «Жертвы Везувия»

Личный враг Бонапартов или почему иногда не стоит злить ботаника

Кровавый клад универмага Fenwick

Гений XIX века и его невероятное творение

Царевич-отцеубийца — погребенный заживо? Тайны истории


Дата-центр ITSOFT — размещение и аренда серверов и стоек в двух дата-центрах в Москве. За последние годы UPTIME 100%. Размещение GPU-ферм и ASIC-майнеров, аренда GPU-серверов, лицензии связи, SSL-сертификаты, администрирование серверов и поддержка сайтов.х

Комментарии (27)


  1. salnicoff
    25.01.2022 11:57

    На современной лесопилке получили бы, как минимум, несколько десятков таких же досок. Таких же? Вовсе нет, полученные из расколотых вдоль волокон ствола доски на порядок более прочные чем аналогичные, выпиленные на лесопилке.

    Не совсем. Доска — она и есть доска. А вот бревно распускают на доски особым образом, для того, чтобы их форма не менялась. Дерево при увлажнении или усушке расширяется или сжимается в разных направлениях по разному. Вдоль ствола — минимально, поперек — больше. Если слои в доске будут непараллельны одной из плоскостей, то ее либо выгнет дугой в форме буквы «С», либо скрутит винтом. И то, и другое привет как минимум, к щелям в обшивке, как максимум — к отрыву досок друг от друга и разрушению судна. Потому доски для судостроения до сих пилят особым образом.


    1. Xo4y_3uMy
      25.01.2022 12:41

      А можно подробнее про способ?
      Я не знаю как для кораблей, но вот в строительстве и прочей мелкой оснастке всегда предпочитали именно расщеплённые деревяшки, так как в этом случае волокна непрерывны, что очень сильно повышает их упругость и сопротивление перелому (если использовать распил - то перелом как раз часто идёт по волокнам)

      Взял первую из интерента. Тут как раз видно что рукоятка разщепилась по волокнам
      Взял первую из интерента. Тут как раз видно что рукоятка разщепилась по волокнам

      Во всяком случае топоры всегда старались делать именно цельными. Только самые дешевые рукояти из распила были. Распил при работе на раз расходился по волокнам, а вот расщеплённая цельная рукоять такое практически не позволяла. Да и работать удобнее, что-то там с отдачей связано, гибкостью и прочим. Не силён ) Но при работе можно с закрытыми глазами понять какая рукоять.
      Именно отсюда, кстати, такая любовь к "усилению" распила нитью, кожей и прочей.


    1. RomanArzumanyan
      25.01.2022 12:50
      +1

      При распиловке полотно надрезает волокна как вдоль, так и поперёк.

      Колотые доски при прочих равных имеют большее число длинных цельных волокон, т. к. раскол проходит строго вдоль. За счёт этого, колотые доски более прочные.

      Аналогичная технология применялась для изготовления древков копий и кавалерийских пик. Раскалывание и склейка колотых строганых заготовок. Несмотря на то, что примитивный токарный станок тогда уже существовал, его не использовали для этой операции.

      Та же самая история происходила с луками. Прямослойную древесину раскалывали вдоль волокон, а затем состругивали лишнее, опять же, строго вдоль волокон, отслеживая этот процесс по узору годовых колец.


      1. LKamrad Автор
        25.01.2022 16:00
        +1

        Абсолютно верно. Раскалывали так не из-за того, что не умели пилить или у них не было пил, а именно для того, чтобы получить прочные доски. (расколотые вдоль волокон, без нарушения их целостности).


        1. RomanArzumanyan
          25.01.2022 16:31

          не умели пилить или у них не было пил

          Не особо умели, и пил у них было мало. Пилы приличного качества появились ближе к 16-17вв. Всё дело в том, что очень сложно кузнечным способом вручную выковать тонкое (~1 мм) пильное полотно. А ещё, пилить дуб вручную вдоль волокон - это адова работа.

          Гораздо быстрее сделать несколько зарубок топором, и расколоть бревно деревянными кольями. ЕМНИМ, Пётр I всячески пытался продвигать пиление как тех. операцию для обработки древевины, а местные плотники сильно сопротивлялись.

          Металлообработку на станках с приводом от водяных мельниц внедрили сначала в оборонке для изготовления листовых доспехов, а затем уже добрались до инструмента. Тогда появились тонкие пильные полотна стабильного товарного качества. На железе всячески экоминили, поэтому использовали лучковые пилы, у которых полотно очень узкое.


          1. LKamrad Автор
            25.01.2022 16:44

            Не особо умели, и пил у них было мало. 

            Но они были. И это не отменяет факта, что доски полученные таким образом существенно прочнее.


  1. RigelNM
    25.01.2022 12:14
    +2

    Некорректно проводит параллели между количеством экипажа и количеством щитов на бортах. Это не обычные щиты, которые по общему заблуждению викинги снимали перед штурмом, это спициальные корабельные щиты, которые значительно больше и толще обычных и их ровно столько сколько нужно для защиты корабля.


    1. LKamrad Автор
      25.01.2022 12:46
      -3

      Для защиты корабля, фейспалм.

      ...деревянные щиты для защиты деревянных бортов корабля, которые намного прочнее и толще их.


      1. RigelNM
        25.01.2022 12:50
        +3

        Для защиты экипажа очевидно + возможно абардаж сложнее провести. Все вместе сокращённо "защита корабля". Поменять побитые щиты проще, чем дубовые корабельные доски, которые являются частью конструкции. Фейспалмте дальше, неверность вашего утверждения в статье это не отменяет.


        1. LKamrad Автор
          25.01.2022 13:03
          -5

          Вы логику включите хоть чуть-чуть. Зачем специально делать и закреплять на борту какие-то тяжелые "корабельные щиты", когда можно просто сделать прочнее и выше сам борт.


          1. RigelNM
            25.01.2022 13:17
            +3

            Я написал зачем - ремонтопригодность.

            Да и логику здесь включать не нужно, это факт.

            Если бы вы не проявили такого отношения вполне можно было бы подискутировать на тему - зачем они их там крепили. Факт в том что они археологически находятся, упоминаются в сагах и они значительно больше и грубее "ручных" щитов.

            Но видимо верно высказывание "не делай добра, не получишь зла".


            1. LKamrad Автор
              25.01.2022 14:20
              -2

              То есть, вот просто так отскочим, типа: "ай, нехороший, доказывать не буду, я обиделся"? Ну, давайте, тащите сюда свои "факты" и доказательства.

              Щиты на бортах в сагах упоминаются, но нет там информации о том, что это особые большие тяжелые именно "корабельные щиты". На борт вывешивали щиты, которые использовали в бою.

              Upd. Доказательств, как понимаю, не будет. Ответили минусами. xD.

              Upd 2.Зачем нужен умбон на толстом"корабельном щите", ослабляющий его защиту? Если что, это отверстие в деревянных досках, прикрытая выпуклым листом металла в том месте, где была ручка за которую держали щит.


              1. LKamrad Автор
                25.01.2022 14:56

                Фото щита из погребения в Гокстаде, был на борту корабля. Умбон и ручка на месте. На хрена они на вашем особо тяжелом, большом и тяжелом "корабельном щите", предназначенном исключительно для защиты бортов?


                1. Torres_ru
                  25.01.2022 15:31

                  Не уверен, что это можно принять в качестве доказательства, но историк К.А. Жуков говорит примерно следующее:

                  Клим Жуков. Вот, и щиты по бортам – это вот то, что видели очень многие люди, причём очень многие в последний раз, от Норвегии до Северной Африки – это атакующий драккар со щитами на бортах. Многие думают, что эти щиты при десантировании на берег гребцы ловко схватывали и бежали в атаку – нет, это не боевой щит, это именно бортовой щит, они очень большие для боевого щита, они метр в диаметре. Они тяжёлые слишком, ими очень сложно и, наверное, невозможно управляться в рукопашном бою. Это то, что стационарно вешалось…

                  Д.Ю. Да, наверное, и само крепление не под руку, а под борт?

                  Клим Жуков. Да-да-да, там всё это вешалось к борту, и это не боевые щиты, они слишком толстые и слишком большие. Это именно защита от метательного оружия, не более. Гребцов было 32 человека на гокстадском судне, по 16 с каждой стороны.

                  https://oper.ru/video/view.php?t=3461


                  1. LKamrad Автор
                    25.01.2022 15:36
                    +2

                    Вот тут Жуков неправ. Бывают проколы и у него, это вполне нормально, невозможно все знать и во всем быть экспертом. В Гокстаде крепление щитов именно под руку. И они не толще, а скорее тоньше обычных щитов викингов!

                    Про размеры: 94 см, а не метр.

                    Щиты Гокстада имели толщину примерно 7 мм (1/4 дюйма) в центре и были скошены, поэтому по краям они были тоньше. Большинство сохранившихся щитов имеют толщину от 6 мм (1/4 дюйма) до 12 мм (1/2 дюйма), хотя были обнаружены щиты толщиной более 30 мм (1-1/8 дюйма). В саге об Эгиле (глава 53) говорится, что Торольв был вооружен большим толстым щитом. Позже в битве он закинул свой щит на спину, чтобы владеть копьем двумя руками.

                    То есть, якобы особо тяжелые "корабельные щиты" Гокстадского судна были легче многих найденных щитов викингов и тоньше их!

                    Самая впечатляющая коллекция полных щитов викингов была извлечена из норвежского захоронения в Гокстаде. Здесь был похоронен корабль вместе с принцем или королем и большим количеством инвентаря. Среди них было 64 круглых щита, окрашенных желтой и синей краской.

                    Щиты относительно тонкие, и исследования показали, что они легко раскалываются при ударе стрелами, топорами и мечами. Поэтому считается, что изначально они были покрыты кожей животных, которая при высыхании немного сжималась, что увеличивало прочность щитов. Добавление кожи животных также означало, что щиты было труднее расколоть, и поэтому можно было использовать относительно тонкие куски дерева, чтобы уменьшить их вес.

                    Отсюда (National Museum of Denmark): https://en.natmus.dk/historical-knowledge/denmark/prehistoric-period-until-1050-ad/the-viking-age/weapons/shields/


          1. alisovski
            25.01.2022 13:20
            +2

            Ну, что-то типа древнего прообраза сменных плиток теплозащиты на космических кораблях.


            1. LKamrad Автор
              25.01.2022 14:38

              Зачем нужны дополнителные щиты для защиты борта, если у КАЖДОГО на драккаре и так есть щит, который и вывешивался на борт.


              1. Xo4y_3uMy
                25.01.2022 15:36

                Запасные?

                Да и спорить тут бесполезно, так как историки сами до конца не решили что там с щитами и какие они были. Вплоть до теории что функция щитов на бортах чисто "геральдическая" для представительских целей. А в походах вообще не использовались, так как мешали грести.


                1. LKamrad Автор
                  25.01.2022 15:48

                   так как историки сами до конца не решили что там с щитами и какие они были

                  Щиты в Гокстаде как раз сохранились,так что гадать не нужно.


                  1. Xo4y_3uMy
                    25.01.2022 16:01

                    Щиты сохранились, а вот зачем они - нет.
                    В статье есть фото Викинга - точной копии.
                    Да и фото самого драккара есть. Так вот, у Викинга на фото 15 щитов (опять же точных копий) на борту.
                    Если повесить все 32 на борт - будет неудобно грести. Да и как вешать, если даже эти 15 почти перекрывают друг-друга. Так что варианты разные.

                    Если уж совсем занудствовать, то по Вашей же ссылке https://en.natmus.dk/historical-knowledge/denmark/prehistoric-period-until-1050-ad/the-viking-age/weapons/shields/ говорится о том, что при испытаниях драккара с установленными щитами мореходные качества заметно снижались. Так что щиты не висели так постоянно, а только временно. При атаке там или в виде украшения у причала...


                    1. LKamrad Автор
                      25.01.2022 16:18

                      Вот-вот, вы похоже и сами начинаете понимать очевидную абсурдность тяжелых и больших "корабельных щитов". ;)


                      1. Xo4y_3uMy
                        25.01.2022 16:24
                        -1

                        А я про тяжелые корабельные щиты не выступал, кстати ;)
                        Я сказал что никто не знает как там было на самом деле, а вот теорий есть несколько. От Тяжелых Щитов и (через чисто утилитарные версии) до чисто декоративной "Геральдической" цели (чисто понять какая именно важная шишка приплыла по цвету и количеству щитов)

                        Кстати, не понимаю почему щиты считались "тяжелыми".
                        Там дерева килограмма на 2,5... ну еще кожа, эта пимпочка еще...


                      1. YMA
                        25.01.2022 20:20

                        А вы попробуйте с щитом порубиться, даже просто для вида, не реально. Я как-то в Сваргасе (деревня рядом с Выборгом) напялил на себя это вот все, и попробовал изобразить эпическую битву с товарищем. Так минут через 10 рука со щитом конкретно устала - мало того, что им двигать надо, так еще периодически в него мечом прилетает. ;)


          1. RomanArzumanyan
            25.01.2022 16:37

            Щиты можно сделать из коротких досок не самого высокого качества, на корпус корабля идёт только отборный лес - несколько метров прямослоя.

            Щиты можно облить водой из ведра, и их будет очень сложно поджечь, в отличие от просмоленных корабельных досок.

            Щиты можно починить на коленке топором, корабль починить может только опытный плотник.


            1. LKamrad Автор
              25.01.2022 16:50

              Вот только причем тут большие и тяжелые "корабельные щиты", за которые так рьяно топит комментатор?

              Сам по себе борт щитами защищать смысла нет. Все равно незакрытая часть борта будет много больше. Назначение щитов не защита борта как такового, а защита гребцов. Вы несогласны?


  1. MaksVal
    25.01.2022 12:29
    -2

    Спасибо, почитал с удовольствием! :)


  1. PereslavlFoto
    25.01.2022 15:57