Уверен, вы, как и я, не раз читали или слышали о находках древних захоронений, в которых якобы находили нетронутые разложением тела умерших. Причем стандартная история выглядит примерно так: археологи находят герметично запечатанный саркофаг, открывают крышку и видят в роскошном убранстве красивую девушку или юношу, причем выглядят они обязательно как живые, словно заснули или умерли только что.

Джованни Паоло Паннини - Каприччо с важнейшими памятниками древнего Рима. 1735
Джованни Паоло Паннини - Каприччо с важнейшими памятниками древнего Рима. 1735

Далее обычно следуют два варианта событий – либо тело вспыхивает охваченное голубым пламенем, после чего на дне саркофага остается лишь прах и пыль, либо оно начинает стремительно разлагаться прямо на глазах, и через пять минут мы имеем тот же прах или в лучшем случае кучку почерневших костей.

Увы, все эти истории ничто иное как типичные «городские легенды», не имеющие отношения к реальности, за полтора столетия существования археологии как науки ни одного факта подобной находки документально не подтверждено.

Но возможно ли такое в принципе?

Археологи находили множество тел древних людей великолепной сохранности, начиная от андских мумий, Этци, болотных людей, находок тел в вечной мерзлоте до искусственно мумифицированных тел в Египте и в других частях света.

Беда в том, что ни одно из этих древних тел, где бы их не находили – в снегу, во льду, в песках, в горной пещере или в каменном саркофаге НИКОГДА даже близко не выглядело «как живое», хотя сохранность этих тел действительно уникальна. И, да, ни одно из найденных тел не "вспыхивало" и не разлагалось столь стремительно, как следует из канонической версии мифа о находке прекрасного нетронутого тлением тела девушки.

Но может все же такие находки чрезвычайно редки именно потому, что требуют совпадения множества уникальных условий, чтобы тело сохранилось нетронутым разложением тысячелетия?

И уж если такая находка в действительности произошла хотя бы раз, то, возможно, такие же удивительные открытия нас ждут в будущем.

Перетряхнув весь багаж знаний о подобных находках мы убедимся, что лишь одна из историй в корне отличается от всех других, ибо к ней прилагаются десятки сохранившихся документов: писем, дневников, описаний очевидцев с точной датой и примерным местом находки, вот только от событий, рассказанных в них, нас отделяет более пяти столетий.

Но давайте же прямо сейчас выслушаем «свидетельские показания». 

Из дневника Антонио ди Васели (Antonio di Vaseli):

«Сегодня, 19 апреля 1485 года, в Рим пришло известие, что тело, похороненное тысячу лет назад, найдено в усадьбе Санта-Мария-Нова в Кампании, недалеко от Казале-Ротондо. ..Римский муниципалитет отправил в Санта-Мария-Нова искусно изготовленный гроб и команду для перевозки тела в город. Тело, кажется, покрыто клеевым веществом, смесью мирры и других драгоценных мазей, которые привлекают рои пчел. Тело не повреждено. Волосы длинные и густые; ресницы, глаза, нос и уши безупречны, как и ногти. Похоже, это тело женщины хорошего размера; и ее голова покрыта легкой шапкой из плетеной золотой нити, очень красивой. Зубы белые и идеальные; плоть и язык сохраняют свой естественный цвет; но если смыть клейкое вещество, плоть почернеет менее чем за час. Большое внимание было уделено поиску гробницы, в которой был найден труп, в надежде найти эпитафию с ее именем; это должно быть выдающееся, потому что никто, кроме благородного и богатого человека, не мог позволить быть похороненным в таком дорогом саркофаге, наполненном драгоценными мазями».

 Перевод письма господина (мессира) Даниэле да Сан-Себастьяно:

«В ходе раскопок , которые были сделаны на Аппиевой дороге, чтобы найти камни и мрамор, три мраморных гробницы были обнаружены в эти последние дни.. Одна из них содержала молодую девушку, нетронутую во всех ее членах, покрытую с головы до ног с покрытием из ароматической пасты, толщиной в один дюйм При удалении этого покрытия, которое, как мы полагаем, состоят из мирры, ладана, алоэ и других бесценных лекарств, появилось лицо, такое прекрасное, такое приятное, такое привлекательное, что, хотя девушка определенно была мертва полторы тысячи лет она, кажется, была похоронена в тот же день. Густые массы волос, собранные на макушке в старом стиле, казалось, были расчесаны тут же. Веки могут быть открыты и закрыты; уши и нос были так хорошо сохранены, что, прогнувшись в ту или иную сторону, они мгновенно возвращались к своей первоначальной форме. При нажатии на плоть щек цвет исчезнет, ​​как в живом теле. Язык можно было увидеть сквозь розовые губы; суставы рук и ног все еще сохраняли свою эластичность. Весь Рим, мужчины и женщины, до двадцати тысяч человек, посетили чудо Санта-Мария-Нова в тот день. Спешу сообщить вам об этом событии, потому что я хочу, чтобы вы поняли, как древние люди заботились о том, чтобы подготовить не только свои души, но и свои тела к бессмертию. Я уверен, что если бы у вас была привилегия увидеть это прекрасное молодое лицо, ваше удовольствие равнялось бы вашему удивлению».

Перевод письма, датированного 15 апреля 1485 года из Рима, среди бумаг Шеделя в кодексе #716 из мюнхенской библиотеки:

«Зная ваше стремление к новинкам, я отправляю вам новость об открытии, только что сделанном на Аппиевой дороге, в пяти милях от ворот, в месте, называемом Statuario (так же, как S. Maria Nova). Некоторые рабочие, занимающиеся поиском камней и мрамора, обнаружили там мраморный гроб очень красивой красоты с женским телом в волосах на затылке, в моде, ныне популярной среди венгров. Он был покрыт шапочкой из плетеного золота и перевязанной золотыми нитями. Шапочка была украдена в момент открытия вместе с кольцом, которое она носила на втором пальце левой руки. Глаза были открыты, и тело сохраняло такую ​​эластичность, что плоть поддавалась давлению и немедленно сохраняла свою естественную форму. Форма тела была прекрасна до крайности; внешность была девушкой двадцати пяти лет. Многие отождествляют ее с Туллиолой, дочерью Цицерона, и я готов в это поверить, потому что я видел рядом с собой надгробие с именем Марка Туллия; и потому что Цицерон, как известно, владел землями по соседству. Не берите в голову, чья дочь она была; она была конечно благородна и богата по рождению. Тело обязано своей сохранностью покрытию мазью толщиной в два дюйма, состоящий из мирры, бальзама и кедрового масла. Кожа была белая, мягкая и ароматная. Слова не могут описать число и волнение множества людей, которые бросились восхищаться этим чудом. Чтобы упростить дело, муниципалитет согласился убрать прекрасное тело в Капитолий. Кто-то может подумать, что взобравшись на эту гору, можно получить великую снисходительность и прощение грехов, поэтому толпа, особенно женщины, которых так привлекает это зрелище… Мраморный гроб еще не был вывезен в город, но мне сказали, что на нем выгравированы следующие письма:«Здесь лежит Юлия Приска Секунда. Она жила двадцать шесть лет и один месяц. Она не совершила никакой вины, кроме смерти». Похоже, на том же гробу выгравировано другое имя - Клавдия Илара, который умер в сорок шесть лет. Если верить нынешним слухам, первооткрыватели тела сбежали, взяв с собой большие сокровища».

 Известный историк и археолог Родольфо Ланчиани пишет в своей книге «Языческий и христианский Рим», суммируя показания свидетелей:

«Раскопки были предприняты монахами Санта Мария Нуова (ныне S. Francesca Romana), в пяти милях от ворот. Могила стояла на левой или восточной стороне дороги, высоко над землей. Саркофаг был встроен в стены фундамента, а его крышка была закрыта расплавленным свинцом. Как только крышка была снята, присутствующие заметили сильный запах скипидара и мирры. Тело описано в гробу, руки и ноги еще гибкие. Волосы были светлые, и связаны инфулой сотканной из золота. Цвет плоти был абсолютно реалистичен. Глаза и рот частично открыты, и если кто-то слегка тянул за язык, он возвращался на свое место.

В течение первых трех дней выставки на Капитолии эта замечательная реликвия не имела признаков распада; но через некоторое время воздействие воздуха начало сказываться на нем, и лицо и руки почернели. Гроб, кажется, был помещен около палаццо Консерватори, чтобы толпа посетителей могла передвигаться и с большей легкостью созерцать чудо. Селио Родигино говорит, что первые симптомы гниения были замечены на третий день; и он приписывает распад больше удалению покрытия мазей, чем действию воздуха.

Эти различные рассказы, без сомнения, написаны под влиянием момента, и люди, естественно, склонны к преувеличению; тем не менее, все они согласны в основных деталях открытия, - в дате, месте обнаружения и описании трупа. Тогда кем была девушка, для сохранения останков которой так озаботились?»

В итоге Ланчиани приходит к выводу: девушка никак не может быть дочкой Цицерона Туллиолой, поскольку той было уже за 30 лет в момент смерти, а возраст девушки был совсем юный - ближе к 15 годам, да и сама гробница Цицерона находится совсем в другом месте. Так же свидетельство о надписи на саркофаге об Юлии Приске Секунда не соответствует истине, поскольку гробница с такой надписью была обнаружена за 22 года до этой находки.

 

The accompanying cut represents her body as it was exhibited in the Conservatori palace, and is taken from an original sketch in the Ashburnham Codex, 1174, f. 134. 
The accompanying cut represents her body as it was exhibited in the Conservatori palace, and is taken from an original sketch in the Ashburnham Codex, 1174, f. 134. 

Заключает свой рассказ Ланчиани так:

«Есть две версии относительно ее окончательной судьбы. Согласно одному, Папа Иннокентий VIII, чтобы остановить волнение и суеверия граждан, заставил вывезти тело ночью за пределы Порта Салария [одна из городских стен Рима, не сохранившаяся до наших дней], и тайно похоронить его у подножия городских стен. Согласно второй версии, тело девушки было брошено в Тибр».

Давайте попробуем подытожить. Без всякого сомнения, действительно было найдено погребение с телом молодой женщины необычной сохранности. Некоторые противоречия в описаниях неудивительны, поскольку большинство показаний писалось именно с чьих-то слов, а сами «очевидцы» в лучшем случае наблюдали тело уже со следами разложения, не прикасаясь к нему.

Еще одна иллюстрация находки нетленного тела прекрасной римлянки
Еще одна иллюстрация находки нетленного тела прекрасной римлянки

В древнеримской традиции нет погребений в обнаженном виде, так почему же на теле девушки нет одежды? Самый очевидный ответ – она истлела. Стоп, как же так – одежда истлела, а тело нет?

Описание «корки мазей» вокруг тела явно говорит о бальзамировании, проще сказать, мы точно имеем дело с искусственной мумией. Гибкость конечностей и относительная упругость кожи так же не удивительна (смотрите мою публикацию об изучении древнеегипетской мумии жреца Несамуна). Но вот утверждения о великолепной изначальной сохранности и об естественном цвете кожи вызывают очень большие сомнения.

Любая древняя мумия – зрелище абсолютно точно не слишком приятное, а тут куча документов говорит о прекрасной девушке, причем ссылаясь на впечатления тысяч зрителей.

Либо это не древняя мумия, либо все сказанное выше – ложь, ведь не даром говорят, "врет как очевидец": желание приукрасить, рассказать нечто невероятно захватывающее и интересное, превращают порой вполне достоверные истории в фантастические байки.

Но все же, все же... а вдруг есть третий вариант, в котором рассказ очевидцев правда, пусть и приукрашенная, но и тело девушки при этом вполне реальная древняя мумия?

Вы не поверите, но к моему удивлению и такой вариант оказался вполне реальным.

Ключ к разгадке нашей тайны - относительно недавняя находка археологов еще одного богатого женского древнеримского погребения, но об этом уже в следующей части нашей публикации...

Часть 2. Древнеримская мумия Гротаросса

Как помните, сохранность тела («как живая») девушки, умершей более тысячи лет назад, вызывала у меня большие сомнения в достоверности находки или точнее ее реального состояния. Не все читатели со мной согласились, один из них напомнил о находке «мокрой мумии» в Китае возрастом более двух тысяч лет.

Мумия жены видного сановника династии Хань госпожи Синь Чжуй (статья в русскоязычной вике) удивительна – мало того, она частично сохранила влагу в себе, что само по себе редкость, но и цвет ее кожи остался близким к естественному. И это при том, что возраст мумии более двух тысяч лет!

Ниже реконструкция внешнего облика Синь Чжуй в возрасте 25-30 лет, тут ей явно польстили поскольку в реальности на момент смерти ей было уже за 50, она страдала от ожирения и еще от кучи старческих болячек.

Взято с Wikimedia Commons
Взято с Wikimedia Commons

 Хотя мумия тетушки Синь Чжуй и весьма сохранна, она явно не подходит к определению «как живая». Рост тетушки – 154 см, вес ее мумии -– 35 кг, вес при жизни оценочно – 75 кг. Проще сказать, тело тетушки выглядит как частично разложившийся труп недельной давности, потерявший более 70% жидкости.

Не привожу здесь фото мумии из эстетических соображений, но те, кто жаждет ее увидеть, может вполне погуглить сам.

Увы, примером того, что тело древней римлянки могло сохраниться «как живое», тетушка Синь Чжуй точно не станет. Собственно и техника сохранения (бальзамирования) здесь применена явно иная, в саркофаге тетушки находилось 80 литров красноватой (розовой) жидкости, ничего подобного в саркофаге римлянки найдено не было. 

В целом, у большинства ученых история с телом прекрасной девушки из древнего Рима воспринималась скептически, мол, да, вполне возможно, мумифицированное тело могло быть найдено, но вот сохранность его явно преувеличена. Кроме того, даже сам факт существования такой мумии вызывал сомнения, ведь считалось, что древние римляне никогда не мумифицировали своих покойников! 

Но все изменилось в феврале 1964 года...

В тот день 5 февраля бульдозер расчищал котлован вырытый под фундамент будущего здания на виа Кассия в районе Гротароссо в Риме. Когда нож бульдозера выковырнул из земли сломанный мраморный саркофаг, прораб распорядился втихушку загрузить находку вместе со строительным мусором на самосвал и вывезти все на свалку. Вызов археологов точно бы сорвал сроки строительства, в график которого его бригада уже сейчас не укладывалась.

Так бы и кануло замечательное открытие в Лету, если бы не рабочий, который посреди свалки наткнулся на труп ребенка. Он тут же вызвал полицию, точнее карабинеров. Те, в свою очередь, осмотрев тело, поняли, они имеют дело не с недавним преступлением, а с древней мумией. Когда приехали археологи, они были реально в шоке: посреди свалки лежит древнеримская (?!) мумия, а рядом осколки великолепного резного саркофага из карарского мрамора, который уже сам по себе является великолепным произведением искусства античности. 

Саркофаг мумии Гротароссо
Саркофаг мумии Гротароссо

В итоге сроки строительства сорвались, прорабу влетело по самое не балуй, а ученые провели через месяц пресс-конференцию о самом выдающемся археологическом открытии последних десятилетий.

Заголовки газет пестрели сенсационными заголовками и фотографиями.

По утверждениям археологов была найдена первая древнеримская мумия – тело 7-8-летней девочки. Сомнений в том, что это именно мумия не возникало. Как и египетские мумии её тщательно обмотали пропитанными смолами льняными бинтами, оставляя открытым лишь голову и лицо. Однако, на этом сходство с древнеегипетской практикой мумификации и заканчивалось: мумия не вскрывалась, все внутренности, включая мозг, остались внутри тела.

Примерный возраст погребения определен как 150-200 годы нашей эры. Роскошный саркофаг, остатки шелковой (из Китая) туники, золотые драгоценные украшения, включая сапфиры из Индии, говорили о том, что ребенок из весьма богатой древнеримской семьи.

Давайте посмотрим богатства мумии Гротаросса подробней.

Стенд с драгоценностями мумии

Ожерелье с сапфирами

Фрагмент ожерелья

Простенькие сережки из золотой проволоки

Фамильный перстень с печаткой: крылатой богиней Никой

Прекрасные изделия из янтаря

Замечательная кукла из слоновой кости (подробнее о таких куклах читайте в одной из моих публикаций "Невеста из древнего Рима")


Обратите внимание на деталь: нитку намотали на перстень (для уменьшения внутреннего размера), чтобы он не болтался на маленьком и тонком пальчике девочки...

Обследования мумии показали, что несмотря на все богатство ее семьи, девочка перед смертью оказалось сильно истощена. Долгая болезнь сказалась на ее физическом состоянии. Удалось даже поставить диагноз – тяжелая болезнь легких, а точнее двусторонний фиброзный плеврит.

Почему ребенка мумифицировали? Тогда в 1964 году предложили пару версий. По первой, больного ребенка отвезли в Египет, поскольку климат Египта благоприятствовал лечению, но болезнь все же убила ее, тогда для сохранения тела, перевозки его и проведения похорон на родине приняли решение мумифицировать тело. По второй, версии семья девочки – приверженцы культа Исиды, древнеегипетской богини, очень популярной в то время в Риме. Не исключалась и возможность и того, что, например, мать девочки была родом из самого Египта.

В 60-х годах прошлого века все эти вопросы остались без ответа, но в начале третьего тысячелетия новые технологии позволили приоткрыть завесу тайны.

Во-первых, выяснилось, на мумии не было следов использования натрона – обязательный элемент технологии мумификации в древнем Египте, во-вторых, льняные бинты были сотканы именно в Италии (технология ткачества этих регионов весьма отлична). Анализ смол и пыльцы растений не дал однозначных ответов по региону – район Средиземноморья (Италия, Греция, Анатолия, побережье Палестины, Сирии и Египта) и так вполне очевиден. Зато генетический анализ (митохондриального ДНК) дал ответ о происхождении матери ребенка: район южной или центральной Италии.

Таким образом мумифицирование ребенка проводилось, скорей всего, именно в Италии, а мумия лишь внешне напоминала древнеегипетскую, не соответствуя реальной технологии мумификации древнего Египта. Вполне вероятно семья девушки поклонялась богине Исиде, отсюда и столь необычное захоронение ребенка.

В древнем Риме была мода на древний Египет. И наша с вами мумия далеко не самое впечатляющее свидетельство, вот пирамида Цестия в Риме.

Через три столетия после постройки встроена в стену императора Аврелиана. Высота 36 метров - выше 12-этажного здания!

Взято с Wikimedia Commons
Взято с Wikimedia Commons

Все это прекрасно, воскликнет читатель, но причем здесь тело красивой девушки, найденное в далеком 1485 году?

Мумия Гротароссо вовсе не производит такого же впечатления. Это именно мумия, внешне напоминающая древнеегипетские мумии выставленные в национальном музее Каира.

Мумия Гротароссо в музее, современное состояние


Подробней можете разглядеть здесь на видео, но предупреждаю - вы увидите мумию, а следовательно не самое приятное зрелище: https://youtu.be/i2FZlIWe608

Но не так давно, в масс-медиа обратили внимание на несоответствие старых фото мумии и современных, смотрите сами:

Слева - старое фото, справа - современное

Одно из старых фото 1964 года

Обратите внимание на лицо мумии, точнее на ее пухлые губы, разве такое возможно? Кстати, очевидцы как один говорили, изначально лицо мумии было заметно светлее. Так может и наша девочка в момент вскрытия саркофага тоже была "как живая"?

Вполне понятно, что фотография в газете была отретуширована, но нас с вами интересует сейчас другое - хорошо различимые трещины на лице мумии. Их точно нет на лице мумии Гротароссо в музее. Так откуда они взялись и куда делись?

Мне кажется, именно тут и кроется ключ к нашей загадке: лица древнеегипетских мумий всегда накрывала маска или иное изображение лица умершего.

На лице мумии Гротароссо была очень тонкая маска из органического материала, возможно, смеси полупрозрачного воска с чем-то и каких-то красителей, с момента контакта со свежим воздухом она стала стремительно разрушаться. Именно эта маска, уже покрывшаяся трещинами, запечатлена на старой фотографии, иначе невозможно объяснить удивительную сохранность лица мумии на тот момент.

Ровно так же 500 лет назад очевидцы увидели не реальное лицо прекрасной умершей девушки, а ее погребальную маску. которая очень быстро потемнела и вскоре разрушилась. Отсюда и впечатление - "как живая", поверьте, искусные художники могли создать и расписать маску на лице так, что оно словно дышало жизнью.

Портрет лица на мумии, греко-римский период древнего Египта

И снова, мой читатель, вы можете не согласиться с моими выводами и будете в своем праве, гарантировать 100% достоверность, увы, я вам не могу.

С вами сегодня был ваш старый знакомый Лысый Камрад (@LKamrad)


Дата-центр ITSOFT — размещение и аренда серверов и стоек в двух дата-центрах в Москве. За последние годы UPTIME 100%. Размещение GPU-ферм и ASIC-майнеров, аренда GPU-серверов, лицензии связи, SSL-сертификаты, администрирование серверов и поддержка сайтов.

Комментарии (48)


  1. stgunholy
    07.02.2022 10:26
    +1

    И снова интересно. Спасибо!


  1. agat000
    07.02.2022 11:05

    Спасибо, хороший понятный разбор.

    А если зайти с другой стороны?

    Возможно ли вообще на технологиях и материалах античности-средневековья создание и консервация мумии класса "как живой"? Со сроком автономного хранения (без дополнительных манипуляций) в тысячу лет, хотя бы?

    Залить маслом, медом (легенда о мумии А.Македонского), спиртом, пропитать воском, еще чем то? Запечатать герметично и в итоге заморозить? Вот в музеях заспиртованные животные по 200-300 лет хранятся, разве что со сменой жидкости, наверное.


    1. LKamrad Автор
      07.02.2022 11:25

      Самые реальные варианты - залить медом (что и делали) или смолой сосновой. Вот только доступа к телу не будет. Насчет Александра Великого в меде - тело цело пока в меду, при чем полагаю в основном чисто внешне, внутри тела разложение все же идет хоть и гораздо медленнее.


      1. tsurugi-no_ken
        07.02.2022 12:33
        +1

        Подозреваю, что по мере высыхания мёда, влага из тела путём дифузии будет постепенно переходить в мёд, с итогом в виде той же сушённой мумии, но в меду и пропитанной мёдом.


        1. LKamrad Автор
          07.02.2022 12:51

          IMHO мед как и смола сохранит внешнюю форму тела.


    1. azatfr
      07.02.2022 12:40

      Единственный способ сохранить «как живой» — глубокая заморозка. ru.wikipedia.org/wiki/Дети_Льюльяйльяко


      1. LKamrad Автор
        07.02.2022 12:55

        Тем не менее "как живые" они точно не выглядят.


  1. z0ic
    07.02.2022 15:29
    +8

    У археологов какое-то своё понимание выражения "хорошо сохранилась".


    1. Terimoun
      07.02.2022 17:08
      +6

      Это очевидно, хорошо сохранилось - значит, что сохранились мягкие ткани, а уж как это выглядит - это уже другое дело.


  1. RealBeria
    07.02.2022 15:33
    +6

    насмотрелся на мумий ... я за кремацию


    1. Murimonai
      07.02.2022 21:53
      +7

      Зато сколько информации о жизни и смерти людей в те времена. А остался бы один лишь прах - как поймешь от чего умер человек? Как жил? Чем питался? Как выглядел?
      Можно конечно полагаться на расшифровки надписей на могилах, но иметь резервный источник проверяемой информации все равно лучше.
      Такое вот резервирование данных.


      1. RealBeria
        07.02.2022 23:07
        -1

        называйте это эгоизмом, но не хочу быть после смерти такой вот информацией. а если учесть скорость роста населения планеты, то этот эгоизм превращается в суровую необходимость, иначе недалекие потомки будут вынуждены ходить по костям.


        1. dem0crypt
          08.02.2022 13:54
          +2

          иначе недалекие потомки будут вынуждены ходить по костям

          а чего в этом плохого? ну кости и кости


          1. Keeper1
            08.02.2022 14:17
            +4

            Истлевшим Цезарем от стужи

            Заделывают дом снаружи.

            Пред кем весь мир лежал в пыли,

            Торчит затычкою в щели.


          1. SquareRootOfZero
            08.02.2022 15:05
            +1

            Читал когда-то про погребальные обычаи некоторых народов крайнего севера: покойного оставляли в тундре, чтобы его съели волки, и таким образом восстанавливалась некая социальная справедливость — он животных ел, потом его животные съели. Наверное, и практические соображения тоже повлияли — с топливом для погребальных костров, думаю, в тундре не разгуляешься, а могилу в вечной мерзлоте костяным инструментом особо не подолбишь. Но, в целом, отношение к «костям» культурно обусловлено и может разительно отличаться: кто-то не хочет после смерти быть информацией, кому-то на корм волкам нормально.


    1. vilky
      08.02.2022 18:05

      Насмотрелась на мумии - начали выглядеть вполне красиво (и это я не археолог, не антрополог).


  1. miner2100
    07.02.2022 15:47

    Есть ещё один факт, с подобным описанием находки. "Тисульская принцесса" - находка на глубине 70 метров в тисульском районе Кемеровской области.


    1. Keeper1
      07.02.2022 16:58
      +1

      Не подтверждается, похоже на городскую легенду.


    1. Lord_Ahriman
      08.02.2022 07:02

      То же и про "укокскую принцессу" говорили. Похоже, это распространенный вид городских легенд для женских мумий.


  1. Teotem
    07.02.2022 15:50
    -4

    Интересная гипотеза.


  1. da-nie
    07.02.2022 18:59
    +3

    Фиалков в «Свет невидимого» рассказывает следующую историю:

    История, с которой начинается эта глава, в свое время была сенсационно известной. Она отмечена многими особенностями, отличающими ее от происшествий подобного рода. Начавшись как детектив высокого накала, она затем быстро сошла со страниц газет и экранов телевидения. Для того же чтобы узнать, чем она завершилась, мне пришлось покопаться в годовых подшивках научных, именно научных, журналов.
    В протокольном изложении история выглядит так:
    В августе 1957 года чета Ионссонов продала свой дом на окраине Акранеса вместе с прилегающим к нему наделом сыну пастора, молодому Ауздеерсону. Продажу дома старики Ионссоны задумали задолго до описываемых событий: вот уже год, а то и больше, Ионссоны охотно рассказывали каждому, кто соглашался их послушать, что им уже трудно самим обрабатывать землю. Вот и решили Ионссоны скоротать остаток дней в Рейкьявике возле сына и внуков.
    В конце августа Ионссоны, увязав нехитрый скарб, уехали в Рейкьявик, где их спустя две недели без труда разыскал полицейский комиссар и, предъявив обвинение в преднамеренном убийстве, отвез в комиссариат и заточил стариков — поодиночке! — в тюремные камеры.
    Для столь суровой меры у комиссара основания в общем-то были. После отъезда Ионссонов из Акранеса новый владелец надела решил расширить домик, поскольку в ближайшее время ждал увеличения семьи по меньшей мере на одного члена. Выбрав место для пристройки, он начал долбить мерзлый грунт, чтобы соорудить яму для фундамента, и очень скоро наткнулся на мертвое тело, закопанное примерно метрах в пяти от старого фундамента.
    Неизвестный был зверски убит — его горло было располосовано буквально до шейных позвонков — и спрятан в высшей степени тщательно: над зловещей могилой, как клятвенно утверждал пасторов сын, нельзя было обнаружить даже следов захоронения. Впоследствии экспертиза подтвердила, что злоумышленники сумели каким-то неизвестным криминалистике образом так утрамбовать почву, что о недавнем злодеянии нельзя было и подумать.
    Преступление было совершено недавно: тело сохранилось очень хорошо; в полуоткрытых глазах убитого можно было даже уловить выражение тяжелого ужаса. Судебные эксперты подтвердили, что убийство произошло за несколько дней, от силы за пару недель, до отъезда четы Ионссонов в Рейкьявик. Так, впервые представителями власти были сведены вместе — факт убийства и имя Ионссонов.
    На допросах Ионссоны проявили упорство, которое поначалу было трудно ожидать от немощных стариков. На вопросы, каким образом на их подворье очутился закопанный мертвец, старик презрительно плевал на выскобленный цементный пол комиссариата, фру же только отворачивалась от комиссара и безучастно глядела в окно на тусклое исландское небо. Когда же фру Ионссон показали сделанную крупным планом фотографию убитого, она тут же упала в обморок, настолько глубокий, что врачи провозились с ней часа четыре.

    Но ведь не знать, что делается у них в усадьбе, старики, никогда не отлучавшиеся с подворья, не могли!
    Между тем в деле было столько неясного, что у бедняги инспектора пухла голова. Неясно было, как тщедушные Ионссоны могли справиться с крепышом, каким, судя по всему, был убитый; возможность привлечения соучастника категорически отрицалась соседями, у которых жизнь Ионссонов была на виду. Неясно было, как сумели старики так ловко и, главное, так умело спрятать тело. Неясно было, почему, несмотря на тщательнейший осмотр, ни в доме, ни в подворье нельзя было обнаружить никаких улик.
    По настоянию корреспондентов газет и телевидения, нахлынувших в тихий Рейкьявик из Дании, Норвегии и даже из Франции, комиссар вынужден был разрешить пресс-конференцию. Стариков на протяжении часа закидывали вопросами: кто же все-таки резал незнакомца — господин или фру Ионссон или, быть может, как всегда в их жизни, они действовали рука об руку? Сколько крови вылилось из ужасной раны на горле убитого? Куда дели Ионссоны землю после того, как закопали несчастного?
    Старики молчали, глядя на всех с выражением раздражающего безразличия.
    Скоро на дело Ионссонов стали накручиваться новые загадки. Во-первых, никак не могли прийти к соглашению судебно-медицинские эксперты: суд не смог бы вынести аргументированное решение, располагая заключениями экспертов, одни из которых утверждали, что убийство произошло дня за два до захоронения, а другие склонялись к двум… месяцам. Между тем на теле убитого были признаки, которые одинаково работали на обе версии.
    Затем комиссар получил письмо от известного археолога Гуннара Аурланда, который писал, что, внимательно рассмотрев в газетах фотографии убитого, пришел к бесспорному выводу, что надетое на нем платье относится по покрою к XIV веку и, скорее всего, украдено из исторического музея. Дирекция музея через газету категорически опровергла не только факт кражи, но и отвергла самое предположение о ее возможности.
    Тогда, похоже падкий на саморекламу Сандерссон, другой археолог, в беседе с корреспондентом «Рейкьявик-ранк» предлагает новую версию. Скорее всего, уверенно заявил он, старики Ионссоны вместе с убитым организовали предприятие по фальсификации старинных одежд с тем, чтобы выгодно сбывать их местным и заокеанским любителям старины. Судя по одеяниям, которые зачем-то напялил перед смертью их сообщник, поднаторели они в этом деле здорово. Ну, а затем, известное дело, чего-то там не поделили и…
    Когда инспектор вызвал старого Ионссона из одиночки и пересказал ему эту хитроумную версию, зорко следя за выражением лица хладнокровного преступника, старик заскорузлым пальцем обидно громко постучал по голому инспекторову черепу и, не вымолвив ни слова, побрел в камеру.
    Следствие прочно зашло в тупик. С одной стороны, бесчеловечно убитый незнакомец, квалифицированно зарытый на бывшей усадьбе Ионссонов. С другой — полное отсутствие мотивов преступления и полная неясность относительно личности убитого, хотя за эти недели полиция перешерстила едва ли не каждого из 116 тысяч исландских жителей. Тупик…

    Вернемся к временно покинутой нами чете стариков Ионссонов, которые все еще сидят в городской тюрьме Рейкьявика, не в силах не только опровергнуть свалившееся на них чудовищное обвинение, но и уразуметь его.
    Странные одежды на убитом привлекли внимание еще многих ученых, и вскоре видный датский биолог Тольдсон направляет правительству Исландии открытое письмо, в котором пишет, что убитый отошел в лучший мир наверняка за много веков до того, как Ионссоны надумали менять местожительство. Случаи же, когда похороненные в северных широтах мумифицируются гуминовыми кислотами болотисто-торфяных почв, не столь уж редки. Более того, он, Тольдсон, может указать метод, с помощью которого следствие должно выйти из тупика. Если ему будет представлено немного «биологического материала», то он переправит его в Париж, где в институте Кюри действует установка для радиоуглеродного анализа.
    Комиссар не очень уразумел, при чем здесь какой-то радиоуглеродный анализ, но распорядился выдать уважаемому профессору требуемый «материал». Спустя три недели из Парижа прибыло письмо, прочитав которое комиссар велел немедленно освободить Ионссонов.
    В экспертизе института Кюри было сказано, что присланный биологический материал по содержанию углерода-14 относится к 1360 году (с погрешностью 35 лет в ту или иную сторону). Даже с учетом погрешности непричастность Ионссонов к убийству была очевидной.
    Остается добавить, что газеты не посчитали нужным и в двух строках сообщить о завершении исследования: история с Ионссонами ушла в прошлое и появились новые сенсации и новые герои газетных полос.


    1. Alcpp
      08.02.2022 04:11
      +1

      Похоже об этой истории знают только русскоязычные источники.


  1. Andrey_Epifantsev
    08.02.2022 07:18

    Есть ещё катакомбы в Палермо. Там вроде бы про некоторые мумии (по крайней мере судя по фотографиям) можно сказать «как живая».


    1. LKamrad Автор
      08.02.2022 09:53

      Единственная мумия такого рода в катакокомбах капуцинов в Палермо - тело Розалии Ломбардо - двухлетней девочки. Практически современная мумия (1920 год) со сложным бальзамирующим составом. Остальные - самые обычные мумии разной степени сохранности.


      1. defecator
        08.02.2022 12:02
        +1

        Лет через 500 найдут и скажут - ух ты как сохранилась, как живая !


  1. lymes
    08.02.2022 14:14
    +5

    Насчет мумии из Гроттаросса. Я недавно был Национальном Римском музее, где сейчас находится эта мумия. Там в соседней комнате устроено что-то вроде мини-кинозала, где крутится документальный фильм, посвященный этой находке. Там как-то ни слова о хитром прорабе и тракторе, разбившем саркофаг. Захоронение действительно откопали случайно, но трактор ничего "выковырять" никак не мог. Это был небольшой грот с арочным потолком, дыру в котором и проделал бульдозер. В центре грота на постаменте стоял саркофаг из каррарского мрамора. Никакие рабочие не находили труп ребенка "посреди свалки" и не вызывали полицию. Вернее вызывали, но не полицию, а представителей Belle Arti, которых обычно и вызывают в таких случаях. Хотя, конечно, версия автора веселее.


    1. LKamrad Автор
      08.02.2022 15:08
      +2

      Два варианта на выбор: признайте, что вы либо просто соврали ради красного словца, либо вы доверчивый простак, которому псевдогид (из тех, которые рассказывают сказочки за деньги туристам) навешал лапши на уши.

      Читайте статью в научном журнале:

      https://www.alessandrolivistudiomedico.it/wp-content/uploads/2018/03/A.-Ascenzi.pdf

      Не было никакого грота и прочего, что вы тут понаписали, а вот вызов полиции был.

      Неужели вы реально думали, что я не работал с материалом, а просто выдумал историю? На будущее, не считайте других глупее себя, попытайтесь хоть немного уважать людей, глядишь, жить станет проще и люди к вам потянутся.


      1. vindy123
        08.02.2022 19:35

        У вас asburnham codex на подписи к картинке датирован 1174 :)


        1. LKamrad Автор
          09.02.2022 02:24
          +1

          И снова мимо, парни, вы хоть бы спрашивали сначала, прежде чем предъявлять.

          Иллюстрация взята из книги археолога Ланчиани " Языческий и христианский Рим", подпись мной не выдумана, а взята полностью оттуда:

          The accompanying cut represents her body as it was exhibited in the Conservatori palace, and is taken from an original sketch in the Ashburnham Codex, 1174, f. 134. 

          В данном случае 1174 это не год, а номер.

          Кодексы Эшбернхэма (лат. Codex Ashburnham) — собрание заметок, набросков и рисунков  Леонардо да Винчи периода 1487—1490 годов.


    1. LKamrad Автор
      09.02.2022 02:38
      +1

      Итак, данный человек явным образом соврал (вольно или невольно), но его тут же изобличили. Привел вам доказательства в виде статьи, написанной весьма уважаемыми историками, археологами из научного журнала с описанием обстоятельств находки.

      Желающие могут убедиться, повторно привожу ссылку для особо упоротых: https://www.alessandrolivistudiomedico.it/wp-content/uploads/2018/03/A.-Ascenzi.pdf

      Никаким плюсованием вранья и минусованием моих комментариев вы данный факт не измените. Уж простите. :)

      Врать нехорошо, но вот врать бесстыдно и нагло, пытаясь манипулировать мнением других, вдвойне нехорошо.


      1. Mingun
        09.02.2022 09:52
        +2

        Не хочу показаться невежливым, но на мой взгляд человек просто поделился своим мнением, а вы почему-то сильно возбудились, что, опять же, на мой взгляд, с силой, не соответствующей важности заявления. Профессиональная деформация?


        Не историк не может знать всех тонкостей и ожидать, что уважаемый музей будет давать недостоверную информацию, чего сразу-то обзывать вруном? Если вам накидали минусов, то, имхо, из-за этого.


        1. LKamrad Автор
          09.02.2022 11:25
          -1

          Согласен с вами по всем пунктам, кроме одного, сознательно или бессознательно данный комментатор написал явную ложь, подвела ли его память, надул "гид" или что-то иное. В научных статьях не лгут в принципе, ибо репутация дороже. Я поверю профессорам итальянских университетов и доктору наук из лондонского музея нежели некоему Васе Пупкину авторитетно заявившему, что он что-то где-то услышал. Историю находки проверял по нескольким изданиям, включая местные, плюс вот эта статья.


          1. Keeper1
            09.02.2022 11:42

            Чем ложь отличается от заблуждения? (Если отличается.)


            1. Mingun
              09.02.2022 15:41

              Ложь — когда думаешь, что знаешь, что это неправда.


      1. bush-jr
        09.02.2022 12:11

        During building work, the mummy and its sarcophagus were inadvertently loaded on to a truck together with rubble to be dumped. When the driver realised he had been transporting a body, he immediately informed the police, who thought it might be an archaeological find and notified the "Sovrintendenza alle Antichita"

        Прошу прощения, по вашей же ссылке полицию вызвал водитель, так что "посреди свалки" - это, видимо, небольшое несовпадение или есть другой источник? Прораба в тексте тоже нет, зато "Inadverently". Но оно в тексте, кстати, меня немного смущает - как можно случайно погрузить в грузовик саркофаг?


        1. LKamrad Автор
          09.02.2022 22:25
          -1

          Повторюсь: "Историю находки проверял по нескольким изданиям, включая местные, плюс вот эта статья."


  1. kle6ra
    08.02.2022 14:52

    А товарищ Ленин выглядит как живой? Я к сожалению в мавзолей так и н попал, но по фотографиям выглядт вполне сохранившимся. Понятно, что там постоянно поддерживают такое состояние, но что с ним будет, если перестанут поддерживать и просто оставят в каком-нибудь растворе?


    1. Yuriy_krd
      08.02.2022 16:23

      Насколько я понимаю, любое тело разлагается от контакта с кислородом. Ведь бальзамирование и мумификация именно этого пытаются помочь избежать (ну и утечки влаги из тела). И если вспомнить, как хранятся части тела или органы — в спец.растворах, вроде, как там они чувствуют себя неплохо.


    1. tommyangelo27
      08.02.2022 19:30

      Не дают нормально оценить. Как только останавливаешься, караул подталкивает «Проходите, проходите».


  1. Zlobnyi_Pixel
    08.02.2022 14:52

    Понятие "как живая" очень туманно. Моя мама, побывав в Риме, рассказывала мне про мумию (мощи) юной девушки, которая "как живая". Это святая Маргарита, не помню, в какой церкви лежит, ее еще в фильме "Ангелы и Демоны показывали". В общем, когда я поехала в Рим, решила посмотреть на предмет маминого восхищения... Так вот, эта мумия не только не производит впечатления "как живая", но и очевидно искусственного происхождения, проще говоря, манекен из воска (или из чего их там делают), в который замурованы мощи св. Маргариты.


  1. okolosov
    08.02.2022 14:53
    +2

    Зачем я это читал 10 минут в самый разгар рабочего дня?)


  1. lymes
    08.02.2022 14:56
    +1

    В древнем Риме была мода на древний Египет. И наша с вами мумия далеко не самое впечатляющее свидетельство, вот пирамида Цестия в Риме.

    Пирамида Цестия так себе, чувствуется подражание в неправильных пропорциях. В Риме много аутентичных обелисков, вывезенных из Египта.


    1. LKamrad Автор
      08.02.2022 15:38

      Пирамида Цестия так себе, чувствуется подражание в неправильных пропорциях.

      Пропорции нормальные - поздние частные пирамиды в Египте имели такие пропорции, так же как и царские пирамиды в Нубии.


    1. Alcpp
      09.02.2022 01:33
      +1

      Интересно, что там написано? письменность ведь давно расшифрована.


      1. LKamrad Автор
        09.02.2022 02:08
        +2

        Вижу на надписи (в картушах) тронное имя Рамсеса 2 Великого: Усермаатре Сетепенре

        Это обелиск Фламиния в Риме. Привезен из Гелиополиса. На трех сторонах текст принадлежит Сети I, на четвертой — его сыну Рамсесу II (та, что на фото выше и здесь). В тексте обращение к богуГору.


  1. pioner14
    08.02.2022 19:01
    +1

    Очень ждал вас! Спасибо, что не бросили этот ресурс. Вы нашли свою аудиторию!


  1. svob
    08.02.2022 19:55

    А вот почему нетленные мощи не объявляются останками святой или пророчицы, а то и кого-то вроде мессии?.. Все предубеждения.


    1. LKamrad Автор
      09.02.2022 02:10
      -1

      Потому как решили, что останки принадлежат язычнице, умершей еще до рождения Христа.