image
Очевидная первая мысль была такая: EQ в России? Детям? Серьёзно? У нас тут по стране ходит очень дофига взрослых без понимания, как вообще разговаривать ртом — а тут курс для детей.

Пока мы с делали сервис для назначения встреч-консультаций, к нам вдруг пришла детская школа использовать наш движок для управления уроками. И вот поскольку мы тут по хардкору упоролись по образованию, расскажу ещё одну прекрасную историю про то, что они там делают.

Можно сказать, что это специализированный курс «как не быть козлом».

Естественно, мне захотелось немного в этом разобраться, поэтому рассказываю, что там внутри. Основа выглядит следующим образом:
  • Научиться декомпозировать своё состояние и впадать в режим отладки (то есть создавать второй поток мышления параллельно основному).
  • Понимать, в каком состоянии и что можно делать, и как менять состояния.
  • Научиться управлять своим состоянием.
  • И, наконец, научиться манипуляции, управляющей состоянием собеседника.

То есть если после курса ребёнок вдруг предложит поменять повестку следующей семейной ссоры — кое-что получается.

Что такое EQ из зачем это вообще детям


Практическое применение — ну, или по крайней мере, как это продают родителям — «будет уверенно чувствовать себя у доски» и «сможет нормально общаться с одноклассниками». На самом же деле ребёнка учат разбираться в том, что он чувствует. А если что-то можно осознать и измерить, этим можно управлять. По крайней мере, это первый шаг. На расширенном курсе ещё учат строить сложные комбинации с участием второго человека, то есть менять уже его состояние осознанно.

Они (школа Bosskids) начали не с детского EQ, а с финансовой грамотности. Я сейчас не буду высказывать своё мнение по поводу ситуации с курсами финансовой грамотности в стране, но важно то, что после разговоров с родителями выяснилось, что им ещё очень актуально как-то сделать так, чтобы ребёнок учился презентации. Кстати, презентация — это не *.ppt на проекторе, а термин для объяснения своей позиции. Когда вы даёте кому-то задачу как руководитель — это презентация. Когда вы отвечаете на уроке — это презентация. Умение доносить свою точку зрения преподаётся в разных школах по миру в разном виде. Это умение понятно изложить позицию. Чаще всего на практике оно нужно или для публичных выступлений, или для объяснения какой-то идеи коллегам. Если этот чудо-навык получить в детстве, то можно сэкономить пару лет попыток понять, почему же команда не делает то, что вы хотели — и почему вашу гениальную мысль никто не воспринял. Ну или почему споры заканчиваются тем, что вы олень, а не конструктивом.

Как это ни странно, сводится всё к трём вопросам: «что я сейчас чувствую», «что я хочу чувствовать» и «какая оптимальная стратегия поведения».

Декомпозиция чувств


Вот в видео ребёнок пришёл на детскую площадку и матерится. Как можно заметить по этому короткому материалу, он удивлён и раздосадован, но ещё об этом не знает. И в какой-то момент ему хватает мата аргументировать позицию, а дальше он уже осознаёт слабость аргументов.

Задача шага 1 — дать ребёнку понять, что же именно он чувствует. Учить этому имеет смысл лет так с 9, когда ребёнок уже готов воспринимать идею, что его личные ощущения — это не ощущения всего мира сразу. Но ещё не пришёл к выводам, следующим из этого революционно утверждения. Итак, сначала — понять, что за букет чувств к вам приехал в моменте. Например, дети не отличают гнев от агрессии или раздражения. Или не всегда разделяют удивление и радость.

Как только ребёнок научится понимать, что с ним, он получит ценный навык: создавать второй поток сознания, который независимо оценивает поведение и может как-то им управлять. Если вы осознаёте своё состояние, то можно из этой позиции как-то им пробовать управлять. Это похоже на запуск своего сознания в гипервизоре.

Чтобы научить детей контролировать состояние, используются обучающие ситуации с персонажем по имени Персонаж. Это характерно нарисованный человек, который попадает в разные жизненные ситуации. В этих ситуациях детям нужно пытаться понять, что он ощущает. Например, когда ему дарят щенка, это, наверное, радость. Но если это пятый щенок за день рождения, то дети, у которых нет даже одного щенка, должны попробовать догадаться, что он ощущает что-то ещё. Например, некоторое недоумение.

Как правило, чтобы дойти до комиксов с персонажем Персонажем (он безымянный, чтобы дети быстрее ассоциировали себя с ним), нужно пройти ещё пару предварительных этапов. Например, упражнение может выглядеть так: детям раздают карточки эмоций, предположим. Дети берут свою эмоцию и описывают свою жизненную ситуацию, в которой они это чувствуют. Другие должны догадаться, что это за ощущение. В этот момент они с удивлением понимают, что ситуация «я еду в аэропорт» для кого-то означает радость и подъём, а для кого-то уже двадцатая в этом году. Задача преподавателя объяснить, что одну и ту же ситуацию мы все воспринимаем с разных точек зрения. Естественно, дети тут готовы спорить и утверждать, что только их точка правильная и истинная, а все неверные… Простите, в общем, фокусируются только на одной гипотезе и считают её за аксиому. В возрасте 9 лет проблема решается диалогом и авторитетным словом преподавателя, выступающего судьёй в ситуации.

Дальше идут фрагменты из фильмов. Дети смотрят обучающий фрагмент с мимикой, жестами, часто есть разговор. Дальше группа обсуждает, что испытывает герой этого отрезка. Преподаватель может доуточнять, почему это именно та или иная эмоция.

И вот уже, наконец, можно переходить к комиксам.

За это время ребёнок учится разделять сознание на потоки и понимать, что происходит в соседнем.

Утилизация состояний


Если понимание чувств, данное в упражнениях, развивает эмпатию и самоконтроль (то есть ребёнок более-менее точно понимает, что с ним и менее точно — что с другими людьми), то всё ещё остаётся непонятно, что с этим делать.

Без этих навыков максимально точного чувствования собеседника и предсказания его состояния, мы не можем строить коммуникацию. Как только эти навыки появляются, дальше уже поверх них строятся те самые софт-скиллы, то есть инструменты работы.

Комиксы усложняются. Персонаж Персонаж ставится в разные жизненные ситуации, а детям нужно сделать выбор за него, как поступить дальше. Например, если его бесит маленький братик, то можно наорать на него. И тогда, как в ролевой игре, будет следующая страница комикса, где есть следствие. На базе сотен примеров развития ситуаций дети учатся понимать, какое поведение к чему будет приводить. И внезапно открывают, что сами действуют не очень-то рационально.

В этот момент преподаватель учит утилизировать ненужные состояния. Например, если вы вдруг понимаете, что находитесь в гневе — нужно прервать текущую коммуникацию, отойти в сторону и что-то сделать. В 9 лет прекрасно подходит вариант «поорать в своей комнате во всё горло» или «побегать». В 25 классно бить посуду. В 12 дети рвут тетради по нелюбимому предмету и тестируют другие варианты замещающих действий.

Главная суть этого этапа — чтобы ребёнок не копил в себе напряжение и не перенапрягал силу воли, а мог быстро выбрать замещающее поведение. Позже и оно не понадобится, но пока важно, чтобы его пластичная психика не поехала к чертям. Без сброса состояний такие шансы есть. То есть если вы заставляете ребёнка собраться и терпеть — вполне возможно, что лет так в 18 он вас очень удивит.

Управление состояниями


Базовый курс длится 2 месяца, это 8 занятий по одному в неделю. После него можно взять ещё один месяц (4 занятия) расширенного курса.

Большая часть взрослых людей не умеет общаться и коммуницировать друг с другом в нормальных форматах, и это переносится на детей. В конце базового курса ребёнок в целом становится более наблюдательным и спокойным. В киберспорте в наших параллельных проектах я наблюдал, как дети проходят похожие вещи на тренировках в командных играх. Там они быстро понимают, например, что если ты обиделся — то это только твоя проблема. Обида – это наша реакция на события и слова. Логика такая: если Пете сказать, что он дурак, он начнёт обижаться. А если Маше сказать – она рассмеётся и не обратит внимания. Преподаватель объясняет, что это самооценка. Мы обижаемся на то, в чём сами в себе не уверены. И на последних занятиях ещё этим тоже учат управлять. А ещё дети понимают, что любая реакция на любое событие – это личная ответственность того, кто думает эти самые мысли про обиду. В итоге дети не то чтобы понимают это на таком уровне, но получают набор ситуаций и ролевых моделей в них. А на последних занятиях проживают эти ситуации сами и копируют поведение друг друга. В удалённой группе 5 детей. Первые несколько уроков более закрытее дети меньше отвечают, дальше они начинают копировать поведение «классных». К слову, если «классного» в группе нет, подозреваю, что его туда подсадят, чтобы другие дети увидели, как можно решать ситуации.

Обучение состоит из постоянных диалогов вокруг моделируемых ситуаций и домашних заданий.

С точки зрения преподавателя всё чуть сложнее. Строится модель (психологическая оценка), какие эмапатические навыки есть, в каком они состоянии, что развивать, насколько развито самосознание и так далее. Насколько уже есть софт-скиллы, какие лидерские качества и так далее. Это собеседование, экспертная оценка. Плюс есть стандартное тестирование с численной оценкой, там тест с ролевыми моделями, что-то типа Войта-Кампфа.

Вы в пустыне и бредете по песку. Вы смотрите под ноги и видите черепаху. Она перевернута на спину, и её брюшко жарится на палящем солнце. Она шевелит лапками и пытается перевернуться, но не может без вашей помощи. Но вы не помогаете. Почему?

Только этот тест адаптирован под детей: «Мама забрала телефон, потому что считает, что мешает учиться…»

Благодаря сквозному персонажу, всё это соединяется в одну длинную игру. А благодаря тому, что играют не дети, а персонаж, то есть есть такая деперсонификация, они спокойно перекладывают на него свои состояния. «Мне кажется, ему грустно в этой ситуации». Ну, знаете, почти как «У меня есть вопрос про друга» в чате с психологом.

Между занятиями преподаватель общается и с родителями тоже. Во-первых, ради обратной связи, во-вторых, ради того, чтобы помогать и им правильно строить диалог с ребёнком. В том, что это нужно, ясное дело, мало кто признается. Но часто бывает нужно.

Где-то после 3-4 занятия обычно становится заметно, что ребёнок всё же умеет управлять своим состоянием. В околокритической ситуации он останавливается и думает. Начинает вспоминать примеры из уроков. А там всё не очень хорошо закончилось, если дать волю гневу или агрессии. Мелькает мысль, что, наверное, в реальной жизни надо чуть иначе. И делает как получается. Меняются стратегии поведения: например, если на экзамене ребёнок раньше волновался и старался себя пересилить, то теперь понимает состояние, знает, как про него сказать, прожить его и дальше перейти в более-менее продуктивную фазу. Зачастую родители затыкают детей и требуют от них лютейшего самоконтроля. Кто плачет — слабый, кто орёт — агрессор. На том же экзамене нормально взять «таймаут на поплакать» — например, выйти в туалет. Главное понять, что это можно сделать, к чему это приведёт и как. К слову, дети, играющие в командные игры, очень быстро понимают, что если орать на членов команды, они играют хуже, и проигрывают все. Так что если проигрывать тренировочные ситуации, оптимальное поведение находится даже без помощи преподавателя.

Как это организовано и при чём тут мы


Естественно, «Босскидз» могли преподавать в оффлайне, как тысячи других школ. Но случился двадцать первый век, цифровизация и коронавирус. С последним мириться было нельзя, поэтому пришлось учиться делать всё удалённо. Главная проблема удалённого расписания — это координация. Так-то у нас сервис, где мы собрали базу лучших экспертов по разным вопросам и помогаем им назначать консультации в свободное время. Там запись к специалисту, синхронизация расписаний, выбор удобного времени, все напоминалки в вотсап и почту и так далее. В общем, всё, чтобы человек мог скинуть одну ссылку в чат и забыть, кто к нему стучит. Оказалось, что этот движок очень полезен для разных онлайн-школ и всяких компаний типа юридических, где консультаций много. Мы сделали чуть удобнее, чем планировали, и начали продавать эти услуги организации расписания наружу.

«Босскидз» на удалённых занятиях получили ещё один очень интересный эффект — хоть большинство детей из России, всё же иногда добавляются иностранцы с крутым разговорным русским. Так вот, даже элементарно это раздвигает границы восприятия. Русские дети смертельно серьёзные. Иностранные дети гораздо менее настороженные, гораздо более открытые и улыбаются. Есть и минусы, но первое впечатление, конечно, шокирует.

На расширенном курсе EQ к самим занятиям добавляется приложение, где можно фиксировать эмоции в разные моменты. Я думал, что этим никто не будет пользоваться, но оказалось, что детям нравится почти всё, где можно использовать маленький экран. Если оно в телефоне – это игра. А тут родители разрешают. Вот они и играют, а потом делятся своими диагностическими профилями на уроках. Приложений такого плана много, они есть в сторах. Работают примерно одинаково: сначала в случайное время приходит пуш, надо его открыть. Там вопрос: ты как? Надо ткнуть в эмоджи. Дальше включается режим дознавателя: что случилось? Что сделал другой человек? Что сделал ты? Иногда можно читать чужие истории радости, иногда есть игрофикация, но основа движка такая.

Преподаватели видят, когда ребёнку плохо, и могут направленно прорабатывать такие ситуации. А ещё благодаря этим записям можно вернуть ребёнка в ту эмоцию, которую записал — лучше в положительную.

Параллельно занятиям идёт рассылка для родителей. Там есть книги, которые надо почитать, там всякие советы по тому, что сейчас делать с ребёнком и вот такие вещи:

image

Там же те же ролевые модели, только уже для родителей. Например, может быть сюжет уровня: «Жила была Маша, конфликтовала с родителями, мама сказала, что то, что она выиграла олимпиаду – это так, фигня какая-то. Маша выросла с низкой самооценкой и хмурой, стала брачным неликвидом». Конечно, там всё чуть завуалированнее и вежливее, но причинно-следственная связь прослеживается.

Ну а я могу посоветовать посмотреть прекрасный футбольный сериал «Тед Лассо», который вообще не про футбол, а про EQ исключительно. Или почитать ту главу из «Гарри Поттера и Принципов рационального мышления», где Квиринус Квиррел учит Гарри проигрывать. Очень впечатляет.

Относительно того, что происходит на уроках — это КПТ (когнитивно-поведенческая терапия). Её реализация очень сильно зависит от уровня психолога-педагога. Эта же самая КПТ сейчас продаётся за 25 тысяч рублей за 2-дневный интенсив для топ-менеджеров, чтобы им было легче орать на команду.

Посмотреть курсы можно тут.
А узнать подробнее про то, что мы делаем в cabinet.fm и как наш движок помогает таким школам — у меня в Кабинете.

Комментарии (13)


  1. domage
    25.01.2022 16:47
    +13

    Очень интересно.

    Однако, как только попадаю на сайт проекта - сразу всё желание участвовать в этом отпадает.

    Найти цену курса на сайте невозможно. Только "поп-ап" "записаться на бесплатное первое занятие". Возникает чувство что меня пытаются затащить в какую-то пирамиду и/или секту ("первая доза - бесплатно").

    Внизу - © 2020 ООО "БОСС КИДС" - два года сайт не обновлялся?

    Поиск по сайту выдаёт поразительные по степени маркетинг-ужаса страницы "купите только сейчас со скидкой в 10500%, а то всё разберут!!!111". Нажатие на кнопку "оплатить" переводит на форму ввода данных карточки. Простите, а познакомиться? Или если уж я готов платить, то и контакты мои не важны: "давай, плати быстрей, вокзал отходит"?

    После посещения сайта появилось желание изучить дополнительную информацию об этой образовательной организации. Тем, кто захочет пройти и оплатить их курсы рекомендую предварительно ознакомиться с отзывами людей, кто на них уже отучился. Весьма возможно, они будут вам полезны. По возможности используйте информацию из сторонних источников.

    И да прибудет с вами сила.


    1. xDimus
      25.01.2022 19:55
      +2

      А я нашел - если нажать на Оферта внизу страницы, откроется текст договора с ценами.


      1. key08rus
        26.01.2022 06:10
        +6

        Тоже нашел, примерно за 3 минуты, но в процессе поиска не покидало ощущение, что тебя «за лоха держат». И продержался я эти 3 минуты только потому, что статью прочитал и тема интересная. Если бы не вводные, то закрыл бы сайт на 5й секунде…


    1. regaluz
      26.01.2022 13:38

      по моему, оффер оплаты после оставления данных/заявки - обычка для edtech.


      1. domage
        26.01.2022 14:48
        -1

        Действительно, на страницах онлайн-платформ бывает не просто найти реальную цену. Это не делает ситуацию более приемлемой. Это типичный Dark Pattern.

        Также, есть различные степени "затуманивания" пользователей.

        Если мы посмотрим на портал Coursera, например, то информация о цене за курс появляется во всплывающем окне-подтверждении, сразу после того, как вы нажимаете на кнопку enroll for free.

        Тоже не самый приятный для пользователя вариант, однако я узнаю цену до того, как соглашаюсь на начало триала этого курса.


  1. Moskus
    25.01.2022 20:58
    +2

    Интересно вот что. Действительно, понимать как свои, так и чужие эмоции - важно и нужно, потому что это реальный фактор поведения. Но по какой-то причине, практически любые попытки обучения этому оказываются, в лучшем случае, смесью вполне осмысленных методов и какой-нибудь наукообразной ерунды (например, использования терминологии, некорректно заимствованной из информационных технологий).

    Кроме того, возникает логичный вопрос, а не было бы это более эффективно, если учиться понимать и эмоции, и слова одновременно? Потому что со вторым проблем ни чуть не меньше, чем с первым.

    В свою очередь, примеры вроде вот этого настораживают:

    Обида – это наша реакция на события и слова. Логика такая: если Пете
    сказать, что он дурак, он начнёт обижаться. А если Маше сказать – она
    рассмеётся и не обратит внимания. Преподаватель объясняет, что это
    самооценка.

    Потому что это предельное упрощение. Ведь в грубой форме люди нередко указывают на реальные проблемы оппонента, которые от этой грубости не становятся менее реальными. Так что в подобных ситуациях важно отделять форму от содержания, а не отмахиваться автоматически. Самый яркий пример того, к чему ведёт такое упрощение - это явление body positivity, которое оборачивается против тех, кто поддался этой идее.


    1. Lofer
      26.01.2022 11:59

      а не было бы это более эффективно, если учиться понимать и эмоции, и слова одновременно? Потому что со вторым проблем ни чуть не меньше, чем с первым.

      Не совсем так. Эмоции это что ты ощущаешь от окружающей среды. Они не несут ни для кого информации, кроме "тебя" и они субьективны. Если можно сказать - "это" сладкое т.е. это энергия\еда, "это" горькое т.е. скорее всего ядовитое и это будет более менее объективно для всего "твоего племени", поскольку физилогия и вкусовые рецепторы работают практически одинаково у всех людей (как минимум близких тебе генетически), то с эмоциями так не получится, кроме, может быть базовой "страх".

      Сложно придумать объективную "калибровочную шкалу" и провести урок: Дети, взяли в правую руку скальпель, пощупали "нечто" что перед вами, лизули, надрезали, текстура и запомните так выглядит "неувернность". Слева в чашке петри насыпано "недоверие", справа в пробирке клубится "сомнение", а чуть дальше в другой пробирке налит "стыд" и т.д.

      С другой стороны, детям нужно говорить что эмоции это такая же сенсорная система как зрение, вкус, запах, прикосновения и на нее нужно ориентироваться. Иначе тебя может убить как горький яд, слишком горячее или холодное. Ребенок должен знать и понимать "Если у меня такая сенсорная система, то и у другого человека она тоже есть". Так же он должен знать, есть люди которые не ощущают боли "анальгезия", так есть люди "не ощущающие эмоций" ни своих ни чужих.

      А с этим большие проблемы.


    1. DenKuzmin
      26.01.2022 19:30

      Спасибо большое. Благодаря вашему комментарию я наконец-то понял что такое ЭММОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ.

      Не однократно видел подобные "обучалки", но нигде этот "термин" не был раскрыт в 5ти словах, понятных и доступных простому обывале, обделенному эмоциональным интеллектом.

      ( Табличка "не сарказм").


  1. FinGeoMa
    26.01.2022 13:38
    +1

    Ух ты, как интересно! Я много лет практикую для самой себя исключительно своеобразную "психогигиену", основанную на играх Эрика Бёрна. У меня есть мой внутренний Ребенок, мой внутренний Родитель и рефери-Взрослый. Мой внутренний Ребёнок -это любознательный творец и почемучка, помогающий мне оставаться активным "в душе вечно юным" человеком, вне зависимости от того, что происходит в жизни. А вот мой внутренний Родитель до недавнего времени вызывал у меня самой некоторую растерянность: что с ним (со мной, моим самоконтролем) не так? И лишь в начале этого года в процессе диалога в одном бизнес-сообществе я осознала, что моему внутреннему Родителю лет 15-25 и он часто чувствует себя беспомощным, причём очень похоже, что это "усвоенная беспомощность" (своих настоящих не внутренних детей у меня нет, только племянники и крестник, я в жизни на практике "не проиграла" эту роль, а забота о старших и младших родственниках не помогает, я их балую и воспитываю мягко, а к себе отношусь...то с гиперопекой и паникой, то с флегматичным фатализмом).

    Ох, как это шизоидно всё выглядит, если описывать кому-то! Но мне важно это высказать! Чтобы понять, что делать дальше. Сейчас много психотехник появляется, вдруг кто наведёт на нужную именно мне и именно сейчас. Главное, в терминах не заплутать. Недавно появилось в диалогах и монологах молодого поколения понятие "прокачать софт скиллз"..увидев "софт", подумала по привычке, что это что-то новое из программного обеспечения, какой-нибудь айтишной термин...но из контекста тех же диалогов вдруг выяснилось, что софт-скилл - это что-то касающееся навыков общения /взаимодействия в коллективе. Может быть, босскидз - это как раз и есть один из способов "прокачать софт-скилл"?

    На тему жизни и шизоидности.. смотрела первый сезон "игры престолов" в ооочень любительском переводе на русский. Энтузиасты-непроыессионалы озвучку делали, в особо пафосных случаях почему-то оглушали звонкие согласные в словах. И в их исполнении сцена в финале первого сезона перед самосожжением Дейнерис, обращавшейся к колдунье, погубившей Дрого, звучала так: "Ты пакупила маю шшисснь!" Таки да, шшисснь - это сложная штука.


  1. SlapUp
    26.01.2022 13:38
    -3

    Ничего не понял. Вижу подзаголовок в статье "Что такое EQ из зачем это вообще детям". Прочитал весь этот подраздел. Ответа не увидел. Зачем людей дурите?


  1. MegaMANGO
    26.01.2022 13:38
    -3

    Как же мне повезло, что я будучи мелким не ходил в эту шаражку, а сам всему научился.) А то бы щас был со своей внутренней шизой особенностью в виде второго потока создания


  1. chuikoffru
    26.01.2022 22:13
    +1

    Идея хорошая, но судя по комментам реализация не очень. Но думаю, докрутят. Сервис вы хороший сделали. А могли бы поделиться приложениями, в которых чекаешь свою эмоцию?


    1. enjoykaz Автор
      27.01.2022 14:03

      Привет! Спросил у ребят, приложение называется Qualia