Продакт оптимизирует то, что уже работает. Он может заниматься воронками, полировать фичи и так далее, но всё его обучение вообще никак не предполагает создания продукта. Только улучшение чего-то, что уже работает.

Можете кидать в меня помидорами, но когда я пришёл в венчурную студию — через три месяца после очень тщательной аналитики мы уволили восемь продактов. Они были хорошими сильными ребятами, просто не все подходят для запуска новых продуктов. То есть лично для меня такой принцип уже работает, и я готов ставить свои деньги на кон, что это так. Для вас ситуация может быть другой. Сейчас попробую объяснить, какие именно рациональные доводы были у меня.

Продакт — это тот, кто 20 лет назад был проджектом. Это люди, которых вы нанимаете, чтобы они сделали вам проект. Основная функция продакта — оптимизировать продукт. Упрощая, они кастдевят, придумывают гипотезы, быстро ставят эксперименты, оптимизируют воронки и собирают совещания.

Это идеальный компонент в системе, когда уже есть соответствие продукта рынку. Как правило, продакт получает работу, когда уже что-то есть и его надо дорабатывать системно. На запуске новых продуктов такого даже близко нет, и там нужно не применять методологию, а думать. Может показаться, что там необходимы предприниматели, но на моей практике всё оказалось банальнее: нужны разработчики.

Вы, возможно, будете смеяться, но разработчик заменяет продакта на старте продукта и показывает большую эффективность. Я проверил это численно.

Чуть подробнее — про то, что происходит на запуске проектов


В случае, когда product-market fit нет, есть одно большое незнание — нужен ли вообще кому-то продукт или нет. Его бесполезно дорабатывать напильником и оптимизировать — сначала нужно определить, что это вообще такое будет. С одной стороны, никто на рынке не учит, как искать product-market fit и как запускать продукты с нуля. Точнее, учит, когда-то это называлось «маркетолог», но хорошие — уже старые, а из новых всё равно получаются продакты. Их учат выводить продукты на рынок, но только те, на которые уже есть спрос и известна бизнес-модель, что вообще-то не про стартап.

Ну и даже если маркетолог с хорошим образованием готов вписаться в стартап, то набирать практику ему негде. Чтобы набрать практику запуска новых продуктов, надо делать это как можно быстрее. В обычных жизненных условиях это практически невозможно, потому что на запуск своего или корпоративного проекта уходит год. Проекты можно делать одновременно, но с максимальным числом параллельных веток, равным одному. Если повезло и проект взлетел, то ещё плюс два-три года. В итоге получается, что у любого нормального чувака жизненный опыт запуска проектов — это за 10 лет попробовать три раза.

Попробовать три раза за 10 лет — это чрезвычайно мало для того, чтобы сформировалась какая-то насмотренность, чтобы появилось понимание, как вообще можно запускать проекты и тем более извлекать из этого какие-то уроки. Получатся три абсолютно разных проекта, между которыми будет мало общего.

Выходит, что невозможно взять, прийти на рынок и найти человека, который умеет запускать продукты с нуля. Таких людей не существует. В итоге всё приводит к ситуации, когда никто не умеет, но вам всё равно нужно выбрать, с кем это делать.

Учитывая низкую вероятность успешного запуска в венчуре, ещё и невозможно проверить качество работы по прошлой биографии. То есть если вы начнёте думать над моделью, то единственный проверяемый критерий, если отбросить шелуху, — это скорость запуска: число попыток за единицу времени.

И вот в этом месте я попробовал назначать разработчиков руководителями параллельно основному процессу. У меня была гипотеза, что разработчик будет хуже понимать маркетинговую часть, но он не будет терять времени на совещания, коммуникации внутри команды и так далее. Он может просто быстро взять и запилить, а мы можем быстро закинуть туда трафик и посмотреть. Даже разговаривать особо не надо.

Эффект получился достаточно интересным, т. к. внезапно выяснилось, что продакты получают зарплату за личные коммуникации, то есть за совещания. Опять же если отбросить шелуху.

Тогда одновременно я попробовал ещё один подход и начал нанимать продактов со сдельной оплатой за эксперимент. Оффер был из серии «даём 7к USD на эксперимент». Дедлайн проверки — 45 дней. 3к USD — компенсация за проверку в карман. 4к USD — на организацию: создать сайт, сделать РК, купить трафик.

Результаты тоже оказались очень интересными. Там, где штатный продакт студии месяц получал аналитику, подробно обсуждая исследования и аудиторию, чтобы потом сформулировать техническое задание к фичам для гипотезы, человек со сдельной оплатой притаскивал упёртый где-то левый торрент со сканом чьего-то квартального отчёта (возможно, выуженного из мусорника) и говорил, что данных для начала проверки там достаточно. В смысле вместо месяца на крутую аналитику мы получали день-два на более кривую, но всё ещё подходящую.

И так было на каждом этапе. Люди, которые в штате, воспринимают всё как работу. Кажется, что штатному продакту даже комфортно разводить какую-то бурную деятельность. Внешние же делают так: «Да не буду делать отчёт на 50 страниц и презентацию на команду. Вот вам отчёт на три страницы: здесь всё нужное для эксперимента, и я готов мириться с неопределённостью вот тут и тут».

Кажется, что штатным людям не хочется идти в зону неопределённости, в зону тестирования, потому что там больше шансов обломаться и получить негативный результат эксперимента. Проигрывать никто не хочет, а смысл деятельности — проиграть как можно большее количество раз.

Потом оказалось: разработчики прекрасно понимают, что именно делают эти продакты. Да, они не обладают набором маркетинговых знаний, административным опытом и часто — софт-скиллами, но они могут брать и сразу что-то делать руками. То есть им не нужно промежуточное звено, которое будет говорить, что делать. Им нужен кто-то, кто научит их общей теории. Это как прыгнуть на новый фреймворк — действие, которое каждый проходил много раз.

Удивительно, но если человек — разработчик, то он умеет учиться. И для него впитать новый кусок математики про эксперименты — дело часов или, в крайнем случае, пары дней. А дальше включается его самое большое преимущество: вместо того, чтобы городить какую-то херню, которую проджекты развели бы на месяц разработки, простые прототипы делаются условно за три-четыре дня. Причём реально три-четыре дня, а не так, как в разработке, что обещаем за три-четыре дня, но делаем в течение трёх месяцев.

Да, это синяя изолента, костыли, говно и палки, но именно это нужно на стадии проверки гипотезы. И если проджекту никогда в голову не придёт, что модель разбегания кенгуру, которая уже есть в симуляторе, — это ровно то, что надо, чтобы выполнять противовертолётные манёвры, то разработчик сообразит это моментально.

Получаются простые штуки, на которых можно тестировать, если качественно и быстро наливать трафик.

Всё, что нам в нашей модели остаётся делать, — это сверить по метрикам, интересно нам в эту сторону копаться или нет.

Получается так, что сейчас мы используем разработчиков для того, чтобы тестировать гипотезы. Они сами определяют, какие продукты делать. С нашими подсказками, но они сами определяют, что делать, проверять. По сути, один чувак может заниматься одновременно тремя-четырьмя проектами, которые находятся на ранней стадии. Где-то собираются метрики и льётся трафик. Где-то программист дал задание дизайнерам, и что-то рисуется под него. Где-то он сам что-то кодит, а где-то уже анализирует данные.

Напомню, что у нас каждый разработчик — это человек, который когда-то что-то ещё делал на рынке, стал успешным, захотел иметь свой проект и пришёл к нам пилить своё за зарплату. Мы берём 60–80 % доли сразу, но зато даём всю инфраструктуру. Вот тут — подробно, почему это рационально, когда у вас есть семья и дети.

Грубо говоря, если брать две вселенные, где в одной разработчик делает свой проект сам, а в другой — с нами или ещё с кем-то, то в итоге вероятность сделать единорога — в процентах примерно одинаковая. Мы особо ничего не можем добавить к вероятности: у нас нет секретных знаний, но есть чуть-чуть насмотренности, и мы просто умеем тыкать палкой и проверять, есть ли в этом месте нефть. Но в нашей модели с инфраструктурой и теперь уже почти без продактов этих тычков палкой просто будет больше.

Грубо говоря, когда вы сначала ограничены ресурсами, а потом — инвесторами и их поиском, то за год не получится протестировать пять идей, потому что нет денег на трафик. С нами можно протестировать 5–10 разных продуктов. Это означает большее матожидание крупного выигрыша. Дальше вопрос заключается в том, кто и как считает и насколько кто понимает, что можно заработать в реальном «свободном» венчурном проекте. Тут я ещё раз отправлю вас к рассказу в прошлом посте про «котлету» денег и про то, как её забрать.

Возвращаясь к начальному тезису про «продакты для запуска продукта не нужны», скажу ещё раз: классический продакт — без навыков поиска соответствия продукта рынку. Его научили, как развивать продукты. Он не может сделать дизайн, не может настроить аналитику и прототип. Именно на стадии запуска остаётся все то, с чем прекрасно справляется разработчик. Да, на рынке есть крутые продакты, выросшие из какой-то другой профессии, которые умеют многое делать руками. С такими продактами прикольно работать, но их очень тяжело искать. Мы не отказались вообще от этой роли, но рассматриваем только таких.

Один из наших самых успешных разработчиков-ИТ-предпринимателей, кстати, это человек, который имел оборотку в два миллиона долларов в месяц на своём проекте у нас в студии. Мы решили, что можно вкладываться и расти до 20 миллионов в месяц, наняв ему CEO для американского рынка. В итоге выяснилось, что он там просто не нужен, потому что без него всё равно получается быстрее даже с поправкой на косяки по незнанию. Второй раньше руководил большим проектом на 150 человек: он шёл снизу вверх с нуля и учился делать каждую ступеньку руками. Его уже нигде не объехать на кривой кобыле. Он тестирует быстрее всего, потому что ничего ни у кого не спрашивает.

Комментарии (21)


  1. Lelant0s
    05.11.2024 07:12

    Статья из серии "я не понимаю как это работает, поэтому никому это не нужно".


    1. vasvaspiter
      05.11.2024 07:12

      и видимо потому, что они ничего не понимают, они и уволили 8 продактов посте проведенной аналитики, ага-ага


      1. AleksSl
        05.11.2024 07:12

        Увольнение - не показатель понимания. Уволить можно когда как раз не понимая...


        1. vasvaspiter
          05.11.2024 07:12

          Так аналитику ж провели. Я так понимаю, продакты в защиту чести мундира встали


          1. AleksSl
            05.11.2024 07:12

            Аналитика аналитике рознь. Аналитика тоже может быть плохой (сделана плохо, поэтому пришли к неправильным выводам), так что комментарий выше все ещё актуален.


            1. vasvaspiter
              05.11.2024 07:12

              Вы же продакт, да?


              1. AleksSl
                05.11.2024 07:12

                А это имеет большое значение? ) Или мы уже перешли к аргументам в стиле "Был в Керчи?! Не был так молчи!!" ))

                Ну, если другие аргументы кончились...

                Но все это никак не отменяет того, что я сказал выше.


  1. AleksSl
    05.11.2024 07:12

    Я как-то общался с одним бизнесменам. Дак он мне хвастался, что у него все сотрудники - "многоплановые" люди, всех можно использовать по много раз. Повара можно за машинным маслом послать, девочку с ресепшена дела в МВД решать и т.д. И тут у меня возникла простая мысль: Друг, да ты не бизнесмен, ты обычный барыга.

    Извините, почему-то вспомнилось, не хотел никого обидеть, если что...


    1. enjoykaz Автор
      05.11.2024 07:12

      Обычно это связано с трудовой этикой (договорённостью о чётких рабочих обязанностях) и банальной рациональностью. Логично предположить, что человек делает хорошо то, в чём его профессия. Но если предположить, что ваш знакомый заранее объяснял, что рабочие обязанности широкие, и по каким-то причинам у него всё это было эффективно, то он построил систему, где это работает. Это как раз делает его хорошим предпринимателем. Другое дело, что я крайне не уверен, что эта система в принципе работает и масштабируется.

      Сначала мы предложили эту опцию тем, кто проявил заинтересованность, оказалось, что они на ранних этапах ничем не уступают опытным продукт-менеджерам с регалиями. Теперь мы целенаправленно ищем разработчиков, которые хотят попробовать себя в запуске продуктов. Это не обязательно делать, но если хочется попробовать — мы не против, потому что это эффективно.


      1. AleksSl
        05.11.2024 07:12

        Аргумент "у кого-то это получилось" - это плохой аргумент. Как минимум это можно отнести к "ошибке выжившего", а как максимум...

        И нет, даже если человек зарабатывает деньги (а тот человек зарабатывает и не плохие) барыга не станет бизнесменом, если будет придерживаться "барыжных процессов". Разные определения для того и придуманы, чтобы разделять )

        Это я все про того парня говорю, если что...


        1. enjoykaz Автор
          05.11.2024 07:12

          Спасибо, что будучи проект-менеджером, зарегистрировались ради того, чтобы поучаствовать в дискуссии, и спасибо, что говорите про того парня, а не про меня.

          "У кого-то получилось" — очень хороший аргумент. В частности, на этом построена вся современная наука.

          "Барыжные процессы" — плохой аргумент. Потому что если что-то глупо, но работает, логично разбираться, а не навешивать ярлык. Это я про того парня, а не про вас, если что.


          1. AleksSl
            05.11.2024 07:12

            А кто сказал что я проект-менеджер? Нет это так не работает ) Пример остаётся примеров, вне зависимости от того, кто это говорит...

            Нет, вся наука не построена на "у кого-то получилось" как раз наоборот. Единичные или пограничные случаи в расчет не принимаются. Наука построена на повторяемости эксперимента. А "у кого-то получилось" - это как раз может быть ошибкой выжившего, как я и говорил.

            В барыжном процессе нет ничего особо плохого. И он приносит деньги, как я уже сказал. Просто барыжный процесс - это не бизнес-центр, вот и все. Мой пример был про это...


            1. enjoykaz Автор
              05.11.2024 07:12

              Так вы сами и сказали.


              1. AleksSl
                05.11.2024 07:12

                Да там нормально не поставишь, непонятно зачем такой тупой маленький выбор =\

                Но, в любом случае, сути это не меняет. Как я и сказал, пример остаётся примером вне зависимости от того кто его говорит...


  1. AleksSl
    05.11.2024 07:12

    А так тут мысль простая, не знание какая роль для чего нужна приводит ... к весьма сомнительным выводам.

    Суть работы над любым проектом должна начинаться с простого вопроса: "А как я на этом заработаю?". Для того чтобы это понять нужен хоть какой-то анализ, анализ рынка как минимум. Тратить деньги в никуда... Ну то такое.

    Хотя, если брать идею автора, то он может быть вполне прав. А идея проста: просто быстро штамповать много чего угодно, в надежде на то, что хоть что-то выстрелит. Никакой анализ тут не нужен, здесь вообще ничего не нужно. Достаточно всех загрузить всем не важно кто какой роли. Вот такой весёлый процесс.

    Но с точки зрения каких-то нормальных процессов это конечно выглядит немного дико. На фразе что программист выдает задания художникам меня даже передёрнуло.

    Есть роли, у каждой роли есть свой пул задач, он ограничен. Он существует не просто так, он проверен и можно сказать "выстрадан".

    Умные дяди его придерживаются не просто так. Вы думаете большой бизнес не хотел бы заставить всех делать все, не нанимая кучу специалистов? О, он очень бы хотел ) Но видимо "он что-то знает", оставляя все в рамках ролевых стандартов.

    А вот не понимание ролей и процессов приводит к формату "кустарного производства". Все делают все, кто не в "прикладном" формате идут в топку. И даже если оно "приносит деньги", сути то это все равно не меняет. Ну и конечно все это приводит к мыслям, которые озвучил автор...


    1. enjoykaz Автор
      05.11.2024 07:12


  1. halezov
    05.11.2024 07:12

    Блин, бро)) одно уточнение, они бесполезны в контексте венчур студии, тут все сходится. Но ты же понимаешь, что при этом роль продакта выполняешь сам или кто-то ещё, сам по себе разраб когда делает продукт, туда смотреть даже страшно, обычно получаются продукты не для людей, видел такое не раз.

    У продакта одна главная задача, это быть связующим звеном между клиентами и разработкой, при этом будучи "адвакатом" клиента.

    Ярлыки можно разные вешать, но навыки продакта необходимы при запуске продуктов и не важно продакт запускает или сео или разраб.

    пс из проджектов конечно бывает что становятся продактами, но это принципиально разные позиции, проджект линейный человек выполняющий монотонную работу, продакт человек работающий на более абстрактном уровне, прям диаметрально разные по сути.


  1. Apoheliy
    05.11.2024 07:12

    Сначала подумал, что автор выпрыгнул из 90-х, когда в ходу была поговорка "незачем думать, трясти надо". Тогда программисты/разработчики (и не только они) и "трясли": что-то делали тяп-ляп, главное побыстрее.

    Однако, здесь у автора похоже проблема с дефинициями.

    каждый разработчик — это человек, который когда-то что-то ещё делал на рынке, стал успешным, захотел иметь свой проект

    Когда некто что-то делал на рынке и стал успешным - по-моему это уже не разработчик. Это примерно то же самое, что сказать про найм математиков: мы берём ребят после яслей, которые успешно освоили курс математического анализ, аналитической геометрии (и ещё много сверху). Т.е. по требованиям примерно понятно, только не нужно называть их детсадовцами.

    А если учесть, что вы сами уже написали "предприниматели" (или что-то около), то после этого статья начинает выглядеть логичной.


  1. Dsoku
    05.11.2024 07:12

    Как по мне продакт нужен хотя-бы один на проект, потому что иной раз программисты творят такую дичь, что непонятно никому кроме них самих. Тестирование продукта может лечь на плечи конечного пользователя. И вот такая ерунда зачастую в гос продуктах. Скажите знающие люди, гос сектор имеет продактов? Например есть система для таможни и её улучшают, будет ли участвовать продакт в улучшении?


    1. Debosheer
      05.11.2024 07:12

      Зависит от степени участия государства в бизнесе, но вообще есть. Даже имеется отдельный проф стандарт за номером 06.012 «Менеджер продуктов в области информационных технологий».

      В ГЧП конторе, которая делала «Платон» — автоматизацию оплат грузовиков на трассах — продакт менеджер имелся.

      В качестве фана, вчера видел вакансию «продукт-менеджер по частотно-регулируемому приводу». В обязанностях, помимо прочего, присутствовала разработка вариантов типовых электрических схем.


  1. Advisers
    05.11.2024 07:12

    Ключевое - "на запуске"

    Обычно, "на запуске", если это стартап, то команда маленькая и все участники - кофаундеры по сути, и они в доле..., в том числе и ответственности (включая перед инвесторами), часто включая не только своим временем, но и личными деньгами, готовые работать 24/7 по сути за копейки.., собираясь "на митап" на подоконнике, ночуя у друзей или в универской общаге... итд итп... а по делу - они конечно должны что-то уметь делать руками, и кто-то из них еще и должен уметь все это "продать".... и искать реальный спрос. А если среди них одни разработчики - может оказаться, что это "история в долгую"...)

    А то о чем вы - это "продакты - консультанты", которые ничем не рискуют...

    Вот что про этот консалтинг говорил Стив Джобс:

    https://m.youtube.com/watch?v=hpZohkINpio&pp=ygUZc3RldmUgam9icyBtaXQgY29uc3VsdGluZw%3D%3D

    Ps: продакты могут быть актуальны для больших компаний или для "полировки" имеющего уже спрос продукта...