image
Иллюстрация из английского издания Шерлока Холмса — будни консультирующего детектива

Сначала я удивлялся тому, как мало люди читают книг: вот жил-был какой-то умный чувак, пару десятков лет практиковался, потом нечеловеческим усилием писал книгу. И там на блюдечке за пару часов чтения можно получить опыт, который вы лично разведывали бы годами. Понятно, что он вам не весь нужен, но сил чаще всего сэкономит немеряно.

Второй уровень удивления наступил буквально недавно, пару лет назад. Вот у вас есть быстро меняющийся мир. В нём куча вещей, в которых вы в жизни не разберётесь как руководитель. Но вам надо либо принять решение, либо чтобы кто-то опытный подошёл и сделал один раз. Так нет же! Лучше положить пару месяцев на то, чтобы самостоятельно попробовать, разобраться и только потом сделать нормально. Это вместо ситуации, где можно сразу сделать хорошо.

И это нормальная механика: найти самого крутого чувака в этом вопросе, дать ему денег за час разговора. И спросить, как оно всё устроено, и как надо делать.

Ситуация повторяется чаще, чем можно представить. Видимо, спросить — это какой-то позор для специалиста. Возможно, так за квест дают меньше опыта, не знаю.

В общем, в какой-то момент мы просто не могли не придумать что-то, что даст возможность таким образом спидранить проекты. И это, знаете что? Это автоматизируется для интровертов. В смысле, мы уже сделали, потому что один из барьеров — это встать и договориться. Сейчас расскажу.

В чём смысл

  • Есть люди, которые что-то знают и умеют. Не факт, что они готовы кого-то там консультировать и вообще не факт, что они готовы продавать своё время вот таким образом. То есть спец осознаёт, что его мнение кому-то может быть крайне полезно только лет так через пять. После того, как оно уже стало полезным. Это в хорошем случае. В плохом — лет за пять до полезности этого мнения.
  • Даже если человек понимает, что он хочет и может что-то делать круто в плане именно «за час расскажу, как надо было», не факт, что он будет хоть как-то заморачиваться и искать людей, которым это надо. Равно как и наоборот.
  • Когда кому-то нужно найти специалиста, клич кидать особо некуда. В смысле, нет никаких умолчаний, где такое спрашивать.
  • И сам процесс этого спрашивания максимально болезненный для обеих сторон: нужно же договориться про деньги, про то, что там будет за беседа, назначить встречу и так далее.

Это не фриланс в духе «придите и решите мою проблему», это именно классические консультации. Не те, которые инфобиз, а те, которые нам были очень нужны на всех стадиях развития проектов — от «что лучше знать на берегу до открытия юрлица в Делавере» и до «где найти нормального хирурга-кардиолога для коллеги».

Для чего это нужно


Чтобы быстро получить кусок знаний, привязанный по практике к вам. Например, я недавно сначала выбирал юрисдикцию для нового юрлица, а потом искал юристов для процедуры. Очевидно, было бы замечательно, если бы я нашёл человека, который может заведомо качественно объяснить, как лучше делать — и посоветовать другого человека, который это заведомо качественно сделает. Вопрос, на деле, может быть любой: кто-то хочет настроить рекламную кампанию, кто-то пытается понять, как издавать книгу в России, кто-то ищет психолога посоветоваться.

Принцип очень простой: можно прочитать книгу, можно пройти курсы и более-менее разобраться, а можно найти человека, который за час даст больше, чем вы сами найдёте за месяц. Или посоветует, как быстрее всего разбираться в области.

Что сделали


Сделали очень простую вещь: сначала собрали всех специалистов, которых знали сами. В сооснователях Kibkalo и Milfgard, они за время Мосигры много кого узнали из розницы и соседних областей.

Этим людям мы решили важную проблему консультации друзей.

Проблема вот в чём: когда вы уже начинаете представлять из себя известного в сегменте спеца, к вам постоянно стучат личности разной степени знакомости. Сначала непонятно, что делать, и вы помогаете бесплатно. Потом их становится всё больше и больше, и становится понятно, что интерес кончился, а рутина осталась. И нужно как-то тактично намекнуть, что это стоит денег.

В общем, достаточно просто скинуть ссылку, где написано, что это за консультация и сколько она стоит. Вопрос решён.

Потом оказалось, что для многих очень сильно болит вопрос, когда именно консультировать. Мы попросили дать нам интервалы типа «готов по будням с 17 до 18» и дать доступ до слотов гугл-календаря с делами (без доступа к самим делам), чтобы понимать, когда эти интервалы 17-18 заняты чем-то другим. В итоге тот, у кого вопрос, может увидеть слоты на пару недель вперёд и поставить туда свою встречу, а она автоматически упадёт вам в расписание — точно так же, как обычно падают все встречи в кровавом энтерпрайзе.

Потом мы начали смотреть, как разные эксперты этот движок используют и учиться у них. В нас ещё кидали деньгами банки, потому что они-то сразу поняли, что это про верхние 3% квалифицированных кадров в любой сфере. Про историю того, как я мастерски уворачивался от инвестиций за счёт своего раздолбайства, есть вот тут.

Потом оказалось, что люди не приходят на встречи. Так появился да-ты-достал-бот, который приходит в Вотсап и бесит вас напоминалками про то, что скоро встреча. В смысле, делает то же самое, что делают наши проектные менеджеры перед важными встречами. Это автоматизируется.

С технической стороны было весело. Первая версия сервиса предполагала, что мы создаём встречу на собственном видеосервере и присылаем ссылки людям. Через несколько месяцев прикрутили интеграцию с Зумом, но до этого было откровенно весело. Дело в том, что 3-4 года назад Сафари и Хром не могли договориться про кодеки, и видео между PC и Mac могло и не быть. Пока весь мир использовал VP9, Сафари же настаивает на H.264 и отказываются работать с другим. Если бы они договорились, нужен был бы только сервер маршрутизации. Так нужна была промежуточная точка перекодирования.

Качество этого всего было такое, что люди пробовали пару раз, а потом в ужасе убегали с продукта. Кроме того, что поддерживались не все браузеры, была ещё классическая проблема UI: когда пользователь первый раз авторизовывался, запрашивалось разрешение на камеру и микрофон. Самая большая кнопка по умолчанию была «запрещаю». Пользователи её и нажимали. Дальше клиенты жаловались экспертам «я вас не вижу». Почему интегрировали Зум не сразу, хотя китайцы научили весь мир им пользоваться? Потому что мы должны были пройти модерацию для использования API, а это занимает недели и месяцы времени по их гайдам.

И в этот момент заболела лошадь.

Если бы мы были корпорацией, то это никак не повлияло бы на процесс разработки, скрам-аджайл-вот-это всё. Но мы (по крайней мере, пока) небольшой продукт. И у нашего разработчика Димы подруга спасает животных. Изначально у неё был только собака, потом добавился кот. На 2021 год у них было уже 2 собаки, 3 кота, 2 лошади, 2 курицы и щегол с поломанным крылом. Старой спасённой лошади стало плохо. Перестала есть, перестала ходить в туалет. Приехали ветеринары. А дальше надо мониторить дампы этой самой лошади. Буквально. То есть смотреть, что у неё на входе и что на выходе. Это случилось в самый разгар интеграции. В итоге Дима сидел в конюшне с ноутбуком несколько дней.

Китайцы возвращали нам заявку с модерации 4 раза. Они смотрели наш сайт лучше, чем тестировщики. Было минимум два бага, про которые мы не знали, но 中國黑客 его находили. Был даже план подавать в Зум на проверку всё то, что нужно протестировать, и в инструкцию добавлять максимально далёкую от входа точку.

Я сначала думал, что площадка будет похожа на каталог специалистов, из которого можно выбирать. Но это маркетинг площадки как решателя проблем, то есть акцент на клиентов. Оказалось же, что у нас отлично получается тот кусок экосистемы, который про потребности самих консультирующих специалистов. И никакого каталога нет, равно как и особого продвижения среди клиентов этих специалистов. Просто инструмент для упорядочивания встреч и мультиссылка.

А вот дальше оказалось ещё интереснее. Дело в том, что движок назначения встречи, согласования времени и напоминалок оказался полезен ещё тем, кто назначает много встреч сразу. Внезапно это компании со штатом психологов-консультантов, адвокатские фирмы, онлайн-школы (особенно для пробных уроков) и специалисты по продажам, которые часто делают консультации тем, кто интересуется. Это, например, зарубежная недвижка для жителей России. И вот у всех этих людей была проблема с тем, чтобы прикрутить какое-то готовое решение. Ну мы и прикрутили им тоже. В итоге так мы опять оказались в образовании, хотя просто наивно хотели денег.

Ну а мне осталось посоветовать вам нескольких человек на платформе, которые могут когда-нибудь оказаться очень полезны для тех, кто болеет стартапами
  • Дмитрий Гриц — юрист по корпоративному праву, сопровождает проверки, помогает правильно упаковывать разные архитектуры от инвестиционных до взаимоотношений с сотрудниками, особо специализируется на разрешении конфликтов учредителей. Про профилактические меры уже писал Milfgard.
  • Алексей Таранов — специалист по управлению финансовыми проектами. Участвовал в жизни «Лайфа», запускал и реализовывал первые в России федеральные проекты по кредитованию в Медиамартке, МВидео, Эльдорадо и так далее. Если в вашем проекте нужен блок с рассрочкой, то это к нему.
  • Дима Кибкало — основатель Мосигры, знает про маркетинг, стратегии, игрофикацию и кратный рост бизнеса. Сделал венчурную студию и запускает по новому стартапу каждые 2-3 месяца. Записывайтесь, если хотите поучаствовать
  • Даниил Кириков — коммуникационное и управленческое структурирование. Запускал стартапы, инвестировал в стартапы (22 портфельных инвестиции. Например, Notion). Сейчас развивает венчурную студию в Люксембурге.
  • Игорь Полещук — лютый спец по PowerBI и DAX.
  • Дмитрий Курин — основатель и директор центра по открытым инновациям и венчурным инвестициям МТС. Председатель венчурного комитета фонда МТС.
  • Сергей Абдульманов — всё про контент-маркетинг и коммуникации.
  • Дмитрий Козлов — всё про digital-маркетинг и перфоманс. Дима запускал самый первый вирусный маркетинг в РФ и рассказал стране, что это такое, в принципе.
  • Леонид Довбенко — эксперт по Foodtech. Прямо сейчас Лео в Дубаи и создает там гиперлокальную доставку YallaMart, до дверей за 15 минут (ну как Самокат или Лавка). Получается очень клево, но кроме этого к нему можно обращаться по всем вопросам выхода в ОАЭ.
  • Вячеслав Блинцов — Эксперт по маркетингу и продажам в онлайн-школах с 12-летним опытом. Строил автоворонки как для образовательных проектов, так и для инвестиционных компаний, мебели, недвижимости, банков и рекламных агентств. Еще разбирается в видеосъемке курсов и прямых многокамерных трансляциях. Совладелец продакшена ETHNOS и CBDO в трансляционной компании T-MEDIA
  • Евгений Апрель — дизайнер, который помог проекту пройти путь от идеи и прототипа до конечного дизайна. Евгений много лет работает со стартапами и it-продуктами. Учавствовал в проектах: National Geographic, Crypto.tickets, Cherehapa, Ticketscloud, Youscan, Frank RG, Popular Mechanics и др. Если нужна помощь с дизайном вашего продукта
  • Дмитрий Фирсов — постоянно что-то запускает начиная с 2004 года. Например, клуб серийных предпринимателей Круг или облачные кухни в Германии. Руководит всеми инвестициями в itVenture.ru, поддержали проекты: MO, Cabinet.fm, GetFaster.io, YallaMart, Muncher и другие.

Ну и вот ссылка на меня, если захочется обсудить сервис синхронизации расписаний или ИТ в Чехии )

Комментарии (18)


  1. napa3um
    18.01.2022 10:10
    +12


  1. MonkAlex
    18.01.2022 10:20
    +3

    А есть спец, который расскажет как ничего не делать и получать деньги? =)


    1. PlatinumThinker
      18.01.2022 10:45
      +3

      неси ответственность за чужие действия, деньги будете делить


  1. iiwabor
    18.01.2022 10:47
    +2

    Главная проблема в том, что чужой опыт часто уже не подходит под изменившиеся обстоятельства. Или вообще и не подходил никогда - смотри "ошибку выжившего"


  1. irokezer58
    18.01.2022 11:09
    +1

    Так это же вроде называется "консалтинг". И там сильно зависит от того, что именно нужно узнать. Например, за услугой юристов люди скорее пойдут к живому юристу нежели в онлайн.

    А ещё думаю, что может возникнуть проблема в оценке компетентности консультанта. Если проверять всех тщательно, то на платформе будет слишком мало консультантов, а если это дело автоматизировать, то появятся накрутки. Как разработчики намерены решить эту проблему?


    1. enjoykaz Автор
      18.01.2022 11:14
      +2

      Никак. Мы не делаем маркетплейс и не рекламируем специалистов на своей площадке, общего каталога по которому можно найти нужного тоже нет.

      Каждый специалист сам ищет себе клиентов и пользуется Кабинетом, как сервисом, который избавляет его от рутины, связанной с организацией и проведением встреч.

      Соответственно и зарабатываем мы не с продажи лидов на консалтинг, а с продажи сервиса проведения встреч.


  1. hard_sign
    18.01.2022 12:22
    -2

    А что значит «пидранить»? Это что-то неприличное?

    И зачем спидранивать проект?


    1. enjoykaz Автор
      18.01.2022 12:49

      Speedrun. Ознакомление с темой стоит начать, например, отсюда.


      1. hard_sign
        18.01.2022 13:27
        -4

        В русском языке нет буквы «S».

        Ознакомление с темой можно начать, например, отсюда: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/tolkovyj-slovar-zhivogo-velikorusskogo-jazyka-v-i-dalja/


  1. hard_sign
    18.01.2022 13:27

    -


  1. DMGarikk
    18.01.2022 13:59
    +6

    С годами опыта у меня пришло очень и очень предвзятое отношение ко всем консультациям и общениям с 'профессионалами'
    Начиная с того что я например начинал карьеру (в ИТ) с работы в маленьком 1С франчайзи, где в рекламе написано что-то вроде 'доверяйте бизнес нашим профессионалам-консультантам-аналитикам'
    и меня тогда, работавшего только два месяца, закинули практически в одиночку на крупный проект… я по ночам читал книги по 1С и учебники по бухучету, документообороту, бюджетированию… а днем с серьёзной рожей делал вид что я офигеть какой профи их консультирую

    немного историй про профессионалов из моего опыта
    потом у меня много лет было рекламное агентство… мы гордо звали себя 'профессионалами на рынке рекламы'… разработка стратегии для клиентов выглядела как брейншторм в офисе группой гендир+зам+пара продажников+монтажник… охренеть суперпрофи, хотя учитывая уровень среднестатистического клиента… мы наверное и были этими профи ;)
    далее я работал уже в разных конторах и у нас были оутсорсеры… начиная от ИБ и заканчивая сетевиками… вот от этих профи у меня ощущения как рукалицо вообще не проходило
    сетевики — 'нам сказано подключить сеть, мы отключили лишние провода, включили сеть — она работает, подпишите акт' (совхоз на 1000человек штата и несколько десятков километров полей и складов стался без ИТ подсистемы вообще… у профи не хватило мозгов даже уточнить — можно ли выдергивать непонятные ему провода из коммуникационной стойки и сбрасывать в дефолт настройки корневого роутера)
    разработчики ПО — 'в нашей программе логин захордкожен внутри программы (делфи): администратор пароль: 12345, программа работает только под windows XP SP1 (второй ставить запрещено!) ИБ Сбербанка нам разрешили (какой к черту сбербанк?? мы вообще к нему отношения не имеем!)
    ИБ: Отключите обновение ОС, но сканер уязвимости должен показывать что уязвимостей у вас нет., также объясните нам пожалуйста как защитить кроме фаерволла внешние подключения? (он у меня спрашивает, я админ джун-миддл)

    потом я судился по ОСАГО как виновник 'ого так бывает!? ничегосебе!!! вы же виновник! зачем вы это делаете вы же виноооовник!?' — слова юридической фирмы которая мне готовила иск, к слову из 5 контор мне только одна смогла выдавить хоть чтото и то охая и очень неуверенно чтото блея по этому поводу… спасибо хоть юристу страховой компании который РЕАЛЬНО мне подсказал что надо писать в иске… вместо пяти профессионалов своего дела


    вобщем теперь я еще по 10 раз перепроверяю всех консультантов и подрядчиков которые оказывают мне какието услуги… я перестал верить в 'профессионалов своего дела'


  1. ihouser
    18.01.2022 15:00
    +3

    Чтобы разобратся что за дичь этот консультант, нужно самому разбиратся в предмете на должном уровне. Вот такая вот проблемка курицы и яйца :(

    Свежый пример. Как понять кто говорит правду: ведущий из ящика или дипломированный врачь-антиваксер? При том что у многих знания на уровне верю-неверю. Мне жизненого опыта хватает неверить антиваксеру, но он так убедительно все расписывает...


  1. novoselov
    18.01.2022 21:06

    Не хватает понимания какого уровня консультант и что он может дать.

    Также проблема с синхронизацией знаний, может я уже знаю про A,C,E и мне не хватает знаний по B, D. А консультанту будет рассказывать мне про A, B, C, D, ..., Z.

    Первую проблему можно решить видео-уроком (визиткой), где консультант за 15 мин рассказывает на его взгляд важную и интересную вещь (методику, принцип, подход). Тогда можно будет заранее оценить его подачу, глубину познаний, понятность донесения информации, детализацию. Это должен быть не анонс и не презентация "что я могу", а конкретный пример "как я могу" и "насколько хорошо я знаю тему".

    Вторая проблема сложнее, у каждого клиента своя специфика, у каждого консультанта свой опыт, но можно попытаться сделать какой-то каркас или дерево знаний консультанта, чтобы можно было заранее определить общие точки и понять о чем спросить. Соответственно после консультации чтобы можно было получить какой-то план действий, а не просто поговорили и разошлись.


  1. Bone
    19.01.2022 10:35

    Если бы на самом деле можно было прочитать книгу и получить чужой опыт, то во всем мире самый строжайший из возможных контролей был бы контроль за хождением книг. Скорее всего у 99 процентов людей, вообще не было бы к ним доступа. Но так как опыт через книги предается абсолютно мизерный, настолько маленький, что любое практическое занятие дает опыта гораздо больше, то это приводит к тому, что книги в огромных количествах скапливаются на полках, а чтобы их продать надо вложить миллионы в рекламу.


    1. MonkAlex
      19.01.2022 10:57
      +2

      Так и был контроль, сколько веков книги оставались уделом церквей и богатых людей.

      Есть толковые книги, которые дают полезную информацию. Да, хватает и инфомусора, но его во всех сферах хватает.


    1. DMGarikk
      19.01.2022 12:23

      Но так как опыт через книги предается абсолютно мизерный, настолько маленький, что любое практическое занятие дает опыта гораздо больше

      интересно, а как я вообще научился программировать имея в руках owners manual с описанием бейсика на древний комп и англо-русский словарик?
      у меня не было ни одного знакомого программиста… а уже через пару месяцев я писал сам себе игры.


  1. zaiats_2k
    19.01.2022 10:53

    Почему? Потому что не разбираясь в вопросе большой риск нарваться вместо прфессионала на балабола, чей главный навык - производить впечатление. А когда выяснится что его советы приводят к проблемам и убыткам - выяснится что ни советчик, ни платформа, где вы его нашли, ни за что не отвечают.


  1. colscy
    19.01.2022 23:55

    Любой опыт существует в некотором контексте, в другом контексте он может не работать или работать совсем иначе. Профессионалов, которые могут отрефлексировать и упаковать для передачи собственный контекст мало, для этого нужен обширный опыт именно консалтинговой деятельности, а он искажает профессиональизм в данной сфере. Чем то это напоминает приницп неопределенности из квантовой физики: вы либо хороший консультант, либо хороший профессионал в своей сфере, а вот и два в одном флаконе найти почти невозможно, так как один из признаков хорошо поставленого навыка является автоматизм в данном виде деятельности.