DIY микрофон i2s для Raspberry Pi с компрессором, лимитером, фильтрами НЧ и ВЧ и даже «голосом Буратино» на Teensy 3.6.
В детстве я часами зависал у витрины музыкального магазина на Нижней Масловке: меня гипнотизировали чехословацкие и болгарские гитары, синтезаторы Поливокс, электроорганы, акустические колонки, наушники, микрофоны и катушечные магнитофоны. В музыкальном магазине была особая аура, пусть с запахом скрипичной канифоли и рояльного лака. Разумеется, меня зачаровывали электрогитары (и не только из-за сверкающих звукоснимателей и тяжелой колковой механики, целлулоидных вставок), многочисленные гитарные педали — тогда еще наука музыки не знала слова «гитарный процессор». Были педали-ящички фэйзеры, фланжеры, «исказители» и только-только появившиеся цифровые ревербераторы Лель. Цифровые устройства стоили баснословных денег, но обещали заманчивые дальние дали!
Наверное, любой мальчишка, пожирающий глазами музыкальные витрины, мечтает подключить микрофон к усилителю, пропустить звук через загадочный ящик с цифровыми микросхемами и напевать то голосом Карабаса-Барабаса, то Буратино.
Прошли годы, я уже не посещаю музыкальные магазины, но… Когда на авито я увидел микроконтроллер Teensy, меня накрыла мощная волна ностальгии!
А так как мой домашний компьютер это Raspberry Pi 4, как известно, без микрофонного входа, то музыкальные эльфы и феи подсказали мне идею сделать цифровой микрофон на микроконтроллере… с древними эффектами.
Teensy очень удобный микроконтроллер для музыканта: много памяти, хорошо структурированная аудио библиотека, даже некий графический интерфейс для автоматизации.
Итак, после двух-трех дней изучения форума Teensy, я наконец-то написал первую программу для цифрового микрофона. Да, с возможностью включить фланжер, ревербератор, фильтры НЧ и ВЧ, светодиодами, мигающими разноцветными огнями (пиковые индикаторы «под старину»). Как вишенка на торте — с собственным «генератором огибающей», что позволяет добиться, например, сустейна. Ох, сустейн, сладкое словечко моей юности!
Ниже я привожу код для IDE Arduino микрофона для Raspberry Pi и не только. Хотя это 16-битный микрофон, звук у него неплохой.
#include <Audio.h>
#include <Wire.h>
#include <SPI.h>
// Переменные для фланжера, если он нужен
// #define FLANGE_DELAY_LENGTH (8*AUDIO_BLOCK_SAMPLES)
// short delayline[FLANGE_DELAY_LENGTH];
// int s_idx = FLANGE_DELAY_LENGTH/8;
// int s_depth = FLANGE_DELAY_LENGTH/8;
// double s_freq = .0625;
// Настройка эффекта "granular", например, "голос Буратино"
// #define GRANULAR_MEMORY_SIZE 12800 // 290 ms 44.1 kHz
// int16_t granularMemory[GRANULAR_MEMORY_SIZE];
// Объявляем функции лимитера-компрессора
void envelope_setup();
void envelope_trigger();
void envelope_limiter();
// На указанные pin's заведены двухцветные светодиоды
byte ledFFT1 = 36;
byte ledFFT2 = 37;
byte ledPeak = 18;
byte ledRMS = 19;
// Подключение микрофона i2s. В данном случае это микрофон INMP441
AudioInputI2S i2s;
// Фильтры.
AudioFilterBiquad biquad;
AudioFilterStateVariable filter;
// Пиковые индикаторы, Фурье и прочее
AudioAnalyzePeak peak;
AudioAnalyzeRMS RMS;
AudioAnalyzeFFT256 FFT;
// Усилители.
AudioAmplifier ampFFT;
AudioAmplifier ampRMS;
AudioAmplifier ampPEAK;
AudioAmplifier ampOut;
AudioAmplifier bypass;
// Выход USB
AudioOutputUSB usbOut;
// Микшер на четыре канала
AudioMixer4 mixer;
// Генераторы: белый и розовый шумы
AudioSynthNoisePink pink;
AudioSynthNoiseWhite noise;
// Огибающая.
AudioEffectEnvelope envelope;
// Ревербератор, фланжер и т.д.
// AudioEffectFreeverb freeverb;
// AudioEffectGranular granular;
// AudioEffectFlange flange;
// Усилители для настройки индикаторов
AudioConnection out0(biquad, ampPEAK);
AudioConnection out1(ampOut, ampRMS);
AudioConnection out2(ampOut, ampFFT);
// Индикаторы FFT, RMS-peak
AudioConnection indRMS(ampRMS, RMS);
AudioConnection indFFT(ampFFT, FFT);
AudioConnection indPeak(ampPEAK, peak);
// Выход микрофона, фильтрация ВЧ, НЧ
AudioConnection micL(i2s, 0, filter, 0);
// Для правого канала
// AudioConnection micR(i2s, 1, filter, 0);
// Фильтрация
AudioConnection filterIn(filter, 2, biquad, 0);
// Подключаем устройства
AudioConnection pc0(biquad, bypass);
// Лимитер или компрессор.
AudioConnection pc3(biquad, envelope);
// Для "granular"
// AudioConnection pc3(biquad, granular);
// Микшер
AudioConnection mixIn0(bypass, 0, mixer, 0);
AudioConnection mixIn1(envelope, 0, mixer, 1);
// Генераторы шума, подключаемые к микшеру.
AudioConnection mixIn2(noise, 0, mixer, 2);
AudioConnection mixIn3(pink, 0, mixer, 3);
// Выход микшера на усилитель
AudioConnection ampIn(mixer, ampOut);
// Выход на USB. Правый и левый каналы
AudioConnection usbL(ampOut, 0, usbOut, 0);
AudioConnection usbR(ampOut, 0, usbOut, 1);
// Настройка индикаторов-светодиодов, Фурье
void fft_meter(const float fft) {
if (fft > 0.50) {
digitalWrite(ledFFT2, HIGH);
digitalWrite(ledFFT1, LOW);
} else {
digitalWrite(ledFFT1, HIGH);
digitalWrite(ledFFT2, LOW);
}
delay(fft*100);
}
// Светодиоды, RMS
void rms_meter(const float rms) {
analogWrite(ledRMS, 0 + rms*100);
for (int i; i < rms*100; i++) {
}
delay(rms*100);
}
void setup() {
// Инициализация светодиодов перегрузки и уровня
pinMode(ledFFT1, OUTPUT);
pinMode(ledFFT2, OUTPUT);
pinMode(ledPeak, OUTPUT);
pinMode(ledRMS, OUTPUT);
digitalWrite(ledFFT1, HIGH);
digitalWrite(ledFFT2, HIGH);
analogWrite(ledPeak, 0);
// Выделение памяти
AudioMemory (320);
// Фильтры
filter.frequency(60);
// Устанавливаем частоту среза фильтра
// Резонанс фильтра. Q от 0,7 до 5,0, если > 0,707 усилит сигнал около частоты
filter.resonance(0.7);
// В октавах управляющий сигнал изменяеть частоту угла фильтра
// Диапазон от 0 до 7 октав
// Можно выбрать фильтры Butterworth или Linkwitz-Riley и др.
filter.octaveControl(-0.5);
// Срезает все, что выше указанной частоты
// biquad.setHighpass(0, 80, 0.26);
// Срезает все, что ниже указанной частоты
// biquad.setBandpass(stage, frequency, Q);
// Полоса пропускания - разница между верхней и нижней частотами среза.
biquad.setLowpass(0, 16000, 0.54);
// Режектор. Q контролирует ширину отклоняемых частот
biquad.setNotch(0, 50, 0.3);
// Полочный фильтр нижних частот ослабляет или усиливает сигналы ниже указанной частоты.
// Частота управляет средней точкой наклона, усиление установлено в дБ
// Последний параметр управляет крутизной перехода усиления.
// Значение 1 дает максимальную крутизну
biquad.setLowShelf(0, 60, -1.5, 0.54);
// Фильтр верхних частот ослабляет или усиливает сигналы выше указанной частоты.
biquad.setHighShelf(0, 16000, -0.5, 0.25);
// Усилитель перед usb-выходом
// «Уровень» - любое число с плавающей запятой от 0 до 32767.0
// От 0 до 1.0 ослабляет сигнал, а выше 1.0 усиливает
// Отрицательные числа инвертируют сигнал
ampOut.gain(5.5);
bypass.gain(1.2);
mixer.gain(0, 0);
// Индикация
ampFFT.gain(4);
ampRMS.gain(3);
ampPEAK.gain(1);
// Микшер огибающей
mixer.gain(1, 4);
// Каналы микшера розового или белого шума
// noise.amplitude(0);
// От 0 (off) до 1.0. По умолчанию выключено
mixer.gain(2, 0);
pink.amplitude(0.02);
mixer.gain(3, 0.02);
// Включить ревербератор
// freeverb.roomsize(0);
// дампинг-фактор от 0 до 1.0
// freeverb.damping(1);
// Включить фланжер
// flange.begin(delayline,FLANGE_DELAY_LENGTH,s_idx,s_depth,s_freq);
// flange.voices(s_idx,s_depth,s_freq);
// Здесь можно встроить "granular" - сделать голос Буратино или наоборот
// granular.begin(granularMemory, GRANULAR_MEMORY_SIZE);
// granular.beginFreeze(grainLength);
// granular.beginPitchShift(grainLength);
// granular.stop();
}
elapsedMillis fps;
void loop() {
float Peak = 0;
float fft, rms;
// Светодиодные индикаторы
if(fps > 24) {
if (peak.available()) {
fps = 0;
Peak = peak.read();
if (Peak >= 0.1) {
envelope_limiter();
peak_meter(Peak);
} else envelope_trigger();
}
}
if (FFT.available()) {
fft = FFT.read(1,126);
if (fft >= 0.1) {
fft_meter(fft);
}
} else {
digitalWrite(ledFFT1, HIGH);
digitalWrite(ledFFT2, HIGH);
}
if (RMS.available()) {
rms = RMS.read();
if (rms >= 0.1) {
rms_meter(rms);
}
} else {
analogWrite(ledRMS, 255);
}
}
// Включаем "granular"
// granular.beginPitchShift (32);
// granular.setSpeed(1.3);
// Настройка генератора огибающей
void envelope_setup() {
if (!envelope.isActive() || !envelope.isSustain()) {
envelope.noteOn();
envelope.attack(0);
// Время удержания, по умолчанию 2,5 миллисекунды, макс. 11880 миллисекунд
// envelope.hold(milliseconds);
envelope.decay(0);
// Время затухания, по умолчанию 35 миллисекунд, максимум 11880 миллисекунд
envelope.sustain(0.3);
envelope.release(600);
}
}
void envelope_trigger() {
if (!envelope.isActive() || !envelope.isSustain()) {
// Истина, если фильтр находится в любой из своих 6 фаз
// envelope.isActive();
// Истина, когда огибающая находится в фазе сустейна
// envelope.isSustain();
// Включаем генератор
envelope.noteOn();
// Задержка от noteOn() до attack(), по умолчанию 0
// envelope.delay(0);
// Время атаки, по умолчанию 10,5 миллисекунды, макс. 11880 миллисекунд
envelope.attack(0);
// Время удержания, по умолчанию 2,5 миллисекунды
envelope.hold(1);
// Время затухания, по умолчанию 35 миллисекунд
envelope.decay(1);
// Уровень сустейна. От 0 до 1,0
// Усиление будет поддерживаться после decay(), но до вызова noteOff()
// Фаза сустейна определяется вызовом release()
envelope.sustain(0.8);
// Время спада, по умолчанию 300 миллисекунд
envelope.release(200);
// Фаза отключения
envelope.noteOff();
}
}
void envelope_limiter() {
// Время спуска, огибающая передает сигнал
// 0 - отключение функции (без дополнительной задержки)
// По умолчанию 5 миллисекунд
envelope.releaseNoteOn(5);
// Фаза отключения
envelope.noteOff();
}
Комментарии (18)
neznae4ko
13.03.2022 23:27+2Так, собственно, где описание "Железа"? Схема, разводка платы, куда паять микрофон? Судя по описанию с Амперки, на Teensy нет I2S, только I2C
renice Автор
14.03.2022 06:30Честно скажу, я не думал, что микрофон кого-то заинтересует, поэтому решил не перегружать текст техническими подробностями. Но если интересно (что приятно, конечно), то подключил я вот так.
Это стандартное соединение PJRC для I2S микрофонов
CLK к контакту 9 (TX_BCLK)
WS к контакту 23 (TX_FS)
SD к контакту 13 (RXD0)
L / R к GND
3,3 до 3,3
GVD к GND
Впрочем, можно другие пины использовать, teensy позволяет.
А светодиоды припаял к указанным в коде пинам. Больше ничего паять не надо, потому что в 3.6 все есть. Еще лучше, конечно, использовать 4 версию, тогда можно более качественных результатов добиться (из-за лучшей поддержки i2s)
Микрофон я взял самый простой INMP441, но есть намного более качественные микрофоны I2S, с меньшими шумами, лучшим звуком. Просто у меня под рукой был только этот микрофон I2S
Daddy_Cool
14.03.2022 01:14+2Очень интересно и хочется подробностей, с демонстрацией самой железки и результатов.
"DIY микрофон i2s для Raspberry Pi с компрессором, лимитером, фильтрами НЧ и ВЧ и даже «голосом Буратино» на Teensy 3.6."
Покажите!
Всё же микрофон это устройство для преобразования звука в электрический сигнал, а у вас - блок эффектов.renice Автор
14.03.2022 06:37Я и хотел сделать блок эффектов - вспоминал приставки Лель (это была серия приставок для гитаристов), которыми в юности пришлось пользоваться, захотелось самому сделать педальку для электрогитары, потом понял, что можно сделать микрофон-приставку.
К сожалению, подходящего корпуса я еще не нашел, а 3Д принтера у меня нет. Поэтому фотографии не стал выкладывать, уж больно неказисто все выглядит — платка с проводами и светодиодами. Вот фотография
Earthsea
14.03.2022 11:12захотелось самому сделать педальку для электрогитары
С сегодняшними ценами это скоро станет снова актуальным, и не только. Сами гитары народ начнет себе фрезеровать и датчики мотать.
Как хорошо, что все уже давно куплено и не нужно хотеть, мечтать, паять, только и остается что работать над техникой игры.
И вдвойне хорошо что и близко нет никаких лелей.
renice Автор
14.03.2022 11:29приставки от Лель были, конечно, немного странными. Впрочем, как и многие другие педальки того времени. Типа "дисторшн" на микросхемах, сделанный в кооперативе им. В.И. Ленина)) Я бы сейчас, наверное, если делал аналоговые приставки, то только "классические", на двух-трех транзисторах, а в те годы даже аналоговые фейзеры казались чем-то недосягаемым. Шумели они, фонили, еще вместо джеков были пятиштырьковые советские "коннекторы", которые со временем гнездо расшатывали. И да, трудно музыкой заниматься и самому паять, платы разводить, схемы искать или программировать. Сейчас еще полегче, потому что корпуса все-таки сделать на принтере, если он есть. Цены не радуют.
Earthsea
14.03.2022 12:54+1корпуса все-таки сделать на принтере
Корпуса все-таки лучше покупать алюминиевые.
приставки от Лель были, конечно, немного странными
Да почти все, что упомянул автор, было немного странно - это мягко сказано.
Astroscope
14.03.2022 21:58Пятиштырьковые советские коннекторы это, внезапно, DIN connector.
renice Автор
15.03.2022 06:45что здесь внезапного? Наверное, многие музыканты до сих пор "внезапно" вздрагивают, когда видят такие коннекторы, например, на советских электрогитарах. Очень неудобные и ненадежные они, их до сих пор ставят, например, на преобразователях Quantum и поэтому данные устройства вылетают как только пропадает контакт в коннекторах. Quantum признает проблему и молча заменяет их.
Earthsea
15.03.2022 10:17+1Внезапно здесь то, что не существует никаких "советских" коннекторов, они содраны с западного образца.
Astroscope
14.03.2022 09:11+3По заголовку судя, да и по принадлежности статьи к хабу DIY, я ошибочно предположил, что меня ждет увлекательный лонгрид про изготовление конденсаторного капсюля, а может и ленточного, в домашних условиях, и его упаковки в корпус. Причем равно интересна как попытка создания реплики легендарных капсюлей (Neumann, AKG, много их), так и не имеющих аналогов (с) изделий, отвечающих видению автора или как минимум его технологическим возможностям. Но нет.
renice Автор
15.03.2022 06:40Если не иронизировать, то легко заметить, что данная программа-модуль состоит из двух частей. Одна часть реализует DSP, как в IC-703, например. Причем генератор огибающей формирует АРУ с регулируемыми фронтами, опять таки как в известных схемах работы после ПЧ и до УНЧ. Изначально, конечно, я писал программу именно для DSP Yaesu 817, где, как известно, не было такой возможности.
Вторая часть, где используются быстрое преобразование Фурье и управляемые фильтры, дает возможность не только сделать грубый активный фнч для обрезки сигнала, но включить в схему управляемый выходом спектроанализатора многополосный эквалайзер.
Любопытным побочным эффектом, кстати, будет возможность декодировать сигналы Кроме всего прочего, в Teensy встроены два полноценных ЦАПа.
Sdima1357
14.03.2022 13:36Я так и не понял зачем тут teensy. У малинки есть i2s.
renice Автор
14.03.2022 13:55а как вы будете микрофон подсоединять к малинке, коротким проводом?? Для i2s нельзя длинные провода использовать. Проще сделать именно через usb - можно оформить как выносной микрофон, да и будет еще одна "звуковая карта"
Sdima1357
14.03.2022 14:07Все равно непонятно почему teensy. Достаточно тогда stm32f401. Она дешевле на порядок.
renice Автор
14.03.2022 14:12к Teensy библиотеки-то неплохие, да и "дешевле" это весьма условно, я четвертую Teensy с рук покупал за 2000 руб. Причем на четверке уже можно несколько микрофонов завести.
lab412
а статьи на хабре всё лаконичнее. выкинуть картинку, и исходник - так даже под кат нечего прятать будет... а еще и плюсов насобирал, видимо статья зашла и скоро только исходники и будут публиковать, чем комментарии в коде не сопроводительный текст...
renice Автор
Библиотека Audio одна из самых легких, внятная, ее хорошо написал разработчик. И я же максимально прокомментировал код, дальше и комментировать-то нечего. Наверное, в этом и есть достоинство библиотек Teensy Audio - код сразу понятен.