Сейчас многие из наших кандидатов приходят с запросом на позиции с возможностью релокации или на трудоустройство в иностранные компании и зарплату в валюте.
Но, прежде чем рассылать резюме и отклики на подобные вакансии важно привести свое СV в принятый в Европе и Америке вид.
Для иностранных работодателей резюме это не просто хронологическое изложение своего профессионального пути и описание опыта, а своеобразный маркетинговый инструмент.
Сейчас существуют различные бесплатные сервисы-редакторы, в которых можно найти форматы резюме, например Canva, MyResume и др. Ими можно и нужно пользоваться при подготовке файла.
Основные моменты, которые стоит учитывать
Объём документа
В идеале ваше CV должно помещаться на 1-2 страницы формата А4 и шрифтом не меньше, чем 12. Не нужно пытаться уместить весь свой опыт на этих страницах. Важны только последние 1-3 мест работы с релевантным опытом. В данном случае безоговорочно действует правило: «краткость – сестра таланта»
Структура документа
Структура резюме очень важно для международных компаний. Также структура для Европейских и Американских компаний отличается и обычно состоит из следующих блоков:
-
Личная информация
Имя, Фамилия — обязательно на английском. Также сюда добавляется название должности, на которую вы претендуете. Здесь я бы посоветовала каждый раз менять название исходя из названия вакансии.
Фотография. В Европе – нужно фото, в Америке – нет. Зарубежным работодателям, например в США, запрещено принимать решения о найме на основе подобной информации, чтобы избежать дискриминации по расовым признакам, национальности и т.п. По той же причине работодатели предпочитают резюме без фото
Контактная информация: email, телефон, локация, ссылки на соцсети, ссылки на портфолио, личный блог
-
Короткий рассказ о себе: кто я, что я умею делать
Вам нужно в этих предложениях ответить на вопрос: почему вы лучший кандидат на эту роль. Из этого короткого блока работодатель сделает выводы, интересен ли ему этот кандидат, отметит логику изложения ваших мыслей
Здесь и далее в описании опыта работы важно знать, что первый отсев по ключевым словам делает ATS (Applicant tracking system). Эти программы-роботы помогают собирать резюме, фильтровать их, планировать расписания собеседований и автоматически отправлять письма с приглашением на встречу или отказом.
Что важно, система сканирует поступившие резюме на предмет наличия в них keywords. Если резюме не содержит важных для работодателя ключевых слов, оно может быть отклонено программой, даже не добравшись до рекрутера.
Ключевыми словами часто являются навыки, перечисленные в описании вакансии. Сделать это несложно — используйте в своем документе фразы, указанные в объявлении о вакансии.
-
Опыт работы за последние 3-5 лет или 2-3 места работы
Описание опыта начинайте в обратном хронологическом порядке. Важно не забывать про конкретные цифры в результатах, так вы сможете показать потенциальному работодателю ваш уровень профессионализма
Этот пункт также имеет четкую структуру, но очередность этих блоков не столь важна:
Сроки работы
Занимаемая должность
Название компании
Краткое описание задач
Достижения на позиции
-
Образование
В этом разделе я советую указывать основное образование и дополнительное (если есть), а также курсы, если навыки, которые вы получили там, важны для искомой позиции. Дополнительные курсы — хороший показатель для работодателя. Это значит, что вы инвестируете свое время и деньги в обучение, а также стремитесь знать о последних профессиональных трендах и изменениях в своей отрасли.
Как и опыт работы, обучение и курсы в резюме перечисляют в обратном хронологическом порядке. Указываем название университета или курсов, специальность и полученную степень.
-
Профессиональный опыт
Здесь также стоит обратить внимание на keywords и отобразить их в разделе.
4-5 профессиональных навыков будет достаточно для того, чтобы работодатель составил о вас целостное представление Главное, чтобы они были четко сформулированы и подходили под искомую позицию. Можно также указать степень владения иностранными языками.
Орфография и пунктуация
Каким бы профессионалом вы не были, не стоит забывать про грамотность.
Перечитайте документ несколько раз после написания и найдите человека, владеющего английским на хорошем уровне, чтобы он проверил ваш документ. Также можете использовать сервисы проверки орфографии, например Grammarly.
Сопроводительное письмо
Последний, но не менее важный пункт – сопроводительное письмо (cover letter).
Обычно кандидаты не пишут сопроводительные письма и для нашей страны это скорее исключение из общих правил. Но в Европе и США от вас всегда ждут cover letter. От того, насколько качественно написано это письмо, зависит, пригласят ли кандидата на интервью или нет.
Вот несколько правил, которые мы советуем соблюдать для успешного сопроводительного письма:
Объем – не более ½ страницы А4
Подчеркните свои достижения и сильные стороны
Обозначьте, что вы заинтересованы в возможности работать на эту компанию
Объясните, чем ваши образование, квалификация, мотивация и опыт могут быть интересны и полезны компании-работодателю
Сопроводительное письмо никогда не повторяется, для каждой компании и вакансии важно писать именно отдельное cover letter.
Екатерина Селезнёва
Лидер направления IT & Product
Комментарии (8)
ris58h
22.03.2022 14:59Так resume или CV?
Benchmark Автор
22.03.2022 16:55+1Добрый день!
Мы говорим именно об Американских и Европейский компаниях, поэтому грамотнее использовать, кончено, CV.
На своей практике мы сталкиваемся в тем, что не всем кандидатам известно это название, поэтому в статье используем "резюме" для лучшего понимания темы.
kost
23.03.2022 00:04+1В США назвается resume для обычных компаний. CV — для научных, академических, университетов, грантов.
Resume: Used when applying for a position in industry, non-profit, and public sector
CV: used when applying for positions in academia, fellowships and grants
XaBoK
Как с европейскими компаниями - я не знаю, а вот со штатами просто.
1-2 листа максимум - мне несколько раз говорили "как классно, что у тебя всё резюме помещается на одном экране!". Так что, если ваш документ прошёл автоматический скрининг, то будет плюсом, что с ним удобно работать человеку.
как можно больше вещей списками. В европейской компании меня просили дать описание своей работы и навыков небольшим текстом - эссе на пол странички. В амерский корпах любят презентации и списки. К тому же, машине легче обрабатывать ключевые слова. Список софт скилов, хард скилов, ценного опыта.
минимум общей информации. Только подходящий опыт и образование. Не нужно личной информации (семейное положение, дети и тд). Контакты, подходящее высшее образование, 2-3 последних должности, суммарный опыт работы/учебы указать в одном из списков (если вы сейчас старший менеджер и у вас много опыта и предыдущих мест работы, то стоит указать последние пару мест и написать в списке скиллов что то типа: 10 лет опыта разработчиком С++, 10 лет работы менеджером, управление отделом 50+ чел, управление мультикультурным коллективом и тд)
Воспользуйтесь сервисом типа https://resumeworded.com/ для бесплатного ревью. Получите отзыв, который поможет оформить макет и сделать резюме.
Diamon33
Немного добавлю по американским резюме:
Меньше 10 лет опыта = 1 страница. Исключения крайне редки и обычно не играют на руку.
Только релевантный опыт к позиции, на которую подаетесь (Web, DevOps, Embedded, Mobile, etc.). Если Вы предполагаете, что можете делать что-то из другой области - создайте другое резюме. Да, к сожалению, это предполагает трату времени, но она одноразовая.
Обращайте внимание на опыт, который меньше 1 года в одной компании - про него рекрутер может спросить "что случилось, почему так рано ушли?". Предполагается, что если Вы часто меняете работу, то и эту работу быстро поменяете, что не выглядит в их глазах хорошо.
Скиллы + пункты в списке ответственностей/выполняемых задач = ключевые слова (keywords), по которым ATS будет фильтровать Ваше резюме, а рекрутер будет искать Вас в LinkedIn. К сожалению, настоящая задача рекрутера - отсеять Вас из списка наиболее подходящих кандидатов, а не нанять Вас.
Рекрутер обычно тратит не больше 10-15 секунд на резюме (или даже сильно меньше), поэтому любой кастомный дизайн с "нескучными обоями" может моментально быть проигнорирован ввиду того, что рекрутерам и ATS приходится обрабатывать порой более сотни резюме в день.
Во многих больших компаниях есть уровни специалистов. Данные уровни чаще всего навскидку определяются количестом лет опыта, т.к. других показателей придумать сложно. После интервью с командой будет более понятно, на каком уровне Вы находитесь, но обычно сильно больше, чем для уровня, который подходит по количеству лет - они не дадут. Я имею ввиду выше диапазона для уровня.
Ничего не могу сказать про Cover Letter, ни разу ни на одну вакансию его не подавал, мб в Европе и ждут. Инженеру в Cover Letter обычно нечего рассказывать, менеджеру (Product Owner, Product Manager, Engineering Manager) - может быть и есть.
Resumeworded.com помог вычистить мусор из резюме, стандартизировать даты и улучшить уровень парсинга (насколько могу субъективно судить). Премиум стоит $50, но обычно это нормальное вложение, чтобы потратить месяц на серьезный поиск работы.
Никакой личной информации в резюме, однако компании при подаче заявок спрашивают о наличии инвалидностей (disability), являетесь ли вы ветераном (military veteran), нередко спрашивают о сексуальной ориентации, гендере или расе. Все это опционально и везде можно ответить "не хочу отвечать". Полагаю, может служить для определения квот на "равенство и братство". Не знаю, придется ли доказывать, если зачислить себя в ряды тех, кто претендует на квоты.
В целом, по этому поводу написаны уже сотни статей, в тч и на Хабре, можно легко погуглить подготовку к FAANG и примерно прикинуть, что хотят и в каком формате.
В мелкие компании устраиваться обычно не стоит, только если не стартап, где своя специфика или не какие-то претензии на совместный бизнес в будущем. В средних обычно не будут мучать LC hard, Leadership Principles/Culture Fit/Behavioral, в больших же будет весь хит-парад заморочек с Intro Call, TPS (Technical Phone Screen) с LC задачей или предметной задачей и onsite (пока что virtual через Zoom) на 4-5 часов с разными людьми по 1 часу на этап.