Кибератаки, воровство и вандализм — сервисы аренды самокатов — кикшеринги кажутся довольно уязвимыми, но так ли это? В одном из недавних проектов команда Бастион проверяла защиту Юрент — это отличный повод узнать подробности из первых уст.
Мы попросили директора по IT Юрент Андрея Калинина рассказать о том, почему пенсионеры угоняют самокаты, сталкиваются ли в компании с киберугрозами и как устроена система безопасности шеринговых сервисов.
Взлом не оправдывает цель
Как и многие другие публичные сервисы, мы регулярно фиксируем парсинг открытых портов, кто-то прощупывает наш периметр, случаются DDoS-атаки. Некоторые пользователи ищут уязвимости в приложениях. Обычно, чтобы бесплатно покататься, но это редкие случаи.
Другой возможный вектор атак направлен на соединение между нами и самокатом. В теории злоумышленник может попытаться встать в разрыв, «притвориться» сервером и перехватить контроль — отправлять запросы: включить-выключить. Но связь идет через сотовую сеть и тут, как с любой хакерской атакой, на первый план выходит целесообразность. Атаковать оператора сотовой связи, чтобы бесплатно покататься на самокате? Это примерно как купить машину, чтобы получить блокнотик в подарок.
Есть способы и попроще. Так, некоторые хитрецы пытаются абузить акции. Они заводят виртуальные номера, прокатывают бонусы, которые даются за регистрацию и ввод промокодов, бросают аккаунт, а на следующий день заводят новый. Заметив это, мы ввели лимиты на промокоды, чтобы их нельзя было вводить один за другим. Злоупотреблять ими стало сложнее и число мошенников уменьшилось. Оставшихся не так много, чтобы с ними нельзя было справиться вручную: мы блокируем доступ к сервису по IP или ограничиваем скорость, если мошенник уже успел взять самокат в аренду.
Наша основная проблема и головная боль — защита транспорта, ведь он всегда на виду и буквально разбросан по всей стране.
«Оно же тут бесхозное стоит»
Транспорт пытаются своровать постоянно, с первого дня работы. Мы начинали с велосипедов, поставили их на Розе Хутор в 2018 году — не прошло и дня, как их унесла группа товарищей без гражданства. Когда пропажу нашли, оказалось, что украли просто так, можно сказать, из любопытства: «Оно же тут бесхозное стоит».
Сейчас, в общем-то, ничего не изменилось. Никакой системы у преступников не прослеживается. Группировок, ворующих самокаты ради батареек, я, если честно, не видел. Из них вытаскивают «мозги» — трекер для удаленного управления самокатом, превращают транспорт в «гражданский» и перепродают. Чтобы самокаты было сложнее продать, мы отказались от наклеек на стойку и стали их красить.
Впрочем, бывают и другие мотивы. Помню, запустили прокат в одном региональном городе с красивой набережной. Начиналось все хорошо, а потом самокаты с набережной стали загадочно перемещаться в кусты и подворотни.
Оказалось, что пара пенсионеров пошла войной на «этих буржуев», которые своими самокатами обдирают людей как липку. Они прятали самокаты в полной уверенности, что спасают честных граждан от жадных капиталистов. Ни дать ни взять, Робин Гуды.
Воровство неизбежно. В кикшеринге это фактически часть бизнес-модели, — мы закладываем на кражи отдельный бюджет. Но это не значит, что мы ничего не делаем, чтобы обезопасить наши активы.
От скрининга пользователей к наблюдению за самокатами
Когда мы только начинали работать, идея кикшеринга многим казалась авантюрой. Просто поставить самокаты на улице и без охраны? В России?!
Мы и сами беспокоились на этот счет и сперва тестировали разные схемы: брали предоплату, верифицировали клиентов — запрашивали фото паспорта и в полуавтоматическом режиме искали данные о пользователе в стоп-списках вроде базы приставов. Но быстро поняли, что это тормозит развитие: предоплата сужает воронку продаж, а верификация блокирует работу поддержки.
Тогда решили рискнуть: убрали сложную регистрацию, перестали снимать деньги заранее. Теперь клиентский путь устроен так: скачать приложение, авторизоваться и привязать банковскую карту. Чтобы арендовать самокат, нужно отсканировать QR-код на руле. Затем сервис зарезервирует на счете сумму, которая пойдет на оплату поездки. Завершить аренду можно в любой зоне парковки, отмеченной на карте в приложении. Через него же выключается сам самокат. Сервис списывает сумму, равную стоимости поездки, и возвращает остаток на счет.
Мы больше не собираем персональные данные. Со стороны клиента все устроено максимально просто: приложение запрашивает только номер телефона и согласие с пользовательским соглашением, в котором прописаны правила использования сервиса. Вместо того, чтобы пытаться подстраховаться за счет клиентов, мы полагаемся на систему мониторинга состояния и контроля местоположения самокатов.
Высоконагруженный мониторинг
Управление арендой реализовано через классические веб-запросы, которые поступают из приложения на сервер. Сервер, в свою очередь, обращается к трекеру, установленному на самокате.
Трекер — то, что отличает шеринговый самокат от обычного. Это блок, который управляет самокатом и передает телеметрию: положение самоката в пространстве (стоит или лежит), температурные показатели, уровень заряда и мощность сигнала сотовой сети. Некоторые трекеры позволяют удаленно обновлять и перепрошивать ПО, другие — открывать деку, в которой находится батарея. Именно трекер позволяет регулировать скорость электросамоката, например, замедлять его в зонах с повышенной концентрацией пешеходов.
Внутри каждого трекера — GPS и GSM-модуль с внешней SIM-картой. Такой блок можно купить отдельно и установить самостоятельно. Адрес сервера зашивается в прошивку.
Когда-то мы именно так и делали: брали обычные самокаты и перепрошивали буквально на коленке.
Сейчас чаще покупаем самокаты с уже предустановленными трекерами, но интеграций по-прежнему много. Их внедряет научно-инженерный отдел. Это необходимость: у нас большой разнообразный парк, а трекеры не всегда идеально подходят ко всем моделям самокатов.
Для каждого типа трекеров мы пишем отдельную группу микросервисов — драйверы. Они нужны для того, чтобы разобрать проприетарный протокол конкретного вендора, преобразовать и направить в шину на базе RabbitMQ. Драйвер передает данные по AMQP в бэкенд на базе .Net.
Когда с самокатом что-то происходит, например, меняется его местоположение, трекер посылает запрос наверх. Примерно 75 тыс. самокатов отправляют сообщения на сервер в среднем раз в минуту. Во время движения частота обращений составляет один раз в 1–5 секунд. Нашу платформу вполне можно назвать высоконагруженной.
Раньше у нас была большая красивая карта, на которой цветными метками отображались самокаты, но по мере роста парка, данных стало так много, что UI перестал справляться. Да и разобраться во всех этих точках было совершенно невозможно.
Сейчас операторы следят за таблицами, где отображаются только те самокаты, с которыми происходит что-то подозрительное. Нам пришлось разработать систему фильтров и подобрать константы, чтобы в эти списки не попадали самокаты, которые на полсекунды потеряли связь с сервером или сдвинулись на полметра. Кстати, эта же система позволяет следить за зарядом, поломками и координировать работу техподдержки.
Если выключенный транспорт перемещается за пределы парковочной зоны или перестает посылать статусы, поднимается тревога. Тогда в дело вступает служба безопасности, которая занимается угонами. У них прямая связь с правоохранительными органами и бывшие оперативники в штате. Отработана процедура доступа к городским камерам.
В результате безопасность самокатов напрямую зависит от того, насколько хорошо мы обрабатываем телеметрию. Одно время с этим были проблемы.
Самое узкое место в этой системе — драйвера, у которых есть физическое соединение с самокатом. Если микросервис драйвера умирает, мы можем одномоментно потерять все TCP-соединения. Или, если не хватит мощности, появится второй pod, который не сможет принять нужные коннекты, и ребалансировка не произойдет. Так или иначе, мы потеряем массу информации о том, что происходит с нашим парком. Чтобы решить эту проблему, в прошлом году мы перевели самокаты на MQTT-протокол и теперь кладем в него весь TCP-трафик. Если один из драйверов «умирает», MQTT как обычный брокер копит очередь, пока не поднимется новый сервис, готовый принять эти сообщения. Три драйвера могут обслуживать примерно 10 тыс. самокатов, потому что, в отличие от четких TCP-соединений, балансировка идет равномерно.
Безопасность, как процесс
Мне кажется, у нас получился отлаженный рабочий механизм и статистика это подтверждает. Большинство украденных самокатов все равно к нам возвращается. У нас воруют — мы находим, процент примерно одинаковый. Однако, безопасность, в том числе и информационная, — это не состояние, а процесс и мы продолжаем его совершенствовать.
Мы работаем над автоматизацией инструментов для работы с угрозами. Например, сейчас некоторые вещи делаются вручную: есть системы мониторинга, алерты, которые подсвечивают инциденты, но решения по ним принимают люди. Планируем создать систему, которая автоматизирует реагирование: например, автоматически включит ограничение скорости и заблокирует самокат после того, как пользователь остановится.
Мы серьезно занялись внутренней безопасностью. У нас распределенные команды, и удаленка была заложена в фундамент компании еще до того, как это стало мейнстримом. Основные сервисы — внутренние базы данных, тестовые хранилища, 1С — закрыты VPN, но на текущем этапе необходимо решать вопрос с разграничением моделей доступа. Дело в том, что по мере роста все сложнее контролировать потенциальные утечки, особенно в сезон, когда много сотрудников работают «в полях».
В этом году усилим команду, отвечающую за кибербезопасность: планируем проводить регулярные пентесты, анализировать результаты и собирать бэклог для команды поддержки. Сейчас это одна из ключевых задач: компания перешла из категории стартапа в зрелый проект, мы становимся более заметными с точки зрения рынка. В таком взрывном росте есть как плюсы, так и минусы: всегда найдется кто-то, кто захочет проверить тебя на прочность.
Комментарии (215)
CrazyMaks
07.06.2022 12:34Вы написали, что перестали собирать персональные данные. Как будут урегулирован конфликт с водителем если в него въехали на вашем самокате, бросили его и скрылись?
red_elk
07.06.2022 13:05+1Если скрылись, в полиции по номеру телефона идентифицируют.
Markscheider
07.06.2022 13:45+9а штраф с привязанной карты спишут :)
SADKO
07.06.2022 19:17Ну, к чести шерингов сказать, я на авто дорогах ихних самокатов не видал, видимо они этого не поощряют... А вот частники-камикадзе бывают.
dimskiy
08.06.2022 09:30+1Вот только вчера видел в центре питера дядьку на желтом арендном самокате, чешущего прям по середине дороге, по разметке. Машин в тех краях вечером было немного, вот он и осмелел, видимо. Кажется, что выезд на дорогу сложно контролировать - погрешность gps все же около 5-10м даже при хорошем приеме, а вся дорога шириной может быть примерно такая, с тротуарами
chyvack
09.06.2022 20:05В Нижнем Новгороде на желтых вушах только так по дорогам ездят. В том году видел по второй полосе пацаны ехали, в этом по первой полосе.
dmitryrf
07.06.2022 12:40+2Рассматриваете ли вы вариант максимально плотной связи контроллера двигателя с трекером, чтобы отключение трекера приводило к невозможности эксплуатировать угнанный самокат?
YMA
07.06.2022 13:05+10А смысл в этом? Практически всегда можно полностью заменить контроллер на стандартный - курки, двигатель, батарея и свет подключаются типовым способом. Переусложнение - например вместо обычного курка на датчике Холла и магнитике поставить какой-нибудь хитровывернутый оптический, приведет к удорожанию закупок.
Лучше бороться с ворами известными методами...
logran
07.06.2022 15:31+1Если снять и продать батарею и мотор-колесо — это уже 60-70% стоимости самоката будет (в случае куги так и вовсе все 100-110%). Так что имеет смысл свинчивать батарею, оба колеса и мб контроллер, остальное можно в утиль как малоценное.
rmrfchik
07.06.2022 13:00+9Бросил кататься Юрентом. Несколько раз подряд попадался "убитый" самокат, возможности отказаться от поездки или пересесть на соседний самокат нет. Деньги снимаются в любом случае.
EvgeniyIvanovhabr
07.06.2022 13:21+7Если самокат нерабочий, или произошел какой-то другой сбой после начала аренды – заканчивайте аренду стандартно и сразу пишите в службу поддержки с описанием проблемы. Возвращают деньги очень быстро, по моему опыту.
vvviperrr
07.06.2022 13:38+2>Атаковать оператора сотовой связи, чтобы бесплатно покататься на самокате
ну наверное можно на sdr свою станцию поднять. но ведь дальше наверне tls? поэтому даже в предположении атаки на оператора смысла нет. разбирать надо девайс, дампить прошивку.
vvviperrr
07.06.2022 13:45+3вот такой вопрос, касается наверное всего каршеринга. как я могу быть уверен, что передав свои данные в вашу систему на меня не повесят кражу/порчу девайса?
Hardcoin
07.06.2022 14:00+1Никак, вопрос имиджа конторы. Но судебные разбирательства недешевые (юристы зарплату получают), а подставы - ещё дороже. Самокат слишком мало стоит, что бы это окупалось.
А немного обезопаситься от ошибок можно фотографиями до и после. И писать в техподдержку, если что не так, сообщения останутся.
И не привязывайте основную карту, где много денег. Тогда нельзя будет списать с вас деньги без разбора ситуации и привлечения полиции.
vvviperrr
07.06.2022 14:23+1я не имею ввиду подставы. не раз слышал истории, что каршеринг заставлял оплатить ремонт чужой поломки. конторе то пофигу, кто будет платить, а старый принцип "кто последний тот и виноват" никто не отменял. фотографии - ну хз, зачем мне этот геморой. я на каско свою машину фоткал по инструкции, примерно минут 20, и то, у меня большие сомнения, что в случае чего эти фотографии на что то повлияют.
EvgeniyIvanovhabr
09.06.2022 01:22+1Фотографии после завершения аренды в каршеринге очень важно делать. Например, вы проехались без приключений, закончили аренду, а водитель газели задел авто при маневрировании в тесном дворе и уехал. Фото помогут доказать, что на момент завершения аренды автомобиль был цел. Сфотографировать машину с четырех сторон можно за минуту.
Popadanec
09.06.2022 09:15Вообще у тех же перевозчиков авто(пикап с длинным прицепом) в США в приложении это встроенная функция. Сфоткал перед загрузкой и после. А то у клиентов часто возникают необоснованные претензии.
Такая функция должна быть в каждом приложении для каршеринга/аренды, и сильно упростит взаимодействие.
dimskiy
08.06.2022 09:34А представьте как стремно тогда пользоваться каршерингом :) Делайте фото после аренды, скидывайте в чат поддержки сразу. Безусловно, это избыточно и неудобно, но иначе не подстрахуетесь (не знаю, есть ли в этих сервисах штатная опция сделать снимок после завершения аренды, как в я.драйве). Даже фото в чате могут не спасти, но тут все и правда упирается в имидж конторы.
destamido
08.06.2022 17:07+2фотографировать самокат после окончания аренды нужно во всех сервиса шеринга самокатов
PKav
07.06.2022 13:49+7Против GPS-спуфинга спасения нет. Ночью подъехал минивэн с грязными номерами, собрал за минуту все самокаты, что были на стоянке, и уехал. А по системе мониторинга они продолжают стоят там ещё несколько часов, пока не выключатся совсем.
Да что спуфинг. Обычного глушения GPS и GSM/LTE сигналов будет вполне достаточно.
t38c3j
07.06.2022 14:18Против GPS-спуфинга спасения нет
Опираясь на это
Это блок, который управляет самокатом и передает телеметрию: положение самоката в пространстве (стоит или лежит)
Предполагаю что можно и тут прикрутить аналитику и отслеживать всякие тряски
Обычного глушения GPS и GSM/LTE сигналов будет вполне достаточно.
Более дешевый вариант, клетка Фарадея наверное, но хз какие нюансы с ней
WicRus
07.06.2022 15:54Более дешевый вариант, клетка Фарадея наверное, но хз какие нюансы с ней
Предположу такой вариант атаки. Берётся самокат укатывается из обзора камер, там грузится в машину и увозится в ж/м. На месте варварски разбирается, отключаются все трекеры и уже деактиврованным отдаётся на анализ. Ищется возможность локально приглушить антенны, оценивается мощность выходных цепей для глушения сигнала во время перевозки. По результатам готовится помещение, транспорт и инструкции по отключению трекеров. А дальше уже профессионалы этого дела знают, что делать.
Вполне неплохой план, только крайне затратный. Оборудование для анализа может стоить таких денег, что никогда не окупит себя. И специалиста надо найти и мотивировать его этим заниматься. Тут защита неплохо работает.
Пока писал, ещё один вектор нашёлся. Это массовая кража с целью выкупа, технически реализуется сильно проще, а крипта поможет анонимно получить выкуп.SergeyMax
07.06.2022 23:28+1Пока писал, ещё один вектор нашёлся
Эти все векторы атаки давно в УК перечислены.
WicRus
08.06.2022 09:36+3Перечисление в УК отменяет необходимость противодействовать им?) Или вы думаете, что те кто занимаются противозаконными действиями не знают как работают законы?)
SergeyMax
08.06.2022 09:44+1Я думаю, что векторы атаки типа "массовая кража с целью выкупа", "удар по голове молотком с целью присвоения денег", "угон машины, пока никто не видит" и прочие технически сильно проще реализуемые варианты - это несомненно свежие идеи, которыми обязательно стоит поделиться)
Zibx
08.06.2022 09:38Очень сложно, достаточно простой советской фольги.
AndreyHenneberg
08.06.2022 12:18+2Потеря связи — уже повод для поднятия тревоги, что и происходит, как описано в статье.
ner0
08.06.2022 13:25Как написал ниже, разряженный самокат не отправит сигнал тревоги.
dmbreaker
08.06.2022 15:41Но это только давно разряженных касается, остальные не выйдут на связь и сработает алерт.
AndreyHenneberg
08.06.2022 16:04Разряженный самокат — это самокат, который не может куда-то ехать достаточно длительное время, то есть аккумулятор которого не может выдавать 250-300 Вт. Для контроллера, приёмника GNSS и модема мощности даже разряженного аккумулятора должно хватать. Я уже не говорю о том, что у этой части системы может быть и свой аккумулятор, заряжаемый от ходового, то есть всё будет работать даже при вынутом ходовом аккумуляторе. Ну, так должно быть, как мне кажется: минимальное увеличение цены устройства ради повышения сохранности.
Popadanec
08.06.2022 16:38Собственно даже если аккумулятор только что с завода, у него есть внутреннее сопротивление. Чем больше нагрузка, тем больше просадка напряжения и срабатывание защиты при пересечении нижнего порога. В результате самокат не едет, но при этом потребители с меньшей нагрузкой(электроника, свет) могут работать неделями от этого аккумулятора.
AndreyHenneberg
08.06.2022 16:41Да, я, собственно, про это и написал. От обычной «сосиски» 18650 трекер может кормиться неделю две, а если начнёт экономить, кидая в эфир только короткие пакеты, то и больше: телефоны с аккумуляторами меньшей ёмкости в режиме ожидания держатся по паре недель, а то и по месяцу. Я имею в виду именно телефоны, а не смартфоны. Например, тот же Samsung С3300 с батареей 600 мА*ч даже после ммногих лет работы держался неделю, пока дочери не подарили уже полноценный смартфон.
ner0
08.06.2022 13:23Наверное достаточно вынуть аккумулятор?.. дальше спокойно перевозить в место разбора. Или собирать разряженные самокаты, по ним алерты о пропаже не будут приходить в систему мониторинга.
dmbreaker
08.06.2022 15:42Кстати, а что мешает запитать трекер от отдельного резервного аккума?
Да и разряженный для езды не значит, что разряжен для подачи сигнала.
AndreyHenneberg
08.06.2022 16:06Собственно, на трекерах для электромотоциклов так и делают: пока есть заряд в ходовом аккумуляторе — работает от него, как ходовой разрядился — от резервного, ходовой зарядили или заменили — дозарядился и резервный.
Nbx
07.06.2022 23:32клетка Фарадея наверное, но хз какие нюансы с ней
Те кто машины воруют давно уже всё придумали, там всё таки следящие устройства наверное покруче чем в самокатах.
Так что чтобы оборудование не простаивало — можно на субподряд отдавать начинаюшим самокатчикам.
А сбывать под видом металолома в соседние страны, там где компания владелец не присутсвует. Думаю в текущей ситуации будет крайне затруднительно вернуть.
Из интерпола ещё не вышли?
rrrad
07.06.2022 14:24+3Глушилка приведёт к тому, что через минуту поднимут тревогу. GPS-спуфинг может быть проблемой, если только прошивка не перепроверяет геопозиционирование по GSM-вышкам. Если при неизменных GPS-координатах, постоянно меняются идентификаторы вышек, значит самокаты куда-то везут. Также, в статье писалось о датчиках положения, если там акселерометры, то они при перемещении гарантированно сработают. Если там тупо контактный (или ртутный) датчик, то они тоже вероятно будут срабатывать от вибраций, вызванных движением грузовика.
jetcar
07.06.2022 15:22+1Микробусик без окон, сигнал наружу не выйдет, доехал до гаража выгрузил и разбирай себе не торопясь, а то придумывают какие-то сложности зачем-то.
Тут скорее проблема с продажей этого добра.
t38c3j
07.06.2022 15:51В чем проблема продать на барахолке как бу под подставным лицом?
chyvack
07.06.2022 17:55+2Это коммерческий электросамокат, он отличается от бытового, который можно купить в магазине. Такой самокат вы как физ лицо не купите нигде. От бытового он отличается: наличие тормозов на оба колеса, не складывающийся руль, вес больше 30кг.
ner0
08.06.2022 13:27Если такой купить для личного пользования, будут проблемы?
AndreyHenneberg
08.06.2022 16:09Думаю, нет, просто их обычно не продают в магазинах: они нужны только тем, кто целый день гоняет по городу. Курьерам каким-нибудь. А им уже может быть удобнее ездить на мотороллере: и быстрее, и безопаснее, и заправиться можно много где, в отличии то такого вот устройства, которое либо стоит и заряжается несколько часов, либо требует замены аккумулятора, который лежит на «базе», до которой надо добраться.
chyvack
09.06.2022 12:53Если покупать не краденый, то не будет проблем. Только он тяжелый и не складывается.
WraithOW
09.06.2022 12:45Думаю, в случае кражи их сб будет просматривать барахолки на предмет брендированных самокатов.
Абстрактно-то можно — снять оклейку, перекрасить, вырезать трекеры, но на практике, кажется, слишком много геморроя чтобы ставить на поток. Проще зеркала с машин и номера тырить.
PKav
07.06.2022 19:57Да не сказать, что сильная проблема. Электронные компоненты сейчас в дефиците, а там есть как минимум микроконтроллеры. Мотор-колесо тоже имеет цену, как минимум в качестве хорошего куска медной проволоки. И так далее. Хотя, как изделие будет практичнее, да.
AndreyHenneberg
07.06.2022 21:24Достаточно самого банального ADXL345, чтобы определить, что самокат перемещается. Причём, он же работает для определения положения в пространстве. А если поставить что-нибудь вроде MPU-9250, то можно сделать параллельную инерциальную систему позиционирования, которая, пусть и с погрешностями, ещё и маршрут выдаст. А если ещё и накладывать эти перемещения на карту города, чтобы подгонять маршрут к дорогам, то этот самый маршрут будет очень точным. Собственно, так было сделано в первом навигаторе, который встраивался в автомобили: дистанция считалась по спидометру, а накапливающаяся ошибка корректировалась на поворотах дорог. И это всё делалось на i8086 с тактовой 4,7 МГц прямо в автомобиле, а сейчас всё это можно свалить на сервер, чтобы не держать карту в самокате. Собственно, самокату надо будет только отдавать вектора движения, а сервер уже сможет притягивать маршрут к карте.
JPEGEC
08.06.2022 02:42Достаточно самого банального ADXL345, чтобы определить, что самокат перемещается.
И толку от всего этого если канал связи отсутствует?
8street
08.06.2022 09:02+3Ну можно активировать систему самоуничтожения батареи.
AndreyHenneberg
08.06.2022 11:50+1Дешевле найти вора и вернуть самокат. А система самоликвидации может сработать очень не вовремя и последствия обойдутся дороже пары десятков пропавших самокатов. Потому что даже капкан для вора в собственном садовом домике — это уже состав преступления, хотя казалось бы.
Popadanec
08.06.2022 11:58Потому что даже капкан для вора в собственном садовом домике — это уже состав преступления, хотя казалось бы.
Смотря какая страна/штат. Где то и убийство на собственной земле не считается убийством, а лишь обороной.AndreyHenneberg
08.06.2022 12:241. Речь всё-таки про Россию.
2. Даже там, где можно, всё-таки чаще всего имеется в виду именно именно личное действие владельца или нанятого охранника, а не сплошное минирование территори.
3. Здесь мы имеем ненулевую вероятность срабатывания мины под ногами законного пользователя. И если на заборе заминированной лужайки написано «No trespass», то на платформу самоката его владелец пользователя приглашает сам, да ещё и деньги за это берёт. А тут самокат под ногами взрывается. Очень весело как для пользователя, так и для владельца: первый попадает в больницу, а потом — хорошо если не в инвалидное кресло, а второй — под суд и как бы не в тюрьму.
AndreyHenneberg
08.06.2022 11:48Если связь отсутствует, то запускается другой протокол: камеры и прочее. А инерциальные системы и Wi-Fi — против GPS-спуффинга, когда связь есть, но GNSS кажется, что самокат стоит на месте. Кстати, учитывая, что большинство модулей GNSS поддерживает более одной системы, полностью подделать местоположение должно быть сложно.
Hardcoin
07.06.2022 14:24С какой стати система мониторинга будет показывать, что самокаты стоят на стоянке, если она не получает от них сигнал? А сломать https и протокол - это не простую глушилку купить, в сотню раз сложнее.
PKav
07.06.2022 19:58+1GPS-спуффинг. Даже я такое делал, отлично отработало со всеми смартфонами вокруг и навигатором.
AndreyHenneberg
08.06.2022 11:54Обычно модули GNSS работают с несколькими сетями одновременно и сбить с толку сразу все 2 и более — это надо очень и очень постараться. Не говоря уже о том, что простейший датчик вибрации покажет, что самокат движется, и система поднимет тревогу. А если построить полноценную инерциальную систему позиционирования, то ещё и отследить маршрут можно. Не говоря уже о простешем позиционировании по точкам Wi-Fi, которыми сейчас любой город напичкан сильнее, чем фонарными столбами. И работает такое позиционирование достаточно точно. Как минимум, отследить движение можно быстрее, чем по вышкам сотовой связи.
PKav
08.06.2022 12:03Чего там стараться? Они очень близко по частоте, а по мощности и так на уровне фонового шума. Спуфер будет для приёмника мощнее на несколько порядков, АРУ перенастроится и реальные спутники полностью перестанут быть слышны.
Акселерометр - хорошо, но эти самокаты регулярно сдувает ветром, если на каждое такое событие реагировать, то потребуется столько следящих и проверяющих, что будет нерентабельно.
WiFi из фургона не ловится. Ну, или тоже глушится.
AndreyHenneberg
08.06.2022 12:31Событие «Wi-Fi-точки были в количестве и вдруг все пропали, при том, что уровень сигнала высокий» — вполне себе повод немедленно поднимать тревогу, если связь через сотовую сеть всё ещё есть. А GSM вполне себе работает даже из подвала, хотя и плохо.
Сдувает ветром? Да, стоял, потом упал и лежит. Нормально. А стоял, потому упал и куда-то движется — ненормально. Акселерометр же не только про положение относительно вектора гравитации, это вообще «побочный эффект», который можно использовать для того, чтобы гоняющая по городу машина сервиса заехала и поставила в вертикальное положение.
Что касается спуффера, то тут надо этот сигнал не просто забить — отсутствие данных со спутника, «возникающее» внезапно, это такой же повод для поднятия тревоги, как и исчезновение сигнала от точек Wi-Fi.
ZloyVampir
07.06.2022 15:24Ночью подъехал минивэн с грязными номерами
Написано же в статье: специально на этот случай заложен бюджет.
Ну а если пофантазировать, то по камерам будут отслеживать куда вся эта красота с нечитаемыми номерами поехала. Да и ДПСы будут все такие минивэны тормозить. Уже не нулевая вероятность поимки. А для неустановленных лиц в минивэне - ненулевая вероятность посадки... Стоит оно того?
DMGarikk
07.06.2022 17:15А для неустановленных лиц в минивэне — ненулевая вероятность посадки… Стоит оно того?
они уже закон нарушают, им то что, если они взялись значит стоит ;) (вообще преступники, зачастую такие господа которые не сильно умеют в логику и в сложные многоходовочки)
а вообще номера проще левые взять… скрутить с любой соседней машины, чем грязью мазать, меньше внимание привлекать будетSoarerru
07.06.2022 17:50+2Что-то мне кажется, что логика у профессиональных воров и мошенников в своём виде деятельности развита много больше, чем в том же виде деятельности у простого обывателя. Для примера - можно попробовать вытащить кошелёк в транспорте.
DMGarikk
07.06.2022 18:52+4мошенники это отдельный разговор
а вот все случаи с 'профессиональными ворами' во всяких высокотехнологических штуках, зачастую оказываются результатом космического тупизма, типа взрыванием банкоматов бомбой с закрашиванием камер после предварительного вдумчивого разглядывания её
вот кошелек в транспорте вытащить — да, а массово упереть сотню самокатов в нескольких подменных авто и потом всё это провернуть и продать, выглядит как очень сложно, проще катализаторы срезать у обычных машин и продать в скупку.iig
07.06.2022 23:16+2Продавать самокаты в виде самокатов - это нужно найти покупателя на такой палевный товар. В отличие от катализаторов - на них серийных номеров нет, владельца установить затруднительно, риска значительно меньше.
Soarerru
09.06.2022 15:08В том числе и поэтому случаев массового воровства такого или подобного - не наблюдается. И это тоже заложено! (с)
Lirix_vladimir
07.06.2022 18:03Вот именно на издержки от подобных личностей и заложен дополнительный бюджет
PKav
07.06.2022 20:02+1В прошлом году у знакомого из государственного гаража украли новую Шевроле Ниву. Вечером гараж заперли, утром от был так же заперт, а Шнивы внутри уже не было. ГИБДД даже не почесались, хотя весь город в камерах, а контора государственная. Если даже государственный автомобиль не стали искать, то о самокатах они будут думать в последнюю очередь.
hollycon
07.06.2022 20:36+1Опера даже на пенсии никогда не бросают контакты с работой. Это их хлеб. Они знают к кому на какой козе подъехать.
А еще могут и действующие сотрудники получать зарплату через подставных лиц. Не забывайте в какой стране живем.
bobcatt
07.06.2022 20:48Совсем недавно на пикабу один кадр буквально в прямом эфире спёр самокат, просто утащил его домой не заморачиваясь на спуфинг и взлом трекера. К нему быстро приехали, буквально на следующий день. Скоро суд
dimskiy
08.06.2022 09:38Не забывайте, что камеры у нас обычно или не работают, или по ним ничего не разобрать. Они удивительным обращом работают только при определенных целях поиска (если вы понимаете о чем я)
Побили мне когдато машину прямо под городской камерой... Никак не помогло, вообще.
rtkprg2
08.06.2022 14:38Не разобрать лиц или вообше не удалось получить видео?
dimskiy
08.06.2022 15:02+1Сказали что есть видео, там видно виновного мотоциклиста, но не видно номер. Поэтому следствие зашло в тупик. Да, и очевидец тоже не поможет. В целом, как мне показалось, следственная работа закончилась сразу после вопроса "каско есть?" и утвердительного ответа.
ZloyVampir
09.06.2022 23:14В целом, как мне показалось, следственная работа закончилась сразу после вопроса "каско есть?" и утвердительного ответа.
В целом, даже понимаю такую логику. Вам-то какая печаль, если есть КАСКО? Все что нарыли - передали страховой. Дальше их проблемы.
dmbreaker
08.06.2022 16:02Как-то девушку на улице ограбили.
Полиция по камерам определила куда побежали преступники, они сели в такси - это было их ошибкой, потом определили где такси завершило заказ... И нашли грабителей.
Godlux
07.06.2022 15:24Против GPS-спуфинга спасения нет
???? а если подписывать сообщения уникальным ключом каждого самоката? Ну, против спуфинга достаточно будет и простого nonce, наверное.
gxcreator
07.06.2022 17:42+1Имеется в виду физический спуфинг GPS через радио, самокат будет думать, что находится на прежнем месте.
rrrad
07.06.2022 18:57+1если при этом мониторятся gsm-вышки, то одного gps-спуффинга мало
AndreyHenneberg
07.06.2022 21:32+2Вышки, окрестные точки Wi-Fi (тоже работающий варианта определения координат, причём, довольно точный, насколько я знаю), акселерометры и гироскопы. Тут можно по параллельным источникам маршрут отследить.
Nbx
07.06.2022 22:30Надо ещё аппловский airtag в промышленном варианте выпускать (или «хакать») и встраивать в подобные штуки, чтобы питание заводилось с внешнего источника и не надо батарейки менять. Ну и без пищалки.
AndreyHenneberg
08.06.2022 12:38Вообще, их научились воспроизводить на контроллерах ESP32, если не ошибаюсь. Вполне работают. Только вот сомневаюсь, что их использование будет достаточно законным, чтобы использовать в бизнесе. А оригинальные — это дорого, да и не привезут их уже. Что касается работы от отдельного источника, то всё по принципу батареек для часов в компьютерах: расходуются только при отсутствии внешнего питания. А в идеале — чтобы ещё и заряжались при наличии этого внешнего питания.
Nbx
08.06.2022 16:22Только вот сомневаюсь, что их использование будет достаточно законным, чтобы использовать в бизнесе.
Я как раз про то чтобы сама аппл выпускала промышленный вариант для подобных (и массе других) бизнесов.А оригинальные — это дорого
Ретэйл на скидке $20. Думаю что оптом будет $15 или дешевле. Вполне подъёмно, особенное если уже знают как сэмулировать программно, то вполне возможно что затраты только на аккаунт в эпле, микроконтроллеры и так присутсвуют, модуль блютуса скорее всего вместе с другими радиомодулями уже идёт.
Но не думаю что для обычного пользовательского аккаунта они позволят привязать тысячи тэгов.
namikiri
08.06.2022 13:38Насколько я понял, не знаю как у Urent, а у Whoosh самокаты ещё и друг с другом беседуют и могут передать информацию за себя и за того парня, что связь потерял. Возможно это и не так, но идея всё же прикольная
AndreyHenneberg
08.06.2022 16:16+1Тут может быть проблема: если заглушили или перекрыли металлическим корпусом фургона Wi-Fi и Bluetooth, то и до «того парня» достучаться не выйдет. Хотя, если попробовать использовать LoRa, то может и получиться — этот протокол пробивает довольно далеко даже в городе.
Godlux
07.06.2022 23:04Вот, кстати, не уверен что их тоже нельзя "заспуфить". Как там у GSM с аутентификацией вышек? (слышал что плохо, но не знаю насколько)
Ну, эту проблему можно проще решить. Гироскоп будет говорить что скутер едет, а GPS что стоит. Значит пора бить тревогу. Ну и про airtag тут идея была клёвая, да.
AndreyHenneberg
08.06.2022 12:41Не гироскоп, а акселерометр: гироскоп реагирует на повороты, а акселерометр — на изменение вектора ускорения. В остальном всё верно. Более того, по данным 9-осного компаса можно ещё и маршрут построить. Понты и барство, конечно, но можно. Где-то здесь, в комментариях, описывал эту идею подробно.
Tarakanator
08.06.2022 10:49тревога если положение по системе инерциальной навигации и GPS станет расходится слишком сильно.
Глушилку будет видно на сервере, как подозрительное событие.
PKav
08.06.2022 11:55Далеко не сразу. Эти самокаты роняют, пинают, их сдувает ветром. Если на каждое такое событие реагировать, то никакого штата сотрудников не хватит. А когда связь полностью отключится будет уже слишком поздно.
Tarakanator
08.06.2022 12:02+1так инерциальной навигации пофиг на пинают\роняют.
А когда связь полностью отключится будет уже слишком поздно.
Чтобы вернуть конкретный самокат, вероятно да.
Чтобы с таким риском эти самокаты не тырили\тырила мало, нет.
AndreyHenneberg
08.06.2022 12:43Софта уровня шагомера из примеров к «синей таблетке» будет достаточно, чтобы определить не только факт движения, но и приблизительного расстояния. И это на одном только акселерометре и той самой «синей таблетке». Ну и никто не мешает выставить лимит на перемещение: условно, 2-3 шага, чтобы не мешал запарковать на велопарковке велосипед, свой самокат или просто, чтобы не загораживал тротуар — нормально, 10 шагов — тревога, вой на всю улицу и «мальчики по вызову».
pyrk2142
07.06.2022 14:02+10Отработана процедура доступа к городским камерам.
Расскажите, пожалуйста, как это делается? Мне было давно интересна возможность смотреть, что происходит где-то на другой улице, но адекватного способа это делать я не нашел.
Мы серьезно занялись внутренней безопасностью. У нас распределенные команды, и удаленка была заложена в фундамент компании еще до того, как это стало мейнстримом. Основные сервисы — внутренние базы данных, тестовые хранилища, 1С — закрыты VPN, но на текущем этапе необходимо решать вопрос с разграничением моделей доступа. Дело в том, что по мере роста все сложнее контролировать потенциальные утечки, особенно в сезон, когда много сотрудников работают «в полях».
И планируете ли вы внедрять Bug Bounty? А то обычно красивое описание со стороны ИТ и ИБ не особо соответствует тому, что происходит на практике.
FlashHaos
07.06.2022 15:39+10Насчёт камер. Написано же, бывшие силовики в штате и прямой канал с силовиками не бывшими. Да, это незаконно, как и пробив кандидатов в СБ. Но кого волнует…
kalinin-andrew
07.06.2022 17:53+2Добрый день!
Доступ к городским камерам происходит через полицию.
Что касается bug bounty, официально такой программы на данный момент нет, но есть позитивные случаи, когда неравнодушные пользователи, нашедшие уязвимость, награждались от лица компании. В дальнейшем, по мере роста, обязательно вернёмся к такой практике на системном уровне.
SADKO
07.06.2022 19:08+4Ха, уж не знаю что за сервис был, но я наблюдал давеча работу самокатной СБ.
Рядом с домом вдоль дороги парковка, по ту сторону парк, Москва-река, и там на пешеходной дорожке, вдали от парковки, одинокий стоит самокат, без признаков жизни...
А я был занят тем что курсировал между машиной на парковке и подъездом, загружая всякий хлам на дачу... И на самокат поглядываю, ибо на районе пора ремонтов и металлисты здесь гости частые, да и рабочие без национальностей были не раз замечены за всем что плохо лежит... И оказывается поглядываю, не я один.
Когда я стал загружать в машину весьма объёмный матрас, мимо прошел\бежал человек, говоривший по телефону, "ну не, это реально матрас и у него там всякие доски в машине"... ;-)
И в общем, это логично, и правильно но, последовавшее наблюдение за наблюдателями, выявило некоторые странности, не свойственные обычной наружке. Однако, идея координации с городских камер, вполне объясняет их поведение.PKav
07.06.2022 20:05+5Думаю, это просто пилицейские план выполняли. Положили самокат, чтобы кто-то из местных гопников польстился на него, и сразу же его поймать. А дальше, пугая статьёй о краже и многолетнем тюремном сроке, можно раскрутить человека на признание по плановой статье.
SADKO
08.06.2022 13:46+1Так для этого никакого самоката не требуется, за сутки итак происходит масса куда более эпической и годной во всех смыслах фигни...
FanatPHP
07.06.2022 14:49+19У меня только один вопрос к сервису Юрент: Зачем приложению для аренды самокатов нужен доступ к логам звонков на моём телефоне? Без которого невозможно зарегистрировать приложение.
Это такая трогательная забота о пользователе, чтобы он ручками код не вводил, серьёзно?
FlynnCarsen
07.06.2022 15:33+4я, конечно, не сервис Юрент, но ради интереса посмотрел: разрешение можно не предоставлять, все равно звонок и смс поступили )
P.S. а вообще такими запросами многие стали злоупотреблять
kalinin-andrew
07.06.2022 17:56+2Добрый день!
Для улучшения пользовательского опыта в процессе регистрации сообщение с кодом может поступать по различным каналам, пуш, смс, звонок. Чтобы ввод кода был комфортен для пользователя и происходил автоматически, нам требуются дополнительные разрешения. Они не обязательны, можно их не подтверждать.
FanatPHP
07.06.2022 18:26+2Спасибо, конечно, но вот этот экран не выглядит так, как будто у меня есть хоть какой-то выбор
SlimShaggy
07.06.2022 20:57А там после нажатия OK разве не выскакивает стандартный интерфейс выставления прав, где можно их и не выставлять?
nathanael
07.06.2022 21:35+3Так не ясно же можно или нет.
У сбера вон сначала вежливо просят, а потом когда не выставляешь, говорят мол кровь-кишки или разрешение на телефон.SlimShaggy
07.06.2022 21:37+4Ну лично я даже если приложение явно говорит "это разрешение нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО" все равно сначала пробую не давать - а вдруг прокатит)
harios
07.06.2022 17:47+4Мне вот интересно, а вот эти зоны парковки которые организованы на тротуарах, разметка там нанесена, вы их выкупили? Тоесть вы платите за них налог или просто произвели самозахват ЗУ в наглую?
kalinin-andrew
07.06.2022 17:58+3Добрый день!
Самозахватом земель мы не занимаемся:) Вся деятельность компании официальна и согласована с администрациями городов. В том числе и зоны парковки.
zhabr
07.06.2022 22:53+1самокаты порой оставляют поперёк велодороги, которая , к примеру, идёт за остановочным павильоном, перегораживая проезд и создавая толпу в зоне проезда.
AndreyHenneberg
08.06.2022 14:11+1А вот это уже повод вводить штраф для таких бросальщиков и бонусы для тех, кто такое обнаруживает.
romancelover
07.06.2022 19:09+1А как работает взаимодействие по сотовой сети? у оператора выделенный APN с частными IP? или обычный интернет с NAT, а соединение всегда устанавливается со стороны клиента на самокате (сервер не может достучаться, если клиент не установил подключение), или IPv6 у оператора с яйцом?
VaalKIA
07.06.2022 20:18+3Хотел, как-то прокатиться на самокате в Адлере, надо было перехать через мост, до магазина, где-то 15 минут ходьбы, при 30р за километр, это было весьма заманчиво. В итоге, я заплатил 500р залога и 60р, что бы НАЧАТЬ движение, ну и 30р за километр. Но это всё цветочки… как владелец kugoo g1, я люблю поездить на самокате, но ни разу не ездил на других моделях, а тут — «халява» на отдыхе… В общем, я оценил, что значит монолитные шины и отсутствие подвески, трясло так, что в глазах смазывалось изображение, а ехать пришлось, с открытым ртом, но даже при этом было ощущение, что зубы мне сверлят находу. Это был асфальт, с небольшими трещинами. Когда я вижу, как народ рассекает по брусчатке рефлекторно сжимаю зубы — бедные люди!..
Прокат самокатов, в том виде, в катором он есть — очень сомнительное удовольствие.
Ну по поводу: красиво стоят, постоянно наблюдаю, как СВАЛКОЙ самокатов перегораживают единственный проход, например, за остановкой создавая, аварийные ситуации, для других самокатчиков и устраивают, подобные свалки в других, совершенно не приспособленных для них местах.bobcatt
07.06.2022 20:55+1Яндекс такси не дешевле обошлось бы? В мой городе на 250 тысяч человек в прошлом году зашла кикшаринговая компания, не помню уже какая. Поработали пару месяцев и убрали самокаты, потому как аренда самоката была существенно тарифа эконом-такси. В областном центре, 70 км, аренда была практически вдвое дешевле
SlimShaggy
07.06.2022 20:59Хуже всего трясет на пешеходных переходах которые выпуклой краской)
ZekaVasch
08.06.2022 02:18+3Это если ехать по ним не спешившись ? А это пдд не нарушает ?
MoscowBrownBear
08.06.2022 09:09Человек в инвалидном кресле должен спешиться когда переходит по зебре? Если самокат до 250 Вт, то мне казалось не должен (могу ошибаться)
Popadanec
08.06.2022 12:05+2Человек в инвалидном кресле естественное исключение по наверное всем понятным причинам.
А вообще по ПДД(хотели по дурости отменить недавно) на нерегулируемых переходах нужно переходить именно ногами, потому что это спасёт жизнь в случае чего. Потому же не рекомендуется перебегать дорогу, шансы попасть под машину, многократно выше.
ZekaVasch
08.06.2022 12:55+1Велосипедист по пдд должен идти по переходу пешком .
Владелец самоката, очевидно что нет. Он же не велосипед.
Но рекомендую поискать с соцсетях видео дтп во Владивостоке . Там как раз прокатный самокат несся по пешеходному переходу. Теперь ему придется платить за самокат и ремонт автомобиля и себя.
Его водитель просто не заметил, он слишком быстро ехал через дорогу.
AndreyHenneberg
08.06.2022 14:15Иногда пытаюсь объяснять обычную школьную физику школьникам, которые собираются ехать через переход. Но меня на всех не хватает, а в школе на ОБЖ учат не этой БЖ, а совершенно посторонним вещам.
Popadanec
08.06.2022 14:26Когда учился(уже в РФ), в ОБЖ сдавали экзамены на сборку автоматов, стрельбу, скорость реакции на ядерный взрыв, скорость надевания противогазов, но не ПДД. Притом что летом спортплощадка была через 4х полосную дорогу с нерегулируемым переходом и мы там вечно шлялись как попало, периодически перебегая и никто это не контролировал даже.
AndreyHenneberg
08.06.2022 16:29+1Ну вот я и говорю, что учат всякой фигне, а тому, что на самом деле обеспечивает эту самую безопасную жизнедеятельность, не учат.
SlimShaggy
08.06.2022 23:14Нарушает, но когда дорога пустая и переход пустой иногда влом слезать, а чтоб не трясло зебру объезжаю сбоку.
CodeName33
08.06.2022 11:51+3Есть лайфхак на участках с плохой дорогой - колени вперед, ступни на ципочки, кисти чуть расслабить - все, никакие вибрации в тело больше не идут, ощущение полета как-будто ноги вообще не касаются самоката. По брусчатке или трещинам летишь вообще не замечая. Я скорость немного сбавляю только потому, что становится жалко самокат (хоть он и не мой), который дребезжит как сумасшедший.
andreishe
07.06.2022 20:49+9Так, некоторые хитрецы пытаются абузить акции. Они заводят виртуальные номера, прокатывают бонусы, которые даются за регистрацию и ввод промокодов, бросают аккаунт, а на следующий день заводят новый. Заметив это, мы ввели лимиты на промокоды, чтобы их нельзя было вводить один за другим. Злоупотреблять ими стало сложнее и число мошенников уменьшилось. Оставшихся не так много, чтобы с ними нельзя было справиться вручную: мы блокируем доступ к сервису по IP или ограничиваем скорость, если мошенник уже успел взять самокат в аренду.
Вы уверены, что то, что описано выше - мошенничество? Были суды и приговоры или вы просто так людей мошенниками называете?
Popadanec
07.06.2022 22:51Из за действий этих лиц страдают все остальные потенциальные пользователи, которые могли бы воспользоваться самокатом и может начать регулярно кататься(а не могут потому что лимит акций выбран или ужесточены условия). Т.е. своими действиями они создают упущенную прибыль, используя акции и обманывая своими осознанными действиями организацию. Это если и не мошенничество, то что то рядом.
Возможно и в договоре что то записано про использование и привязку аккаунта к одному человеку.iig
07.06.2022 23:25+5Возможно и в договоре что то записано про использование и привязку аккаунта к одному человеку.
Если в договоре нет паспортных данных - договор идёт лесом. Я привязал аккаунт а потом забыл. Имею право. Создал новый.
Popadanec
08.06.2022 11:48-2Забыть на следующий день акк привязанный к телефону(естественно с возможностью восстановления через него) это надо умудрится.
И если вы потеряли суть ветки, речь шла про недобросовестное использование, когда аккаунты забывают регулярно и при этом используют промокоды для новых пользователей. Именно из за них ввели ограничения.iig
08.06.2022 12:15+4Забыть на следующий день акк привязанный к телефону(естественно с возможностью восстановления через него) это надо умудрится.
Да, память последнее время подводит ;)
речь шла про недобросовестное использование
Это называется "лайфхак, как ездить почти бесплатно". Кто-то придумал способ, как быстро накрутить количество пользователей (возможно, ему перед акционерами нужно срочно отчитаться) за счёт компании. Кто-то использует этот способ в своих целях. Селяви.
Popadanec
08.06.2022 12:23+1Такими мерами можно лишь привести организацию к краху и таких эффективных менеджеров надо увольнять с волчьим билетом. Но для читавших публикацию очевидно что речь идёт именно о лайфхацкерах. Посадить/оштрафовать такого конечно нельзя, а вот добавить в чёрный список прокатной организации(а то и всех) его могут запросто. И пусть потом не ноет что отказывают в аренде, сам своими осознанными действиями этого добился.
Zalechi
07.06.2022 23:47+1В таком случае Вы тоже мошеник - не поставили запятую перед словом "что". Нехорошо гражданин:
Возможно и в договоре что то записано про использование и привязку аккаунта к одному человеку
... а про тире/дефис, воопшэ молцу.
dartraiden
07.06.2022 23:15Согласен, тут лучше было бы употребить слово «плуты» или «прохиндеи», вместо «мошенники». Хотя, в обиходе это синонимы, а разница есть лишь в юриспруденции.
WASD1
07.06.2022 21:10+5Есть способы и попроще. Так, некоторые хитрецы пытаются абузить акции.
Э... вы сейчас написали что считаете мошенинками людей, пользующихся вашими рекламными акциями. Вы в рекламе ваших акций такое пишите?
В суд подаёте?dartraiden
07.06.2022 23:13Э… вы сейчас написали что считаете мошенинками людей, пользующихся вашими рекламными акциями.
Нет, прямо в процитированном тексте написано, что мошенниками считают тех, кто абузит акции, а не всех, кто пользуется. Множество «пользуются акциями» шире множества «злоупотребляют акциями». Рекламные акции, в свою очередь, адресованы честным пользователям, а не плутам.
s_f1
07.06.2022 21:55+3Может быть, здесь мне ответят. ) Почему нельзя парковать самокат на проезжей части, как другие ТС, и я вынужден затаскивать его на тротуар? А это не везде удобно сделать.
Если что, в Новосибирске (думаю, и в других городах) ГИБДД считает самокаты, в т.ч. Юрента, транспортными средствами категории М и даже штрафует за отсутствие категории в правах. Так почему не разрешить пользователям использовать уже существующую инфраструктуру? Объясните плиз.stalinets
08.06.2022 10:46Хм. Насколько я знаю, любые права позволяют ездить на мопедах до 50 кубов/4 кВт/50 км/ч, хоть троллейбусные. Категория М нужна только чтоб ездить на мопеде подростку. У меня, например, права выданы тогда, когда категории М ещё не было, права с кат. B. И права эти по указанию Мишустина будут действительны ещё 3 года. И я езжу на мопеде. Меня в Новосибе что, постараются оштрафовать?
s_f1
08.06.2022 11:24Если можно ссылки, то вот: ngs.ru/text/transport/2022/06/01/71375342
Написано, что хотят М или А. Возможно, журналисты как обычно, и просят любое ВУ.vk220
08.06.2022 15:45Возможно, там имеется ввиду "Хотя бы М", т.к.:
"Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, перечисленных в настоящей статье, подтверждает право на управление транспортными средствами категории "M"
Последний абзац п.7 статьи 25 ФЗ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"
Но для управления ТС категории А - нужно в/у категории А.
AndreyHenneberg
08.06.2022 14:57До 16 лет права всё равно не дают, а с 16 подросток точно так же может получить права на категорию А1, в которые автоматически попадает категория М, как и в любые другие. Точнее, он может получить и В, но без права вождения до 18 лет. То есть сдавать отдельно на категорию М нет смысла, потому что они не позволяет ездить больше ни на чём, кроме «мопеда» (кто видел живой мопед на дороге за последние лет 20? Я имею в виду именно мопед, а не лёгкий мотоцикл или мотороллер с рабочим объёмом до 50 см3.), тогда как права на любую другую позволяет водить это самое «другое» + категорию М.
propulsive
07.06.2022 22:10+6Собираемые данные телеметрии можно ли использовать для выявления стиля езды на самокате? Часто вижу, как безобразно катаются на самокате, делают опасные маневры и прочие варианты экстрим-вождения. Пусть добросовестные пользователи получают скидку, а экстремалам-водятлам -- от снижения скорости, повышенного тарифа до блокировки аккаунта...
Zalechi
07.06.2022 23:49-3Это да, но как быть с "русским капитализмом"?
propulsive
08.06.2022 00:10+2я уже проголосовал рублем -- не пользуюсь самокатами, не хочу кататься на убитых в хлам после таких пользователей. Пусть тогда выручку делают те, кто в алкогольном опьянении, или любители паркура на самокатах.
Arbane
08.06.2022 00:32Мы больше не собираем персональные данные.
По номеру уже можно получить всю инфу от оператора. А данные банковской карты, включая CVC, чтобы тратить деньги от имени пользователя, иначе "самокат не поедет", это не потяжелее ПД будет?
AndreyHenneberg
08.06.2022 15:44Данные банковской карты могут не попадать к компании, они могут уходить напрямую банку. Сам никогда прокатными самокатами не пользовался — у меня велосипед есть и его хватает, но в других приложениях вижу загрузку страницы банка, в которую и вводятся данные карты. А что касается персональных данных от опсоса, то их получить не так и просто. В общем, на самом деле, не всё так страшно. Вы же магазину доверяете, когда он списывает с Вашей карты деньги за покупку? И интернет-магазину тоже.
Plahotniy
08.06.2022 08:13+1Вы перестали собирать персональные данные, а как вы отслеживаете несовершеннолетних пользователей? В этом году стал замечать, как детишки лет по по 10-15, парами гоняют на одном самокате. Причем не стесняются ездить по обочинам дорог и переезжать по зебре на красный. Сим-карта и банковская карта привязана на родителя и все, арендуй не хочу.
zakh13
08.06.2022 08:44+1Сим-карта и банковская карта привязана на родителя и все,
Родители понесут ответственность за своё чадо в случае казуса, разве это не так работает?
Plahotniy
08.06.2022 08:49-1Мне кажется, в данном случае, важнее причина, а не следствие. Задача не дать несовершеннолетнему воспользоваться самокатом, а не штрафовать родителей после "казуса".
Popadanec
08.06.2022 11:52+1Что за мода перекладывать ответственность с родителей, на кого угодно кроме них. До совершеннолетия именно они отвечают за большую часть действий детей.
Не объяснили ребёнку и кто то от его действий и/или он сам пострадал, виноваты родители, а не кто то ещё.Plahotniy
08.06.2022 11:59ок. ребенок взял самокат, попал в дтп и остался инвалидом. родителей понесли ответственность. ребенку стало лучше? не думаю. если происшествие можно предотвратить - это нужно сделать, а не искать потом виноватых.
поэтому я и спрашиваю, т.к. раньше такой проблемы не наблюдалось, по крайней мере в таких количествах.
AndreyHenneberg
08.06.2022 12:10+2А вот тут сложность юридического плана: если несовершеннолетним нельзя пользоваться самокатами, то стоит бороться именно с таким использованием, а если можно, то бороться надо именно с друрью в головах и, вероятно, с неправильным использованием самоката. Потому что я видел и вполне взрослых людей, катающихся на самокатах парами. С ними-то что делать? Из простых решений здесь подходит только ограничение веса, что сделать несложно, да и наверняка уже есть в конструкции.
Popadanec
08.06.2022 12:12+2Дети всегда найдут где пострадать, потому что не понимают опасности своих действий. Потому именно родители должны учить.
Или хотя бы школа, причём крайне желательно с экзаменом и оценками. Дети к примеру любят перебегать дорогу(где попало и на переходах), а не переходить. А это крайне для них опасно из за роста.
scream_r
08.06.2022 12:52+6Ок, ребёнок залез в парке на дерево, упал, остался инвалидом. В этом случае кого ответственным хотите сделать? Управление паркового хозяйства? Обнести все деревья заборчиками? Поставить камеры?
Благодаря таким заботливым как вы, в парках уже заборов скоро станет не меньше чем деревьев. Я был в шоке когда увидел в своём родном филёвском парке двухметровый(!) забор отделяющий дорожку от спуска к набережной и закрывающий вид. Ну как же, там же склон, вдруг деть туда полезет. А я всё детство по нему радостно лазил, и там был прекрасный вид на реку, а не на забор.
Можно уже перестать превращать мир вокруг в зону с тотальным контролем всех и вся ради "заботы о детях"?Plahotniy
08.06.2022 13:03ну уж назвать меня "заботливым" сложно. когда я вижу такого наездника, я больше переживаю за себя, чем за незнакомого мне ребенка. я задал конкретный вопрос топикстартеру, а вы начали мне про деревья рассказывать) я тоже все детство на деревьях, да на стройках провел и ничего. вопрос в том, что раньше не было этой проблемы, а сейчас - есть. давайте и автошеринг контролить не будем, пусть катаются. да и взрослые, лишенные прав - тоже. зато без "заборов")
scream_r
08.06.2022 13:24+8Дети на самокате едут по родительской карте. Наверняка и о регистрации в кикшеринге на эту карту родитель в курсе. Ребёнок также и на велосипеде может выпереться на проезжую часть и на зебру на красный. И взрослый тоже. Дети просто дети по сравнению с тем что творят например те же курьеры.
Я тоже детей не люблю, и с большей радостью видел бы их на поводке, а не на велосипеде или самокате. Но свой эйджизм надо контролировать.
AndreyHenneberg
08.06.2022 12:00Вопрос не в том, чтобы найти виноватого, а в том, чтобы дети не убились. У меня с ходу появилась мысль, как «аппаратно» выявлять загрузку нескольких человек, но это, как мне кажется, довольно дорогая затея. Если коротко, то через сеть тензорезисторов или чего-то вроде этого под покрытием платформы, чтобы отслеживать «следы». Но, как я уже написал, это сложно и ресурсоёмко, а потому дорого.
Popadanec
08.06.2022 12:15+3Я и не говорю про виновного, а про ответственность. Если родители наплевательски относятся к воспитанию ребёнка, то ребёнок найдёт тысячу мест где можно пострадать, а то и убиться.
stalinets
08.06.2022 10:29+4А скажите, какие есть розничные модели самокатов, которые будут так же неубиваемы, как эти прокатные, и в остальном не хуже (мощность, ёмкий аккумулятор)? Для толстых людей, а также кто ездит много и агрессивно, была бы полезная информация.
SlimShaggy
08.06.2022 23:54А если прокатный и купить? Тот же Ninebot Max Plus нагуглился, правда аж за 74 штуки
maxim_ge
08.06.2022 10:51+3> Примерно 75 тыс. самокатов отправляют сообщения на сервер в среднем раз в минуту. Во время движения частота обращений составляет один раз в 1–5 секунд.
Интересно было бы послушать про «железо», которое стоит за этим — сколько и каких серверов и т.д. Расскажите, по возможности :)Nbx
08.06.2022 16:46+1частота обращений составляет один раз в 1–5 секунд.
Самое интересное — зачем. Можно собирать данные раз в 1–5 секунду, но пакет отправлять также раз в минуту. В чём волшебный смысл близкого к реальному времени обновлению не очень понятно.
Fadmin
08.06.2022 13:15+4Поставил приложение чтобы убедиться в том, что не буду пользоваться самокатом по такой цене. 45р + 6,50 в минуту это примерно 60% от цены каршеринга, серьезно? Расходы по ТС и риски несопоставимы. Можете пояснить как формируется такая цена в Москве?
eXpressionist
08.06.2022 15:45+3Ну тут следует понимать, что самокаты это, во-первых, в немалой степени штука для развлечения (у них даже код mcc развлечения). Во-вторых, позволяют проехать "дворами"/парками и т.д. Отсюда вытекает еще и в-третьих, в центре на расстояние 1-3км часто гораздо проще примчать на самокате, чем толкаться по пробкам/односторонним и потом искать, куда припарковать машину.
К тому же, самокат не требует наличия прав. Да и по поводу рисков - вас не заставляют делать детальные фото повреждений до и после, не требуют верификации личности. Самокаты изнашиваются от наездов на бордюры, притиров, падений самого самоката (привет старые модели юрента с одной ножкой сборку, которые ветром сдувает) - повышенная амортизация.
Плата за старт становится бесплатной при наличии подписки и окупается с 4й поездки у Юрента. У Вуша после 10 поездок. У Яндекса где-то посередине.
В целом, хороший вид транспорта при наличии инфраструктуры в городе.
hyperwolf
08.06.2022 17:34+3Кушать очень хочется, а еще это стильно и молодежно и без углеродного следа, как у автомобиля.
propulsive
08.06.2022 21:22+3типичное заблуждение насчет экологичности электротранспорта. Производство (я уже не говорю об утилизации) аккумулятора влияет на экологию
mixsture
08.06.2022 13:17+3Кричащий заголовок — у нас воруют, мы находим. А ответ то банален, что все это даже близко с законом не лежало. И по-хорошему всю эту цепочку силовиков сажать вместе с руководителями фирмы. А без криминальной части этот бизнес вообще жизнеспособен?
KbRadar
Ёмкость аккумулятора в самокате как правило небольшая и её хватает ненадолго. Кто и как заряжает "прокатные" самокаты? Что происходит если аккумулятор разрядился в процессе поездки на значительном удалении от стоянки?
YMA
Что я знаю из общения с сотрудниками одной из контор:
- емкость у прокатных ощутимо больше, чем у розничных сяоми и куг, хватает километров на 80, а то и больше;
- самокаты не заряжают - по городу ездит фургончик, набитый аккумуляторными блоками и ему дает система маршрут по карте, указывая, где стоят разрядившиеся самокаты (и самокаты, которые давно не брались, или на которые есть жалобы). Специально обученный дядька открывает деку и просто заменяет разряженную батарею на свежую.
- если разрядился в ходе поездки - подаст сигнал и остановится, и будет стоять ждать фургончик из предыдущего пункта. Или при низком заряде просто не будет доступен для аренды.
Hes
В прошлом году, у меня как-то сел самокат и приложение не давало возможности оставить его. Пришлось тащить до ближайшей стоянки.
BigBeerman
поездка в этом случае вроде как должна завершиться автоматически? По крайней мере если ехать по тарифу "пока не сядет" то отключается самокат автоматически в удобном, с его точки зрения, месте, поездка при этом завершается
Hes
Да был именно этот режим, пока не сядет. С тех пор перестал пользоваться.
Dr_No
У меня на ВДНХ в Москве так было пару лет назад. В парке сдох (почему-то была зона, где нельзя парковать) и пришлось тащить на парковку через половину парка, в итоге покатался минут 20 и еще 20 тащил до парковки. Итого оплатил за 40 минут. Причем, у этой скотины блокируется переднее колесо, т.е. его катить невозможно почти, очень туго крутится. После этого почти не пользовался юрентом, в основном перешел на вуш.
LosMolinos
У-уу, такое только в России — все издержки на потребителе. Садилась батарея самоката у меня в Лионе и в Сан-Диего — просто бросал его на обочине (разумеется, не создавая проблем пешеходам)
1tuz
Там наверное и брать самокат можно где угодно, а не только на специальных парковках?
unwrecker
Хмм. В прошлом году у меня сдох самокат (вроде как раз Urent) во время поездки. Поддержка сказала прицепить к ближайшему чему можно, и скинуть им фотку. Всё.
Нюанс, думаю, в том, что это не разрядился аккумулятор, а именно сломался самокат. А вот разряженный аккум вешают на потребителя - должен сам рассчитать доедет ли до парковки.
DvoiNic
В прошлом году была подобная ситуация — сначала пару раз самокат останавливался. после связи с поддержкой — они его «сбрасывали», и я ехал дальше. а потом внезапно заряд стал очень низким, и — как положено по канонам — в самом неожиданном месте. оставил, связался с поддержкой, отправил несколько фотографий того места, где оставил, в разных ракурсах. Деньги списали «по факту езды», а через день вернули примерно половину «за неудобства». не юрент.
tvr
В РнД сейчас часто вижу как по городу ездит самокаты, на деке которых лежат охапки аккумуляторов, на которых стоят специально обученные дядьки, заменяющие разряженные батареи на свежие — последняя миля от
авианосцафургончика подскока?YMA
Может, фургончик еще не окупается? Приходится
батарееносцемсамокатом обходиться?В СПб разные видел - от ларгусов и doblo до форд-транзит. Последний впечатлил - внутри два стеллажа, набитые батареями во всю высоту и длину, и свалка самокатов по центру ;) Если такой загорится - это будет ахтунг полный.
Popadanec
Электробусы горят гораздо эффектней.
hollycon
А с чего он загорится? Неужто эти стеллажи заряжаются от бортовой сети фургона? Тогда генератор будет расходником. Если просто лежат, то пыхнуть может только при ДТП.
YMA
К сожалению, батареи из лития имеют пакостное свойство загораться без видимых снаружи причин. Недавно выкинул банку 18650 samsung, стоявшую в повербанке из параллельно соединенных 6 штук, которая без видимых причин начала сильно греться при зарядке и разряжать через себя остальные 5 банок при хранении. Если не обращать внимания, вполне возможно короткое замыкание внутри банки, и от этого не защитят BMS и предохранители...
А в батарее самоката часто бывают сборки от 3p до 8p - поэтому одна такая паршивая овца может загореться сама и поджечь окружающие.
sim2q
так понимаю, что в статике ничего случиться не должно
YMA
Почему? Вполне может. Я уже тут писал - оставили самокат после поездки в понедельник, он простоял до пятницы, за это время не заряжался, не грелся, вообще его никто не трогал - и вечером в пятницу самопроизвольно загорелся, обеспечив мне прекрасное окончание недели :)
Заднее колесо и крыло (пластик, резина) сгорели полностью. Алюминий деки и сталь задней вилки не расплавились. Батарея выгорела вся, от задней части к передней.
sim2q
У меня такой же - зачем вы меня пугаете?:)
YMA
Предупрежден - значит вооружен. :) Благо я хранил его в отдельной колясочной, где ничего горючего на тот момент не было, и обошлось все сгоревшей задней частью моего же велосипеда (минус колесо, цепь, механизм переключения передач, задний тормоз) и закопчеными стенами. Если бы он стоял дома - думаю, смайликов бы уже не ставил, а если бы все началось ночью - возможно, и вообще отписаться было бы некому. ☠️
У них еще слабое место есть - провода от дисплея уходят к контроллеру через рулевую колонку, и там китайцы не снимают фаску и не защищают провода - в итоге они перетираются и коротят. Я это заметил заранее и поправил, но вот что внутри батареи - увы, не видно...
hyperwolf
В СПб, гуляя ночами, регулярно видел граждан дружественных государств, которые на газели закидывали в кунг севшие самокаты, никаких замен батарей не было.
chyvack
Пол двенадцатого ночи. Темно. В Нижнем Новгороде на большую пешеходную улицу подъезжает "на ободах" старенькая дэу нексия (может ошибаюсь). Выходит водитель и меняет аккумулятор в самокатах. Открывает боковую дверь и складывает севший в машину. Мне стало видно, что в машине два-три ряда аккумов было. Что-то я спросил про аккумулятор, он ответил, что не знает, но знает вес: один весит 21кг.
Radisto
То же самое видел в Сибири. Даже марка машины совпадает))
dimskiy
Напомнило как всякие шинные центры возят сданную на хранение клиентскую резину. Какой-то старый жигуль, куда чумазый водитель закидывает колеса как придется, под потолок. Они и хранят их "в стопочку" без дисков...
В общем, как обычно - реальный "бэк" за красивой фоточкой про чистые помещения и фирменные фургончики :)
logran
Там Ninebot'ы в основном с батареей на 15-18 Ah. На бумаге это ~60км, по факту при весе выше 70кг и скорости выше 16км/ч превращается в 40-45км.
Куг и сяокатов вроде не встречал прокатных (они легкие домашние, под такие задачи не очень годятся).
YMA
Хм, мне говорил товарищ про 48В*20Ач, поэтому я в 80 км пробега в принципе поверил. ;) И выглядят батареи посолиднее сяомишных.
chyvack
найнбот там не бытовой. Лично видел аккумулятор, он по габаритам больше чем на найнбот макс (15Ач).
ner0
А как аккумуляторы ведут себя при минусовой температуре? В апреле было холодно, самокаты стояли на парковке
dmbreaker
Если не ездить на них, то нормально же будут вести себя, пока температура ниже -10 (а то и -20) не опустится.
logran
При +10 и выше - норм себя чувствуют (от +15 даже внутреннее сопротивление не растет и емкость не падает).
Если ниже - то бросать нельзя на улице. А ездить можно хоть при -20, главное сразу как вынес ехать и как приехал - убрать. Ибо под нагрузкой в 5А на банку батарея греется сама (особенно при росте внутреннего сопротивления) и пока едешь - она не перемерзнет. Сам так всю зиму на куге с3 отъездил.
Но износ батареи вырастет заметно, а пробег зимой будет меньше на 40-50% (ибо жечь её будет максимальным током и от плохой дороги и от холода, а на высоких токах объем меньше)
kalinin-andrew
Добрый день!
В нашей компании разнообразный парк и есть разные механики зарядки самокатов, самокаты со съемными батареями позволяют их менять на месте, самокаты с несъёмными батареями отвозятся на станции зарядки.
Если самокат скоро разрядится, мы предупреждаем пользователя уведомлением об этом. К сожалению на данный момент более агрессивных форм уведомления у нас нет, но мы не стоим на месте и стараемся улучшать пользовательский опыт:)
YMA
А всё-таки какой типичный пробег для прокатных самокатов (от.. до..)? ;)
SADKO
А чем объясняется такое разнообразие, это лигаси, политика или что?
По своему китайскому опыту знаю, что на большие партии, или договор на конкретный объём можно получить хорошую цену + кастомизацию под конкретные нужды.