Издание The Aviationist обратило внимание на видеоролик, опубликованный военно-промышленной компанией Northrop Grumman несколько дней назад. Короткое видео, которое может с лёгкостью сойти за кадры фантастического фильма, демонстрирует полёт тяжёлого стратегического бомбардировщика B-2 Spirit, снятый с другого самолёта.

В The Aviationist связывают публикацию этого ролика с возможным заключением крупного контракта между министерством обороны США и Northrop Grumman. В Пентагоне намерены получить 80-100 таких бомбардировщиков типа LRS-B (Long Range Strike Bomber), которые должны заменить устаревшие B-52 и B-1 (на данный момент ВВС США насчитывает только 21 самолёт типа B-2). Конкурентом Northrop Grumman в получении контракта является объединение двух других компаний — Lockheed Martin и Boeing. Последняя является разработчиком и производителем бомбардировщика Boeing B-52 Stratofortress.

Ранее The Aviationist публиковал не менее любопытное видео: дозаправка B-2 в воздухе с самолёта KC-135 Stratotanker. В конце ролика хорошо видно, что топливный клапан после окончания заправки возвращается в корпус бомбардировщика, так что различить его контуры невозможно.

Комментарии (39)


  1. aikixd
    26.10.2015 21:24
    +3

    Скорее всего истек срок секретности. Б-52 будут в строю еще покрайней мере 35 лет, а Б-2 не оправдал себя уже в 90-х, когда выяснилось что самолета невидимки небывает, а для малозаметного бомбардировщика он слишком дорогой.

    А вообще очень красивый.


    1. zapimir
      27.10.2015 02:55
      +3

      самолета невидимки небывает

      То что он невидимка, придумали наши переводчики. Которые слово Stealth перевели, как невидимый. Хотя более правильно переводится, как малозаметный. Да и с чего бы это, он не оправдал себя, если за это время ни одного B-2 не сбили?
      Основной его недостаток — цена. И когда Союз развалился оправдывать такие расходы было сложно, но похоже благодаря сегодняшней внешней политики России, можно заново пропихнуть проект, и таки наклепать их сотню.


      1. Nagg
        27.10.2015 04:18

        Да и с чего бы это, он не оправдал себя, если за это время ни одного B-2 не сбили?

        Согласно википедии есть слухи, что два таких сбили в Югославии + оф. данным США один сам упал + второй загорелся и ремонтировался 4 года.
        можно заново пропихнуть проект, и таки наклепать их сотню.

        При стоимости в миллиард на самолет? :-)


        1. zapimir
          27.10.2015 04:43
          +4

          Слухи не более, чем фейк или обломки у B-2 невидимые? Да и были фотки этих самолетов после их «сбития».
          Что касается аварий, они у всех бывают, тем более после 10 лет эксплуатации и 4 пройденных военных кампаний.

          Ну, это уже виднее американским военным на что им деньги тратить, да и чем больше серия, тем дешевле отдельный самолет будет. Главное теперь есть новая страшилка, под которою можно увеличивать военный бюджет.


          1. Rumlin
            27.10.2015 16:34

            ПВО югославов и по меркам 90-х было старенькое.


            1. DIHALT
              31.10.2015 16:12

              Ну так они летали там совсем внаглую. Основная то фишка стелс технологии не в том, чтобы тебя вообще не увидели. А в том чтобы ты вышел на дистанцию стрельбы раньше чем тебя заметит противник.


      1. ApeCoder
        27.10.2015 10:01
        +2

        Какое отношение самолетовылетов к сбитым у других, не стелс бомберов за тот же период? Сколько применялся B-52 и сколько из них сбили?


      1. aikixd
        27.10.2015 12:04
        -2

        >> Да и с чего бы это, он не оправдал себя, если за это время ни одного B-2 не сбили?

        Я вполне уверен, что американцы имеют с-300, миги и сушки с которыми они поигрались и сделали выводы.


        1. aikixd
          28.10.2015 12:54
          +1

          Я задел чьи то патриотические чувства? Или может у США нету разведки? Еще во времена холодной войны из разведка штучно доставала авиацию СССР, почему это должно поменяться?


          1. chaynick
            28.10.2015 13:06
            -1

            В данный момент разведка США доблестно проморгала почти все перемещения войск РФ за пределами страны. Точно ничего не поменялось?


            1. aikixd
              28.10.2015 13:11
              +1

              Налажать с оперативными данными, может каждый и я уверен, что Россия тоже этим страдает. Однако глупо предполагать, что из Ирака, Сирии, Египта или Ливии экземпляры военной техники небыли вывезены/украдены/куплены/выторгованы на отсрочку демократии.


              1. chaynick
                28.10.2015 13:18
                -1

                И к чему это последняя фраза? А насчет налажать — да, можно. Но если за последний год работа разведки США начинает напоминать фарс — (MH17 — они сбили, у нас есть подтверждения, но мы их не покажем, так как данные секретные! Но стоило в Латакии появится самолетам, как через пару дней были опубликованы спутниковые снимки с красивыми пометочками. Жаль что сам перелет проморгали) то есть повод задуматься об эффективности работы разведки. А по B-2 и его неуязвимости у меня есть вопросы. Ниже я их отписал, если хотите — ответьте на них.


                1. aikixd
                  28.10.2015 14:11
                  +1

                  Что значит прчем тут последняя фраза? Об этом вообще-то и речь. Так или иначе, США будет пытаться получить новую военную техинку из России и тестировать ее против своей. И они так делают уже очень давно.

                  Вы же мне тут написали что-то совершенно некасающееся темы разговора.

                  Я не считаю Б-2 неуязвимым, но не потому что ЭПР, дальность и высота, а потому что в США этот самолет признали неэффективным в решении поставленных задач. И сравнивать его с ТУ-95 некорректно, у них разные роли и один из них с ролью не справился.


                  1. chaynick
                    28.10.2015 14:33

                    Ну как бы экспортную технику они могут спокойно купить или напрямую, или через своих прокси, а не экспортную украсть можно только из РФ. И как бы экспортные системы обычно куда хуже по характеристикам за некоторыми исключениями. А про разведку — это касаемо работы разведки, а провернуть операцию по краже техники весом в 30 тонн куда сложнее чем что-то отследить со спутника.

                    А где у B-2 и Ту-95МС разные роли-то?


                    1. aikixd
                      28.10.2015 14:40
                      +1

                      >> Ну как бы экспортную технику они могут спокойно купить или напрямую, или через своих прокси, а не экспортную украсть можно только из РФ. И как бы экспортные системы обычно куда хуже по характеристикам за некоторыми исключениями.

                      Об это я и говорю. У них есть возможность проверять свою технику против русской. Они так же могут украсть чертежи и поправить экспортные варианты. Им необязательно воевать с Россией, что-бы понять если они налажали.

                      Идея Б-2 заключалась в том, что-бы иметь стратегическое присутсвие на территории СССР и иметь возможность отстреляться очень быстро, что-бы небыло возможности быстро отреагировать.

                      Ту-95 не может, даже в своей задумке незаметно прорваться в воздушное пространтсво США.


                      1. chaynick
                        28.10.2015 14:54

                        Роль у них как раз одна — стратегический бомбардировщик.

                        С крылатыми ракетами в воздушное пространство противника входить и не надо. А уж про «стратегическое присутсвие» это уж совсем ересь, учитывая что база B-2 находится в Миссури, а комплексы С-300 встали на вооружение в СССР за 10 лет до первого полета B-2.

                        Про выкрасть документацию — «слегка» натянуто. Украсть данные по одному комплексу — это значит снять конструкторскую документацию у полусотни предприятий со всей России, чувствуете масштаб?


                        1. aikixd
                          28.10.2015 15:17
                          +2

                          >> Роль у них как раз одна — стратегический бомбардировщик.

                          Ну тогда Су-27 и Миг-29 один и тот же самолет.

                          Полеты Б-2 могут длиться до 40 часов и до последнего времени они принципиально не совершали посадок за пределами США. При разработке считалось что С-300 не представит проблемы для Б-2 и он будет совершенно невидим для ПВО. Его начали разрабатывать 30 лет назад, это был другой мир, США нужен был самолет который сможет поддерживать их военную доктрину.

                          >> Про выкрасть документацию — «слегка» натянуто.
                          То есть СССР собрать бумажки по Шаттлу может, а США по конкретным частям авионики или РЛС нет?


                          1. chaynick
                            28.10.2015 16:25

                            Во-первых, роль от реализации сильно отличается, поясняю — роль ПО «ОС» одна, а Linux и Windows — разные. Во-вторых, сравнивать тяжелый и легкий истребитель это как сравнивать фронтовой и стратегический бомбардировщики.

                            По длительности полета в 40 часов — это ограничение человека, а не машины, с дозаправками и ту-95 и b-2 могут летать одинаково долго. Про «считалось» — ложь, так как еще на момент работы над проектом ATB (протопип B-2) расчеты указывали на то, что новые системы ПВО СССР будут способны поражать эти самолеты, в силу чего была изменена конфигурация крыльев для лучшей работы на низких (low profile) высотах.

                            По украденной документации — есть какие-нибудь серьезные свидетельства? Технически Шаттл и Буран очень сильно различаются.


                            1. aikixd
                              28.10.2015 18:01

                              >> Во-первых, роль от реализации сильно отличается, поясняю — роль ПО «ОС» одна, а Linux и Windows — разные. Во-вторых, сравнивать тяжелый и легкий истребитель это как сравнивать фронтовой и стратегический бомбардировщики.

                              Ну тогда зачем им вообще нужен был Б-2 если есть Б-52? Он и Ту-95 практически под копирку одинаковые.

                              >> По длительности полета в 40 часов — это ограничение человека, а не машины, с дозаправками и ту-95 и b-2 могут летать одинаково долго.

                              Дело не в том, что они могут долго летать, а в том что они могли без перебазирования, по приказу оказаться в глубине СССР. Узнать заренее о такой акции было бы невозможно.

                              >> Про «считалось» — ложь, так как еще на момент работы над проектом ATB (протопип B-2) расчеты указывали на то, что новые системы ПВО СССР будут способны поражать эти самолеты

                              Даже вики с вами не согласна:

                              «featuring low observable stealth technology designed for penetrating dense anti-aircraft defenses»
                              «Though originally designed primarily as a nuclear bomber»
                              "… Soviet Union dissolved, effectively eliminating the Spirit's primary Cold War mission"
                              «The B-2 Spirit was developed to take over the USAF's vital penetration missions, able to travel deep into enemy territory to deploy their ordnance, which could include nuclear weapons»

                              >> По украденной документации — есть какие-нибудь серьезные свидетельства? Технически Шаттл и Буран очень сильно различаются.

                              Я когда на следуйщей неделе буду в КГБ, захвачу бумаги.
                              Конечно они различаются. Их делали в разных странах с разными индустриальными и технологическими базами.


                              1. chaynick
                                28.10.2015 21:12

                                Действительно, зачем нужны B-2, если они по характеристикам одинаковы с B-52 и в строю их сейчас 4+1? Малозаметность — штука хорошая, но F-117 из той же программы XST и с меньшим ЭПР в конце войны в Югославии летал в сопровождении истребителей с хармами, это в условиях подавленного ПВО. Не находите что это говорит не в пользу малозаметности?
                                Ну и кроме того, назовите пожалуйста какие самолеты используются подразделением ВВС США Wild Weasels, специально созданным для подавления ПВО. Наверно потому что нельзя отправлять невидимки против радаров ПВО, это неспортивно.

                                Дело не в том, что они могут долго летать, а в том что они могли без перебазирования, по приказу оказаться в глубине СССР. Узнать заренее о такой акции было бы невозможно.
                                И Ту-95 могут долететь без перебазирования и тоже по приказу. Только с помощью х-55 Ту-95 может поразить цель на расстоянии до 2500-3500 км. С помощью х-101/102 — до 3500 — 4500 км. Радары ПВО AN/FPS-117, основа ПВО США работают на 500 км. Ракеты B-2 летают на 1000 км. Или вы рассчитываете что B-2 будут сыпать свободнопадающими бомбами?
                                Даже вики с вами не согласна:

                                Из этой же статьи «The escalating cost of the B-2 program and evidence of flaws in the aircraft's ability to elude detection by radar, were among factors that drove opposition to continue the program.»
                                Я когда на следуйщей неделе буду в КГБ, захвачу бумаги.
                                Конечно они различаются. Их делали в разных странах с разными индустриальными и технологическими базами.
                                То есть я должен просто поверить в факт похищения всей документации на Шаттл потому что вы мне об этом сказали?


                                1. aikixd
                                  28.10.2015 21:52
                                  -1

                                  Извините, но я перестал понимать, что вы хотите доказать.

                                  >> То есть я должен просто поверить в факт похищения всей документации на Шаттл потому что вы мне об этом сказали?

                                  Можете верить, можете нет. В сфере гос шпионажа ничего не доказуемо в принципе.


                                  1. chaynick
                                    28.10.2015 22:37
                                    -1

                                    Я пытаюсь доказать что B-2 далеко не вундерваффе. Разработай его в России, его уже все бы называли распилом.

                                    Можете верить, можете нет. В сфере гос шпионажа ничего не доказуемо в принципе.

                                    Серьезно? Читаем: https://ru.wikipedia.org/wiki/IAI_Kfir https://ru.wikipedia.org/wiki/Shenyang_J-15 И еще документацию по 1.44 и як-141 продавали. А верить можно что и Луна из сыра сделана.


                                    1. aikixd
                                      29.10.2015 00:51

                                      На иврите инфа про Кфир совершенно иначе звучит, и там ничего о шпионаже нет.
                                      Кто-то врет.
                                      Если есть документы которые подтверждают что-то или опровергают тогда можно утверждать.
                                      Как и с J-15. Есть предположение, хоть и весьма уместное, но не доказанное. Китай документов не предоставлял по вопросу. Однако в шпионаж Китая вы верите, а в шпионаж СССР нет. Хотя информации по обеим темам одинакого нет.


                                      1. chaynick
                                        29.10.2015 01:33
                                        +1

                                        На иврите инфа про Кфир совершенно иначе звучит, и там ничего о шпионаже нет.

                                        Угу. Русская версия вики врет, английская врет, airwar врет а на иврите правда (Причем из этой фразы у вас должны возникнуть подозрение: ?????? ??????? ????, ???? ???????? ?????? ????? ???? ????? ??????? ???? J-79 ?????? ?'??? ??????? (????? ??????? ??????) ???? ???? ? ?????' 5. ???????? ??? ?????? ?? ???? ???? ??????? ?????? — ?????.) То есть j-79 у них по лицензии производятся, а корпуса миража 5 просто на складе нашлись.
                                        Однако в шпионаж Китая вы верите, а в шпионаж СССР нет. Хотя информации по обеим темам одинакого нет.
                                        А то что я написал выше это не информация? могу еще это дать.

                                        http://www.militaryfactory.com/aircraft/detail.asp?aircraft_id=152
                                        http://www.military-today.com/aircraft/iai_kfir.htm
                                        http://www.conservapedia.com/IAI_Kfir
                                        http://www.atacusa.com/f_21_kfir.html
                                        http://aircraft-in-focus.com/iai-kfir/
                                        http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/Society_&_Culture/lavi.html
                                        http://gizmodo.com/chinas-j-15-flying-sharks-are-actually-russian-knockof-1494117956
                                        https://en.wikipedia.org/wiki/Shenyang_J-11
                                        http://www.militaryfactory.com/aircraft/detail.asp?aircraft_id=883
                                        http://inosmi.ru/fareast/20150925/230466505.html
                                        И это только с первой страницы поисковика…

                                        Ок. Тогда покажите мне в каком разделе вики указано что буран это нелицензионная копия шатла.


                                    1. aikixd
                                      29.10.2015 01:02

                                      Нашел о том что вы имели ввиду. На русской вики слегка перепутано. Кфир основан на Нешере, который разработан на базе Мираж-5, который разрабатывался в том числе совместно с Израилем, но который попал под эмбарго. Не известно как именно производственные чертежи попали в Израиль, через шпионаж, были предоставлены в рамках сотрудничества до эмбарго или Дассо продолжили сотрудничать несмотря на эмбарго.


                                      1. chaynick
                                        29.10.2015 10:56
                                        +1

                                        Вы умолчали об одном небольшом факте. Разработка Нешера велась совместно, вот только Дассо до эмбарго не передал ни одного самолета, после введения эмбарго — не отдал даже уже оплаченные самолеты. IAI в этом проекте занималась авионикой, корпусом — Дассо. Каким образом кфир тогда начал разрабатываться на основе миража 5?

                                        И наконец — скажите, почему нельзя назвать шпионажем передачу конструкторской документации Дассо в обход эмбарго?

                                        Оффтоп — http://buran.ru/images/gif/comparis.gif Если считаете что внешняя похожесть это точный признак шпионажа, поглядите на силовую установку, форму крыла и почитайте об СДУ бурана. Если это вас не убедит — назовите попробуйте найти 10 отличий в внешним облике между B-737 классикой и А-320.


                                        1. aikixd
                                          29.10.2015 13:15
                                          -1

                                          Вы видите как обренулась беседа? Вы мне кидаете ссылки на какие то статьи, которые не подкреплены ничем, кроме наблюдений и заключений.
                                          Кстати J-15 очень подходит под аналагию с Бураном. Небольшое количество внешних модификаций и очень измененная начинка. Однако, если я выберу не верить в это, то вы не сможете это доказать.
                                          Я считаю что J-15 результат шпионажа, как и Буран. Я не уверен что Кфир является результатом шпионажа, а не сотрудничества, поскольку между Израилем и Францией к тому времени уже были примеры закулисного сотрудничества и разработка самолета могла просто продолжиться, несмотря на эмбарго.


                                          1. chaynick
                                            29.10.2015 13:55
                                            +1

                                            Вы мне даже этих статей не кинули. Небольшое количество изменений — это вы часом не про принципиально другую СДУ, другой тип теплозащиты, другой тип разгонного блока, наличие атмосферных двигателей и другие орбитальные двигатели?

                                            Поконкретнее, что у них общее кроме схемы и назначения?

                                            То есть при разработке А-320 аирбас украли всю документацию на боинг 737?


                                            1. aikixd
                                              29.10.2015 14:07
                                              -1

                                              Я не собираюсь с вами об этом спорить. Про Буран я интересовался лет 10 назад и ничего кроме информации подобной той, что вы кинули в сети небыло. Все что мы можем друг другу сказать это только домыслы, так что спор безсмысленнен. Я не считаю, что СДУ и двигатели это все из чего состоит Шаттл. И я сильно сомневаюсь, что внешнее сходство челноков последствие того, что в КБ срисовали его с газетных фоток.


                                              1. chaynick
                                                29.10.2015 14:48
                                                +1

                                                Странно. Я рассчитывал в ответ услышать хоть какие-то аргументы.
                                                Задача изначально ставилась как «скопировать шаттл», вполне ожидаемо что применялись те же технические решения. Кстати говоря куда больше общего имеет с шаттлом не Буран, а ОС-120, его предок. Вот только о краже/продаже документации никаких упоминаний нет.

                                                И я сильно сомневаюсь, что внешнее сходство челноков последствие того, что в КБ срисовали его с газетных фоток.

                                                Внешнее сходство этих самолетов говорит о краже конструкторской документации!
                                                http://www.airlines-inform.ru/upload/reviews_pictures/1000-upload-iblock-a03-boeing-737-500.jpg?created
                                                http://www.tourprom.ru/site_media/images/countries/big_a-320_25022011190047.jpg


      1. chaynick
        27.10.2015 16:56
        -2

        Основной ее недостаток — то что это штука стоимость в два миллиарда долларов которая на текущий момент справляется с задачами на уровне Ту-95МС.


        1. Riketta
          27.10.2015 18:38
          +3

          Только о том что B-2 летит никто так и не узнает, а на Ту-95 соберется столько авиации сопровождения что и за границу залетать передумают.


          1. chaynick
            28.10.2015 10:53
            -1

            Ок. Вопрос первый — какой минимальный ЭПР, распознаваемый РЛС С-300, С-400 и А-50, на какой дистанции они распознают и что такое КОЛС и на какой дистанции она может обнаружить бомбардировщик.
            Вопрос второй — можно ли считать равноценной заменой малозаметный бомбардировщик оснащенный ракетой с максимальной дальностью 360-980 км и дальний бомбардировщик с ЭПР в 80 кв. м, но с ракетами с дальностью 2500 — 4500 км?
            Вопрос третий — как влияет высота полета на дальность обнаружения воздушной цели?

            И учитывайте что не раз и не два эти бомбардировщики Ту-95 обнаруживали силы ПВО НАТО только за пару сотен км от своих территориальных вод?


    1. link0ln
      27.10.2015 13:16

      Да, красивый. Сразу нопомнило — что можно даже таким поуправлять, ну или похожей копией такого, как тут youtu.be/a4togifypBc?t=100, еще можно поискать по словам skywalker X8 подобные видео.


    1. zvic
      27.10.2015 21:23

      Скорее всего истек срок секретности
      Срок секретности чего?


  1. AlexanderS
    27.10.2015 09:45
    +3

    Нельзя сказать оправдал он себя или нет, т.к. не было проверки. Проверка — это боевое столкновение с примерно равной техникой. Метать бомбы с высоты птичьего полёта на африканские страны — это проверка работоспособности, но не эффективности. Так что его настоящая эффективность по сути непроверена. И, если честно, я надеюсь останется непроверенной, т.к. по сути есть только пара стран, которые способны проверить эффективность этой машинки сами понимаете в каких условиях =)


    1. chaynick
      29.10.2015 12:14
      +1

      К вопросу эффективности. C учетом НИОКР каждый B-2 стоит больше 2 миллиардов долларов. Авианосец типа Нимиц стоит 4,5 миллиарда. Задачи, которые решает B-2 можно выполнить и другими типами самолетов.


  1. koreec
    27.10.2015 10:17

    del


  1. Rumlin
    27.10.2015 16:45

    Подозреваю, что бюджет Пентагона не выдержит заявленное количество, если цена возрастет как это происходит с F-35. Плюс операционные расходы.

    LRS-B aircraft at a cost of $550 million each, at 2010 prices