Синтезатор РИТМ-2. История

Исходя из активно гуляющей и тиражирующейся в сети информации, синтезатор «РИТМ-2» был создан в 1982 г. инженером Кировского завода музыкальных инструментов Виктором Анатольевичем Никулиным по просьбе его друга-музыканта. Руководству предприятия прибор понравился и в 1984 году был начат его серийный выпуск, который продолжался 10 лет. За это время схема инструмента еще трижды подвергалась усовершенствованиям. Это был единственный советский синтезатор, все компоненты и органы управления которого размещались на одной печатной плате.

Функционально он состоит из одного тонального генератора, генератора шума, микшера звуковых сигналов (треугольник, пила, прямоугольник, шум), фильтра низких частот, двух полноформатных генераторов огибающей (атака, спад, поддержка, послезвучие) и модуляционного генератора низкой частоты. Это переносной клавишный инструмент весом примерно 9 кг, в фанерном корпусе с крышкой. Передняя панель имела два исполнения: черное и белое. Главной особенностью инструмента, определившей его характер, долгую жизнь и известность в профессиональной среде, стало его неповторимо жёсткое звучание.

Производственные возможности предприятия были весьма скромны и за весь 10-летний период было выпущено всего около трех тысяч инструментов. РИТМ-2 производились исключительно по заказам от администраций домов и дворцов культуры, предприятий-передовиков коммунистического труда, которые имели свои музыкальные коллективы. В советский период приобрести редкий инструмент в свободной продаже было невозможно и среди музыкантов, не имеющих отношения к самодеятельным коллективам, РИТМ-2 был известен мало. О необычном синтезаторе узнали только после 1993 года, когда поддерживаемая советской властью музыкальная самодеятельность вместе с дворцами культуры и самой советской властью перестали существовать и синтезаторы РИТМ-2 начали попадать в руки профессиональных музыкантов и в России и за ее рубежами.

Синтезатор электронный музыкальный Ритм-2 представляет собой одноголосный клавишный инструмент, предназначенный для сольного, ансамблевого, оркестрового исполнения музыкальных произведений различных жанров, а также для учебных целей и получения новых звуковых эффектов. Может быть использован как в эстрадных оркестрах, так и в домашних условиях совместно с усилительно-акустическим устройством, имеющим чувствительность на входе не хуже 0,775. Возможно использование усилителя низкой частоты радиоприемника, телевизора, магнитофона. Качество звучания синтезатора будет зависеть от качества применяемого усилительно-акустического устройства.

На синтезаторе Ритм-2 можно имитировать с определенной степенью достоверности звучание классических музыкальных инструментов (клавишных, струнных, язычковых, ударных) и создавать оригинальные звуковые эффекты (шум ветра, звук проходящего паровоза, шум морского прибоя, выстрел и свист пули). На синтезаторе можно исполнять мелодии с изменяющимися по случайному закону высотой или тембром звука.

Технические характеристики

  • Полный объем клавиатуры, октав - 2,5

  • Полный звуковой диапазон, октав - 5,5 (от ноты ФА контроктавы до ноты ДО четвертой октавы)

  • Погрешность строя инструмента по модулю не хуже, % - 0,2

  • Уход частоты задающего генератора за 4 часа непрерывной работы по модулю, не более - 1,0

  • Перестройка основного генератора не менее, тон +/- 1,0

  • Амплитуда выходного сигнала не менее, В - 0,775

  • Диапазон регулировки громкости не менее, Дб - 60

  • Напряжение питания В, с частотой 50Гц - 220 +/- 10%

  • Потребляемая мощность не более, Вт - 10

  • Габаритные размеры синтезатора, мм - 600х400х200

  • Масса, кг - 9

Комментарии (21)


  1. SharmuttaDJ Автор
    10.08.2022 21:43
    +4

    Всем минусящим. Пост про сам синтезатор, а не про его ремонт. Если вы здесь ожидали увидеть расщепление прибора на элементарные частицы и собирание его обратно, то тут этого нет. Здесь пример звучания, и немного текста из истории его создания и паспортных данных.


  1. sim2q
    10.08.2022 21:31
    +8

    А где внутренности то?


    1. SharmuttaDJ Автор
      10.08.2022 21:36
      +3

      Они внутри.


  1. SharmuttaDJ Автор
    10.08.2022 21:43
    +4

    Всем минусящим. Пост про сам синтезатор, а не про его ремонт. Если вы здесь ожидали увидеть расщепление прибора на элементарные частицы и собирание его обратно, то тут этого нет. Здесь пример звучания, и немного текста из истории его создания и паспортных данных.


  1. nehrung
    10.08.2022 22:00
    +7

    Просмотрел видео и заинтересовало — как тогда сводили дорожки? На многодорожечном магнитофоне? Ведь Sound Forge и его аналогов тогда не было. А то, что в самом Ритме-2 не было средств запоминания и циклического воспроизведения запомненного — это к гадалке ходить не надо.
    Статья хороша для возбуждения интереса к аппарату, но объём совершенно недостаточен. Требуется продолжение, причём расширенное.


    1. SharmuttaDJ Автор
      10.08.2022 22:06
      +3

      Тогда люди вживую играть учились, без всяких MIDI и прочего. Это щас стало возможно заранее квадратики с велоситями в пианоролле расставить, а в те времена своими пальцами онли. Вот соберется вокально-инструментальный ансамбль в студии гостелерадиовещания, или как там тогда все это называлось... всех подключат в ламповый пульт производства Ломо, а с пульта на какой-нибудь монофонический МЭЗ-28, тоже ламповый. И писали все одновременно вживую кучу дублей до посинения, пока не получится песня от и до так как надо. А потом с мастер-ленты уже тиражировали запись.


      1. hw_store
        10.08.2022 22:24
        +9

        На аналоговом синтезаторе играть вживую можно только одну партию (одним тембром). И при том что у него огромный диапазон возможностей, для получения хорошего "оркестрового" звука требуются либо несколько таких синтезаторов одновременно (с исполнителями впридачу), либо, как мы слышим на видео, таки средство многодорожечной записи.


        1. SharmuttaDJ Автор
          10.08.2022 22:29

          Таки да.


        1. IvanPetrof
          11.08.2022 02:58
          +2

          В памяти всплывают кадры старых концертов, где клавишник играет сразу на двух-трёх уровнях клавиш, закреплённых на штативе лесенкой.


          1. hw_store
            11.08.2022 10:46
            +3

            Если у тебя две руки, то больше двух голосов (партий) одновременно не сыграешь )). А в аналоговых синтах для смены тембра ещё надо успеть крутилки покрутить. Гораздо удобнее делать это нажатием одной-двух кнопок. Чисто аналоговые синты в современном концертном исполнительстве используются достаточно мало, по ряду причин, в смысле у них достаточно маленькие по объёму партии


            1. gleb_l
              11.08.2022 23:52

              Если у тебя две руки, то больше двух голосов (партий) одновременно не сыграешь

              Бах как-то умудрялся писать так, что двурукому пианисту удавалось извлечь из инструмента три голоса ).


              1. hw_store
                12.08.2022 11:00

                Если Вы про фуги, то есть, например, пятиголосная - си бемоль минор из первого тома. Но мой комментарий был о голосах не в этом смысле.
                В смысле моего коммента, например, - фуги для органа, в них один из голосов играется ногами, это как раз другой набор регистров - как на синтезаторе был бы другой набор настроек.


          1. alexeyshkolnik
            13.08.2022 09:33

            Современные музыканты тоже любят так делать (иногда). Представляю как всю эту красоту тащить на концерт.


    1. Shpankov
      10.08.2022 22:09

      Ведь Sound Forge и его аналогов тогда не было.

      Уже в Windows 3.0 я пользовался и Cakewalk, и Sound Forge.


      1. SharmuttaDJ Автор
        10.08.2022 22:33
        +3

        "Windows 3.0 была выпущена 22 мая 1990 года и имела значительно обновлённый пользовательский интерфейс, а также технические усовершенствования, позволявшие использовать возможности процессоров Intel 80286 и 80386 по управлению памятью."

        Ну. А тут речь про начало 80-х, и думаю, интеловский ПК в совке был примерно такой же диковинкой, как в современной российской глубинке - унитаз.


        1. Shpankov
          10.08.2022 23:46
          +4

          Так, ваш комментарий вообще не в тему, поэтому по-порядку.

          1. Мой собеседник задал вопрос - каким образом можно было записывать по трекам в "то время". Не указав конкретно, в какое.

          2. Первые программы, доступные для бытовых компьютеров, способные записывать несколько треков одновременно, широко начали распространяться с 90-х годов (хотя тот же Cakewalk появился в 1987 году).

          3. Само собой, в 80-е годы подобные синтезаторы использовались вне профессиональных студий исключительно для живого исполнения на сцене.

          4. Ролик в статье записан много позже, и уже с применением современных программ.

          5. В профессиональных студиях использовалась многодорожечная запись и секвенсоры уже с конца 60-х годов.

          6. Windows 3.0 стала широко распространённой осью уже на бытовых, домашних компьютерах, которые также стали вполне доступны в 90-е. Я свой первый компьютер домой купил в 1996 году и записывал на нём музыку в Cakewalk.

          7. А впервые за компьютером я попробовал работать и программировать ещё в 1986 году, в армии, когда служил на Байконуре. Там в строительном главке у геодезистов стояли XT-совместимые ГДР-овские компьютеры Robotron.


    1. SADKO
      11.08.2022 11:05
      +2

      Ох уж эти писишники - виндузятники, аналогов форжа им не было, да весь PCшный софт сплошной аналог, потому что эйтишки да экстишки вообще-то конторские компы были, и хотя при желаний к ним можно было приладить и написать всякого, но зачем, если были atari commodor amiga msx итд.
      Цифровой звук надо было куда-то девать и всё упиралось в это, были аппаратные сэмплеры, и цифровые аппаратные мультитрэки вроде DASHы и SoundStream-а.
      У мака ещё был хороший SCSI который к тому-же работал шустро, и было удобно ковыряться на харах сэмплеров (не включая их).

      А на PC реальная студийная движуха начинается лишь к середине девяностых, CreamWare tripleDAT напичканная аппаратными DSP для "богатых" и кейкволк для бедных, (мог использовать несколько разных звуковух одновременно) только опять-же всё упиралась в способности дисковой системы PC. И было дорого и не нужно, на фоне ADATа, который прекрасно вписывался в любую студию на место магнитофона, легко расширялся и точно управлялся. CreamWare рассчитывали на инженеров и обломались, музыкантам надо было чего по проще и тут ProTools на Mac-е им больше зашло на долгие годы.


  1. Yak52
    11.08.2022 05:38
    +2

    1) Любой магнитофон со сквозным каналом позволял сделать последовательное наложение нескольких треков одновременно с воспроизведением того, что уже записано.

    2) можно было достать 4х дорожечную магнитную головку и соорудить 4 канала записи.


  1. Javian
    11.08.2022 06:43

    Функциональная схема синтезатора сделала бы текст понятнее


    1. BigBeerman
      11.08.2022 07:02
      +7

      держите


      1. SADKO
        11.08.2022 10:13
        +6

        Тот самый случай когда комментарий ценнее поста.


  1. neznaju
    12.08.2022 17:09

    Так и что, на нём еле-еле сыграли популярную мелодию, всё?