История изобретения водородного двигателя похожа на сказку о трех братьях, двое из которых считали себя умными и практичными людьми, а третий был не от мира сего, дурачок, одним словом. В XVIII веке в швейцарской части городка Сен-Жингольф, который ровно пополам делит граница между Швейцарией и Францией, жил Жан-Пьер де Риваз. Человек он был отнюдь не бедный, отец оставил ему большое состояние, а бог (или природа — это кому как больше нравится) дал талант изобретателя. Изобрел он много полезных вещей, в том числе «вечные» часы (с автоматическим подзаводом), машинку для гравировки табакерок и универсальный паровой насос для осушения шахт и болот, который можно было также возить на упряжке как пожарный насос, а в замке Бельвю мадам де Помпадур с его помощью поливали сады. Но чего его лишила природа начисто, так это предпринимательской жилки: все попытки приумножить состояние коммерциализацией своих изобретений заканчивались у него финансовым крахом. 

Было у него три сына. Старший сын Пьер-Эммануэль стал генералом в армии Наполеона, средний сын Луи-Шарль-Мельхиор — юристом, а младшеньким Франсуа-Исааком, как образно написал один французский историк техники прошлого века, «овладел демон открытий». Он пошел по стопам отца и словно под копирку повторил его изобретательскую судьбу — триумфы в инженерии и разорительные провалы при попытках заработать на своих изобретениях. И это не сказка, свидетельство тому несколько ящиков переписки Исаака де Риваза по поводу своих изобретений, которые рисуют колоритную картину нравов в области патентного права в континентальной Европе в начале XIX века.

Молодость Исаака де Риваза совпала с появлением первых паровых самодвижущихся экипажей. В 1769 и 1770 годах по улицам Парижа проехались малая и большая «паровые телеги» Николя Кюньо, а число новых проектов паровых локомобилей росло, как на дрожжах. Между 1775 и 1788 годами Исаак де Риваз последовательно построил три локомобиля типа машины Кюньо, только с приводом не на переднее, а на задние колеса. Его конечной целью была пожарная машина, оснащенная насосом конструкции его отца.  Но, как и у Кюньо, они были слишком тяжелыми из-за габаритов и веса парового двигателя. Требовался небольшой, сравнительно легкий и при этом мощный двигатель. 

Повышение температуры в паровом котле и, соответственно, давления пара в цилиндре двигателя, приводило у де Риваза к расхождению оловянных сварных швов котла. В теории идеальным вариантом было бы сжигать топливо непосредственно в цилиндре двигателя, толкая его поршень. Все конструкторы того времени прекрасно это понимали, хотя самого названия «двигатель внутреннего сгорания» тогда еще не было. Здесь все упиралось в топливо. Дрова, уголь и даже нефть моментально и без остатка в цилиндре не сожжешь. Для того, чтобы «раскочегарить» даже небольшой паровой двигатель мощностью в одну человеческую силу, требовалось не менее получаса времени. На запуск мощной по тем временам паровой машины в 4 лошадиные силы уходило два часа. За сто лет до этого, в XVII веке в качестве топлива даже попробовали порох, он моментально создавал вакуум в цилиндре, но подходил только для медленно работающих вакуумных насосов. Для быстрого возобновления цикла в цилиндре требовалось жидкое или газообразное топливо.

Керосина и бензина еще не было, впрыскивать в цилиндр под давлением спирт, скипидар или жидкие растительные и животные жиры было бы разорительно. Зато как раз к этому времени подоспел «воспламеняющийся газ». 

Он был известен еще средневековым алхимикам, которые получали его в результате реакции железа, меди, олова с серной или соляной кислотами. К концу XVIII стало ясно, что это новый химический элемент — водород. Лавуазье синтезировал из него и кислорода воду, а потом разложил воду на кислород и водород, пропуская водяной пар над раскаленным железным листом.

Впрочем, получение чистого водорода и опыты с ним было занятием ученых-химиков. Инженеров как более практичных людей интересовал тот «воспламеняющийся газ», который получался при коксовании угля и пиролизе древесины и целиком уходил в отходы производства. Он, как уже могли показать химические анализы того времени, только наполовину состоял из водорода, остальное в нем приходилось на метан (примерно треть), угарный газ — СО (примерно десятая часть) и ряд примесей. Можно его назвать «техническим водородом», но тогда его называли либо «светильным газом», если он использовался для освещения улиц и домов, либо просто водородом, если речь шла о нем как о топливе двигателей.

В 1791 году английский горный инженер Джон Барбер, управляющий угольными шахтами в Уорикшире близ Бирмингема получил патент №1833 на установку «способа подъема воспламеняющегося воздуха для получения и применение движущей силы для облегчения металлургических операций» (патент у него, кстати был английский, потому что в Шотландии были свои патенты, и только с 1852 года все они — английские, шотландские и ирландские — стали британскими). Водород в установке Барбера «поднимался» из угля (или древесины, или нефти) путем их пиролиза в герметичных сосудах, откуда он шел в компрессор и далее в камеру сгорания. Фактически это был прообраз современного газотурбинного двигателя.

Схема из патента Барбера
Схема из патента Барбера

Еще раньше в 1774 году еще один английский патент (№1983) получил Роберт Стрит, у него в цилиндр двигателя впрыскивался как раз спирт, скипидар или сырая нефть. Своим двигателем он предполагал снабжать шахтные насосы. 

И наконец, в 1801 патент на водородный двигатель получил профессор парижской Школы мостов и дорог Филипп Лебон. За два года до этого, в 1799 году, Лебон получил патент на промышленное производство путем пиролиза угля и древесины светильного газа для освещения улиц этим газом, так что проблему с горючим для своего ДВС он решил, оставалось только построить его, что он и сделал два года спустя.

Турбина Барбера и двигатель Стрита практического продолжения не имели по причине их низкой технологичности. Двигатель же Лебона на водороде (двухтактный поршневой по современной терминологии) вполне мог стать мотором для карет и катеров, но если у Лебона и были такие планы, он не успел их осуществить, в 1804 году он умер в возрасте 35 лет. 

Сейчас трудно сказать, что натолкнуло Исаака де Риваза на мысль о водородном двигателе. Первые записи о нем появляются в его рабочих дневниках в 1802 году, и речь в них сразу идет о необходимости поскорее получить патент на такой двигатель, хотя его у де Риваза пока нет. Есть только идея взрывного водородного движка, и он был уверен, что никому, кроме него, не приходила в голову мысль использовать этот принцип в качестве движущей силы для локомобиля. Но может прийти в любой момент, и ее нужно застолбить соответствующим патентом за собой как можно скорее, время поджимает! Это не домыслы автора, а краткий пересказ записей в дневнике де Риваза за 1802 год.

При первом испытании собранного им цилиндра водородного двигателя де Риваз на всякий случай спрятался за буфетом — и не зря. «При воспламенении смеси водорода и воздуха в цилиндре «поршень был выброшен в стену, где отбил штукатурку, отлетел назад и разбил дверцу буфера, за которым я прятался», — пишет он в рабочем дневнике и добавляет, что теперь он точно уверен, что «взрывная сила способна двигать даже большие телеги» и его двигатель «изменит мир». К 1804 году двигатель был им собран, установлен на небольшую тележку, и она поехала!

Сегодня реконструкция первой водородной машины Исаака де Риваза выставлена в Миланском музее науки и техники. Цилиндр двигателя диаметром 7 см и длиной 80 см в ней стоит вертикально, смесь водорода с воздухом подается во взрывную камеру в нижней части цилиндра. Весь цикл впуска газа, взрыва, подъема и опускания поршня под силой его собственного веса, занимает полторы секунды. Кривошипно-шатунной группы в его двигателе нет, поступательное движение поршня во вращательное колес осуществляется системой цепных передач. 

В усовершенствованных моделях его водородных двигателей 1807 и 1813 гг. их мощность повышалась за счет увеличения габаритов цилиндра и массы поршня. В первом из них пробег поршня в цилиндре увеличен до метра, а сам поршень весит чуть меньше пуда. По расчетам изобретателя, падая вниз, он создавал силу 100 фунтов, взрыв подбрасывал его с силой в 510 фунтов, итого — 610 фунтов (305 кг). Вычитая трение и сопротивление остаточных газов, де Риваз оценивает эффективную работу одного цикла поршня в 200 кг. Иными словами, с учетом времени цикла (1,5 с), мощность двигателя де Риваза была около 2 л. с.  Двигатель образца 1813 года был еще мощнее с цилиндром диаметром 35,2 см и длиной 1,4 м. Оснащенная им ломовая телега с грузом камней в 7 центнеров и 4 людьми, то есть весом около тонны проехала 26 м вверх по булыжной мостовой с уклоном в 5 градусов. И ехала бы дальше, если бы не лопнула цепь передачи.

Но это было потом, а в 1805 году де Риваз, уже имея работающий «взрывной двигатель», установленный на тележке, которая могла везти двух-трех человек, решается подать патентную заявку. Правда, прежде он посылает ее на рецензию местному швейцарскому авторитету в области физики — профессору Амстаду из колледжа города Сьона. Амстад был аббатом, и де Риваз уверен, что тот не разгласит секреты его изобретения. Аббат Армстад всерьез подошел к просьбе изобретателя и прислал ему свою критику двигателя в виде вопросов и ответов на них, но в целом его отзыв был положительным. 8 апреля 1805 года де Риваз посылает заявку на свое изобретение в Париж, в консультативный комитет Министерства внутренних дел, который тогда рассматривал такие заявки и выдавал патенты.

Там, однако, сочли описание устройства де Риваза слишком расплывчатым, а приведенные в нем объяснения не соответствующими требованиям закона «О патентах на изобретения» 1791 года, чтобы вообще начать процедуру его рассмотрения. В ответ де Риваз пишет длинное письмо министру внутренних дел Шампаньи, в котором опровергает возражения консультативного бюро. Но патентную заявку он переписывает, уточняя в чем собственно состоит его изобретение и в каком смысле автор просит личное и привилегированное право на его использование. Изобретателю хорошо известно, пишет де Риваз, что взрывная сила водородно-кислородной смеси известна давно. Но никто до него не пытался задействовать эту силу на работу и движения машин. Именно на это право он просит выдать ему патент на изобретение. Переходя к описанию двигателя и машины с ним, де Риваз признает, что хотя она вполне пригодна к работе, можно ее усовершенствовать в дальнейшем, например за счет добавления дополнительного веса к поршню.

На этот раз заявку на патент он не посылает, а 11 сентября 1806 года передает ее своему старшему брату генералу Пьеру-Эммануэлю де Ривазу, попросив того лично представить изобретение консультативному бюро МВД. Генерал де Риваз к тому времени был уже в отставке (он неудачно упал с лошади), но занимал высокий пост в министерстве юстиции, по сути был там четвертым по должности чиновником после Великого судьи Империи (министра). Пьер-Эммануэль, который хорошо знал брата Исаака и никогда не верил в успех его изобретений, пытается его отговорить, но тот говорит, что «решил идти до конца». И Пьер-Эммануэль начинает хлопотать, посещает МВД и консультативное бюро при нем, где беседует с Монгольфье, отвечающим за рецензию на патентную заявку Исаака. В ноябре он пишет младшему брату, что отчет благоприятен, а патент отправят ему через префекта Женевы. 30 января 1807 году Исаак де Риваз получил на свое изобретение французский патент №731.

Схема из патента де Риваза
Схема из патента де Риваза

Но успокоения ему это не приносит. В газете «Вестник империи» выходит статья о том, что в июле 1807 года патент на 10 лет на «взрывной двигатель» получили браться Ньепсы. Исаак де Риваз обращается напрямую к братьям. Те, как говорится, на голубом глазу, признаются ему: да, они читали его патент на стадии заявки, да, это нехорошо, но так уж получилось, но ведь они изобрели совсем другое, в доказательство чему предоставили де Ривазу всю документацию на это другое. В качестве топлива они использовали смесь из спор плауна, угольной пыли и смолы, и их лодка, оснащенная таким двигателем, сконструированным по принципу водомета, шла против течения. Исаак де Риваз посылает их документы аббату Амстаду, тот его успокаивает, назвав изобретение братьев Ньепс «чистой химерой в области механики с нулевыми перспективами в промышленном применении».

Промышленные перспективы двигателя де Риваза аббат, напротив, оценивал высоко, да и сам изобретатель в этом не сомневался. Об этом он пишет в общество поощрения национальной промышленности, военному министру армии, министру искусств и мануфактур. Попутно отправляет описание своего двигателя на рассмотрение в Национальный институт Франции (так тогда называлась французская Академия наук), и там его рассматривают на специальном заседании. Докладчики Карно и Гей-Люссак методично, по пунктам раскритиковали его в пух и прах, посоветовали ему не тратить время на «двигатель взрывного огня», а вернуться к своим ранним работам по паровым двигателям, что у него получалось лучше.

Но де Риваз не дает себя сбить с намеченного пути, он пишет в Париж бывшему поверенному Франции в Швейцарии барону Эшассерио, которого знал лично, и просит того познакомить его с тестем — математиком Монжем. Гаспар Монж был не только выдающимся математиком, чье имя сейчас красуется на Эйфелевой башне в списке 72 величайших ученых и инженеров Франции, но еще и графом де Пелюзом, вице-президентом Сената и одним из немногих близких Бонапарту людей, на которых тот мог положиться без оглядки. 

Исаак подробно описывает Монжу свои дальнейшие планы по эксплуатации своего изобретения. А собирается он создать то, что сейчас называют вертикально интегрированной компанией, которая включала бы производство его двигателей и локомобилей с ними и судоходную фирму  на Женевском озере, предприятия по производству водородного топлива для них путем пиролиза древесины или коксования угля, их продажу и в будущем слияние и поглощение предприятий, на которых будет использоваться его двигатель. Графу де Пелюзу он предлагает 25% от будущих прибылей за сущий пустяк: тот должен своим авторитетом лоббировать интересы де Риваза у его подрядчиков, инвесторов и, возможно, поспособствовать получению государственного кредита. 

Также он веером рассылает предложения о сотрудничестве частным предпринимателям — от владельцев механических мастерских до горняков и металлургов. В конце 1808 года он пишет своему двоюродному брату Шарлю-Эммануэлю, которого прочит на пост исполнительного директора его компании: «Через короткое время у нас будет мельница для обработки пшеницы, насос диаметром 18 дюймов. Кроме того, у нас будет локомобиль для движения по дорогам и судно для плавания по рекам». Однако инвесторы, хоть и выказывают заинтересованность, но не спешат давать деньги, им нужен зримый результат — мощный двигатель для повседневной работы, не менее надежный чем уже существующие паровые машины. А с этим не все получается так быстро, как хотелось бы, счет времени до светлого будущего его «взрывного двигателя» пошел на годы, а деньги де Риваза кончаются.

Мощность машины он увеличивает за счет увеличения габаритов цилиндра двигателя, но с автоматическим зажиганием водородно-воздушной смеси в цилиндре у него проблемы. Электрическое зажигание — искра, воспламеняющая водород как в «пистолете Вольта» (сосуде с метаном и электродами внутри, между которыми в наведенном электромагнитном поле возникает искра, и пробка из сосуда треском вылетает) у де Риваза работает с большими перебоями, поэтому он испытывает разные механические конструкции узла зажигания от внешнего пламени, раскаленного докрасна металлического стержня, а также химическое зажигание путем впрыскивания в цилиндр фосфора. Но на публичных демонстрациях своих машин де Риваз не рискует включать автоматику, впрыск водорода в камеру сгорания и его поджог он или его помощники регулирует вручную.  

Водородная телега де Риваза
Водородная телега де Риваза

Последняя публичная демонстрация его тонной ломовой телеги в швейцарском городе Веве осенью 1813 года, на которую де Риваз возлагал большие надежды, едва начавшись, была прервана лопнувшей цепной передачей. Де Риваз отдал машину в починку механику Пашуду, который изготовил всю механическую часть самого мощного двигателя де Риваза, но тот попросил сначала оплатить свою прежнюю работу, а потом и вовсе подал в суд прошение об урегулировании счетов с де Ривазом. А потом 1 января 1814 года союзные русско-прусские войска перешли границу Франции и в марте взяли Париж. Потом были «Сто дней», битва при Ватерлоо, вторая реставрация Бурбонов. До проблем де Риваза вообще никому не было дела. На том и закончилась история «двигателя взрывного огня»  — первого в истории техники реально работавшего водородного двигателя для наземного транспорта.

Дарим скидку 4000 рублей при первом обращении на любую услугу onlinepatent.ru

Промокод: LOVEHABR

Комментарии (30)


  1. mbobka
    22.08.2022 18:08
    +1

    Лучше бы по делу тут статья была бы. Расскажите чем компания занимается, что полезное люди могут от неё получить. Зачем регистрировать ТЗ. Зачем регистрировать промобразцы. А то хрень про Наполеона какая-то... Это конечно научпоп ресурс, но развлекательного контента тут от VDS и Selectel хватает.
    Посмотрите как тут про глаза контент делают, про стоматологию. Вот такое лучше тут постить.


    1. gregyku Автор
      22.08.2022 18:16
      +3

      Спасибо за рекомендацию, будут и такие посты обязательно


      1. freylis
        23.08.2022 17:30
        +2

        Не слушайте никого (только меня), пишите ещё. Очень статья зашла, спасибо


  1. R7R
    22.08.2022 18:26
    +8

    Мне понравилось — большей частью описаны вещи, мне ранее неизвестные.
    Сохранил текст на память.

    Вот только графические иллюстрации вызывают сомнения — уж не результаты ли это «творчества» ИИ? :)


    1. unwrecker
      22.08.2022 18:35
      +10

      Картинки, очевидно, от Midjourney, и авторы не потрудились даже (или пожалели денег на подписку чтоб) подобрать менее криповые варианты.


      1. gregyku Автор
        22.08.2022 18:58
        +1

        Почему же сразу поленились или пожалели деньги на подписку. Не пожалели и не поленились, может быть результат получился не очень на ваш взгляд, ну это, как кажется, дело вкуса. Критику данных иллюстраций передадим дизайнеру. Мы действительно активно тестируем MidJourney для создания иллюстраций к статьям и обязательно напишем о своем опыте здесь


        1. R7R
          22.08.2022 19:00

          Мы действительно активно тестируем MidJourney для создания иллюстраций к статьям


          Вот будет забавно, если окажется, что и чертежи в статье — дело рук (или что у него там) MidJourney :)


          1. unwrecker
            22.08.2022 19:35
            +4

            1. R7R
              23.08.2022 20:31

              Умеет, могёт :)


              Это сойдет только для массового читателя :)
              А вот такой чертеж, чтобы и у инженера-конструктора никаких сомнений не возникло бы…


        1. unwrecker
          22.08.2022 19:03
          +3

          Потому что по каждому запросу даётся 4 варианта картинки, каждый из варианов можно улучшить (в 2 стадиях детализации) или модифицировать. Также можно заменить все варианты или начать заново, модифицировав запрос. В бесплатные 25 попыток можно вполне уложить получение одного шедевра (и «шедевр» тут — не сарказм). У вас я вижу итог работы по трём разным запросам, но не вижу чтоб хотя бы один из них был доведён до идеала. Хотя вторая ничего, но там где есть люди - жуть.


          1. gregyku Автор
            22.08.2022 19:40
            +1

            Вот предлагал мне дизайнер поставить обложкой вторую) Спасибо за критику, будем доводить до идеала


      1. vagon333
        22.08.2022 22:23
        +1

        Нравится Midjourney, но нашел для себя сложным подбирать ключевые слова или искать среди картинок.
        Решил сделать сайт для просмотра картинок и подбора слов.
        Сорри за оффтоп, но может кому будет полезным: https://www.fartofart.com
        Работа в процессе и любые пожелания приветствуются.


  1. vandriichuk
    22.08.2022 18:30
    +1

    А мне понравилась статья. Спасибо.


  1. VT100
    22.08.2022 19:40
    +2

    к расхождению оловянных сварных швов котла.

    Паяных.


    … получали его в результате реакции железа, меди, олова с серной или соляной кислотами.

    Медь — точно не вытесняет водород из кислот. Да и откуда либо. Олово, КМК, — тоже.


    1. jaiprakash
      22.08.2022 20:35
      +1

      С оловом все хорошо, это лабораторный метод, оно активнее железа реагирует.


      1. MechanicusJr
        22.08.2022 22:43

        Вроде как пишут про цинк

        http://www.hemi.nsu.ru/ucheb172.htm


  1. Chelidonium
    22.08.2022 19:47

    вспомнилось 'про перекись водорода и жука-ракетчика'
    https://habr.com/ru/post/501310/
    природа - самый гениальный изобретатель )


  1. MechanicusJr
    22.08.2022 20:42
    +5

    впрыскивать в цилиндр под давлением спирт, скипидар или жидкие растительные и животные жиры было бы разорительно.

    До Рудольфа Дизеля оставалось чуть меньше 100 лет, но проблема не в разорении, а в требуемом давлении. Для бензиновых двигателей первой половины 20 века нормальной была степень сжатия в 6, у ВАЗ 21011 - 8.5, у Логана - 9.5, у EJ25 - 9.5 - 10.7

    У дизелей 14-23 и выше. Получить такое давление на тех материалах, а точнее на уровне подгонки тогдашних поршневых колец - наверное, можно. Ненадолго - потому что к концу 19 века паровые машины работали на давлении в целых 6-7 атмосфер. Зато потом сразу как пошло - и двигатель Отто, и работы Дизеля, и Тринклер само собой.


  1. MechanicusJr
    22.08.2022 22:44

    Лавуазье синтезировал из него и кислорода воду, а потом разложил воду на кислород и водород

    Вообще то Кавендиш.


  1. T-minus
    24.08.2022 09:03

    За последние несколько лет несколько компаний объявили о разработке водородных двигателей. Некоторые, например, Тойота, уже разработали и испытывают. https://www.motorauthority.com/news/1135112_toyota-and-yamaha-tests-v-8-that-runs-on-hydrogen


  1. R7R
    24.08.2022 11:46
    +1

    За последние несколько лет несколько компаний объявили о разработке водородных двигателей.


    Я такие новости постоянно слышу еще с тех времен, когда начал читать Технику-Молодежи и Моделист-Конструктор, т.е. с 1969 года :)


    1. T-minus
      24.08.2022 13:20

      1. R7R
        24.08.2022 19:09

        Это новости пишут в стиле "Компания Интел впервые выпустила дискретную видеокарту" (см. на дату и место публикации :)

        Потому как журналисты молоды и не могут помнить все :)


        1. T-minus
          24.08.2022 22:09

          Это пресс-релиз компании.


          1. R7R
            24.08.2022 23:38

            Это пресс-релиз компании.


            Пресс-релизы тоже создают профессионалы- журналисты.


            1. T-minus
              25.08.2022 07:07

              Пресс-релизы создают пресс-секретари. И в чем в релизе ошиблись? Двигатель таки не сделали или написали, что сделали до них никто не делал? Есть разница между созданием какой-то поделки умельцем из юного техника, которая помахает крыльями 100 раз и ее выкинут и создания двигателя для тягача, который должен семь-десять лет круглосуточно работать. Никаких принципиальных сложностей, возможно, не было и отсутствие такого двигателя было скорее было отсутствие запроса на его создание, но все же там нужны другие материалы, возможно нужны другие турбокомпрессоры, так как нужна большая масса воздуха для более чистого сгорания водорода и т.д. Многие производители предпочитают брать за основу топливные элементы при разработке тягачей на водороде (Hyzon, Nikola, Mercedes, Huyndai) Поэтому вряд ли было много готовых решений по ДВС на водороде.


              1. R7R
                25.08.2022 10:03

                Есть разница


                См. выше — речь о том, что водородные двигатели давно уже не новинка.

                (как и дискретная видеокарта у Интел далеко уже не первая)

                Но журналисты (а пресс-секретари тоже относятся к ним) обычно заглядывают только в вики, содержимое которой создается такими же молодыми людьми (за редкими исключениями).

                (водородные двигатели это настолько старая техническая новинка, что она успела обрасти теорией заговора и в этом качестве даже попасть в фантастику :)


                1. T-minus
                  25.08.2022 15:31

                  Есть ссылка на давно реально работающие двигатели на водороде, если это не новинка?


              1. R7R
                25.08.2022 10:05
                +1

                Многие производители предпочитают брать за основу топливные элементы при разработке тягачей на водороде


                А, топливные элементы.
                В одном московском НИИ в 1987 году мне убедительно рассказывали, как буквально завтра эта технология перевернет мир :)