Хочу поделиться впечатлениями о книге, которую закончил читать недавно. Автор - профессор математики из Массачусета. Книга неплохо переведена с английского на немецкий. Название можно перевести на русский как «Природа Бесконечного. Математика, Каббала и секрет Алефа».

Книга весьма увлекательно рассказывает о становлении теории множеств и особенно бесконечных множеств. Отсылы к Каббале несколько притянуты за уши. По крайней мере, таково мое впечатление. Но я впервые узнал, чем собственно каббалисты занимались, если отбросить шелуху про магический смысл числа три и т.п. Так вот, выражаясь современным математическим языком - комбинаторикой. Но это опять - мой вывод. 

Алеф - это буква из древнееврейского алфавита, которую Кантор использовал для обозначения мощности множеств. Вокруг этого Алефа нанизывается литературная составляющая, но книга тем не менее по математическому содержанию весьма строгая.

При прочтении в памяти всплыли имена авторов теорем, от которых раскалывалась голова в Университете - Пеано, Кантор, Кронекер, Банах, Гильберт, Гёдель. Через их личные истории и истории их взаимоотношений (например - дикая вражда межу Кронекером и Кантором) их теоремы и гипотезы становятся несколько понятнее. 

В Университете нам преподавали параллельно сразу несколько математик на каждом курсе. И в итоге у меня лично не сложилось единой картины её развития, которое было особенно бурным в начале двадцатого века. Такие книги этот недостаток восполняют.

Опять поразили парадоксы бесконечных множеств. Вроде очевидно, что квадрат содержит больше точек, чем лежащий внутри него отрезок. А вот нет, для каждой точки квадрата можно сопоставить точку на отрезке, лежащую ВНУТРИ НЕГО.

И судьбы математиков я тоже толком не знал. Автор подробно описывает параллели между «занятиями бесконечностью» Кантора и Гёделя. После погружения в тему и у того и у другого происходили обострения паранойи с похожими симптомами преследования. И лечились они одинаково - погружением в другую сферу. Кантор много лет посвятил доказательству, что произведения Шекспира писал Бэкон, а Гёдель - что Лейбниц не является автором приписываемых ему работ. И у обоих ничего не получилось.

У меня было представление, что важнейшие результаты Кантора и Гёделя - это чистая логика: положения, которые пришли им в голову после интенсивного размышления. Оказалось нет. В книге приведены фотокопии черновиков Кантора с весьма обширными вычислениями.

В общем, если вы любите математику и знаете английский или немецкий язык - эту книгу стоит прочитать.

Вот реквизиты книги на немецком: Amir D. Aczel. Die Natur der Unendlichkeit: Mathematik, Kabbala und das Geheimnis des Aleph. ISBN-13  :  978-3499613586

и на английском:  Amir D. Aczel. The Mystery of the Aleph: Mathematics, the Kabbalah, and the Search for Infinity. ISBN-13  :  978-0743422994.

На иллюстрации: обложка немецкого издания книги.

P.S. Эта публикация - адаптированный для Хабра вариант моей статьи из моего открытого книжного проекта "Мемуары кочевого программиста: Байки, Были, Думы".

Комментарии (4)


  1. gmtd
    27.08.2022 10:47
    +2

    В Университете нам преподавали параллельно сразу несколько математик на каждом курсе. И в итоге у меня лично не сложилось единой картины её развития, которое было особенно бурным в начале двадцатого века. Такие книги этот недостаток восполняют.

    "История математики", Рыбников Константин Алексеевич, Издательство МГУ


  1. visirok Автор
    27.08.2022 10:53
    +1

    Спасибо. Про эту книгу не знал. У меня есть несколько пухлых фолиантов по истории математики. Но они написаны формальным языком, с упором на математические результаты. Последнее время меня больше интересуют книги, где показывается контекст развития математических идей. Типа отреферированной.


  1. belch84
    27.08.2022 13:55
    +5

    Меня когда-то поразил факт, что Стефан Банах, оставаясь во время немецкой оккупации во Львове, вынужден был зарабатывать тем, что кормил своей кровью лабораторных вшей в какой-то немецкой лаборатории (уточнил - в противотифозном институте)


  1. shuhray
    27.08.2022 23:27
    +4

    При мне рассказывал Сергей Иванович Адян, как их (группу советских математиков) возили в Принстон к Гёделю. Там, в Принстоне, для Гёделя проделали специальные проходы, чтобы он мог ходить с улицы в кабинет и из кабинета в библиотеку, ни с кем не встречаясь. Нам, сказал Сергей Иванович, местные математики завидовали "Вас водили к Гёделю! А мы здесь много лет работаем, а Гёделя не видели!"