За четыре года существования формата Digital Compact Cassette было разработано огромное количество устройств с поддержкой этого довольно странного цифрового носителя на магнитной ленте. Большие стационарные магнитофоны и минисистемы. Портативные плееры и рекордеры. Магнитолы в автомобиль, чистые кассеты, тысяча с лишним наименований фирменных кассет с музыкой. Это, если хотите, такой анти-MVP: не пробуем, как сейчас принято, вывести на рынок один базовый продукт без особых затрат, а сразу стратегически вкладываемся в построение целой экосистемы. Для одного из последних потребительских аудионосителей это наверное было оправдано. Но не помогло: в 1996 году, больше четверти века назад, компания Philips прекратила выпуск устройств, распродала остатки магнитофонов и кассет, и забыла про свои амбиции: пересадить всех на новый носитель звука, относительно недорогой заменитель традиционной аудиокассеты.


Но незадолго до бесславного конца, в 1995 году, Philips разработала и начала продавать самое последнее и самое интересное устройство DCC, портативный рекордер Philips DCC175. У этого записывающего магнитофона был разъем для подключения к компьютеру. При наличии специального кабеля, он позволял записывать цифровые кассеты прямо с ПК. И музыку можно было записывать, и данные. Для 1995 года это было необычно и очень круто. Конкурент Philips DCC, минидиск, подобную функциональность приобрел только в 2001 году, да и то, с ограничениями. DCC — мой любимый, самый «страдательный» источник ретроартефактов. Естественно, я очень хотел найти DCC175, только надежды было мало — они крайне редкие даже по меркам этого забытого формата. Но мне повезло, и недавно я стал обладателем такого устройства. Естественно, оно было сломано. Сегодня я расскажу об опыте эксплуатации, пожалуй, самого редкого аппарата в моей коллекции. Это также достаточно необычный случай, когда компьютерное и музыкальное направления моего хобби соединились.

Предыдущие статьи по Philips DCC:


Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме.

Если вдруг вы впервые читаете статью про Philips DCC, кратко напомню, о чем идет речь. В конце 80-х компания Philips решила придумать замену обычной аудиокассете, своего рода компаньон для компакт-диска, недорогой цифровой носитель звука с возможностью записи. В отличие от Sony с ее минидиском, в Philips решили использовать имеющиеся технологии по-максимуму.


По сути для DCC был взят механизм от обычного кассетного магнитофона с автореверсом. Главное отличие было в магнитной головке: она была выполнена по технологиям, похожим на те, что применяются в жестких дисках. Вместо двух аналоговых треков для стереозвука, как в обычной кассете, она могла записывать или считывать девять дорожек с данными. Кассета DCC почти не отличалась конструктивно от обычной, была лишь добавлена металлическая сдвижная крышка для защиты ленты. Аудиоданные записывались на кассету с использованием алгоритма сжатия с потерями. Алгоритм назывался PASC (Precision Adaptive Sub-band Coding), он был почти идентичен стандартизированному аудиокодеку Mpeg1. Битрейт фиксированный — 384 килобита в секунду, без учета избыточных данных для коррекции ошибок чтения. Это чуть лучше, чем у минидиска: там битрейт составлял 292 килобита в секунду, и использовался проприетарный алгоритм ATRAC. Продажи устройств и кассет DCC стартовали осенью 1992 года, а в октябре 1996 года Philips объявила о прекращении развития формата. Причиной тому стала относительная дороговизна устройств и носителей, а также в целом небольшой интерес у большинства потребителей. Продажи были небольшие, и сейчас устройства DCC найти непросто.

Про свое первое знакомство с портативной техникой Philips DCC я написал здесь — я приобрел (и починил) самый первый портатив Philips DCC130 (он только воспроизводит кассеты) и достаточно неплохой рекордер DCC170 1994 года выпуска. Philips DCC175 выпущен в 1995 году. На первый взгляд, он ничем не отличается от предшественника:


Но если снять нижнюю крышку, заметно, что как минимум одна из двух плат в плеере была серьезно переработана:


Виной тому один лишний разъем на DCC175. Он предназначен для подключения к компьютеру:


Впрочем, начну рассказ с начала. Philips DCC175 продавался и сам по себе, и в комплекте с кабелем для подключения к ПК через параллельный порт. Вот с таким:


Видимо из-за этого, а возможно потому, что в корпус устройства не все поместилось, часть электроники, ответственной за обмен данными, реализована внутри самого кабеля. Это не просто переходник с проприетарного разъема на LPT, заменить его невозможно. Производятся попытки реверс-инжиниринга начинки кабеля, но они успехом пока не увенчались. Вот так выглядел «бандл» из плеера-рекордера и кабеля для работы с ПК (фото взято отсюда):


По словам Ральфа Поранкевича, основателя единственного в своем роде музея DCC, кабели (скорее наборы плеер+кабель) продавались только в Нидерландах, и всего их было произведено 1400 штук. Плееров без кабеля было произведено больше. В общем, это очень редкий артефакт. Настолько, что на eBay цены на рабочий комплект DCC175 легко улетают за 1000 долларов.


Я пропустил несколько аукционов, где комплекты уходили за 500-600 евро: безумно дорого. Мой экземпляр обошелся мне в 350. По двум причинам: во-первых, сломано, а во-вторых, плеер изначально выглядел вот так:


Не ремонт, но обслуживание


Первый владелец бережно хранил рекордер, несколько кассет и аксессуары к нему в твердом кейсе, с поролоновой вставкой внутри, в которой были прорезаны отсеки для содержимого. За двадцать с лишним лет поролон полностью деградировал до невероятно липкой субстанции, которая облепила все содержимое чемоданчика. Выглядит ужасно, но легко счищается спиртом:


Вместе с поролоном «разложилось» и мягкое покрытие пластиковых элементов плеера и корпуса кабеля. Именно поэтому на торцах плеера сохранились не все надписи.


Интересно сравнить рекордер DCC с кассетным плеером Panasonic RQ-SX33:


Дело в том, что механическая часть у них почти полностью одинаковая! Да, плеер Panasonic умеет только воспроизводить аналоговые кассеты. Philips DCC175 читает и простые кассеты, и цифровые, и записывать может. Но он и толще в два с лишним раза, а от аккумулятора работает всего два часа (Panasonic — 6 часов, до 23 часов с дополнительной батарейкой). Если отвлечься от размеров, DCC175 — крайне универсальное устройство. Помимо выхода на наушники у него есть линейный и цифровой оптический выходы. Записывать он может также с линейного входа, но еще с микрофона, а также с цифровых устройств, через коаксиальное или оптическое подключение. Это достаточно интересная (для девяностых) портативная система записи очень высокого качества.

Ах да, устройство не работает. Я покупал плеер без всякой гарантии, в надежде, что в нем будет единственная и неизбежная неполадка: от времени потерял свои свойства резиновый привод, соединяющий встроенный мотор с остальными частями кассетного механизма. Было очень похоже: плеер включался, жужжал, но больше ничего не происходило. Разбираю:


Сразу видна причина большой толщины устройства. Всю необходимую электронику не смогли разместить на одной плате, пришлось делать бутерброд из двух, соединенных гибкими шлейфами. Снимаю первую плату, откручиваю пластмассовый отсек для аккумулятора. Он сделан в виде единой детали с боковыми панелями устройства, на которых расположены разъемы и множество переключателей. Вся эта панель удерживается двумя очень тонкими пластиковыми защелками:


Их надо крайне аккуратно снять с посадочных мест, иначе они моментально сломаются. Спросите меня, откуда я это знаю! Снял, смотрю на плату номер два:


Здесь основная сложность: нужно отпаять несколько контактов, которые соединяют плату с мотором, соленоидом для смены режимов работы механизма и сенсорами, определяющими тип аналоговой кассеты. Отпаиваю, снимаю вторую плату, смотрю на механизм:


Резиновый пассик совершенно потерял свои свойства, но, в отличие от поролона в чемодане, не расплавился и не загрязнил механизм — достаточно поменять его на новый. Процесс сборки опишу кратко, но в соответствии с моим личным опытом. Ставлю на место нижнюю плату, запаиваю обратно контакты. Ставлю верхнюю плату. Снимаю верхнюю плату, так как кейс для батарейки и боковые панели должны быть установлены до нее. Устанавливаю пластмассовую рамку, прикручиваю верхнюю плату. Снимаю верхнюю плату, потому как забыл вернуть на место металлический экран, изолирующий мотор. Ставлю верхнюю плату, в этот раз уже точно. А нет, опять снимаю: один из двух гибких шлейфов лучше закрепить на плате до установки, потом это сделать сложно. Каждый раз я на себя тихонько ругался: техника очень нежная, и лучше ее обслуживать с первой попытки. Сломаться здесь может буквально все.


Самый опасный момент происходит при установке нижней платы, к которой надо припаивать контакты. На плате расположен микропереключатель. С ним взаимодействует «кочерга» на кассетном механизме: это стандартный прием, который позволяет отслеживать, в каком положении находится механика. Так как при установке пассика механизм надо несколько раз прокрутить, «кочерга» обязательно сдвигается в иное положение, и ее надо вернуть обратно. Иначе есть риск, что при неаккуратной установке платы микропереключатель сломается, и на этом ремонт можно будет считать законченным.


Финальный этап обслуживания: чищу магнитную голову, тонвалы и прижимные ролики.
Включаю:


И оно работает временно не сломалось, ура! Всегда приятно, когда старая техника возвращается к жизни, особенно такая редкая. У DCC175 очень мощный и качественный усилитель для наушников, и вообще аналоговая часть сделана с огромным запасом: ранее я измерял параметры DCC170, и они ничем не отличались от лучших на тот момент образцов дорогой домашней техники.

Здесь же я ограничился измерением коэффициента детонации с помощью аналоговой тестовой кассеты. Результат в 0,1% — довольно много, но это гораздо лучше, чем в моих предыдущих портативных устройствах DCC. Там детонация хорошо слышна при воспроизведении обычных кассет. А вот для цифровых данных вариации в скорости воспроизведения не приносят проблем: их сглаживает буферизация. Помимо прочего, DCC175 — отличное устройство для прослушивания аналоговых кассет, с прекрасным качеством звука, пожалуй, с лучшим среди портативных устройств. Но так я его использовать не буду. Я буду подключать DCC175 к компьютеру.

Компьютерные страдания
Основная программа для работы с DCC175 называется DCC Studio. Выпущенная в 1995 году, первая версия этой утилиты была предназначена для работы еще под Windows 3.1. Позднее были выпущены два апдейта, которые добавили поддержку Windows 95. Софт работает под Windows 98SE без проблем, но в любых более современных ОС возникают проблемы с коммуникацией с рекордером. Все версии программ для DCC собраны энтузиастами, их можно скачать тут. Я использую для работы с DCC Studio ноутбук IBM ThinkPad R31 2001 года выпуска.


Я мог бы найти что-то более соответствующее году выпуска плеера, но все же мы будем работать с аудиоданными, и хочется устройство помощнее.


Интересно, что кабель DCC-Link определяется в системе, но нормального драйвера для него нет. Программа DCC Studio общается с кабелем и плеером напрямую. Для начала загрузим в плеер фирменную кассету с музыкой и выведем информацию о ней:



Сразу виден весь список треков, так как на фирменных лентах некая Table of Contents записана на сервисную дорожку по всей длине кассеты. «Пользовательские» кассеты для выведения такого же списка придется просканировать — в течение нескольких минут магнитофон будет искать все имеющиеся на ленте треки. Можно переместиться в центр управления магнитофоном:


Здесь можно запускать и останавливать воспроизведение, включать запись как на портативном устройстве, так и на компьютере. Интересно, что DCC175 может работать в режиме АЦП: можно подключить к его линейному входу другое устройство и записать звук прямо на компьютер. Я же переписываю с плеера на компьютер аудиотрек с фирменной кассеты. Удивительно, но никаких ограничений, связанных с соблюдением авторских прав, в DCC Studio нет, можно сделать точную копию заводской цифровой кассеты и записать ее обратно.


Следующая задача: записать цифровую кассету с компьютера. Для этого надо предварительно сконвертировать музыку в файлы с расширением .TRK, которые понимает DCC Studio. Внутри этих файлов содержится аудио в формате PASC. То есть конвертация происходит заранее на ПК, а не на самом плеере. Для конвертирования потребуется другая утилита под названием DCC2WAV. Я конвертирую на современном компьютере альбом группы Dire Straits из Flac в WAV, копирую примерно гигабайт данных на старый ноутбук (ооочень медленно со скоростью USB 1.1, примерно за полчаса) и загружаю треки в DCC2WAV. В этой программе есть два режима кодирования: обычный и «адаптивный», второй предполагает лучшее качество звука ценой падения производительности. Как вы думаете, как долго эта утилита конвертировала WAV в понятный для DCC формат PASC?

Три часа тридцать минут! И это на достаточно мощном ноутбуке с процессором Pentium III 1200 Мгц. Подождите, может быть эта утилита запустится на современном компьютере? Я копирую папку с программой на современный ПК с процессором Core i7 восьмого поколения, и…


Нет, ничего не вышло. DCC2WAV — 16-разрядное приложение. Теоретически его можно запустить на Windows 7 или 10 x86, но мне было лень, и я воспользовался ноутбуком ThinkPad T43 с 32-разрядной Windows XP. С процессором Pentium M 2,13Ггц те же 90 минут аудиоданных сконвертировались за 35 минут. Несмотря на 16-битность, производительность этой утилиты неплохо масштабируется!


Дальше нужно подкинуть свежесозданные файлы в папку DCC Studio и перейти в режим создания сборника (Compilation). Здесь можно заранее разместить треки на обе стороны кассеты, посчитать, сколько они занимают времени (чтобы поместилось), при необходимости добавить паузу между треками. Тут же прописываются теги: название кассеты, имя исполнителя, название трека. Компиляцию необходимо сохранить и закрыть.


Затем переходим в режим записи, выбираем компиляцию, выбираем запись с начала кассеты. Нажимаем кнопку записи, и через час получаем вот это:


Судя по всему, утилита плохо дружит с системами энергосбережения. На всякий случаю отключаю все: и выключение экрана, и снижение частоты процессора в простое. Еще полтора часа, и кассета записана. Это самый удобный способ записи DCC! Да, кассеты записываются в режиме реального времени, но не надо сидеть у магнитофона, расставляя треки, вставляя специальные маркеры в конце каждой стороны. Вставляю свежезаписанную кассету в настольный магнитофон Philips DCC951, и:


Это успех! Кассета не только корректно записалась, но также на домашнем магнитофоне DCC951 отображаются названия треков. Почему-то на самом DCC175 они не отображаются, равно как и на более ранних устройствах. Это все-таки не фабричная кассета, где навигация по трекам сделана удобнее и работает на всех устройствах. Но лучше, чем ничего.

Современные костыли


А можно ли сделать конвертацию побыстрее и без использования древних компьютеров? В теории да: формат PASC почти не отличается от Mpeg1. По идее надо найти кодировщик Mpeg1 (например TwoLame), а его вывод каким-то образом отформатировать под требования PASC — отличия там небольшие. К счастью, за меня это уже сделано: Жак Гудсмит, увлеченно изучающий DCC еще с девяностых, сначала сделал утилиту, выполняющую форматирование, а в марте прошлого года адаптировал кодировщик Mpeg1 для создания готовых файлов для DCC Studio.


На вход конвертера подается WAV-файл. Можно сразу задать имя исполнителя и название трека. На выходе получаются три файла с данными, понятными программе DCC Studio. Программа работает на любых компьютерах под Windows, но для любителей старины есть билд, выполненный в Visual Studio 6 и полностью совместимый с Windows 98. Мне сразу же захотелось сделать процесс конвертации еще удобнее, и прикрутить кодировщик к плееру Foobar2000.


Напрямую это сделать не получилось: предполагаю, что Foobar не дожидается окончания работы кодировщика или неправильно передает ему параметры. Я обошел эту проблему, сделав .bat-файл, который в свою очередь запускает mp2enc. В батнике была единственная строка, передающая параметры от Foobar2000 кодировщику:

"C:\Program Files (x86)\Foobar2000\encoders\mp2enc.exe" -t "%~3" -a "%~4" -n 0 -o %2 <%1

Еще одна мелкая проблема — Foobar не работает с батниками при перекодировании. Пришлось сконвертировать .bat в .exe, и после такого нехитрого хака все заработало! Теперь я могу конвертировать в понятный для DCC Studio формат любые музыкальные файлы. И занимает это, вместо трех с половиной часов, одну минуту. Мама, смотри, я программист!

Предположительно, современная утилита обходит еще одно ограничение DCC2WAV — старый софт умеет работать только с 16-битными WAV-файлами, в то время как сам DCC175 понимает 24-битный аудиосигнал, если подать его на цифровой вход. Проверим: я сконвертировал тестовый сигнал для программы RMAA в формате 44 килогерца 24 бита в утилите mp2enc и в DCC2WAV. Записал их на кассету и оцифровал сигнал с аналогового выхода магнитофона DCC951. Вот что получилось:


Белый график с повышенным уровнем шума — это DCC2WAV. Зеленый — MP2ENC, голубой — запись на DCC-деку Philips DCC951 через вход SPDIF. Таким образом, кодирование с помощью MP2ENC позволяет записывать на кассету аудиоданные с качеством «лучше, чем CD», и не уступает возможностям DCC-магнитофона без компьютера.


На самом деле MP2ENC справляется чуть лучше. На этом графике показана частотная характеристика при записи с помощью MP2ENC и напрямую на магнитофон через цифровой вход. Данный тест RMAA генерирует мультитоновый сигнал, то есть полезная информация есть во всем спектре частот от 20 герц до 20 килогерц. Для алгоритма сжатия с потерями это самый сложный сценарий, отсюда ломаная линия на графике. В этом режиме DCC-магнитофон сам по себе обрезает всю информацию выше 18,5 килогерц. Софтовый кодировщик сохраняет данные вплоть до 21 килогерца. Вряд ли это изменение слышно на практике, но в теории мы немного улучшили качество сжатия с потерями, использовав более современный кодировщик и ресурсы компьютера.

Данные


Но это еще не все. Компьютерный DCC-магнитофон можно использовать для хранения данных. Для этого существует отдельная утилита под названием DCC Backup. Выглядит она вот так:


Утилита позволяет выбирать отдельные файлы для копирования на ленту, планировать регулярный бэкап и даже поддерживает написание скриптов. Я испытал самый базовый режим копирования файлов: решил записать на DCC немного MP3.


После выбора файлов становится понятно, что механизм работы DCC Backup серьезно отличается от такового в режиме записи аудио. В начале ленты создается таблица содержимого. В дальнейшем при каждом новом обращении к ленте, после добавления новых файлов, DCC175 перематывает ленту на начало и читает, либо перезаписывает эту таблицу. Если вставить ленту, на которой уже записана информация, программа отобразит ее текущее состояние:


Обратите внимание, что софтина имеет в себе ошибку 2000 года. Увы, нигде в программе не показывается остаток ленты — сколько еще можно записать данных. Похоже, на емкость одной ленты влияет также режим аппаратной коррекции ошибок, который все же желательно не выключать. Записываем:


Непосредственно запись примерно 10 мегабайт данных занимает 4,5 минуты. Но с обращением к таблице содержимого в начале, и (отключаемой) проверкой записанного получилось примерно 13 минут. Пробуем считать данные, и после завершения (процесс занял те же 4,5 минуты) нам пишут итоговую скорость передачи:


2,37 мегабайт в минуту — это не считая перемоток, переключений режимов и прочего. Если умножить этот показатель на емкость кассеты в минутах, получится 213 мегабайт. Без коррекции ошибок должно уместиться больше. Мне трудно сравнивать DCC Backup с другими средствами резервного копирования из середины девяностых, но предположу, что DCC — достаточно неудобный и достаточно дорогой носитель с данными. Те же дискеты Iomega Zip будут и удобнее, и быстрее, а существовавшие тогда «нормальные» ленточные накопители обеспечивали большую емкость (до 4 гигабайт на кассету DDS-2 1993 года). Если в 1995 году вам понадобился DCC175 для записи музыки, то бэкап — это бесплатная бонусная функциональность. Но и в этом случае я бы не стал часто эксплуатировать магнитофон в таком режиме: уж слишком серьезная нагрузка на механизм с постоянными перемотками.

А как же минидиск?


Минидиск — магнитооптический носитель от Sony — всегда считался главным конкурентом DCC. В 1995 году актуальным портативным минидисковым рекордером был аппарат Sony MZ-R3. Сравним:


Минидисковый рекордер 1995 года имеет похожую функциональность, разве что еще не умеет обрабатывать звук в 24-битном формате (точнее в 20-битном, эта фича появится в следующем поколении устройств в 1996 году). Пользоваться им, честно говоря, несколько удобнее: доступ к трекам моментальный, редактировать запись очень легко, можно прямо на устройстве прописывать теги. Время автономной работы в режиме воспроизведения в два раза больше — 4 часа, причем работает MZ-R3 от обычных пальчиковых батареек (плюс можно подключить опциональный Li-Ion аккумулятор). Нет цифрового выхода, цифровой вход только оптический — в этом смысле у DCC175 есть некоторое преимущество.

Но никакого подключения к компьютеру у этого устройства не было в принципе. Такое ощущение, что Sony особо и не пыталась реализовать функциональность, подобную DCC. В том же 1995 году было выпущено устройство Sony MDH-10. Его обзор есть на канале Lazy Game Reviews. Девайс подключался к компьютеру через порт PCMCIA. Он мог воспроизводить минидиски с музыкой и… записывать данные на специальные диски MD Data, по 140 мегабайт на каждый. Отличий между простыми минидисками и носителями MD Data не было, кроме цены и намеренной несовместимости друг с другом.


Нормальное подключение к ПК для минидисковых устройств реализовали только в 2001 году, в устройстве Sony MZ-N1. Ну как нормальное… Передача аудиоданных работала строго в одном направлении — с компьютера на минидиск. В фирменном софте было множество ограничений, связанных с защитой авторских прав. И, опять, никакой записи произвольных данных. Ее полноценно реализовали только в 2004 году с выпуском новых носителей Hi-MD с емкостью 1 гигабайт.

Я описал в этой статье некоторые неудобства: конвертация медленная, софт кривоват, запись в режиме реального времени. Все так, но не надо забывать, что это устройство было выпущено в 1995 году! Для той эпохи это была фантастика какая-то. Еще до всяких MP3 можно было прямо на компьютере создавать собственные записи с музыкой. Относительно легко составлять сборники, копировать на компьютер записи, сделанные в студии или «в полях» на магнитофон. Можно было использовать DCC175 как АЦП с качеством куда лучше, чем у любых «саунд бластеров» того времени. Наконец, можно хранить на кассетах данные. Могли конкуренты из Sony такое сделать? Могли. Но не захотели. Philips смог!

От технарей технарям


Закончить этот рассказ я хочу одним личным впечатлением. Мне кажется, к 1995 году руководство Philips, представители компаний-партнеров от бизнеса уже понимали, что формат не удался. И дело было не в каких-то технических недостатках устройств и носителей (хотя они и были), а в том, что мир просто не нуждался в еще одном цифровом носителе данных (в минидиске он тоже не нуждался, но у Sony было больше терпения). На DCC175 есть наклейка со словом Multimedia — было очевидно, что за компьютерным звуком будущее, хотя до MP3-революции оставалось три года. Предположу, что в процессе разработки Philips DCC175 бизнесмены оставили инженеров в покое. И они сделали отличное устройство, как для себя, которое особо никому другому не было нужно. Не стали применять какие-то ограничения авторских прав, реализовали множество функций, без оглядки на рынок, фокус-группы и вообще реальность. Получилось нежизнеспособно, но красиво. И правильно: компьютерный привод реализовали как простой накопитель данных, а функциональность перенесли в софт. Именно так рождаются устройства-легенды.

Приобретение пока работающего DCC175 значительно упростило мою DCC-жизнь. Теперь не обязательно сидеть у магнитофона все 90 минут, пока записывается кассета, расставлять маркеры треков, а потом — прописывать теги с неудобного пульта ДУ. Можно закинуть музыку в Foobar2000, сконвертировать ее в нужный формат, на древнем компьютере включить запись, и оно дальше справится само. Пожалуй, это стоило потраченного времени, нервов и денег. Благодаря компьютерному интерфейсу история DCC может получить свое продолжение. Тот самый Жак Гудсмит уже смог прочитать с DCC175 сырые данные. Если ему хватит свободного времени, он мечтает о подключении DCC175 напрямую к современному ПК по USB. Возможно тогда получится реализовать все еще недоступную фичу — запись кассет с «глобальной таблицей содержимого» и простой навигацией, как это сделано в фирменных изданиях на DCC. Так что я очень надеюсь, что эта статья про редкий носитель из девяностых будет не последней, и к формату, прекратившему свое существование в 1996 году, добавятся новые фичи.

Комментарии (9)


  1. speshuric
    08.09.2022 17:49
    +5

    GUI DCC-приложения вызывает ностальгию по Windows 3.11.


  1. ipswitch
    08.09.2022 22:34
    +4

    Какой же он замечательный! Пожалуй, первое устройство из всех описанных DCC, про которое хочется сказать "вау, по уму же, вот могут же!", а не задавать вопросы "ну и нахрена", или фэйспалмить с протяжным "ндааа"...


  1. iskatel
    08.09.2022 23:38
    +2

    "При наличии специального кабеля, он позволял записывать цифровые кассеты прямо с ПК. И музыку можно было записывать, и данные. Для 1995 года это было необычно и очень круто. Конкурент Philips DCC, минидиск, подобную функциональность приобрел только в 2001 году, да и то, с ограничениями."

    " кабели (скорее наборы плеер+кабель) продавались только в Нидерландах, и всего их было произведено 1400 штук. Плееров без кабеля было произведено больше."

    Давили, ограничивали, в итоге удавили весь формат.

    как же все копирасты ненавидят возможность перезаписи - пусть ты хоть трижды легальный, уплативший свои деньги, владелец.


    1. Popadanec
      09.09.2022 08:35
      +5

      А главное это их и губит.
      За живым примером далеко ходить не надо. Взять к примеру ролики в ютубе, где за встроенную в игру музыку может прилететь страйк даже задним числом. В результате ютуберы встроенную музыку тщательно выключают, напрочь ломая выстроенную атмосферу игры. А многие разработчики/производители игр уже посылают копирастов варится в аду и используют бесплатную/открытую музыку.
      Или взять минидиск. Все усилия Сони(а это копирасты в самом худшем проявлении) создали сложности в первую очередь легальным пользователям, а «пираты» это всё, всё равно обошли и качали музыку сколько и как им вздумается.
      Или взять уже вымершие игры на дисках с защитой, сколько головной боли доставлял тот же старфорс легальным владельцам игры, я сам прекрасно помню.


  1. k0stu
    09.09.2022 11:11
    +4

    Я испытал самый базовый режим копирования файлов: решил записать на DCC немного MP3.

    Вселенная сделала полный оборот и мы дошли до записи музыки на кассету.


    1. f15 Автор
      09.09.2022 12:53
      +3

      Я рад, что вы оценили иронию этого эксперимента :)


      1. klounader
        09.09.2022 17:47

        У меня ещё много кассет осталось и много музыки хранится локально. Просто это боль для любителей онлайн-сервисов, из которых правообладатели выпиливают любимую музыку пачками.


  1. infund
    11.09.2022 00:34
    +1

    При виде кнопочек Ok, Cancel в диалоговых окнах скупая слеза скатилась по морщинистой щеке. Это ж Borland Windows Custom Controls.


  1. Abysmal
    11.09.2022 01:58

    За что в итоге и расплачивается Сони, это за свою проприетарщину. Бетакам, минидиск, мемористик позднее.

    Если бы не желание отхватить большой кусок отчислений, могло бы получить более широкое распространение.

    Как с тем же минидиском. Вот верно автор подметил в одной из статей. Если бы Сони не зациклилась только на аудиварианте применения данного носителя, то вполне мог бы стать стандартом смежных носителей в тех же ноутбуках вместо дискет, позднее ls120 и iomega zip.

    Компактность, надёжность носителя, стойкость к повреждениям и воздействию магнитных полей. На первых порах очень большая ёмкость.

    Но нет. Как обычно, всё испортили