Профессия UX-редактора молодая: ещё два-три года назад в крупных компаниях только складывалось представление о том, что это за член команды и какие функции выполняет. Сейчас UX-редактор играет важную роль в продуктовом процессе. Рассказываем, как понять, что вам нужен такой специалист.
Привет! Меня зовут Саша Липатова, я UX-редактор в СберМаркете. Отвечаю за тексты в приложении и на сайте сервиса.
Два года назад я начала заниматься интерфейсными текстами. Сначала училась, потом нашла первые проекты. Профессия UX-редактора тогда только появилась, и однажды мне довелось работать в команде, где ни продакт, ни дизайнеры, ни аналитики не понимали, что со мной делать. Мне приходилось вмешиваться в процесс и объяснять, что тексты — моя ответственность.
Сейчас с пониманием роли UX-редактора стало получше. И всё-таки не все в продуктовых командах понимают, чем он отличается от обычного редактора, какие ему поручить задачи и на каком этапе подключать к работе.
В этой статье расскажу, чем занимается и не занимается UX-редактор. И главное, как понять, что он нужен вашей команде.
Кто такой UX-редактор и как он помогает команде
UX-редактор отвечает за тексты в интерфейсе. Например, пишет тексты для кнопок, поп-апов, подсказок, экранов ошибок и успеха. Сервисные пуши, сценарии для чат-ботов и релизноутс — всё это тоже работа UX-редактора. При этом он не пишет маркетинговые или продающие тексты. Его цель — функциональность и польза.
Главная задача UX-редактора в том, чтобы сделать взаимодействие пользователя с продуктом комфортным. Он делает так, чтобы пользователь достигал своей цели быстро и без нервов. Например, легко находил нужные продукты и оформлял заказ.
Если тексты не ведут пользователя к достижению цели, рано или поздно человек теряет терпение и выходит из приложения или с сайта. Для компании это потерянный клиент, а значит, потерянные деньги.
Теперь — пять признаков, что вам пора начать поиски UX-редактора в свою продуктовую команду.
Признак 1. Тексты пишут все и никто одновременно
В командах без UX-редактора ответственность за текст будто «размазана» между всеми участниками. Бывает так: первый вариант текста пишет продакт, потом дизайнер укорачивает его, чтобы поместить на кнопке, а аналитик меняет пару слов после теста. Получается, все писали текст, но никто в полной мере не отвечает за его эффективность.
UX-редактор берёт ответственность за текст
Когда в команде появляется UX-редактор, у остальных членов команды становится меньше текстовых задач и освобождается время. У продакта — на размышления о продукте, у дизайнера — на проработку сценариев, у аналитика — на проверку гипотез.
С появлением UX-редактора в команде появляется новая зона ответственности, а в ней — новые процессы.
Признак 2. Никто не проверяет тексты на эффективность
Однажды мы тестировали кнопку «Ваш магазин». Задумка была такая: по кнопке пользователь попадает в последний просмотренный магазин. Аналитика говорила, что люди переходят по кнопке, но ничего не добавляют в корзину и быстро возвращаются на главный экран.
Скоро стало понятно, что проблема в тексте: «Ваш магазин» ассоциируется у людей с ближайшим к ним или «избранным» магазином, а не с последним просмотренным. В итоге ожидания не совпадают, и люди выходят из раздела, ничего не купив.
Мы поменяли текст с «Ваш магазин» на «Вы смотрели». После этого уже 71 респондент из 100 сказал, что кнопка ведёт в ранее просмотренный магазин. Всего одним действием мы перестали сбивать пользователей с толку. На первый взгляд, история про тестирование, но ещё раньше — про UX-редактуру.
Хороший UX-редактор умеет проводить простые тесты, например, коридорные или пятисекундные. Ещё он разбирается в количественных и качественных исследованиях и может прийти к исследователю с конкретным запросом или предложением.
Если никто не анализирует эффективность текстов и их понятность, знайте: это работа для UX-редактора.
UX-редактор проверяет текстовые гипотезы
Так из продукта исчезают тексты, которые путают пользователя и не помогают с решением его задач.
Признак 3. Нет консистентности
Консистентность — это согласованность и единообразие элементов интерфейса, в том числе и текстов. Когда тексты в приложении или на сайте единообразны, от продукта остаётся приятное ощущение.
Часто пользователь не может объяснить словами впечатление от хорошего продукта, но в общем — это комфорт. Как будто пообщался с вежливым хостес в пятизвёздочном отеле.
Если консистентности нет, ощущение будет как после разговора с вредной хозяйкой квартиры — нервно и непонятно, почему вы вообще начали диалог.
Я выделяю консистентность на трёх уровнях.
Уровень tone of voice. Тексты в интерфейсе общаются с пользователем в одном тоне. Нет такого, что на одном экране мы обращаемся к пользователю по-дружески, а на следующем переходим на официально-деловой тон.
Например, голос СберМаркета — это лёгкость, уважение и забота о пользователе.
Уровень слов. Если на самом первом экране используем слово «Вход», а не «Авторизация», то и дальше используем «Вход». То же касается и производных от этого слова: например, не «авторизоваться», а «войти».
Уровень типографии. На этом уровне решаются вопросы про использование кавычек-ёлочек, короткого и длинного тире, буквы ё.
Даже если в команде как-то распределена ответственность за написание текста, то ответственность за единообразие скорее всего так и висит в воздухе. Унификация всех текстов в интерфейсе — большая работа, которой не будут и не должны заниматься продакты, дизайнеры или аналитики.
UX-редактор поддерживает консистентность
Благодаря единообразию в тексте пользователь получит приятное впечатление о продукте.
Признак 4. Правила для текстов нигде не закреплены
Если смотреть на продукт глобально, то интерфейс приложения или сайта не единственные пространства, где есть текст. Например, у СберМаркета есть ещё соцсети и техподдержка. Важно, чтобы и там все общались с пользователями в одном тоне.
Здесь задача UX-редактора в том, чтобы написать и поддерживать актуальными гайды, глоссарии и редполитику. Конечно, в этом участвует команда — например, коллеги из маркетинга, другие редакторы и копирайтеры. Именно благодаря командной работе голос продукта звучит одинаково во всех каналах коммуникации.
Ещё одна причина, чтобы разрабатывать гайды и глоссарии, в том, что в компанию постоянно приходят новые сотрудники. Если документов не будет, кому-то придётся целыми днями отвечать на вопросы новичков, а они сами будут испытывать стресс.
Если вы чувствуете, что ваш подход к интерфейсному тексту пора где-нибудь закрепить, ищите в команду UX-редактора — эта задача как раз для него.
UX-редактор пишет гайды, глоссарии и редполитику
Так голос продукта становится одинаковым во всех каналах коммуникации. Новичкам и другим членам команды проще разобраться в текстах, когда к ним есть понятные инструкции и правила.
Признак 5. Не хватает нового взгляда на продукт
Когда команда долго работает над одним продуктом, неизбежно взгляд замыливается. Если вы чувствуете, что продукту не помешает альтернативная точка зрения, это тоже повод подумать над приглашением в команду UX-редактора. Он станет ещё одним UX-мозгом: будет продумывать разные пути пользователя в продукте и сможет по-новому оценить его функциональность.
Например, однажды мы работали над кнопкой дозаказа. Она позволяет добавить товары в уже сформированный заказ, если сборщик ещё не начал его собирать. Кнопка полезная, но пользователи нажимали на неё редко.
Чтобы показать пользу кнопки, мы с дизайнером сделали две вещи:
обновили дизайн — добавили плашку и покрасили кнопку в зелёный, чтобы она была заметнее;
добавили текст — подсветили пользу и объяснили, в каком случае стоит нажимать на кнопку.
Благодаря такой командной работе интерфейс стал понятнее для пользователей, а конверсия кнопки выросла.
Текст должен нести пользу и иметь смысл, иначе он не нужен. Бывают случаи, когда UX-редактор убирает текст и предлагает другое решение без него. А бывает наоборот: редактор превращает две строки в три или добавляет полноценную подсказку, чтобы пользователь разобрался.
Текст в интерфейсе — это всегда про поиск наилучшего решения. Здесь короче не значит лучше, а больше не значит понятнее. И хороший UX-редактор не жертвует смыслом, чтобы донести пользу.
UX-редактор — ещё один мозг в команде
UX-редактор задаёт вопросы, думает про путь пользователя и предлагает лучшие решения. Он может увидеть задачу не на текст, а на новый пользовательский сценарий.
Если вам нужен UX-редактор, ищите эмпата
UX-редактор — это человек, который заботится о пользователе. Не просто ставит буквы на кнопку или в карточку продукта, а представляет, когда и в каком контексте пользователь прочитает этот текст, что почувствует и подумает.
Если после прочтения статьи вы задумались о найме UX-редактора, советуем искать в первую очередь эмпата, способного искренне переживать о людях и ставить себя на место пользователя.
yaleene
Да, это действительно важная и интересная профессия. И её действительно иногда недооценивают другие специалисты. Я проходила обучение по курсу UX-writing и по некоторым моментам консультировалась у мужа-девопса. Варианты, которые он мне предлагал в качестве текстов, невозможно было понять обычному пользователю????.
И ещё очень видно, когда над продуктовыми текстами работает специалист: продуманные, уважительные тексты и выдержанный тон и стиль очень приятны. Я видела не один печальный пример сайтов, где прописаны простыни текстов с капс локом, выделением всеми цветами радуги, жирным шрифтом и к тому же в рамочке, чтобы пользователь точно заметил — а пользователь всё равно не видит и пишет в поддержку! А можно было написать краткий комментарий к конкретному полю или кнопке и снять эту нагрузку с поддержки.