На прошлом уроке мы углубились в изучение контуров. В частности, научились работать со структурой, которую возвращает функция выделения контуров, научились аппроксимировать и обходить контур, научились программировать кое-какие геометрические операции, чтобы создать инвариантное описание объекта. Напомню, как это мы сделали: нашли контур объекта, аппроксимировали его, обошли этот контур, вычислили косинусы углов между гранями аппроксимированного контура.
Сегодня продолжим тему прошлого урока. Вычислим инвариантный вектор новым методом: через отношения длин сторон. Мы начнем обход так же с самой удаленной от центра точки, только будем брать стороны, а не углы межу сторонами. И первая сторона это та, что прилегает к первой точке. То есть она соединяет первую точку и следующую за ней по часовой стрелке. И все эти длины сторон мы разделим на самую длинную сторону. Хотя нет, сделам лучше. Сделаем минимакс нормализацию: вычтем из длины стороны минимум и разделим на разницу между минимумом и максимумом. У нас будет вектор чисел от 0 до 1.
И так, займемся кодингом. Сначала напишем цикл, создающий исходный масcив:
lengths=[]
for i in range(size-1):
lengths.append(get_length(polar_coordinates[i],polar_coordinates[i+1]))
lengths.append(get_length(polar_coordinates[size-1],polar_coordinates[0]))
print(get_normalize_normalize(lengths))
Функция вычисления длины стороны (она просто извекает из структуры, где у нас все храниться, координаты и считает эвклидово расстояние):
#Эвклидово расстояние между двумя элементами
def get_length(item1, item2):
_, point1 = item1
_, point2 = item2
x1, y1 = point1
x2, y2 = point2
dx=x1-x2
dy=y1-y2
r=math.sqrt(dx*dx+dy*dy)
return r
Ну и нормализация, конвертим полученный список в numpy массив и делаем минимакс нормализацию:
def get_normalized_vector(list):
arr=np.array(list)
return (arr-arr.min())/(arr.max()-arr.min())
Поехали смотреть, что получилось.
Первый пример:
Вектор: [0.11331868 1. 0. 0.02997931 0.96756226 0.1022278 ]
Второй пример:
Вектор: [0.16953268 0.9532099 0. 0.01245409 1. 0.10313678]
Как видим, векторы действительно оказались близкие. Причем, в отличие от прошлого варианта, у нас остаются стабильными все элементы вектора.
Вообще, по-хорошему, конечно надо бы провести исследование: проанализировать множество изображений, сравнить, насколько расходятся векторы инвариантных описаний при том или ином методе расчета. Да и программа нуждается в рефакторинге. Но это уже выходит за рамки уроков. Поэтому я привожу полный код примеров как есть, и мы двигаемся дальше:
import cv2
import numpy as np
import math
import os
img = cv2.imread("Samples/1.jpg")
gray = cv2.cvtColor(img, cv2.COLOR_BGR2GRAY)
thresh = 100
def custom_sort(countour):
return -countour.shape[0]
def polar_sort(item):
return item[0][0]
def get_normalized_vector(list):
arr=np.array(list)
return (arr-arr.min())/(arr.max()-arr.min())
#Эвклидово расстояние между двумя элементами
def get_length(item1, item2):
_, point1 = item1
_, point2 = item2
x1, y1 = point1
x2, y2 = point2
dx=x1-x2
dy=y1-y2
r=math.sqrt(dx*dx+dy*dy)
return r
def get_cos_edges(edges):
dx1, dy1, dx2, dy2=edges
r1 = math.sqrt(dx1 * dx1 + dy1 * dy1)
r2 = math.sqrt(dx2 * dx2 + dy2 * dy2)
return (dx1*dx2+dy1*dy2)/r1/r2
def get_polar_coordinates(x0,y0,x,y,xc,yc):
#Первая координата в полярных координатах - радиус
dx=xc-x
dy=yc-y
r=math.sqrt(dx*dx+dy*dy)
#Вторая координата в полярных координатах - узел, вычислим относительно начальной точки
dx0=xc-x0
dy0=yc-y0
r0 = math.sqrt(dx0 * dx0 + dy0 * dy0)
scal_mul=dx0*dx+dy0*dy
cos_angle=scal_mul/r/r0
sgn=dx0*dy-dx*dy0 #опредедляем, в какую сторону повернут вектор
if cos_angle>1:
if cos_angle>1.0001:
raise Exception("Что-то пошло не так")
cos_angle=1
angle=math.acos(cos_angle)
if sgn<0:
angle=2*math.pi-angle
return angle,r
def get_coords(item1, item2, item3):
_, point1 = item1
_, point2 = item2
_, point3 = item3
x1, y1 = point1
x2, y2 = point2
x3, y3 = point3
dx1=x1-x2
dy1=y1-y2
dx2=x3-x2
dy2=y3-y2
return dx1,dy1,dx2,dy2
#get threshold image
ret,thresh_img = cv2.threshold(gray, thresh, 255, cv2.THRESH_BINARY)
# find contours without approx
contours,_ = cv2.findContours(thresh_img,cv2.RETR_TREE,cv2.CHAIN_APPROX_NONE)
contours=list(contours)
contours.sort(key=custom_sort)
sel_countour=contours[1]
# calc arclentgh
arclen = cv2.arcLength(sel_countour, True)
# do approx
eps = 0.01
epsilon = arclen * eps
approx = cv2.approxPolyDP(sel_countour, epsilon, True)
sum_x=0.0
sum_y=0.0
for point in approx:
x = float(point[0][0])
y = float(point[0][1])
sum_x+=x
sum_y+=y
xc=sum_x/float(len((approx)))
yc=sum_y/float(len((approx)))
max=0
beg_point=-1
for i in range(0,len(approx)):
point=approx[i]
x = float(point[0][0])
y = float(point[0][1])
dx=x-xc
dy=y-yc
r=math.sqrt(dx*dx+dy*dy)
if r>max:
max=r
beg_point=i
polar_coordinates=[]
x0=approx[beg_point][0][0]
y0=approx[beg_point][0][1]
for point in approx:
x = int(point[0][0])
y = int(point[0][1])
angle,r=get_polar_coordinates(x0,y0,x,y,xc,yc)
polar_coordinates.append(((angle,r),(x,y)))
polar_coordinates.sort(key=polar_sort)
img_contours = np.uint8(np.zeros((img.shape[0],img.shape[1])))
size=len(polar_coordinates)
for i in range(1,size):
_ , point1=polar_coordinates[i-1]
_, point2 = polar_coordinates[i]
x1,y1=point1
x2,y2=point2
cv2.line(img_contours, (x1, y1), (x2, y2), 255, thickness=i)
_ , point1=polar_coordinates[size-1]
_, point2 = polar_coordinates[0]
x1,y1=point1
x2,y2=point2
cv2.line(img_contours, (x1, y1), (x2, y2), 255, thickness=size)
cv2.circle(img_contours, (int(xc), int(yc)), 7, (255,255,255), 2)
coses=[]
coses.append(get_cos_edges(get_coords(polar_coordinates[size-1],polar_coordinates[0],polar_coordinates[1])))
for i in range(1,size-1):
coses.append(get_cos_edges(get_coords(polar_coordinates[i-1], polar_coordinates[i],polar_coordinates[i+1])))
coses.append(get_cos_edges(get_coords(polar_coordinates[size-2], polar_coordinates[size-1],polar_coordinates[0])))
print(coses)
lengths=[]
for i in range(size-1):
lengths.append(get_length(polar_coordinates[i],polar_coordinates[i+1]))
lengths.append(get_length(polar_coordinates[size-1],polar_coordinates[0]))
print(get_normalized_vector(lengths))
point=approx[beg_point]
x = float(point[0][0])
y = float(point[0][1])
cv2.circle(img_contours, (int(x), int(y)), 7, (255,255,255), 2)
cv2.imshow('origin', img) # выводим итоговое изображение в окно
cv2.imshow('res', img_contours) # выводим итоговое изображение в окно
cv2.waitKey()
cv2.destroyAllWindows()
Наш следующий шаг в освоении OpenCV – это поиск предмета на изображении. Искать мы будет все ту же ручку, но теперь на изображении у нас будут другие предметы:
Здесь мы точно так же выделим контуры на изображении, а потом каждый из контуров будем проверять на соответствии заданному шаблону – шесть граней и вектор инвариантного описания близок к исходному. Насколько близок? Это определим эмпирическим путем, подбирая порог.
И так, вот программа:
import cv2
import numpy as np
import math
template_vector=np.array([0.16953268, 0.9532099, 0, 0.01245409, 1, 0.10313678])
distance_thresh=0.1
img = cv2.imread("Samples/objects.jpg")
gray = cv2.cvtColor(img, cv2.COLOR_BGR2GRAY)
thresh = 100
def polar_sort(item):
return item[0][0]
def get_normalized_vector(list):
arr=np.array(list)
return (arr-arr.min())/(arr.max()-arr.min())
#Эвклидово расстояние между двумя элементами
def get_length(item1, item2):
_, point1 = item1
_, point2 = item2
x1, y1 = point1
x2, y2 = point2
dx=x1-x2
dy=y1-y2
r=math.sqrt(dx*dx+dy*dy)
return r
def get_polar_coordinates(x0,y0,x,y,xc,yc):
#Первая координата в полярных координатах - радиус
dx=xc-x
dy=yc-y
r=math.sqrt(dx*dx+dy*dy)
#Вторая координата в полярных координатах - узел, вычислим относительно начальной точки
dx0=xc-x0
dy0=yc-y0
r0 = math.sqrt(dx0 * dx0 + dy0 * dy0)
scal_mul=dx0*dx+dy0*dy
cos_angle=scal_mul/r/r0
sgn=dx0*dy-dx*dy0 #опредедляем, в какую сторону повернут вектор
if cos_angle>1:
if cos_angle>1.0001:
raise Exception("Что-то пошло не так")
cos_angle=1
angle=math.acos(cos_angle)
if sgn<0:
angle=2*math.pi-angle
return angle,r
#get threshold image
ret,thresh_img = cv2.threshold(gray, thresh, 255, cv2.THRESH_BINARY)
# find contours without approx
contours,_ = cv2.findContours(thresh_img,cv2.RETR_TREE,cv2.CHAIN_APPROX_NONE)
for sel_countour in contours:
# calc arclentgh
arclen = cv2.arcLength(sel_countour, True)
# do approx
eps = 0.01
epsilon = arclen * eps
approx = cv2.approxPolyDP(sel_countour, epsilon, True)
#Обрабатываем только контуры длиной 6 углов
if len(approx)==6:
# вычислим центр тяжести контура
sum_x = 0.0
sum_y = 0.0
for point in approx:
x = float(point[0][0])
y = float(point[0][1])
sum_x += x
sum_y += y
xc = sum_x / float(len((approx)))
yc = sum_y / float(len((approx)))
#найдем начальную точку
max = 0
beg_point = -1
for i in range(0, len(approx)):
point = approx[i]
x = float(point[0][0])
y = float(point[0][1])
dx = x - xc
dy = y - yc
r = math.sqrt(dx * dx + dy * dy)
if r > max:
max = r
beg_point = i
#Вычислми полярные координаты
polar_coordinates=[]
x0=approx[beg_point][0][0]
y0=approx[beg_point][0][1]
for point in approx:
x = int(point[0][0])
y = int(point[0][1])
angle, r = get_polar_coordinates(x0, y0, x, y, xc, yc)
polar_coordinates.append(((angle, r), (x, y)))
#Создадим вектор описание
polar_coordinates.sort(key=polar_sort)
size = len(polar_coordinates)
lengths = []
for i in range(size - 1):
lengths.append(get_length(polar_coordinates[i], polar_coordinates[i + 1]))
lengths.append(get_length(polar_coordinates[size - 1], polar_coordinates[0]))
descr=get_normalized_vector(lengths)
#Вычислим эвклидово расстояние
square = np.square(descr - template_vector)
sum_square = np.sum(square)
distance = np.sqrt(sum_square)
if distance<distance_thresh:
for i in range(1, size):
_, point1 = polar_coordinates[i - 1]
_, point2 = polar_coordinates[i]
x1, y1 = point1
x2, y2 = point2
cv2.line(img, (x1, y1), (x2, y2), (0,0,255), thickness=4)
_, point1 = polar_coordinates[size - 1]
_, point2 = polar_coordinates[0]
x1, y1 = point1
x2, y2 = point2
cv2.line(img, (x1, y1), (x2, y2), (0,0,255), thickness=size)
cv2.imshow('origin', img) # выводим итоговое изображение в окно
cv2.waitKey()
cv2.destroyAllWindows()
Порог подобран 0.1, шаблон – вектор ко второй картинке, где искомый объект повернут в другую сторону, чем тот, что на картинке:
template_vector=np.array([0.16953268, 0.9532099, 0, 0.01245409, 1, 0.10313678])
distance_thresh=0.1
И вот что у нас получилось:
Найден всего один объект. Если порог увеличить до 0.4, то будет найдет и второй объект, но еще несколько «левых» объектов:
Избавить мы можем от них, просто введя критерий размера (не имеет смысл рассматривать слишком малые объекты):
…
for sel_countour in contours:
# calc arclentgh
arclen = cv2.arcLength(sel_countour, True)
if arclen<20:
continue
…
И вот что мы получим теперь:
Но кто сказал, что надо вообще аппроксимировать контур и считать углы? Мы можем просто обойти контур по кругу, который разделим на определенное кол-во секторов:
count=100
full_angle=2*math.pi
i=1
end_angle = float(i) * full_angle / float(count)
summ=0.0
count_angles=0.0
signature=[]
for item_coord in polar_coord:
angle,r=item_coord
if angle>end_angle:
signature.append((angle,summ/count_angles))
i+=1
end_angle = float(i) * full_angle / float(count)
summ=0
count_angles=0
summ+=r
count_angles+=1
signature.append((angle,summ/count_angles))
print(signature)
Для того, чтобы проверить правильность формирования сигнатуры, переведем ее опять в декартовы координаты и отобразим. Функция перевода полярных координат в декартовы:
def polar_to_decart(angle,r):
x=math.sin(angle)*r
y=math.cos(angle)*r
return x,y
И вот таким образом мы отобразим сигнатуру:
img_contours = np.zeros((img.shape[0],img.shape[1],3), np.uint8) # np.uint8(np.zeros((img.shape[0],img.shape[1])))
cv2.drawContours(img_contours, [sel_countour], -1, (255,0,0), 1)
for i in range(1,len(signature)):
angle1,r1=signature[i-1]
angle2,r2=signature[i]
x1, y1=polar_to_decart(angle1,r1)
x2, y2 = polar_to_decart(angle2, r2)
cv2.line(img_contours, (int(x1+xc), int(y1+yc)), (int(x2+xc), int(y2+yc)), (0,0,255), thickness=1)
angle1,r1=signature[len(signature)-1]
angle2,r2=signature[0]
x1, y1=polar_to_decart(angle1,r1)
x2, y2 = polar_to_decart(angle2, r2)
cv2.line(img_contours, (int(x1+xc), int(y1+yc)), (int(x2+xc), int(y2+yc)), (0,0,255), thickness=1)
Да, я специально не стал делать поправку на угол, чтобы совмещать контуры, пусть красный контур (сигнатура) будет повернут, чтобы было лучше видно:
Можно отобразить эту сигнатуру на графике:
x=[]
y=[]
for item in signature:
angle,r=item
x.append(angle)
y.append(r)
plt.plot(x,y)
plt.show()
Заметим, что неважно, какой угол поворота, графики будут выглядеть одинаково:
Ну, или почти одинаково:
Сравнить мы его сможет так же, как и вектора. Тем более, что теперь у нас контур приведен к единоразмерной сигнатуре.
Попробуем другой предмет:
Как видим, в случае круглого предмета получился шум вокруг определенного уровня - радиуса этого круга. В идеале должна, конечно, получиться прямая, но ничего в этом мире нет идеального.
Еще один предмет:
Еще сигнатуру можно нормировать, тогда мы получим инвариантный к размеру вектор. В прошлый раз мы использовали минимакс, но есть и другие способы, например, можно разделить на радиус или делить разницу между текущим и средним значением на среднеквадратическое отклонение. Но обсуждение способов нормирования уже выходит за рамки статьи.
В заключении полный текст программы.
Файл SignLib.py:
import math
def custom_sort(countour):
return -countour.shape[0]
def get_center(countour):
# вычислим центр тяжести контура
sum_x = 0.0
sum_y = 0.0
for point in countour:
x = float(point[0][0])
y = float(point[0][1])
sum_x += x
sum_y += y
xc = sum_x / float(len((countour)))
yc = sum_y / float(len((countour)))
return xc,yc
def get_beg_point(countour,xc,yc):
max = 0
beg_point = -1
for i in range(0, len(countour)):
point = countour[i]
x = float(point[0][0])
y = float(point[0][1])
dx = x - xc
dy = y - yc
r = math.sqrt(dx * dx + dy * dy)
if r > max:
max = r
beg_point = i
return beg_point
def get_polar_coordinates(x0,y0,x,y,xc,yc):
#Первая координата в полярных координатах - радиус
dx=xc-x
dy=yc-y
r=math.sqrt(dx*dx+dy*dy)
#Вторая координата в полярных координатах - узел, вычислим относительно начальной точки
dx0=xc-x0
dy0=yc-y0
r0 = math.sqrt(dx0 * dx0 + dy0 * dy0)
scal_mul=dx0*dx+dy0*dy
cos_angle=scal_mul/r/r0
sgn=dx0*dy-dx*dy0 #опредедляем, в какую сторону повернут вектор
if cos_angle>1:
if cos_angle>1.0001:
raise Exception("Что-то пошло не так")
cos_angle=1
angle=math.acos(cos_angle)
if sgn<0:
angle=2*math.pi-angle
return angle,r
def polar_to_decart(angle,r):
x=math.sin(angle)*r
y=math.cos(angle)*r
return x,y
def polar_sort(item):
return item[0]
def get_polar_coordinates_list(countour,xc,yc,beg_point):
polar_coordinates = []
x0 = countour[beg_point][0][0]
y0 = countour[beg_point][0][1]
for point in countour:
x = int(point[0][0])
y = int(point[0][1])
angle, r = get_polar_coordinates(x0, y0, x, y, xc, yc)
polar_coordinates.append((angle, r))
# Создадим вектор описание
polar_coordinates.sort(key=polar_sort)
return polar_coordinates
Основной файл программы:
import math
import matplotlib.pyplot as plt
import cv2
import numpy as np
from SignLib import custom_sort, get_center, get_beg_point, get_polar_coordinates_list, polar_to_decart
img = cv2.imread("Samples/battery.jpg")
gray = cv2.cvtColor(img, cv2.COLOR_BGR2GRAY)
thresh = 100
#get threshold image
ret,thresh_img = cv2.threshold(gray, thresh, 255, cv2.THRESH_BINARY)
# find contours without approx
contours,_ = cv2.findContours(thresh_img,cv2.RETR_TREE,cv2.CHAIN_APPROX_NONE)
contours=list(contours)
contours.sort(key=custom_sort)
sel_countour=contours[1]
xc,yc=get_center(sel_countour)
beg_point=get_beg_point(sel_countour,xc,yc)
polar_coord=get_polar_coordinates_list(sel_countour,xc,yc,beg_point)
count=100
full_angle=2*math.pi
i=1
end_angle = float(i) * full_angle / float(count)
summ=0.0
count_angles=0.0
signature=[]
for item_coord in polar_coord:
angle,r=item_coord
if angle>end_angle:
signature.append((angle,summ/count_angles))
i+=1
end_angle = float(i) * full_angle / float(count)
summ=0
count_angles=0
summ+=r
count_angles+=1
signature.append((angle,summ/count_angles))
print(signature)
img_contours = np.zeros((img.shape[0],img.shape[1],3), np.uint8) # np.uint8(np.zeros((img.shape[0],img.shape[1])))
cv2.drawContours(img_contours, [sel_countour], -1, (255,0,0), 1)
for i in range(1,len(signature)):
angle1,r1=signature[i-1]
angle2,r2=signature[i]
x1, y1=polar_to_decart(angle1,r1)
x2, y2 = polar_to_decart(angle2, r2)
cv2.line(img_contours, (int(x1+xc), int(y1+yc)), (int(x2+xc), int(y2+yc)), (0,0,255), thickness=1)
angle1,r1=signature[len(signature)-1]
angle2,r2=signature[0]
x1, y1=polar_to_decart(angle1,r1)
x2, y2 = polar_to_decart(angle2, r2)
cv2.line(img_contours, (int(x1+xc), int(y1+yc)), (int(x2+xc), int(y2+yc)), (0,0,255), thickness=1)
cv2.imshow('origin', img) # выводим итоговое изображение в окно
cv2.imshow('res', img_contours) # выводим итоговое изображение в окно
x=[]
y=[]
for item in signature:
angle,r=item
x.append(angle)
y.append(r)
plt.plot(x,y)
plt.show()
cv2.waitKey()
cv2.destroyAllWindows()
Qvxb
Это я так понимаю способ, альтернативный распознаванию с нейросетками, но вместо измерения расстояния от средней точки к остальным не проще ли преобразовать контуры в вектора (прямые/дуги разного радиуса) сразу проблема с шумами и масштабом исчезнет.
megabax Автор
Вы имеете в виду сделать из контура нечто вроде графа, где каждое ребро - это геометрический примитив?
Qvxb
Ну вот допустим есть контуры квадрата в растровом массиве - преобразовать их в 4 линии, линия это у = кх+б, однако смещение не нужно, так что просто у=кх, однако нужны еще точки начала и конца, тогда квадрат это - 4 линии(у=кх) одинаковой длины у которых концы совпадают и они каждая перпендикулярна следующей и предыдущей
megabax Автор
А вот привязывать к координатам точек - не очень хорошая идея. Но ход мыслей - преобразовать контур в набор геометрических примитивов - верный. Только надо еще описать их отношения между собой. И тогда получиться граф, к которую можно применить соответствующие алгоритмы на графах. Кажется, я даже где-то в прошлых уроках об этом писал.
Qvxb
"А вот привязывать к координатам точек - не очень хорошая идея. "
Когда контуры будут преобразованы в геом примитивы то нужны будут точки начала и конца этих примитивов, без них нельзя сказать это квадрат или квадрат с отсутствующими углами например.
Про графы - возможно это и поможет, но без преобразования контуров из точек в растре в матем обстракции врядли можно далеко зайти.
megabax Автор
Эта проблема как раз и решается описанием отношений между примитивами. Например, примитивы сходятся в узловой точке, примитивы имеют между собой угол такой-то, или еще в каких-то отношениях находятся.