Иллюстрация: Ignisnocte.
Иллюстрация: Ignisnocte.

Привет, Хабр!

Я системный архитектор и ситуацию в ИТ в нашей стране сейчас могу образно описать как «цирк с велосипедами» и «зоопарк приехал». С велосипедами — потому что, например, по части ИТ-инфраструктуры теперь нам на ровном месте приходится изобретать то, что ещё несколько месяцев назад хорошо и надёжно закрывалось одним решением западного вендора. А зоопарк — это конструкторы из нескольких опенсорс-решений, каждое из которых выполняет свою функцию, но изначально не связанных между собой. Ладно, будем честными, — зоопарк из Open Source ещё не захватил ИТ-инфраструктуры крупных компаний, но уже слышны звуки его приближения.

Итак, ИТ-ландшафт российских компаний начинает меняться.

Соответственно, от ИТ-инженера сейчас будет требоваться иное, чем годом ранее. Например, одно из самых ярких грядущих изменений — больше нельзя просто делать так, как просит бизнес. Теперь нужно лезть в саму задачу, критически переосмысливать требования, потому что они не всегда обоснованы реальными потребностями и могут быть нереализуемыми на отечественных и Open Source решениях. И потом долго и упорно объяснять заказчику, почему всё будет сделано по-другому, а не так, как он привык, и доказывать, что так тоже можно, а в нашей ситуации и нужно. Думаю, первый год такой подход точно будет восприниматься как посягательство на святое. Отсюда и тезис про адское занудство.

Что именно поменялось

Инфраструктурные продукты раньше в том или ином виде поставлялись западными вендорами в виде законченных программных или аппаратных комплексов, где уже всё собрано, протестировано и прямо «из коробки» решает задачу. Многие сейчас фактически недоступны к закупке в РФ либо доступны через параллельный импорт. Решения из этого канала потребляют только те, у кого нет выбора: у кого уже есть огромная инфраструктура и быстро её не переделать.

Отсутствие поддержки — тоже риск. Компании оказались отрезанными от поддержки производителей, документации, апдейтов, патчей и баз знаний. Остаётся вариант партнёрской поддержки, но с понятными всем ограничениями. Это даст возможность «перетоптаться» на время перехода на импортонезависимые решения.

Как сейчас решаются инфраструктурные задачи

Главная проблема — не из чего выбирать.

Раньше было так: вы получаете задачу, смотрите на неё, подбираете нескольких вендоров, учитывая рыночные условия и стэк технологий у заказчика. Предлагаете заказчику анализ-сравнение и рекомендуете, как лучше всего строить.

Теперь смысл не в том, как лучше решить задачу, а в том, можно ли вообще решить её в тех формулировках и с теми требованиями, которые пришли от заказчика. Сейчас рамки вариативности сильно сузились. Задача может переделываться под возможности имеющегося вендорского решения, а на невыполнимые требования придётся просто забивать. Почему так? Есть Open Source и разные вариации коммерческих продуктов примерно на тех же «открытых» решениях. Все потребности рынка ими не покрываются, придётся думать. Какие-то задачи получится решить доступным набором средств, какие-то будут проигнорированы. Местами это не принесёт большого вреда. Мы на опыте знаем, что требования заказчиков часто бывают избыточными. Раньше можно было пренебречь в некоторой степени здравым смыслом и сделать, как написано в ТЗ — позволяли технологии. Теперь так поступить сложнее.

Вендорские продукты — больше не «коробки»

Переход с VMware на Hyper-V, который многие делали и раньше для оптимизации затрат на платформу виртуализации, — это не то же самое, что нынешние переходы с VMware и Hyper-V на KVM-like платформы. Раньше можно было изучить новые названия тех же инструментов, разобраться в парочке нюансов, причём сделать это по хорошо написанной документации, и вуаля! — вы уже специалист по Hyper-V. Нынешний переход с технологии на технологию будет более сложным. Он затронет сам подход к построению ИТ-инфраструктуры. Open Source — это почти всегда набор изначально несвязанных между собой отдельных программных продуктов, каждый из которых решает узкую задачу. Запуск. Мониторинг. Управление. Комплексные коробочные продукты у отечественных производителей встречаются редко, а хорошо работают ещё реже. Даже если они и позиционируются как законченные решения.

Что сейчас происходит

Конкретно мы, например, сейчас занимаемся импортозамещением там, где это можно сделать относительно малой кровью. Предлагаем начинать с пилотов, потому что очень сложно показать в картинках и графиках, что изменится. Нужно ставить, скажем, отечественное железо и наблюдать глубину проблем. Брать группу пользователей, сажать их на альтернативное решение и смотреть, как громко они начнут кричать. И так надо делать со всем — от виртуализации до почты. Потому как даже в той же электронной почте только пилот показывает, насколько критично сказывается на работе пользователей наличие каких-нибудь общих календарей. Или пример с виртуализацией. Если у вас серверы с локальными дисками, то раньше всё было просто: берёте гиперконвергентное решение от VMware или Nutanix и делаете кластер с общим хранилищем. Теперь такой возможности просто нет: нужно долго копаться в огромном количестве безликих решений, обещающих золотые горы и Software-defined storage, и думать, как всё это прикрутить к какому-нибудь oVirt-у. С бекапом тоже стало труднее. Отечественные решения, например, пока не поддерживают коннекторы к облачным хранилищам. А значит придётся либо покупать ленточную библиотеку или отдельное железо для хранения, что требует вообще другого уровня вложений.

Вопрос стабильности

В России все финансы, розница, телекомоператоры — это ИТ-driven-бизнесы. У них самые высокие требования по ИТ-инфраструктуре, и многое должно работать 24/7 на уровне четырёх девяток. Мы 10 лет строили традиционные отказоустойчивые архитектуры: минимум два места хранения, два дата-центра и между ними — двунаправленная синхронная репликация по подтверждению записи, чтобы ни одна транзакция не потерялась. Теперь стабильных решений, на которых всё это основывалось, не стало. Да, есть китайский рынок, но он не всегда может предложить замену привычным продуктам. Потому что большинство китайских производителей — не транснационального уровня, они фокусировались на локальных клиентах — на малом бизнесе и госзаказчиках. А российскому enterprise нужны решения другого класса.

Востребованность специальности

Накопленный запас прочности российских инфраструктур в крупном бизнесе есть, он довольно большой. Но он закончится рано или поздно, как только накопится большой техдолг. Замещать впрямую многое нечем, останется перестраивать ИТ.

Поэтому и сейчас и в будущем ИТ-инженеры будут ой как востребованы! И вот что поменяется в профессии:

  • Нужно будет понять и принять новую идеологию решений, которые будут составлять новую основу ИТ-инфраструктуры. Чем дольше мы будем относиться к новым продуктам по-старому, тем сложнее будет адаптироваться.

  • Вернуться к старому доброму самообучению и Гуглу. Кроме как на себя, свой технический бэкграунд и свои познания в ИТ, рассчитывать будет не на кого. Есть по новым технологиям хорошие обучающие курсы? Едва ли. Даже если поисковик выдаёт множество вариантов обучения по нужному вам направлению, то это больше похоже на инфоцыганство.

  • Научиться думать в категориях задачи, а не средствах её выполнения. Задавать вопросы, а не бросаться сразу искать способ реализовать требования, которые поставщик программного обеспечения или железа принёс вместе со своим решением.

На мой взгляд, самое главное — перестать говорить «Не знаю». Нас зовут, когда не знают, как делать, и наша работа — искать ответы и разбираться в непонятном. Сейчас эта культура не так распространена. Большинство людей ведёт себя иначе: я работаю отсюда и до сих пор, потому что это моя компетенция, а дальше… Думаю, в новых условиях это работать не будет.

Второе — начать задавать вопрос «Зачем?». Зачем вам синхронная репликация? Зачем резервное копирование каждые пять минут? Зачем виртуальная машина с 20 ТБ vHDD на борту? И так далее. А иногда придётся погружаться ещё глубже, разбираться в архитектуре приложения и данных в ней, чтобы помочь разработчикам сформировать корректные требования. Это как раз про занудство из заголовка.

Каждому ИТ-инженеру придётся стать чуть-чуть архитектором, чтобы понять, какой именно функционал новых решений важен, а на реализацию каких фишек можно не тратить силы.

Думаю, что специализации среди ИТ-инженеров никуда не денутся. Но вот что можно поменять — это попробовать переквалифицироваться в специалиста более широкого профиля, изучить смежные направления. Новых продуктов сейчас так много, а цикл их жизни так мал, что не суть важно, за что именно хвататься. Тут важнее иметь богатый опыт и широкий кругозор, которые в дальнейшем позволят легче и быстрее адаптироваться.

Конечно, я не считаю, что через Х лет мы вдруг как по волшебству увидим много новых специалистов широкого профиля, способных на уровне эксперта охватить несколько направлений. Сейчас их не больше 5%, и в будущем это не сильно поменяется. Почему так? Да потому, что в мире есть небольшое число людей, для которых их работа — дело жизни.

«Старые» инженеры по ушедшим технологиям не будут простаивать: получить новую специализацию не так сложно. На самом деле мы уже видели, как погибали технологии. Обычно это было растянуто по времени, и за время, пока технология постепенно становилась ненужной, люди переключались на что-то другое. Например, Sun и Solaris умирали у нас на глазах, но до сих пор мы знаем ряд компаний, где специалисты по этим решениям востребованы. Остальные же успешно нашли себе применение в других областях.

Сергей Терёхин

Руководитель отдела комплексных проектов «Инфосистемы Джет»

Комментарии (26)


  1. KorP
    15.09.2022 14:48
    +6

    Пойду в резюме укажу свой важный софт-скилл :))


    1. YMA
      15.09.2022 15:19
      -1

      <зануда> </зануда>


      1. KorP
        15.09.2022 15:20

        Ну не, это же для резюме
        важный софт-скилл: адский зануда


  1. miarh
    15.09.2022 14:50
    +5

    Наверное, я где то в другой профессии работаю. Ибо "вот что поменяется в профессии" было всегда. Всегда самообучение, всегда новые задачи. И никогда такого не было "хочу резервное копирование каждые 5 минут". Есть задача резервного копирования, а средства выбирает ит отдел, в зависимости от доступных технологий, в том числе.

    И, если честно, я пока не вижу никакого движения в сторону - всë бросаем и импортозамещаемся. Очень много знакомых, но ни у кого такой задачи в числе первых нет. Возможно, в госструктурах это не так.


    1. Mike_Mihalych
      15.09.2022 18:17

      "вот что поменяется в профессии" было всегда.

      Далеко не у всех - оттуда и статья.


    1. JetHabr Автор
      16.09.2022 10:17
      +1

      Я работал и на стороне заказчика, и на стороне интегратора и повидал всякого. Те примеры, что приводятся в посте взяты из реальной жизни, а некоторые из них еще были и реализованы.

      По поводу резервного копирования, то требования всё-таки диктуются бизнесом и периодичность запуска заданий копирования тех или иных данных зависит от требований к бизнес-процессу или бизнес-системе, в которой они используются (то самое RPO). И если раньше реально можно было сказать прикладникам «Просто пришлите список виртуалок и как часто их бэкапить» (я лично такое слышал), то теперь, когда есть ограничения, важно прорабатывать подход к резервному копированию вместе с прикладниками.

      По импортозамещению ситуация очень разная в разных компания и отраслях. Кто-то бросился выполнять постановления, потому что иначе никак, кто-то решил рядом развернуть пилотную зону с импортозамещенными решениями, чтобы поднять флажок и отчитаться. Но здесь, в этом посте речь о проектах внедрения новых систем, под которые нет оборудования купленного в 2021 году и нет запаса мощностей, а еще не понятны перспективы и планы по масштабированию при запуске сейчас на традиционных решениях.


      1. miarh
        16.09.2022 13:39

        Это все понятно. Просто, на мой взгляд - для большинства сисадминов ничего не изменилось к подходе к работе. Да, изменились доступные инструменты. Но они и раньше были доступны не всем (в основном, из-за цены, тот же эксчендж позволить себе могли далеко не все). Но подходы то к работе? Они и раньше были погружены в процессы планирования (в том числе и резервного копирования). Раньше кто то запускал бэкап каждые 5 минут без причин? Всегда искали компромисс с бизнесом. Конечно, если бизнес требует (обосновано) какой то процесс - нужно искать выход. Всегда гугл. И раньше искали решения, выбирая из разных вариантов. Возможно, все сильно изменилось для гос компаний (и приближенных к ним), возможно да - кому то нужно просто отчитаться - перешли. Тут просто не знаю. Так то, конечно - согласен, работать придется больше :)


  1. barloc
    15.09.2022 15:06
    +4

    О, смотри-ка, администраторов одной кнопки учиться заставили наконец.


    1. ishtan
      15.09.2022 17:29
      -3

      У вас имеется какая то предвзятость к администраторам?


      1. barloc
        15.09.2022 17:42
        +3

        ещё несколько месяцев назад хорошо и надёжно закрывалось одним решением западного вендора

        у меня очень большая предвзятость к вот этому подходу и, соответственно, к его последователям

        если что я сам администратор, за последние 5-7 лет уже столько раз съел кучу случаев, когда тот самый западный вендор подставлял своими играми бизнес
        в итоге только опенсурс - только так можно построить надежное(предсказуемое в своем жизненном развитии) решение


        1. MechanicusJr
          15.09.2022 19:54
          +8

          в итоге только опенсурс - только так можно построить надежное(предсказуемое в своем жизненном развитии

          ))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))


  1. JohnSelfiedarum
    15.09.2022 15:37
    -1

    Теперь такой возможности просто нет

    Есть https://skala-r.ru/ - гиперконвергентные решения с виртуализацией и всеми возможными вариантами. Как Вам такое?


    1. GospodinKolhoznik
      15.09.2022 17:40
      -1

      Скала^р звучит круто! А есть жава^р, котлин^р и груви^р?


    1. Mike_Mihalych
      15.09.2022 18:19

      Нет возможности построить на решениях от VMware или Nutanix. А так про Скалу многие знают.


  1. mvv-rus
    15.09.2022 16:30
    +2

    Читаю статью и вижу, что это новое лично для меня есть хорошо забытое старое 15-20-летней давности. Я тогда работал в фирме класса Small-Medium Business, которая активно развивалась от сотни компьютеров где-то в 2000 до пары тысяч в центре + филилиальная сеть (~20 филиалов) по крупным городам России к концу «тучных нулевых» (кризис фирма, увы, не пережила). Так вот, там было примерно так же. Решения строились на велосипедах, закрывавших текущие потребности (ну, и ускоренно устаревавших, естественно — при таких-то темпах роста). Основой решений правда (особенность того времени) был не открытый софт, а «трофейный», но в плане поддержки оно примерно то же самое: «сама-сама-сама». Плюс самописные скрипты. А на решения от крупных вендоров и интеграторов в основном оставалось только облизываться — ну, не было у фирмы столько денег, сколько те просили, ибо не нефть она качала. Точнее, железо, скрипя сердцем, закупали у интеграторов — а куда деваться иначе — а вот на софте всячески экономили, даже когда в связи с общей обстановкой в стране (и, в частности, с аппетитами отдела «К») заменили трофейный софт на лицензионнный.
    А так как, я думаю, эта фирма не одна такая была, то я смотрю в будущее с оптимизмом: кадры в стране остались, а потому решения проблем будут найдены.


    1. navion
      15.09.2022 17:08

      Проблема в том, что вместо пираток нормальных решений (как живёт Иран) могут заставить потреблять импортозамещение. При этом куча решений уже не работает без связи с облаком и качество услуг тоже упадёт до уровня 10-ти летней давности.

      Тут более реалистичный прогноз от стороннего наблюдателя, а в этой статье между строк читается желание интегратора сохранить свой бизнес.


      1. StjarnornasFred
        16.09.2022 18:10

        Проблема в том, что вместо пираток нормальных решений (как живёт Иран) могут заставить потреблять импортозамещение.

        О да! Причём не обязательно "замещение" - достаточно просто лицензионных российских решений от окологосструктур. И даже необязательно заставлять: просто начальнику может прийти в голову шальная мысль о том, что проще заплатить и всё заработает, чем париться с пиратками - и теперь админ парится с лицензионной системой, а там, где всё нужное было спирачено, оно работает. Девушка из техподдержки всё понимает, но сделать ничего не может, а тем, кто может, результаты их труда абсолютно до холеры, если отчёт о проделанной работе уже дан.

        Когда мне говорят про то, насколько крутое в россии IT - на примере Яндекса и VK я и сам всё это вижу - я всегда поправляю: IT в россии крутое ровно настолько, насколько к нему не прикасается государство. Всё, до чего дотрагивается Анти-Мидас, превращается в не золото, либо является таковым изначально.


      1. mvv-rus
        16.09.2022 18:51

        Ну, желание интегратора сохранить и приумножить бизнес, не сильно напрягаясь при этом интересами клиентов — оно всегда было и есть, и с ним всегда борться приходится: лапшу там маркетинговую с ушей стряхивать и т.п. И 15-20 лет назад приходилось отбиваться не только от любителей внедрить самописные решения из дерьма и палок (нынешний аналог немалой доли того, что называют импортозамещением, если вы думаете что такого раньше не было — вы заблуждаетесь, просто оно подавалось под другим соусом), но и от желания интеграторов впарить что-нибудь эдакое навороченное по весьма заряженной цене.
        И есть подозрение, что это было, есть и будет.
        Но я тут писал немного про другое: если раньше интеграторы неплохо жили на перепродаже «нормальных» (на самом деле нет — это были решения для другого рынка, их все равно надо было адаптировать) решений и особо не парились, то теперь они вынуждены стать ближе к народу, и таки делать свои решения, а не перепродавать сделанные кем-то, и, в общем-то, для других условий.


  1. navion
    15.09.2022 16:35
    +1

    Думаю, что специализации среди ИТ-инженеров никуда не денутся. Но вот что можно поменять — это попробовать переквалифицироваться в специалиста более широкого профиля, изучить смежные направления.

    В долгосрочной перспективе выгодней сменить профессию, например, уйти в девопс при наличии хоть какие-то навыков по автоматизации.

    Нет смысла класть свою жизнь на путь страданий с импортозамещением, когда можно придти на всё готовое (на днях была новость про допуск банков в облака) и прокачивать актуальные во всём мире навыки и инструменты.


  1. Alex_333
    15.09.2022 16:48

    Как поменяется профессия ИТ-инженера сейчас

    Простите, но в заголовке явно нарушение видовременной соотнесенности. Наречие «сейчас», которое помогает понять, что действие совершается в настоящем времени, не может употребляться с глаголом в будущем времени.


    1. ermouth
      15.09.2022 21:11
      +2

      Ну ничего, сейчас мы соотнесём )

      Ожегов, второе значение слова сейчас: очень скоро, немедленно.


    1. lifeform
      16.09.2022 10:15
      +5

      респект за аццкое занудство


  1. MechanicusJr
    15.09.2022 19:55

    Лайк, шар


  1. AlexGluck
    16.09.2022 01:46

    Варя конечно хорошая, но опенсорс тоже из коробки позволяет и овирт с гластером и прокс с линстором. Просто раньше дешевле было варю взять и неквалифицированных сотрудников, всё более менее работало. Сейчас варю уже не взять, а цена сэкономленного ПО не покрывает возрастающий ФОТ на квалифицированных специалистов. Проприетарный софт сложнее сломать неквалифицированным, а опенсорс патчем бармана сотрудники ломают. Всё упирается всегда в людей. С большими возможностями, приходит большая ответственность.


  1. RetroStyle
    16.09.2022 05:10
    +1

    Я так понимаю, человек работал в рамках продуктовых линеек от больших вендоров, типа MS, Oracle или SAP и заморачиваться не приходилось. Но другие компании (и я не про РФ говорю), всегда имели политику приоритетов открытого софта, так что вопрос выбора между "взять готовое решение от.." или "взять открытое решение и допилить" для них был актуальным всегда. На практике, редко, чтобы готовое решение от больших вендоров в ванильной версии подходило как надо. Все равно приходится кастомизировать. И стоит это столько, что порой бывает дешевле написать софт под себя с нуля. Кто проходил круги ада кастомизации SAP с их блюпринтами, тот меня поймет ;-).


  1. klounader
    16.09.2022 22:38

    Настоящая леди с первого раза не соглашается,
    а истинный джентльмен два раза не предлагает.