Если вы ещё не в Дубае, то, возможно, скоро собираетесь туда. Рассказываю, как вести бизнес в странах MENA и что учитывать в разработке дизайна компании для этого региона.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/29d/23c/9d7/29d23c9d7b0957b3a186cf8af5ed9967.jpg)
Что это за рынок MENA
Рынком MENA называют страны Ближнего Востока и Северной Африки, такие как ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар, Египет, Алжир. Они активно развиваются и привлекают инвестиции. К тому же, в этом регионе сосредоточено 48% мировой нефти: энергетический кризис в Европе может усилить экономику стран MENA.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/6ab/9a5/e97/6ab9a5e9734f2c1586631081010ffdde.jpeg)
Столицей бизнеса в этом регионе принято считать ОАЭ: на стартапы здесь пришлось 26% всех сделок стран MENA. Для компаний страна хороша своей системой налогообложения: здесь ввели налог на прибыль только с этого лета, и составляет он 9%. По сравнению с налогами в Европе и США, цифры в ОАЭ приятные.
Что касается юридической стороны открытия бизнеса в MENA, то условия каждой страны стоит рассматривать отдельно. Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Катар и Бахрейн требуют открытия компании на территории страны, а в Египте, Иране и Ливане отдельно регистрировать компанию не нужно. Тем не менее, каждая страна внимательно подходит к лицензированию и регистрации продукта, иногда сделать это до регистрации бизнеса в стране невозможно.
Что нужно знать о культуре стран MENA
Арабский мир живёт по своим законам, и они относятся в том числе к бизнесу. Вот, на что нужно обратить внимание, если хотите вывести стартап на рынок MENA.
Приветствие с подвохом
Каждого присутствующего на встрече входящий должен приветствовать отдельно, начиная с самого старшего в комнате. Женщине следует протянуть руку первым, но некоторые могут отказаться пожимать руку — это нормально по законам Ислама.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/3d9/cd5/0ba/3d9cd50ba8af9d03556fc9c50af0fde6.jpeg)
Другая рабочая неделя
Пятница — особый день для мусульман, которых большинство в странах MENA. В этот день очень важно совершить молитву в мечети в полдень, поэтому, например, в ОАЭ рабочая неделя идёт с понедельника до первой половины дня пятницы. Какой именно день, кроме пятницы, будет дополнительным выходным, каждая арабская страна решает самостоятельно.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/d30/f1c/f6f/d30f1cf6f7513b7f33a9a4c7714a9307.jpeg)
Скромная одежда
Этот пункт более-менее известен всем: и мужчины, и женщины должны выглядеть сдержанно. Мужчинам подойдёт официальный костюм, лучше обойтись без традиционной арабской одежды. Женщинам — одежда, которая покрывает плечи, ключицы, локти и колени.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/d8a/0a4/fa7/d8a0a4fa702b05d0f127c53ed0fbf571.jpeg)
Нейминг для арабского рынка
Первый совет для разработки названия компании — никакого гугл-переводчика. Если всё-таки хотите сделать нейминг на арабском, воспользуйтесь помощью носителя языка. В арабском очень много идиом и выражений, автоматические переводчики не всегда учитывают контекст.
Зарегистрировать товарный знак в странах MENA через Мадридское соглашение не получится: это означает, что если ваше название зарегистрировано в Европе, его нужно заново регистрировать в Саудовской Аравии, ОАЭ, Алжире и Йемене.
Правила регистрации зависят от конкретной страны, но от российских они отличаются не сильно. Вот, какие названия в ОАЭ не зарегистрируют:
Акронимы;
Слова с обсценной лексикой;
Географические названия;
Имя, которое начинается со слов “global” и “international”;
Выражение, где упоминается Бог.
Дизайн компании в странах MENA
Дизайн для арабской страны не ограничивается верблюдами и каллиграфией: здесь важно найти баланс между преемственностью традиционным арабским дизайнерским приёмам и современностью. Каллиграфия уместна в использовании только тех брендов, которые строятся на традиционных арабских ценностях.
Некоторые элементы европейской типографии не подойдут арабской письменности: в их числе курсив и засечки. Если ваша задача — сохранить существующий бренд и адаптировать его под новый рынок, сохраняйте привычную потребителям письменность. Иначе ваш логотип может оказаться незапоминающимся.
Некоторые компании, в основном большие, готовы идти на риск. Например, FedEx адаптировал название на арабский язык, при этом направление стрелочки в названии компании пришлось поменять. Фирменный цвета позволили остаться бренду узнаваемым, и даже изменение устоявшегося написания арабских букв не отпугнуло клиентов.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/910/af3/d10/910af3d10fbf61b4a2ed483345076c4b.jpeg)
Что учесть в разработке сайта для рынка MENA
Исследования показывают, что в 60% случаев арабские потребители охотнее зайдут на сайт на на арабском языке. В Саудовской Аравии и Египта это число составляет 97%. Поэтому для успеха на арабском рынке компаниям нужно адаптировать интерфейс веб-сайтов под арабскую письменность. Основная проблема состоит в том, что она читается не слева направо, как, например, кирилица и латиница, а справа налево. Это означает, что структуру всего сайта необходимо отзеркаливать.
Я не оговорился, структуру сайте: всех кнопок, картинок, ползунков, иконок. Например, в этой рекламе напитка маркетологи, скорее всего, хотели показать, что после их газировки человек будет способен пробежать марафон, но получилось в точности наоборот. Человек бежит — выпивает напиток — падает в обморок.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/5f9/b98/3b5/5f9b983b527d86ffdec904c921cdd2fa.jpeg)
Кстати, не всё так просто и с арабской письменностью: цифры в ней читаются слева направо, как привыкли мы. Если не учитывать эту деталь, то логика в тексте может нарушиться — ваши потребители не смогут разобрать, что вы хотели сказать.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/9df/256/078/9df256078a16f9f828250c3ff0c03594.jpeg)
В арабском письме много деталей, поэтому название на арабском будет занимать на сайте больше места, чем на английском или русском. Стоит учитывать это при подборе шрифтов.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/9ef/c9a/7a3/9efc9a7a392513a8a223385fb9ecfccf.jpeg)
Подытожу, что стоит помнить при выходе на рынок MENA:
Уточните, нужно ли в той стране, куда вы собираетесь, регистрировать компанию. Кроме того, узнайте, как получить лицензию на продукт.
Здоровайтесь с каждым присутствующим в комнате отдельно, начиная с самого старшего.
Прикрывайте на встрече с арабами плечи, ключицы, локти и колени, не надевайте традиционные костюмы.
Переводите название компании на арабский только с носителем языка.
Проверьте, есть ли интересующая вас страна в Мадридском соглашении. Если нет, уточните, как зарегистрировать название в выбранном государстве.
Если компания не транслирует традиционные ценности арабских стран, не используйте арабское письмо
Видоизменяйте арабскую письменность с особым вниманием: она не термит курсивов и надсечек.
Отзеркаливайте для арабской аудитории весь сайт, не только текст.
Увеличьте шрифт для арабской письменности: из-за многочисленных элементов надпись будет казаться меньше.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/c5b/150/540/c5b150540525bb75e888494994c2b9c7.jpg)
Роман Горбачёв
Основатель дизайн-студии Логомашина