Прежде чем начать рассказывать о блокчейн-играх, я расскажу, для кого эта статья. Если вы опытный геймдевелопер и сами работаете с внедрением блокчейн-элементов в игры, то эта статья вряд ли будет для вас информативной. Статья написана для тех, кто только погружается в эту сферу, кто часто слышал выражения “блокчейн-игры” и “NFT в играх”, но не вполне понимал принципы их работы, и кому интересно понять основы этого широко обсуждаемого направления. Несмотря на обилие новостей по этой теме, материалов, посвященных введению в блокчейн-игры, не так много, поэтому людям зачастую непросто разобраться в основах. Статья не ставит целью поддержку блокчейн-игр, а призвана ознакомить читателей с их базовой механикой и принципами работы.
Блокчейн - что это такое, основные характеристики
Для начала, давайте поговорим о том, что такое блокчейн и какие его основные характеристики. Очень часто блокчейн употребляется в финансовом контексте как нечто, неразрывно связанное с криптовалютами. Однако блокчейн не является исключительно финансовым инструментарием, а его применение может выходить далеко за рамки поддержки криптовалют.
В общем и целом, блокчейн - это большой цифровой реестр данных, который хранит информацию об определенных активах. А вот сами эти активы могут быть, как и в реальном мире, разными - могут быть криптовалютами (которые будут цифровым аналогом денег), а могут быть цифровыми объектами (упрощенно говоря, цифровой аналог предметов). Валюты будут иметь исключительно экономическую ценность и будут полностью взаимозаменяемыми (вы можете поменять один биткоин на другой, и ничего не изменится), а вот объекты будут ценны не только в экономическом плане, и просто заменить один на другой не получится (например, две разные цифровые картины не будут взаимозаменяемыми). Такие уникальные цифровые объекты, записанные в блокчейне, называются NFT (non-fungible tokens, или невзаимозаменяемые токены). К ним относятся и цифровые игровые активы (например, мечи, щиты, карточки). Строго говоря, в теории существуют разные мнения насчет того, следует ли относить к NFT полностью взаимозаменяемые игровые активы (например мечи, которые существуют в объеме 100 штук и не обладают уникальными характеристиками), но на практике их называют именно так.
Блокчейн-реестр обладает несколькими особенностями:
Децентрализованный (decentralized) - не существует единого лица/предприятия/объекта, кому бы принадлежали данные или управление ими в этом реестре. Эти данные могут видеть и использовать все.
-
Неизменяемый (immutable) - данные в этом реестре не могут быть изменены.
Например, у Александра имеется 10 биткоинов. Пока он не потратит их или не отправит другому лицу, у него всегда будет 10 биткоинов. Никто не сможет изменить эти данные. Отсюда, кстати, следует такая характеристика как прозрачность/доказуемая история владения.
Доказуемая редкость (provable scarcity) - активы в таком реестре ограничены в количестве и не могут превышать объемов, установленных их создателем. Например, может существовать только 21 миллион биткоинов. Для других цифровых активов - эти ограничения могут быть любыми другими; например, созданы специальные щиты, и таких щитов существует ровно 100.
Поскольку речь идет о реестре данных об активах, - характерными записями в этом реестре будет информация о владении этими активами и транзакциях с ними.
Владение и транзакции
Допустим, мы решили заглянуть в блокчейн-кошельки и проверить записи о владении активами. Тогда, если мы говорим о криптовалюте, можно встретить такую запись:
Cryptocurrency: Александр владеет 5 биткоинами в Bitcoin-кошельке
Если вдаваться в детали - конкретных имен в таких записях не будет, будет информация об адресах блокчейн-кошельков, но для простоты восприятия оставим в таком виде.
А как будет выглядеть запись о владении гейминг-активами? Например, так:
Gaming: Александр владеет 2 мечами и 1 шлемом в Ethereum-кошельке
Игровые активы чаще всего регистрируют именно на блокчейне Ethereum (но иногда встречаются и другие, например, Solana или Flow).
А вот записи, регистрирующие транзакции, могут быть такими:
Cryptocurrency: Александр отправил 4 биткоина Анне
Gaming: Александр отправил 1 меч и 1 шлем Марине
Как мы видим, общий принцип функционирования гейминговых активов на блокчейне похож на принцип функционирования других активов, - криптовалют, в том числе.
Игры
Теперь рассмотрим другую составляющую блокчейн-игр, собственно, сами игры.
Как строится принцип работы традиционных игр?
Вы играете в игру, и по мере игры вы находите и присваиваете различные предметы, оружие, инструменты или приспособления. А далее вы задействуете эти предметы в этой конкретной игре.
Когда же вы выключаете эту игру - вы больше не используете найденные вами предметы. Кроме того, если вы полностью прекратите играть в эту игру - все собранные орудия, инструменты и приспособления станут для вас абсолютно бесполезными: в других играх они не работают, а продать или сдать их в аренду нельзя.
В блокчейн-играх такого не происходит. В блокчейн-игре вы будете так же находить и собирать предметы, орудия и инструменты, и использовать их. Но ключевое отличие состоит в том, что эти предметы могут существовать за пределами этой конкретной игры и не исчезают с вашим выходом из нее. Выйдя из одной игры, вы все еще можете использовать эти активы в другой, а также распоряжаться ими как своим имуществом - например, сдать в аренду или продать за криптовалюту.
Теперь, чтобы было понятнее, давайте на примере рассмотрим использование активов в традиционных и блокчейн-играх.
Начнем с традиционных. Допустим, существуют игры А (из жанра подземелье, dungeon crawl), B (строительство городов, city builder) и C (коллекционная карточная игра, collectible card game). В каждой из них можно собирать и использовать предметы, но в каждой - только свои. Меч, полученный в игре B не применим в игре А; а карточки из игры С - никак не отобразятся, когда вы зайдете в игру B. Каждый блок активов существует только во вселенной своей конкретной игры.
В блокчейн-играх активы создаются и хранятся на блокчейне, и когда вы их получаете - они попадают в ваш блокчейн-кошелек (например, отправляются на ваш Ethereum- адрес). Поэтому с выходом из игры они не исчезают. Кроме того, когда вы зайдете в другую игру, эта игра считает информацию о ваших активах - и они проявятся и там (если, конечно, разработчики внедрили использование этого актива в свою игру).
Теперь представим три аналогичные игры, но на этот раз - с блокчейн-механикой. И, допустим, существует определенный блокчейн-актив, например, серебряный топор. Этот серебряный топор не был создан в рамках ни одной из этих игр. Он мог быть, например, создан разработчиками какой-то четвертой игры, в которой его можно было выиграть, или независимым проектом, у которого его можно было купить. Так или иначе, этот актив набрал популярность, и теперь такими топорами владеет ряд пользователей, и информация об этом хранится на блокчейне. Заметив популярность этого актива, блокчейн-игры А, B и С решили внедрить использование серебряного топора в свой геймплей. Тогда схема будет выглядеть так:
Благодаря блокчейн-механике, серебряный топор существует вне экосистемы конкретной игры. Блокчейн-игры A, B или C, внедрившие этот актив, смогут считать информацию о его наличии у пользователя, который заходит в игру. Поэтому обладатели серебряных топоров смогут пользоваться им в каждой из этих игр. Это означает, что такой актив существует в нескольких вселенных, или в мультивселенной (multiverse).
Что интересно, наш серебряный топор будет принимать разные формы и обладать разным функционалом в зависимости от конкретной игры. Например, в игре А (из жанра подземелья) он будет оружием - и сможет рубить драконам головы, в игре B (строительство городов) он будет выполнять функции инструмента для вырубки леса, а в карточной игре C он превратится в карточку, добавляющую несколько атак. То есть переходя из одной вселенной в другую, актив будет трансформироваться под конкретную механику и законы этой вселенной. Такая трансформация - неотъемлемая характеристика мультивселенных, что кстати забавным образом совпадает с рассуждениями физиков на эту тему.
Теперь давайте поговорим о том, как создаются такие игровые активы. В упрощенном виде, в блокчейн отправляются данные о названии актива, его изображении, его установленном количестве, а также создается свод правил о владении и передаче этого актива - некий контракт. Он так и называется - “smart contract". Например, там будет информация о первоначальном владельце актива (по умолчанию, им будет создатель).
Иногда активы создаются разработчиками какой-то одной игры, а затем возможность его использования добавляют в свою механику другие игры. Но бывает и такое, что актив создается даже до того, как игры его внедрят. Например, проект Enjin, один из лидеров в индустрии блокчейн-гейминга, создали меч, Epochrome Sword, а уже потом ряд игр - Bitcoin Hodler, Forest Knight, Grasshopper Farm, Lost Relics и Kingdom Karnage - подтвердили, что интегрируют его в свою механику, тем самым образовав мультивселенную, в которой существует этот предмет.
Влияние блокчейн-технологий на индустрию игр
В чем же заключается влияние блокчейн-технологий на индустрию игр, помимо непосредственных изменений в игровой механике?
Основное изменение - это трансформация владения игроками активов из условного в подлинное. Теперь игровые активы привязаны не к играм, а к самим игрокам; а владение активами - благодаря публичному и децентрализованному характеру блокчейна - прозрачно и защищено от взломов. Таким образом временные и денежные вложения игроков становятся намного лучше защищены. Помимо этого, благодаря возможности использования активов в разных играх - владение ими становится куда более ценным.
Все это - трансформация владения, прозрачность и защищенность, широкая применимость активов - дает старт новым экономическим моделям и паттернам в индустрии гейминга, например:
Формируется полноценный рынок активов, на котором игроки могут купить понравившийся актив или продать свой собственный.
-
Возникают новые модели заработка на играх:
Play-to-earn - в процессе игры вы можете собирать и выигрывать гейминговые активы или прокачивать/усиливать свойства какого-то актива (например, персонажа) с целью дальнейшей продажи.
Rent-to-earn - если для вступления в игру нужно владеть определенными активами, а купить их - неподходящий вариант, можно их арендовать. Вы арендуете актив, вступаете в игру и зарабатываете, а полученную прибыль делите с арендодателем.
Однако не стоит полагать, что основанные на блокчейне игровые модели не имеют рисков и недостатков. Напротив, подобная связка с финансами вкупе с взрывным ростом этого направления нередко является притягательной для недобросовестных людей, а применение на практике этой технологии в играх часто критикуется. Перечислю некоторые из недостатков:
Эксплуатация NFT в недобросовестных схемах. Например, один из крупшейших NFT-маркетплейсов - OpenSea, сообщил, что около 80% NFT, созданных при помощи бесплатных инструментов, — это плагиат или спам.
Фокус на монетизации, а не на развитии игрового опыта. Большинство существующих блокчейн-игр являются, скорее, проектами по монетизации, где и разработчики, и игроки фокусируются на заработке, а не на развитии игрового опыта - сюжета, креативности и т. д.
Ущерб окружающей среде. Как упоминалось выше, NFT-транзакции чаще всего проводятся на блокчейне Ethereum; эта сеть потребляет очень большое количество электроэнергии, что неоднократно признавалось самой компанией. Недавно компания предприняла шаги по резкому сокращению потребления электроэнергии.
Как мы видим, блокчейн-технологии не просто оказали влияние на индустрию игр, а трансформировали ее, дав толчок новому витку ее развития - на пересечении игр и экономики. О характере этих трансформаций пока рано говорить однозначно, но они продолжают происходить на наших глазах, и, скорее всего, в ближайшее время мы увидим еще множество интересных изменений.
Комментарии (14)
shai_hulud
01.11.2022 16:28+4Как мы видим, принцип функционирования гейминговых активов на блокчейне тот же самый, что и у любых других активов, - криптовалют, в том числе.
Нет, если игра прекратит существование, по желанию ее единственного владельца, то "актив" прекратит существование. Крипта (концептуально) не может быть обесценена одним человеком.
В статье не увидел чего либо, что не было уже сделано без блокчейна стимом, либо другими разработчиками игр.
Sabina_Shukyurova Автор
01.11.2022 16:51+1Спасибо, я немного подправила) Я здесь имела в виду более общие принципы, но учла замечание и немного подправила текст. Спасибо!
wataru
01.11.2022 17:07+5NFT-игры — такой же развод и пирамиды, как и просто NFT аукционы. Только при этом еще и уничтожает игровую индустрию, кроме ухудшения экологии и сжигания тераватов зря.
В контексте игр — это худщее, что может быть. Гораздо хуже просто донатных помоек, pay-to-win и даже гачи.
Лучи поноса всем, кто эту ересь разрабатывает и оправдывает.
Что же касается маркетинговых бредней, то NFT игры не являются ничем кроме "донатьте в эту игру как можно раньше и просирайте все ваше время, и, может быть, вы получите деньги с менее расторопных лохов, мечтающих заработать точно также, пока лохи не мигрируют на другую пирамиду".
Блокчейн тут — исключительно маркетинговый буллшит, попытка привлечь лохов хайпом NFT-шных скамов. Никаких приемуществ он тут не несет. Все то же самое можно сделать гораздо проще и без блокчейна.
Вот скажите мне, если вы хотите заработать на лохах, зачем вам поддерживать в вашей игре вещи из других? Пусть лохи сначала у вас закупятся спекулятивным активом! Но даже, если вдруг кто-то захочет включить вещи из другого проекта, то это делается весьма просто интеграцией двух магазинов. Вон, аккаунты стима, xbox, origin-а какого-нибудь отлично интегрируются уже.
janson
01.11.2022 18:36+2Пример с расшаренным ресурсом между играми воспринимается примерно как "если у вас неинтересная игра, добавьте блокчейн, тогда может хоть фармить будут заходить".
SadOcean
01.11.2022 19:00+6Все это хорошо звучит, но есть громадное количество нюансов, которые сводят на нет полезность блокчейна.
Во первых, при всей надежности записи некоторого ресурса в реестре, никакая игра не сможет гарантировать адекватную поддержку этого ресурса игрой.
Скажем если это меч и он имеет разную функциональность - для разных игр должны быть дополнительно указаны параметры меча (в одном случае - урон и прочность, в другом - эффекты визуала и т.д.)
Что по сути ставит крест на уникальности меча, потому что условный созданный игроком меч не будет поддержан произвольной игрой.
Отдельный вопрос - каким именно блокчейном мы пользуемся. Они ведь тоже разные, унифицированно поддержать любой ресурс будет бесконечно дорого.
Можно представить некий общий формат, к примеру, 3д описания аватаров, который может быть поддержан разными играми.
В этом случае аватары могут иметь разный вид, но функционально будут стандартными объектами, по функциональности определяемыми только этим форматом (дополнительную функциональность для игры потребуется поддерживать отдельно)
В этом случае непонятно, что делать с аватарами, выпадающими из стиля, содержащими неприличные картинки или надписи, нарушающие правила и контекст игры.
Эти и другие вопросы, как и прочие вопросы к криптовалютам (типа централизованных бирж) немного сводят на нет преимущества концепции.
Отдельный вопрос - Я ни разу не видел в таких проектах позитивной повестки помимо блокчейна.
То есть почти никто не маркирует игру как Игру.
"мы сделаем новый отличный игровой опыт, это новое поколение ММО с гиганскими уровнями и отличным сюжетом. Игра бесплатная, игроки могут купить уникальные облики для персонажей и предметы кастомизации. А еще мы поддерживаем создателей контента, поэтому они могут сами добавлять предметы в нашу игру. А все ваши предметы хранятся в блокчейне, поэтому вы можете использовать их в других проектах, которые поддерживают этот формат".
Как видите в таком описании важны достоинства игры, а экономика и креативность, владение предметами - на третьем месте.
В то же время блокчейн игры продвигаются как БЛОКЧЕЙН, предположительно аппелируя к жадности.
То есть "блокчейн игра" - обычно не игра, а очередной крипто-проект для криптоэнтузиастов, не имеющий к играм прямого отношения.Sabina_Shukyurova Автор
01.11.2022 19:10Да, соглашусь, особенно про момент развития и позиционирования игры как игры и недостатке фокуса на улучшение игрового опыта. Спасибо за интересный комментарий!
iCpu
02.11.2022 06:39+1Сколько не спрашивал у всяких NFT-проповедников - никто не смог ответить на простой вопрос, а чем отличается блокчейн от обычной базы данных?
Потому что всё, что описано в статье, касается интеграции контента нескольких игр между собой. И NFT здесь нужен, как пятое колесо телеге. Точно так же интеграцию можно сделать через инвентарь Steam - или любую другую СУБД.
Только никто не делает. Интересно, почему? Наверное, потому что это вредит и игровому процессу, и экономической целесообразности. Плюс, дарит злоумышленникам шикарный инструмент по взлому игры. Но это не точно...
aweawem
02.11.2022 14:32+2Наверно я тут буду один из немногих, кто играл в блокчейн игры и даже заносил туда свои деньги, а точнее P2E, и, если честно, я ещё не встречал таких игр, которые бы поддерживали какие-то NFT кроме своих, это же их хлеб и соль и масло, большая часть таких проектов стартует с распродажи своих игровых предметов, а потом либо медленно загибается, либо пытается на маркетинге заманить новых игроков, с донатов которых выдать какой-никакой профит старым игрокам и тоже загнуться после этого. Поддерживать чужие NFT им вот вообще никак не выгодно.
Тем не менее в мире крипты хватает NFT, которые дают настоящую полезность их владельцам, но они либо дорогие, либо не очевидные. Например есть DAO, куда активные участники занесли денег (купили NFT), за что они получат набор флаконов с винами для дегустации, выберут лучшие варианты и на собранные деньги откроют это производство. Конечно риски везде есть, а тут они особенно большие. Тем не менее организовать это на уровне стандартных экономических и юридических процессов на международном уровне было бы невероятно сложно, долго и дорого. Да это маркетинг, да это хайп, но это и технологии. Просто ещё на очень раннем и ненадёжном этапе их становления.iCpu
03.11.2022 08:46+1Тем не менее организовать это на уровне стандартных экономических и юридических процессов на международном уровне было бы невероятно сложно, долго и дорого.
Дороже всего в этом бренном мире нам обходятся гарантии. Чем сильнее и продолжительнее гарантия, тем больше её доля в стоимости. DAO дешёвый, потому что не имеет никакой юридической силы - и, соответственно, не даёт гарантий участникам.
Любая площадка по сбору денег на такой стартап сказала бы "Да вы за###тесь оформлять доли иностранным гражданам!!!" - и была бы права. Передать долю бизнеса резиденту уже не просто, а иностранному гражданину - в любой стране - очень серьёзная боль пониже копчика. И сильнее всего болеть будет кошелёк. Только какой-нить kickstarter или boomstarter явно заявляет в правилах, ну_наXYZ.gif, а основатель DAO об этой правовой засаде узнает только на этапе передачи долей.
большая часть таких проектов стартует с распродажи своих игровых предметов, а потом либо медленно загибается, либо пытается на маркетинге заманить новых игроков, с донатов которых выдать какой-никакой профит старым игрокам и тоже загнуться после этого. Поддерживать чужие NFT им вот вообще никак не выгодно.
Потому что перенос предметов = перенос денег. А переносить деньги между онлайновыми проектами без больших жертв можно только внутри одной компании. То есть, теоретически, те же близы могли бы переносить предметы между д
рьяблами. Правда, непонятно, зачем? Разве что, раскрутить популярность мобильного недоразумения за счёт перезапуска классического шедевра. То есть повысить вероятность дропа рун на мобилке и позволить продавать их между всеми играми серии.Совершенно не ясно, как перенос предмета в твою игру извне увеличит популярность твоего проекта. Скорее, наоборот, он уменьшит твой ресурс, потому что игрок пропустит часть твоего контента, "компенсировав" тебе это смарт-контрактом стороннего разработчика. Из которого ты, по идее, должен изъять некоторую сумму - вплоть до 100%, закрывая его... То есть, единственный вариант - это добавить ресурс, который в твоей игре добыть принципиально нельзя. И, вроде как, из этого можно сделать схему, когда ресурсы для одной игры добываются в другой, и общий рынок позволит стимулировать как приток игроков, так и покупку бустов. Но...
Короче, первый человек, который сделает вокруг NFT успешную игровую экосистему, не являющуюся финансовой пирамидой, заслуживает нобелевку по экономике.
v1000
Мне кажется, оснавная проблема не в том, что эта технология позволяет сделать для создания игр - а в том, что это становиться элементом маркетинга.
И главным становиться игра на жадности игроков, которые хотят использовать игру для заработка, и жадности самих разработчиков, создающих препятствия для бесплатной игры.
Не говоря о том, что подобные игры могут стать очередной "пирамидой", если разработчики случайно или намеренно обесценят средства, вложенные в игру.
Sabina_Shukyurova Автор
Хороший комментарий, как во многих развивающихся направлениях, здесь действительно есть ряд рисков и сложностей. Спасибо, что обратили на это внимание)
Sabina_Shukyurova Автор
Я по мотивам вашего комментария, для большей объективности статьи, решила даже добавить отдельно информацию о минусах и недостатках =)