Иногда IT воспринимается какой-то изолированной сферой, в которой своя специфика, все как-то по-особенному, а опыт из других сфер деятельности или жизни вроде бы и не нужен. Наш сегодняшний герой, Игорь Ботов, доказывает, что это не так.

Он поделится своей историей роста в профессии и бизнесе, который с IT никак не связан. Расскажет, как опыт из других сфер помог ему в IT-индустрии. Как опыт из IT помог там, где, казалось бы, он неуместен. И как бизнесовое мышление помогает в строительстве карьеры. Передаем ему слово.

Немного обо мне

Я работаю в IT с 2004 года и за это время вырос с рядового инженера до директора. Сейчас занимаюсь проектным управлением в телекоме и в одном стартапе. Однако одним IT моя жизнь не ограничивается.

У меня за плечами есть опыт бизнеса, причем совсем не айтишный — это сеть общепитов из 20+ заведений с собственной оригинальной идеей. Еще я учусь на клинического психолога и уделяю много времени хобби: практической стрельбе из реального оружия, туризму, музыке, научпопу и многим другим.

Все это — не отдельные занятия, а составляющие моей цельной жизни. И каждая сфера так или иначе помогает другим и влияет на них.

Как опыт из IT пригождается в других областях

Когда приходишь в любую новую сферу, в ней вполне можно применить навыки и инструменты, привычные для IT.

Методология управления. Все, что сейчас пишут про личный или организационный тайм-менеджмент для предпринимателей, так или иначе перекликается с аджайлом, который вырос как раз из IT.

Я использовал аджайл в своем бизнесе, далеком от IT — кафе, где готовят поке. Там весь руководящий состав, начиная со старших сотрудников на смене, вел таски в Трелло.

Плюс сами задачи даже в общепите можно ставить по аджайлу. Например, нужно сделать рецепт нового блюда — это та же разработка. Выбрать и купить плиту — то же, что закупка серверов. Делим задачу на этапы, назначаем исполнителей, располагаем на доске — и все работает. Причем когда я это рассказывал на общепитовских конференциях, видел у людей в глазах удивление: они просто не понимали, что можно так сделать. То есть опыт IT в другие сферы просто не проникал.

И здесь речь не только про аджайл — это могут быть другие специфические управленческие инструменты, к которым вы привыкли. Главное — не ограничивать себя и понимать, что хорошее для одной сферы может быть хорошим и для другой.

Постоянное обучение. Во многих сферах можно работать «статично» — освоил базовый набор знаний и трудишься годами. В IT такое не прокатит: технологии постоянно меняются. Даже из моего опыта — Kubernetes был придуман достаточно давно, но нынешний совершенно не похож на тот, что был на старте. Чтобы не выпасть из контекста, нужно постоянно учиться. И в других сферах это заметно помогает, поскольку позволяет не оставаться на среднем, но рабочем уровне, а стремиться к чему-то большему.

Документация. Конечно, документация в бизнесе существует: всякие чертежи, техкарты и прочее. Но мне понравилась идея привнести из IT схемы действий на случай критических или нестандартных ситуаций. Начиная от отключения света и заканчивая тем, что я, как руководитель, уехал в отпуск. Все это прописано однозначно и четко, поэтому всегда ясно, что, в каком порядке и как делать.

Автоматизация и цифровизация. Например, доступ персонала мы сделали по биометрии, чтобы никаких проблем с забытыми ключами. Да и в целом, когда ты разбираешься в 1С, цифровых связях, CRM и других IT-продуктах, тебе удобно находить более дешевые варианты и все эффективно настраивать. Разбираться в бизнес-ПО проще, если ты уже делал это со сложным IT-ПО.

Как опыт из других сфер пригодился в IT

Все люди разные. Когда долго варишься в IT, привыкаешь к одним и тем же людям, с примерно похожими ценностями и взглядом на вещи. Выходя оттуда и заглядывая в другие сферы, ты открываешь целый мир. И первое впечатление от него такое, как будто попал в «Войну миров», и на тебя толпами лезут зомби.

Я привык жить в мире образованных, интеллигентных и системно мыслящих людей. А когда открыл первое заведение, стал регулярно сталкиваться с людьми, которых раньше никогда в своем кругу не видел. И тут был выбор — вернуться обратно в IT и замкнуться там, либо принять мир во всем многообразии.

Например, чтобы приготовить аутентичный фо-бо, я общался с вьетнамцами — разговаривал буквально на пальцах, перепробовал все вариации, перечитал кучу литературы, переводил с вьетнамского рецепты. А в первый же день после открытия пришла женщина и сказала «Я обожаю фо-бо, несите», но едва увидев мой, произнесла «Это не фо-бо, я даже пробовать не буду». Для меня это было как удар ножом, зато принесло понимание, что люди совершенно разные: у нас у всех свое восприятие, вкусы, особенности. И это нужно принимать.

Это понимание о разнообразии людей я беру с собой в IT — оно отлично помогает делать продукты для людей. Правильно реагировать на мнения, читать комментарии, создавать медиану мнений, и на основе этого работать лучше.

К найму можно относится иначе. В IT ты, как правило, работаешь с людьми, которые осознанно пошли в эту профессию и заинтересованы в ней. Они с детства любили программирование или хотя бы игры, сейчас тоже вовлечены и испытывают внутреннюю мотивацию к деятельности. И зарплата для них — далеко не самый мотивирующий критерий.

Но в остальном мире, в других сферах, все совсем не так. В тот же общепит люди часто приходят не потому, что обожают готовить или разносить людям еду, а просто из-за того, что где-то надо работать.

И на практике часто оказывается, что такие люди совершенно не любят работать с людьми. Сначала это выливается в негативные отзывы от клиента, потом — в сложную атмосферу в коллективе, и в итоге не приводит ни к чему хорошему.

Правда, отсутствие этих самых социальных скилов не означает, что человек нам не подходит. Одного такого необщительного я перевел в менеджеры проектов — и он там создал ряд авторских газировок, которые мы потом пустили в производство. Но в клиентском сервисе ему работать не стоило.

Наученный опытом, я стал весь найм пропускать через себя. Общепит в принципе — не просто еда. Это помощь людям. Помощь в получении удовольствия от еды. Ты помогаешь человеку получить удовольствие. Если ты не любишь людей, не любишь им помогать — возможно, ты будешь отличным спецом по работе с техникой или материалами, да хоть с овощами, но с людьми точно будешь некомфортно себя чувствовать. Но как определить, готов ли кандидат искренне помогать людям? Я нашел решение этой задачи — придумал вопрос: «Когда ты последний раз помогал людям? Как это было?». Если человек не может ответить — возможно, у него будут проблемы с социальными взаимодействиями. И это важно при найме учесть.

Любой ли айтишник может «уйти в бизнес»

Работа предпринимателя — это однозначно стресс. Иногда в статьях про борьбу с выгоранием или карьерный рост айтишникам предлагают стать бизнесменами, чтобы больше зарабатывать или перезагрузиться, но на самом деле это история не для всех. Она требует определенной устойчивости и стабильности психики. Особенно тяжело может быть с возрастом, когда из-за инертности или ригидности психики сменить сферу уже реально непросто.

Но при этом, по моему мнению, в бизнесе нет ничего такого сложного и сверхъестественного. Предприниматели — не особая каста, не мегаинтеллектуалы, а в самом бизнесе зачастую все далеко не такое выверенное и продуманное, как это может показаться обывателю. Чтобы бизнес был успешным, главное — заниматься им и не лениться.

Работа с рисками, стратегическое мышление, академический менеджмент — все это обычно нужно, когда ты уже разросся до нескольких сотен человек штата и пары филиалов. А на старте просто попробовать может практически любой, готовый к стрессу и тяжелой работе.

При этом в бизнесе очень важно системное мышление — понимание, что все состоит из кучи компонентов, связано друг с другом и как-то друг на друга влияет. По идее, это мышление должно быть у людей из IT по умолчанию, но я все чаще встречаю сильных специалистов, у которых оно отсутствует.

В бизнесе без системного мышления мы чаще всего работаем только над конкретным объектом, который нам почему-то кажется самым важным и нужным. При этом легко упустить другие факторы, которые могут быть либо объективно важны для предприятия в целом, либо субъективно — для отдельных людей или процессов. Из-за этого возникают непонимания и дискоммуникации, пропускаются какие-то факторы, и в итоге все разваливается.

Простой пример — открытое кафе в парке для отдыха. Ты можешь довести кафе до идеала, но пойдет дождь — и посетителей не будет ни в парке, ни у тебя. Системное мышление помогает учитывать такие вещи и подстраховываться, например, продумывать маршруты движения людей в сырую погоду и ставить условные будки с пончиками и горячим чаем на них, а то и вовсе приманить посетителей к себе, поставив зонт.

Так что уход в бизнес — далеко не для каждого айтишника. И не для каждого человека. Но особых навыков для этого не нужно. Можно покупать товары на Алиэкспрессе и перепродавать на Вайлдберриз — это уже бизнес. Можно заставлять людей физически работать и еще и деньги платить — так существуют все фитнес-центры. Но захочется ли вам вести такую деятельность, будет ли комфортно — это самое главное.

Почему полезно побыть предпринимателем, даже если потом вернешься в найм

Если вы понимаете, что готовы выдержать предпринимательский стресс, то побыть бизнесменом, даже недолго, может быть полезно. Это в первую очередь дает еще более широкую картину мира, которая потом помогает эффективнее решать любые ситуации: в жизни, работе, IT.

Понимание людей. Например, когда ты бизнесмен, ты быстро учишься понимать, что человек на тебя рассердился или накричал не по твоей вине. Просто у него настроение было плохое, причем часто вообще не из-за тебя. И доносить информацию иначе, кроме как криком, он не умеет. Ты можешь к нему отнестись с пониманием, решить его вопрос, и сам при этом не страдаешь — то есть становишься сильно стрессоустойчивее.

Решительность. Предпринимателю некогда бояться неизвестного — он постоянно решает разные задачи, настраивает взаимосвязи, разбирается с разными механизмами работы людей и мира. Поэтому быстро учишься работать в условиях неопределенности, и потом это легко переносится на другие сферы.

Понимание бизнеса. Возвращаясь в найм, ты начинаешь видеть, почему руководство принимает те или иные решения. Пропадает ощущение, что начальство над тобой издевается, делает все назло или мешает работать: ты теперь видишь, откуда растут ноги у решений. И точно уже не думаешь, что руководитель — лентяй, который только рот открывать умеет, потому что сам знаешь, какую на самом деле нагрузку он несет.

В работе еще полезно будет дополнительно посмотреть на продукт со стороны клиента — в Европе и США сейчас появился такой подход, total experience. Есть business experience — потребности бизнеса. А есть user experience — потребности клиента, потребителя. Раньше их рассматривали отдельно, но если ты, как сотрудник, полностью понимаешь, что нужно тебе самому, бизнесу и конечному потребителю, ты сможешь выпускать максимально качественный продукт.

В заключение о бизнесе: два совета, которые наверняка пригодятся

На мой взгляд, в смене деятельности и в уходе в бизнес все индивидуально. Можно дать универсальный совет «не суй отвертку в розетку», но он будет неправильным — а вдруг вы электрик, все обесточили и вам как раз нужно залезть в розетку отверткой? Так что у каждого будут свои грабли и свои особенности. А я могу вывести разве что два совета, которые более-менее универсальны.

Соблюдай формальности. Всегда делай все по закону, а все сделанное тщательно фиксируй и прописывай. Если работаешь с партнером — распределяй обязанности и пиши устав. Никаких устных договоренностей, потому что если что-то пойдет не так — они не помогут.

Не бойся. В бизнесе бояться следует криминальных дел, а всего остального — не нужно. Принимай решения, пусть и ошибочные — если не попробуешь, будет хуже. Ошибок все равно будет миллион, но лучше делать хоть что-то, чем вообще ничего. Поэтому пробуй и не бойся — только так что-то получится.

Полезные ссылки

Комментарии (1)


  1. AlexIsaev
    15.11.2022 15:40
    -1

    Вот бы ещё роман написать по Scrum...