Интернет-кабель Азия-Африка-Европа-1 (ААЕ-1) проходит по морскому дну 25 тысяч километров, соединяя Гонконг с Францией. Извиваясь через Южно-Китайское море, Аравийское, Красное и Средиземное, кабель обеспечивает интернетом больше двадцати стран, от Индии до Греции и Италии. Когда 7 июня кабель вдруг обрубило, больше ста миллионов людей столкнулись с внезапным отключением интернета. Хуже всего дела были в Эфиопии, которая потеряла 90 процентов своей связи, и в Сомали, где упало 85 процентов.
AAE-1 разорвался в том месте, где кабель недолго проходил по суше через Египет. В этом же инциденте был поврежден еще один кабель. Причина обрыва точно неизвестна (подозревают диверсию). Но эффект был немедленным. Управляющий директор SAEx International Management Розалинд Томас заявила, что их организация планирует проложить новый подводный кабель, соединяющий Африку, Азию и США. Организацию поддержали IT-гиганты. И это понятно: в результате обрыва кабеля работа облачных сервисов, принадлежащих Google, Amazon и Microsoft, также была нарушена, как показал последующий анализ.
Хотя подключение было восстановлено через несколько часов, сбой подчеркивает чрезвычайную хрупкость всех 550 подводных интернет-кабелей в мире. А еще — огромную роль именно Египта и Красного моря в интернет-инфраструктуре. Через него проходит практически главная магистраль, соединяющая человечество.
Здесь, как мы все знаем, находится Суэцкий канал — один из главных пропускных пунктов для судоходства. Через него проходит в два раза больше товаров, чем через Панамский канал, примерно 65% всего контейнерного трафика между Азией и Европой. Когда в прошлом году там на 6 дней застрял контейнеровоз Ever Given, это причинило глобальной экономике вред на $3 млрд и временно повысило стоимость некоторых товаров на 90%.
Но мало кто знает, что здесь же находится и важнейшее в мире место для интернет-трафика. Шестнадцать основных подводных кабелей, соединяющих страны Юго-Восточной Азии с Европой, идут 2000 километров по дну Красного моря, а потом пересекают короткий участок суши в Египте и ныряют в море Средиземное. Эти кабели не сильно толще обычного шланга и легко уязвимы перед якорями судов и землетрясениями. Если их перебить, интернет-трафик может пропасть на дни или недели, или как минимум замедлиться в разы. За последнее десятилетие это место стало одним из самых «узких» в Интернете и, возможно, самой уязвимой точкой инфраструктуры человечества. Даже один очень целенаправленный водолаз может доставить массу неприятностей. И такие водолазы уже были.
Кабели специально не закапывают глубоко под дно: их нужно регулярно менять, поскольку они изнашиваются. Увеличивать толщину тоже смысла нет: мы будем тратить в разы больше материала, а против землетрясения или целенаправленной атаки это не спасет. Поэтому способа гарантированно устранить эту потенциальную точку отказа у нас нет. И это, особенно после летнего сбоя, начинает серьезно волновать разные государства и крупные организации.
Недавно эта точка на карте также привлекла внимание Европейского парламента, который в июньском отчете подчеркнул, что отсюда исходит риск широкомасштабных сбоев в работе интернета. В особенности отмечались риски экстремизма и морского терроризма в этом районе: вокруг немало стран, которые не очень любят друг друга, да и к интернету, связывающему мир, в принципе относятся не очень тепло.
Узкое место
Было подсчитано, что около 17 процентов мирового интернет-трафика проходит через Египет. Если посмотреть на этот регион на карте подводных интернет-кабелей, сразу становится ясно, насколько это важная точка для обеспечения трафиком почти всей Европы, а также Японии, Южной Кореи, Индии и десятков азиатских и африканских стран.
В прошлом году этот регион давал 178 терабит/сек пропускной способности. То есть это связь для почти двух миллионов людей, если бы каждый из них сидел в интернете 24/7, потребляя 100 Мбит/сек. А на деле через эти кабели проходит трафик для более чем 1 млрд подключенных абонентов — в том числе мобильных пользователей, потребляющих интернет через вышки сотовой связи.
В том, что эти кабели идут так близко, есть ценность: всё-таки мы хотим, чтобы разные сети соединялись друг с другом. Но, конечно, они оказались в одном месте не только по этому. Красное море просто предлагает кратчайший подводный путь между Европой и Азией. И альтернативы тут, по сути, нет. Существует несколько межконтинентальных интернет-кабелей, идущих по суше через Китай и Россию к Германии. Но всё-таки такую инфраструктуру дешевле и безопаснее размещать на дне моря, где её труднее отследить и разрушить.
Есть также пара интернет-кабелей, огибающих Африку с юга, хотя этот путь почти в два раза длиннее. А ещё на севере над Россией идёт «Полярный экспресс» — из Мурманска во Владивосток и Находку, которая дальше по другому кабелю соединена с Японией. Но всё это очень длинные маршруты с малой пропускной способностью и сравнительно небольшим количеством абонентов. В начале 2000-х было несколько попыток проложить другие пути — но все эти маршруты в итоге упирались в Ирак, Иран или Афганистан, где сталкивались с понятными проблемами.
Существовала также кабельная сеть JADI в обход Египта, идущая из Европы в Персидский залив. Но из-за гражданской войны в Сирии она была отключена, и её больше не восстанавливали. Так что теперь связь идет в основном только через одно уязвимое место.
Большая пирамида
О том, что это важная артерия, знаем не только мы. В 2013 году военно-морские силы Египта арестовали трех человек (см. фото выше), которые пытались перерезать интернет-кабели в регионе. Они приплыли туда на обычной моторной лодке под видом рыбаков, при себе имели простые акваланги. Красное море — довольно мелкий по глубине водоем, и даже такие слабо экипированные люди в определенных местах могут добраться до дна. Когда их остановили, они перерезали кабель SeaWeMe-4, несущий примерно треть трафика между Европой и Азией. Мужчины тогда не смогли объяснить, на кого они работают, откуда пришли и зачем хотят нарушить мировые интернет-коммуникации.
Когда подводные кабели появляются над сушей, на самом севере Красного моря, в дело вступает Telecom Egypt, главный интернет-провайдер страны. Компания взимает плату с владельцев кабелей за их прокладку по территории Египта. Причем, поскольку здесь образовалась фактическая монополия, цены постоянно растут.
В сентябрьском отчете Data Center Dynamics рассказывается о том, как развивалась эта ситуация. Сначала, в 2008-м — в 2015-м, госкомпания продавала бессрочную лицензию за $100 тысяч. Но потом поняла, что сидит на золотой жиле. И перешла на абонентскую плату каждый год. А потом сказала, что нужно ещё и платить за объем проходящего трафика.
В итоге теперь все эти сборы за кабели приносят Telecom Egypt больше денег, чем все абоненты страны, вместе взятые. За право использования 12 надземных кабелей в прошлом году компании заплатили провайдеру $369 млн. Такие профиты на ровном месте обычно дают разве что наркотики и пирамиды.
Поиск альтернатив
Подводный кабель — вещь довольно хрупкая, её легко повредить. Каждый год случается больше 100 инцидентов, связанных с обрезанием или повреждением таких кабелей. Большинство из повреждений вызваны неправильной транспортировкой или окружающей средой. Но в последние месяцы растет обеспокоенность по поводу саботажа, в том числе в связи с нарастающим напряжением между Ираном, Саудовской Аравией и Израилем.
Конечно, это Интернет, и гики всего мира привыкли делать бэкапы. Отключить значительную часть Сети надолго — не такая уж простая задача. Компании, которые отправляют данные по подводным интернет-кабелям, обычно используют не один кабель, а связку из нескольких. Если один кабель выходит из строя, трафик перенаправляется через другие.
В то же время остаются некоторые маленькие удаленные регионы, где кабель и правда только один — и тогда любые его мелкие повреждения могут со временем иметь разрушительные последствия, полностью отключая связь для жителей на недели и месяцы. Такое, например, случилось в Тонга, где 15 января этого года произошло извержение вулкана. Жители тихоокеанского острова в самые важные недели остались вообще без связи с окружающим миром.
Необходимость резервирования очевидна всем. Поэтому Google, Meta и Microsoft в последние годы тратят сотни миллионов долларов на прокладку собственных подводных интернет-кабелей. Даже если со всеми остальными сервисами что-то случится, их серверы смогут остаться доступными для пользователей.
Но когда дело доходит до Египта и Красного моря, даже у таких безумно богатых компаний варианты ограничены. Единственный ответ на проблему — добавить здесь ещё больше кабелей. Хотя Starlink популяризировал спутниковый интернет, такая система никогда не сможет стать полноценной альтернативой: в концов, каждый спутник берет данные из того же «наземного» интернета, так что его наличие необходимо для их работы. Ну а с переносом сотен терабайт данных между континентами даже десятки тысяч спутников Маска не справятся.
Это еще одна причина для дальнейшей защиты важной интернет-артерии через Египет. Сейчас вдоль всего побережья Красного моря, например, в Рас-Гаребе, строятся дополнительные посадочные площадки, позволяющие пристыковывать кабели в разных местах. Египетские власти также создают новый наземный маршрут вдоль Суэцкого канала — там кабели будут прокладывать в бетонных каналах для их дополнительной защиты.
Самую большую попытку как-то обойти Египет сейчас предпринимает Google. В июле 2021 года компания объявила о начале постройки подводных кабелей Blue и Raman, которые соединят Индию с Францией, пройдя через ещё десяток стран между ними. Эта система тоже пересекает Красное море, но вместо того, чтобы пересекать землю в Египте, он достигает Средиземного моря через Израиль. При этом Google разделила кабель на два отдельных проекта: Blue будет проходить от Израиля в Европу, а Raman соединит его с Саудовской Аравией, а потом с Оманом и Индией. Вероятно, сделать такое разделение пришлось потому, что у Израиля с Саудовской Аравией не самые лучшие отношения.
Новый маршрут будет готов к 2024 году и даст Google гораздо больший контроль и влияние над регионом. Ожидается, что один этот проект будет стоить компании $400 млн, но в итоге через пару десятилетий это может оказаться дешевле, чем платить Египту. В то же время мало кто кроме Google, с их финансами и влиянием, может позволить себе реализовать такой проект.
В другом месте в обход Египта сейчас строится кабель SAEx. Это будет самая длинная сеть кабелей в мире — она пройдет через Северную и Южную Америку, под югом Африки и к Сингапуру. Протяженность составит более 25 000 км. При этом маршрут будет полностью подводным и идти только по зонам с низкой сейсмической активностью. Руководители проекта говорят, что хотя их путь будет не самым мощным (108 Тбит/с), он станет отличным запасным вариантом, избегающим многих текущих рисков:
Если идти по мелкому морю, проекты становятся уязвимы к пиратству, к якорям от кораблей. Если идти по земле — на пути страны с высоким уровнем риска и зоны боевых действий. Вместо этого мы сможем предложить глубоководную сеть, которая защищена от всего этого. Да, пинг будет выше, зато за устойчивость соединения можно не волноваться.
Наш кабель и Blue Ramen вряд ли когда-нибудь заменят Египет, мы только предлагаем альтернативу.
В конечном счете, Египет всегда будет центром интернет-соединений Европы и Азии. Его расположение слишком выгодно, с географией тут не поспоришь. Этот небольшой участок между Красным морем и Суэцким заливом всегда будет самым уязвимым местом Интернета. Поэтому так важно сделать больше для защиты подводных интернет-кабелей, на которые все полагаются. И провести новые маршруты, способные хоть чуть-чуть диверсифицировать нашу связь. Для безопасности, для экономики, для всего мира очень важно, чтобы всё это продолжало спокойно работать.
Промокод для читателей нашего блога!
— 15% на все тарифы VDS (кроме тарифа Прогрев) — по промокоду HabrFIRSTVDS.
50 тысяч активных серверов и 10 тысяч клиентов, которые с нами больше 5 лет.
Комментарии (8)
me21
18.11.2022 09:22А как же автоматическая перенастройка маршрутов, ведь протоколы проектировались с учётом возможности повреждения каналов связи?
JediPhilosopher
18.11.2022 10:09+1А как это поможет, если альтернативного маршрута или нет вообще (случай с островом, на который ведет один-единственный кабель), или альтернативные маршруты имеют в разы более низкую пропускную способность. Ну что-то работать будет, но медленно и плохо.
baldr
Вас уже опередили на пару дней с этой статьей