Меня зовут Лилия и уже более 15 лет я преподаю начинающим тестировщикам. Анализируя свой опыт, я пытаюсь понять, почему успешные QA-лиды, QA-менеджеры и даже Head of QA с хорошим опытом от десяти лет, с отличной карьерой, зарплатой и которым вроде есть чем заняться в свободное время, в один прекрасный день внезапно начинают преподавать. Ранее были В чем кайф быть QA-ментором #1 — Не устраивают дела в IT и Куда применить свои обширные знания и В чем кайф быть QA-ментором #2 — Приятная компания и Прокачка softskills.
Мотивация пятая: Ораторское искусство и навыки презентации
Наверняка вы слышали про курсы ораторского мастерства и, может быть, даже проходили их. Ведь выступать перед аудиторией приходится не только преподавателям, но “обычным” айтишникам - нынче внутренние техтолки и выступления на митапах и конференциях в IT-компаниях в почете, а иногда даже, как говорили в советские времена, являются “добровольно-принудительными”. Если вы преподаватель, то ваш курс ораторского мастерства начинается с подготовкой каждой новой лекции, и прокачка этих навыков действительно может являться отличной мотивацией пойти в преподаватели.
Ведь знать материал - это очень мало, особенно если вы хотите работать с маленькими группами и действительно чувствуете ответственность за каждого студента. Самое сложное - это подача материала. По сути, каждая лекция - это полуторачасовой доклад, в котором должны быть красивые понятные слайды, в нужных местах - шутки или рассказы о случаях из собственной практики, где-то паузы, где-то - интерактивное взаимодействие с группой. Нужно помнить, что человек способен концентрироваться на одной теме не более 20 минут, что любой непонятный момент лекции вызовет напряжение на лице “умников”, вопросы у “дотошных” и ступор у “молчунов”. При этом все они замечательные люди, просто воспринимают информацию по-разному. Однако при этом первые и вторые растянут лекцию, третьи растянут вашу проверку домашней работы.
Но у опытных преподавателей, прошедших огонь и воду ораторского мастерства, не возникает никаких сложностей с докладом на конференции, защитой диссертации, презентацией работы группы или отдела начальству, наконец, с банальными ответами на собеседованиях на новую работу :)
В чем сложность
Как уже было сказано, нужно понимать, что если вы съели собаку на теме вашей лекции, это вовсе не означает, что лекция получится интересной, яркой и запоминающейся.
Как преодолеть
Прежде чем выходить к студентам, прочитайте лекцию сначала стенке :), потом кому-то, кто разбирается в теме не хуже вас, а потом найдите представителя фокус-группы (если вы читаете курс с нуля, а ваша девушка или парень тоже айтишник, одолжите не-айтишника у друзей) и прочитайте ему. Ну, и ориентируйтесь на лучших - например, слушайте лекции на TED.
Мотивация шестая: финансовая
На мой взгляд, данная мотивация не слишком сильна среди IT-преподавателей, все-таки айтишников “и здесь неплохо кормят” (с), поэтому преподавать только ради денег - это случай достаточно редкий, но совсем не упомянуть финансовую составляющую было бы неверно.
Один мой коллега (его фамилия заканчивается на -сон и он, когда хочет, может говорить с ощутимым акцентом представителей его замечательной национальности) как-то одобрил мои занятия школой тестирования, сказав замечательную фразу: “Хобби - это прекрасно. А если хобби - это таки-гешефт - это вообще зашибись”. Конечно, айтишники, избалованные высокими зарплатами, редко уходят в преподавание целиком, все-таки получать столько же, сколько они имеют, работая на заказчика, особенно в международных компаниях, за одну преподавательскую деятельность малореально, но заниматься интеллектуальным, приятным, развивающим мозг хобби и не тратить на него деньги, а наоборот - получать ощутимую прибавку к и без того немаленькой зарплате - это таки-неплохо, как думаете?
В чем сложность
Я уже несколько лет руковожу преподавателями, для которых работа со студентами - это приятное оплачиваемое хобби, и могу сказать, что основная сложность для них - это помнить, что твое хобби - это серьезный курс для тех, кто пытается найти свою дорогу в жизни и, вполне возможно, заплатил за курс деньгами, отложенными на зимнюю одежду, и понимать, что не прийти на лекцию или вебинар, потому что устал на основной работе, внезапно решил вечером пойти с друзьями в бар или просто в запарке, ты не можешь. Забыть, что у тебя лекция вечером, ты не можешь тоже. Прочитать лекцию вполсилы, потому что сегодня у тебя плохое настроение… - ну, вы поняли :) Наверное, ближайшая ассоциация - это соревнования или концерт для тех, для кого спорт или музыка - это хобби. Да, основные деньги ты зарабатываешь в другом месте, но не отыграть заявленный концерт, сославшись на запарку на проекте - не получится.
Как преодолеть
Ответ банален - иметь еще какую-то мотивацию, кроме финансовой. Если ты в свободное время играешь в группе или выходишь на ринг, вряд ли ты это делаешь только ради денег. С преподаванием так же - да, в какой-то момент жизни это будет твоим хобби, но хобби серьезным.
Продолжение
Буду рада вопросам и рассказам о собственной мотивации, если вы преподаватель.
Продолжение выйдет уже скоро с названием "В чем кайф быть QA-ментором #4 - Режим бога и Мозг на 100%".