Всем привет! Недавно вышла моя книга и в тематических постах мне задавали вопросы насчет издания книги и что я для этого сделал. Попробую описать свой путь (именно мой, без претензии на истину в последней инстанции), подвести итоги и дать осторожные рекомендации.
Начать хотелось бы с того, что написать и издать книгу - моя детская мечта. В младшей школе я рисовал (очень плохо, очень) комиксы. Потом писал рассказы. В средней и старшей школе начал целенаправленно писать мемуары о своей жизни, но понял, что мемуары никому не известного человека никому не нужны. А дальше началось обучение на психфаке.
Надо сказать, что пишу различные заметки и статьи на психологическую и околопсихологическую тематику я достаточно давно - первые попытки были еще в школе и университете, но основательно я сел за это дело в 2015 году. В то же время я нашел сайт b17.ru для психологов и использовал его как свой авторский кабинет.
К моменту "сборки" книги у меня было 250+ статей и заметок, из которых примерно 25% так или иначе фигурировали в книге. Здесь стоит сделать отступление и сказать следующее: за статьи, выделенные рамкой, меня в один прекрасный день на год забанили в сообществе, так как сперва я топил за разделение психологии и эзотерики, а потом раскритиковал политику администраторов сайта, за что и словил банхаммером по светлой голове.
Если присмотреться, то следующая после "болото или источник для развития" статья датируется уже 2017 годом, до которого я и сидел в цифровом карцере. Но это лирика.
Фактически, к исполнению своей мечты я приступил только в 2020 году после локдауна - я начал набрасывать скелет книги. Сделал это очень просто - листал все статьи на вышеупомянутом сайте и любая, которая более или менее соответствовала моему пониманию пользы, копировал в документ. Я повторял эту процедуру примерно раз в квартал, чтобы добавить новые статьи, которые периодически писал (стандартно старался не реже 1 раза в неделю что-то публиковать). Сделав оглавление, я придумал рабочее название "Изолента для души", которое и сохранилось до итогового варианта, добавилась лишь приписка "или 40 инструментов мышления".
Каждую скопированную статью я перечитывал и редактировал. Я поставил себе целью, чтобы у меня не было статей без конкретного инструмента, таблицы или задания. Поэтому каждая статья была обязана ее обрести. Если не получалось - такая статья в книгу не шла. Каждую переработанную статью я отмечал желтым цветом.
Так как делал это в свободное от работы и консультирования время, то этот этап занял у меня примерно полгода. Отмечу, что полгода - не от задумки до готового макета, а от необработанного материала до наполовину обработанного материала. Если присмотреться, то видно, что в названии одной из последних версий есть число 96, которое отражало общее количество статей, обработано же было 59.
В один момент я понял, что новые главы добавляются быстрее, чем я обрабатываю старые. Плюс, полгода рутинной деятельности очень снизили скорость творческой переработки, я начал терять в качестве. Решив, что 150 страниц А4 достаточно (ведь в моей голове они должны были превратиться в 300 страниц А5 *я_никогда_так_не_ошибался_жпег*), настала пора искать способы публикации книги. И вот тут была самая засада.
Несмотря на то, что многие издательства пишут на сайтах, что готовы рассматривать части рукописей или даже задумки, на мои 80% завершенности книги (именно так я оценил готовность работы) никто не отреагировал. Эти попытки были совершены в конце 2020 года, когда я отправлял рукопись в МИФ, ЭКСМО, Альпину-Паблишер и еще парочку известных издательств. Не было ни ответа, ни привета. Грустно. На волне грусти я подзабил на книгу, с головой уйдя в другие дела.
Но мечта - это такая сволочь, что не отпускает. И постепенно, через полгодика я вернулся в дописыванию и дорабатыванию. Я не стал увеличивать объем, решил сосредоточиться на том, что есть. И вот тут начался муторный этап - структурирование книги. В совокупности я перебрал не меньше десятка вариантов построения глав и параграфов. Но все они казались мне слишком дроблеными. Поэтому я вывел из этой каши ряд тем, каждая из которых объединяет 5-10 статей и эта структура сохранилась до печати.
Окей, ладно, книга плюс-минус готова. Надо что-то делать дальше. На дворе ранняя весна 2022 года. Я проштудировал десятки статей на тему того, как издать книгу, прочитал условия десятков литературных конкурсов и морально был готов ко всему, но только не к тому, что... содержание книги и её ценность в одни ворота проигрывают шансу издательства на книге заработать. Но об этом позже.
В некоторых статьях была такая рекомендация: "Идите в магазин и найдите полку, на которой бы вы хотели видеть свою книгу. А потом посмотрите, книги каких издательств там стоят". Мне показалась идея не самой плохой, поэтому я открыл Лабиринт, перешел в раздел "психология" и начал отсматривать издательства, попутно переходя на их сайты и заполняя анкеты "для авторов". Почему Лабиринт? Просто там удобно представлена информация о книгах, сериях и издательствах.
И вот тут будет первая важная рекомендация: когда вы заполняете первую анкету - копируйте ответы из каждого поля в заметки/документ/диалог с самим собой, в общем, куда угодно, так как анкеты очень похожие и весьма обширные. Я на первых трех-четырех анкетах не придерживался данного принципа, что привело к бессмысленной потере трех часов жизни. А на сайте МИФа анкета однажды просто не отправилась и обнулилась, что потребовало еще час потратить на маты и заполнение полей.
Рекомендация намбер ту: почти все издательства просят описать "социальную платформу" - сколько у вас подписчиков, друзей, контактов и так далее. Где вы выступали, есть ли ваши статьи или интервью. А давно ли выступали перед публикой? Есть опыт публичных выступлений? А на какую аудиторию? А есть знакомые в газетах или телеканалах, чтобы книжку продвигать? А даете голову на отсечение? А флюорографию давно сдавали? И эти цифры лучше: а) иметь минимум четырехзначные; б) тоже копипастить, ибо времени отнимает много.
Рекомендация третья - смиритесь с тем, что вы сам себе маркетолог. Вы должны уметь определить целевую аудиторию, способы донесения информации, дать референс (на какие книги похожа ваша), определить её пользу, конкурентные преимущества, эффективные каналы продвижения и так далее. И это тоже нужно копипастить, не забываем. Ниже пример одной из анкет, которую нужно было отправить в издательство по электронке.
В общем, заполнение анкет - самый муторный этап. Но есть ряд издательств, которые в принципе не имеют подобной анкеты и предлагают писать на почту. К этому моменту я уже принял мысль, что издание книги - это про бизнес, а не про книгу, поэтому начал отправлять такие письма:
Предложение издательству заработать на книге было весьма успешным. Я отправил три таких письма, из которых на два пришел ответ: одно издательство предложило напечататься на условиях авторского займа:
А другое - издательство "Проспект" предложило напечатать книгу за свой счет и выплачивать роялти с продаж. Они прислали мне "рыбу" договора, в котором меня смущал пункт, что я на семь лет отдаю все права на печать и распространение книги. При этом, не было гарантии, что они ее напечатают. Это меня не устраивало, поэтому путем мягких переговоров был добавлен пункт о том, что если книгу не издают в печатном виде в течение года с момента подписания договора, то мои авторские права вновь принадлежат мне. И я очень признателен издательству, что они идут навстречу. Большой респект.
После этого начались формальности: передача рукописи (просто отправка по электронной почте), подписание договоров и актов (по физической почте). Верстка и вычитка прошла без меня, мне просто дали книгу на согласование. И вот на этом этапе был интересный момент. Вся книга у меня содержит только три картинки: фотография заполнения методики (я сделал), картинка из открытых источников с лицензией на свободное распространение и фотография меня (не только самолюбования ради, но и содержания главы для). Их юрист задал мне вопросы, не будет ли претензий за фото. Я честно ответил, что не знаю и буду разбираться.
Путем воспоминаний и различных запросов по своей истории сообщений, я понял, что фото было сделано на фестивале Анимау, который проходил раньше в Уфе на ежегодной основе. Потом я нашел группу анимау, где выложены фото. Альбомов много, так как каждому фотографу выделяли свой. Поэтому я просматривал все, пока не наткнулся на себя. Так как у фотографа было имя, то я нашел его по записям на стене той же группы, перешел на страницу и был рад, что сейчас-то спрошу разрешения и, вероятно, его получу. Но, к сожалению, пролистав стену страницы фотографа, я узнал, что он умер несколько лет назад. После этого я пошел к юристу компании, где работал, и спросил про возможные последствия. Он сказал, что последствий быть не должно. Поэтому я указал автора фото, описал ситуацию и отправил в издательство. Их юрист пропустил данный момент и фото попало в книгу.
Затем было согласование обложки. Мне прислали несколько вариантов, из которых мне понравился один - книга была словно перемотана изолентой (не могу прикрепить изображение. так как это работа художника издательства). Я её (обложку, а не художника) с восторгом согласовал. К сожалению, потом данную заменили, так как она "не соответствовала рынку психологической литературы". Но взамен предложили ту, с которой она вышла. Мы её чуть подкорректировали и получили финальный вариант:
Затем оставалось только ждать. 17 ноября мне прислали сообщение, что книга вышла и вскоре её можно будет купить. Также запросили адрес для отправки авторских экземпляров. Дополнительно я выкупил себе еще три десятка книг со скидкой, чтобы раздать близким, а также провести презентацию книги в баре.
Вот мой путь с 2020 года по сегодняшний день. Если по цифрам:
от идеи до создания сырого макета - два года;
от рассылки предложениям издательствам до заключения договора - 3 месяца;
от заключения договора до издания книги - 5 месяцев.
Такие дела, буду рад ответить на вопросы в комментариях :)
С уважением Сергей Максимов.
Психолог.
P.S. Если вдруг интересны статьи по психологии, они есть в моем ТГ-канале. Только статьи, без мемов и спама. https://t.me/maximov_psy
Комментарии (22)
MAXH0
01.12.2022 17:54+1Я смотрю, что условия издательств становятся все хуже и хуже. Скоро право на публикацию будет сопровождаться с контрактом автора на крепостное право в пользу издательства.
Maximov_psy Автор
01.12.2022 18:45+1Видимо, издательство согласны с пословицей "книга - лучший подарок", поэтому больше ничего не нужно)
vconst
01.12.2022 20:18Если человек не пытается что-то «выстрадать», как недавно тут пиарили сомнительный любовный роман, а просто использует издательство по модели PaaS — то все просто и понятно.
MAXH0
02.12.2022 13:41+1PaaS - это про издательские сервисы, работающие в парадигме "print-on-demand".
Я же говорю за то, что называются издательствами в привычном смысле - оплот копирастов и книгопродавцев.
vconst
02.12.2022 14:24Даже их можно пользовать как PaaS, если не изображать из себя псевдотворческого страдальца, которому «цензура хребет сломала», «пришлось бежать от режима» и все такое
V1RuS
02.12.2022 15:01а у них есть варианты за фиксированную оплату, а не процент от продаж, и без передачи исключительных прав?
гипотетическая ситуация: у меня есть готовый макет и обложка, нужен isbn (или что там формально требуется) и тираж 5 тыс, дистрибьюция не нужна.
vconst
02.12.2022 15:15+1Хотите бесплатно и быстро, без заморочек, как автор статьи? Передавайте права, обговаривайте условия
Хотите просто напечатать?
ISBN получите самостоятельно и просто заплатите типографии
Chelidonium
01.12.2022 21:02вспомнилось про другое но в русле темы
при изменении общественной жизни вероятно у многих сам-собой прояснился гештальт,
за минувшие пару лет, поэтому становятся актуальными иные вопросы
PereslavlFoto
02.12.2022 00:49картинка из открытых источников с лицензией на свободное распространение
Вы, может быть, думали о том, чтобы распространять вашу книгу по такой же лицензии с разрешением на коммерческое использование?
Neom1an
02.12.2022 09:23+1Я правильно понял, что издательство напесатало текст без рецензирования и ревью другими психологами? Задача такая не стояла?
Maximov_psy Автор
02.12.2022 10:11+1Это рецензирование было точно с моей стороны. С их стороны если и было, то я не в курсе
Neom1an
02.12.2022 14:33+1Рецензенты были Ваши друзья или какие-то независимые авторитетные люди в этой области? Я имею в виду было ли это официалтное ревью или вы попросили людей, которых уважаете, как профи в этой области, посмотреть и высказть своё мнение
Maximov_psy Автор
02.12.2022 15:42+2Я книгу показывал отдельными новыми людям, которых уважаю в профессиональном плане. Это не было официальным ревью
aigoncharov
02.12.2022 11:25Планируете делать электронную версию?
webhamster
Психолог с наколками... Причем хватило ума наколоть фразу со словом "клиент". Потом хватило ума выложить фотографию волосатой руки с наколкой, в тексте с презентацией книги конечно же.
Я что-то перестал понимать в окружающем мире...
MAXH0
Вас волнуют чужие наколки и Вы хотите от этом поговорить?
Maximov_psy Автор
Так как психологи не являются медицинским персоналом, то слово "пациент" не совсем корректно и несёт негативную коннотацию - человек воспринимается больным, нездоровым. Во-вторых, это неправильно ещё и по смыслу, так как психологи работают с людьми, находящимися в границах нормы.
Поэтому слово клиент в наибольшей степени подходит, если не использовать специфическую терминологию.
Насчёт татуировки - я к ней отношусь спокойно. Но мне нравится, что мой профессиональный девиз выбит на коже.
webhamster
Наколку набивают один раз в жизни. У вас смысл жизни - клиентоориентированость?
Хотя, если рассматривать кожу как рекламную площадку, смысл в таком действии даже есть. Кроме того, столько рекламных площадей простаивает!
Ой, я опять про нормы капиталистических отношений. Клиент, реклама... Наверно, вы хорошо интегрированы в эту среду, даже наколки бьёте. Наверно действительно, я многого не понимаю.
vconst
Хотя, да — для пущей презентабельности, можно было попросить подержать книгу в изящных женских руках ))