Инициаторка поправок показала «фотографию из видеоигры скулшутинг», которая еще в 2018 была удалена из Steam.
Инициаторка поправок показала «фотографию из видеоигры скулшутинг», которая еще в 2018 была удалена из Steam.

В начале ноября этого года, в Госдуме РФ первый замглавы комитета по просвещению Яна Лантратова предложила запретить распространение компьютерных игр, пропагандирующих порнографию, жестокость и насилие, а также ненормативную лексику. С формулировкой:

«Видео- и компьютерные игры, распространяемые на любых видах носителей <...> не должны содержать информации, выражающейся в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам», — указано в документе.

Что именно подпадает под термин «оскорбление человеческого достоинства и общественной нравственности», правда, не раскрывается. А зарабатывание фрага от лица террористов в Counter-Strike вполне себе тянет на неуважение к государству в лице силовых структур, как его неотъемлемой части. Ну, вы поняли. 

Правда, не все депутаты это поддержали, так что запрет еще может и не пройти (возможно, потому, что депутатам будет нечем заниматься во время заседаний). 

Конечно, это не первый прецедент. Но в деле запрета компьютерных игр Россия — не первопроходец. Давайте посмотрим, почему в других странах вводили запреты на игры и как происходило. 


Китай — лидер по запретам, что никого не удивляет

Китай давно является совершенным парадоксом. С одной стороны, это — коммунистическая система, где партия внимательно следит за тем, что делает население: что смотрят в интернете, что пишут в соцсетях или во что играют. С другой стороны, это лакомый кусок для всей игровой индустрии. 

По данным отчета Комитета по изданию игр Китайской ассоциации аудио-видео и цифровых изданий, за 2021 год число геймеров в Китае составило 666 млн человек (цифра что-то напоминает, правда). Общий доход от продаж на игровом рынке Китая достиг 296,5 млрд юаней (около $46,6 млрд). Поэтому игровые компании мирятся с любыми запретами Компартии и подстраивают игры под них. 

За примерами далеко ходить не надо. Студия Paradox выпускает замечательные исторические стратегии. В одной из них — Hearts of Iron, про Вторую Мировую войну — государство Тибет показали независимым. Тут уже никакая доработка не помогла бы, поэтому с 1 ноября 2017 года игру запретили продавать в Китае. А игру в жанре ужасов Devotion запретили после того, как в ней увидели оскорбительные послания в адрес самого Си Цзиньпина: якобы на одной из карт разработчики разместили два иероглифа с именем товарища председателя и с… Винни-пухом, с которым его часто ассоциируют. 

Ещё интереснее причина запрета игры Cytus II от тайваньской компании-разработчика (!!!) Rayark Games. Композитор Уилсон Лам якобы зашифровал в саундтреке игры послание «Освободите Гонконг, революция нашего времени» в виде Азбуки Морзе. Наслаждайтесь:

Конечно, в Китае также действует запрет на демонстрацию в видеоиграх крови, трупов и насилия. Из-за этого под полный запрет попали такие хиты, как Battlefield 4 (когда вышло дополнение China Rising, это стало угрозой национальной безопасности и дискредитировало армию Китая) и Fortnite (причины не называются). 

А если разработчик не хочет терять китайский рынок и попасть под блокировку, то он подстраивает игру под требования цензуры. В мобильной RPG AFK Arena персонажу по имени Аинз Оал Гоун в китайской версии добавили маску, которая закрывает его голый череп, и подобие перчаток, чтобы скрыть кости:

Цензура в игре AFK Arena: скрыли демонстрацию черепа и костей
Цензура в игре AFK Arena: скрыли демонстрацию черепа и костей

В игре Tom Clancy’s Rainbow Six: Siege исчезли игровые автоматы, изображения черепов, наркотики и разбрызганная кровь. А еще убрали изображение силуэта стриптизерши, чтобы бороться с развратом и сексуальной эксплуатацией аудитории. 

Цензура в игре Tom Clancy’s Rainbow Six: Siege: нравственность превыше всего
Цензура в игре Tom Clancy’s Rainbow Six: Siege: нравственность превыше всего

Из забавного, цензуре подверглась еще коллекционная карточная игра по мотивам «Ведьмака». Тут приведем лишь несколько изображений — оригинальный пост по ссылке. Убирали и обнаженку, и кровь, и оружие, причем весьма оригинальным способом. 

Цензура в карточной игре по мотивам «Ведьмака»: бессмысленная и беспощадная
Цензура в карточной игре по мотивам «Ведьмака»: бессмысленная и беспощадная

Еще Коммунистическая партия Китая поняла, что главный удар и тлетворное воздействие больше всего касается молодого поколения. Поэтому с 2019 года последовательно ужесточала законы, пока в 2021 году не остановилось на следующем: лицам младше 18 лет полностью запрещают играть в видеоигры с понедельника по четверг включительно. Для развлечений на неделе оставляют время с 20:00 по 21:00 в пятницу, субботу и воскресенье, а также в дни государственных праздников. По мнению законодателей, эта мера позволит побороть игровую зависимость, которую в Китае приравнивают к наркотической. И в дополнение запретили несовершеннолетним играть в онлайн-игры, где есть система лутбоксов, чтобы сберечь родительский бюджет.  

Сейчас компаниям-разработчикам очень трудно получить лицензии, но очень хочется, поэтому подвижки есть. В апреле 2022 года китайский регулятор выдал 45 лицензий, хотя до этого не выдавал лицензии в течение 9 месяцев. Посмотрим, как будет развиваться ситуацию дальше. 

Австралия — ну вроде же демократия…

Австралия подходила к цензуре компьютерных игр основательно, начиная еще с 90-х годов. Она стала одной из первых стран, которая в 1994 году применила систему возрастных рейтингов, как в фильмах. Причиной стала игра Night Trap, изначально появившаяся для Sega. В ней вы играете за парня, который наблюдает по видеокамерам за девушками, живущими в доме, набитом вампирами. Ваша задача — расставлять ловушки так, чтобы спасать нерадивых представительниц прекрасной части человечества. 

Сюжет, геймплей и прочее — тупее некуда. Но некоторые сцены из игры стали предметом обсуждения в парламенте. Посмотрите сами:

Вот какие рейтинги были введены:

  • G: обычная аудитория

  • PG: детям младше 15 лет рекомендуется родительский контроль

  • MA 15+: для детей старше 15 лет

  • R 18+: для лиц 18 лет и старше

  • X 18+: порнографическое содержание.

Фишка была в том, что если содержание подпадало под рейтинг MA 15+ или выше, то ему отказывали в классификации (также называемой RC). Это могло быть из-за реалистичного изображения насилия (привет, Night Trap), нагота (демонстрация гениталий или сексуальных сцен), а также поощрение в употреблении алкоголя, табака и наркотических средств (это будет особенно важно дальше).

Результатом стал первый бан культовой Mortal Kombat, которая в 1994 году получила рейтинг MA 15+ за анимированное насилие высокого уровня. Удивительно то, что игра Night Trap, а также не менее кровавый Doom получили лицензию.

Но как и в Китае, некоторые игры подвергались цензуре. Например, Duke Nukem 3D 1996 года первоначально получил рейтинг MA 15+ за «насилие среднего уровня». Но разработчики удалили из игры полуголых официанток, стриптизерш и заключенных в коконах, просящих избавить их от страданий — это решило проблему и игра все-таки вышла. Однако быстро выяснилось, что пользователь может немного «похимичить» с игрой и снять блокировку цензурированного запрета. 

Эту сцену из стриптиз-клуба видели не только лишь все австралийские геймеры, а мало кто
Эту сцену из стриптиз-клуба видели не только лишь все австралийские геймеры, а мало кто

Еще одной жертвой запретов стала игра Postal 1997 года: шутер, в котором вы играете за играете за человека, который сходит с ума и убивает много невинных жителей вокруг. Тут не помогла даже цензура. Для Австралии тема была особенно болезненной, потому что в 1996 году в г. Порт-Артур произошло массовое убийство, унесшее жизни 35 человек. 

Геймплей в игре Postal
Геймплей в игре Postal

Но особенно от запретов в Австралии пострадали игры компании Rockstar — создателя бессмертной серии Grand Theft Auto. Если первые версии получили лицензию без особых проблем, то игра GTA III в 2002 году попала под запрет. Причина: парламентарии увидели в игре сцены сексуального насилия. Например, вы нанимаете проститутку, затем убиваете ее и забираете деньги. 

Затем пострадали экшн Manhunt и GTA: Vice City. И вишенкой на торте стал запрет GTA: San Andreas в 2005 году. Камнем преткновения стала знаменитая сцена с «горячим кофе». Кратко: в коде игры была спрятана пасхалка под названием Hot Coffee, в которой ваш персонаж, CJ, приглашается на свидание в квартиру для «горячего кофе» (он же секс). Далее следует интерактивная мини-игра, в которой вы управляете CJ, когда он занимается сексом со своей девушкой. В выпущенной версии игры камера переключается на внешний кадр со звуковыми эффектами, подразумевающими секс.

Знаменитая сцена с горячим кофе
Знаменитая сцена с горячим кофе

Дальше было еще несколько знаковых запретов. Например, Fallout 3 — в ней игрок принимал наркотики для достижения различных положительных эффектов. В игре есть шприцы, таблетки, бутылочки с пилюлями, а также специальное устройство для инъекций, присоединенное к руке главного героя. Чтобы обойти запрет, в австралийской версии наркотики просто заменили на витамины. 

Под тему пропаганды наркотиков попали еще некоторые игры:

  • We Happy Few, в которой представлена антиутопическая модель Лондона, раздираемого войной. В ней жители принимают наркотик со звучным названием «Радость», который превращает разрушенный город в психоделический рай. 

  • DayZ, про зомби-апокалипсис. Чтобы восстановить здоровье, игрок курил марихуану. Разработчики вынужденно удалили «косяки» из игры. 

  • Disco Elysium: The Final Cut, которая просто бросает вызов любым моральным стандартам Австралии. 

Нужно отметить, что в отличии от Китая, многие производители отстаивают возможность лицензирования в суде, и весьма успешно. Но все-таки правительство Австралии в открытую говорит, что будет продолжать свой нравственный крестовый поход против видеоигр.

США — колыбель свободы, как она есть (но это не точно)

Как и в Австралии, в Америке есть специальный надзорный орган, который присваивает компьютерным играм возрастные рейтинги. Он называется Совет по рейтингу развлекательного программного обеспечения (ESRB). Но на самом деле, в США действительно запреты на игры не стали чем-то массовым. Во многом это определялось спецификой законодательства, где запрет игры в Оклахоме не означал, что в Калифорнии эта же игра попадет под запрет. 

Чтобы далеко не ходить за примером: депутат Демократической партии от штата Иллинойс предложил запретить игру Grand Theft Auto V из-за роста случаев угона машин в Чикаго и его окрестностях. Политик считает, что содержащиеся в игре сцены угонов, грабежей и преступной деятельности становятся источником вдохновения для молодежи. Пока это остается инициативой, потому что ни один эксперт в суде не может установить взаимосвязь между совершением преступления и влиянием компьютерных игр на это.

Непристойность как она есть
Непристойность как она есть

Но были и прецеденты запрета игр, пусть и не таких знаковых. Выпущенная в 2004 году игра The Guy Game была нацелена прямо на публику в общежитиях, с упором на женскую наготу и культуру вечеринок. Суть игры: друзья соревнуются друг с другом в многоэтапной викторине. За правильные ответы красивые девушки раздевались. Чем больше правильных ответов, тем больше одежды исчезало. 

Однако позже выяснилось, что одной из моделей, участвующих в съемках, было 17 лет на момент выпуска игры. Она также утверждала, что съемочная группа не проинформировала ее должным образом о том, как будет использоваться видео, или что оно будет использовано в массовой игре. Результат — игра приравнивалась к детской порнографии и попала под запрет. 

Другой пример — игра Thrill Kill, чем-то напоминающая Mortal Kombat для бедных и вышедшая на PS1 в 90-х годах. Второсортный файтинг с элементами БДСМ вроде как должен был пройти незамеченным. Однако разработчики очень вложились в рекламу и обратили на себя внимание регулирующего органа, который благополучно присвоил игре рейтинг AO (только для взрослых). Прямого запрета не было, и игру спокойно могли продавать в условном сексшопе. Но такая участь не устраивала разработчиков, а крупные платформы (типа Nintendo) отказались иметь дело с игрой. В результате проект прикрыли. 

Игре Super Seducer 3 не повезло выйти как раз на волне движения MeToo. Это «образовательный» симулятор, в котором пикапер Ла Руина учит вас знакомиться с девушками, используя психологические приемы. В интернете игру откровенно высмеяли, потому что действия пользователя определяют, что пикапер будет делать дальше. И конечно, все бесились, выбирая неправильные варианты: понюхать волосы женщины, отпустить непристойный комментарий и прочее.

Но феминистки не были настроены так радушно и объявили авторов сексистами. Результат — в 2021 году игру запретили на платформе Steam, а единственный крупный дистрибьютор Valve отказался от распространения игры. Однако игру до сих пор можно найти на некоторых сайтах. Можете оценить геймплей (там 48 минут, если что).

Но бывала и откровенная жесть. Игра Active Shooter — это реалистичный симулятор стрельбы в школе. Для Америки тема очень болезненная, поэтому на основании иска пострадавших родителей игру запретили в США, а Valve и Steam также отказались иметь с ней дело. 

Германия — история не дает покоя

Для Германии тема войны, как известно, очень болезненная. Поэтому многие культовые шутеры попали под запрет или цензурирование. История началась в 80-х годах, когда в Германии появился такой орган, как «Bundesprüfstelle für Jugendgefährdende Schriften»(Федеральный департамент по СМИ, вредным для молодежи). Он присваивал играм рейтинги и помечал те, которые должны быть однозначно запрещены к распространению.

Самой главной жертвой стала легендарная игра Wolfenstein. Причина — обилие свастики. Причем распространение игры Wolfenstein 3D было признано судом уголовным преступлением. Защитники игры пытались повлиять на судебный запрет. Ведь кажется, что убивать нацистов — это правильно. Но ответ гласил, что интерес к такой теме является в принципе ненормальным. 

Свастика и портреты Гитлера на стене — повод для запрета
Свастика и портреты Гитлера на стене — повод для запрета

Еще под запрет попала игра Carmageddon — автосимулятор, в котором нужно прийти к финишу за ограниченное время. Вроде все стандартно, однако в игре есть система бонусов, которая позволяет добавить время на прохождение и облегчить игровой процесс. Для этого надо… Сбивать пешеходов. В Германии применили забавную цензуру — вместо людей были роботы, которые взрывались при контакте с автомобилем. 

Немецкая версия игры с фейерверками вместо крови
Немецкая версия игры с фейерверками вместо крови

Другая тема, которой Германия знаменита — это замена крови на другую субстанцию. Например, в уже неоднократно упомянутой Mortal Kombat 1992 года. В ней красного цвета кровь заменили на серую жидкость, которая должна была напоминать пот. Дополнительно разработчики убрали любые сцены насилия (типа вырванного позвоночника), оставив только удары, и заменив слово Fatality на «Добивающее движение». 

Замена крови на пот
Замена крови на пот

А вот в Half Life пошли чуть дальше: сцены убийства людей заменили на уничтожение бездушных роботов, а кровь неожиданно позеленела. Многие немецкие геймеры в то время успешно находили варианты, как обойти запреты и поиграть-таки в игру, где кровь будет привычно красной. Под подобные запреты попали и такие игры, как Quake, Gears of War, наша любимая серия GTA и неожиданно — Max Payne. Причем подобные ограничения есть и свежих играх, таких как одна из последних версий Mortal Kombat.

Зеленая кровь смотрится явно благороднее красной, некрасивой жижи
Зеленая кровь смотрится явно благороднее красной, некрасивой жижи

Хотя в последние годы запреты в Германии стали менее строгими, и прямой бан игр встречается редко. Даже использование свастики разрешено, если игра однозначно занимает позицию, осуждающую нацизм. И большая часть игр, которые до этого были забанены, теперь доступны для пользователей (хоть и с большим опозданием). 

Узбекистан — неожиданно

Кратко коснемся уже более близкой нам бывшей республики СССР — Узбекистана. Страна попала в наш обзор, потому что в 2017 году Агентство по интеллектуальной собственности приняло решение запретить к распространению 34 игры на территории Узбекистана. Причины озвучены достаточно туманно — цитата:

«Данные игры пропагандируют насилие, порнографию, подрыв безопасности и общественно-политической стабильности в стране, гражданского мира, межнационального и межконфессионального согласия, распространение недостоверной информации об Узбекистане»

Юмор ситуации состоит в том, что законодатели явно подошли к вопросу поверхностно и избирательно. Например, в списке присутствует наша любимая GTA: San Andreas, которая вышла 13 лет назад. Однако под запрет не попали новые игры и дополнения, которые успела выпустить Rockstar Game, а также более ранние игры серии.

Аналогичная судьба постигла серию Mass Effect, Mafia, Call of Duty, Fallout, Assasin's Creed, Resident Evil и Sims. Под запрет целиком ушла только серия игр Hitman.

Геймеры Узбекистана теперь легально не смогут построить дом своей мечты
Геймеры Узбекистана теперь легально не смогут построить дом своей мечты

Были еще забавные моменты. Игра Kane & Lynch 2: Dog Days внесли в список под названием Kane and Leanch 2: Dog days, что юридически исключает эту игру из черного списка. Для игры Postal 2 указан 2012 год выпуска, хотя фактически она была выпущена в 2003 году. 

У четырех игр в списке — Castelvania, Assasin's Creed, Fallout, Dead Rising — вообще не указаны ни год выпуска, ни страна, ни разработчики. При этом информация по любой из игр в списке — издатель, жанр, год выпуска — легко находится в Википедии, на сайтах рейтинговых агентств и на сайтах разработчиков.

Короче, на сегодняшний день применение этого закона вызывает вопросы. Многие из этих игр морально устарели и скорее, заинтересуют любителей поностальгировать. Да и скачать игру с Торрента не представляет какой-то сложности. Будем следить за развитием ситуации.

Россия — пока терпимо, но будет хуже (кто бы сомневался)

Для сегодняшней российской реальности многие официальные запреты сейчас неактуальны. Дело в том, что многие компании-разработчики сами ограничили продажу своей продукции и ввели ограничение на оплату в том же Steam. Например, вот неполный список:

  • Activision Blizzard (Call of Duty, World of Warcraft, Overwatch)

  • Electronic Arts (FIFA, Battlefield, Mass Effect)

  • CD Projekt («Ведьмак», Cyberpunk 2077)

  • Take-Two — владеет Rockstar, 2K Games и Private Division

  • Ubisoft (Assassin's Creed, Rainbow Six, Far Cry)

  • Microsoft (Halo, Age of Empires, Forza Horizon, Minecraft)

  • Sony (закрытие PS Store)

  • Bethesda (DOOM, Fallout, The Elder Scrolls)

  • Nintendo — закрыла eShop и отложила выход Kirby and the Forgotten Land и Chocobo GP

  • Epic Games перестала продавать контент пользователям из России

  • Games Workshop (остановила продажи Warhammer в России)

  • Minecraft удалили из App Store и Google Play для россиян

  • Square Enix (Final Fantasy, Tomb Raider, Deus Ex) и Capcom (Resident Evil, Devil May Cry)

Конечно, есть много обходных путей в виде оплаты через QIWI, конвертации в другие валюты, VPN и прочее. Но законодательно могут возникнуть другие проблемы: что использовать игры простым геймерам станет опасно. Пример с тем же реальным сроком за игру в Minecraft говорит о многом. 

У многих появились вопросы, как именно новый закон о пропаганде ЛГБТ будет работать в отношении компьютерных игр. Но Госдума дала пояснение, что пока это не относится к играм, потому что законодательно термин «компьютерные видеоигры» пока нигде не прописан. Поэтому будут работать. И возможно, в ближайшем будущем мы увидим замену радуги в детских играх на российский триколор. 

З.Ы. Для тех кто думает, что насилие и всякий треш в играх не нужны в принципе, просто оставлю тут это видео.

З.З.Ы. Это финальный для меня пост в этом непростом 2022 году. Поздравляю с Новым годом всех посетителей Хабра и пусть ваш 2023 будет хоть немного полегче.

Комментарии (61)


  1. GavriKos
    27.12.2022 14:54
    +2

    GTA III: Vice City. И вишенкой на торте стал запрет GTA IV: San Andreas в 2005 году

    Ни ViceCity, ни SanAndreas не были номерными. И даже если считать их условно номерными - то SA не может быть четвертой, потому что 4 часть есть сама по себе.

    А так в обзоре жестко не хватает первой готики - которую в Германии - родной стране разрабов если я щас не ошибаюсь - нерфили и цензурили нещадно, включая убирание добивания.


  1. Child_Of_Flowers
    27.12.2022 15:31
    -15

    А я не вижу ничего плохого в таких запретах. Меня вообще очень давно интересует вопрос, на сколько это нормально, что люди, попадая в виртуальную реальность, получают удовольствие от того, что в реальном мире считается преступным, отвратительным, или недопустимым. Что это за двойственность сознания, и на сколько нам нужно это второе, скотское сознание? Почему люди, вместо того, чтобы бороться с этим, платят огромные деньги за то чтобы побыть виртуальными отморозками, или, например, полюбоваться на таких в кино?... А интереснее всего, чему именно эти люди возмущаются, когда им начинают мешать делать что-то подобное)


    1. Arhammon
      27.12.2022 15:57
      +4

      Двойственность сознания наоборот происходит изза запретов - взять недавнее прошлое, когда в СССР "не было" ни секса, ни убийств...


      1. GatoElectronico
        28.12.2022 10:36

        В чём-то вы правы-рождаемость тогда была явно выше чем сейчас. А вот с убийствам... - я не нашёл в криминальных хрониках СССР ни одного упоминания о терактах совершаемых школьниками в школах против других школьников и учителей. Возможно, тогда ещё не было шутеров и они не знали, что такое можно устраивать) в таком случае воспитание через ограничение потребляемого контента вполне оправдано.


        1. Arhammon
          29.12.2022 09:42

          Вбейте в гугле подростковые банды СССР и найдёте примеры. Если из всех экранов об этом не трубили, это не значит что детишки никого не убивали. Медийных терактов не было, из-за полного контроля СМИ и связи(вплоть до прерывания железнодорожного сообщения, когда военные в детский сад влетали), а не из-за того, что не было жестоких игр.


          1. Child_Of_Flowers
            29.12.2022 11:08
            +2

            А как тогда быть с лихими девяностыми, когда запретов (соответственно и воздержаний) было в разы меньше чем сейчас, а преступность при этом гораздо больше, чем в совке?


            1. skozharinov
              29.12.2022 13:19
              +1

              Вы правда считаете, что преступность в 90-е связана с отсутствием запретов? Может быть вы ещё считаете, что Николас Кейдж виновен в том, что люди тонут в бассейнах?


              1. Child_Of_Flowers
                29.12.2022 16:08

                Ну тут говорили об обратном, что наличие запретов приводит к увеличению преступности. Вот я и спросил, как эта теория вяжется с ситуацией в 90-х, когда запреты были минимальны, а преступность максимальна.


                1. skozharinov
                  29.12.2022 16:14

                  Преступность может меняться независимо от запретов.


                  1. Child_Of_Flowers
                    29.12.2022 17:56

                    Согласен. Собственно я на то и намекал, что вряд ли там есть какая-то прямая зависимость.


        1. Denev
          29.12.2022 10:37

          В чём-то вы правы-рождаемость тогда была явно выше чем сейчас. 

          Есть такое понятие "демографический переход". Так вот во времена СССР наша страна проходила первую стадию демографического перехода, когда дети массово во младенчестве умирать перестали (в отличии от РИ), но традиция многодетной семьи еще не полностью отошла в прошлое. А сейчас идет вторая волна демографического перехода, когда семьи стали малодетними, поскольку сейчас для того что бы ребенок стал успешным родители должны вложить в него очень много усилий, это крайне трудно при большом количестве детей. И конечно, катастрофа 90-х ускорила смену стадий демографического перехода, но тут явно не компьютерные игры виноваты.


    1. klimensky Автор
      27.12.2022 16:05
      +5

    1. wormball
      27.12.2022 16:07
      +35

      Только вот то же самое государство, которое запрещает детям убивать пиксели на экране, прямо сейчас посылает недавних детей убивать самых настоящих людей сами знаете где. Это, несомненно, куда более нравственно, скрепно и духовно.


      1. Child_Of_Flowers
        27.12.2022 16:37
        -18

        А что вы всё ссылаетесь на нынешнее правительство, да на СССР? Как в детском садике, когда друг на друга пальчиком тыкали с криком "а почему ему можно, а мне нельзя?". Если вы считаете себя умнее и лучше тех, кто сидит в правительстве, так ведите себя соответственно, а не оскотинивайтесь до их уровня.


        1. Racheengel
          27.12.2022 17:52
          +11

          Это настолько идиотский пост, что мог быть написан только или троллем, или умственно отсталым.


          1. Child_Of_Flowers
            27.12.2022 17:57
            -5

            Если вы так здорово обходитесь без аргументов, может и без оскорблений у вас получится обойтись?


        1. invasy
          27.12.2022 18:40
          +2

          Между «убийством» пикселей на экране и убийством людей есть разница?


        1. Arhammon
          27.12.2022 18:41
          +4

          Может для того, чтоб посмотрели например криминальную статистику СССР, где было доброе кино, мультфильмы и сравнить с соседями. Может поможет вынуть голову из песка, метод страуса - он просто не рабочий...


          1. Child_Of_Flowers
            27.12.2022 20:36
            +1

            Да я тут попытался вынуть, мне по ней надавали, как только начал задавать неудобные вопросы.


            1. ZetaTetra
              28.12.2022 01:46
              +2

              Вопрос просто поставлен странно, поэтому и ответа на него никто не даёт.

              Почему можно делать в виртуальном мире то, что нельзя делать в реальном?

              1. Потому-что надо.

              2. Пробовать себя в разных фантазиях - это интересно.
                Этому учат как книги, фильмы, так и игры и каждая - с большим интерактивом.
                Стать тем-же Раскольниковым убивающим бубушку или стать пехотинцем убивающего "врага", но при этом самостоятельно умереть 100-200 раз чтобы пройти какой-то уровень.

              3. Это полезно для развития общества, ибо можно попробовать многие вещи без риска для своего здоровья.

              Да и просто предложение этого депутата - глупость, ибо запрет просто бесперспективен и главное этих "запретительских" законов просто отвлечь общество от реальных провалов работы правительства.
              Ну и, разумеется пообсуждать, а что реально надо обществу (РОИ), никто из депутатов даже смотреть не будет, не для этого ИБД.


      1. SquareRootOfZero
        28.12.2022 09:31
        +3

        Но государство, как правило, не запрещает убивать ни там, ни там — государство для обоих случаев пытается эвфемизировать убийство до полного абсурда. Сколько я ни читал про все эти запреты насилия в играх, я не помню ни одного случая формата «запретить, там убивают», везде бред типа «а пусть там, когда в персонажа стреляют, кровь брызжет не красная, а зелёная, а ещё лучше пусть вылетают разноцветные блестящие конфетти, создавая ощущение праздника». В реальном мире заменить кровь на конфетти пока не умеют, всё сводят к новоязу, когда солдат не убивает врага, а поражает живую силу противника.


    1. skozharinov
      27.12.2022 16:08
      +8

      получают удовольствие от того, что в реальном мире считается преступным, отвратительным, или недопустимым

      1. То, что кто-то так считает, совершенно не значит, что это что-то плохое, примеров предостаточно.
      2. Даже если это что-то плохое, люди, которые хотят этого, никуда не денутся. Где они это будут делать, если игр не будет — догадаться нетрудно.
      3. Виртуальное убийство / прочие преступления и реальное — разные вещи


      1. Child_Of_Flowers
        27.12.2022 16:42
        -6

        А я и не отождествлял реальное с виртуальным. Меня интересует моральный вопрос, и то, как несопоставимые вещи укладываются в голове у людей.


        1. indestructable
          27.12.2022 17:27
          +6

          Что аморального в "убийстве" пикселей?


          1. Child_Of_Flowers
            27.12.2022 17:43
            -3

            А что аморального, например, в том, чтобы смотреть на пиксели, похожие на эротические сцены с несовершеннолетними людьми?


            1. indestructable
              27.12.2022 17:45
              +8

              Абсолютно ничего. Детская порнография запрещена из-за того, что происходит при ее производстве. Кто страдает при производстве игр?


              1. Child_Of_Flowers
                27.12.2022 17:52
                -3

                А, то есть, на рисунки с детской порнографией смотреть не плохо?


                1. indestructable
                  27.12.2022 18:05
                  +5

                  Кому от этого плохо?


                  1. Child_Of_Flowers
                    27.12.2022 20:39
                    +1

                    Никому. Так по-вашему это хорошо?


                    1. ZetaTetra
                      28.12.2022 01:50
                      +4

                      Я смотрел детскую порнографию, мне никак.
                      Как раз кто-то из депутатов начал её обсуждать много лет назад, решил посмотреть хоть понять о чём идёт речь.

                      И если до обсуждения никто особенно про неё и не знал, ибо всё это втихую и так банилось поисковиками, то после обсуждения в зомбоящиках, куча народу полезло искать, а про что, собственно, идёт речь.


    1. chigiwar
      27.12.2022 16:29
      +9

      Ой развели моралфажество. Ни какой двойствености здесь нет. Взрослый человкек без психических растройств в состоянии различить реальное от вымышленного.

      А любые запреты должны быть хоть как то обоснованы. Нет ни одного хорошего исследования, которое подтвержадо бы перенос агрессивного поведения из видеоигры в реальность. Зато есть оксфордское исследование подтверждающие обратное https://psyarxiv.com/qrjza/ .

      Если же кому-то лично не нравится цивровое "скотство", этот человек может запретить его персонально для себя.


      1. Child_Of_Flowers
        27.12.2022 17:35

        Вы невнимательно читаете. Я нигде не писал, что игры провоцируют к насилию. И также, то что я не против таких запретов, не означает, что я к ним призываю. Я сказал что не вижу в них ничего плохого, и привёл свои аргументы, почему я так считаю. Внятных же контраргументов, чем эти запреты плохи, я пока что не увидел, хотя минус в карму уже прилетел (кто бы сомневался, что так будет).

        Ещё раз, меня интересует вопрос, почему люди находят удовольствие в том, что в реальной жизни порицается. И можно ли считать нормальным и здоровым общество, в котором такие вещи не возбраняются, а считаются нормой?


        1. indestructable
          27.12.2022 17:46
          +1

          почему люди находят удовольствие в том, что в реальной жизни порицается.

          Очевидно, потому, что это не одно и то же


          1. Child_Of_Flowers
            27.12.2022 17:55
            +1

            Ответ из разряда: - Почему вы любите чай? - Потому что это не кофе.


        1. ReadOnlySadUser
          27.12.2022 23:21
          +11

          Я нигде не писал, что игры провоцируют к насилию

          И тут же выдаёте:

          Ещё раз, меня интересует вопрос, почему люди находят удовольствие в том, что в реальной жизни порицается

          Вторым предложением вы прямым текстом отождествляете насилие в играх и насилие в жизни. Если вы этого не делаете, то и вопроса вашего нет - никто не поощряет то, что в реальной жизни порицается. Ведь в реальной жизни нет аналога вирутальному насилию.

          Почему дети играют в "войнушку" и это ок, пускай детишки друг друга "убивают" с помощью палок и шишек, а точно такая же выдуманная игра но перед монитором - это внезапно что-то порицаемое? Ответ один - и то, и другое - это игра, блин!

          Почему люди становятся актёрами? Потому что им интересно изображать других людей. Никто не н порицает актёров за то, что они выбирают роли убийц? За что тогда порицать геймеров, которые тоже решили примерить на себя эту РОЛЬ?


    1. rg_software
      27.12.2022 17:06
      +3

      Да надо просто отделять мораль от закона. Допустим, люди, которые любят убивать пешеходов в Carmageddon, вам не нравятся. Но у вас же найдутся и другие претензии к человечеству, не так ли? Грубо говоря, не надо с такими людьми дружить, если вы это не любите, но требуется какая-то более веская причина, нежели просто "нелюбовь", чтобы чего-то запрещать на законодательном уровне.


      1. Child_Of_Flowers
        27.12.2022 17:39
        -2

        Так запрещают же не играть в аморальные игры, а распространять их. И, конечно же, тут дело совершенно не в неприязни к людям, которые в них играют.


        1. Andrusha
          27.12.2022 18:10
          +2

          И какой в этом смысл, кроме побуждения желающих поиграть к пиратству или к каким-то неоптимальным схемам приобретения? Тем самым уменьшая бюджетные средства, как недополучением налогов с продаж этих самых игр, так и, собственно, тратой их на цензурящих клоунов и сопутствующие мероприятия.


          1. Child_Of_Flowers
            27.12.2022 21:01

            Интересный вопрос. У меня на него нет точного ответа. Может вы меня просветите?


            1. ReadOnlySadUser
              27.12.2022 23:23
              +4

              Попил бабла. Ведь нужно сделать какой-нибудь цензурную коммисию. А этой комиссии нужен глава. А у депутата Госдумы как раз оболтус подрос.


              1. ZetaTetra
                28.12.2022 02:01
                +1

                Оболтуса лучше пристроить для начала в клановый бизнес, на публичной должности оболтус ляпнуть может что-то лишнее.


            1. ZetaTetra
              28.12.2022 01:59
              +4

              Отвлечение внимания.
              Правительство облажалось и чтобы не сильно было заметно - придумать на что отвлечь внимание.

              1. СВО идёт не по плану?
                Так это менее важно, тут ведь ЛГБТ запрещают.

              2. Политика в школы пришла?
                Так это менее важно, тут ведь прямую дискриминацию из-за инакомыслия вводят.

              3. Президенту нечего сказать на ежегодном отчёте?
                Так это менее важно, тут ведь игры запрещают.

              Можно вот прямо каждый год брать, искать обсуждение очередного запрета и сравнивать с чем, где правительство очередной раз облажалось.


              1. Child_Of_Flowers
                28.12.2022 10:26

                Извините, но вы серьёзно считаете, что такой фигнёй можно хоть кого-то от чего-то серьёзного отвлечь? И что наши правители могут на такое рассчитывать? Я, конечно понимаю, что их и до начала сво сильно умными не считали... но, блин, не до такой же степени! Просто мне кажется, что на успех такой уловки в контексте нынешних обстоятельств может рассчитывать только олигофрен. То есть вы мне предлагаете поверить, что страной умников (каждый ведь считает себя умнее их) правит горстка олигофренов? Извините, не могу. У меня такой абсурд в голове никак не укладывается.


                1. ReadOnlySadUser
                  28.12.2022 11:32

                  А у меня - вполне укладывается. Работает ведь)


                1. ZetaTetra
                  28.12.2022 14:05
                  +2

                  Да, для смещения повестки достаточно вкинуть любую абсурдную тему и чем абсурдней тема будет, тем лучше получится отвлечение (включая призывы к прямому геноциду). Поглядите на госпропаганду, в детских капризках объяснются любые факапы:

                  1. Почему ИМ можно, а НАМ нельяз?

                  2. Не МЫ это начали, это всё ОНИ

                  3. У НИХ это есть, надо чтобы и у НАС было

                  Суть госпропаганды, сделать какую-то тему нежелательной к обсуждению любыми способами.
                  Для примера:
                  - На дорогах гибнет много наших граждан
                  - Ой, сейчас более важные вопросы есть для обсуждения, %нужна форма для мобилизованных%.

                  И это работает


                  1. Child_Of_Flowers
                    28.12.2022 14:50

                    Но не с вами... и не со мной... и, наверное, ни с кем из здесь присутствующих)) По-моему это может ещё худо-бедно работать со старшим поколением, для которого практически единственным источником информации является телевизор, по которому "не могут врать". Но как это может работать с современным поколением, которое черпает информацию из разных источников, и может само свободно выбирать, на чём акцентировать внимание? Прикол то в том, что если этот запрет задуман как отвлекающий манёвр, то его целевая аудитория, как раз, обладает максимальным иммунитетом против подобных вещей. Вот и получается одно из двух: либо в правительстве действительно сидят полные кретины, не способные провести элементарную логическую цепочку и сопоставить общеизвестные факты (тогда как они там оказались, и почему до сих пор там сидят?); Либо, всё-таки, цель запрета в чём-то другом...

                    Хотя, кстати, в статье же написано, что это пока всего лишь предложение замглавы комитета по просвещению. В таком случае, конечно, вполне возможно, что просто мадам решила показать свою бурную деятельность...


                    1. skozharinov
                      28.12.2022 18:28
                      +1

                      с современным поколением, которое черпает информацию из разных источников

                      Вы слишком хорошо думаете о современном поколении


                    1. adson
                      29.12.2022 11:17
                      +2

                      А оно - пропаганда - работает, причем очень даже эффективно. Пообщайтесь со сверстниками на скользкие и запрещенные темы - и вдруг выяснится. что поддерживающих весь текущий маразм куда больше, чем могло быть, основываясь на тезисе "с современным поколением, которое черпает информацию из разных источников, и может само свободно выбирать, на чём акцентировать внимание...". Я ради интереса захожу на желтушный екатеринбургский сайт Е1 и читаю комментарии к разным новостям, так вот срез "духовного состояния" может слегка шокировать. Там - не только люди с телевизором вместо головы, там - те, кто подписан на Telegram Медведева или разных "военкоров", например (по мне - это уже диагноз)


                    1. ZetaTetra
                      29.12.2022 12:07

                      Работает, ещё как работает. Байки "это ничего не работает" тянутся с далёких времён.

                      Для примера, возьмите чат своего дома или посёлка, где Вас знают и задайте вопрос:
                      - Подскажите качественный страпон? А то ходил в секс-шоп и не могу выбрать какой лучший.
                      А потом проанализируйте мысли в голове которые будут возникать перед написанием.

                      Вот тоже самое происходит во время озвучивания любого тезиса из инакомыслия.


                1. chelovek-jpeg
                  29.12.2022 10:01
                  +2

                  "То есть вы мне предлагаете поверить, что страной умников (каждый ведь считает себя умнее их) правит горстка олигофренов? "

                  Неправильные выводы, народ-то действительно тупой в большинстве либо в половине. К примеру, где-то году в 13-м Путин поручил создать базу ботов, которая бы публично в интернете поддерживала его действия. Занавес. Как в случае такого тупого палевного способа манипуляции можно иметь хоть какую-то поддержку? Но ведь работает же. Отвлечение внимания работает также


                  1. Child_Of_Flowers
                    29.12.2022 13:27

                    Так это не вывод. Я, как раз, и написал, что считаю это абсурдом и не могу с этим согласиться. Просто создаётся впечатление, что многие люди думают именно так, судя по их высказываниям. Как в том анекдоте: Почему в правительстве сидят одни идиоты? Потому что все хорошие политики работают таксистами и продавцами. Я то согласен с тем что народ в большинстве своём если не тупой, то, как минимум, безразличный. Но тогда возникают другие вопросы. Например, как тупой народ может определить, что у них тупые правители? Или вообще, зачем тупому народу умные правители? Или, не в обиду, если вы считаете большинство людей тупыми, и при этом вы не их правитель, то с чего вы решили, что вы не один из тех тупых? Только из-за того что на вас не действует гос. пропаганда? А что если на вас действует другая, оппозиционная, например, пропаганда? Кстати, можно пруфлинк на эту историю с официальным путинским предложением создать кремлеботов? Мне вот она кажется очень сомнительной. Уверен, там максимум какая-нибудь кривая трактовка, вольное толкование, или кусок фразы, вырванный из контекста (а скорее всего всё вместе). Но даже если каким-то чудом это окажется правдой, что вас в этом возмущает? Вы же сами говорите, что народ в большинстве своём тупой. Допустим, президент думает аналогично. Так почему ему для тупого народа не выпустить тупое поручение? Тем более чему вы удивляетесь сейчас, когда уже очевидно, что наш народ схавает предложение любой степени тупости?


        1. rg_software
          28.12.2022 02:34

          Ну хорошо, вам не нравятся люди, которые их распространяют? Ну так не надо с ними дружить и общаться. Может, мне не нравятся люди, которые распространяют морских свинок, потому что я, допустим, не люблю морских свинок, и что теперь? Остальное остаётся в силе: нужна какая-то веская причина для запрета, кроме частной нелюбви.


    1. invasy
      27.12.2022 18:48
      +8

      Категории «хорошо» и «плохо», «морально» и «аморально», «допустимо» и «недопустимо» субъективны и постоянно меняются со временем. И как показывает практика, самые моральные из моральных блюстителей нравственности оказываются наиболее аморальными лицемерами с «двойственным сознанием». Наверное, из-за подавления своих настоящих желаний. Потому что «нормальный» человек к психологу или психотерапевту не ходит, верно?


    1. zarfaz
      28.12.2022 08:18
      +3

      Потому что при совершении убийства в реальной жизни есть пострадавший (убитый).

      Убивая в виртуальном мире нет пострадавших.

      Если вы или кто-то другой будете мне указывать что запрещено просто на основании своего понимания прекрасного - то это уже было. Полиция нравов, инквизиция и т. д.

      Вот если вы научно докажите связь между игровым убийством и реальным на воспроизводимых данных (между странами, с замером после запрета например), то это другой разговор. Пока не доказали


      1. Ionenice
        28.12.2022 11:56

        Кажется в этом году была научная статья по этому поводу, но могу ошибаться. Доказали всё же, только совсем обратный результат)


    1. scream_r
      28.12.2022 11:43
      +1

      Это и называется Игра. Потому что людям это нужно. С человеческой натурой не надо Бороться и подавлять её. Надо с ней дружить и направлять в полезное или хотя-бы просто безопасное для общества русло. Для этого был создан спорт, например. Чтобы люди могли ходить стенкой друг на друга, но вот вам правила: можно бить только ногой, и только мяч. И вот уже вместо кровопролития - игра, увлекающая миллионы.
      Теперь есть виртуальные игры, где меньше ограничений на выражение разнообразных стремлений, при этом физически также никто не страдает. Сериалы и кино туда же. Вот вам эмоции от измены, страсти, предательства. У себя в жизни для этого апокалипсис устраивать не надо, чтобы это почувствовать. И ночью по кладбищу шариться бабушек пугать ради острых ощущений не нужно, сходи в кино на ужастик или порежь зомби на экране компьютера, порадуй себя и успокойся. Ещё и рабочие места для создающих такой контент обеспечишь. Всем хорошо, все при деле.


    1. chelovek-jpeg
      28.12.2022 23:05
      +2

      чисто технически, если для тебя пускание кучки пикселей в другую кучку пикселей, схематические называемое стрельбой, тоже самое, что убийство в реальной жизни, то у меня для тебя плохие новости. У многих психически-больных также теряется разница между виртуальным и реальным миром, даже сегодня в тг была новость про педофила, он как раз об этом говорил, что терял разницу между реальным миром и своими фантазиями


  1. Neuromantix
    27.12.2022 20:20
    +3

    Существование запрещенной информации есть проявление магического мышления из серии "это запрещенное заклинание, при прочтении вызывается сотона", точно так же и тут - магичность мышления состоит в том, что признается факт изменения людей после прочтиения/просмотра/игры магическим образом. (Это не распространяется на секретные сведения или масспропаганду, где есть очевидные не-магические механизмы влияния). В случае конкретно с играми влияние исключительно магическое.
    Поэтому стоит либо признать существование магии либо прекратить переводить информацию в разряд заклинаний.


  1. 1Tiger1
    28.12.2022 18:03
    +1

    есть только одна причина запрета игр: попытка заработать рейтинг политиком, партией, фракцией. все, других нет. если бороться с упоминаниями жестокости то начинать надо со сказок. там ее навалом и подаются они как раз таки в возрасте когда реальность. вымысел не особо разделены. потом мультики. книги. фильмы. театр. песни. традиции. от любой культуры после такого останется бестолковый огрызок. ни один политик не полезет в это. а вот игры можно, это что то достаточно новое чтобы бабульки и прочий электорат не возмущались а радовались. но только компьютерные. казаки разбойники не трогать, как и "войнушку".

    вопросы лицемерия запрета насилия в играх в росии на фоне пропаганды насилия в реальности по всем возможным каналам, не затрагиваю, это и так очевидно.


  1. vkflare
    30.12.2022 08:57

    Писал и стирал коммент раз пять. В общем, не думаю, что здравый смысл - это то, что следует искать в действиях законотворцев. Знаете, я замечал одну идею, которую транслировали фильмы про войну и некоторые фильмы с упоминаниями политики. Мол, неважно, что именно приказывать в критической ситуации, даже если ты сам понятия не имеешь, главное - создавать ощущение, что власть на месте и точно знает, что делать. У меня давно сложилось ощущение, что бешеный принтер следует этому правилу. А откуда взяться этому пониманию даже с течением лет, когда этому мешает хроническая профнепригодность? Так и живем, периодически высмеивая самые идиотские инициативы и распоряжения, отданные в постоянном цейтноте.


  1. Myxach
    30.12.2022 09:40

    У Американцев какой-то неадекватный фетишь на атрибуты церкви христианской в японской игры - самый наверное цензуримый предмет при адаптации японских игр