Все мы с определенной периодичностью ищем работу. И в этом процессе сталкиваемся с рекрутером. Чтобы не бояться встречи с ним и не брызгать слюной в его сторону из‑за отказа, почитайте наши рекомендации. В серии постов #ihateinterview мы будем делиться лайфхаками, как сделать этот процесс не таким мучительно болезненным. Поехали!

Найм:

  1. Не отправляйте резюме на несколько вакансий одной компании.

  2. Отвечайте на тот вопрос, который вам задали. Четко, но развернуто. Много воды — плохо. Односложный ответ «да, делал» тоже не прокатит.

  3. Если вы джун, обязательно пишите сопроводительное письмо, в котором расскажете про близкие к реальным проектам и/или пет‑проджектам. Писать в личку и сталкерить рекрутера нет смысла. Так же как и указывать знакомых из отрасли. Если они у вас есть, попросите их сделать интро.

  4. На интервью все украшают свой опыт. Но писать про проекты, которые вы видели одним глазом, не надо. И даже если вы их видели двумя глазами, но не готовы взять ответственность за повторение в новой компании. Вас спросят про детали, в итоге все участники просто потратят время.

  5. Почитайте про компанию и про ее проекты. Это сэкономит всем время, а вы сможете задать более предметные вопросы про цели проекта и ожидания от вашей роли (это, кстати, не то же самое, что от вас лично).

  6. Постарайтесь быть дружелюбными, несмотря на волнение. Рекрутеры видят по 100 500 человек и говнюков идентифицировать — их задача. В то же время, заискивать тоже не стоит.

  7. Ответьте для себя на вопрос: вам (по жизни, не в работе) больше нравится делать с нуля и рисковать, ища новые пути, или систематизировать то, что уже есть? В зависимости от ответа выбирайте задачи, которые предстоит решить (для миддл+). Насилие ради денег еще никого не сделало счастливым, правда.

  8. Last but not least: если вы не знаете ответ на вопрос, честно скажите и продолжите рассуждать вслух. Никто не ждет, что вы знаете ответы на все вопросы, но всем важно понимать, как вы мыслите. Это отличная практика для вас, даже если ответ не устроит интервьюера.

Важно помнить, что рекрутер это не злобная телка, цель которой вас отшить. Цель — закрыть вакансию. И чем больше вы друг про друга узнаете на этом этапе, тем больше шанс, что вы найдете место по совету Конфуция, а не временное пристанище.

Вопросы, которые точно стоит задать:

  1. Какие конкретно задачи мне предстоит решить? (они должны быть отражены в оффере)

  2. Что будет, если я их выполнить не успею за И.С.? (тут они должны рассказать про подход, а вы — понять, устраивает ли он вас)

  3. Как построен процесс развития сотрудника в компании? (абстрактный ответ “мы за рост сотрудников" вас не должен устроить. Нужно узнать именно про наличие или отсутствие системы).

  4. Кто сейчас выполняет эти задачи? (тут вы поймете, берут ли вас на замену или надо кого-то разгрузить, или это новый проект. Отсюда можно сделать вывод, как сложно будет добыть информацию, которая не задокументирована)

  5. Какие критерии повышения З.П. и должности?

  6. Какие критерии оценки моей работы? Если ответы абстрактны, предложите свои и финализируйте в письменной форме. Это та штука, по которой вам будут И.С. закрывать.

Можете считать нас пропагандистами, но мы верим и не устаем повторять, что честность и открытость на собеседовании с большей вероятностью приведет вас к работе мечты, чем попытки понравиться.

Комментарии (11)


  1. alnite
    00.00.0000 00:00

    Поясните за первый пункт, пжста. В рпзделе "Найм" который.


  1. Efimov_pr
    00.00.0000 00:00
    +2

    Мда, с таким тоном и подачей, к адвокату не захотят обращаться...


    1. Heads404Hearts Автор
      00.00.0000 00:00

      факты, сухость и структурность не всегда обозначают резкость, раздражение или враждебность. Кажется, что в постах формата "какие вопросы задать, что спросить, как ответить" и т.д., где есть перечень чего-либо, нужна системность. Не вижу здесь плохого тона


  1. azZy28
    00.00.0000 00:00
    +2

    Первый пункт - не верно. Во многих компаниях за разные вакансии могут отвечать разные команды и разные рекрутеры - отправлять имеет смысл на все, что выглядит вам интересно. Если это один рекрутер и он не может смэтчить ваше резюме - ну надо вам с таким рекрутером дальше общаться?
    Пункт 3 - если вы джун, пишите честно с какими технологиями знакомы и что-то про свои пет проекты. Будьте готовы про это рассказать подробно и интересно. Сопроводительные письма - ерунда. не тратьте свое время на идиотов.
    Пункт 5. Мы все в процессе поиска отправляем резюме на много вакансий в большое количество компаний. Для первичной встречи читать про все компании - это большая трата времени. Это задача рекрутера / нанимающего менеджера - продать вам свой проект / компанию. Я так сам делаю, потому что я хочу нанять человека - значит он мне понравился, значит я хочу его убедить, что ему тоже стоит со мной работать. На последующие встречи с нанимающим менеджером - есть смысл подготовиться, понять вообще на каком стеке работают, что делают. (например, высоконагруженный e-com - стоит больше про НТ почитать, посмотреть HighLoad. Если для Госов делают - ну, может и идти не стоит).

    Ну и остальные пункты либо спорные либо очевидные.


  1. stackjava
    00.00.0000 00:00
    +5

    Рекрутеры видят по 100500 человек и говнюков идентифицировать — их задача.

    Иногда, к тебе стучатся 100500 рекрутеров и говнюков идентифицировать - это твоя задача.


    1. Heads404Hearts Автор
      00.00.0000 00:00

      все верно, рекрутинг - процесс двусторонний, и на каждой стороне бывают говнюки :)


  1. alexzaides
    00.00.0000 00:00
    +1

    какой автор сказочник.... "Вопросы, которые точно стоит задать " - что, реально где то ответят честно и полно?


    1. Heads404Hearts Автор
      00.00.0000 00:00

      А зачем что-то умышленно скрывать? Задача интервью - определить, смогут ли две стороны сработаться. Идеальных не бывает, все это знают. HR, зная специфику работы в компании, сможет определить, какие факторы (софты, харды и т.д.) кандидата для компании будут приемлемы, а какие могут служить риском для увольнения. А увольнение для бизнеса обходится ну очень дорого.

      Очевидно, какие-то вещи могут быть сокрыты, но как правило, о них рассказывают уже на финальных этапах. Не о всех, но в таком случае работодатель берет на себя риск.

      Так что да, вопросы стоит задавать. Хотя бы потому что само наличие вопроса покажет HR и нанимающему менеджеру, что вот это для кандидата критично.


  1. Gre4kina
    00.00.0000 00:00
    +1

    Спасибо, раздел с вопросами рекрутеру полезный. Я при устройстве на предпоследнюю работу не спросила первый и шестой вопрос и мне это вышло боком. Часто накидывали задачи, которых изначально не было, под предлогом "ну это же подразумевалось" и критерии оценки работы менялись каждый квартал... Такое ощущение, чтобы найти к чему придраться и не выплатить kpi


    1. stackjava
      00.00.0000 00:00
      +1

      Не знаю где и кем вы работали, но в оффере всегда абстрактные задачи: разработка/аналитика/тестиррвание сервисов такой то системы и прочее... Ожидать бэклог здесь не стоит.

      По поводу 6 пункта kpi тоже самое... но еще более абстрактно, ибо цели по kpi меняются от квартала к кварталу, в зависимости от потребности бизнеса.


    1. Heads404Hearts Автор
      00.00.0000 00:00

      хорошая практика - это обозначать задачи, выполнение которых будет означать прохождение испытательного срока. Большинство компаний уже пришли к этому, но если нет, то можно самим инициировать этот процесс. Так, объективность прохождения И.С. будет выше, да и фокус не будет сбиваться