Привет!

Меня зовут Вячеслав Демин, я аналитик данных в СИБУР Диджитал. Почему меня так интересует тема обратной связи?

Во-первых, профдеформация. Занимаясь анализом, не только данных, я так или иначе привык рефлексировать на разные темы.

Во-вторых, когда-то я преподавал детям программирование, и мне важно было научить их формулировать свои желания и мысли, в том числе давать обратную связь. 

В-третьих, в свободное же от работы время я — мастер-ведущий игры D&D (Dungeons & Dragons). И здесь очень полезны оценки и впечатления участников о компании. 

Очевидно, что тема мне близка, и я рад поделиться своими размышлениями о видах обратной связи. 

Совсем без обратной связи

Представьте ситуацию. Вы устроились на работу в компанию, где зарабатываете себе на жизнь составлением отчетов. Вот вы подготовили свой первый отчет. Ваш руководитель его молча принял и поставил задачу сделать следующий отчет. Вы эту задачу выполнили, передали руководителю, и ситуация повторилась — снова все то же молчаливое принятие и новая типовая задача.

В этом сценарии вы не получаете никакой обратной связи. Какие здесь плюсы? Если отчет приняли, значит, всех устраивает качество выполненной работы. Получается, можно особо не напрягаться при выполнении задачи и делать все по накатанной.

Очевидный минус такого подхода — работа быстро превращается в рутину. Пропадает мотивация улучшать процессы, и мы со временем начинаем верить, что выполняем задачу максимально правильно и качественно. Впоследствии бывает довольно сложно себя в этом разубедить. Хотя руководитель, на самом деле, может исправить и доработать отчет, но нам ничего не сказать. А мы продолжим жить в иллюзии, что работа выполнена идеально. 

В таких условиях развитие практически невозможно, наступает стагнация. 

Только положительная обратная связь

А теперь представим, что за вашу работу вас постоянно хвалят. Все, что вы делаете в своем отчете, вызывает у коллег и руководителя только восторг, который они неустанно выражают. 

Казалось бы, ситуация идеальная. Всех не просто устраивает результат — им активно гордятся. В результате самооценка растет, мы становимся увереннее как в самом себе, так и в работе.  Нас ценят, значит мы молодцы.

Однако и в таком подходе есть свои подводные камни. Если нас постоянно хвалить, рано или поздно мы расслабимся и начнем терять связь с реальностью. Задерживать дедлайн, забывать о небольших, но важных деталях, отдавать приоритет другим задачам. И даже если первые несколько раз эту «расслабленность» нам простят, то потом неминуемо начнут спрашивать, а в чем дело-то? Почему качество работы стало падать? А впридачу еще и критиковать. 

Может случиться и по-другому: руководитель вас постоянно хвалит, а отдел, который получает ваш отчет, работой недоволен. И однажды сообщит вам об этом. 

В таких ситуациях очень велик риск или неадекватной реакции на критику, или праведного негодования: зачем меня все это время хвалили, если отчет не отвечает необходимым требованиям. Ведь было бы куда лучше, если бы вместо пустой похвалы вы получили замечания, доработали отчет и действительно добились хорошего результата. 

Почему еще нас могут постоянно хвалить? Кому-то выгодно, чтобы вы продолжали заниматься тем, чем занимаетесь, и не вовлекались в другие задачи. В общем, минусов у только положительной обратной связи довольно много. 

Только критика

Обратная ситуация — вас только критикуют. Каждая буква вашего отчета вызывает у руководителя негативную реакцию. Как бы вы ни старались исправить ситуацию, в результате вы получаете только негативную обратную связь. Какие в этом случае могут быть положительные моменты?

Их не много, но они есть. Как минимум, вы знаете, что что-то не так. И у вас есть шанс исправить ошибки. 

Минусы — постоянная критика работы может легко превратиться в личную критику. Руководитель не доволен уже не только результатами работы, но и лично вами. А в этом мало удовольствия. Если вас постоянно критикуют, мотивация продолжать работу будет стремиться к нулю. А еще критика может быть необоснованной. Например, вашего руководителя раскритиковал кто-то более вышестоящий, а он выплеснул свой негатив на вас и ваш отчет.  

Как правило, личная критика не приводит ни к чему хорошему. В идеале, получатель такой критики должен научиться разделять, где действительно его промах, а где переход на личности, и не вовлекаться эмоционально в провокацию. А тому, кто переходит на личности, хорошо бы перестать это делать и вместо критики искать рациональное решение возникающих проблем. 

Такие ситуации возникают не только на межличностном уровне, но и на коллективном. Например, когда над большим и сложным проектом работает команда или отдел, и кто-то действительно выкладывается на максимум и ждет положительную обратную связь, а кто-то допускает ошибки, из-за которых проект оказывается под угрозой. Руководитель решает обсудить судьбу проекта на общем собрании, используя фразы:

 — В нашем коллективе есть люди, не справляющиеся со своими обязанностями. Но не будем их называть.

 — Приходится констатировать, что не все поняли важность этого проекта.

 — Среди нас есть такие, кто не выполняет свои обязанности должным образом.

 — Пусть будет стыдно тому, кто не осмелился признаться.

Согласитесь, что у тех, кто оставил все свои силы в проекте, эти замечания вызовут только волну беспокойства, а у тех, кто допустил ошибку — чувство вины. А проблема как была, так и осталась. 

В этой ситуации будет правильнее искать решение и только после этого тет-а-тет поговорить с теми, кто так или иначе негативно повлиял на исход дела. 

Оптимальная обратная связь

Оптимальная обратная связь — это сочетание положительной и отрицательной обратной связи. Но они сочетаются в разных пропорциях. 

Положительная обратная связь должна быть направлена на то, как вы что-то делаете. Если вы наладили процесс, вас за это похвалили. Если вы сделали уникальное решение, вас хвалят именно за него. 

Отрицательная обратная связь также должна быть направлена или на проблемы в процессе, или на проблемы в результате, но не лично на вас. 

В идеале вы должны научиться сами рефлексировать над своими результатами и задавать себе вопросы из серии «Хороший ли у меня получился результат?», «Получил ли я достаточную обратную связь?», «Могу ли я направить ее на улучшение процесса / результата?» и т.д.

В остальном вариантов настройки системы обратной связи множество. Предлагаю рассмотреть модель ОСВК (обратная связь высокого качества). В ней порядок действий следующий:

  1. Говорим о том, что нам понравилось в работе/процессе.

  2. Добавляем, какие хорошие моменты можно было бы усилить, доработать. 

  3. Переходим к вещам, которые стоит исправить.

Важно делать акцент на первом и втором пункте, а в третьем указывать что-то одно главное, что необходимо исправить в первую очередь. 

Есть еще модель гамбургера, похожая на ОСВК:

Начать с похвалы, затем акцентировать внимание на недочетах, а затем дать общую позитивную обратную связь, ведь работа так или иначе была выполнена. 

Вывод

  • Самое главное, чтобы обратная связь в принципе была. Ее отсутствие, как я уже разобрал в примерах выше, приводит к появлению проблем в процессах и конечных результатах. 

  • Только положительная или только отрицательная обратная связь также не приведут ни к чему хорошему, особенно если в процессе перейти на личности.

  • Оптимальная обратная связь — это сочетание положительной и отрицательной обратной связи в разных пропорциях, направленное на процессы или результаты, но не на личность человека. 

Комментарии (4)


  1. rsashka
    00.00.0000 00:00

    Оптимальная обратная связь

    Пишут, что оптимальное соотношение положительной и отрицательной обратной связи должно быть примерно 3 к 1.


    1. Moskus
      00.00.0000 00:00
      +1

      Для "сферического сотрудника в вакууме". На реальную ситуацию влияет что угодно, от уверенности сотрудника в себе до его желания иметь взаимодействия с руководством.

      Кроме того, если сотрудник сделал всё точно как нужно, давать ему отрицательную обратную связь "чисто для оптимального соотношения", вы, надеюсь, не предлагаете.


  1. Stas911
    00.00.0000 00:00

    На западе этот принцип называется менее прозаично - "shit sandwich"


  1. Moskus
    00.00.0000 00:00
    +1

    Тезис о том, почему только положительная обратная связь - это плохо, звучит однобоко. Дело не только в том, что кто-то может из-за этого облениться (это вовсе не обязательно). Просто о нежелательных результатах работы иначе совершенно невозможно узнать, если на них не указать. Более того, если не указывать на них долго, выполняющий работу может сделать закономерный вывод, что это абсолютно допустимо, даже если до этого он сомневался.

    Наличие положительной и отрицательной обратной связи - большое достижение эволюции высших социальных животных. Предлагающие свести отрицательную к нулю, на поверку, оказываются людьми с проблемами с самооценкой, считающими отрицательное подкрепление личной атакой, склонными к избегающему и пассивно-агрессивному проведению, "размазывающему" негативные реакции и мешающему здоровой кооперации.