В работе руководителя бывает много непростых ситуаций. Одной из таких ситуаций стоит назвать наличие в структуре сотрудников, которые настроены крайне нелояльно либо к самому руководителю, либо к компании в целом, при этом их пока нет возможности уволить… Крайняя нелояльность этих сотрудников (назовем их “плохишами”) проявляется в спорах, неуместной критике, публичных негативных обсуждениях решений компании/руководителя, в выборочном выполнении поручений и т.п.
И в работе с такими плохишами руководитель чаще всего допускает 3 ключевых ошибки.
1. Руководитель постоянно “борется” с плохишами.
Каждый поступок плохиша (чаще всего это публичное неповиновение или язвительное словечко, брошенное в руководителя) руководитель рассматривает как вызов, на который он просто обязан реагировать — ведь он же тут главный. И начинается словесная перепалка или чтение морали. Но так как подобные методы на плохиша не работают, ситуация повторяется снова и снова…
Основным последствием подобной регулярной “борьбы” является то, что и плохиш, и все сотрудники, видят беспомощность руководителя. Как следствие, сотрудники могут сделать вывод, что раз руководитель не может справиться с этим нарушителем, значит и с другими не справиться.
На выходе получаем потерю авторитета руководителя, снижение исполнительской дисциплины и отток профессионалов.
2. Руководитель максимально избегает плохишей.
Раз борьба с плохишом не приносит результата, руководитель пытается максимально избегать любого взаимодействия с ними (по принципу “не трогай — не будет вонять”). Это, кстати, относится не только совещаний и общения, эта ошибка больше всего проявляется в части выбора исполнителей для задач (делегирования). Так, руководитель, предвидя, что во время постановки задачи, либо же во время ее выполнения, плохиш начнет упираться, юлить, спорить, конфликтовать, руководитель предпочитает сразу отказаться от этой затеи (постановки задачи плохишу) и выбрать кого-то посговорчивее.
Последствиями подхода будет то, что плохишу либо не будут вообще делегироваться задачи, либо будут отбираться простые и приятные для него (чтобы не дай Бог не конфликтовал), а вот хорошие сотрудники будут приоритетной мишенью для всех задач (по принципу “кто везет, на том и возят”).
На выходе получаем не очень справедливую ситуацию: плохиш недогружен и работает только с простыми/приятными задачами, а вот хороший сотрудник, в качестве награды за лояльность принимает на себя весь объем задач.
3. Руководитель не пытается заменить плохишей.
В вводном абзаце я целенаправленно добавил условие “нет возможности уволить”. Ведь первое, что напрашивается — уволить “плохиша” и дело с концом. Но не стоит спешить с решениями.
Если “плохиш” до сих пор работает в компании, это означает, что он обладает какими-то уникальными ресурсами, которые руководитель никак не может игнорировать:
- сотрудник владеет уникальными навыками;
- сотрудник владеет уникальными знаниями (кроме него никто код не прочитает — проще переписать сервис с нуля);
- сотрудник завязал на себе ключевых клиентов/поставщиков/подрядчиков: он с ними на близком контакте, никто кроме него с ними не взаимодействует;
- сотрудник имеет покровителя в руководстве компании (к примеру, у него дядя операционный директор этой компании).
То есть, уволить сегодня же его нельзя. Но это никак не значит, что его нельзя уволить завтра…. А чтобы уволить завтра, руководитель должен организовать процесс преобразования уникальных ресурсов, которыми обладает плохиш, в общедоступные. Для этого, нам нужно сделать простую табличку из 2-х столбцов:
- Уникальный ресурс
- Как сделать неуникальным?
К примеру, если мы говорим про менеджера отдела продаж, предположим, что мы определили одним из его уникальных ресурсов — “ключевые клиенты общаются только с ним”. Тогда, в качестве решения этой ситуации нам нужно реализовать такие действия: попросить менеджера зафиксировать все данные по клиентам в CRM, обязать общаться только через корпоративные телефоны, познакомить этих клиентов с руководителем отдела продаж (либо с другим кем-то). Таким образом клиенты, которые еще вчера были клиентами этого менеджера (по-другому это не назвать), становятся клиентами компании и ее собственностью (в хорошем смысле этого слова).
Какие ошибки допускает руководитель при работе с хорошими сотрудниками вы можете прочитать в этой статье
Понравилась статья? Находите больше статей о менеджменте в моем телеграм-блоге OSмысленный менеджмент.
Подписывайтесь, далее будет!
.