«Добавьте выставление счетов» — говорили они. И мы, как молодой и амбициозный сервис финучета для бизнеса, добавили. Потратили сотни часов на разработку и… все зря. Рассказываю, почему клиентоориентированность иногда играет против компании, что мы сделали не так и как теперь внедряем новые фичи.
Зачем мы добавили в сервис финучета выставление счетов
Меня зовут Степан Родионов — я предприниматель и основатель сервиса финансового учета для бизнеса Adesk. В своих проектах я всегда ставлю пожелания клиентов на первое место. Звучит пафосно, но это реально так: я и команда всегда прислушиваемся к пользователям и стараемся сделать сервис еще функциональнее, информативнее и удобнее.
И казалось бы — это идеальная стратегия развития продукта: делай, что просят клиенты и наслаждайся результатами. Но на практике всё не так просто.
На заре развития сервиса мы были особенно открыты к предложениям – хотелось выделиться среди конкурентов, добавить что-то полезное, но незаезженное.
Как по волшебству, в службу заботы стали регулярно приходить запросы на функцию выставления счетов: кто-то устал собирать счета в эксельке, кто-то не хотел переплачивать за другие сервисы, а у некоторых была потребность свести всю работу с финансами компании в одном месте.
Надо сказать, что на тот момент мы занимались более фундаментальными инструментами, вроде отчета о прибылях и убытках или учета задолженностей. Но ОПиУ — это базовый отчет, которым никого не удивить. А вот выставление счетов — что-то небанальное, свежее. К тому же, люди реально просят — ну как тут отказать. В итоге мы сместили фокус на выставление счетов и, как потом оказалось, поставили не на ту лошадь.
Главная ошибка разработки или как слить 4 человеко-месяца в трубу
Adesk — это не первый мой проект, поэтому про MVP (минимально жизнеспособный продукт) я, конечно, знал. Но хотелось сделать сразу круто, поэтому мы забили забыли про MVP и приступили к чистовой разработке. Начали продумывать все-все детали, добавлять какие-то фишки, хотя и без них инструмент смог бы выполнять свою главную задачу — формировать счета.
Например, мы предусмотрели возможность загрузки логотипа компании, печати и подписи. Если у элементов есть фон — он автоматически убирается. Кажется, что ничего сложного, а по факту — 20 часов непрерывной работы.
Или вот еще — решили, что выставленные через сервис счета нужно синхронизировать с другими модулями сервиса. Например: вы выставили счет контрагенту и у него автоматически сформировалась дебиторская задолженность.
Продумали даже функцию «Счет просмотрен», чтобы можно было отслеживать, в курсе ли контрагент, что вы ждете от него оплату.
В итоге сформированные в сервисе счета выглядят так:
Довольно простую на первый взгляд задачу мы усложнили настолько, что потратили на нее 4 человеко-месяца. 4 месяца, чтобы пользователь мог просто выставить счет на оплату???? Но мы хотели сделать жизнь предпринимателей проще и привлечь новых пользователей, поэтому о временных ресурсах особо не думали.
В общем, допили все до почти идеального вида и торжественно выкатили обновление. Чтобы пользователи точно заметили такую классную и удобную фичу, добавили ее в главное меню сервиса, назвав «Счета». И тут началось…
Реакция клиентов: вместо благодарностей просьбы убрать ЭТО из главного меню
Через несколько дней после выхода обновления в чат поддержки снова стали приходить сообщения. Нет, не от довольных пользователей. Оказалось, что «Счета» люди воспринимают, как банковские счета, поэтому постоянно тыкают туда, видят не то, что ожидали, и нервничают.
Но это полбеды — перенести пункт из главного меню не так сложно. Скоро выяснилось, что выставлением счетов почти никто не пользовался. Даже те, кто просил такую возможность, почему-то игнорировали обновление.
Конечно, некоторые оценили обновление и стали выставлять счета через Adesk. Но даже они периодически присылали в чат поддержки замечания: то печать не так ставилась, то подпись съезжала.
В какой-то момент хотелось вообще отказаться от этого выставления счетов, убрать его из сервиса и сохранить в памяти только как печальный опыт. Когда эмоции утихли, решили все же оставить инструмент, но из главного меню его убрали.
Сейчас счета через Adesk стали выставлять чаще, хотя вау-эффекта, на который мы изначально рассчитывали, так и не произошло. Но та ситуация заставила нас пересмотреть подход к обновлениям — теперь мы таких ошибок не допускаем.
Как выпустить новый инструмент и не облажаться: советы для тех, кто не хочет спустить время и деньги в трубу
Мы все еще остаемся клиентоориентированным сервисом — слушаем, что говорят пользователи, стараемся максимально облегчить работу с Adesk, но теперь следуем трем правилам:
Проверять, есть ли реальная потребность в том или ином инструменте.
Проверять, правильно ли мы проверили в п.1.
Начинать с малого: сначала MVP, а уже потом разные украшательства.
Система работы над обновлениями такая: получаем идею → общаемся с пользователем, чтобы понять реальный юзеркейс → решаем, стоит ли брать в работу → находим пути реализации минимумом ресурсов.
Часто задумка отваливается уже на первом этапе — во время общения с пользователем. Например, может выясниться, что решить проблему пользователя можно имеющимся функционалом. Если забираем идею в работу, стараемся сделать сначала «пробный», но уже жизнеспособный вариант, а потом допиливаем его по фидбэку от пользователей.
Нужно быть готовым, что ваша задумка провалится. Скажу больше — скорее всего, так и будет.
В общем, шишек мы тогда набили — не делайте как мы. Лучше сразу следуйте советам, выстраданным мной на собственном опыте — сэкономите кучу времени, нервов и денег.
Выявляйте реальные потребности клиентов: зачем это нужно, как собираются использовать. Например, когда запускали в разработку «Согласование платежей», выяснили, что люди не хотят бегать по кабинетам с бумажным счетом или спамить на почту – в этом и была главная потребность.
Подбирайте решение, которое закроет максимум юзеркейсов. Но, разумеется, минимально возможными усилиями. Разные красивости лучше оставить на потом — на начальном этапе важно, чтобы разработка выполняла основную задачу и закрывала потребность.
Подумайте, всем ли нужна ваша разработка. Возможно, имеет смысл сделать ее дополнительным модулем и подключать по запросу. Так вы и потребность закроете, и раздражать никого не будете.
Вкладывайте ресурсы в разработку, только когда убедитесь в востребованности идеи. Грамотно управляйте ресурсами своей компании и временем сотрудников, чтобы потом не писать на vc, как ваша идея провалилась, а вы потратили на ее реализацию 4 человеко-месяца.
Когда-нибудь мы с командой снова вернемся к «Выставлению счетов» и сделаем их реально крутым инструментом, но подойдем к процессу осознаннее.
Комментарии (15)
aborouhin
13.04.2023 10:20Главная интрига не раскрыта - а почему те, кто просили функцию выставления счетов, ей в итоге не пользовались? Они хотели чего-то иного (может, красивый логотип был не так важен, как что-то, что Вы пропустили)? Или они изначально не ведали, чего хотят? Вы же с ними наверняка после внедрения функции пообщались на эту тему?
rodionovstepan Автор
13.04.2023 10:20Вся история о том, как делать не надо) Мы некорректно провели кастдев до того как перейти к разработке, а после того, как выкатили получили очень много комментариев по лишней доработке. Притом количество пользователей, которые пользовались этой фичей, осталось незначительным.
Были такие пользователи, которые даже говорили "перейдем к вам, если будет функция выставления счетов". Но как и о любых намерениях, спрашивать об этом было не совсем корректно в рамках кастева.
aborouhin
13.04.2023 10:20+2Ну это я прочитал. Меня вот именно та группа, которая просила, но не стала пользоваться, заинтересовала. Даже если она изначально была невелика и не стóило ради неё бросаться в бой - есть же этому какая-то причина.
rodionovstepan Автор
13.04.2023 10:20Когда мы выкатили фичу, эта категория юзеров как раз и ей стала пользоваться, но присылала много пожеланий по доработке — упоминал об этом в части про реакцию клиентов. Но этих пользователей было мало. А мы рассчитывали, что раз есть часть которая просит, то те, кто не просят тоже хотят, но просто молчат)
aborouhin
13.04.2023 10:20+1P.S. Кстати, глянул Ваш сайт. Я практически Ваша ЦА - малый бизнес на несколько юрлиц/ИП, сводящий управленческий учёт в Excel'е. Так вот, выставление счетов лично мне было бы удобно делать именно из этого сервиса. Если в нём, конечно, одновременно есть удобный функционал ведения договоров, на основании которых эти счета и выставляются (не понял по сайту сходу).
Увы, по понятным причинам облачные решения для таких вещей не рассматриваются от слова "совсем", придётся свои велосипеды дальше делать...
Protos
13.04.2023 10:20+1Предложите им сделать сервис коробочным?
aborouhin
13.04.2023 10:20+1Думаю, если у существенного количества пользователей такой запрос возникнет - и без моих предложений self-hosted версию выкатят.
Но я прекрасно понимаю и связанные с реализацией этого проблемы, и то, что в малом бизнесе этим мало кто заморачивается. Так что эта фича ещё более нишевая и ещё более трудоёмкая, чем обсуждаемое выставление счетов :)
TsarS
13.04.2023 10:20+3Интересно, если было назвать "Выставление счетов", а не "Счета" - это сбивало бы с толку?
DMGarikk
А почему вообще счет может создавать дебиторскую задолженность? Счет это просто бумажка с ценой и в некоторых случаях отражение брони товара… но не более
aborouhin
Предположу, что очень много договоров предусматривают, что оплата производится в течение N дней с момента выставления счёта. Но это не общее правило, конечно.
rodionovstepan Автор
Это сделали для удобства пользователя. В случае выставления счета на предоплату нет необходимости дополнительно заводить дебиторскую задолженность и совершать еще какие-то действия.
aborouhin
Тут, похоже, классический пример, который очень хорошо приводить, рассказывая про необходимость внедрения ubiquitous language согласно заветам DDD :)
Под "дебиторской задолженностью" продажники понимают одно (то, что выставлено и надо напоминать об оплате), бухгалтера - другое (то, что можно отразить в учёте), а юристы - третье (то, что можно взыскать в суде). Вы, похоже, реализовали отражение дебиторки в понимании продажников, а DMGarikk говорил про дебиторку в понимании бухгалтера.
sap058
чтобы делать сервис фин учета, для начала нужно разобраться в бухучете!
счет - не равно реализации, даже в случае его полной оплаты