«Добавьте выставление счетов» — говорили они. И мы, как молодой и амбициозный сервис финучета для бизнеса, добавили.  Потратили сотни часов на разработку и… все зря. Рассказываю, почему клиентоориентированность иногда играет против компании, что мы сделали не так и как теперь внедряем новые фичи. 

Зачем мы добавили в сервис финучета выставление счетов

Меня зовут Степан Родионов — я предприниматель и основатель сервиса финансового учета для бизнеса Adesk. В своих проектах я всегда ставлю пожелания клиентов на первое место. Звучит пафосно, но это реально так: я и команда всегда прислушиваемся к пользователям и стараемся сделать сервис еще функциональнее, информативнее и удобнее. 

И казалось бы — это идеальная стратегия развития продукта: делай, что просят клиенты и наслаждайся результатами. Но на практике всё не так просто.

На заре развития сервиса мы были особенно открыты к предложениям – хотелось выделиться среди конкурентов, добавить что-то полезное, но незаезженное.

Как по волшебству, в службу заботы стали регулярно приходить запросы на функцию выставления счетов: кто-то устал собирать счета в эксельке, кто-то не хотел переплачивать за другие сервисы, а у некоторых была потребность свести всю работу с финансами компании в одном месте.

Многочисленные запросы в службу заботы доказывали – потребность есть
Многочисленные запросы в службу заботы доказывали – потребность есть

Надо сказать, что на тот момент мы занимались более фундаментальными инструментами, вроде отчета о прибылях и убытках или учета задолженностей. Но ОПиУ — это базовый отчет, которым никого не удивить. А вот выставление счетов — что-то небанальное, свежее. К тому же, люди реально просят — ну как тут отказать. В итоге мы сместили фокус на выставление счетов и, как потом оказалось, поставили не на ту лошадь. 

Главная ошибка разработки или как слить 4 человеко-месяца в трубу 

Adesk — это не первый мой проект, поэтому про MVP (минимально жизнеспособный продукт) я, конечно, знал. Но хотелось сделать сразу круто, поэтому мы забили забыли про MVP и приступили к чистовой разработке. Начали продумывать все-все детали, добавлять какие-то фишки, хотя и без них инструмент смог бы выполнять свою главную задачу — формировать счета. 

Например, мы предусмотрели возможность загрузки логотипа компании, печати и подписи. Если у элементов есть фон — он автоматически убирается. Кажется, что ничего сложного, а по факту — 20 часов непрерывной работы. 

Или вот еще — решили, что выставленные через сервис счета нужно синхронизировать с другими модулями сервиса. Например: вы выставили счет контрагенту и у него автоматически сформировалась дебиторская задолженность. 

Продумали даже функцию «Счет просмотрен», чтобы можно было отслеживать, в курсе ли контрагент, что вы ждете от него оплату.  

В итоге сформированные в сервисе счета выглядят так:

Красиво же, правда?) Сформировать такой счет можно нажатием пары кнопок
Красиво же, правда?) Сформировать такой счет можно нажатием пары кнопок

Довольно простую на первый взгляд задачу мы усложнили настолько, что потратили на нее 4 человеко-месяца. 4 месяца, чтобы пользователь мог просто выставить счет на оплату???? Но мы хотели сделать жизнь предпринимателей проще и привлечь новых пользователей, поэтому о временных ресурсах особо не думали. 

В общем, допили все до почти идеального вида и торжественно выкатили обновление. Чтобы пользователи точно заметили такую классную и удобную фичу, добавили ее в главное меню сервиса, назвав «Счета». И тут началось… 

Реакция клиентов: вместо благодарностей просьбы убрать ЭТО из главного меню

Через несколько дней после выхода обновления в чат поддержки снова стали приходить сообщения. Нет, не от довольных пользователей. Оказалось, что «Счета» люди воспринимают, как банковские счета, поэтому постоянно тыкают туда, видят не то, что ожидали, и нервничают.

Но это полбеды — перенести пункт из главного меню не так сложно. Скоро выяснилось, что выставлением счетов почти никто не пользовался. Даже те, кто просил такую возможность, почему-то игнорировали обновление. 

Конечно, некоторые оценили обновление и стали выставлять счета через Adesk. Но даже они периодически присылали в чат поддержки замечания: то печать не так ставилась, то подпись съезжала. 

Интересно, что основная часть комментариев была именно про оформление — если бы мы изначально не занимались украшательством, потом не пришлось бы ничего допиливать
Интересно, что основная часть комментариев была именно про оформление — если бы мы изначально не занимались украшательством, потом не пришлось бы ничего допиливать

В какой-то момент хотелось вообще отказаться от этого выставления счетов, убрать его из сервиса и сохранить в памяти только как печальный опыт. Когда эмоции утихли, решили все же оставить инструмент, но из главного меню его убрали. 

Сейчас счета через Adesk стали выставлять чаще, хотя вау-эффекта, на который мы изначально рассчитывали, так и не произошло. Но та ситуация заставила нас пересмотреть подход к обновлениям — теперь мы таких ошибок не допускаем. 

Как выпустить новый инструмент и не облажаться: советы для тех, кто не хочет спустить время и деньги в трубу

Мы все еще остаемся клиентоориентированным сервисом — слушаем, что говорят пользователи, стараемся максимально облегчить работу с Adesk, но теперь следуем трем правилам:

  1. Проверять, есть ли реальная потребность в том или ином инструменте.

  2. Проверять, правильно ли мы проверили в п.1.

  3. Начинать с малого: сначала MVP, а уже потом разные украшательства. 

Система работы над обновлениями такая: получаем идею → общаемся с пользователем, чтобы понять реальный юзеркейс → решаем, стоит ли брать в работу  → находим пути реализации минимумом ресурсов. 

Часто задумка отваливается уже на первом этапе — во время общения с пользователем. Например, может выясниться, что решить проблему пользователя можно имеющимся функционалом. Если забираем идею в работу, стараемся сделать сначала «пробный», но уже жизнеспособный вариант, а потом допиливаем его по фидбэку от пользователей. 

Нужно быть готовым, что ваша задумка провалится. Скажу больше — скорее всего, так и будет.

В общем, шишек мы тогда набили — не делайте как мы. Лучше сразу следуйте советам, выстраданным мной на собственном опыте — сэкономите кучу времени, нервов и денег. 

  1. Выявляйте реальные потребности клиентов: зачем это нужно, как собираются использовать. Например, когда запускали в разработку «Согласование платежей», выяснили, что люди не хотят бегать по кабинетам с бумажным счетом или спамить на почту – в этом и была главная потребность. 

  2. Подбирайте решение, которое закроет максимум юзеркейсов. Но, разумеется, минимально возможными усилиями. Разные красивости лучше оставить на потом — на начальном этапе важно, чтобы разработка выполняла основную задачу и закрывала потребность. 

  3. Подумайте, всем ли нужна ваша разработка. Возможно, имеет смысл сделать ее дополнительным модулем и подключать по запросу. Так вы и потребность закроете, и раздражать никого не будете. 

  4. Вкладывайте ресурсы в разработку, только когда убедитесь в востребованности идеи. Грамотно управляйте ресурсами своей компании и временем сотрудников, чтобы потом не писать на vc, как ваша идея провалилась, а вы потратили на ее реализацию 4 человеко-месяца.

Когда-нибудь мы с командой снова вернемся к «Выставлению счетов» и сделаем их реально крутым инструментом, но подойдем к процессу осознаннее.

Комментарии (15)


  1. DMGarikk
    13.04.2023 10:20
    +2

    Например: вы выставили счет контрагенту и у него автоматически сформировалась дебиторская задолженность.

    А почему вообще счет может создавать дебиторскую задолженность? Счет это просто бумажка с ценой и в некоторых случаях отражение брони товара… но не более


    1. aborouhin
      13.04.2023 10:20

      Предположу, что очень много договоров предусматривают, что оплата производится в течение N дней с момента выставления счёта. Но это не общее правило, конечно.


    1. rodionovstepan Автор
      13.04.2023 10:20

      Это сделали для удобства пользователя. В случае выставления счета на предоплату нет необходимости дополнительно заводить дебиторскую задолженность и совершать еще какие-то действия.


      1. aborouhin
        13.04.2023 10:20

        Тут, похоже, классический пример, который очень хорошо приводить, рассказывая про необходимость внедрения ubiquitous language согласно заветам DDD :)

        Под "дебиторской задолженностью" продажники понимают одно (то, что выставлено и надо напоминать об оплате), бухгалтера - другое (то, что можно отразить в учёте), а юристы - третье (то, что можно взыскать в суде). Вы, похоже, реализовали отражение дебиторки в понимании продажников, а DMGarikk говорил про дебиторку в понимании бухгалтера.


      1. sap058
        13.04.2023 10:20

        чтобы делать сервис фин учета, для начала нужно разобраться в бухучете!

        счет - не равно реализации, даже в случае его полной оплаты


  1. aborouhin
    13.04.2023 10:20

    Главная интрига не раскрыта - а почему те, кто просили функцию выставления счетов, ей в итоге не пользовались? Они хотели чего-то иного (может, красивый логотип был не так важен, как что-то, что Вы пропустили)? Или они изначально не ведали, чего хотят? Вы же с ними наверняка после внедрения функции пообщались на эту тему?


    1. rodionovstepan Автор
      13.04.2023 10:20

      Вся история о том, как делать не надо) Мы некорректно провели кастдев до того как перейти к разработке, а после того, как выкатили получили очень много комментариев по лишней доработке. Притом количество пользователей, которые пользовались этой фичей, осталось незначительным.

      Были такие пользователи, которые даже говорили "перейдем к вам, если будет функция выставления счетов". Но как и о любых намерениях, спрашивать об этом было не совсем корректно в рамках кастева.


      1. aborouhin
        13.04.2023 10:20
        +2

        Ну это я прочитал. Меня вот именно та группа, которая просила, но не стала пользоваться, заинтересовала. Даже если она изначально была невелика и не стóило ради неё бросаться в бой - есть же этому какая-то причина.


        1. rodionovstepan Автор
          13.04.2023 10:20

          Когда мы выкатили фичу, эта категория юзеров как раз и ей стала пользоваться, но присылала много пожеланий по доработке — упоминал об этом в части про реакцию клиентов. Но этих пользователей было мало. А мы рассчитывали, что раз есть часть которая просит, то те, кто не просят тоже хотят, но просто молчат)


  1. aborouhin
    13.04.2023 10:20
    +1

    P.S. Кстати, глянул Ваш сайт. Я практически Ваша ЦА - малый бизнес на несколько юрлиц/ИП, сводящий управленческий учёт в Excel'е. Так вот, выставление счетов лично мне было бы удобно делать именно из этого сервиса. Если в нём, конечно, одновременно есть удобный функционал ведения договоров, на основании которых эти счета и выставляются (не понял по сайту сходу).

    Увы, по понятным причинам облачные решения для таких вещей не рассматриваются от слова "совсем", придётся свои велосипеды дальше делать...


    1. Protos
      13.04.2023 10:20
      +1

      Предложите им сделать сервис коробочным?


      1. aborouhin
        13.04.2023 10:20
        +1

        Думаю, если у существенного количества пользователей такой запрос возникнет - и без моих предложений self-hosted версию выкатят.

        Но я прекрасно понимаю и связанные с реализацией этого проблемы, и то, что в малом бизнесе этим мало кто заморачивается. Так что эта фича ещё более нишевая и ещё более трудоёмкая, чем обсуждаемое выставление счетов :)


    1. rodionovstepan Автор
      13.04.2023 10:20

      А почему не рассматриваете облачные решения, если не секрет?


      1. aborouhin
        13.04.2023 10:20
        +1

        Ответил в личку.


  1. TsarS
    13.04.2023 10:20
    +3

    Интересно, если было назвать "Выставление счетов", а не "Счета" - это сбивало бы с толку?