В 2020 году объём платных образовательных услуг на душу населения в России достиг 4479 рублей (для сравнения — в 2010 году этот показатель составлял всего 2283 рубля). Образование становится всё более прибыльной и конкурентной средой, эффективные методики обучения в которой очень ценятся. Создание собственного рабочего способа обучения — значительный интеллектуальный труд. Однако не всегда понятно, как можно защитить результаты этого труда.
Патент на изобретение
Согласно статье 1350 ГК РФ, изобретение — это либо техническое решение, относящееся к продукту, либо способ, причём под способом подразумевается именно действия над материальным объектом при помощи материальных средств. Отдельно уточняется, что не регистрируются решения, заключающиеся только в предоставлении информации, а также правила и методы интеллектуальной деятельности. Преподавательские методики редко попадают под такие условия.
Способ обучения редко имеет объективное выражение. Кроме того, обязательным условием регистрации изобретения является достижение определённого и измеримого технического результата. Всё это усложняет регистрацию. Нетехнические характеристики (например, визуальная привлекательность) не могут быть признаны за результат. То же самое относится к абстрактным понятиям — нельзя просто указать на «повышение эффективности» обучения при использовании методики.
Тем не менее, как показывает практика, авторы находят способы выполнить все условия и получить полноценный патент. Вот несколько примеров:
Патент №2746496 от 2021 года на обучение катанию на беговых лыжах. Акцент делается на обучении именно взрослых людей с разным уровнем подготовки, а также на этапности и обоснованности последовательности действий. В качестве измеримого результата указан как минимум сокращённый срок подготовки в 8 занятий.
В патенте 2003 года №2256236 на способ обучения чтению автор описывает поэтапное использование аудио и визуальной информации. В качестве технического результата указано «повышение эффективности и интереса», но также упомянуто формирование навыка образного чтения. Отличие методики в отказе от подхода, когда ребёнок читает сначала буквы, потом слоги, а потом базовые фразы.
Патент №2312400 описывает способ обучения геометрии, зарегистрированный в 2005 году. По сути описывает не методику преподавания, а устройство для её осуществления — несколько полупрозрачных плёнок с изображениями геометрических фигур, которые учитель и учащиеся сдвигают относительно друг друга.
Встречаются патенты, описывающие способ изучения не целостного предмета или навыка, а конкретной операции. Например, патент №2425707 описывает обучение конкретно нижней передаче в волейболе.
Регистрируемые методики не ограничиваются школьными предметами и спортом. Например, патент №2780749 описывает систему и способ обучения локомотивных бригад тягового подвижного состава. Патент №2763108 — способ обучения детей программированию при помощи конструктора. Однако в обоих случаях запатентована не столько последовательность действий преподавателя, сколько используемое устройство. Без применения дополнительных приспособлений чаще регистрируются патенты, связанные с приобретением физических навыков. Например, патент №2788551, описывающий способ обучения скоростной стрельбе.
Существует также требование к неочевидности регистрируемого подхода к обучению. Просто скомбинировать известные приёмы и подать это как новый метод не получится. Вероятность выдачи патента выше, если в способе обучения задействованы особые технологии и приспособления. Чтобы получить патент на обычную последовательность действий, желательно, чтобы имелись доказательства повышенной эффективности обучения.
Авторское право
Патент защищает идею или концепцию, очень сложно охватить им всю методику преподавания. Зато можно создать пособие или учебник и всё, что находится внутри (тексты, картинки) — будет защищаться авторским правом. Авторское право при этом можно даже не регистрировать — по закону оно принадлежит автору с момента создания произведения или его части.
Впрочем, в статье 1259 ГК РФ сказано, что авторские права не распространяются на методы, а также способы решения организационных и иных задач. В пункте 80 Постановления Пленума от 23.04.2019 № 10 отдельно указывается, что методики обучения не защищаются авторским правом.
Закон будет защищать исключительно текст пособия, причём если удастся доказать его творческий характер. Если кто-то использует похожие принципы для формирования собственной методики, доказать вину нарушителя будет крайне сложно. Тем не менее, способ остаётся рабочим.
Чтобы защита была более высокой, нужно подтвердить дату создания произведения. Для этого используются разные способы:
Текст распечатывается и отправляется по почте самому себе. Конверт хранится закрытым, на почтовом штампе должна быть хорошо видна дата.
Два экземпляра направляются нотариусу. Последний подтверждает, что автор обратился к нему конкретного числа для фиксации результатов интеллектуального труда. На одном из экземпляров ставятся все нужные подписи, а второй остаётся на хранение у нотариуса.
Отправка произведения в компанию, оказывающую услуги по депонированию. Сама организация в ответ выдаёт свидетельство о том, что произведение было получено ими в определённую дату.
В любом случае стоит учитывать, что защите будет подлежать только материальная форма.
Программа
Если обучение может осуществляться через компьютерную программу, то программный код также можно зарегистрировать. Защита будет осуществляться так же, как и для авторского права, но регистрация будет проводиться через Роспатент. Примеры зарегистрированных программ в области обучения:
№2017617781 — обучение русской жестовой речи;
№2015611935 — обучающие ролики по решению задач для школьников;
№2018666696 — обучение иностранным языкам с учетом психофизиологических особенностей обучающегося.
Товарный знак
Товарный знак по сути вообще не защищает саму преподавательскую методику. Однако его регистрация значительно упрощает дальнейшую рекламу и распространение материала, защищая от появления на рынке дубликатов по тем же названием. Если методика будет пользоваться спросом, то зарегистрированное название создаст монополию на использование уже сформировавшегося у аудитории образа.
Например, зарегистрирован товарный знак №775218 «методика Дмитрия Петрова» от полиглота, занимающегося преподаванием иностранных языков. Название своей методики также зарегистрировал в товарном знаке №826695 Дуглас Доман, занимающийся реабилитацией детей с задержкой развития.
Так или иначе, при использовании любого подхода методику обучения сложно полноценно защитить. Авторское право защищает только материальную форму, патентное — только концепцию. К тому же сложно будет на практике доказать, что кто-то использовал чужую методику. В такой ситуации лучше использовать все имеющиеся возможности для защиты.
О сервисе Онлайн Патент
Онлайн Патент – цифровая система №1 в рейтинге Роспатента. С 2013 года мы создаем уникальные LegalTech-решения для защиты и управления интеллектуальной собственностью. Зарегистрируйтесь в сервисе Онлайн-Патент и получите доступ к следующим услугам:
Онлайн-регистрация программ, патентов на изобретение, товарных знаков, промышленного дизайна;
Подача заявки на внесение в реестр отечественного ПО;
Опции ускоренного оформления услуг;
Бесплатный поиск по базам патентов, программ, товарных знаков;
Мониторинги новых заявок по критериям;
Онлайн-поддержку специалистов.
Больше статей, аналитики от экспертов и полезной информации о интеллектуальной собственности в России и мире ищите в нашем Телеграм-канале.
Получите скидку в 2000 рублей на первый заказ. Подробнее в закрепленном посте.
Комментарии (3)
lexa
17.04.2023 19:46+1Что-то прирост в 2 раза за 10 лет не впечатляет, это рост 7% годовых, примерно в темпе инфляции.
Откуда взялась идея про рост образовательных услуг?
Dynasaur
Получить патент можно на что угодно. Но это скорее маркетиногвый ход ("у нас своя патентованная методика!"), чем способ что-то защитить. Доказать в суде, что кто-то использует твою методику, если он переписал примеры и упражнения не реально.
А может, наоборот. Это способ шантажировать всех преподавателей на свете. Все ведь учат все предметы примерно в одном порядке. Запатентовать такой порядок обучения и требовать со всех компенсации.
sokolovps Автор
Вы правы, но опять-таки есть патентные тролли, а есть инновационные компании. Вспомним, сколько патентов у условной Coursera, которой есть что патентовать. Но, к сожалению, не все действуют как она или их коллеги по сектору...