Привет!

Меня зовут Козурова Марина. Я инженер обеспечения качества компании Синимекс.

Когда-то я начинала свой путь в IT с просмотра видеолекций, чтения статей, изучения большого количества всевозможных материалов. Я искала много информации о том, каково это, работать в IT-компании. В чем заключается работа тестировщика? Чем занимаются другие специалисты?

Я прошла путь от новичка, далекого от сферы IT, до инженера обеспечения качества. Работая в компании, я помогала другим новичкам, присоединявшимся к моему проекту, быстрее адаптироваться к новым условиям. Наблюдая за собой и другими людьми в процессе работы, я сделала несколько важных выводов, о которых хочу вам рассказать.

В данной статье я приведу топ-5 моих советов для новичков, которые будут полезны независимо от специализации:

  • тем, кому ещё предстоит работать в сфере IT;

  • тем, кто недавно пришел в профессию и, возможно, уже работает как junior-специалист.

Когда ты только приходишь на проект, то довольно сложно понять, что вообще происходит вокруг: люди разговаривают на странном языке аббревиатур и используют неизвестные тебе слова, система выглядит как темный лес, ты никого не знаешь… И несмотря на всё это, тебе нужно разобраться в происходящем - не самая простая задача для новичка. Поэтому будет круто, если каждый будет знать, как нужно действовать в некоторых распространенных ситуациях.

Я уверена, что каждый начинающий специалист сможет почерпнуть для себя что-то полезное из этой статьи, что позволит меньше переживать и больше наслаждаться своей работой.


TL;DR

Совет 1. Задавай вопросы

Совет 2. Всегда совершенствуй свои знания и навыки

Совет 3. Work-life balance наше все

Совет 4. Говори о проблемах

Совет 5. Soft-skills очень важны


Совет 1. Задавай вопросы

Если хочешь получить интересующую тебя информацию, то действенный способ – задавать вопросы. 

Важно учесть, что получая ответы на свои вопросы, нужно записывать всю новую информацию! Не стоит задавать одни и те же вопросы коллеге каждый день просто потому, что ты забыл(-а) ответ. Иначе получается, что ты не ценишь время других и рискуешь остаться без помощи в самый неподходящий момент.  

Многие боятся лишний раз спросить о чём-то старших коллег. Довольно распространенные мысли при этом:

  • “Коллеги решат, что я тупой(-ая)”.

  • “Не хочу мешать”.

  • “Я могу  сделать всё сам(-а)”. 

Переживать по этому поводу – нормально. Все люди в чём-то сомневаются, чего-то боятся. Думаю, каждый из нас проходил этот этап, особенно когда только начинал заниматься чем-то новым. Более опытные специалисты также переживают, когда им предстоит работать в новой должности, проекте или компании. 

Рассмотрим несколько последствий, которые могут быть, если не задавать вопросы:

  • Неправильно выполненная задача из-за недостатка информации.

  • Не уложились в сроки выполнения задачи, так как самостоятельный поиск информации занял большое количество времени.

  • Переработки в связи с первыми двумя пунктами.

  • Репутационные и/или денежные потери (например, если не успели вовремя отдать новую функциональность заказчику), причиной которых могут быть первые два пункта.

Если есть хотя бы малейшая вероятность, что задача может быть неверно понята, стоит уточнить у ее автора: «Я правильно понимаю, что нужно сделать…», «Мне нужно сделать…, чтобы получить…». В том случае, если непонятно вообще ничего, то стоит сразу сказать об этом.

Выводы:

  1. Задавай вопросы, если понимаешь, что ничего не понимаешь. 

  2. Ищи информацию и тех, кто может ей обладать.

  3. Веди конспект, записывай информацию, полученную от старших коллег.

  4. Уточняй, правильно ли ты понял(-а) задачу.

  5. Если чего-то не понимаешь, говори об этом прямо, проси подробностей.

Совет 2. Всегда совершенствуй свои знания и навыки.

Старайся браться за задачи, которые требуют от тебя обучения чему-то новому. Если у тебя есть возможность выбрать из двух задач, например:

  • первая задача – легкая, быстрая и простая, по известной функциональности и т.д.;

  • вторая задача – по неизвестной функциональности, требующая изучения нового инструмента и т.д.,

то отдавай предпочтение второму типу задач.

Решая такие задачи, ты будешь искать новую информацию и сразу отрабатывать ее на практике. Это позволит тебе использовать новые знания и сразу видеть результат их применения в рамках проекта.

Важно: необходимо предупредить того, кто ставит задачу, о том, что ты ни разу не работал(-а) с инструментом или незнаком(-а) с функциональностью, так как это позволит учесть возможные риски и заложить больше времени на задачу. 

Бывают случаи, когда на проекте возникает простой - нет задач, не работает стенд, отключили свет в офисе и многое другое. В таких случаях у тебя появляется время, которое ты можешь потратить на свое обучение. 

Вот несколько примеров того, на что можно потратить время с пользой для себя: 

  • почитать книгу;

  • попросить коллегу поделиться своим опытом за чашкой чая или кофе;

  • проходить обучающий курс;

  • посмотреть записи конференций, которых очень много в бесплатном доступе;

  • разбираться с новым инструментом, фреймворком.

Чтобы обучаться, совсем необязательно сидеть за книгами и зубрить. Кроме того, обучаться можно прямо на проекте. 

Если обычно приходится работать с одной частью системы, то попробуй изучить соседние части, будь то микросервисы, базы данных или менеджеры очередей. Смотри вокруг, разбирайся, как компоненты связаны между собой и как они взаимодействуют. Все эти знания помогут тебе более полно и правильно работать с системой: исправлять дефекты или локализовать их, описывать изменения системы.

Выводы:

  1. Простой на проекте – отличная возможность заняться своим обучением.

  2. Не обязательно читать книги, чтобы учиться чему-то новому.

  3. Изучай систему, с которой работаешь.

  4. Выполняй новые для себя задачи.

Совет 3. Work-life balance наше все

Когда ты только приходишь в профессию, тебе все интересно. Многие начинают задерживаться на работе, работать по-тихому в выходные, потому что хочется все попробовать и узнать побольше нового. 

Жизнь превращается в постоянную смену нескольких видов деятельности: работа, обучение, сон, работа, снова обучение… 

При этом довольно распространенное явление – новички не делают перерывов во время выполнения задачи или целого рабочего дня! Причины такого поведения могут быть разные, их мы рассмотрим чуть позже. 

Чем чревата длительная работа без перерывов и отдыха? Мозгу необходимо обработать поступающую из окружающего мира информацию, поэтому если ее очень много, то качество и скорость обработки заметно падают. Таким образом, наши внимательность и память ухудшаются, думать становится все сложнее, а гениальные идеи посещают все реже. 

Обилие сложных задач, стресс и переработки приводят к профессиональному выгоранию куда быстрее, чем от них ждешь. Отсутствие перерывов и отдыха также сказываются на общем самочувствии, поэтому после работы человек часто чувствует себя «выжатым желтым цитрусом», кислинку которого сейчас каждый почувствовал во рту. Нет сил и желания делать что-то для себя или близких, что в дальнейшем порождает еще большее количество проблем. 

Стресс растет, самочувствие становится все хуже и хуже. Решение может потребовать довольно жестких мер и много времени, поэтому важно заметить и предотвратить такую ситуацию как можно раньше.  

Рассмотрим несколько распространенных причин переработок и отказа от перерывов у начинающих специалистов в сфере IT.

«Осталось немного, быстро доделаю задачу и пойду отдыхать» 

Даже если кажется, что осталось совсем мало, то поверь, так только кажется. С очень большой вероятностью «быстро» затянется, потому что кто-то отвлечет, появятся новые подробности по задаче, возникнет какая-то проблема и т.д. В итоге закончить быстро скорее всего не получится и времени понадобится куда больше, чем предполагалось. Кроме того, так как на данную задачу уже ушло какое-то время, то после перерыва можно взглянуть на задачу свежим взглядом. Это может помочь найти более рациональное и правильное решение.

«Я неверно дал(-а) оценку по задаче. Если я не поднажму, то не закончу работу в обозначенный срок»

Начнем с того, что идеально точно дать оценку по задаче не может никто. Сколько бы опыта у тебя не было, все равно есть риски, которые невозможно заложить в оценку. Это абсолютно нормально. Если появляется понимание, что ты не можешь выполнить задачу в установленный срок, то предупреди тимлида, руководителя проекта – всех заинтересованных лиц. Думаю, понятно, что речь идет не о случае, когда не успеваешь выполнить задачу, потому что пробездельничал(-а) весь день. 

Если ты будешь торопиться закончить задачу в установленный срок, то можешь допустить большое количество ошибок: неправильно доработать код, пропустить баги, неверно протестировать функциональность. 

«Я еще полон(-а) сил и решимости сделать задачу по максимуму! Перерывы и отдых для слабаков! Ничего плохого не случится, если я сегодня посижу подольше»

Если у тебя остались силы после рабочего дня - это очень круто. Потрать эти силы на хобби, прогулку по улице или просто встреться с друзьями. Смена обстановки позволит тебе зарядиться энергией и отдохнуть, что увеличит твою продуктивность на следующий рабочий день. Другими словами, меняй свой фокус с работы на что-то другое, как бы тяжело это не было. Это позволит тебе оставаться бодрым, а мозгу - лучше справляться с информацией.

Выводы:

  1. Делай небольшие перерывы во время работы над задачей.

  2. Не задерживайся на работе по собственному желанию.

  3. Не торопись без необходимости, так как это влечет за собой ошибки.

  4. Переключай внимание на то, что вызывает у тебя положительные эмоции.

  5. Не забывай про хобби!

Совет 4. Говори о проблемах

Довольно распространённая проблема среди новичков на ряду с отсутствием вопросов и уточнений – умалчивание проблем, которые могут быть довольно критичными.

Этот совет относится не только к профессиональной деятельности, но и к повседневной жизни. 

Очень важно вовремя сообщить о трудностях, чтобы можно было быстрее решить проблему и двигаться дальше. 

Если ты не можешь выполнить задачу в срок, сразу сообщи об этом тимлиду и/или руководителю проекта. 

Когда я только начинала свой путь в обеспечении качества, то столкнулась со следующей ситуацией: мы заканчивали тестировать новую функциональность, которую заказчик ждал с нетерпением. Работы было очень много, но мы укладывались в отведенные сроки. Пришел день Х: все критичные баги исправлены, некритичные дефекты оформлены в Jira. Команда проекта выложилась по максимуму. Но тут произошло то, чего я не ожидала…

Я отлично знала систему, все ее внутренние взаимосвязи и слабые места, но из-за сильной усталости, стресса и огромного объема работы я пропустила несколько критичных багов. Если говорить кратко, то не работала основная функциональность части системы. Эмоции, которые возникли у меня, когда я после небольшого перерыва на очередную кружку кофе вспомнила про эту часть системы и проверила ее неработоспособность, сложно передать словами. 

Команда тестирования уже закончила свои работы, команда разработки выдохнула, что закончились критичные баги. Конец рабочего дня, заказчик в предвкушении долгожданной функциональности…

Я сразу же пошла сдаваться тимлиду: максимально подробно описала ситуацию, ее критичность и последствия. 

Несколько следующих дней разработчики занимались этими багами, которые оказались довольно сложными для исправления.

В конечном итоге баги исправили, а заказчик получил полностью рабочую функциональность. 

Благодаря тому, что я призналась в своей ошибке и указала на большую проблему, мы не передали заказчику доработку с критичными дефектами. 

К сожалению, руководителю проекта пришлось договариваться с заказчиком о сдвиге сроков, но зато неприятной и неожиданной ситуации удалось избежать.

Если бы я промолчала, то последствия могли быть довольно печальными: заказчик сразу же нашел бы баги и сообщил о них. Пострадала бы не только моя репутация, как тестировщика данной функциональности, но и команды тестирования и компании в целом. 

Выводы:

  1. Не бойся рассказать о проблеме.

  2. Всегда помни о возможных последствиях своих действий.

Совет 5. Soft-skills очень важны

Каким бы крутым и знающим специалистом ты не был(-а), важно также быть хорошим коллегой, с которым приятно и легко работать. 

Если ты чего-то не знаешь или не умеешь, то всю необходимую информацию можно найти в Интернете или спросить у коллег. 

С soft-skills так просто не получится, так как это твои личные качества, работа над которыми требует большого количества времени, усилий и желания. 

Работа в сфере IT довольно напряженная и тяжелая в эмоциональном плане: сжатые сроки, сложные проекты, постоянные коммуникации с большим числом разных людей, большая ответственность, много неизвестности и рисков. Этот список можно продолжать долго.

Работать в одной команде с людьми, с которыми вы отлично ладите и понимаете друг друга – дорогого стоит. 

Работа в команде - один из основных навыков, необходимых для работы в сфере IT. Даже если ты будешь единственным аналитиком или тестировщиком на проекте, то у тебя всегда будет проектная команда. 

Работа в команде дает ряд преимуществ:

  • во-первых, таким образом люди могут достичь большего и лучшего результата; 

  • во-вторых, опыт работы в проектной команде можно использовать в повседневной жизни;

  • в-третьих, личный вклад каждого члена команды становится более ощутим.

Чтобы успешно работать в команде, важно уметь правильно выстраивать коммуникации с коллегами. 

Не обойтись и без чувства юмора, но нужно помнить, что юмор должен быть уместным. Не стоит шутить на встрече с заказчиком, когда обсуждаются серьезные вещи, если так не принято. И напротив, вовремя сказанная уместная шутка может разбавить напряженную ситуацию или сгладить конфликт внутри команды. На моем пути неоднократно встречались ситуации, когда юмор помогал взбодриться в тяжелые времена и идти дальше всей команде.   

Думаю, многие знакомы с таким понятием, как эмоциональный интеллект. Задумайся, можешь ли ты понять, что чувствует другой человек? Можешь ли ты понять его желания? А эмоции? 

Данный навык очень полезен при установлении контактов с другими людьми. Работая в команде, нужно помнить не только о своих потребностях и желаниях, но и о том, что чувствуют другие люди.

Мы кратко рассмотрели несколько soft-skills, но есть и другие, не менее важные. Стоит узнать свои сильные и слабые стороны, чтобы иметь возможность скорректировать свое поведение в определенных ситуациях.

Выводы:

  1. Хорошие soft-skills – залог хорошей атмосферы в команде.

  2. Старайся оттачивать и улучшать свои навыки взаимодействия как с коллегами, так и с друзьями и родными.

  3. Не бойся спрашивать у коллег мнение о себе - иногда очень полезно получить оценку со стороны.

Заключение

В данной статье я привела топ-5 советов, которые основаны на моем личном опыте и наблюдениях. Если бы я знала об этом в начале своего пути, то множество ошибок удалось бы избежать, а часть нервных клеток не погибла бы смертью храбрых. 

Сейчас я надеюсь, что данная статья поможет тебе обойти описанные грабли, чтобы собрать свои собственные и, возможно, также поделиться информацией о них ☺ 

Важно помнить, что если ты не знаешь, как поступить в определенной ситуации, то задай себе вопрос «А что будет, если я (не) сделаю это?». Это поможет тебе сделать правильный выбор в соответствии с ситуацией.

Желаю удачи. 

Верь в себя.

Комментарии (8)