За последнее десятилетие продакт-менеджерам цифровых продуктов удалось создать умопомрачительные смартфоны, самоуправляемые автомобили и устройства виртуальной реальности без применения продуктовой аналитики. Так почему же сейчас продакт-менеджерам нужно менять свой стиль работы?

Продуктовая аналитика, деятельность по оценке того, как конечные пользователи взаимодействуют с продуктом на постоянной основе, может значительно повлиять на повседневную работу продакт-менеджера. Эта статья посвящена тому, как продуктовая аналитика влияет на две ключевые обязанности каждого продакт-менеджера: составление дорожной карты функциональных возможностей (фич) и управление жизненным циклом программного обеспечения.

Анализ внедрения функциональных возможностей

Разве не здорово было бы знать, как и насколько активно клиенты используют ваш продукт? Как типичный продакт- менеджер, вы собираете информацию для своей дорожной карты из различных источников, включая клиентов, конкурентов, аналитиков рынка и внутренних стейкхолдеров, таких как разработчики, инженеры поддержки, специалисты по продажам и маркетингу. 

Вероятно, вы сопоставляете полученные данные со стратегией развития продукта (или с квотой продаж на следующий квартал, если вы находитесь в режиме выживания) и составляете дорожную карту функциональных возможностей. Но вся эта информация необъективна. Не имеет значения, сколько времени вы проводите с ключевыми клиентами, опытными или начинающими пользователями вашего продукта. Информация всегда будет зависеть от субъективного мнения, пока она представляет собой лишь точку зрения, а не реальные особенности использования выбранных пользователей. Более вероятно, что конечные пользователи укажут лишь на то, чего не хватает или не работает так, как ожидалось, чем расскажут о том, что уже применяется и используется ими каждый день.

Анализ внедрения функциональных возможностей с круглосуточным отслеживанием фактического использования вашего цифрового продукта открывает совершенно новый взгляд на то, что, когда и как часто используют ваши клиенты. Решения для анализа продукта, такие как Qt Insight, регистрируют и визуализируют процесс внедрения фич во времени по географическим регионам, группам пользователей и различным устройствам. Анализ внедрения фич регистрирует событие для каждого взаимодействия пользователя с элементами продукта, которые вы отметили как релевантные для изучения. Эти события анонимно загружаются в облачное решение, а затем агрегируются в содержательные графики. Таким образом, вы сразу поймете, используется ли фича в течение первых 2 минут клиентского путешествия, применяется ли она 20 раз в день, повторно (когда-либо) или только раз в год.

Скриншот отчета об использовании Qt Insight Beta 
Скриншот отчета об использовании Qt Insight Beta 

Фича, используемая всего один раз в год (или даже реже), может быть достаточно неплохой, если это то, что вам нужно. Представим, что у вас есть возможность сброса настроек вашего продукта к заводским, если конечный пользователь изменит их. Вы действительно хотите, чтобы эта опция работала, чтобы ваш продукт имел длительный срок службы и поддерживал экономику замкнутого цикла, но предполагаете, что она будет использоваться не часто. Важно, соответствует ли частота использования продукта вашим проектным ожиданиям. 

Фичи, которые, как вы считаете, приносят большую пользу, но не находят широкого применения в повседневной жизни, вполне заслуживают вашего внимания. Если пользователи не находят или не понимают функциональность, вы должны убедиться, чтобы лучше разместить или донести ее до них. В качестве альтернативы, фича может оказаться не такой ценной, как предполагалось, и вам следует пересмотреть вопрос о целесообразности ее усовершенствования и изменить ее расположение в навигации пользовательского интерфейса, чтобы она не занимала лишнее пространство. Вы же не хотите строить мост в никуда, расширяя функцию, которую никто не использует.

В борьбе с тем, чтобы не превратиться в фабрику по производству фич, продакт-менеджеры могут использовать анализ внедрения новых функциональных возможностей для составления дорожных карт, основанных на данных. Анализ внедрения фич служит дополнительным источником информации для принятия решений по продуктам.

Управление жизненным циклом программного обеспечения и удаление мертвого кода

Поверите ли вы мне, если я заявлю, что 25% кода в корпоративном программном обеспечении* никогда не используется? Могли бы вы представить, что 80% кода в облачных решениях** используется редко или вообще не используется? Эти результаты основаны на фактических данных, полученных Мюнхенским техническим университетом и компанией Pendo.io, крупным игроком на рынке аналитики облачных решений.

Как продакт-менеджеры, мы не стремимся создавать фичи, которые никто не использует. Если 25% программного кода, которым мы управляем, не используется, то мы тащим с собой значительное количество "мертвого груза". При условии, что мертвый код не будет выявлен и удален, мы (точнее, наши разработчики программного обеспечения) будем продолжать его поддерживать. Сопровождение включает в себя обновление сторонних библиотек, сканирование ненужного кода при тестировании безопасности и проникновения, обновление тестовых кейсов юнитов и графического интерфейса пользователя, а также модификацию для новых версий языков программирования или компиляторов. Таким образом, даже если никто не сообщает об ошибках в мертвом коде - что неудивительно, ведь его никто не использует — все равно существует значительный объем работы, связанный с ним. Не говоря уже о том, что мертвый код раздувает программное обеспечение, что приводит к ненужному хранению данных или потреблению памяти.

Скриншот визуализации пользовательского потока Qt Insight Beta
Скриншот визуализации пользовательского потока Qt Insight Beta

Решения по продуктовой аналитике обычно предоставляют средства, показывающие, как пользователи осуществляют навигацию в графическом пользовательском интерфейсе, определяя представления и элементы UI, которые остаются недостаточно используемыми. Продуктовая аналитика - это действенный подход к борьбе с эрозией программного обеспечения с течением времени. 

Помимо управления функциональными возможностями

Продакт-менеджеры получают больше пользы от продуктовой аналитики, чем от вышеупомянутых инструментов управления функциональными возможностями. Оптимизация процесса адаптации, улучшение соотношения "время - стоимость", выявление потенциальных премиальных фич, корректировка навигации пользовательского интерфейса и A/B-тестирование новых фич — вот лишь некоторые из других важных возможностей продуктовой аналитики.

Скриншот ежемесячного дашборда Qt Insight Beta 
Скриншот ежемесячного дашборда Qt Insight Beta 

Примеры в этой статье, касающиеся составления дорожных карт на основе данных и более интеллектуального управления жизненным циклом программного обеспечения, подчеркивают актуальность продуктовой аналитики для современных продакт-менеджеров. Так что да, продакт-менеджеры нуждаются в продуктовой аналитике, чтобы создавать еще более качественные продукты, чем в прошлом десятилетии, и сохранять актуальность своей работы.

Qt начала помогать компаниям с помощью собственного решения для продуктовой аналитики, Qt Insight. Если вы хотите узнать больше о преимуществах Qt Insight или попробовать его в действии, пожалуйста, ознакомьтесь с дополнительной информацией на нашей веб-странице здесь.

Заинтересованы в нашей электронной книге "Руководство по аналитике для продакт-менеджера"? Скачайте свою бесплатную копию здесь.

*Источник: Исследование Технического университета Мюнхена, "Насколько важен неиспользуемый код для сопровождения?", 2012 г.
**Источник: Исследование Pendo.io Inc., "Отчет о внедрении функциональных возможностей за 2019 год?", 2019 г.


Приглашаем всех желающих на открытый урок, на котором мы познакомимся с российской мобильной операционной системой Аврора и её основными особенностями. ОС Аврора — это современная операционная система, под которую разрабатывается множество проектов-приложений B2B и B2G. Мы посмотрим на среду разработки приложений Аврора IDE, на структуру и конфигурацию приложения. Для создания мобильных приложений под ОС Аврора используется технология Qt, для реализации графической части — QML.

В качестве примера будет продемонстрировано приложение, отправляющее уведомление в графическую подсистему Lipstick. Приложение будет связываться с системным сервисом с помощью технологии взаимодействия D-Bus. В коде приложения-примера будет подключаться и использоваться QML-плагин D-Bus, созданный для ОС Аврора.

Урок пройдет в преддверии старта курса «Разработка прикладного ПО на Qt и ОС Аврора». Записывайтесь по ссылке.

Комментарии (0)