Привет, Хабр! Меня зовут Анастасия Скворцова и я младший Frontend-разработчик в компании Учи.ру. Некоторое время назад я полностью поменяла профессию — из архитектуры и дизайна ушла в IT. Хочу рассказать, как у меня получилось найти работу в нестабильных условиях, с какими трудностями я столкнулась в первые дни и какие ошибки совершила.

Поиск работы: как важна настойчивость

Мой путь начался с Яндекс Практикума. Спустя год усердного обучения я попала на техническое собеседование. От волнений и переживаний некуда было деться: для успеха мне понадобились все знания, которые я приобрела за время учебы, упорство и немного валерьянки (ладно — много валерьянки). Потом меня пригласили на финальное собеседование, и его я тоже успешно прошла. Но обстоятельства рынка внесли свои корректировки, поэтому оффер я так и не получила. 

Понимая всю нестабильность ситуации и видя, как упал рынок вакансий для джунов, я решила действовать: нашла интервьюера в соцсетях, написала ему напрямую и сказала, что готова работать в команде бесплатно. Желание развиваться и получать конкретные навыки и опыт, решая реальные задачи, было у меня в тот момент сильнее стремления к финансовой выгоде. Формата «бесплатной работы» в компании не было, но получилось даже лучше: мне предложили что-то вроде стажировки, после которой я уже оформилась официально.

Всем новичкам я бы посоветовала тоже проявлять настойчивость при трудоустройстве: возможно, стоит пообщаться не только с рекрутером, но и напрямую с человеком, который ищет специалиста в команду. Проявляя такую настойчивость (подчеркну, что это именно настойчивость, а не навязчивость, как бы тараканы в голове не пытались обмануть), вы покажете свою заинтересованность и готовность вкладываться, что увеличит шансы на получение оффера. А если все-таки оффер проплыл мимо, вы получите полезную обратную связь — она поможет понять, какие навыки и знания подтянуть. 

И еще одна рекомендация: когда вы только начинаете путь в профессии, используйте любые возможности, которые дают компании. Стартануть со стажировки и потом устроиться на работу проще, чем сразу получить оффер.

Барьеры, которые мешают эффективной работе

На первой работе начинающие специалисты могут чувствовать тревогу из-за своего небольшого опыта в профессии. Так было и у меня — я боялась показаться недостаточно компетентной. Поэтому, когда что-то не понимала, старалась разобраться самостоятельно. Сейчас я знаю: это было неправильно. На решение каждой задачи уходило больше времени, и я тормозила команду. Пришлось поработать над собой, чтобы преодолеть страхи, которые мешали моему росту.

Вот какие еще установки могут вредить:

  1. Не уточнять задачу, если она не до конца ясна

Получая таск, я не всегда понимала, какой конечный результат от меня требуется. Но вскоре сообразила, что лучше досконально уточнять все вводные. Это вовсе не свидетельствует о некомпетентности джуна: логично, что новый специалист может не знать специфики, сформировавшейся в компании. 

  1. Стесняться просить о помощи в общем чате

Согласно опросу hh.ru, начинающие специалисты больше всего переживают, что не оправдают ожиданий работодателя. Мне тоже хотелось показать себя компетентной, и если что-то не получалось, я не писала об этом в общем чате, а искала решение сама или просила о помощи одного из коллег.

Не стоит бояться обращаться за помощью к коллегам, ведь для бизнеса важен результат работы всей команды. Если надолго засесть со своей задачей — это снижает общую эффективность. 

Постоянно писать в личные сообщения конкретному сотруднику тоже так себе идея, потому что у него может не быть времени, и он затянет с ответом. Или, наоборот, будет помогать в ущерб своей задаче. 

Лучшее решение — адресовать вопросы в общий чат команды (понять это помог мне мой наставник). Тогда на вопрос ответит тот, у кого есть на это время. И этот ответ может быть полезен кому-то еще в команде.

  1. Изучать новое, не следя за временем

Для решения рабочих задач мне нужно постоянно повышать свою квалификацию: гуглить, читать статьи. При непосредственном выполнении обязанностей я узнаю и пробую новые инструменты, подходы. 

Это интересно, но важно не «закапываться». Иначе есть риск затянуть с задачей и уменьшить производительность команды. Чтобы такого не происходило, я стала ставить себе лимиты по времени на изучение чужого опыта и новых инструментов.

Если что-то не получается, на поиск в интернете даю себе, к примеру, час. Дальше со всеми наработками иду в общий чат: рассказываю, какую задачу решаю и в чем не удается разобраться, затем описываю свои идеи, даю ссылки на ресурсы интернета и прошу совета. Такой подход очень классно работает.

Практики, которые могут помочь джунам

Когда вы впервые погружаетесь в рабочие процессы, на вас обрушивается тонна новой информации. И может показаться, что вы очень мало разбираетесь в теме. Но на самом деле, чем больше ваша область знаний — тем больше становится область неизведанного, с которым вы соприкасаетесь.

Я изобразила это на инфографике: знания находятся в окружности, а за ней — все то, что пока неизвестно. Поэтому не переживайте, что вы знаете не все, смело совершенствуйтесь и помните: без постоянного изучения нового невозможен профессиональный рост. 

В начале пути может помочь такая практика: оценивать задачу до того, как приступать к реализации. Выберите себе любую единицу измерения сложности (например, я измеряю сложность задачи в «попугаях»). 

Если задача кажется сложной, то я определяю, какие именно блоки вызывают трудности. И, в зависимости от ситуации, обсуждаю эти блоки с командой или закладываю время на самостоятельное изучение непонятных деталей. Такой подход помогает экономить время и дает понимание, сколько потребуется ресурсов на реализацию. Это довольно ценный навык, который всегда пригодится в работе. 

Чтобы справиться с синдромом самозванца, полезно регулярно делать заметки, что нового вы узнали и что вам удалось сделать. Старайтесь в конце рабочего дня выделять по 15 минут на подобную практику. Даже если ваша рабочая цель пока не достигнута, вы увидите, какие этапы прошли для получения результата. Еще такая практика помогает лучше запомнить то, что удалось узнать в процессе работы. 

Заключение

Мои рекомендации для джунов такие:

  1. Когда вы только погружаетесь в профессию, не бойтесь проявлять настойчивость и упорство, это поможет достичь желаемого результата. 

  2. Если сталкиваетесь с трудностями, не стоит отказываться от помощи коллег. С поддержкой опытных специалистов вы принесете больше пользы команде и сможете улучшить ваши навыки. 

  3. Формируйте навык оценки задачи и следите за своими успехами, чтобы лучше запоминать новые знания и повышать уверенность в себе.

Буду рада, если вы тоже поделитесь своими рекомендациями и расскажете о личном опыте: какие трудности были в начале карьеры, как вы с ними справлялись. Уверена, это будет полезно не только мне!

Комментарии (3)


  1. hlogeon
    07.06.2023 14:02

    Главная ошибка всех джунов, которая произрастает из обещаний курсов по программированию заключается в том, что они думают, что если они закончат какие-то курсы, то их на рынке с руками оторвут. Я ни разу в жизни не нанял человека, который просто закончил курсы. При этом нанимал очень много специалистов, которые не имеют профильного образования и ни одного курса никогда не закончили. Главная разница между ними вовсе не в курсах, как можно подумать на первый взгляд, а в интересе к профессии и понимании того, как применять свои навыки.

    Мой главный совет всем начинающим разработчикам, прошедшим через курсы - перестать думать, что они джуны. Назовитесь как угодно: интерн, стажер, трейни - не важно. Идите получайте практический опыт работы, делайте пет-проекты, углубляйте САМОСТОЯТЕЛЬНО свои знания, задавайте вопросы коллегам в интернете, помогайте еще более неопытным. Пройдите стажировку.

    Поймите простую вещь - вам никто не должен платить зарплату просто потому, что вы кому-то когда-то отвалили денег за курсы. Начинающий специалист в компании единица скорее вредная, чем полезная. Помимо того, что вы приходите и просите свои 60-80к\месяц, компания еще вынуждена тратить деньги на то, чтобы за вами приглядывали более опытные сотрудники и обучали вас. По этому первая работа - благо, за которое компания вполне могла бы и сама просить деньги. А вы такие приходите и по сути говорите: "знаете, я ничего не умею, никогда в IT не работал, не имею ни малейшего понятия о том, как устроены процессы, не могу оценить полезен ли я вообще, но дайте мне денег, потому что я потратился на курсы".

    Когда ко мне на собеседование приходит человек, который называет себя джуном, но он никогда ничего не делал, кроме проектов, которые предложили ему курсы - для меня это очень тревожный звонок. Человек не удосужился даже попробовать подумать над тем, как бы он мог применить свои навыки хотя бы в своем быту или для решения каких-то задач друзей\знакомых\себя любимого. Это отражает и желание развиваться в профессии и интерес к ней и перспективы такого разработчика.


    1. PavelKuptsov
      07.06.2023 14:02

      Курсы в принципе не плохой вариант старта, но люди которые сразу ищут офферы после них слишком много думают о значимости этих курсов . насколько пет проектов, поиск заказов на фриланс хорошо остужает "горячие головы".


      1. hlogeon
        07.06.2023 14:02

        Сами по себе, в отрыве от их маркетинга и продаж курсы не вредны. Но и сильно полезными я бы их тоже не называл) Польза есть, но в пересчете на единицу вложенных денег и потраченного времени она существенно ниже банального чтения книг.