В рамках обучения специальности «Сетевое и системное администрирование» студенты не только приобретают теоретические знания, но и активно применяют их на практике, используя виртуальные машины. Но с появлением новых технологий и возможностей мы решили упростить и автоматизировать этот процесс при помощи Terraform – инструмента инфраструктурного управления. Это позволило не только студентам более эффективно закреплять полученные знания, но и облегчило жизнь преподавателям и сотрудникам техникума. 

В статье преподаватель Международного центра компетенции – Казанского техникума информационных технологий и связи (МЦК-КТИТС) – рассказывает о своем опыте, и о том, как Terraform помогает автоматизировать процесс создания, изменения и удаления виртуальной инфраструктуры.

Прежде студентам приходилось тратить много усилий на самостоятельную настройку виртуальных машин для получения необходимых практических навыков. Это требовало времени и поиска конкретных ОС, а также создания и настройки ВМ. Однако самой горькой проблемой было удаление ВМ, которые были установлены студентами. Из-за этого студентам часто не хватало времени на выполнение заданий, что могло негативно отразиться на их успехах в учебе.

Также студентам приходилось сталкиваться с проблемой привязанности к конкретной аудитории и конкретному компьютеру. Но это еще не все, ведь в условиях большого потока студентов, ресурсы компьютера могут нагружаться до предела, а свободное дисковое пространство быстро заканчиваться.

С целью оптимизации приобретения практических навыков, мы приняли решение осуществлять практические занятия на выделенных серверах, ориентированных на учебный процесс по специальности «Сетевое и системное администрирование». Кроме того, мы внедрили решение Terraform, которое позволяет быстро и эффективно развернуть или удалить инфраструктуру, упрощая этапы обучения.

Terraform внес существенный вклад в наш образовательный процесс. В результате внедрения данной технологии студенты теперь могут легко и быстро настраивать свои ВМ, не тратя времени на создание и установку операционных систем. Это повысило эффективность занятий, позволило сразу приступить к работе и максимально использовать время на изучение необходимых навыков.

Одним из самых важных преимуществ является гибкость получения доступа к своим ВМ. Благодаря переходу на сервера и использованию Terraform, студенты могут подключаться к своим ВМ с любого компьютера, находящегося в сети техникума. Это гарантирует мобильность и комфорт в работе, что особенно важно в современном мире.

Кроме того, это позволило нам снизить нагрузку на компьютеры и существенно увеличить производительность. Все необходимые материалы и ресурсы теперь находятся на серверах, что упростило выполнение практических работ. В результате, мы получили более эффективную и продуктивную учебную среду, способную максимально выявить потенциал каждого студента.

Приведем пример того, как можно легко и быстро создать инфраструктуру из пяти виртуальных машин с операционной системой Debian.

Используя сервер Proxmox с уже установленной шаблонной машиной и благодаря коду мы можем легко склонировать необходимое количество ВМ с помощью специального параметра, и получить нужное нам окружение.

После того, как мы описали инфраструктуру, мы запускаем проверку (terraform plan) и построение инфраструктуры (terraform apply). В качестве вывода мы можем наблюдать то, что выполнит terraform.

Запуск команды terraform apply
Запуск команды terraform apply

Благодаря Terraform мы можем удобно руководить этими машинами и получить их IP-адреса, чтобы без труда передать их студентам и использовать для выполнения практических заданий.

Результат выполнения построения из консоли
Результат выполнения построения из консоли
Созданные ВМ из графической оболочки Proxmox
Созданные ВМ из графической оболочки Proxmox

Фархутдинов А.М., преподаватель ГАПОУ «МЦК-КТИТС»

Комментарии (0)