В рамках обучения специальности «Сетевое и системное администрирование» студенты не только приобретают теоретические знания, но и активно применяют их на практике, используя виртуальные машины. Но с появлением новых технологий и возможностей мы решили упростить и автоматизировать этот процесс при помощи Terraform – инструмента инфраструктурного управления. Это позволило не только студентам более эффективно закреплять полученные знания, но и облегчило жизнь преподавателям и сотрудникам техникума.
В статье преподаватель Международного центра компетенции – Казанского техникума информационных технологий и связи (МЦК-КТИТС) – рассказывает о своем опыте, и о том, как Terraform помогает автоматизировать процесс создания, изменения и удаления виртуальной инфраструктуры.
Прежде студентам приходилось тратить много усилий на самостоятельную настройку виртуальных машин для получения необходимых практических навыков. Это требовало времени и поиска конкретных ОС, а также создания и настройки ВМ. Однако самой горькой проблемой было удаление ВМ, которые были установлены студентами. Из-за этого студентам часто не хватало времени на выполнение заданий, что могло негативно отразиться на их успехах в учебе.
Также студентам приходилось сталкиваться с проблемой привязанности к конкретной аудитории и конкретному компьютеру. Но это еще не все, ведь в условиях большого потока студентов, ресурсы компьютера могут нагружаться до предела, а свободное дисковое пространство быстро заканчиваться.
С целью оптимизации приобретения практических навыков, мы приняли решение осуществлять практические занятия на выделенных серверах, ориентированных на учебный процесс по специальности «Сетевое и системное администрирование». Кроме того, мы внедрили решение Terraform, которое позволяет быстро и эффективно развернуть или удалить инфраструктуру, упрощая этапы обучения.
Terraform внес существенный вклад в наш образовательный процесс. В результате внедрения данной технологии студенты теперь могут легко и быстро настраивать свои ВМ, не тратя времени на создание и установку операционных систем. Это повысило эффективность занятий, позволило сразу приступить к работе и максимально использовать время на изучение необходимых навыков.
Одним из самых важных преимуществ является гибкость получения доступа к своим ВМ. Благодаря переходу на сервера и использованию Terraform, студенты могут подключаться к своим ВМ с любого компьютера, находящегося в сети техникума. Это гарантирует мобильность и комфорт в работе, что особенно важно в современном мире.
Кроме того, это позволило нам снизить нагрузку на компьютеры и существенно увеличить производительность. Все необходимые материалы и ресурсы теперь находятся на серверах, что упростило выполнение практических работ. В результате, мы получили более эффективную и продуктивную учебную среду, способную максимально выявить потенциал каждого студента.
Приведем пример того, как можно легко и быстро создать инфраструктуру из пяти виртуальных машин с операционной системой Debian.
Используя сервер Proxmox с уже установленной шаблонной машиной и благодаря коду мы можем легко склонировать необходимое количество ВМ с помощью специального параметра, и получить нужное нам окружение.
После того, как мы описали инфраструктуру, мы запускаем проверку (terraform plan) и построение инфраструктуры (terraform apply). В качестве вывода мы можем наблюдать то, что выполнит terraform.
Благодаря Terraform мы можем удобно руководить этими машинами и получить их IP-адреса, чтобы без труда передать их студентам и использовать для выполнения практических заданий.
Фархутдинов А.М., преподаватель ГАПОУ «МЦК-КТИТС»