После ухода крупных иностранных производителей с рынка российские компании стали искать альтернативные способы получения необходимых товаров. И если напиток, сильно похожий на кока-колу, мы получили быстро, то заменить некоторые вещи было не так легко. В частности, это касается серверных комплектующих и оборудования для дата-центров. Однако товары по-прежнему поставляются на российский рынок — благодаря параллельному импорту.
Меня зовут Кирилл Малеванов, я технический директор Selectel. В начале 2022 года мы столкнулись с ситуацией, когда нужно искать новые способы получения оборудования, одним из которых стал параллельный импорт. В статье расскажу об особенностях этого метода на рынке IT-инфраструктуры и о рисках, с которыми придется столкнуться.
Параллельный импорт до 2022 года
Официально понятие «параллельный импорт» появилось в документах в марте 2022 года.
Ранее глобально ввозом продуктов под брендами — например, Adidas или IKEA — занималось локальное представительство. Допустим, везу я через границу тысячу кроссовок Adidas — на таможне меня обязательно спросят: «А где разрешение на ввоз и продажу?» Если такого разрешения нет, я должен идти непосредственно к Adidas, чтобы компания «авторизовала» меня на определенную партию.
Сейчас, с уходом брендов и локальных представительств, на таможне вопросы задавать не будут — где ты взял большую партию товара и есть ли официальное разрешение на ввоз в Россию. При условии, конечно, что этот бренд есть в списке Минпромторга. Поэтому мы можем покупать новые iPhone, кроссовки Nike, New Balance и другие продукты ушедших брендов.
«Параллельный импорт» в том или ином виде существовал еще в 70-80-хх годах. Тогда это явление, впрочем, было связано с «челночниками». Эти люди везли крупные партии джинс Levis и те же кроссовки, но не для продажи в официальных магазинах. В 1990-е годы параллельный импорт коснулся рынка запчастей для машин. Представителей многих зарубежных компаний, производящих автомобили, в стране не было, а вот машины этих производителей — Renault, Peugeot, Audi, Opel и другие — были. И для них были нужны запчасти. Последние закупались массово и распределялись по ремонтным мастерским. Закупались также «нелегально», без разрешения на ввоз от компании, но и без дополнительных вопросов на таможне.
По сути, в 2022 году список товаров, которые можно ввозить без дополнительных вопросов, просто расширился. У Минпромторга появились документы с перечнем компаний, которые можно импортировать на территорию России без согласия правообладателя.
Особенности параллельного импорта на рынке IT-оборудования
Параллельный импорт в первую очередь касается консьюмерского оборудования — того, что нужно большинству людей. Продукты, которыми пользуются отдельные компании, достать параллельным импортом гораздо сложнее — их просто меньше на рынке.
Если говорить про интересы телеком-операторов, то сейчас в списке Минпромторга есть практически все сетевое оборудование — Cisco Systems, Huawei, Juniper, Nokia. Есть все электрическое оборудование — ABB, Schneider Electric. Можно ввозить без дополнительного разрешения электрооборудование, рассчитанное на консьюмерское потребление, — автоматы на 16, 32, 40 Ампер (такие вы можете обнаружить в щитке дома).
Для дата-центров нужны более мощные автоматические выключатели — на 250, 400, 640 Ампер. Такие автоматы производят в тысячу раз меньше, их сложнее достать. Но сама по себе компания-производитель в списке Минпромторга есть.
В предыдущей статье я подробно рассмотрел существующие альтернативы для провайдеров IT-инфраструктуры — от источников бесперебойного питания до программного обеспечения для серверного сегмента.
Важные для Selectel компании есть в списке, разрешающем параллельный импорт, но это не гарантирует, что мы с легкостью можем получить это оборудование. У параллельного импорта есть несколько особенностей, которые влияют на транспортировку товаров. Давайте рассмотрим каждый из них.
Дополнительное звено в цепочке поставок
Раньше, чтобы купить оборудование — возьмем для примера Schneider Electric, мы шли к российскому представителю компании. Сообщали, что нам нужно и в каком количестве. Там нам составляли ценовое предложение — могли согласовать скидку с главным офисом Schneider. После официальный представитель предлагал воспользоваться услугами одной из трех логистических компаний, которые занимаются транспортировкой товаров Schneider в Россию. У нас был выбор, уверенность в сделке, официальные коммуникации и партнер.
Сейчас мы не можем идти напрямую к представителям Schneider. Но можем взаимодействовать с логистическими компаниями, которые закупают у них товары и развозят по странам. При этом нам приходится обращаться сразу в несколько таких компаний, а не в одну. Так мы немного снижаем риски, которые сильно возросли в последнее время. Мы можем не получить заказанную партию оборудования, если на другом конце цепочки заподозрят, что товар собирается в Россию.
Итак, в цепочку поставок добавляется в лучшем случае еще одно звено — назовем его «компания-прослойка», чтобы спрятать конечного потребителя. Сейчас есть три самых популярных пути для поставок:
- Через Китай, причем через островной, а не материковый, — Гонконг, Тайвань.
- Через Среднюю Азию — так называемый «Шелковый путь».
- Через Ближний Восток — Дубай, Эмираты, Абу-Даби, Катар.
Повышенная стоимость и пошлины
Раньше мы работали, условно, с тремя логистическими компаниями, которые поставляли оборудования под честное слово партнера: что они все упакуют, растаможат, доставят. Сейчас же мы работаем с 60+ компаниями-прослойками, которым еще платим дополнительный процент за доставку. Даже перекладывание бумажки из одного ящика в другой будет стоить определенный процент, который каждая компания определяет по-своему. Все это повышает стоимость заказа примерно в два раза.
Нужно помнить, что параллельный импорт не исключает пошлины и НДС на ввоз товаров. К примеру, на ноутбуки, телефоны и планшеты сборы достигают до 5% от стоимости продукции. При этом для некоторых позиций Россия отменила таможенные пошлины. К ним относятся технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, а также сырье и материалы, которые будут использоваться при реализации крупных проектов, важных для экономики.
Возможно, эти тексты тоже вас заинтересуют:
→ Разделяй и властвуй: как развивалась сеть Selectel
→ Сетевое резервирование в дата-центрах: решаем задачку про двух велосипедистов
→ Shawarma as a service: как создать бота для заказа шавермы
Риски для российских компаний
Заказ может не прийти
Если раньше мы оценивали риски из серии «товар приедет на несколько месяцев позже», то сейчас существует реальная угроза, что товар не приедет вообще. Неправильная информация на таможне, задержки производства или отказ компании отгружать партию — все это может стать причиной того, что товар в итоге до нас не дойдет.
Раньше мы могли купить 100 штук блоков-розеток, заключив один рамочный контракт на все розетки, и быть уверенными, что они приедут к назначенной дате. Сейчас, чтобы купить 100 штук блоков-розеток, мне надо заключить 10 контрактов от 8 до 12 штук товара в каждом. При этом нужно держать в голове, что к назначенной дате часть из них точно не приедет, а 10% от заказа, возможно, не приедет никогда.
Сложно доставать «малотиражное» IT-оборудование
Ввозить товары, которые производитель выпускает большими партиями, намного легче. Например, Intel производит миллион чипов. Шанс того, что несколько тысяч чипов попадут в Россию по параллельному импорту, выше, чем у 20-тонного дизельного генератора. Производитель выпускает всего 400 таких генераторов в год, поэтому легко может отследить их распространение.
Трудности с сервисным обслуживанием
До 2022 года товар ненадлежащего качества можно было вернуть по гарантии или вызвать инженера-представителя поставщика, который бы пришел с запчастями и все починил.
Сейчас сервисное обслуживание стало либо сильно дороже, либо просто недоступно. Вышедшую из строя железку по-хорошему нужно вернуть туда, где мы ее купили. Но вы ведь помните, как мы ее покупали? Напрямую не вернешь, а отправить через ту же компанию-прослойку — непростая задача. Тем более, последние далеко не всегда к этому готовы.
Как предыдущий опыт подготовил нас к параллельному импорту
Пандемия и кризис полупроводников стали серьезным испытанием для компаний всех стран мира. Резко вырос lead-time на все оборудование: компании потеряли гибкостью в приобретении товаров, которые ранее могли купить здесь и сейчас.
Конкретно Selectel стал закаляться еще в 2013-2014 гг. — тогда производители сократили число оборудования, которое хранилось на локальных складах. Оплатить и получить товар с доставкой в течение нескольких дней мы уже не могли — все оборудование нужно было заказывать и ждать из-за рубежа. При этом гарантий, что заказ придет вовремя, не было. Тогда мы начали учитывать эту погрешность в планировании закупок. Хотя новые условия все больше расширяют период ожидания.
В начале февраля 2022 года мы заказали серверное оборудование для наших дата-центров, а получили его в марте 2023-его. Производитель до последнего не отгружал товар, боясь санкций. Теперь мы закладываем дополнительное время от нескольких месяцев до года, чтобы «железо» в конечном счете попало на склад Selectel.
Достаточно давно мы намеренно стали расширять круг вендоров, с которыми работаем. Сейчас это помогает нам оставаться гибкими в выборе оборудования для IT-инфраструктуры. Если мы не можем заказать товары у одного вендора, всегда есть возможность получить у другого. Например, вместо серверов Supermicro мы можем использовать HPE, Dell, Inspur. Это дает некоторую уверенность в завтрашнем дне и веру в то, что для нас параллельный импорт не остановится.
Про работу с вендорами рассказывали на последнем сетевом митапе — Selectel Network MeetUp. Обсудили, как работать в мультивендорном мире и почему специалистам важно уметь работать не с одним, а с несколькими брендами сетевого оборудования
Комментарии (14)
cahbe
22.06.2023 12:07+12- А тут у нас прихожая, а тут ванна...
- А там что?
- А это спальня горит, не обращайте внимание, мы пожарных в прошлом году вызвали, вот вот приедут, или не приедут. Или приедет только бригада без шлангов, но бригада будет точно.
Как то так получается
TsarOrgasmatron
22.06.2023 12:07+2Половину информации из статьи можно в цитатники вставлять для таможенных пабликов, со словами :а у нас клиент вот такое учудил - и скрин текста.
Параллельный импорт был всегда. По сути, это серые грузы, когда покупает одно лицо и делает документы для другого лица. Просто раньше так уходили от налогов, а сейчас доставляют запрещенку.
Но делать по 100500 прослоек - зачем? У меня клиент сделал себе 3 юр. Лица, одно в эмиратах, другое в Турции. Заказывает все на эти лица, а эти лица уже в процессе перегрузка меняют локацию на Новороссийск.
Да, с Новороссийск ом есть проблемы, там блочат море, очереди, долгая логистика в целом, выходит дороже. Но даже логистика не в 2 раза дороже, не говоря о перепродаже от одного юр лица другому.
Что касается торговых марок. То наличие товара в списке минпромторга не спасает фирму от банальных кар на таможне. У тебя могут запросить информацию о том, где и кем введены товары с ТМ в оборот. И если везешь паль, то это могут обнаружить и завести административку/головку, с конфискацией и уничтожением. Но пока на моей практики паль не ловили.
З. Ы.
Поэтому, если у вас цена доставки выросла в 2 раза, это кривой вэд специалист, который занимается этими схемами, а не всеобщая проблема.
semennikov
22.06.2023 12:07+2Видите ли подакцизный товар фирме у которой российский собственник просто тупо не продадут, значить есть еще какие то прослойки, есть налоги в стране пребывания, есть таможенные платежи (а они есть, даже если поменяли локацию), есть тупо зарплата сотрудников иностранных юрлиц, есть прямые потери и все вместе как раз и наберется на удорожание поставки хорошо если в 2 раза, а то может и в 4. Просто удорожание цены доставки скрыто в накладных расходах.
victor_1212
22.06.2023 12:07+4> «Параллельный импорт» в том или ином виде существовал еще в 70-80-хх годах. Тогда это явление, впрочем, было связано с «челночниками». Эти люди везли крупные партии джинс Levis и те же кроссовки, но не для продажи в официальных магазинах
однако быстро история забывается, крупная партия = большой срок, везли многие, но помалу, челночники это ближе к перестройке
unreal_undead2
22.06.2023 12:07Да, в 70-80е - это фарцовщики. Те же джинсы меняли в Питере на водку у финнов, которые ради этого надевали на себя в поездку две пары - партиями это назвать сложно.
PyerK
22.06.2023 12:07+4Хорошая статья, спасибо!
Последнии дни многие страны озаботились соблюдением санкционного давления. В связи с чем криминализируют ответственность за обход и несоблюдение санкций. Понятное дело что в первую очередь в группе риска резиденты и юрлица расположенные там. Но почитав законы некоторых стран которые первыми ввели уголовную ответственность, я не увидел что эта ответственность не распространяется на граждан России. Какой шанс быть арестованным (или экстрадированным) по прилету в такую страну за организацию параллельного импорта (контрабанды)? Вы рассматриваете для себя такой риск ?
eyeDM
22.06.2023 12:07+5Ну хотя бы для "пакета яровой" оборудования хватает? Есть, чем запросы пользователей "фильтровать" и куда тонны нерасшифровываемого траффика записывать?
nikolz
22.06.2023 12:07+1В 90-е ввоз электроники из США в РФ по серым схемам, минуя официальных представителей фирм в Европе, обходился до 40% дешевле, а ввоз чипов из Тайваня челноками обходился на 50% дешевле. Что изменилось? Таможня большую мзду берет или посредников много наплодилось?
offline268
22.06.2023 12:07+1Но сейчас-то 23 год, а не 90е. Изменилось то, что с РФ иметь дела не кошерно, можно получить некислый штраф, а то и посерьезней. Это же относится и к различным прослойкам. Поэтому и прослоек больше и схемы длинней.
JohnSelfiedarum
В дизель - генераторы могли бы и сами производить - зачем нам праллелограм?
semennikov
Ну да, можем. Потом. Года через 2 если сильно повезет. Дело в том, что мы их конечно производили, и далеко не все специалисты ушли на радугу, да и сохранилась часть военных предприятий где до сих пор продолжают глубоко убыточное производство. Но! Надо денег. Много денег. Где взять? Под чьи гарантии? Ладно, денег нашли. Где будем строить? Старые помещения точно не годятся, их надо капитально ремонтировать. Нужно закупить новое оборудование. Где? Срок поставки? Ладно, нашли наших индокитайских братьев, договорились, и они даже прислали, правда с опозданием. И с инструкцией на языке то ли хинди, то ли мандарин. И даже нашли конструкторов и технологов, и они - вот чудо! - разработали РКД для данного предприятия(взять старое или у соседей не получиться, у них гранаты не той системы). Собрали! Запустили!!! И он даже 2 часа проработал. Дальше продолжать?
victor_1212
>Потом. Года через 2 если сильно повезет ...
на эту тему посмотрите свежие материалы ПМЭФ, сессия «Горизонт-2040, Россия на карте мира», много любопытного, например профессор Безруков призывает начать переговоры с Индией и Китаем, вице-премьер Белоусов считает что «долю армии в ВВП нужно доводить до 50%», а философ Дугин призывает спросить "земский собор, юношей, детей, матерей, старцев, обратимся к классикам", он считает что " ближе к 2040 году надо прочно встать на курс построения полноценного государства-цивилизации и даже гравитацию не признавать, так как «это западное изобретение»", про гравитацию конечно довольно неожиданно, типа чем она ему помешала, но образ мыслей примерно понятен, чучхе на следущие 30-40 лет
см.
https://www.mk.ru/politics/2023/06/15/aleksandr-dugin-na-pmef-vystupil-s-plamennoy-rechyu-o-nelyudyakh.html